Рабочая программа театральной студии "Маски"

Автор: Баранова Ирина Вячеславовна

Дата публикации: 02.04.2016

Номер материала: 1792

Рабочие программы
Художественно-эстетическое развитие
Без класса

I. Пояснительная записка

         Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Теоретической основой театральной студии  « Маски» является программа

М.Ю.Картушиной  «Забавы для малышей» для детей 2-3 лет и программа А.В.Щёткина «Театральная деятельность в детском саду»  для детей 4-8 лет .Программа включает в себя две ступени обучения- первая ступень « Драматеша» для детей 2-3 лет; вторая ступень «Фантазёры» для детей 4-8 лет.

Новизна данной программы заключается в  систематизации средств и методов театрально-игровой деятельности, обосновании использования разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Актуальность программы обусловлена тем, что она  ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимую индивидуальность, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития дошкольника.

II. Содержание реализации программы

Цель программы:

"Драматеша" 2 – 3 года:

  1. Осознанное манипулирование предметами, расширение словарного запаса;
  2. Эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками
  3. Развитие творческих способностей детей в процессе активного включения      

        в театрализованную деятельность.

"Фантазёры" 4– 8 лет:

  1. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

"Драматеша" 2 – 3 года.

1.Развивать дыхание и речевой аппарат.

2.Отрабатывать дикцию и разнообразную интонацию.

3.Развивать связную речь.

4.  Развивать творческую фантазию.

5.Учить детей по словесному указанию педагога: находить предметы по цвету, размеру,

    различать, их местоположение имитировать действия людей и движения животных.

В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:

- следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;

- заинтересованность, новизна, сюрпризность;

- обучение через игру;

- импровизация;

- радость успеха;

- подбор доступного и интересного материала;

- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

" Фантазёры" 4 – 8 лет.

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений  детей старших групп перед младшими и пр.).

3.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4.Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5.Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6.Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Москвы.

7.Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Принципы построения программы.

  -принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер  активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

-принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребёнка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

-принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребёнку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

-принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;

-принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они

могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться  созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.

Основные направления работы театральной студии

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи .Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно  – этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические ,музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи        

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи .Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребёнка.

Основы театральной культуры  

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основа актёрского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния ( грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Структура занятий студии  и направленность каждой из её частей.

         Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, что предполагает  постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями, игровыми умениями, приемами актерского мастерства и техники.

Схема занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя, театрализованная деятельность (в разных формах); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В связи с этим всю работу можно условно разделить на три этапа: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап предполагает работу по знакомству дошкольников с театром как видом искусства, развитию внимания, воображения, движений детей, приобщения их к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений, снятию у дошкольников сценического волнения и созданию положительной эмоциональной обстановки в группе.

Основной этап посвящен работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.п.

На итоговом этапе предполагается переход на уровень самостоятельной деятельности, где построение репертуара составляется на основе  традиционных постановок и спектаклей, содержание для которых придумывают сами дети.

Учебный план по оказанию  дополнительных услуг  театральной студии "Маски"

  • Для реализации программы по оказанию  дополнительных услуг разработан годовой план на 2015-2016 учебный год.
  • Занятия проводятся  в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 3049-13, после дневного сна, во второй половине дня, 2 раза в неделю.
  • Продолжительность занятий зависит от возраста детей:
  • ясельная  / первая младшая  группа – 15 мин.,
  • вторая младшая / средняя группа – 20 мин.,
  • старшая / подготовительная группа – 30 мин.
  • Форма занятий с детьми: подгрупповая, индивидуальная.
  • Система работы по освоению программы дополнительного образования включает   вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества  ребёнка и взрослого; использование нетрадиционных форм творческого развития детей дошкольного возраста: домашний театр, театр жестов и пантомимы, предметы заменители ( природный материал ).

Наименование дополнительных

образовательных услуг

Группа

Программа обучения

1

Первая ступень «Драматеша!"

Ясли,I младшая,  II младшая

2-4 лет

 М.Ю .Картушина  «Развлечение для самых маленьких»

2

Вторая ступень «Фантазёры."

Средняя, старшая и подготовительная

5- 8 лет

А.В. Щёткин  «Театральная деятельность в детском саду»

  • По результатам усвоения программы театральной студии "Маски" проводятся:
  • контрольные занятия – 1 раз в квартал,
  • итоговое занятие – 1 раз в год,
  • выступление на утренниках, музыкально-тематических мероприятиях, концертах для родителей.

