Теория и история мировой культуры

Автор: Нигамедзинов Фарид Фаимович

Дата публикации: 09.06.2016

Номер материала: 2340

Прочие методические материалы
История
11 Класс

Нигамедзинов Ф.Ф.

Теория и история мировой

культуры

Программа проблемно - тематического курса

 Общая тематика занятий

Интернет - источники

Тесты

Автор - составитель: кандидат исторических наук, доцент Ф.Ф. Нигамедзинов

Методическое пособие разработано в соответствии с программой, принятой Министерством образования и науки концептуальной формулой образовательной деятельности, для студентов факультетов естественных и гуманитарных наук.

Необходимость написания авторской программы по курсу «Теория и история мировой культуры» продиктована причинами общекультурологического характера. Культурология, возникнув на рубеже XIX – XX веков как очередной маргинальный пограничный курс, постепенно начинает расширять свое влияние и претендовать на роль учебной дисциплины. Это достаточно типично для общего хода развития культурологического знания. В разное время на роль науки о культуре претендовали философия, история, эстетика, социальная философия, философская антропология, логика, и именно из недр названных дисциплин и вышла наука о культуре – теория и история мировой культуры (культурология). В определенном смысле можно сказать, что «чистой»  культурологии не существует, так как в каждый исторический период общекультурологические проблемы исследовались в контексте тех научных дисциплин, в недрах которой и находилась культурология, что диктовалось временем и веяниями эпох.

В связи с этим перед составителем программы стояли следующие задачи. Во – первых, определить место культурологии в системе наук. Во – вторых, очертить круг проблем культурологии как культуроведческой дисциплины. В – третьих, определить специфическое пространство культуры, которое может быть представлено как система «человек – культура – человек – история».

Тема I. Теория и история мировой культуры как наука.

Ее зарождение и развитие

  1. Что изучает теория и история мировой культуры? Культура, и ее понятие. Появление теории и истории мировой культуры как самостоятельной области знания. Несводимость теории и истории мировой культуры к другим областям гуманитарного знания.
  2. Представления о культуре на ранних этапах мировой истории. Культура в понимании ученых древнего Востока (Индии, Китая, античного общества).
  3. Культура с точки зрения теологических учений в эпоху средневековья. Культура в толковании ученых мусульманского Востока.
  4. Особенности учений о культуре в эпоху Возрождения. Переход от религиозного мышления к светскому.
  5. «Классическая модель» культуры Нового времени: рационализм, историзм, гуманизм. Культура – развитие человека как разумного существа.
  6. «Натуралистические» теории культуры эпохи Просвещения: культура – осуществление и развитие потенций естественного человека. Критика цивилизаций (Ж.-Ж.Руссо). «Эвдемонистическая» концепция культуры (Гольбах). Антропоцентристское понимание культуры в немецком Просвещении (И.Гердер).
  7. Концепция культуры в немецкой классической философии. Культура как сфера духовной деятельности (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
  8. Марксистское понимание культуры. Культура как продукт материальной и духовной преобразующей деятельности людей, достигнутый ими уровень в овладении силами как внешней, так и собственной природы.
  9. Самоценность внутренней духовной культуры в русской философии конца XIX – начала ХХ века.
  10. Идеи «неклассического» понимания культуры. «Философия жизни» (А.Бергсон, В.Дильтей). Теория культурно – исторического круговорота (О.Шпенглер, А.Тойнби).
  11. Культура через призму психоаналитической теории З.Фрейда. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма.
  12. Культура в интерпретации сторонников теории игр (Й.Хейзинга).
  13. Неокантианские теории культуры:  культура – «ценности, лежащие по ту сторону «субъекта» и «объекта» (Г.Риккерт, М.Вебер). Культура как «мир символического» (Э.Кассирер).
  14. Антропологические и этнографические теории культуры: «функционализм» В.Малиновского, «культурная динамика» Ф.Боаса, «культура и личность» М.Мид.
  15. Многообразие культурологических теорий ХХ века. Особенности культурологических учений: феноменология, экзистенциализм, структурализм, постструктурализм, герменевтика и др. (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, К. Леви – Строс, Гадамер). Постмодернизм: новый взгляд на культуру.

Литература

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Кассирер Э. Избранное: Человек и космос. – М. - СПб.,2000.

Клакхон С., Кребер А. Культура. Критический анализ концепций и дефениций. – М., 1992.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Фуко М. Слова и вещи. – СПб., 1994.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991

Хейзинга Й.Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1992.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М., 1991.

