Проект на тему: "Щелкунчик. От сказки до балета"

Автор: Хабалонова Ирина Николаевна

Дата публикации: 08.06.2016

Номер материала: 2334

Прочие методические материалы
Музыка, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Дополнительное образование
3 Класс

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1551

Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»

        

Номинация        «Совята»

Направление        «Образовательные проекты и исследования»

Секция                «Ритмика»

Тема проекта         «Щелкунчик. От сказки до балета.»

Автор                 Хорошева Ксения Сергеевна, 3 «Е» класс.

Руководитель работы Хабалонова Ирина Николаевна, педагог по ритмике.

Консультанты         Жаркова Галина Борисовна, тренер по гимнастике.

Хорошева Наталия Анатольевна, родитель.

Москва, 2014 год

А Н Н О Т А Ц И Я

Тема проекта: «Щелкунчик. От сказки до балета.»

Автор: Хорошева Ксения Сергеевна, 3 «Е» класс гимназия 1551.

Руководитель работы: Хабалонова Ирина Николаевна, педагог по ритмике.

Консультанты:  Жаркова Галина Борисовна, тренер по гимнастике.

Хорошева Наталия Анатольевна, родитель.

        Цель данной работы: стимулирование творческой активности школьников, развитие интереса к предмету ритмики как одному из видов танцевального искусства.

        Задачи работы: показать развитие творческих способностей на примере изучения балета «Щелкунчик».

        Методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, постановка сцены из балета.

        Результат исследования: применить полученные на школьных уроках знания и умения для постановки танца куклы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

 

Содержание

стр.

Введение

4

Основная часть:

6

Глава 1. Сказка А.Гофмана «Щелкунчик».

6

           1.1. Знакомство с писателем.

6

           1.2. Знакомство со сказкой

7

Глава 2. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

10

2.1. История создания балета.

10

2.2 Действия балета.

11

2.3. Миниатюры балета.

12

Глава 3 Социологический опрос.

18

Глава 4. Практическая часть

19

4.1. История балета.

19

4.2. Уроки ритмики.

19

          4.3. Танец куклы.

20

Заключение

21

Список литературных источников

22

Приложение

23

Введение

        В учебный процесс многих школ стала активно включаться ритмика как важное средство обучения, воспитания и развития детей при помощи движений, слова, музыки, образов.

Главная ценность ее заключается в универсальности языка, позволяющего организовать комплексное развитие и обучение детей. Общение с помощью движения, музыки и образов происходит у детей намного легче, чем традиционное, словесное. Обучение визуальному языку является насущной потребностью сегодняшней жизни, поэтому его необходимо внедрять в программу обучения школьников.

Проблема:  хореография  - насущная потребность сегодняшней жизни.

        Объект исследования:  сказка А. Гофмана «Щелкунчик».

        Предмет исследования: балет П. Чайковского «Щелкунчик».

        Гипотеза: предположим, что возможно поставить танец куклы из балета «Щелкунчик».

        Цель исследования: стимулирование творческой активности школьников, расширение кругозора и гибкости мышления.

Задачи: 

  • узнать историю «Щелкунчика» в России;
  • изучить сказку;
  • посмотреть балет «Щелкунчик»;
  • провести социологический опрос;
  • показать возможности создания сцен из балета на основе школьных уроков ритмики.

Методы исследования:

  • изучение литературных источников;
  •  изучение интернет ресурсов;
  • социологический опрос;
  • танец;
  • наблюдение.

Значимость и прикладная ценность работы: хореография дает возможность проявить свои способности в литературе (написание сценария), различных видах прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), технике (работа с различным оборудованием).

Ожидаемый результат:

  • узнаю историю «Щелкунчика» в России;
  • получу навыки отбора материала и создания персонажей;
  • изучу процесс постановки танца;
  • использую полученные на уроках навыки.

План проекта: 

  1. Изучение интернет ресурсов и литературных источников по истории сказки и балета «Щелкунчик».
  2. Изготовление персонажа.
  3. Постановка танца.
  4. Оформление пояснительной записки.
  5. Разработка презентации.

Основная часть

Глава 1.

 Сказка А.Гофмана «Щелкунчик».

