Обобщение педагогического опыта "Организация внеурочной проектной деятельности по литературе учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем как способ формирования первоначальных исследовательских умений (на примере создания литературного сборника"

Автор: Апкаликова Мария Викторовна

Дата публикации: 25.06.2016

Номер материала: 2372

Прочие методические материалы
Литература
Без класса

Государственное автономное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

Обобщение педагогического опыта

«Организация  внеурочной проектной деятельности по литературе учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем как способ формирования первоначальных исследовательских умений (на примере создания литературного сборника)»

Автор опыта:

Апкаликова Мария Викторовна,

 учитель русского языка и литературы ГКООУ «Созвездие» города Волгограда

Волгоград

2015-2016 учебный год

Раздел 1. Справочно-информационный.

Тема опыта: «Организация  внеурочной проектной деятельности по литературе учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем  как способ формирования первоначальных исследовательских умений (на примере создания литературного сборника)»

Автор опыты: Апкаликова Мария Викторовна.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Место функционирования опыта: ГКООУ «Созвездие» города Волгограда.

Разновидность опыта в зависимости от новизны: исследовательский педагогический опыт. Новизна опыта заключается в системном подходе к раскрытию творческого потенциала ребенка и развитию у него творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

Опыт представлен следующими материалами: настоящим описанием, приложениями, разработанными автором опыта.

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Обобщение моего педагогического опыта связано с организацией внеурочной проектной деятельности по литературе с учащимися 5-6 классов с ослабленным здоровьем как способ формирования первоначальных исследовательских умений.

В современном образовании эта тема актуальна и востребована.

Основная цель педагогического опыта показать организацию внеурочной проектной деятельности по литературе с учащимися 5-6 классов с ослабленным здоровьем как способ формирования первоначальных исследовательских умений.

Исходя из поставленной цели, следуют задачи:

  1. Выявить возможности формирования первоначальных исследовательских умений в процессе группой и индивидуальной работы учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем в формате проектной деятельности по созданию сборника творческих работ.
  2. Обосновать особенности применения данного вида проектной деятельности на различных этапах его реализации учителем-тьютором.
  3. Конкретизировать условия реализации данного вида проекта деятельности учащихся с ослабленным здоровьем.
  1. Технология работы.

Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь.

Китайская мудрость

Одним из приоритетных направлений современной школы является вовлечение учащихся в непрерывный процесс познания мира, себя и себя в мире. Поэтому самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми компетенциями успешности образования.

Основу моей педагогической деятельности составляет развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы. Положительного результата в решении этой сложной проблемы можно добиться только путем применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Именно проектный метод, на мой взгляд, оказывается наиболее действенным, ибо его применение имеет положительные результаты.

Почему я остановилась именно на этом методе? Наверное, потому, что люблю использовать в своей работе что-то новое, необычное, люблю работать вместе с учениками, погружаюсь в их мир, пытаясь им помочь разобраться в нем. Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы: «Как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом? Как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какую технологию лучше использовать для этого?»

Литература как учебный предмет - замечательная почва для исследовательской деятельности. В своей работе мне часто приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Поэтому я отдаю предпочтение работе в группе. Интересная работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут помочь в работе над литературными проектами. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, содержащий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые и прочие технологии. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к реализации учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема    

проекта

 "Почему?"

Актуальность      проблемы - мотивация

Цель

проекта

          "Зачем?"(мы делаем                            

               проект)

Целеполагание

Задачи

проекта

    "Что?" (для этого мы

   делаем)

Постановка задач

Методы и

способы

    "Как?" (мы это можем

      делать)

Выбор способов и  

методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как

решение проблемы)

Ожидаемый результат

В работе над проектом можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

5. Рефлексию.        

Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и коммуникативных умений. Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, так как во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью. Проектные  задания по литературе в 5-6 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работая над проблемой организации проектной деятельности по предмету, я убедилась, что перед учениками 5-6 классов, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Творческий проект по созданию сборника «Городок сказок» выполняли учащиеся 5 класса. Программа литературного образования  в 5 классе предусматривает знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира, а во втором полугодии – с литературными сказками, учитывая возрастные особенности школьников.

