Конспект урока изобразительного искусства на тему: «Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция»

Автор: Романова Роза Валерьевна

Дата публикации: 22.03.2016

Номер материала: 1085

Конспекты
Изобразительное искусство, Художественно-эстетическое развитие, Библиотекарь, Классный руководитель
3 Класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ошлань
Богородского района Кировской области

Окружной конкурс «Учитель года - 2016»

Номинация «Педагогический дебют»

Конкурсное задание «Урок»

Конспект урока изобразительного искусства
«Композиция планов. Композиция движения.
Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция»

Подготовила:

Романова Роза Валерьевна, учитель изобразительного искусства МКОУ СОШ с. Ошлань Богородского района Кировской области.

с. Ошлань
2016


Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

Тема «Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

Доминирующая дидактическая цель: создать условия для знакомства учащихся с композицией планов, композицией движения, базовыми формами в композиции и в рисунке, портретной композицией на примере картин кировского художника Андрея Широкова.

Триединая дидактическая цель:

образовательная:. создать условия для формирования знаний о композиции планов, композиции движения, базовых формах в композиции и в рисунке, портретной композиции.

развивающая:создать условия для развития эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, проявления детьми познавательного интереса, развития аналитических умений, критического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом.

воспитательная: создать условия для формирования уважительного отношения к культуре и искусству Родины, своего народа, воспитание чувств любви к своей Родине, художественно-эстетического вкуса, нравственных качеств, потребности в освоении ценностей мировой культуры, использования приобретённых знаний и умений для формирования собственной культурной среды.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:выражению положительного отношения к процессу познания, желанию узнать новое, проявить внимание; осознавать роль прекрасного в жизни человека;уважительно относится к другим людям; развитию интереса к художественно-творческой деятельности; развитию чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров.

Обучающийся получит возможность для формирования: устойчивого положительного отношения к занятиям художественным творчеством; мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; ценностного отношения к искусству портрета; мотивации к новым знаниям и умениям, совершенствованию приобретенных навыков; умения реализовать собственный творческий потенциал, применять полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; чувства сопричастности, осознания себя как члена общества, как гражданина, ответственного за сохранение культуры.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится: настраиваться на успешную деятельность; умениюпринимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;определять последовательность выполнения заданий в соответствии с учебной задачей, в том числе представленных в рисунках и схемах.

Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл предложенных в учебнике заданий;выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; творчески выполнять задания, выбирая из нескольких вариантов выполнения работы приемлемые для себя.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится: расширять представления о живописи, осуществлять поиск дополнительной информации, в том числе в справочном материале учебника, из других источников, включая контролируемое пространство Интернета; ориентироваться в способах решения художественной задачи; использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:делать сравнения и формулировать выводы; самостоятельно пользоваться схематическими изображениями, знаками, символами; соотносить различные произведения по форме; передавать свои впечатления в виде речевого высказывания; представлять информацию в виде небольшого сообщения.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; проявлять инициативу, участвовать в создании групповых работ; уважать мнение учителя и одноклассников, учитывать его в процессе обсуждения, предлагать свои варианты выполнения задания.

Обучающийся получит возможность научиться: высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое мнение о произведении живописи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, практический.

Средства обучения:

для учителя: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Композиция», учебник «Изобразительного искусства» С. Г. Ашиковой 3 класс (система Занкова), картины А. Широкова «с. Ошлань»(2000г.), «с. Ошлань»(2005г.), «Церковь в с.Бутырки»(2000г.), «Заморозки»(1994г.), «В октябре» (1994г.), портрет «Антон» (2000г.), карточки с планом работы, карточки с творческим заданием учащимся, карандаш, альбомные лист, набор для рефлексии;

для обучающихся: альбом, карандаш, ластик, учебник «Изобразительного искусства» С. Г. Ашиковой 3 класс (система Занкова).


Конспект урока:

Этап урока

 Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся

 Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вести у вас урок изобразительного искусства. Меня зовут Роза Валерьевна. Как себя чувствуете? Вам хорошо? Посмотрите друг на друга, на гостей и улыбнитесь.

Подготовка к работе, настрой на работу.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое, проявить внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Открытие темы.

- Я учитель изобразительного искусства в Ошланской средней школе Богородского района. У нас с вами одна общая Родина.

- Как называется наша Родина?(Россия)

- Правильно. А как называется наша малая Родина? (Кировская область)

- Вы любите свою Родину? (Да)

- Я тоже люблю свою малую Родину. Художники в своём творчестве также отражают любовь к своей Родине. Сегодня на занятии мы будем изучать новый материал на основе произведений разных эпох, стилей, жанров и разных художник, в том числе кировского художника Андрея Широкова(фото).

