Словарь терминов и понятий по дисциплине "Техническая эстетика и дизайн"

Автор: Акчурина Елена Петровна

Дата публикации: 28.05.2016

Номер материала: 2315

Прочие методические материалы
Дополнительное образование
Без класса

                                                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Словарь

терминов и понятий

по дисциплине

«Техническая эстетика и дизайн»

Учебное пособие для обучающихся художественных школ по направлению «Компьютерная графика и дизайн»

Сибай 2016

УДК 62:18 (075.8)

ББК 30. 18 я 73

                                   

Учебное пособие по дисциплине «Техническая эстетика и дизайн» включает справочный материал, необходимый при изучении дисциплины.

Составители:

Акчурин Ф.Р. – преподаватель МБУ ДО «Сибайская детская художественная школа»

Акчурина Е.П. - преподаватель МБУ ДО «Сибайская детская художественная школа»

                                                     

 

        Введение

На протяжении почти всей истории прикладного искусства подавляющая масса относимых к нему изделий создавалась не профессиональными художниками, а народными мастерами, умельцами. Только с начала прошлого века, одновременно с быстрым развитием машинного производства, труд народных мастеров все более вытесняется. Это породило новые проблемы, такие, как обезличивание изделий, создаваемых в массовых масштабах на рынок, утрата некогда тесных связей между художником-исполнителем и заказчиком-потребителем, необходимость выработки новых форм контроля за качеством изделий, в том числе художественным. Усложнение техники и технологии производства, требующих ныне глубоких специальных знаний, вызвало не только преобразование методов и средств работы художника, участвующего в создании изделий, но и изменило его положение, его роль в производственном цикле «разработка - изготовление».

Художник (дизайнер) стал, наряду с инженером-конструктором, технологом, эргономистом, одним из членов коллектива создателей большинства изделий. В этом коллективе специалистов он выполняет, в приближенном смысле, функцию, подобную архитектору, разрабатывая общую идею вещи или комплекса вещей, объединяя усилия всех участвующих в процессе специалистов для реализации этой идеи, окончательно детально прорабатывая формы и осуществляя авторский надзор за изготовлением вещи. Однако остались и, бесспорно, останутся в будущем области прикладного творчества, в которых художником решаются все или почти все вопросы создания изделия, например; посуды, одежды, декоративных украшений.

Дизайнер — создатель эстетической ценности предмета, должен сочетать в своей работе чутье, фантазию с аналитическим расчетом и здравым смыслом.

Данное учебное пособие предназначено для обучающихся художественных школ направления «Компьютерная графика и дизайн» с целью приобщения их к художественному творчеству (дизайну). Развитое чувство прекрасного, высокий эстетический вкус - все это необходимо развивать в процессе подготовки учителя технологии. При изучении дисциплин декоративно-прикладного цикла и творческо-конструкторских дисциплин необходимы знания по дизайну.

В процессе изучения курса «Техническая эстетика и дизайн» студент должен овладеть большим комплексом как художественных, так и научно-технических знаний.

Цель изучения данного курса состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся систему знаний об истории и развитии дизайна; методически грамотно формировать технические, художественно-конструкторские знания, умения необходимые для конструирования объектов; развивать творческие способности и политехнический кругозор; подготовить учеников к организации художественно-творческой деятельности.

АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. antropos - человек, metron - мера) - один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела. Антропометрия устанавливает усредненные величины для людей разного пола, возраста, этнической принадлежности и географического региона. Данные антропометрии широко используются в проектировании изделий и зданий с целью обеспечить их соразмерность человеку, в конечном счете - удобство пользования и комфорт.

АРТ-ДИЗАЙН — одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством. Произведения арт-дизайна создают художники дизайна, стремящиеся, прежде всего, к достижению высокого качества композиции, деталировки формы, качества поверхности, колорита — даже если они начинают оттеснять — в угоду художественным, эмоционально-образным достоинствам — такие традиционные ценности классического дизайна, как рациональность, технологичность и т.д.

     Работы арт-дизайнеров отличаются новизной решений, нестандартностью образов, наполнены тонкими ассоциациями, лиризмом, иронией, вынуждают потребителя задумываться, вступать с ними в непростые контакты.

АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР - специалист в области комплексного проектирования предметно-пространственной среды, основанного на традициях культуры архитектурного проектирования и понимании задач оснащения среды современными видами бытового и технического оборудования; работающий на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн, ведущий субъект процесса архитектурно-дизайнерского проектирования.

АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА - пространственная ситуация, проработанная с позиций зодчества, с учетом производимого эмоционально-художественного впечатления, с помощью специфических средств архитектуры (тектоника, композиция, специальные приемы пластической деталировки и т.д.).

Основные средства формирования архитектурной среды — объемно-пространственные элементы архитектурной композиции, их конструктивные решения и декор, главная цель:  появление художественного (архитектурного) образа, отражающего представления зодчего о смысле жизни, ее месте в мироздании, о задачах функционирования архитектурной среды.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН - сфера архитектурно-строительной деятельности, направленная на формирование объектов и сооружений массового назначения, рядовых жилых, общественных и производственных зданий и открытых городских пространств.

АССОРТИМЕНТ ИЗДЕЛИЙ (от франц. assortiment) - совокупность, множество изделий разных моделей одной сферы применения, одного назначения или тина устройства. Например, говорят об ассортименте изделий бытового назначения, ассортимент изделий для оборудования кухни в жилище, ассортименте кухонной посуды и т.п. Ассортимент образуют только те модели, которые производятся примерно в одно время,

Актуальна задача упорядочения ассортимента изделий, особенно бытового назначения. Этому способствуют создание методик разработки и сама разработка оптимального ассортимента изделий разных групп.