Тема II. Античная культура

  1. Этапы развития культуры Греции: архаика, классика, эллинизм. Целостность культуры античного мира: эллинство и принципность пайдеи. Понимание мира через категорию прекрасного. Человек – главный герой культуры античного мира. Люди, боги, судьба. Телесность в основе мировосприятия античного человека. Полюса телесности: космизм и анатомизм.
  2. Мифология и религия древних греков. Гомер: «Илиада», «Одиссея». Театр: мифологические сюжеты как основа возникновения греческой трагедии (Эсхилл, Софокл, Эврипид). Греческая комедия (Аристофан). Развитие архитектуры. Особая роль скульптуры в развитии культуры Греции: пластичность как доминанта античной культуры, специфический образ красоты человека в античной пластике – тело как выражение природной души человека; а – эротизм, человек – смертный Бог. Божественное спокойствие, идеальность, самодостаточность, дидактичность образов античной пластики. Скульптурность в архитектуре, живописи, эпосе и трагедии. Распространение софистики во все области науки, философии, образования. Цель: воспитание людей, способных к успешной хозяйственной и политической деятельности. Риторика – средство достижения этой цели (Демосфен). Развитие науки. Первое историческое сочинение в европейской литературе (Геродот). Значение музыки в культуре Греции. Философско – нравственные идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.
  3. Основы культуры Древнего Рима – идеология граждан античной городской общины. Культура Древнего Рима как предельное выражение социальности античной культуры. Римская мифология, ее отличие от греческой. Первенствующее значение политико – философских учений: обоснование превосходства римского политического устройства, воспитание хороших граждан. Римское право (закон) – структурообразующий элемент мирового и гражданского порядка. Развитие науки. Выдвижение религии на первое место в иерархии компонентов культуры: Бог как общее космологическое начало, установление обязательности императорского культа; религия как связующее звено между гражданством и фамилией. Моральные и религиозные идеи стоиков. Искусство: исторический эпос «Анналы», поэзия: Вергилий, Гораций, Овидий. Классическая проза Цицерона. Развитие искусства: архитектура, скульптура (портрет).

Литература

Баррет Э.А. Калигула. – М., 1999.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987.

Голосовкер Я.Э. Сказание о титанах. – М., 1993.

Гомер. Илиада. Одиссея. – М., 1960

Гревс И.М. Тацит. – М., 1946.

Эсхил. Персы. Прометей прикованный. Орестея. – В кн.: Эсхил. Трагедии. – М., 1989.

Софокл. Антигона. Эдип – царь. Эдип в Колоне. В кн.: Софокл. Трагедии. – М., 1979.

Еврипид. Медея. В кн.: Еврипид. Трагедии. – М., 1980.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1979.

Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. – М., 1994.

Машкин Н.А. История древнего Рима. – Л., 1946.

Фридландер Дж. Типы тела. – Петербург, 1994.

Хюбнер Курт. Истина мифа. – М., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

Тема III. Светское и религиозное в Средневековой культуре

  1. История «Великого затмения» и последующего «открытия» в Средневековой культуре. Апогей отрицания средневековья и его олицетворения в готике. Процесс «узнавания» средневековой культуры (Л.Арним, Брейтана, братья Шпигели).
  2. Средневековая культура как синтез и развоплощения духа античности, восточных идей и варварства. Временные рамки средневековой культуры. Принцип «иронии истории» применительно к истории средневековья.
  3. Особенности средневекового менталитета: дуализм, авторитарность, ретроспективность, традиционализм, символизм.

Литература

Библия. Первая книга Моисеева. Бытие.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. – М., 1955.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. – М., 1990.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989.

Данте Алигьери. Божественная комедия. – М., 1992.

Тарле Е.В. История Италии в средние века. – СПБ., 1906.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.

Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

Тема IV. Христианство – как основа миропонимания средневекового человека

  1. Религия как доминирующий элемент культуры средневековья. Патристика, схоластика (А.Августин, Фома Аквинский). Теоцинтризм – фундамендальный принцип мироощущения средневекового человека. Тварность и иерархичность мира, божественная тайна бытия, человек – венец творения. Двойственная картина мира: жизнь и смерть, мир горний и дольний, профанное и сакральное, рай и ад, душа и тело. Карнавальность как способ бытия двумирности, двуединства средневекового мировосприятия.
  2. Готика. Высочайшие достижения и квитэсенция средневековой культуры. Три истолкования идеи готики: канон и символ в иконописи. «Храмовое действие» как символ искусств (П.Флоренский).
  3. «Средневековая культура» - мост или провал в истории человеческой культуры? О.Шпенглер о средневековье и ренессансе. Новая гуманистическая этика христианства: формирование и новые функции понятий добра и зла.

Литература

Библия. Первая книга Моисеева. Бытие.

Вейс Г. История культуры народов мира: Пламенеющая готика: Европейское средневековье. – М., 2005.

Артамонов С.А. Литература Средних веков. – М., 1992.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – Л., 1972.

Гинзбург К.А. Образ шабоша ведьм и ее истоки. // Одиссей: человек в истории. – М., 1990.

Флоренский П. Храмовое действие. // Искусство. – Киев, 1908.

Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

Тема V. Культура ренессанса

  1. Понятие «Возрождение» (вазари). Типологическая оценка классического, северного и восточного ренессанса. Концепция «генетического резонанса».
  2. Периодизация возрождения. «Возрождение» как начало нововременной светской культуры. Символические рамки эпохи (от А.Данте к У.Шекспиру).
  3. Трансформация религиозной картины мира и менталитет ренессансной личности. Классический и северо – ренессансный гуманизм, их специфика. Гуманизм как предтечье реформации. Эраз Ротердамский и его концепция христианского гуманизма. Загадка Х.Босха. Леонардо да Винчи, Б.Микеланджело, С.Рафаэль, Х.Рембрандт, С.Ботичелли как символы гармонии художественного и научного мышления. Н. Макиавелли и истоки протестантской этики. Новое отношение человека к труду. Развитие индивидуализма.
  4. «Трагический гуманизм» и возникновение маньеризма. Гений в гаснущей культуре (Эль Греко, С.Сервантес, П.Брейгель, В.Шекспир). А.Ф.Лосев о двух сторонах ренессансного титанизма. Ценности классического и северного возрождения и выбор дальнейшего пути развития европейской культуры.

Литература

Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. – М., 1979.

Баткин Л.М. Деологичность итальянского возрождения. // Советское искусствознание. –

Выпуск II. – М., 1977.

Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. Методологические заметки. //

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

Бицилли П.М. Место ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996.

Брагина Л.Н. Итальянский гуманизм. – М., 1977.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху возрождения. – т. 1. – СПБ., 1895; - т. 2. – СПБ., 1909.

Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII – XVI века. М.,1977.

Вопросы философии. – 1969. - № 9.

Ильина Т.В. История искусств. – М.,1983.

История свободолюбия и атеизма в Европе. – М., 1966.

Культура Возрождения и общество. – М., 1986.

Культура Возрождения и Средние века. Сборник статей. – М., 1993.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. – М., 1990.

Миронов А.М. Эпоха возрождения в итальянском искусстве. – Киев, 1912.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи возрождения. – М., 1961.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Сборник статей. – М., 1966.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – СПБ., 1991.

Харасти Н. Живопись маньеризма. – Будапешт, 1968.

Шекспир В. Гамлет, принц датский. – Шекспир. Трагедии. – М., 1993.

Тема VI. Культура эпохи просвещения

  1. Понятие «просвещения». И.Кант. Социально – экономические предпосылки формирования просвещения. Просвещение как преддверие Великой французской революции 1789 года. Специфика историческо – временной обусловленности просвещения во Франции и в Германии. «Царство эстетической видимости» (Ф.Меринг). Немецкая просветительская культура и принцип иронии истории.
  2. Просвещение в Англии. Идея  «естественного» человека в философии Дж.Локка. Возникновение английской классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо). Роман – «эпопея буржуазного общества» (Д.Дефо, Д.Свифт).
  3. Особенности просвещенного гуманизма. Обожествленный разум и развинченный Бог. От ренессансной идеи богочеловека к принципу равенства людей. Трансформация античного наследия. Отрицательные черты просветительского мировоззрения: претензии на «итоговый характер», предвосхищение утилитаризма буржуазной морали; сухой рационализм.
  4. Наука, религия и искусство в век просвещения. Структурно – образующиеся функции просветительской науки и ее доминирующее значение в культуре. Вольтер (наст.имя – Мари Франсуа Аруэ) и христианский Бог. Рождение классицизма. Соотношение классицизма с барокко, рококо и синтементализмом. От Б.Паскаля и Г.Лейбница к В.Моцарту. Феномен И.В.Гете.
  5. Человек в искусстве барокко. Фигура ученого как культурный тип личности Нового времени (Фауст). Культ разума.
  6. Просветительская культура – фундамент последующего общеевропейского прогресса.

Литература

Барг М.А. Эпохи и идеи. – М.,1987.

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм (15 – 18 вв.). – М., 1992.

Вайбурин А.К., Торопков А.И. У истоков этикета. – М., 1990.

Вольтер. Философские повести. – М., 1985.

Гете И.В. Фауст. – М., 1986.

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. – М., 1990.

Гривнина А.С. Искусство 18 в. в Западной Европе. – М., 1969.

Дидро Д. Жак – фаталист. – Владивосток, 1985.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1991.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1988.

Момфесян Х.Н. Французское просвещение 18 в. – М., 1993.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15 – 18 вв. – М., 1969.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство 17 в. – М., 1974.

Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. – т. 1. – М., 1961.

Художественная культура до капиталистической формации (системно – типологическое исследование). Под ред. Когана М.С. – Л., 1984.

Тема VII. Культура романтизма

  1. Понятие «романтизм». Антипросветительский характер романтизма. «Воскрешение» и культ средневекового мироощущения и ценности. Аппеляция к готике и варваризация античности.
  2. Периодизация романтической культуры. Специфика романтизма в Англии, Франции и Германии. Особенности английской «озерной» школы (Саути). Шетобриан и его «гений христианства». Эволюция немецкого романтизма от Иенской школы к Гейдельбергу позднему романтизму Г.Гейне.
  3. Мироощущение романтиков. Культ сверхординарной трагически мыслящей личности. Байронизм. И.В.Гете о Клейсте. Концепция романтического двоемирия и создание параллельного «мира фантома». «Мир фантом» - как высшая реальность. Маньеризкий принцип соединения неприсоединимого. Романтическая любовь: «любовь и ненависть». Появление женщины Креатора.
  4. Основные сферы романтической культуры. Наполеоновская тема в романтической историографии. От А.Шопенгауэра к Ф.Ницше. От Л.Бетховена к Р.Вагнеру. М.Бейлли и символика «франкоштейна». Романтизм – как оппозиция к цивилизации.

Литература

Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М.,1980.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1974.

Гайнс Р. Романтическая школа. – М., 1981.

Грундич Г. Между карнавалом и великим постом. – М.,1980.

Давыдов Ю.Н. О.Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания // Проблемы романтизма. – Вып. II. – М., 1974.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3 тт. – М.,1983.

Западноевропейское искусство 2-й пол.XIX века. – М., 1975.

Калиткина М.Н. Французское изобразительное искусство конца 18 – начала 20 вв. – Л., 1990.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М., 1986.

Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993

Черняк Е.Б. История XIX века: проблемы и размышления.// Новая и новейшая история – 1991. - № 1.

Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. – М., 1962.

Тема VIII. Проблема культурно – исторического перелома в Европе на рубеже XIX- ХХ вв.

  1. Понятие «культурно – исторический перелом». Проблема кризиса европейской культуры в «Сумерках Богов» Ф.Ницше и «Закате Европы» О.Шпенглера.
  2. Индустриальное общество и культура. Механизированное производство и конвейер – как источник отчуждения и дехтизации труда. Индустриализм. Не гуманные цели использования науки. Прагматизация морали. Произведение искусства как товар и предмет роскоши. Появление человека – «массы».
  3. Мировоззренческая переориентация: от классических форм идеализма к интуитивизму и иррационализму и философии жизни (И.Кант, Г.Гегель – Ф.Ницше, З.Фрейд). «Революция» в этике и эстетике; новые функции понятия «безобразного».

Литература

Андреев Д. Роза мира. – М., 1922.

Андреев П.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

Виппер Ф. Гибель европейской культуры. – М., 1918.

Гулыга А.В. Искусство в век науки. – М., 1978.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870 – 1917 гг.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. – М., 1980.

Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М., 1982.

Мамфорд Л. Техника и природа человека. // Новая техническая волна на Западе. – М., 1988.

Ницше Ф. Сумерки Богов. – М., 1991.

Ортега – и – Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Полевой В.М. Двадцатый век. – М., 1989.

Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1923.

Цвейг С. Вчерашний мир. – М., 1991.

Юнг К.–Г. Психология бессознательного. – М., 1994.

Тема IX. Культура и общество в ХХ веке

  1. Научно – техническая революция конца XIX – начала ХХ вв. и гегелевское предсказание «смерти искусства». Неклассические повороты научно – технической мысли (открытие теории относительности). Постижение внутреннего мира человека на уровни подсознательного как научная и художественная проблема. Появление новых способов отражения мира и исчерпанность классических методов художественного отражения действительности.
  2. Искусство – как новая форма религии. Литературный, художественный и музыкальный импрессионизм (И.Золя, К.Моне, К.Дебюсси). В поисках философского эквивалента импрессионизма. Трагедия «формы» в художественной культуре и модернизм. Соотношение модернизма и деккаденса.