- А какую тему мы сегодня будем изучать вы определите сами, по листочку, которые у вас на партах. Зрительно проводите линии и составьте одно слово.

- Какое слово получилось?(Композиция)

-А что такое композиция? Где вы с ней встречались? Давайте сформулируем понятие.

- Композиция – это расположение объектов на изображении, согласно замыслу художника в строгой соподчинённости их между собой.

- Какие жанры с изображением композиции вы знаете? (слайд натюрморт)

- Но мы сегодня познакомимся более подробно с композицией, узнаем композицию планов, композиции движения, базовые формы в композиции и в рисунке, композиционный центр, композиция группового портрета. Это будет планом нашего занятия.

Отвечают на вопросы учителя. Формулирую тему урока.

Личностные:формирование уважительного отношения к другим людям; развитие интереса к художественно-творческой деятельности;формирование устойчивого положительного отношения к занятиям художественным творчеством; формирование чувства сопричастности, осознания себя как члена общества, как гражданина, ответственного за сохранение культуры.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя; определять последовательность выполнения заданий в соответствии с учебной задачей, представленных в схемах;

Познавательные: расширение знаний о живописи.

Коммуникативные: учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;предложение своих вариантов выполнения задания;

3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

- Так значит, какие задачи будем решать сегодня на уроке.

- А для чего нам нужно знать это? (чтобы быть внимательными, наблюдательными, уметь видеть красоту вокруг нас, красоту родной природы, а может быть кто-то из вас будет художником или искусствоведом и знания, полученные на уроке вам пригодятся).

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят задачи урока

Личностные: обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Регулятивные: организация учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся

планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, строитьпродуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;предложение своих вариантов выполнения задания;

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий; рефлексия результатов деятельности

4. Изучение нового материала

-Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам художественного музея. Итак, первый зал: «Композиция планов»

- Посмотрите на картину кировского художника А. Широкова. Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции. В картине изображен окружающий мир, в котором есть пространство (ближе - дальше). Это планы.

Как выдумаете, как называется план, который художники обычно прорабатывают более тщательно, на фоне картины  выделяют четко и контрастно? (Передний)

Как называется план, который почти полностью сливается в фоном? Это всего заметнее в пейзажах, где изображены большие пространства и дали.

- Дальний план.

- Но в картинах других жанров изображаются объекты более приближённые и более удалённые от зрителя. К среднему плану можно отнести несколько разноудалённых предметов, поэтому используют также выражение промежуточные планы (один или несколько).

- Посмотрите, ребята на картину «с. Ошлань» назовите и покажите что изображено на переднем, дальнем и среднем плане?

- И так, сделайте вывод о том, какие композиции планов существуют. (Существуют передний, дальний и средний планы, художники их пишут по-разному)

- А сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа посетит свой зал. Группы формируем по рядам. Сейчас вы берете в какой зал пойдёте. Каждая ряд получает задание. Посмотрите на слайд. На работу 3 минуты.

Задания:

  1. Объяснить, что означает композиция?
  2. Какие приёмы использует художник, чтобы показать эту композицию?
  3. Приведите примеры картин.

- Переходим в следующий зал «Композиция группового портрета».

- Здесь я вас познакомлю с законом равновесия.

- Ребята, где вы в жизни встречали равновесие? (на весах в магазине, на качелях)

- Художники в своём творчестве также используют равновесие. Посмотри, пожалуйста на слайд и расскажите с помощью каких средств достигается равновесие в композиции? (Размер)

- А вот на этом слайде показано, что можно изобразить уравновешенную и неуравновешенную композицию. С помощью какого средства это сделано? (Цвет)

-Ребята, как вы думаете, эта картина уравновешена или нет? (предлагаю картины и спрашиваю, какая из них уравновешена и не уравновешена).

- Мы совершили экскурсию по залам музея. Давайте выполним задание на карточке.

Рассматривают картины.отвечают на вопросы учителя.

Вытягивают карточку с названием залов «Композиция движения», «Базовые формы в композиции и в искусстве», «Композиционный центр».

Самостоятельно читают учебник и рассматривают картины в учебнике.

Готовятся к устному выступлению.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают картины.

