Конспект открытого занятия "Конь вороной" (знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – конём)

Автор: Корх Ольга Юрьевна

Дата публикации: 23.03.2016

Номер материала: 1110

Конспекты
Изобразительное искусство, Познавательное развитие, Дополнительное образование
3, 4, 5 Классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ЮНОСТЬ»

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Отдел художественного творчества

Направление: «Роспись по дереву»

Конспект открытого занятия                                          «Конь вороной»

(знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – конём)

                                 

для детей  младшего и среднего школьного возраста

(с 8 до 14 лет).

               

             

Корх  Ольга  Юрьевна

  педагог  дополнительного образования

МБУДО ДЮЦ «Юность»

        

2015 год

Тема занятия

«Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – конём.

                                                     

Цель:

 - познакомить детей с новым приёмами и новым персонажем Городецкой росписи - конём. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи, знакомство с традициями Городца.

                                                   

Задачи:

Развивающая:

 - развивать фантазию,  самостоятельное и коллективное мышление, творческое  воображение, расширение кругозора, совершенствование свободного владения кончиком кисти

Воспитательная:

-воспитание художественно эстетического вкуса, трудолюбия, настойчивости в достижении цели, аккуратности, воспитание наблюдательности, внимания, коммуникативных качеств у ребенка, умение работать в коллективе.

 

Обучающая:

- Научить выделять характерные особенности росписи.

- Научить определять значение цвета.

- Сформировать у учащихся умение рисовать элементы росписи и правильно их компоновать.

- Воспитать интерес и любовь к истории России.

- Развивать нравственные и эстетические чувства.

                                    Оборудование кабинета:

- столы

- стулья

- мольберт или доска для демонстрации примеров мазков и работой кистью

                                           

Материалы:

Для педагога: кисти, краски гуашь, готовые изделия с городецкой росписью для примера

Для детей:

 Бумага картонная для рисования;  кисти №1,№2,№4;краски гуашь, карандаши простые, стёрки, тряпочки или салфетки на каждого.

                                     Дидактический материал:

 Картинки с поэтамными элементами рисования городецкого коня, образцы  для показа, плакат с правилами работы с инструментами в художественной мастерской.

                                           

                                         

План занятия

1. Организационный момент

2. Вводная беседа  (объявление темы, объяснение задания, выставка работ)

3. Основная часть занятия, стенд по безопасному поведению в художественной мастерской

3.1. Практическая работа (объяснение  нового материала)

3.2. Физминутка

3.3 Продолжение практической работы.

4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)

                                   

Педагогические технологии:

1.Личностно-ориентированные.

2.Игровые.

3.Проблемно-поисковые.

4.Групповые.

5.Технология сотрудничества.

1.Организационный момент.

( проблемно - поисковая         технология).

Дети собираются в кабинете, рассаживаются и готовятся к занятию. 

- Добрый день! Сегодня  мы познакомимся с вами с традиционным персонажем городецкой росписи – Конем. Давайте проверим готовность к сегодняшнему занятию.

Для работы нам  необходимы следующие материалы:

- Бумага для рисования

- краски гуашь

- кисти с тонким кончиком №1, №2 и № 4

-салфеточки для обмакивания кисти

- Проверьте, у всех ли имеются все необходимые материалы на местах?

 

2.Вводная беседа.

(личностно-ориентированная, технология сотрудничества, проблемно - поисковая, групповая технологии).

Выставка образцов  работ

- Вы слышали такое слово — "безлошадный"? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят "безлошадник".

В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...

Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки.

Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу. А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный. Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.

Ребята, я хочу представить вашему вниманию различные изделия с изображением городецкого коня. Посмотрите в каких разных вариантах он может быть обыгран: и в цветах, и со всадником и т.п. ( представление примеров работ)

3.Основная часть.  Стенд по безопасному поведению в художественной мастерской.

3.1Практическое выполнение задания

(личностно-ориентированная,

технология проблемно- поисковая, технология сотрудничества)

3.2 Физминутка

(игровая технология).

На сегодняшнем занятии нам предстоит работа с красками, поэтому мы должны с вами повторить ещё раз несколько очень важных правил (вы видите их на плакате):

1.  Любая работа   требует аккуратности и терпения.

2.  Выполнять работу необходимо за хорошо освещенными столами.

3.  Начинать работу можно только, одев фартук и нарукавники.

4.  Под рукой всегда имейте чистую тряпочку.

5. А по окончании работы нужно хорошо вымыть с мылом руки!

-Ребята, вы видите, что все эти правила у нас напечатаны на плакате. Это для того, чтобы вы их усвоили  и они вам пригодились и на других занятиях.

Итак, ребята, приступим к выполнению Коня вороного.

Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вначале необходимо нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской, потом — коня — черной, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.

Приступим.

  1. Возьмём в руки кисточку под номером 2, хорошо насыщаем её черной краской
  2. Далее рисуем две изогнутых капельки противоположно направленных друг от друга.

(педагог наглядно на мольберте показывает детям этам за этапом)

- Те, у кого сразу не получается кисточкой могут помогать себе карандашом. На карандаш сильно не нажимаем, делаем чуть заметные наброски. Ненужные линии потом убираем стёркой.

- К предней части туловища коня приписываем очертание седла.

- От задней линии седла пишется круп коня.

-К изогнутой шее приписываем небольшую округлую продолговатую головку.

- К голове коня приписываем острые треугольные ушки.

- А к туловищу дописываем верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

- Теперь к верхним частям ворононого приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.

- Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.

- Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.

Ну вот ребята, первый этап у нас с вами завершён. Теперь мы немножко поиграем, отдохнём и потом снова продолжим.

- Я предлагаю вам небольшую физкультминутку!

Давайте отложим наши принадлежности выйдем из-за парт и немного поиграем.

- Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(потянуться вверх)

- А теперь ребята все подгибаем одну ногу и стоим, как аисты! Руки на пяс.

(стоя на одной ноге)

- Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

(поменять ногу)

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

 Молодцы!

И последнее упражнение:

- Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вытянуты вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимаем и разжимаем в такт стиха.)

Теперь ручки и мышцы глаз отдохнули!

Молодцы,ребята!

3.3 Продолжение практической работы.

(Личностно-ориентированная, групповая технология, технология сотрудничества, проблемно-поисковая.)

 

4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)

-А сейчас мы можем  продолжить наше занятие.

После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.

Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую. Всмомним с вами упражнения, где мы тренировались рисовать капельки и завитки, и такими же мелкими аккуратными капельками и завитками украсим грудку коня, гриву, седло, хвост, оживим копытца, придадим изящность хвосту. ( вместе со словами педагог одновременно показывает на мольберте как, где и какими движениями наносятся оживки)

Дети, а сейчас мы подведем итог нашего занятия. Кто помнит, какую цель, мы ставили в начале занятия (дети отвечают).Ну вот наш городецкий конь вороной готов! У каждого он свой, как у настоящего мастера – он индивидуален!

Прошу вас убрать свои рабочие места.     ….                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Наше занятие подошло к концу! До свидания! Всего доброго! Всем спасибо!

Литература

1. Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.

2. М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г.

3. Е. Субочева. "Городец". Книжка-раскраска. 2000 г.

4. С. Вохринцева. "Окружающий мир". Народное творчество. Дидактический материал. 2006 г.

5. и Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса

Примеры дидактического материала для занятия.

1.

2.

3.

4.

5.