Литература

Гессе Г. Письма по кругу. – М., 1987.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

Кафка Ф. Дневники. – М., 1988.

Культура ХХ века: антология. – М., 1994.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1923.

Тема Х. Закономерности функционирования культуры. Культурологический космизм. Природные и социальные факторы обуславливающие развитие культуры

  1. Культура и природа: «надприродный» характер культуры, культура как «созидаемая природа».
  2. От биосферы – к ноосфере. В.И.Вернадский о «новой геологической силе» преобразующей лик земли.
  3. Проблема параллелизма физических и исторических процессов на земле. А.Л.Чижевский. и число 11.
  4. Пассионарность, этногенез и этнокультура. Л.Н.Гумилев и его взгляд на соотношение биогенных и социо – факторов в становлении культуры.
  5. Натурфилософские, позитивистские и неокантианские концепции соотношения культуры и природы.

Литература

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – Л.,1989.

Данилевский Л.Я. Россия и Европа. – М., 1990.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: географические теории прогресса и социального развития. – М., 1922.

Неретина С.С. Через идею к диалогу культур. // Одиссей: человек в истории. – М., 1990.

Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе. // Вопросы философии. – 1992. - № 10.

Чижевский А.И. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.

Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – М., 1924.

Флоренский П.А. Оправдание космоса. – М., 1995.

Тема XI. Типология культуры

  1. Принципы исследования исторических типов культуры. Деструкция (М.Хайдеггер) и деконструкция (Ж.Дерида) как методологическое основание исследования типов культур. Понимание собственной культуры и себя в ней через проблему типологии культур.
  2. Анализ внутреннего мироощущения современного человека сквозь призму мироощущений представителей прошлых и других культур.
  3. Поиск культурной доминанты как основного способа духовного освоения человеком мира.
  4. Определение места человека в культурной картине мира: человек и общество (социум), человек и природа (Космос), человек и Бог (Боги), человек и его отношение к судьбе, жизни и смерти.
  5. Анализ ощущения культурой собственного пространства и времени. Культурно – исторический хронотоп.
  6. Исследование культурно – исторического возраста эпохи и человека в ней.
  7. Выявление способа взаимодействия с культурой предыдущей и последующей эпохи, место и значение исторического типа культуры в мировом культурно – историческом процессе.
  8. Проблема антиномий культуры и цивилизации: от романтической оппозиции по отношению к цивилизации (Шетобриан) – к цивилизации как акту смерти культуры (О.Шпенглер).
  9. Дезинтеграционные процессы в культуре ХХ века и проблема нового видения понятийно – предметных рамок культуры.
  10. Системный принцип и типология культур в культурологии ХХ века.

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философии. – 1969. - № 9.

Выготский Л.С. Проьлема культурно – исторического возраста. // Собр.соч. – т. 3 – М., 1983. – С. 302 – 313.

Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени. // Культура, человек и картины мира. – М., 1987. – С. 198 – 226.

Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. // Одиссей: человек в истории. Сборник. – М., 1989.

Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры. // Язык культуры и проблема переводимости. Сборник. – М., 1987.

Моисеева Л.А. История цивилизаций: Курс лекций. – Ростов – на – Дону, 2000.

Мыльников А.С. К построению исторической типологии культуры и искусства. // Искусство в системе культуры. Сборник. – М., 1982.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2002.

50 х 50. Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.

Тема XII. Культура и история

  1. Культура и история. Культура как историческое бытие человека.
  2. Общие закономерности и тенденции развития культуры в истории: особая роль духовной культуры в общественном развитии. Прогностический смысл понятия «материальная культура». Проблема центра и периферии культурного мира. Культура личностная и культура массовая как противоположные способы существования культуры.
  3. Культура как исторически развивающееся бытие человека.
  4. Культура как ценность. Представление об антикультуре и контркультуре. Культура и социальный мир человека. Культура как деятельность. Технологическая модель культуры.

Литература

Конрад Н. Запад и Восток. – М., 1972.

Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Рикер П. История и истина. – СПб., 2001.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. - № 3. – С. 134 – 147.

Учебная литература

Культурология. учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на Дону, 1995.

Культурология. XX век. Антология. (Под ред. Скворцова Л.В. и др.). – М., 1995.

Культурология: учебник для вузов. – Ростов – на – Дону, 2001.

Культурология: учебное пособие для вузов. – М., 2002.