Личностные: первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; интерес к художественно-творческой деятельности; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; умение реализовать собственный потенциал для выполнения учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;определять последовательность выполнения заданий в соответствии с учебной задачей, в том числе представленных в рисунках и схемах; понимать смысл предложенных в учебнике заданий; выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

Познавательные: расширение своих представления о живописи, осуществлять поиск информации, в учебнике;использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;делать сравнения и формулировать выводы;соотносить различные произведения по форме;передавать свои впечатления в виде речевого высказывания; представлять информацию в виде небольшого сообщения.

Коммуникативные: уважать мнение учителя и одноклассников, учитывать его в процессе обсуждения, предлагать свои варианты выполнения задания;высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет: (Покачивание туловища вправо, влево)

Раз наклон и два наклон, (Пружинистые наклоны)

Зашумел листвою клён. (Руки поднимаем вверх, машем ими)

Выполняют действия.

Регулятивные:умение настраиваться на успешную деятельность; умению принимать и сохранять задачу учителя, выполнять действия.

6. Практическая часть

Наиболее ценной композицией является та, от которой нельзя ничего отнять или прибавить. Сейчас мы с вами постараемся изобразить композицию группового портрета. Кого бы вы хотели изобразить на портрете? Кого вы любите больше всего?

Не зря говорят, что любовь к Родине начинается с любви к маме.

-В преддверии Международного женского дня 8 марта. Мы нарисуем портрет мамы, но чтобы композиция получилась уравновешенной сколько человек нужно нарисовать?

- Вы можете нарисовать портретную композицию из 2 или 3  человек.

- Сегодня мы сделаем общий набросок композиции. Какбудем располагать лист бумаги? (горизонтально)

- Где расположим композицию? (в центре)

- Итак, рисуем крупный набросок в центре листа бумаги.

Я буду вам показывать, как определить композиционный центр, как сделать общий набросок и как расположить фигуры.

Сейчас ничего рисовать не нужно. Смотрим, запоминаем.

- А сейчас выполняем рисунок карандашом.

Отвечают на вопросы учителя. Делают общий набросок группового портрета.

Личностные:интерес к художественно-творческой деятельности;устойчивого положительного отношения к занятиям художественным творчеством; мотивации творческого самовыражения, сотрудничества; формированияценностного отношения к искусству портрета;умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;формирование ценностного отношения к искусству портрета;

Регулятивные:определять последовательность выполнения заданий в соответствии с учебной задачей, в том числе представленных в рисунках и схемах;творчески выполнять задания, выбирая из нескольких вариантов выполнения работы приемлемые для себя;

Познавательные: ориентироваться в способах решения художественной задачи и самостоятельно их; самостоятельно пользоваться схематическими изображениями, знаками, символами;

7. Сообщение о домашнем задании.

- Домашнее задание дорисовать портретную композицию. Вы можете «одеть» своих близких в русский народный костюм, используя варианты орнамента, изображенные в учебнике.

Слушают и записывают информацию о домашнем задании.

Личностные: – интерес к художественно-творческой деятельности;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя.

8. Подведение итогов.

Мы совершили с вами экскурсию по залам художественного музея.

Давайте повторим по каким залам, что мы с вами сегодня узнали.

Зал «Композиция планов». Существуют несколько планов: передний, средний, задний и промежеточный.

Зал «Композиция движения». Куда движется предмет, там должно быть больше места.

Зал «Базовые формы в композиции и в рисунке». Сравниваем с геометрической фигурой (кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником или многоугольником, овалом и т.д)

Зал «Композиционный центр». Его выделяют: цветом, контрастом, объёмом, освещённостью. Центр в первую очередь должен привлекать внимание зрителя. Иногда расположение главного образа картины по замыслу художника может быть на дальнем плане.

Зал «Композиция группового портрета». Наиболее ценной является та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которой нельзя ничего прибавить. Нужно учитывать равновесие по цвету и размеру в композиции.

Выполняют задания на карточках.

Личностные:умение сотрудничества с учителем и сверстниками,проявлять инициативу, участвовать в процессе обсуждения; интерес к художественно-творческой деятельности; осознание практической значимости изученного материала.

Регулятивные: самоанализ и самоконтроль.

Коммуникативные: формирование собственного мнения и развитие умения аргументировать его; развитие умения формулировать выводы.

9. Рефлексия

А сейчас я попрошу вас создать групповую композицию. Мы любим свою Родину и родную природу. У вас столах лежат цветы. В зависимости от вашего настроения выберите цветок и прикрепите на фон. Если на уроке было всё понятно - на передний, понятно, но есть ещё вопросы – на средний, совсем непонятно - на задний план.

Спасибо за работу. Мне было приятно с вами работать.

Оценивают своё настроение и участвуют в создании групповой композиции.

Личностные:интерес к художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные: проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ.