План-конспект урока по прикладной композиции на тему: "Зимние праздники от Рождества до Крещения"

Автор: Чернецкая Надежда Ивановна

Дата публикации: 22.06.2016

Номер материала: 2361

Конспекты
Изобразительное искусство
Без класса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Школа искусств №4" г. Ангарск

План-конспект урока на тему

«Зимние праздники от Рождества до Крещения»

Подготовила Чернецкая Надежда Ивановна,

педагог художественного отделения Школы искусств №4

ВВЕДЕНИЕ

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита.

Магические обрядовые действия отражали языческие представления народа о природе и обществе. С помощью магических действий люди пытались обезопасить себя от сверхъестественных сил или добиться с их помощью благополучия и помощи в борьбе за существование, способствовать получению богатого урожая.    

25 декабря церковь чтит память Спиридона, епископа тримифунтского, а в народе он получил название дня «Спиридона-поворота» или «Солноворота». К этому времени земля уже отдохнула под зимним снегом, а солнце просыпалось от зимней спячки, в народе говорили, что «солнце поворачивало на лето, а зима на мороз», «после Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». Считалось, что в этот день солнце надевает на голову кокошник, наряжается в праздничный сарафан и отправляется на телеге в теплые страны, а зима начинает ходить в медвежьей шкуре. По старинному обычаю в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай!

О днях зимнего солнцестояния, о долгом его пребывании в подземном море и о движении солнца рассказывают вышивки с двухголовыми птицами и конями (птицы-ладьи, кони-ладьи). Днем солнечную колесницу влекут по небу кони, а ночью по подземному морю солнце путешествует с помощью уток или гусей.

             

Солнцеворот. Полотенце.

         

Сонечная колесница. Подол рубахи.

Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Умели на Руси поработать – умели и отдохнуть.

                 

Посиделки. Лубок.

                 

Посиделки. Гравюра.

                 

В. И. Суриков. Взятие снежного городка.

           

А. М. Васнецов. В горнице древнерусского дома.

К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит по крупицам восстановить утраченное.

Тема «Зимние праздники от Рождества до Крещения» является необходимой для изучения обучающимися ДШИ в курсе предмета «Беседы об искусстве».

Данная методическая разработка может быть применена в обучении по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе изучения предметов «Беседы об искусстве» и «Композиция прикладная» с учетом предъявляемых ФГТ.

Изучение данной темы ведётся в непрерывной связи двух предметов «Беседы об искусстве» и «Композиция прикладная»; от теории к изображению. Такая последовательная связь двух предметов в одной теме, будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.

Процесс обучения данной темы происходит во 2 классе (при 5-летнем обучении) на художественном отделении в ДШИ.

Цель работы:

Познакомить учащихся с русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством изобразительного искусства, музыки и литературы.

Формировать представление учащихся об отражении в изобразительном искусстве народных праздников и обрядов.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

Формировать и развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус.

Задачи:

- дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;

- помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество;

- развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

- научить выполнять тематическую композицию по собственному замыслу и воображению;

- развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите;

- развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;

- развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

- для своей работы обучающиеся самостоятельно выбирают один из предложенных зимних праздников:

"Рождество христово";

"Святки";

"Старый новый год";

"Крещение Господне"

Ожидаемый результат:

- обучающиеся изучив тему «Зимние праздники от Рождества до Крещения» должны выполнить тематическую композицию по собственному замыслу и воображению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Достижение поставленной цели возможно только при умении педагога превратить урок-лекцию по изучению темы в увлекательное путешествие в мир культурного наследия православных христианских праздников, святочных обрядов.

Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями, и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, позволит добиться поставленной цели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение данной темы начинается с проведения урока «Зимние праздники от Рождества до Крещения» по предмету «Беседы об искусстве» в специально-оборудованном классе. Урок проводится комбинированного типа, включающий в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний. Он построен по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими особенностями (11-12 лет) ребёнка, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития художника. План урока составляется учителем с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения учениками. Грамотно определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока, позволяют педагогу контролировать уровень усвоения материала и вносить (по необходимости) нужные коррективы.

На уроке используются:

Материалы: лист формата  А2, гуашь, кисти, палитры, баночки, тряпочки.

Зрительный ряд:

- специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация на тему: «Русские народные традиции, праздники и обряды»;

- репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», В. И. Сурикова и др.;

- иллюстрации с изображением народных гуляний, русских народных праздничных костюмов;

- рисунки детей.