Культурология: учебник для технических вузов. – М., 2002. – 511 с.

Культурология: учебник для студентов вузов. – М., 2004. – 709 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов. – М., 2003. – XVI, 743 с.

Культурология: учебник по дисциплине «культурология». – М., 2005. – 566 с.

Культурология: курс лекций: учебное пособие. – М., 2005. – 301 с.

Культурология: история мировой культуры: учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «культурология». – М., 2006. – 604 с.

Культурология: учебное пособие для вузов. / под общей редакцией С.В.Лапиной. – Минск, 2006. – 495 с.

Хрестоматия по культурологии: учебное пособие. – М., 1998.

Современный словарь – справочник по искусству. – М., 1999.

Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997.

Бачковская Н.М. Культурология: учебное пособие. – М.,2005. – 287 с.

Викторов В.В. Культурология учебник. – М., 2004. – 558 с.

Гуревич П.С. Культурология: учебник для студентов вузов. – М., 2005. – 278 с.

Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. – М., 2001.

Кармин А.С. Культурология: учебник для студентов вузов. – СПб., 2001. – 830 с.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 495 с.

Малышева Е.М. Культурология: история мировой культуры. – М., 2004. – 287 с.

Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. – М., 2002. – 191 с.

Моисеева Л.А. История цивилизаций: Курс лекций. – Ростов – на – Дону, 2000.

Столяренко Л.Д. Культурология: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов - на - Дону, 2004. – 350 с.

Хоруженко К.М. Культурология. – М., 2003. – 335 с.

Интернет – источники

www. Cultradio. Ru – радио культура.

www. Tv kultura. Ru – T/V культура.

www. Kultura – portal. Ru – информационный портал.

www. gulman. Ru. – арт – галерея М.Гельмана.

www. Mincult. Ru – министерство культуры РФ.

www. Russianculture. Ru – культура России.

www. Rosculture. Ru – Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

www. Museum. Ru – музеи России.

www.goodforum. Ru – форум культура.

www. Ronl. Ru – культура – рефераты.

www. Ultracultura. Ru – ультра культура.

Примерная тематика рефератов

  1. Становление понятия «культура» в истории общественной мысли.
  2. Культура и история.
  3. Культура и природа.
  4. Культура как мир человека.
  5. Феномен антикультуры.
  6. Человек в мифологической картине мира.
  7. Космизм и анатомизм античной мифологии.
  8. Образ бога и человека в античной мифологии.
  9. Античная пластика.
  10. Героизм и фатализм в античной мифологии.
  11. Греческий театр.
  12. Римский портрет.
  13. Христианство как мировая религия и культурный феномен.
  14. Бог и человек в религиозной картине мира.
  15. Карнавал в жизни средневекового общества.
  16. Исповедь и исповедальность в средневековой культуре.
  17. Готика – классика Средневековья.
  18. Архитектурные стили средневековой Европы.
  19. Ренессанс. Живопись как единственная наука и философия (Леонардо).
  20. Великие художники эпохи Возрождения.
  21. Особенности Северного Возрождения.
  22. Феномен возрожденческого титанизма.
  23. Принцип гармонии науки и искусства в культуре Ренессанса.
  24. Реформация как культурное явление.
  25. Человек в картине Нового времени.
  26. Наука как культурно – исторический феномен.
  27. Классицизм как ведущее художественное направление эпохи Просвещения.
  28. Искусство барокко.
  29. Романтизм как стиль и культурный феномен.
  30. Симфоническая музыка в Германии XIX века.
  31. Итальянская опера.
  32. Философская поэзия Ф.Ницше.
  33. Модернизм как культурно – историческое и художественное явление.
  34. Культурная ситуация ХХ века.
  35. Постмодерн как культурный феномен.

Тест

  1. Что такое культура?

А. Этап в развитии самой культуры.

Б. Состояние культуры, при котором человек начинает осозновать значение и смысл ценностей культуры.

В. Совокупность всех достижений человечества, которые, возникнув в результате деятельности отдельного человека в исторически конкретный промежуток времени получили статус общественно значимых явлений, сохраняющихся и передающихся благодаря существованию культурных традиций.

  1. Что такое цивилизация?

А. Позитивный символ результатов человеческой деятельности

Б. Этап в развитии самой культуры.

В. Состояние культуры, при котором человек начинает осозновать значение и смысл ценностей культуры.

Г. Совокупность всех достижений человечества, которые, возникнув в результате деятельности отдельного человека в исторически конкретный промежуток времени получили статус общественно значимых явлений, сохраняющихся и передающихся благодаря существованию культурных традиций.