АФИША (фр. affiche) — вид рекламной графики, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах.

Во французском языке слово affiche значит то же самое, что и plakat в немецком. Русский язык заимствует оба слова, но, следуя традициям графической практики, наделяет их разными значениями. Под афишами подразумеваются чисто шрифтовые композиции, из которых во второй половине XIX века в Западной Европе и возник плакат.

БАУХАУЗ (Bauhaus) - первая в мире школа промышленного искусства и архитектуры, созданная в 1919 году В. Гропиусом в Веймаре (Германия) на базе основанного в 1906 году А. ван де Вельде Художественно-промышленного училища. «Баухауз не был учебным заведением с четко определенной программой, это была идея, и эту идею Гропиус очень точно сформулировал: «художника, творящего в отрыве от действительности, надо вырвать из изоляции и приобщить к преобразованному техникой окружающему его миру» (Мис ван дер Роэ).

ВЕЩЬ — целостный объект как часть материального мира, имеющая относительную независимость и устойчивое существование.

ВИДЫ ДИЗАЙНА - специфические формы специализации дизайнерской деятельности, отличающиеся предметом проектирования (областью приложения профессиональных знаний), целями и методами проектной работы и ее конечными результатами. Деление дизайна на виды способствует эффективной организации профессиональной деятельности и качественной постановке специального образования.

Различают основные виды дизайна — графический, промышленный, средовой и их разновидности; в графическом дизайне — работа с визуальными коммуникациями, информационной графикой, рекламой и др., в промышленном — формирование бытовых вещей и приборов, объектов машиностроения, средств транспорта, одежды и т.д., в средовом — дизайн интерьера и открытых пространств различного назначения.

Кроме того, в настоящее время наблюдается зарождение и становление новых В.д., отвечающих особенностям отдельных сфер дизайн -  проектирования (экологический дизайн, эргодизайн, футурологическое проектирование — футуродизайн, дизайн ландшафтный, экспозиционный, инженерный и т.д.), отличающихся нацеленностью или характером результатов работы (арт - дизайн, шрифтовой дизайн, ленд - арт, дизайн архитектурный, компьютерный и пр.), имеющих «местные» художественные признаки — дизайн региональный, «мусорный» и т.п.

ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА - особая форма восприятия целостной предметно-пространственной ситуации только с помощью зрительных ощущений; зрительный слепок с комплекса функционально-пространственных реалий, составляющих содержание среды.

ВНЕШНИЙ ВИД - зрительно воспринимаемая форма изделия. Элементы формы, открывающиеся для восприятия только в процессе использования изделия, также относятся к его внешнему виду, например внутренний объем секретера. Внешний вид является единственным источником эстетической оценки изделия в процессе его восприятия.

ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) - первая советская архитектурно-дизайнерская школа — Высшие художественно-технические мастерские, созданная в декабре 1920 года с целью подготовки «художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования»; в ноябре 1927 года ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт. ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного (Архфак), живописного, скульптурного, а также керамического, текстильного, полиграфического, деревообделочного и металлообрабатывающего.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ - один из показателей художественного качества изделий, свойство, определяемое соответствием внешнего вида назначению и конструкции изделия. Не менее важное значение для выразительности формы имеет ее способность создавать особое эмоциональное настроение у человека, соответствующее типовой ситуации, в которой данное изделие используется. Один из способов, активно придающих изделию это свойство, - эстетически осмысленное его декоративное решение.

ГАРМОНИЗАЦИЯ (от греч. harmo nia — гармония) ФОРМЫ в дизайне — стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение дизайнерского искусства.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА - специфическое представление о городе как антиподе среды природной или сельской, символ «городского» образа жизни в условиях глобального процесса урбанизации; совокупность открытых и закрытых пространств города; различного рода фрагменты открытых пространств города с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской («городские интерьеры»).

ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН - совокупность благоустройства, «отделки» и оборудования открытых городских пространств, их предметного наполнения, необходимых для функционально-эстетической организации, реализации образа жизни и поведения городского населения.

К элементам городского дизайна относятся: мощение, подпорные стенки, высокая и низкая зелень, водоемы и др. формы ландшафтного дизайна; малые архитектурные формы и городское оборудование; особую группу компонентов городского дизайна составляют устройства и средства информации (часы, указатели, информационные табло, пиктограммы), бытовая и торговая реклама (витрины, афиши, плакаты, щиты и надписи). Важная часть городского дизайна — различные монументально-декоративные установки и объекты (декоративные орнаменты, символы, вазы, росписи, рельефы, суперграфика), сюда же относятся различные способы отделки (трактовки) ограждений городских пространств — фактура и цвет стен, от отдельных деталей до колористической организации крупных пространств, а также элементы периодического, временного и праздничного оформления (цветочные гирлянды, транспаранты, лозунги, объемные установки). Завершают перечень форм городского дизайна такие утилитарно-необходимые, но весьма заметные в городском интерьере вещи, как временные заборы, строительные леса и конструкции, переносные ограждения и указатели.

