Моя педагогическая концепция

Автор: Щеглова Валентина Анатольевна

Дата публикации: 27.06.2016

Номер материала: 2386

Прочие методические материалы
Музыка
Без класса

Управление культуры Брянской городской администрации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского»

«Моя педагогическая концепция»

Методические  рекомендации преподавателя теоретических дисциплин МБОУ  ДОД  ДШИ №2 им. П.И. Чайковского г. Брянска            Щегловой Валентины Анатольевны

                                           «Приближение к совершенству бесконечно…

                                               Как только человек скажет себе, что он

                                                достиг цели, осуществил мечту, неминуемо

                                                   кончится живое искусство.»

А.Б. Гольденвейзер

I. Вступительная часть.

Основа музыки, как и основа сольфеджио, - пение. Певучесть - самое ценное качество музыки. Вокальную основу слух легко выделяет даже в самых сложных «закрученных» инструментальных пассажах. Научить детей осмысленно и выразительно петь - значит, добиться основной цели предмета сольфеджио.

Другая цель предмета - понимать то, что поёшь, играешь, сочиняешь. Она решается тем успешнее, чем лучше ученики овладеют выразительным и осмысленным пением. А настоящее понимание смысла музыкальных средств, строения и логики музыкального языка приходит к тем, кто пытается не запоминать правила, а открывать законы музыки в собственном творчестве, в собственном труде.

Мой интерес к работе и педагогические успехи зависят от желания и умения постоянно учиться у своих учеников, не пропускать ни малейшей искорки их таланта, поощрять все ценное, с чем они приходят на уроки сольфеджио, музыкальной литературы, и стараться, чтобы эти уроки принесли больше пользы в исполнительской и творческой практике учеников. Уроки теории не должны оставлять учеников равнодушными, они должны стать потребностью для учащихся. Ведь именно коллективное творчество раскрепощает детей.

Я испытываю потребность и необходимость передать ученикам свои профессиональные знания. Наряду с учебным трудом по усвоению традиционных навыков и практических умений, наиважнейшим для меня  является труд души ребёнка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого произведения и требует напряжения душевных сил.

Сольфеджио или развитие музыкального слуха - очень тонкая и сложная специальность. Трудность этой дисциплины заключается в том, что преподаватели теоретических дисциплин не столько должны обучать, сколько развивать и воспитывать. А конечная цель музыкального воспитания - это способность почувствовать эстетическую красоту и содержание произведения, художественный образ и его музыкальное построение. Об этом говорил Н.А. Римский-Корсаков в своей книге «Статьи и заметки о музыкальном образовании», называя сольфеджио специальной гимнастикой слуха.

Известно, что конечной целью всякого обучения должно являться развитие устойчивого стремления к дальнейшему саморазвитию, самообучению. Учитывая, что музыкальная школа, в основном, работает на общее музыкальное образование и воспитание, выпускники должны выйти из стен школы обогащенными духовно, наполненными любовью к музыке, научившимися понимать музыкальный язык.

Главная задача заключается в том, чтобы как можно больше учащихся, окончивших ДШИ, не бросили музыку, сохранили любовь к ней, стали активными участниками музыкальной жизни страны и полноценными слушателями музыки, музыкально развитыми людьми (в широком смысле слова).

            В последние годы в начальном музыкальном образовании вырисовывается процесс разделения обучения по двум направлениям: профессиональное и непрофессиональное (или направление общего музыкального образования). Всё больше детей стремится поступить в детские музыкальные школы и школы искусств и, не предполагая сделать музыку своей профессией, испытывают желание приобщиться к миру прекрасного. Учащиеся хотят  приобрести навыки игры на каком-либо инструменте, научиться правильно и красиво петь, познакомиться с самыми разнообразными музыкальными произведениями, узнать много нового о музыке и музыкантах и т.д..

Многие дети, уже поступив в музыкальную школу, испытывают значительные трудности, сочетая учебу в современных гимназиях, лицеях с музыкальной деятельностью. Становится ясно, что нельзя всех учить одинаково: требования, предъявляемые выпускнику, сделавшему профессиональный выбор, должны отличаться от требований к учащемуся, прошедшему курс начального музыкального образования. Констатация данного факта рождает две проблемы.

Первая проблема организационного порядка. Это вызывает необходимость выявлять профориентируемых детей и создавать условия дня занятий сольфеджио индивидуально или малыми подгруппами.

Вторая проблема касается формирования принципов методики, которые отразятся в основе дифференцированного обучающего процесса.

Опыт организации занятий для детей профессиональной ориентации существует в нашей школе уже несколько лет. Разработав совместно с администрацией школы и введя в учебный процесс индивидуальные занятия по сольфеджио для поступающих, преподаватели теоретических дисциплин получили дополнительную  возможность целенаправленно заниматься профессиональной работой по развитию музыкального слуха, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося. Подготовив своих учеников к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения города Брянска и Москвы (в том числе, по специальности «теория музыки» БОМК), я обобщила свой опыт работы в течение ряда лет и разработала (совместно с преподавателем теоретических дисциплин нашей школы Бородавченко И.И.) авторскую программу по сольфеджио для поступающих в ССУЗы (2006 год, рецензент - преподаватель БОКМИИ Чубарова Г.Е.).