  1. Сфера культуры это –

А. Совокупность всех достижений человечества, которые, возникнув в результате деятельности отдельного человека в исторически конкретный промежуток времени получили статус общественно значимых явлений, сохраняющихся и передающихся благодаря существованию культурных традиций.

Б. Мир, отвоеванный человеком у природы посредством целенаправленной деятельности, результаты которой воплотились в продуктах человеческого труда.

  1. Кто является автором натуралистической концепции понимания культуры?

А. Тойнби А.

Б. Шпенглер О.

В. Элиот Т.

Г. Сорокин П.

Д. Кассирер Э.

Е. Фрейд З.

  1. Кто является автором общественно – исторической концепции понимания культуры?

А. Тойнби А.

Б. Элиот Т.

В. Сорокин П.

Г. Кассирер Э.

Д. Фрейд З.

  1. Кто является автором социологической концепции понимания культуры?

А. Тойнби А.

Б. Шпенглер О.

В. Элиот Т.

Г. Сорокин П.

В. Кассирер Э.

Г. Фрейд З.

  1. Кто является автором символической концепции понимания культуры?

А. Тойнби А.

Б. Шпенглер О.

В. Элиот Т.

Г. Кассирер Э.

Д. Фрейд З.

  1. В чьих трудах представлена теория циклической модели развития культуры?

А. Данилевский Н.Я.

Б. Кондорсе Ж.

В. Тайлор Э.

Г. Гегель Г.

  1. В чьих трудах представлена теория линеарной модели развития культуры?

А. Шпенглер О.

Б. Тойнби А.

В. Данилевский Н.Я.

Г. Гегель Г.

  1. В чьих трудах представлена теория абберационной модели развития культуры?

А. Шпенглер О.

Б. Тойнби А.

В. Гегель Г.

Г. Вольтер.

Д. Руссо Ж.Ж.

  1. В чьих трудах представлена теория волновой модели развития культуры?

А. Шпенглер О.

Б. Вольтер.

В. Руссо Ж.Ж.

Г. Дидро Д.

Д. Кондратьев Н.Д.

  1. Кто ввел в научный оборот понятие «философия истории»?

А. Вольтер.

Б. Руссо Ж.Ж.

В. Дидро Д.

  1. Кто обосновал необходимость создания единой науки о культуре?

А. Данилевский Н.Я.

Б. Кондратьев Н.Д.

В. Лесли Уайт

  1. Кто ввел новый термин для ее обозначения – «культурология»?

А. Тойнби А.

Б. Гегель Г.

В. Кондратьев Н.Д.

Г. Лесли Уайт

  1. Что изучает социология в рамках культуры?

А. Современные тенденции  в развитии культуры, национальные, групповые доминанты культуры, процессы урбанизации, проблемы аккультурации, распространение культуры в разных социальных слоях, проблемы субкультур.

Б. Исследует стереотипы и архетипы культурного реагирования, механизмы осознания культурных норм и ценностей, проблемы социокультурной эволюции человека.

В. Системное описание культур  примитивных народов, культур различных этносов, изучает фольклорные формы культуры, типические и нетипические проявления самобытности , исследует конкретное разнообразие культурных ценностей, норм и идеалов, способы культурных коммуникаций, особенности культурных традиций, ритуалов, образов.

Г. Изучение художественных ценностей.

Д. Изучение культур на основе структурного анализа языка и мышления.

  1. Что изучает этнопсихология и социальная психология в рамках культуры?

А. Современные тенденции  в развитии культуры, национальные, групповые доминанты культуры, процессы урбанизации, проблемы аккультурации, распространение культуры в разных социальных слоях, проблемы субкультур.

Б. Исследует стереотипы и архетипы культурного реагирования, механизмы осознания культурных норм и ценностей, проблемы социокультурной эволюции человека.

В. Системное описание культур  примитивных народов, культур различных этносов, изучает фольклорные формы культуры, типические и нетипические проявления самобытности , исследует конкретное разнообразие культурных ценностей, норм и идеалов, способы культурных коммуникаций, особенности культурных традиций, ритуалов, образов.

Г. Изучение художественных ценностей.

Д. Изучение культур на основе структурного анализа языка и мышления.

  1. Что изучает этнография в рамках культуры?

А. Современные тенденции  в развитии культуры, национальные, групповые доминанты культуры, процессы урбанизации, проблемы аккультурации, распространение культуры в разных социальных слоях, проблемы субкультур.

Б. Исследует стереотипы и архетипы культурного реагирования, механизмы осознания культурных норм и ценностей, проблемы социокультурной эволюции человека.