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР - своеобразный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вертикальными ограждениями (стенами домов, плотной зеленью и т.п.). Прямое включение естественных природных компонентов и факторов, крупные размеры, специфика функций определяют многие приемы художественной организации городской интерьер. Важной его особенностью является наличие так называемых «условных ограждений» — замыкающих улицу или площадь панорам, перспектив, находящихся за реальными границами «интерьерного» пространства и не подчиняющихся воле его проектировщика.

ГРАФИКА (греч. graphike от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика делится на станковую, не имеющую прикладного назначения, книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных зданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки), экслибрисы, а также плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), которые образуют нюанс или контраст с фоном листа, обычно белым. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых.

ГРАФИЧЕСКИЙ ЗНАК - графическое воплощение единичных символов или их сочетаний.

Графические знаки могут быть изобразительными, словесными или, чаще всего, смешанными. К изобразительным графическим знакам относятся: идеограмма — изображение или абстрактный символ, выражающий определенное понятие и не разложимый на составные элементы; иконический знак — лаконичное изображение предмета, пиктограмма — «рисуночное письмо», передающее сообщение путем условного изображения предмета и действий с ним. К словесным знакам относится логотип — специфическое начертание полного или сокращенного названия объекта (фирмы, изделия, предприятия), в выборе которого играет роль не только его графическая, но и фонетическая выразительность. Для графического знака многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем, как правило, конструктивнее может быть его использование.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН (graphic design — англ.) — художественно-проектная деятельность, основным средством которой служит графика.  Ее целью является наглядное представление информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также создание графических элементов предметной среды и изделий.

Дизайнерами-графиками выработан огромный арсенал выразительных средств и тактик проектирования. К основным видам графического дизайна относятся: книжная и газетно-журнальная графика, рекламная графика и плакат, промышленная графика, системы визуальной коммуникации, телевизионная графика, суперграфика и др. Наиболее важная сторона этой деятельности — визуализация смысла высказывания: от реального изображения до словесных знаков, где смысл несет не только слово, но и его начертание. Основные средства — различные виды графических изображений: фотографика, монтаж, аппликация, типографика, цветографика, компьютерная (машинная) графика. Они активно формируют стиль промышленных изделий и оказывают влияние на всю предметно-пространственную среду.

ГРАФФИТИ — синтез суперграфики и шрифтового  творчества, «полулегальный» вид самодеятельной деформации облика элементов нашего окружения, граничащий с вандализмом по отношению к общепринятым нормам эстетической организации среды.

ДЕКОР (от лат. decoro - украшаю) - совокупность элементов украшения и отделки изделия. Основные виды Д.: орнаментика, изобразительные и архитектурные мотивы, отделочное покрытие. Развитый Д. характерен для изделий декоративно-прикладного искусства, особенно в прошлом, когда он часто выступал в виде элементов (деталей), специально вводящихся в форму для ее украшения Характер Д. всецело определяется представлениями эпохи, отдельного мастера о сущности красоты вещей Основоположники современного художественного конструирования - Мис ван дер Роэ, П. Беренс, В. Татлин и др. выдвинули принцип функциональной и конструктивной оправданности формы промышленных изделий Сообразно этому принципу украшение формы декоративными деталями есть излишество, результат непонимания красоты конструкций и самих материалов. В условиях массового индустриального производства такой взгляд на Д. согласуется с требованиями технологичности и экономической эффективности изделий.

ДЕКОРАТИВНОСТЬ - одно из условий выразительности формы, свойство изделий, связанное с особенностями конфигурации их формы и силуэта, а также цвета, фактуры и текстуры материалов.

ДИЗАЙН (design — англ.) — проектная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.

ДИЗАЙН ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЫ — комплексное формирование совокупности объектов и систем транспортного назначения, от передвижных и передвигающихся устройств (кораблей, автомобилей, поездов, фуникулеров, лифтов и пр.), являющихся произведениями промышленного (транспортного) дизайна, до дорог, путепроводов, каналов, аэропортов и других сооружений, принадлежащих к сфере средового (архитектурного) и инженерного дизайна.

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ — искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизацию функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня.

Дизайн архитектурной среды — вид проектной деятельности, включенный в общую систему культуры, а конкретнее, в систему «частных» дизайнов, нацеленных на создание отдельных форм и комплексов, реальных предметно-пространственных объектов. В числе этих дизайнов выделяют и дизайнеры архитектурной среды.

ДИЗАЙНЕР — специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды. Определяя качества предметно-пространственной среды и создавая целостный продукт через организацию и гармоническое сочетание ее элементов, дизайнер выявляет структурные и функциональные связи объекта и формирует их на основе единства художественного, научного и технического подходов.

ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основные рабочие категории дизайнерского (художественного) проектирования — образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Проектирование вообще — процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами, оно осуществляется в том или ином языке, в терминах и структурах которого обосновывается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация). Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и художественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. На всех этапах дизайн-процесса самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу.

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ - основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект.

ДИЗАЙН СРЕДЫ - представление об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида, способах функционирования и т.п., формирующих среду каждая по-своему, но «работающих» на потребителя в комплексе, совместно; формирование (проектирование и реализация) средовых ситуаций, объектов и систем, выполняемое с помощью профессиональных проектировщиков, производственников, служб эксплуатации и потребителей этих образований, целенаправленно ищущих специфику жизнедеятельности и особенности облика среды.

Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации и развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля — от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов.

Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды, обращающий основное внимание на проектирование образно-художественных особенностей средового объекта, вытекающих из существа функциональных процессов и их общественной значимости.

ДИЗАЙНЕРСКИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ — форма психического отражения действительности при проектировании, опирающаяся на представления и образы. Дизайнерский способ мышления содержательно характеризуется тремя основными качествами: 1) личностью автора проектных решений; 2) точным ощущением функциональности объекта проектирования, необходимости того, что создается; 3) ощущением культурной предметно-пространственной среды, в которой создается эта необходимость, а также контекста существования будущего объекта.

Дизайнерский способ мышления связан с промышленным способом реализации проектных замыслов, знанием технологии. Поэтому необходимо особое внимание к эстетическим качествам индустриальной формы как мощному фактору художественно-эстетического воздействия на человека, выработка специфического индустриально-эстетического мироощущения, влияющего на создание объектов дизайна, где индустриальная форма — не только средство решения традиционных проблем, но и самоценная художественная реальность.

«ДОЙЧЕ ВЕРКБУНД» (1907-1931) -объединение художников и архитекторов, с одной стороны, и промышленников, коммерсантов, финансистов и политиков — с другой, имевшее целью преобразование промышленного производства через соединение искусства, индустрии и ремесла.

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА — сформировалась на базе кафедры промышленного искусства Свердловского архитектурного института (ныне Уральская государственная архитектурно-строительная академия).

ЖИЛАЯ СРЕДА — комплекс открытых и закрытых пространств, предназначенных для проживания человека, оборудованных и оснащенных в соответствии с образом жизни, социальными и личными интересами пользующихся жилищем.

ИЗДЕЛИЕ — материализованный результат производственного процесса — конечный, если полученный объект способен функционировать самостоятельно, или промежуточный, если он является составляющей деталью более сложного изделия.

ИМИДЖ (образ, изображение) — понятие, ставшее актуальным в связи с развитием дизайнерских, проектных способов решения человечеством своих проблем, инструмент диалога художника со зрителем, дизайнера — с потребителем его продукции; приданное конкретному объекту, факту, событию или явлению субъективное, активно выраженное, часто одностороннее представление.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation -установка, «встройка») — преднамеренное внесение художественного смысла в объемно-пространственные объекты, по природе своей не претендовавшие на него. Выполняется с помощью неожиданных комбинаций разнохарактерных, внешне несовместимых друг с другом конструкций, вещей, материалов. Термин, которым в последние десятилетия называют то, что не стало «укладываться» в понятия «скульптуры» и даже «композиции».

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДА — одна из важнейших и быстро развивающихся сфер комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - область дизайнерского творчества, связанная с формированием объектов и систем инженерно-технического назначения, особая часть промышленного дизайна.

Произведения инженерного дизайна отличает принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требований и эффективной эксплуатации, и безаварийного функционирования. К объектам инженерного дизайна относятся мосты, дороги, путепроводы, тоннели и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансформаторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.).

ИНТЕРЬЕР (фр. inter ieur) — 1) «внутренность», внутреннее помещение. Это, по преимуществу «архитектурное» определение, связывающее понятие интерьер с размерами, формой, конструкциями, декором внутреннего пространства здания или сооружения;

2) облик, общий вид помещения или группы помещений. Такой подход выводит на первый план ощущения воспринимающего интерьер человека, в том числе связанные с процессами использования интерьера, его контакта с соседними пространствами, поэтому термин интерьер схож с понятием «среда», т.е. они в определенной степени взаимозаменяемы

ИНТЕРЬЕР   АРХИТЕКТУРНЫЙ   - организация внутреннего пространства преимущественно архитектурными средствами, подчинение предметного наполнения архитектуре, частичная передача ей «предметных» функций за счет широкого использования встроенных оборудования и мебели.

ИНТЕРЬЕР ПРЕДМЕТНЫЙ - средовая система, в художественной организации которой основную роль играет предметное наполнение среды, формы, и характер отделки, которого могут быть мало или даже вообще не связаны с пространством и архитектурной оболочкой помещения.

И.п. представляет собой противоположность архитектурному интерьеру, проектируется он чаще всего интерьер-дизайнером.

КАФЕДРА ДАС (дизайн архитектурной среды) МАрхИ (Московский архитектурный институт) — первое в нашей стране подразделение высшей школы, организовавшее выпуск специалистов нового профиля, работающих на стыке двух самых популярных ныне проектных искусств — архитектуры и дизайна.

КИЧ (нем. kitch) — предметы плохого вкуса, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности. Как правило, кич — непрофессиональная «поделка», нечто модное, сиюминутное, эффектное, привлекающее внимание; выполнено быстро, из подручного материала, тиражирует в случайном некачественном исполнении популярные образцы.

КНИЖНАЯ ГРАФИКА - в графическом дизайне комплекс графических средств, используемых в книгопечатании: иллюстрации, шрифт, общее конструирование и оформление книги.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИДЕЙ - метод решения актуальных проблем путем использования совместной работы группы специалистов; эффективная форма изобретательства, рационализаторства, проектирования.

Коллективный поиск идей предполагает целенаправленный, систематический сбор и обобщение сведений об основных аспектах проектной проблемы и поиск ее решения с учетом реальных требований, изначально сформулированных в виде постановки проблемы, принципиального обзора важнейшей информации о ней, указания возможных направлений поиска и связанных с ними частных подзадачах.

Формы коллективного поиска решений — проектный семинар, «мозговая атака» и др.

КОМБИНАТОРИКА - метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.

КОМПОНОВКА - взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов, составляющих объект.

КОМПАКТНОСТЬ (от лат. compactus - плотный) - максимальная плотность расположения элементов формы.

От степени К. зависит удобство пользования изделием, а также его экономичность в производстве (экономия материалов, производственных площадей и др.).

КОМПЛЕКС ИЗДЕЛИЙ - совокупность изделий разного функционального назначения, образующих пространственно целостную систему средств какого-либо определенного процесса деятельности человека. Методом создания К. и. служит комплексное проектирование.

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - проектирование ряда изделий, полностью обеспечивающих потребности определенного процесса деятельности человека, например: оборудования кухни жилой квартиры, мебели для школы, рабочего места на производстве. Цель К.п. - обеспечить наиболее комфортные условия для быта, отдыха, труда людей и гармоничность, художественное совершенство среды.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio-составляю, сочиняю) –

1) процесс гармонизации формы изделия (интерьера и др. материально-пространственных объектов), в котором определяются и приводятся к единству все характеристики формы, такие, как размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др. В процессе проектирования К. составляет одну из его существеннейших сторон и подчиняется закономерностям формообразования изделий;

2) материально-пространственное решение изделия.

КОМПОНОВКА (от лат. compono - составляю) - процесс поиска наилучшего расположения различных элементов (деталей, частей, узлов) изделия относительно друг друга.

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - творческая деятельность по созданию промышленной продукции (в первую очередь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется проблеме ее коммерческой реализации, проблемы же повышения потребительских качеств, технологичности производства занимают подчиненное положение.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА — раздел информатики, в рамках которого исследуются, разрабатываются и используются технические, программные и методические средства и приемы использования компьютера для создания, обработки, хранения и практического применения графических изображений; графические изображения, выполненные средствами компьютерной графики.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio —сочинение, составление, соединение) В ДИЗАЙНЕ — построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

КОМФОРТ — оптимальная для самочувствия совокупность физиологических, психологических, эстетических ощущений человека, возникающих в процессе его взаимодействия с предметно-пространственной средой или с ее отдельными элементами.

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в архитектурном и предметном творчестве, характерное почти очищенным от традиционных декоративных мотивов и метафор вниманием к базовым формообразующим началам материи — линии, плоскости, ритму, объему, тону, фактуре, свету, цвету, пространству. Сложился в начале 20-х годов прошлого века. Связан, прежде всего, с именами К. Мельникова, А. Родченко, А. Гана, В. Татлина, братьев Весниных, М. Гинзбурга, С. Эйзенштейна, Эль Лисицкого. Конструктивизм отличается стремлением к активному показу тектонических ценностей предмета или постройки, выявлению эстетического качества их конструктивного решения.

КОНСТРУКЦИЯ — пространственная организация материально-физических, структурных и функциональных элементов изделия с целью обеспечения его надежного и эффективного функционирования, рациональности и экономичности производства с учетом свойств и возможностей материалов, составляющих конструкцию.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей человека предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных объектов, комплексов и явлений.

В ландшафтном дизайне различают три относительно самостоятельные сферы приложения проектных усилий: инженерный ландшафтный дизайн (формирование крупных искусственных комплексов — водохранилищ, лесных полос и массивов, связанное со строительством плотин, каналов, ирригационными работами и т.д.); садово-парковое искусство, куда входят и сложные природно-планировочные образования (парки развлечений, дендропарки и пр.), и разного рода «малые сады» — приусадебные и дачные участки, сады на крышах; а также включение элементов живой природы, прежде всего растительности, в интерьеры жилых, общественных и — сегодня все чаще — производственных зданий.

ЛЕНД-APT — вид искусства, в котором материалом художественного творчества являются, по-преимуществу, материалы самой природы: земля, пространство ландшафта, камень, вода, воздух, визуально организованные в определенные средовые ситуации. Одни мастера ленд-арта ставят рядами камни на косогоре, другие насыпают гигантские каменные спирали на мелководье, заворачивают в ткань фрагменты каменного побережья, третьи берут в рамку волнующий фрагмент пейзажа.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (наст, имя Жаннере, Шарль Эдуар, 1887—1965) центральная фигура в мировой архитектуре первых двух третей XX века. Провозглашенные им в начале 1920-х годов принципы современной архитектуры, планировочные и градостроительные идеи основанного им CIAM (Международного конгресса современной архитектуры) определили основное русло развития архитектуры модернизма.

ЛОГОТИП (logos — слово, typos — отпечаток) — в типографском наборе слоговые литеры. В графическом дизайне — художественно разработанный текст, слово, сокращенное обозначение, представляющее символ фирмы, «обыгранный», трансформированный в виде инвариантов для различного использования (но сохраняющий узнаваемость).

МАКЕТ — пространственный объект, воспроизводящий визуальные или отдельные функциональные характеристики изделия (сооружения, комплекса).

За исключением демонстрационных макетов, целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и существующих изделий, остальные виды макетов служат преимущественно проектным целям.

На разных этапах проектирования используются следующие макеты: поисковые (для определения основных объемно-пространственных или компоновочных характеристик проектируемого изделия, сопоставления альтернативных проектных предложений); доводочные (для более детальной проработки отдельных элементов изделия); посадочные (разновидность доводочных макетов, создаваемая в натуральную величину с целью отработки эргономических качеств изделия); действующие (для сравнения с существующими аналогами, для проверки функционирования отдельных элементов изделия).

МАКЕТИРОВАНИЕ (от итал. «macetto» — эскиз, набросок) — условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования.

«МАРГИНАЛЬНЫЙ  ДИЗАЙН»   - местные, экзотические, экспериментальные направления в дизайнерском формообразовании, достаточно заметные, чтобы на них обратили внимание специалисты, но не ставшие всеобщим образцом для подражания и внедрения.

МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ - важнейшие понятия архитектурно-дизайнерской теории и практики. Они предлагают прямое объективное сопоставление истинной величины того или иного предмета, средового образования с их окружением или наполнением через зрительное отношение к «мере всех вещей» — человеку (масштаб); концентрируют в наглядной форме представление о значимости произведений архитектурно-дизайнерского искусства для человека и общества (масштабность). В жизни эти понятия тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга.

МГХПУ (Московский государственный художественно-промышленный университет) им. С.Г. Строганова — старейшее в стране учебное заведение по подготовке художников высшей квалификации в области монументально-декоративного, декоративно-прикладного и промышленного искусства — был основан в 1825 году поборником просвещения, впоследствии попечителем Московского учебного округа графом С.Г. Строгановым и первоначально именовался «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам».

МОДЕРНИЗМ — художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века на волне неприятия канонизированных форм реализма и романтизма XIX века, натуралистического копирования действительности, безжизненности академизма, салонности массового художественного творчества.

МОДА — внешние проявления культуры, в наибольшей степени воспринимающие изменения в жизни социума и, вследствие этого, наиболее изменчивые. Мода проявляется в стилистическом решении изделий, поведении групп людей, а также в массовых вкусах и, соответственно, в критериях оценки явлений общественной и дизайнерской практики.

ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА - противостоящая субъекту проектной деятельности реальность (среда, процесс, вещь или их комплекс, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях анализа, познания и преобразования; комплексный О.д. — совокупность взаимосвязанных объектов, рассматриваемых как целостность, образованная по одному из следующих принципов: как группа технически родственной продукции, как функциональная система деятельности, как предметно-пространственное средовое образование, как графический комплекс.

ОРНАМЕНТИКА (от лат ornamentum - украшение) - разновидность декора, совокупность элементов украшения изделия, здания, книги и др., стилизованно (условно, схематично) воспроизводящих различные природные формы, большей частью растительные: листья, цветы, стебли, плоды. Весьма распространена орнаментика, не имеющая природных прототипов (на основе так называемого геометрического орнамента).

ПИКТОГРАММА — условные знаки и изображения, передающие визуальную информацию.

ПЛАКАТ (нем. Plakat, фр. Placard -объявление, афиша, plaquer — налеплять, приклеивать) — крупноформатное (листовое) издание (обычно в виде рисунка, изображения, сопровождаемого кратким текстом), выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения.

ПОП-АРТ — направление в искусстве, возникшее в 1950-е годы и развивавшееся в 1960-е, главным образом, в США, обратившееся от возвышенного, к чему традиционно стремились художники разного времени, к красоте обыденного, банального, к жизни во всех ее проявлениях, к той жизни, что течет сегодня — с шумом улицы, рекламой, телевизионными шоу, криком болельщиков и драмой одинокого человека.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - состояние архитектурной мысли и практики, ставшее очевидным после выхода в свет книги Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977).       Постмодернистское означает то, что не лежит в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными этикой, эстетикой, философией. Отличается большей терпимостью к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, свободой в обращении с историческими заимствованиями, диалогом с заказчиком, потребителем.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ — совокупность социальных, функциональных, экономических, эргономических и эстетических норм, которые выявляются дизайнером в процессе проектного анализа.

Этот набор критериев, которым должно отвечать проектируемое изделие (объект, система) в процессе его будущего потребления, включает в себя как объективные (социальные, функциональные, эргономические), так и субъективные (эстетические, семантические и т.д.) установки. Как следствие этого потребительские требования изменяются по мере развития общества, что является одной из движущих сил развития дизайна, ищущего пути их наиболее полного удовлетворения, а также прогнозирующего перспективы их перемен и трансформаций.

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА - совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового образования, состоящая из отдельных предметов и устройств и из их комплексов (серий, взаимоувязанных систем, например информационных комплексов, торгового оборудования).

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (man-made environment — англ.) — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.

ПРОДУКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — творческий процесс, ориентированный не на воспроизводство прототипа, а на освоение нетрадиционных аспектов социально-культурного содержания объекта проектирования с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, на проблематизацию проектной ситуации.

ПРОЕКТ — промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации производства и последующей эксплуатации продукции.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятельности (наряду с планированием, программированием и др.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащий в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему общественного производства.

 ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА - так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» — реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (промышленная) СРЕДА — средовые объекты и системы, предназначенные для выполнения производственных и обслуживающих их процессов.

ПРОМЫШЛЕННАЯ   ГРАФИКА - вид графического дизайна в сфере производства и сбыта промышленной продукции (торговые ярлыки, фирменные знаки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и пр.) и в сфере управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и пр.).

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН - проектная деятельность, имеющая целью создание образцов изделий функционального назначения, изготавливаемых промышленными методами, то есть с использованием машинного производства.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, изготовленное промышленным способом, т.е. с применением машинной техники, и, как правило, выпускаемое в некотором количестве идентичных экземпляров (серией). Назначение и сферы применения промышленного изделия самые разные: изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, промышленное оборудование и инструменты средства транспорта, медицинское оборудование и др.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН - формообразование промышленных изделий, которое в значительной степени определяется образом жизни, художественными и ремесленными традициями какой-либо региональной или этнической группы.

РЕКЛАМА -  1) информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса; 2)  распространение сведений о ком-, чем-либо с целью создания популярности.

Возможности выражения рекламы многообразны. Для дизайнера-графика — это плакаты, афиши, листовки, проспекты, рекламные объявления и каталоги, витрины, вывески и др.

РУЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ — следы, оставляемые инструментами, «завершающими руку», материальная репродукция и визуализация мыслительных творческих процессов.

«САЙТ» (SITE — англ. «Sculpture in the enviroument») — проектная группа США. Образовалась в 1969 году в Нью-Йорке как междисциплинарный союз единомышленников, в который входят архитекторы, дизайнеры, скульпторы; в работе группы участвуют философы, писатели, художники, ее лидером является Джеймс Войне, скульптор по образованию, преподаватель Парсонс-скул дизайна в Нью-Йорке.

СВЕТ В ДИЗАЙНЕ - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.

СОЛ  Уорман Ричард — американский архитектор-дизайнер, считающий себя «архитектором информации», использует новаторские графические приемы дизайна.

С.-Пб. ГХПА (Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия) им. В.И. Мухиной — первая школа дизайна в России, открытая во второй половине XIX века.

СРЕДА — окружение чего-либо (кого-либо), совокупность пространств, вещей, красок, элементов ландшафта, природных или физических условий, среди которых находится данный предмет, личность и т.д. В дизайне среда распадается на ряд взаимосвязанных структур (пространственная среда, предметная, световая, цветовая и т.д.), обладающих собственными законами построения и проектирования, своими сферами проектно-творческой и профессиональной деятельности.

СРЕДОВОЙ ОБЪЕКТ - целостное средовое образование, характерное органичным единством пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого оно предназначено.

СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ - специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д. Выбор средств проектирования влияет на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.

СТАЙЛИНГ — художественно-проектная деятельность, направленная на формирование коммерчески выгодного внешнего решения объекта, но не затрагивающая его технологических качеств (во всяком случае, сознательно, с целью их улучшения). В этом ее отличие от дизайнерского подхода, рассматривающего факторы технической целесообразности (эргономику, требования технологии, эксплуатации и т.д.) в качестве инструмента художественного творчества.

СТАРК Филлипп (1949) Париж - французский дизайнер-универсал, один из лидеров современного авангардного дизайна.

СТИЛЬ (в дизайне) — художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого.

СТИЛИЗАЦИЯ — формирование визуального образа изделий путем использования внешних признаков, выбранного дизайнером стиля. Стилизация используется для сознательного выделения изделия из ряда аналогов в коммерческих целях, а также для лучшего включения изделия в тот или иной средовой контекст.

СУПЕРГРАФИКА - изобразительное решение, «наложенное» на самостоятельно существующий объемно-пространственный объект (сооружение, изделие, поверхность), основанное на контрастном или согласованном взаимодействии структурно-морфологической базы изображения, вызывающем визуальное ощущение принципиально новой формы или пространства.

ТАНГЕ Кендзо (1913) — выдающийся японский архитектор, творчество которого играло в 1960—1970-е годы заметную роль не только в японской, но и мировой архитектуре.

ТАТЛИН  Владимир  Евграфович (1885—1953) — ярчайший представитель русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма, художник, конструктор, дизайнер, архитектор.

ТЕКТОНИКА В ДИЗАЙНЕ - закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ   СТРУКТУРА   - варианты соотношения (комбинирования) «несущих» и «несомых», («активных» и «пассивных», движущихся и покоящихся и т.п.) элементов дизайн-объекта, выражающих специфические связи этих комбинаций с комплексными параметрами объекта (общей массой, объемно-пространственными показателями). В дизайне Тектоническая структура — своего рода фундамент эмоционально-чувственного впечатления о строении объекта.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА [esthetqus industrielle — фр.) — дисциплина, комплексно изучающая социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технические аспекты формирования предметной среды и создающая научно-методические основы деятельности в области дизайна.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК - вид промышленной графики, применяемый торговыми фирмами в качестве средства для идентификации своих изделий или услуг

ТРАНСПОРТНЫЙ ДИЗАЙН — проектирование средств транспорта — воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсовых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляющих инфраструктур; неотъемлемая часть более обширной сферы дизайн - проектирования транспортной среды.

УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ - показатель простоты, нетрудоемкости, безопасности и т д. использования изделия по его назначению.

УЛЬМСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ(1950-1960).

Высшее училище художественного конструирования в Ульме (Германия) готовило специалистов в области технической эстетики 

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ - совокупность организационно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой» образ продукции конкретного производителя или объектов, связанных с его деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т.д.

В создании фирменного стиля используется формообразование продукции и оборудования, приемы графического дизайна (цвет, логотипы, композиционные приемы типографики и т.д.). Значительно реже фирменный стиль основывается не на визуальном единстве продукции, но на определенном образе организации деятельности фирмы.

ФОРМА (forma — лат.) — 1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ - поиск в процессе художественного проектирования решения изделий как единства формы и содержания на основе требований технической эстетики. Основные закономерности формообразования промышленных изделий; соответствие формы содержательным характеристикам изделия (назначению, способам использования и др.), зависимость формы от конструкций и материалов, зависимость социально-экономической эффективности проектирования от меры полезности задаваемых изделию свойств и др.

ФРИСТАЙЛ (англ. frisfyle — «вольный стиль») — стилевое направление современного дизайна, вырвавшегося в 1970-е годы за рамки архитектурного пуризма и традиционализма; наряду с постмодернизмом, хай-теком, деконструктивизмом выполняет значительную работу по формированию сегодняшней художественной атмосферы.

ФУТУРОДИЗАЙН - экспериментальная творческая деятельность, имеющая целью определение потенциальных путей изменения потребительских качеств и (как следствие) визуального образа отдельных объектов, их систем, а также перспектив развития предметно-пространственной среды и образа жизни в целом.

ФЭНТЕЗИ (англ. fantasy — фантастика, фантазия) — художественное направление (жанр), построенное на органичном сращивании явлений и событий сверхъестественных, «сказочных» и запредельно придуманных проявлений всемогущества научно-технических достижений.

ХАЙ-ТЕК — стилевое течение, разновидность «архитектурного техницизма», откровенно использующее для формирования образа изделия (сооружения, комплекса) его «техногенные» структуры (несущие конструкции, технологические коммуникации и пр.), прежде скрываемые от зрителя под декоративной оболочкой. Термин хай-тек представляет собой сокращение от англ. high technology — «высокая технология», который в своем прямом значении употребляется для характеристик технологических процессов в высокоразвитых отраслях производства — электронике, атомной энергетике, аэрокосмической технике.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО - достоинство внешнего вида изделия, интерьера и т д., определяемое гармоничностью формы в отношении размеров элементов, пропорций, ритмического строя, фактуры, цвета и других композиционных характеристик. Не менее важным показателем художественного качества является подчиненность всех формальных характеристик основной идее решения изделия как органичного элемента предметной среды, служащей человеку.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (дизайн-процесс) — процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: анализ объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведение операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.), разработка проектной документации (термин характерен только для русского языка). В настоящее время, после принятия термина «дизайн», термин «художественное конструирование» употребляется параллельно с ним, но больше тяготеет к обозначению процесса проектирования, а «дизайн» — это деятельность в целом.

ЦВЕТОГРАФИКА — графика, оперирующая цветовыми графами, одно и основных средств реализации различных видов графического дизайна.

Цветографика представляет собой трехмерный феномен, цветовая палитра которого содержит цветовые совокупности по различным элементам общности.  

ШРИФТОВОЙ ДИЗАЙН — художественное   проектирование   шрифта, наборного и индивидуального, включающее разработку способов и приемов создания шрифтовых композиций книжной и газетно-журнальной графике, в промышленной графике, системах визуальной коммуникации, в том числе в архиграфике, графике городской среды и природного ландшафта. Специфика шрифтового дизайна заключается в поиске художественной формы шрифта или шрифтовой композиции, наиболее соответствующей виду графического дизайна и смыслу вербального сообщения.

«ШТУЧНЫЙ МЕТОД» - дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки новых процессов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН (эко-дизайн) — область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы.

ЭКСЛИБРИС (от лат. exlibris — «из книг») — книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки.                                                    

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ — принцип проектирования объектов дизайна с позиций гармонического равновесия взаимодействия жизни и деятельности человека с живой природой.

ЭКУАН Кендзи (1929) - крупнейший представитель японского промышленного дизайна.

ЭКСПОЗИЦИЯ — предъявление восприятию (зрителя, публики) определенным образом организованной предметной материи.

«АР НУВО» (Art Nouveau) — художественный стиль, сложившийся на рубеже XIX и XX веков. Помимо наиболее  распространенного  французского названия «Ар Нуво» до сих пор имеют хождение различные национальные названия стиля: «Модерн» (Россия), «Югендштиль» (Германия), «Сецессион» (Австрия), «Либерти» (Италия), «Тиффани» (США).

ЭРГОДИЗАЙН — художественное проектирование объектов, формообразование которых определяется в первую очередь требованиями эргономики.

К подобным объектам относятся пульты управления, оборудование рабочих мест и другие изделия, эффективность функционирования которых зависит от взаимодействия их с человеческим организмом.

ЭРГОНОМИКА — дисциплина, изучающая объективные характеристики человеческого организма (антропометрические, биомеханические, физиологически, психологические) с целью оптимизации его взаимодействия с изделием или средой.

ЭРЛ Харли (1893-1969) - американский автомобильный дизайнер, глава Центра стиля (так называемая секция «Искусство и цвет» — 1925—1959) корпорации «Дженерал моторс».

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в дизайне) — специфическая социальная практика, связанная с общественным воспроизводством человеческой сущности и направленная на комплексное формирование окружающей человека среды с учетом его эстетических потребностей.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ (в дизайне) — особое понимание сути объекта, возникающее в процессе его эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка совпадает с общепринятыми эстетическими нормами.

Используемая литература:

  1. Барташевич А.А., Мельников А.Г. Основы художественного конструирования: [Учеб. пособие для вузов].- Мн.:  «Высш. школа», 2008. – 216 с., ил.
  2. Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с., ил.
  3. Дизайн/ П. Кларк; Пер. с англ. А. Броновицкой – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 144 с.: ил. – (Открытие)
  4. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с., ил.
  5. Ренато Де Фуско. Ле Корбюзье – дизайнер. Мебель, 2009.
  6. Мунасыпов И.М., Широкова С.Ю. Основы дизайна Курс лекций для студентов по специальности «030600 - Технология и предпринимательство". - Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2004. – 118 с.