Применение в работе основных методических положений авторской программы для перспективных учащихся позволяет углубленно изучать  курс сольфеджио и теории и, главное,  добиваться высоких результатов в совершенствовании учебных навыков учащихся по всем разделам:

а)        развитие абсолютного слуха;

б)        интонационная и ритмическая точность исполнения;

в)        высокий темп ответов;

г)        формирование навыков активной аналитической работы с текстом, а также навыков транспозиции и изучение терминологии.

          II.Основная часть.

            Как педагог сольфеджио в своей работе опираюсь на следующие положения:

1.способствовать развитию общей музыкальности и творческого отношения к музыке. 

Воспитание музыканта начинается с воспитания его музыкальности. Как свойство личности она проявляется в способности наделить живым движением каждый отдельный звук и каждое сопряжение тонов и созвучий, и с помощью этого передать слушателям свое ощущение и понимание жизненной правды. Музыкальность так же индивидуальна, как и все проявления личности человека. Именно выявление и развитие индивидуальных свойств личности ученика - самое ценное достижение любого педагога.

Необходимо поддерживать всякие попытки ученика добиться музыкальности. Это можно делать на уроках сольфеджио, так же как и на занятиях в классе по специальности. Сухое теоретизирование скучно и неплодотворно. Музыка не возникает из абстрактного знания, а её логика ускользает от определения словами, лишь приблизительно передаваясь средствами понятийного аппарата. Главный путь восприятия любого музыканта проходит через сердце любого музыканта, содержание музыкального произведения воспринимается иным музыкантом сначала на эмоциональном и эстетическом уровнях и лишь потом, иногда спустя года, осознается в понятиях.

Выразительное исполнение предполагает точное ощущение учеником жанровой природы материала, его жанрового прототипа: вокального, инструментального, танцевального или речевого. Также не менее важно сформировать представление ученика об образном строе исполняемой музыки. Одна и та же мелодия, трактованная в лирическом или патетическом, эпическом или комическом, драматическом или фантастическом ключе будет звучать по-разному.

Коллективное обсуждение содержания мелодики, ее синтаксической структуры, интонационного сюжета; жанровой природы, образного строя, а также качество исполнения - непременное условие развития музыкальности на уроках сольфеджио. Такое обсуждение будет способствовать выработке более точных критериев в оценке музыкального материала.

В любых упражнениях наиболее эффективные результаты достигаются при постоянной установке на выявление музыкальности, яркости исполнения. Это относится как к самому музыкальному тексту, так и к его исполнению - от пения гаммы до выполнения творческих заданий.

При пении гамм и других интонационных упражнений музыкальность может проявиться лишь в связном и чистом интонировании материала. Для этого необходимо приучать учеников к пропеванию мелодических оборотов, небольших интервальных последовательностей или аккордовых цепочек на одном дыхании. В процессе пения упражнений полезно менять темп и штрихи (легато, стаккато) с целью преодоления монотонности исполнения и сохранения интереса в работе. Более высокий уровень подготовки ученика необходим для выполнения заданий на разрешение ступеней, интервалов или аккордов, построение и исполнение гармонических последовательностей.

Особо хочу остановиться на проблеме оценки и осмысления роли педагога в воспитании творческой личности. Позиция педагога не должна быть авторитарной, а усвоение знаний учащимися пассивным, при котором учащиеся обычно не задают вопросов, а стремятся угадать мнение педагога, ибо их инициатива часто подавлена в самом начале обучения. Личные вкусы и пристрастия педагога должны не мешать ученикам видеть и осваивать разные пути к красоте и гармонии, а помогать выбирать им свой путь в искусстве. Результаты обучения будут более эффективные, если в процессе занятий возникает атмосфера сотрудничества, основанная на взаимном уважении.

Творческие задания, включаемые в урок сольфеджио, активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.

В каждой ученический работе педагог должен находить и поддерживать то ценное, что в ней содержится, чтобы помочь развитию индивидуальности ученика. Традиционные формы творческой работы: допевание ответной фразы, импровизация мелодии на данный ритмический рисунок, варьирование небольших попевок, мелодизация данного или собственного текста, сочинение жанровых мелодий, вариации на данную или собственную тему, сочинение подголосков и подбор аккомпанемента. К творческой работе можно отнести и пение канонов, которые наряду с несомненной пользой, доставляют ученикам большое удовольствие. Педагогу необходимо добиваться качественного исполнения канонов как в отношении интонационного строя и ансамбля, так и в отношении выразительности.

Многие творческие работы, выполненные заинтересованными и музыкально одаренными детьми, содержат нестандартные, оригинальные решения, и мой долг как педагога - не пытаться подгонять работу под один, заранее известный образец, а по достоинству оценить и поддержать творческую инициативу каждого ученика.