 

Группа

"Драматеша!"  

"Фантазёры"

 

неделя

месяц

год

неделя

месяц

год

Ясли

2

8

 64

I младшая

II младшая

Средняя

2

8

64

Старшая

Подготовительная

Календарный   план

по оказанию дополнительных  образовательных услуг театральной студии "Маски" на   учебный год

Месяцы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во

занятий

16

16

16

16

16

16

16

16

Всего:    128  занятия  в год.

  

III. Результаты освоения программы.

1.Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

2. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4.Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка.

5.Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

6. Умеют делать длинный выдох при не заметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

7. Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

8. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

9.Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.

10. Умеют составлять предложения с заданными словами.

11. Умеют сочинять этюды по сказкам.

12. Умеют строить простейший диалог.

IV. Мониторинг реализации программы.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.             

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

 Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

 3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

      Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки.

Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле.

 Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

      Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

первой ступени обучения «Драматеша»

(2-3 года)

Цель:

 Совершенствование  психофизических функций, развитие эмоциональности, навыков общения.

Задачи:

. Пополнять словарь,улучшать умение строить предложения, совершенствовать звуковую сторону речи,  учить сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера,  произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи,понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Месяц

№ п/п

Название занятия

Октябрь

1-2

Встреча с белочкой в осеннем лесу

3-4

Сидит белка на тележке

5-6

Кто грибок найдет?

7-8

Гости

Ноябрь

9-10

Про кота

11-12

Кот Василий

13-14

Кот и кошка

15-16

Утки — беленькие грудки

Декабрь

17-18

Зайчик в гостях у ребят

19-20

Зайкин дом

21-22

Белкина помощница

23-24

Чудо-елка

Январь

25-26

Подарки Дедушки Мороза

27-28

Птичья елка

29-30

Мороз и птички

31-32

Танюшка

Февраль

33-34

Вкусная каша

35-36

Аленушка и лошадка

37-38

Лошадка

39-40

Капризная внучка

Март-

41-42

Хозяюшка

43-44

Котенок и щенок

45-46

Про собачку

47-48

Таня пропала

Апрель

49-50

Верные друзья

51-52

Про петушка

53-54

Уточка и курочка

55-56

Цыплячий переполох

Май

57-58

Радуга-горка

59-60

Майский день

61-62

Про зеленую лягушка

63-64

После дождя

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ "Маски" (4-8 лет)

ОКТЯБРЬ.

1 неделя.

Беседа с детьми "Что такое театр?"

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Кемеровской области (музыкальный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

  • Показ иллюстраций, фотографий и афиш  театров.
  • Рассказы детей о посещении театров.

2 неделя.

Беседа-диалог.

Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

  • Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

3 неделя.

"Веселые сочинялки". Конкурс «Буриме»

Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). Учить сочинять рифмы и двустишия.

  • Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).
  • Индивидуальная работа.  Работа в паре.

4 неделя.

Техника речи.

Цель: Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно и тд. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

  • Показ, объяснение, рассуждение, помощь.
  • Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Вопрос-ответ»

НОЯБРЬ.

1неделя.

Игровой тренинг.

Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

  • Игры и упражнения: «Язычок змейки», «Толстячки-худышки», «Лошадка»
  • Индивидуальная работа со скороговорками. Развитие регистров.

2 неделя.

Приглашение в МБДОУ театра кукол со спектаклем.

Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки".

  • Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер, режиссер, аншлаг.

3 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Игры на командообразование.

Показ движений, обсуждение, поощрения. Самовыражение ребенка в пластике.

  • Пластические элементы танцев: вальс, ламбада, танго, лезгинка, яблочко, рок-н-ролл, цыганочка и др.

             4 неделя.

Психогимнастика.

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка.

  • "Разные лица" "Жадный медведь". Использовать куклы-маски, перчаточные куклы.
  • Индивид-ная работа с детьми (развивать чувство уверенности на сцен.площадке)

 

ДЕКАБРЬ.

1 неделя.

Игровой тренинг.

Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

  • Игры: "Передай позу", "Что мы делали, не скажем", «Магазин игрушек»
  • Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ.

2 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

  • «Если бы…предлагаемые обстоятельства»
  • Музыкальная композиция  "Мадагаскар" (карнавал животных).
  • Индивидуальная работа. (выразительность движений, точная пластика)

3 неделя.

Беседа - диалог.

Цель: Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

  • знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

4 неделя.

Викторина "Все о театре".

Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя.

