Рабочая программа школьного театра "Петрушка".

Автор: Усова Ольга Леонидовна

Дата публикации: 25.03.2016

Номер материала: 1241

Рабочие программы
Дополнительное образование
2, 3 Классы

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школьный театр «Петрушка»

 разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы начального общего образования; на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего  образования  (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) с изменениями и дополнениями, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года)

Актуальность рабочей программы обусловлена тем, что учащиеся во внеурочное время не читают  художественную литературу, у них нет домашней библиотеки или они очень редко посещают библиотеку.  Из-за чего словарный запас учащихся  становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Учащиеся испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить учащихся любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учащихся, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для учащихся игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, учащиеся знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развиваются творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Учащиеся всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности учащихся, корректируют их поведение. Вот почему они так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

 Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на учащихся целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление учащихся о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.                                                                                                                                  Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).                                                                                                                          

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: учащиеся устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности учащихся. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития учащихся.

 Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

     Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;

- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;

- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

- развитие коммуникативной культуры детей.

    Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Петрушка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 59».

Принцип построения программы

 На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра петрушек.

     Рабочей программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка учащиеся «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для учащихся - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у учащихся бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

  Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для детей  8-9 лет, имеющим склонности к этому виду искусства. Возможное количество учащихся в группе 10-15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к учащимся, что очень важно.

 

Постигать данное искусство учащиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы  надо помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на учащихся и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается учащимся, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении заданий учитывается уровень подготовки и возраст учащихся.

 На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

          Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения учащихся и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. При этом успехи каждого учащегося сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений.

   Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности учащихся будут представления кукольного театра для школьников, родителей.

      Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы. Учащимся предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

 

Формы подведения итогов и контроля:

 Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля;

промежуточный – мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений;

        итоговый – открытое занятие,

открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является открытое занятие – театральное представление.  

Режим занятий:

 Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов  — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

         Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:

формирование следующих умений:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

  - способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и     доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей ,

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является:

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

-умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;- планирование общей цели и пути еѐ достижения;

-распределение функций и ролей в совместной деятельности;

-конструктивное разрешение конфликтов;

-осуществление взаимного контроля;

-оценка собственного поведения и поведения партнѐра и внесение необходимых коррективов;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

-устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные УУД:

-взаимодействие, ориентация на партнѐра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

-адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе.

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
  • о способах  кукловождения кукол разных систем;
  • о сценической речи;
  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

                    -   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Учебно-тематический  план  

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Театр кукол

2

1

1

2

Азбука театра

2

1

1

3

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

4

Секреты сценического мастерства

3

1

2

5

Театр Петрушек

2

1

1

6

Выбор пьесы и работа над ней

6

1

5

7

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

8

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

2

9

Театр тростевых кукол

4

1

3

10

Выбор пьесы и работа над ней

5

1

4

11

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

12

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

2

Всего

34

8

26

Содержание

  1. Театр кукол.

     Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Создание проекта «Все работы хороши»

  1. Виды кукол и способы управления ими.

     Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

       Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек.

     Расширение знаний о театре Петрушек.  Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

7. Изготовление кукол, декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

8. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

  1. Театр тростевых кукол

         Знакомство с тростевыми куклами.  Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

11. Изготовление кукол, декораций и бутафории

   Практическая работа:  Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

12. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа:  Выступление перед зрителями.

Методическое обеспечение программы

Описание основных методов организации учебно – воспитательного процесса

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

    - создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

    - метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

      Учащиеся с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

     Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

      Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

- игрового самочувствия;

- от простого к сложному;

- от элементарного фантазирования к созданию образа.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой учащиеся постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение учащихся, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, им предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех учащихся, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ученик имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

    Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

- куклы-Петрушки;

- тростевые куклы;

- куклы-марионетки;

     В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

     При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности учащихся, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности, способствующими формированию положительных черт характера школьника.

     Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

     

     Занятия кукольного кружка проводятся в классе или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

     Театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):

- куклы; театральная ширма; декорации к спектаклям.

     Театр кукол - марионеток: куклы; театральная ширма для театра марионеток; декорации к спектаклям.

     Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога учащиеся могут сшить необходимых актёров-кукол.  Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

1.

2.

3.

4.

Для учителя:

Бесова М.А.  Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в начальной школе. -Ярославль : Академия Холдинг, 2000.

В кукольном театре / Сост. Л.С. Новогрудский.-М.:  Сов. Россия, 1989.

В нашем театре : Сборник.-М.: Детская литература,1966.

Габчук Е.А.  А у нас сегодня праздник : Сборник сценариев праздников и развлечений для дошкольников.- Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Домашний кукольный театр.-М.: Росмэн, 2002.