Литературный ряд:

народное творчество: калядки, присказки, прибаутки, пословицы.

Музыкальный ряд:

подборка русских народных песен.

Тип урока: комбинированный урок                    

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная,  индивидуальная, творческая.

Формой проверки является выставка творческих работ.

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

III. Практическая работа

IV. Закрепление материала по вопросам педагога.

V. Итог урока

VI. Просмотр и выставка готовых работ, оценка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.

II. Изучение нового материала.

Народный календарь начинался с празднования Нового года, со времени зимнего солнцестояния, когда дни становились длиннее. Ни один праздник не ждут с таким нетерпением, как Новый год. Этот праздник – один из самых любимых, веселых, волшебных.

К нам Новый год

Придет на белый свет,

Вновь – Новый год!

А вот и он – привет!

Эй, Новый год!

Пришла твоя пора!

Встречая Новый год, крестьяне обращали внимание на состояние погоды, чтобы предсказать погоду, а значит и урожай на будущее.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем, хозяюшка!

Например, снежная зима сулила богатый урожай, на это же указывал и выпавший в ночь с 31 декабря на 1 января снег.

Новый год не всегда отмечался 1 января. В древности Русичи отмечали начало нового года 1 марта.

В 1492 году великий князь Иоанн III Васильевич утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда было повелено платить дань, пошлины и различные оброки. Для того, чтобы придать этому дню больше торжественности, сам царь являлся накануне в Кремль, где каждый мог в это время подходить к нему и искать у него правды и милости.

Последний раз Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

Петр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, он повелел в своей империи начинать новый год с 1 января, и 1700-й год – первый начатый с января, празднован был в России с особым торжеством. Сделано это было «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах… не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от рождества Христова в восьмой день спустя, то есть генваря 1 числа, а не от создания мира». Было запрещено праздновать Новый год 1 сентября, а 15 декабря 1699 года на Красной площади царский дьяк зачитал царский указ о том, что всему народу Великий Государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова. По большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить». Вечнозеленая ель не только в Западной Европе, но и на Руси издавна считалась деревом, символизирующим здоровье, долголетие и бессмертие. Дерево, даже зимой сохраняющее летнюю окраску, обладало способностью не поддаваться зимней смерти и имело обрядовое значение. Чтобы задобрить духов, живущих в ели, на ее ветки вешали разные дары и угощения.

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки.

Языческий праздник Коляды связан с зимним солнцестоянием. Коляде оказывали почести, ее боялись, она могла быть олицетворением самой Зимы.

Славили Коляду:

Коляда-Солнцеворот

Стань у наших у ворот

Разгони Сварог потемь

Верни на Русь красный день

Огнем возгори Коло воздыми

Води Коло горе а свету преболе!

Гой! Коляда! Слава!

Солнышко повернись

Красное разожгись

В дорогу выезжай

Зимушку погоняй!

Гой! Коляда! Слава!

Славянское слово «коло» или «колесо» символизировало солнечный оборот. В тропаре празднику Рождества Иисуса Христа называют «Солнцем правды». От языческого празднования Коляды и произошел обычай колядования.  Колядная дружина (в основном дети и молодежь), как только наступали сумерки, выходила на улицу со звездою и вертепом. Вертеп – это переносной кукольный театр в форме двухъярусного ящика-домика с деревянными или тряпичными фигурками, в котором разыгрывали сценки, связанные с рождением Христа: поклонение пастухов и волхвов, избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода.

Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган. Ряженье было связано с обновлением природы. Считалось, что для того, чтобы освободиться от нечести внутри себя, надо было эту нечисть изобразить, поэтому люди рядились в шубу, вывернутую наизнанку, мазали лицо сажей, делали из репы вставные зубы, рога, или одевали личину. Личину делали из бересты, вырезая отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной нос, бороду, брови, усы, румянили свеклой щеки. Ряженые вваливались в избу, пугая детей и, тотчас начинали плясать. Зрители должны были отгадать, кто скрывается под личиной.

                         

Основной смысл колядок восхваление дома, его семьи, а также различные пожелания богатства, хорошего урожая и выпрашивая у хозяев награду.

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём

И богатством;

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того!

(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам)

                     

Пришла коляда

Накануне Рождества!

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По проулочкам.

Нашли Коляду

На Петровом на дворе!