Цель: Познакомить детей со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

  • Чтение сказки.
  • Обсуждение. Учить анализировать литературное произведение (2 лагеря, хар-ка персонажей)

2 неделя.

Распределение ролей.

Цель: Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

  • Беседа.
  • Показ (кастинг)
  • Оценка и анализ выбранных ролей.

3 неделя.

Ритмопластика.

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

  • Показ и отработка движений Зайца
  • Показ и отработка движений Колобка

4неделя.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи, интонационную выразительность.

  • Колобок – Бабушка - Дед
  • Колобок - Заяц
  • Колобок – Волк

МАРТ.

1 неделя.

Поездка в театр.

Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

  • Рассматривание фотографий с изображением театра.
  • Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

2 неделя.

Техника речи.

Цель: Развивать речевое дыхание, тренировать выдох, вдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

  • Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон. Игра «Карандаш»
  • Индивидуальная работа -  интонация, речевая характерность персонажа.

3 неделя.

Техника речи.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в предлагаемых обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

  • Диалоги: Колобок – Медведь, Колобок – Лиса
  • Индивидуальная работа -  интонация, речевая характерность персонажа, посыл.

             4неделя.

Мастерская актера.

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

  • Показ, объяснение, поощрение, помощь.
  • Индивидуальная работа с ножницами, с ниткой и иглой (создать кувшинку для болота), удочку для кота Леопольда.

АПРЕЛЬ.

1неделя.

Мастерская актера.

Цель: Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

  • Показ, объяснение, поощрение, помощь.
  • Индивидуальная работа с ножницами,  (создать травку для полянки с грибочками), учить аккуратности.

  2 неделя.

Работа с костюмами.

Цель: Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

3 неделя.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

  • Учить работать в команде, поддерживать друг друга
  • Темпоритм спектакля.

4 неделя.

Цель: Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

  • Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.
  • Работа над ошибками.

МАЙ.

1-3 недели.

Репетиции.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция, речевая характерность.

4 неделя.

Показ сказки "КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД"        

Методическое обеспечение программы.

1.М.Ю. Картушина « Развлечения для самых маленьких» . Сценарий досугов для детей младшей группы.Творческий центр Москва 2008г.

2. М.Ю. Картушина « Забавы для малышей» Театрализованные развлечения для детей.Творческий центр Москва 2008г.

3. А.В.Щёткин « Театральная деятельность в детском саду» Москва Мозаика – синтез. 2008г.

4.Выготский Л.СВоображение и творчество в детском возрасте.

5.Чистякова М.И. Психогимнастика

6.Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

7.Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

8.Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

9.Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных

10. Александрова З.Н. Стихи. М., 2004.

11. Ахундова А.Н. Погремушка. М., 2000.

12. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

13. Дружинина М.В. Прыг-скок. М., 2000.

14. Ладушки, ладушки / Сост. П.И. Садчиков, Е.А. Алифарова. М., 2003.

15. От осени до лета / Сост. Л.А. Владимирская. Волгоград, 2003.

16. Соколова ЮА. Игры с пальчиками. М., 2005.

17. Соколова ЮА. Речь и моторика. М., 2002.

18. Степанов ВА. Азбука игрушек. М., 2005.

19. Степанов ВА. Животный мир России. М., 2002.

20. Степанов В А. Родная природа. М., 2004.

21. Стихи для утренников. М., 2004.

        °

22. Стихи к любимым праздникам. М., 2002.

23.Стихи о животных. Ростов н/Д, 2004.

24.Ясное М.Д. Задумчивый воробей. М., 2002.

25. Яхнин Л.Л. Ладушки. М., 2003.

Нотные сборники

Боромыкова О. Коррекция речи и движения с   сопровождением. СПб., 1999.

Музыка в детском саду. Вып. 1. М., 1965.

Музыка в детском саду. Вторая младшая группа / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова. М., 1989.

Музыка в детском саду. Первая младшая группа / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова. М., 1990.

Музыка в раннем детстве. М., 1982.

Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 2—3 лет) / Сост. СИ. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1981.

Песни для детского сада / Сост. Н.А. Метлов. М., 1974. Праздники в детском саду / Сост. СИ. Бекина. М., 1976. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши. СПб., 2001. Учите детей петь (Песни и упражнения для развития голоса у детей 2—3 лет) / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. М., 1986.

Аудиокассеты

Голоса животных и птиц. М., 2005.

Из чего родилась музыка. М., 2001.

Колыбельные / Сер. Happy baby. Германия: THIMP.

Я с комариком плясала / Сер. Русские народные танцы. М., 2001.