1.1. Знакомство с писателем.

 Невозможно представить себе Рождество без "Щелкунчика" - самой жизнерадостной, светлой, остроумной сказки, написанной великим немецким писателем А. Гофманом.

 Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797), однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.[11]

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина.

Гофман в своем имени Эрнст Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора Моцарта.

Он является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По, Г. Ф. Лавкрафта, а также М. М. Шемякина. Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера группы «Агата Кристи». [12]

1.2. Знакомство со сказкой.

«Щелкунчик и Мышиный король» — сказка Э.Т.А. Гофмана, опубликованная в1816 году.

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети — Фриц и Мари — строят догадки, что же на этот раз им преподнесёт в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали), а сделать целый сад крестному не под силу.

 Вечером детей впустили к красавице-ёлке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем куклы выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям — только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки  разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твёрдые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Куклы сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой...

Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принёс отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказку о твёрдом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное  для королевских колбас), превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щёлканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочёта вычислил гороскоп принцессы — вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочёта на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперёд вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги... Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочёта. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка.[14], [15]

 Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала — она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю — с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар за трусость во время боя). Ночью Щелкунчик пришёл к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдав трофеи девочке, он повёл ее в своё царство — Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сёстрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати.

Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своём месте в шкафу). Папа пригрозил выбросить всех кукол, и Мари не смела заикаться про свою историю. Но однажды на пороге их дома появился племянник Дроссельмайера, который наедине признался Мари, что перестал быть Щелкунчиком, и сделал предложение разделить с ним корону и трон Марципанового замка. Говорят, она и поныне там королева.

Сказке "Щелкунчик и мышиный король" без малого двести лет, но странное дело! Щелкунчик и маленькая Мари с тех пор нисколько не постарели, а мышиный король и его матушка Мышильда ничуть не подобрели. [11] [12]

Глава 2.

 Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

        2.1. История создания балета.

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи», а в январе - феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества. По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой». Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановщиком «Щелкунчика» был Д. Иванов. Декорации первого действия принадлежали К. М. Иванову, второго — академику живописи М. И. Бочарову. Костюмы готовились по эскизам И. А. Всеволожского. На следующий день после премьеры композитор писал брату: «Милый Толя, опера и балет имели вчера большой успех. Особенно опера всем очень понравилась... Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши». Но отзывы прессы были далеко не единодушны. Среди высказываний о музыке наряду с самыми восторженными попадались и такие: «Щелкунчик» «кроме скуки ничего не доставил», «музыка его далеко не то, что требуется для балета» («Петербургская газета»).

Либретто «Щелкунчика» сочинено М. Петипа по известной сказке Э. Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь» (из цикла «Серапионовы братья») во французской переработке А. Дюма. Либретто распадается на две весьма обособленные части, разные по стилю и по художественным достоинствам. Первое действие — детские сцены в доме Зильбергауза — органически связано с миром сказок Гофмана, полно своеобразия и тонкой театральности. Второе действие-—«царство сластей» — несет на себе заметную печать навязчиво - «роскошной» зрелищности старых балетов, нарушая скромность и сказочную условность повествования последних глав «Щелкунчика» («Кукольное царство», «Столица»). И только богатство и образная содержательность музыки Чайковского позволяют забыть о зрелищных излишествах этого действия. Как верно заметил Б. Асафьев, композитор преодолевал здесь традиционно балетную «безделушечность», ибо всюду, где можно было, «контрабандой проводил линию симфонического развития».[9]

        2.2 Действия балета.

По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиозных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть — пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое воображение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты — новая, своеобразная находка в области инструментовки.

Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был одним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты.

Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства. [9], [10]

2.3. Миниатюры балета.

1. Увертюра

Первая тема — быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшенный прозрачными вариационными узорами. Вторая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с первой ощущается как выразительный контраст «действия» и пылкой детской мечты.

2. Украшение и зажигание елки.

Музыка начала сцены передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.

3. Марш.

Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор.

4. Детский галоп и выход родителей.

За коротеньким галопом детей следует медленный танец в движении менуэта.

5.Выход Дросельмейстера.

В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты — это подарок Кларе, из другой — большой пирог, это для Фрица. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога — солдат. Ожившие игрушки танцуют. Далее начинается живой и игривый танец в ритме вальса. А в это время Дроссельмейер готовит еще один фокус: приносят две большие табакерки, и из них выходят Арлекин и Коломбина. Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой причудливо резкой и немного таинственной.

6. Сцена и танец «Гросфатер».

Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная полька, иллюстрирующая игру с новой куклой. Затем музыка польки (ее припев) теряет свой игриво-танцевальный характер, она становится по-детски жалобной и сердечной.Хозяин приглашает гостей-родителей потанцевать. Следует старинный, тяжеловатый немецкий танец «Гросфатер».

7. Отъезд гостей. Ночь.

В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельной Клары.

Музыка ночных блужданий Клары остро тревожна и призрачна, как мелькающие во сне смутные видения. В ней изображены и неверные, дрожащие на полу блики лунного света, и странное превращение совы в фокусника (тема Дроссельмейера в новом причудливом варианте), и тревожно-суетливая мышиная возня.

8. Сражение.

Музыка этой сцены рисует все перипетии игрушечной войны. Звучит окрик и выстрел часового, боевая тревога барабанщиков (барабанная дробь исполняется на детском ударном инструменте) и вот начинается сама баталия, где звуки игрушечных фанфар переплетаются с мышиным писком. После первой атаки музыка выразительно передает боевые призывы Щелкунчика и появление во главе вражеского войска страшного короля мышей.

9. Картина II. Еловый лес зимой.

Звучит музыка светлого Andante, напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшествующей картины.

10. Вальс снежных хлопьев.

В этом эпизоде тацевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.

Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Мелодия хора повторяется несколько раз и сопровождается фантастически красочными вариациями оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно воздушной звучности в последней вариации с хрустальными звонами треугольника. Вальс завершается широко развитой кодой, где главная тема проходит уже в мчащемся ритме галопа.

11.Дворец сластей Конфитюренбург.

Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену.

12. Прибытие Маши и Щелкунчика. Дивертисмент.

Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. Здесь, согласно программе, «музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». Сцену встречи гостей иллюстрирует новый музыкальный эпизод изящно-приветливый танец в движении вальса. В средней части, где вспоминаются события тревожной ночи, вновь звучит тема «войны мышей и солдатиков». Трубные сигналы возвещают начало празднества.

13. Шоколад: испанский танец.

Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

14. Кофе: арабский танец.

На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни.

Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и характерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В репризе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем голосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий голос задумчиво импровизирует на тему песни.

15. Чай: китайский танец.

Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato — все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности.

16. Трепак: русский танец.

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу — убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

17. Танец пастушков.

Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт.

18. Мамаша Гигонь и паяцы.

Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками.

19. Вальс цветов.

«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс начинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная тема поручена валторнам. Уже в середине первой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (центральной) части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелодически увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и продолжающая ее лирически-насыщенная мелодия виолончелей. После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.

20. Танец принца Оршада и Феи Драже.

Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.

21. Вариация 1.Тарантелла.

Вариация танцовщика — тарантелла с необычным для этого кипучего танца отпечатком мягкой грусти.

22. Вариация 2: Танец Феи Драже.

Вариация балерины — Andante с прозрачным, «тающим» звучанием челесты— одна из самых удивительных колористических находок Чайковского.

23. Кода

Танцуют все участники предыдущей сцены.

24. Финальный вальс и апофеоз.

Общий заключительный танец всех участвующих — «увлекающий и горячий» (М. Петипа).

25. Апофеоз.

Вальс переходит в безмятежно светлую музыку апофеоза, завершающего весь-балет. [9], [13]

 

Глава 3

Социологический опрос.

Мною был проведён опрос 20 учеников гимназии № 1551.

 

Вопрос 1. Какие «новогодние» сказки Вы знаете?

Варианты ответов

Количество

Щелкунчик

15

12 месяцев

4

Девочка со спичками

1

Вопрос 2. Какой балет у Вас ассоциируется с праздниками Рождества и Нового года?

Глава 4

Практическая часть.

4.1. История балета.

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.

Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Это зрелищный, музыкально - театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургии.

Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца.

В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно - классический танец, характерный танец, исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца. [10], [13]

4.2. Уроки ритмики.

Осуществление своей мечты стать балериной я начала со школьных уроков ритмики.

Первым шагом на пути к мастерству стал танец «Синеглазка». Он пользовался большим успехом у зрителей.

К Новому 2014 году моим педагогом был поставлен зажигательный и весёлый танец на мотив народной английской песни «Jingle Bells», который был исполнен мною несколько раз с огромным удовольствием.

Урок ритмики насыщен и интересен. Мне особенно нравится, что уделяется внимание эмоциональности исполнения, т.е. мы не просто механически повторяем движения, а учимся быть артистами. На каждом занятии особое внимание уделяется положению ног, выворотности и гибкости, базисным движениям рук и ног. Мы изучаем танцевальные элементы. В процессе обучения развивается ритмичность и артистичность. Появляется выносливость, грациозность и уверенность в себе.

К празднику Дня Учителя балетная студия «Белоснежка» приготовила подарок в виде танца, который вызвал бурные радостные эмоции среди зрителей.

4.3. Танец куклы.

В процессе сбора информации об истории балета «Щелкунчик» и просмотра сцен из него моё внимание привлёк Танец куклы.

Чарующая музыка вальса и обворожительный наряд балерины произвели на меня неизгладимое впечатление. Вместе с педагогом ритмики мы решили поставить эту сцену из балета.

Заключение

        Проделанная работа доставила мне огромное удовольствие. Создавая сцену из балета, я совместила в своем сознании все её компоненты: сценарий, цветовое решение, пластику, ритм, звуковое сопровождение и др. Такой характер творчества позволил объединить в одном занятии различные виды деятельности.

        При выполнении данного проекта я достигла поставленных задач:

  • узнала историю сказки «Щелкунчик»;
  • узнала историю возникновения балета «Щелкунчик»;
  • выяснила структуру балета;
  • провела социологический опрос;
  • исполнила сцену из балета.

В результате проделанной работы я выяснила историю возникновения балета «Щелкунчик».

Балет имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. И занятия им могут стать не только средством развития музыкальных способностей, памяти, слуха, чувства ритма, но и средством воспитания эмоций и художественной культуры.

Моя работа показала, что роль балета вовсе не ограничивается только развлекательной функцией. Это искусство открывает целый мир и служит средством познания. Из него школьник получает сведения об окружающем мире. Можно отметить важное влияние балета на развитие эмоциональной сферы: во время просмотра зритель сопереживает героям, радуется успехам и сочувствует постигшим неудачам. Эмоциональное воспитание на таких вот простейших примерах закладывает прочный фундамент чуткого отношения к окружающим в будущем.

Список литературных источников

  1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., 1967.
  2. Жак – Далькроз Э. «Ритм» — М., 2006.
  3. Мелик-Пашаев А. А. «Для чего нужно искусство в школе?» — М., 2002.
  4. Мелик-Пашаев А. А. «Художник в каждом ребёнке…» — М., 2008.
  5. Окслейд К., Гэнери А. «Энциклопедия для детей от А до Я» — М., «Махаон»,  2010.
  6. Покидаева Т. «Большая детская энциклопедия» — М., «Махаон»,  2012.
  7. Хомич Е.О. «Что? Зачем? Почему?» — Минск : «Харвест», 2007.
  8. http://cyclowiki.org/wiki/Щелкунчик_(балет)
  9. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htm
  10. http://1p.fondpotanin.ru/projects/istoriabaleta
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофман,_Эрнст_Теодор_Амадей
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Щелкунчик_и_Мышиный_король_(сказка)
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хореография
  14. http://www.books.ru/books/shchelkunchik-i-myshinyi-korol-841548/
  15. http://www.briefly.ru/gofman/schelkunchik_i_myshinyj_korol/

Приложение

ETA-Hoffmann.JPG

Стр. 2

Стр.6

Стр.7

Стр.7

Стр.8

Стр.9

Стр.12

Стр.13

Стр.14

Стр.17

Стр.17

Стр.19

Стр.20

Стр.20

Стр.20

Стр.20

Стр.20

Стр.20