Подай Коляде

Блин да лепешку

В заднюю окошку,

Еще того мало –

Дайте сала!

                 

К. А. Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

Во время Святок существовал обычай ходить по домам со звездой и вертепом и петь колядки, прославляющие Христа.                    

Е. В. Честняков. Коляда.                        

Христос Спаситель

В полночь родился.

В вертепе бедном

Он поселился.

Над тем вертепом

Звезда сияет:

Христос родился!

Всем возвещает.

Е. В. Честняков. Ряженые.

В Святки стремились узнать свою судьбу, поэтому большое место в обрядах занимали гадания. Гадали о дальней дороге, о жизни и о смерти. Гаданием в основном увлекались дети, девушки и молодые женщины. В «страшные вечера» между Новым годом и Крещением молодежь пыталась угадать свою будущую жизнь, суженого-ряженого, а взрослые хотели знать каким будет урожай.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

                             В.А. Жуковский. «Светлана»

                   

Н. К. Пимоненко. Святочное гадание.

III. Практическая работа.

Обучающимся предлагается создать тематические многофигурные композиции, раскрывающие особенности одного из  народных праздничных обрядов. Ребята сами могут подобрать композиционное и колористическое решение. Работу над заданной темой, обучающиеся начинают с выполнения эскизных набросков.

В процессе самостоятельной работы учащихся, педагог оказывает индивидуальную и обще групповую помощь, чтобы избежать ошибок в выборе формата, точки зрения, центра композиции. Также, педагог отмечает качество, интересный замысел и творческий подход.

IV. Вопросы учителя к ученикам для закрепления пройденного материала:

1. В каком году последний раз Новый год отмечался 1 сентября?

2. Какие зимние Христианские праздники есть в русском народном календаре в январе?

3. А как встречают и празднуют эти дни?

4. С какими  народными праздничными обрядами мы познакомились?

5. Что хотели узнать гаданием на Святки?

6. С чем связан языческий праздник Коляды?

7. Что такое вертеп?

V. Подведём итог нашего урока:

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем как проходили зимние Христианские праздники Руси. Каждый из вас выполнил композицию на наиболее понравившуюся тему народных праздничных обрядов.

На данном уроке учащиеся получили представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: изобразительного, декоративно-прикладного,  устного и музыкального фольклора.

VI. Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамотно построенная проектная творческая работа обучающихся по теме «Зимние праздники от Рождества до Крещения» умело направляемая преподавателем, использующим личностно-ориентированные методы обучения непременно дает высокие результаты в обучении на художественном отделении ДШИ. Применение разнообразных форм проведения уроков внутри данной темы позволяет достичь 100% решения поставленных задач.

Список литературы:

1. Б.А. Рыбаков. «Язычество древней Руси» – М. «Наука». 1988.

2. А.Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу» – М. «Совр. писатель». 1995.

3. Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 1-4 лекции. Москва «Первое сентября» 2007;

4. «Энциклопедия русских обычаев» – М. «Вече». 2004.

5. И.А. Панкеев. «Русские праздники» - М. «Яуза». 1999.

6. «Круглый год. Русский земледельческий календарь». – М. «Правда». 1991.

7. Н.П. Степанов. «Народные праздники на Святой Руси» – М. «Российский раритет». 1992.

8. «Обрядовая поэзия. Календарный фольклор». Библиотека русского фольклора – М. «Русская книга». 1997.

9. А.Ф. Некрылова. «Русские Народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18-начало 20 века» –- «Искусство». Ленинградское отделение. 1988.

10. Горяева Н.А., Островская О.В.  «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского;

11. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008год;

12. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству:5 класс. - М.: ВАКО, 2011 - 144с. - (В помощь школьному учителю).

Рождественская звезда. Зуева Виолетта. 12 лет.

Рождество Христово. Садовский Даниил. 11 лет.

Рождество Христово. Черемисина Катя. 12 лет.

Рождество Христово. Софиенко Яна. 12 лет.

Рождество Христово. Салькова Юля. 12 лет.

Святки. Прославляющие Христа. Шеф Соня. 11 лет.

Святки. Ряженые колядуют. Цыпан Олег. 12 лет.

                                  Гадание с зеркалом и свечой. Гененко Катя. 12 лет.

                                                 Гадание с петухами. Никишкина Полина. 11 лет.

                                              Гадание с петухами. Великасова Лиза. 11 лет.