В. Системное описание культур  примитивных народов, культур различных этносов, изучает фольклорные формы культуры, типические и нетипические проявления самобытности , исследует конкретное разнообразие культурных ценностей, норм и идеалов, способы культурных коммуникаций, особенности культурных традиций, ритуалов, образов.

Г. Изучение художественных ценностей.

Д. Изучение культур на основе структурного анализа языка и мышления.

  1. Что изучает искусствоведение в рамках культуры?

А. Современные тенденции  в развитии культуры, национальные, групповые доминанты культуры, процессы урбанизации, проблемы аккультурации, распространение культуры в разных социальных слоях, проблемы субкультур.

Б. Исследует стереотипы и архетипы культурного реагирования, механизмы осознания культурных норм и ценностей, проблемы социокультурной эволюции человека.

В. Системное описание культур  примитивных народов, культур различных этносов, изучает фольклорные формы культуры, типические и нетипические проявления самобытности , исследует конкретное разнообразие культурных ценностей, норм и идеалов, способы культурных коммуникаций, особенности культурных традиций, ритуалов, образов.

Г. Изучение художественных ценностей.

Д. Изучение культур на основе структурного анализа языка и мышления.

  1. Что изучает языкознание в рамках культуры?

А. Современные тенденции  в развитии культуры, национальные, групповые доминанты культуры, процессы урбанизации, проблемы аккультурации, распространение культуры в разных социальных слоях, проблемы субкультур.

Б. Исследует стереотипы и архетипы культурного реагирования, механизмы осознания культурных норм и ценностей, проблемы социокультурной эволюции человека.

В. Системное описание культур  примитивных народов, культур различных этносов, изучает фольклорные формы культуры, типические и нетипические проявления самобытности , исследует конкретное разнообразие культурных ценностей, норм и идеалов, способы культурных коммуникаций, особенности культурных традиций, ритуалов, образов.

Г. Изучение художественных ценностей.

Д. Изучение культур на основе структурного анализа языка и мышления.

  1. Какой немецкий философ считал, что каждая культура живет около одной тысячи лет?

А. Гегель Г.

Б. Ницше Ф.

В. Шпенглер О.

Г. Тойнби А.

Д. Ясперс К.

Е. Вебер М.

  1. Какой мыслитель полагал, что бытие культуры не имеет четких временных границ?

А. Гегель Г.

Б. Ницше Ф.

В. Шпенглер О.

Г. Тойнби А.

Д. Ясперс К

Е. Вебер М..

  1. Кто из философов предложил схему возникновения мировой культуры, назвав ее «Единый мир человечества на земном шаре»

А. Гегель Г.

Б. Ницше Ф.

В. Шпенглер О.

Г. Тойнби А.

Д. Ясперс К

Е. Вебер М..

  1. Какой из великих «учителей» появляется в Китае?

А. Сократ.

Б. Будда.

В. Конфуций.

24. Какой из великих «учителей» появляется в Индии?

А. Сократ.

Б. Будда.

В. Конфуций.

  1. В чьем философском сочинении затрагивалось мысль о единстве общей культуры человечества: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества».

А. Соловьев В.С.

Б. Бердяев Н.А.

В. Пришвин М.

Г. Вернадский В.И.

  1. Кто из античных деятелей стал олицетворением Римской культуры?

А. Платон.

Б. Сократ.

В. Пифагор.

Г. Цицерон.

27. Кому принадлежит авторство произведения «Закат Европы»?

А. К Ясперс.

Б. О.Шпенглер.

В. А.Тойнби.

Г. М.Вебер.

28. Кому принадлежит авторство произведения «Постижение истории»?

А. К Ясперс.

Б. О.Шпенглер.

В. А.Тойнби.

Г. М.Вебер.

29. Кому принадлежит авторство произведения «Истоки истории и ее цель»?

А. К Ясперс.

Б. О.Шпенглер.

В. А.Тойнби.

Г. М.Вебер.

30. В каком контексте историки культуры рассматривают средние века?

А. Как период отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения.

Б. Как развитие городской среды, бюргерства, ремесленного цехового производства, торговли, денежного хозяйства.

  1. Укажите хронологические рамки культуры Просвещения.

А. XV в.

Б. XVIII в.

В. XVI в.

Г. XVII в.

Д. XVII – XIX вв.

  1. Укажите хронологические рамки культуры Нового времени.

А. XV в.

Б. XVIII в.

В. XVI в.

Г. XVII в.

Д. XVII – XIX вв.