Живопись глазами химика.

Автор: Комкова Марина Борисвна

Дата публикации: 21.03.2016

Номер материала: 1059

Презентации
Химия
9, 10, 11 Классы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа No 16»

Учитель: Комкова Марина Борисовна


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Способствовать кругозора связей образовательных между учащихся, знаниями расширению

областей;

пониманию

из разных

Охарактеризовать материалы, живописи;

применяемые вещества в

и

Создать связи применением.

свойств целостное материалов представление с их

о


СОДЕРЖАНИЕ. I. Живопись как вид изобразительного искусства и как

действенное средство общественного воспитания. 1. Виды живописи. 2. «Анатомия живописи». II. Химические вещества и материалы в живописи.

1. Краски – что это такое? Типы красок. Изготовление красок. 2. Пигменты. Их классификация и свойства. 3. Воска – что это такое? Их свойства и классификация. 4. Масла, применяемые в живописи. Типы масел. Высыхающие жирные масла и процесс их затвердевания.



ВИДЫ ЖИВОПИСИ:

монументально- ➢ декоративная

станковая


декорационная

миниатюра


«АНАТОМИЯ ЖИВОПИСИ»



АНДРЕЙ РУБЛЁВ


Краски


Масляные;

Темперные;

Клеевые;

Восковые.


МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ

Минеральные природные

Их готовят из натурального сырья простым перетиранием и отмучиванием. Они не только просты в изготовлении, но и наиболее прочны и дешевы. К ним относятся: цветные «земли» , железные руды, цветные камни.

Их получают путем химического синтеза: одни- прокаливание высокими температурами, другие- соединение нескольких различных веществ при высоких температурах, третьи- осаждением в жидкостях, четвертые- соединениями некоторых металлов с кислотами.

Минеральные ➢ искусственные


Пигменты.


Пигменты

Минеральные Органические Металлические

Природные Искусственные

порошки

Мел Известь Каолин Охра Мумия Умбра Сурик железный Перекись марганца Графит

Белила цинковые Белила титановые Белила свинцовые Литопон сухой Крон цинковый Умбра жженая Сажа малярная Зелень цинковая Оксид хрома Лазурь малярная

Пигмент желтый Пигмент алый Пигмент красный Пигмент голубой Киноварь искусственная

Пудра алюминиевая Пыль цинковая Бронза золотистая


Химический состав пигмента

обуславливает его главные свойства:

термостойкость, коррозионную и

химическую устойчивость, цвет.

Содержание

в пигментах должно быть

минимальным, так как под действием

воды они вымываются.

водорастворимых

солей


Дисперсность пигмента влияет на BCe eTO ocHOEHI e CEO CTE2. -en

TOHEIIIG *IaCTIVILIEI, TeM BEIIIIG

УКры ВИСТОСТЬ И КраСЯПЦaЯ способность пигмента.

Полидисперсный COCT£ IB. IIIVTTMIGIEITT£. ПОЗВОЛЯeТ ПОЛУЧИТЬ ПЛОТНОе Покрытие при минимальном pacxote cera orero


2) Укрывистость

Укрывистостью называют

способность пигмента при

IOa BHOMIGIO HOMI HI8 HIC C G HIIII Ha.

OIHOLIBGTEIVECO IIOIBGE KRIOGTE IIG.JLaTE невидимым цвет последней. Наилучшая укрывистость

IOC TIITÄ GTC H IIJOIT PICII OJIB BOBB HIIPI

частиц пигмента 0,2-10 мкм.


3) Красящая способность

-

-

Красящая способность — способность пигмента передавать свой цвет смеси с белым пигментом. -

-

-


4) Маслоёмкость

Маслоемкость — это способность частиц пигмента удерживать на своей

поверхности определенное количество масла. Выражается она в граммах на 100г пигмента и колеблется обычно от 40 до 100. Поскольку стоимость связующего масла (олифы) обычно выше, чем пигмента, более экономичны пигменты с малой маслоемкостью. Кроме того, чем меньше связующего требуется для получения краски малярийной консистенции, тем более долговечным будет покрытие.


Светостойкость характеризуется способностью пигмента сохранять свой цвет при действии ультрафиолетовых лучей. Большинство природных пигментов – светостойки , некоторые органические пигменты обесцвечиваются в процессе эксплуатации.


Щёлочестойкость – способность пигмента не изменять свой цвет при соприкосновении со щелочными растворами ( цементные системы). Нещёлочестойкие пигменты не применяют для изготовления красочных составов , наносимых на поверхность бетона. Щёлочестойкими являются почти все природные пигменты, а также многие искусственные (титановые белила, оксид хрома; органические пигменты «алый» и «оранжевый»).


Воска – жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур 40 – 90 °С, стойки к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений.


ВОСКА

Животные К воскам пчелиный, шерстяной (ланолин), получаемый промывке шерсти, спермацет, добываемый жира животным

кашалота. относят

и

овечьей

при

из

Растительные К карнаубский выделяемый листьев бразильской пальмы, канделильский др. растительным из

,

и


ВОСКА

Ископаемые К ископаемым – озокерит , церезин и монтанный, выделяемый из торфа или бурого угля.

Синтетические Синтетические воска получают из нефтяных парафинов полимеризацией этилена.


МАСЛА

Жирные высыхающие масла Жирные масла способностью образовывать в промежутка твердые ним ореховое, конопляное, белой (тунговое) течение относятся: акации, обладают

соединения. высыхающие

маковое, определенного

и другие.

времени

масло на древесное льняное,

воздухе

К

Эфирные неомыляющимся Часть способность без производные каменноугольного керосин, ксилол, Большинство являются химически Эфирные остатка. из тетралин, бензин, них веществами

масла малоактивными. улетучиваться К имеет нефти из ним них

относятся толуол, маслам.

декалин. дёгтя: относятся

и

к


ПРОЦЕСС ВЫСЫХАНИЯ МАСЛЯНЫХ КРАСОК МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ЭТАПА:

подсыхание масла с образованием пленки

засыхание масла с образованием твердой поверхности

полное сквозное затвердение масляного слоя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современные промышленные предприятия выпускают материалы весьма высокого качества, и тем не менее художники иногда предпочитают собственноручно изготавливать необходимые им для работы холсты и краски. Для этого нужно знать и изучать свойства химических веществ, используемых в современной живописи.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.

1. Гринберг, Ю.И. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987. 2. Егоркин, В.Ф., Кирюшкин, Д.М., Полосин, В.С. Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы.- М.: Просвещение, 1965. 3. Журналы «Химия в школе» , 2003-2004. 4. Зданчук, Г.А. Химический кружок: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1964. 5. Кудрявцев, Е.В. Техника реставрации картин.- М., 1948. 6. Киплик, Д.И. Техника живописи.- М.: Л.,1960. 7. Ненарокомова, И.С. С веком наравне.- М.: Молодая гвардия,1977. 8. Сланский, Б. Техника живописи/ пер. с чеш., 1962. 9. Титова, И. М. Вещества и материалы в руках художника.- М.: Мирос, 1994.