Народная сказка является мудрым воспитателем. В сказках всего мира мы видим «определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости и мужества». Сказка всегда поучительна, она помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.

Итак, цель поставлена: к апрелю месяцу мы решили издать свой литературный сборник сказок «Городок сказок». 

Цели проекта и задачи, позволяющие достичь поставленные цели:

  1.  Ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно предложенным схемам.
  2. Формировать положительную Я-концепцию у учащихся посредством групповой творческой деятельности

Задачи:

  1. Описать особенности жанра сказки
  2. Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой литературой
  3. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
  4. Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для оформления результатов
  5. Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности Планируемый конечный результат повышение интереса к учебному предмету, развитие творческого потенциала в процессе работы над проектом, работа с программами Microsoft, выпуск литературного сборника.

В процессе изучения теоретического материала по теме «Сказки», выполняем анкетирование. (см. Приложение1)

А итогом изучения темы становится тест. (см. Приложение2)

На уроках литературы мы знакомимся с типами сказок: бытовой, волшебной и сказками о животных. Сочиняя свою сказку, ребята должны помнить об основных характеристиках того или иного типа сказки. Поэтому были составлены  карточки, в которых отображались особенности каждой группы сказок.

После изучения теории ребята подбирают самостоятельно по 2-3 примера определенного типа сказок. Затем каждый определяется с типом своей сказки, над которым будет работать. За время урочного изучения темы ученики должны определиться с типом сказки. (см.Приложение3)  

Теперь наша проектная работа по созданию литературного сборника переходит в формат индивидуально-групповой деятельности. Во внеурочное время мы собираемся определенными группами (по типам сказок) и обсуждаем, о чем должна идти речь в его сказке. Так ребята совместно прорабатывают каждую созданную сказку в группе, рекомендуя возможные изменения в ткани сказки. Они в своей микрогруппе следят за тем, чтобы сюжет не повторялся, чтобы герои были разнообразны и самое главное, чтобы в сказка соответствовала своим особенностям, которые выделяют ее среди других жанров.

До Нового года уже созданы все сказки. Теперь нужно переходить к оформлению сборника. Новая задача: иллюстрирование уже готовых творческих работ. Выбираем тех, кто имеет способности к художественному оформлению, вместе, в группе, придумываем содержание иллюстраций.

Проводиться мини-конкурс по оформлению обложки, его цветовое решение.

За верстку сборника отвечаю всегда я, так как у ребят в 5 классе еще нет такого навыка.

Ребята создают иллюстрации к своим сказкам, тем самым проходят незримый путь осознания значимости своей деятельности. И появляется главное-желание творить и в дальнейшем. Так маленькая ситуация успеха помогает моим детям выйти на большую дорогу творчества.

В апреле наш сборник готов. Он издается тиражами по количеству учеников, участвующих в проекте. Организуется презентация сборника. Группа учащихся готовит рекламу сборника.

В мае мы собираемся на заседание, где обсуждаем, что из задуманного удалось, что было сложным. Проходит этап рефлексии – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознают сделанное, примененные им способы деятельности. На этом занятии ребята отвечают на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

 Когда мы работаем над созданием коллективного сборника, то обязательно есть ребята, которые решают создать индивидуальный сборник сказок, так как имеют в своей копилке несколько работ. С таким учеником я выстраиваю индивидуальную систему работы.

 Прежде всего, на первом собеседовании с будущим автором такого творческого проекта задаю три вопроса: «Что ты ждешь от создания сборника? Есть ли задумки сюжетов будущих сказок? Какими видишь героев своих сказок?»

Как правило, у пяти-шестиклассника, решившего «выпустить свою книгу» (а именно эта мотивация все-таки основная), есть ответы на подобные вопросы.

У меня же заготовлен еще один вопрос, самый главный: «С какими трудностями можешь встретиться при осуществлении своих задумок?»