Иванцова Л. , Коржова О. Мир кукольного театра. - Ростов –на-Дону: Феникс, 2003.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов .- Ярославль: Академия развития, 1997 .

Раугул Е.Р., Козырева М.Л.  Театр в чемодане. - СПб.: Литера , 1998.

Секреты кукольного театра . Литературно-музыкальный альманах .- М. : Молодая гвардия , 2000.

Смирнова Н.И.  И…оживают куклы.- М .: Детская литература , 1982.

  « Я вхожу в мир искусства » репертуарно- методическая библиотечка. Профессия-режиссёр: А.М. Нахимовский «Как создать в школе театральное действие от А до Я». 1999.

 « Я вхожу в мир искусства » репертуарно- методическая библиотечка. Дом, который построили «Мы»: авторская модель образовательного учреждения . 2000. ( О том, как учиться - играя. О том, как творить событие )

Профессия-режиссёр : А.М. Нахимовский «Как создать в школе театральное действие от А до Я». 1999.

«Внешкольник» областной научно-методический журнал г.Оренбург № 4 ,1998.  Р.И. Муралева . Самосозидание ( программа и методические  рекомендации к разделу « Сценическая речь» )

« Словарь современных форм воспитательной работы» , журнал «Воспитание школьников»       № 10, 2001. и № 2 ,2002.

 « Игровая театральная педагогика », журнал  «Воспитание школьников» № 1. 3, 1999.

Журналы « Детское творчество »  2004.

Для учащихся:

Герланец В.И. Рукавичка.-Д.: Сталкер, 1998.

Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки / Собрал и обработал М. Булатов.- М.: Детская литература, 1988.

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.

Хоровод кукол : Вып.14 / Сост. В.Д.Прохорова.-М.: Искусство, 1989.

2. Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

Магнитофон

Кассеты

DVD

диски

1

2-4

1

1-3

3. Игры и игрушки

1.

2.

3.

Перчаточные куклы

Тростевые куклы

Марионетки

2-10

2-4

1-2

4. Оборудование кабинета

1.

2.

Ширма

Декорации

1

по необходи-мости

                                             

Календарно - тематический план

 внеурочной деятельности

«Школьный театр «Петрушка»

№ урока

Темы занятий

Кол-во часов

Виды

деятельности

учащихся

Дата проведе

ния

Театр кукол

2

1

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

1

Рассказ с элементами беседы

2

Этюдный тренаж.

1

Практическая работа

Азбука театра

2

3

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

1

Рассказ с элементами беседы

4

Создание проекта «Все работы хороши»

1

Проект

Виды кукол и способы управления ими

2

5

Расширение знаний о видах кукол.

1

Рассказ с элементами беседы

6

Развитие умения кукловождения.

1

Практическая работа

Секреты сценического мастерства

3

7

Роль. «Озвучивание» роли. Этюдный тренаж.

1

Артикуляцион-

ная гимнасти

ка.

8-9

Экскурсия в театр

2

Экскурсия

Театр Петрушек

2

10

Расширение знаний о театре Петрушек.  Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев.

1

Рассказ с элементами беседы

11

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация

1

Практическая работа

Выбор пьесы и работа над ней

6

12

Чтение пьесы, её анализ.

1

Артикуляцион-

ная гимнасти

ка.

13

.  Распределение ролей. Работа над характерами героев.

1

Практическая работа

14

Отработка чтения каждой роли.

1

Практическая работа

15

Приёмы кукловождения.

1

Практическая работа

16

Разучивание ролей. Репетиции.

1

Практическая работа

17

Выступление на празднике

1

Практическая работа

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

18

Проект  «Декорации и бутафории к спектаклю»

1

Проект

19

Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

1

Практическая работа

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

20

Генеральная репетиция перед  спектаклем

1

Практическая работа

21

Выступление перед зрителями Коллективный анализ выступлений.

1

Практическая работа

Театр тростевых кукол

4

22

Знакомство с тростевыми куклами

1

Рассказ с элементами беседы

23

Кукловождение над ширмой.

1

Практическая работа

24

Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

1

Практическая работа

25

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

1

Практическая работа

Выбор пьесы и работа над ней

5

26

Чтение пьесы, её анализ.

1

Артикуляцион-

ная гимнасти

ка.

27

Распределение ролей. Работа над характерами героев.

1

Практическая работа

28

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения

1

Практическая работа

29

Разучивание ролей. Репетиции.

1

Практическая работа

30

Посещение театра

Встреча с актерами

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

31

Изготовление кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

Практическая работа 

32

Изготовление, кукол,  декораций и бутафории к спектаклю

Практическая работа

Генеральная репетиция. Спектакль

2

33

Генеральная репетиция перед  спектаклем

Практическая работа

34

Коллективный анализ выступлений.

Выступление перед зрителями.

Практическая работа

34