Ответ ребенка на этот вопрос определяет характер моей деятельности как тьютора.

В процессе последующих встреч с автором сказок корректно, ненавязчиво, поправляю сюжетную канву, слежу за логикой и лаконичностью изложения мыслей, обязательно хвалю за удачные находки. Когда работа подходит к завершению, вместе думаем над иллюстрированием сборника, обсуждаем оформление его обложки.

Итак, конечный продукт – сборник сказок – готов. По давней традиции нашего учебного заведения есть в апреле месяце День творческого отчета школы. И коллективные, и интеллектуальные сборники творческих работ учащихся поступают в продажу. Однако за пару недель до этого дня надо позаботиться о рекламе книжки, то есть о презентации нашего проекта. На двух-трех листах представляем самые яркие моменты сказок с иллюстрациями. Тогда книгу точно приобретут на школьной ярмарке, будут читать – а это и есть долгожданная ситуация успеха для автора сборника сказок.

   Творческий проект по созданию сборника «Рассказы о животных» выполняли учащиеся 5 класса после прочтения и обсуждения рассказов, где героями являются «братья наши меньшие».

Если этапы работы над созданием литературного сборника схожи, то цели меняются в зависимости от направленности.

Мы с ребятами поставили цель рассказать о своих домашних питомцах. В ходе такой работы мои ученики приобретают умения составления текста повествовательного характера, тем самым уже в 5-6 классах приобретают навыки, которые пригодятся им в написании итоговых сочинений в 9, 11 классах. Кроме того, каждый из текстов отличается от другого. Так, выполняется еще одно требование, о котором сегодня так много говорят: «Работа выпускника должна быть не похожа на другие, составленный учеником текст должен содержать «изюминку», что будет выделять его из массы».

Несомненно, что ребята учатся работать коллективно, когда принимают совместное решение о том, как должна выглядеть обложка сборника, в какой последовательности будут располагаться их работы. И главное: сюжеты их рассказов должны быть неповторимы.

Данный проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники развивали самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторам в полной мере удалось выразить свое отношение к жизни животных, птиц. Поэтому главными героями в этом сборнике стали дети, которые в общении с четвероногими проявляют замечательные качества: мужество, верность, дружбу, ласку, любовь. Именно дети заводят удивительную дружбу с четвероногими существами и в общении с ними растут настоящими людьми.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, заглядывая на страницы интернет Сети, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, а также умение свертывать информацию путем исключения второстепенной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов.

4. Результативность опыта.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обращение к проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе с учениками, имеющими ослабленное здоровье, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.

Таким образом, полагаю, что использование метода проектов в работе с такими учащимися имеет все основания, чтобы считать его эффективным.

Раздел 3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

  1. Теоретико-практические основы опыта.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА        

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

 

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

 

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

 

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

 

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

 

2. Разработка

проекта

 

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность

 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

 

3. Оформление

результатов

 

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

 

4. Презентация

 

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

 

Докладывают о результатах своей работы

 

5. Рефлексия

 

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

 

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные — на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- демонстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная конференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- диалог исторических или литературных персонажей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

  1. Условия эффективности опыта.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Я считаю, что если ученик, сумеет провести исследование, справиться с работой над творческим проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. Важно не сужать мировоззрение учеников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

  1. Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения литературе.

Развитие речи учащихся (в моей работе через создание литературных сборников) – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я предлагаю эффективные способы развития речи, наработанные  в практике преподавания. Активизируя интерес учащихся к предмету  в целом, развивая речевую грамотность на уроках, а  также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся, а также раскрыть творческий потенциал ребенка.

В этой работе я раскрыла некоторые наиболее важные аспекты своей деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и заставляет искать новые методы преподавания,  что  предполагает  творческий  поиск  и самообразование преподавателя.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся  на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся;

-  деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся с целью развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся 5-6 классов.

Использованная литература:

Быкова, Н.Е., Суздальцева, И.А. Методика разработки учебных проектов и их использование на занятиях по русскому языку и литературе // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. - с.88-91.

Дубина, Т.М. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе
с целью развития коммуникативной компетентности учащихся // Реализация
образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. - с.92-95.

Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2000. - №5.

Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - №4.

Пахомова,    Н.Ю.    Метод    учебного    проекта    в образовательном

учреждении. М.: АРКТИ, 2003.

Полат, Е. С. и др. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. -

Т.1. М.:НИИ школьных технологий. - 2006. - с. 228-238.

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.,

2005.

Сказки нашего детства. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с. 7, с.4

Соколова, Ю.А. учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2008. - №6. - с.3-7.

Столбунова, С.В. Метод проекта на уроках русского языка // // Приложение к газете «Первое сентября. Русский язык». - 2005. - №24.

Приложение1

АНКЕТА «За что я люблю сказку?»

  1. Зачем люди создают сказки?
  2. Назовите вашу любимую сказку?
  3. Почему она вам нравится?
  4. Что отталкивает вас в этой сказке?
  5. Какие герои привлекают больше?
  6. Хотели ли вы изменить ход событий в вашей любимой сказке?
  7. Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?
  8. Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?
  9. Хотели бы вы стать участником создания сборника сказок?

Приложение2

Тест

  1. Сказка – это
  • Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.
  • Жанр литературы, имеющий фантастический сюжет и четкое деление на положительных и отрицательных героев
  • Род литературы, в основе которого внутренний мир автора
  1. Виды сказок:
  • Бытовые, волшебные
  • Социально-бытовые, волшебные, сказки о животных
  • Басни, мифы, загадки
  1. Писатели – сказочники:
  • Х.К. Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм
  • братья Гримм, А.С. Пушкин, И.С. Крылов
  • Х.К. Андерсен, Ш. Перро, А.С. Пушкин
  1. Сказка, которую можно встретить у разных писателей:
  • «Колобок»
  • «Красная шапочка»
  • «Иван - крестьянский сын»
  1. Жанры УНТ
  • Загадки
  • Сказки
  • Стихотворения
  1. Традиционные элементы сказки
  • Троекратный повтор
  • Традиционная концовка
  • Зачин

Приложение3

Виды сказок

волшебные

бытовые

о животных

Общие особенности

Наличие чуда.                    

Столкновение с

волшебной силой.

Волшебные предметы.

Волшебные персонажи.

Описание.

Отсутствие фантастики                                   Реальные конфликты                                  Сказочное разрешение               Смысловой акцент-развязка                                                

Иносказательность

Ясность оценки героев

Антропоморфизм

Быстродействие

Диалог

Облегчённая композиция

Герои

Герои делятся на

положительных и

отрицательных.

Борьба с волшебной силой.

Вымышленные персонажи.

Обычные люди.

Герой хитёр

Герой удачлив

Дурак в глазах других

Герой благороден

Традиционные типы:

Лиса – хитрая

Волк – глупый

Заяц - трусливый

Примеры сказок

«Никита Кожемяка»

«Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Иван Царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Иванушка-дурачок»

«Солдатская сказка»

«Каша из топора»

«Репка»

«Как мужик гуся делил»

«Заюшкина избушка»

«Теремок»

«Волк и лиса»

«Волк и семеро козлят»

«Кот, петух и лиса»

Приложение4

Определение жанра сказки

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Отличительные черты сказки

Сказочные события

Сказочные герои

Сказочные существа

Необычность обстановки

Особая манера повествования

Вариативность текста

Автор коллективен

Изобразитель-выразительные средства русских народных сказок:

Антитеза (приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику).

 Василиса – мачеха

Иванушка – царь

Крестьянин – барин

Лиса – заяц

Сказочные формулы:

Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.

Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.

Концовка – завершает повествование.

Постоянные эпитеты (красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение).

«Сине море»

«Добрый молодец»

«Красна девица»

«Ясный сокол»

Гипербола (чрезмерное преувеличение действий и поступков героев).

«Рос не по дням, а по часам»

«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом»

Сказочные композиционные элементы: присказки, зачины, концовки.