Большую пользу в развитии творческих способностей учащихся приносят проведение различных конкурсных мероприятий (музыкальные викторины, музыкальные старты), лекториев, организованных к различным праздникам и памятным датам. В этих мероприятиях учащиеся могут исполнять различные роли – от ведущих и организаторов мероприятия до участников.  

2.развивать равномерно все стороны музыкального слуха, как основу для практических навыков (чтение и записи музыки).

Основа музыкального языка - музыкальная система, включающая понятие интонации. Именно интонация превращает звуки и созвучия в музыку, наделяя каждую ноту ощущением наполненности жизнью. Даже отдельный звук становится музыкальным, если наполняется жизнью, движением, стремлением слиться с другими звуками, неважно, происходит это в одноголосном мелодическом построении или в аккорде. Интонировать - означает сопрягать звуки, созвучия, голоса, мелодические обороты, составляющие тему, строить интонационную логику, а в более узком значении - чисто и выразительно петь.

Основная цель заданий и упражнений, практикующихся на уроках сольфеджио, состоит в воспитании интонационного слуха, позволяющего слышать в музыке не только звуковые и метроритмические комбинации, но, прежде всего, смысловые структуры. Это предполагает развитие фантазии и воображения учеников, так как помогает связывать их с теми жизненными ситуациями, которые служат прообразами этих структур, конкретизировать их с помощью слова, движения. Именно этим задачам - воспитанию интонационного слуха и развитию звукового воображения и фантазии - подчинены методические приемы, которые составляют основу в моей педагогической концепции и определяют причины, побудившие создать данную педагогическую концепцию.

Формирование и развитие интонационного слуха происходит практически во всех видах работы на сольфеджио и при выполнении упражнений по музыкальной грамоте. Это: интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ,  диктант, упражнения на фортепиано.

         На некоторых формах остановлюсь подробнее.

         Разнообразные интонационные упражнения применяются для накопления учащимися внутренних слуховых впечатлений. Упражнения помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

         При чтении с листа в коре головного мозга происходит сложный процесс: “вижу – понимаю – мысленно представляю – пою”, т. е. идет мыслительный процесс. Сухомлинский говорил: “Чтение – один из истоков мышления и умственного развития”.

         Именно в процессе чтения нот с листа проявляются некоторые дидактические принципы развивающего обучения:

  1. Увеличение объема используемого в учении материала;
  2. Ускорение темпов его прохождения.

        Важно использовать как можно больше разных форм чтения с листа, как  подготовительные упражнения (чтение нот или определение по нотному тексту, не пропевая,  знакомой мелодии), разучивания и тренировки (пение в различных темпах выученного примера, с транспозицией,  вслух и про себя,  всей группой или  “цепочкой”), так и собственно чтение с листа.

Выработка навыка чтения с листа и сольфеджирования ставит перед учеником и педагогом ряд интересных задач, осуществление которых также может помочь профессиональному росту ученика. Помимо требований чистой интонации и правильного ритма, и в чтении с листа, в исполнении выученных одноголосных и многоголосных примеров, а также в пении с аккомпанементом необходимо добиваться осмысления текста. Педагогу не следует жалеть усилий на предварительный анализ текста любого упражнения с целью выявления его смысловой структуры и логической интонационной основы. Это позволит ученикам сознавать интонационный сюжет мелодии, видеть связь интонаций, их развитие от ядра к завершению.

Цель упражнений по слуховому анализу - включение учеников в процесс интонирования, осознания разнообразных связей звуковых элементов. Наряду с анализом отдельных ступеней, интервалов или аккордов, взятых в сравнении с тоникой, а также составленных из них последовательностей в ладу, анализом прослушанных фрагментов из музыкальных произведений с конкретно поставленными аналитическими задачами, необходимо активизировать и направлять слух учащихся на определение фонизма краски изолированных интервалов, аккордов в ладу и вне лада. Для развития задатков абсолютного слуха для перспективных учащихся более тщательно прорабатываются отдельные элементы музыкального языка. При этом я заостряю внимание учащегося на конкретной высоте звучащего интервала, аккорда, тональности и т.д., то есть приучаю называть нотами анализируемый на слух элемент музыкального языка.

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся пополнить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление, гармонический слух, а также связывает сольфеджио с музыкальной практикой. Для этого используются произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах с проработкой целостного анализа (структура мелодии, логика ее построения и развития, секвентность, мелодические и ритмические обороты, хроматизмы, модуляции, интервалы, аккорды).

Музыкальный диктант позволяет выработать и закрепить множество полезных навыков. Так, его материал можно успешно использовать для анализа синтаксиса, тематической структуры и гармонической основы мелодии. При условии правильной постановки задачи запись музыкального диктанта может заметно стимулировать мышление и память, дающие возможность уточнять слышимое, развивать внутренний слух учеников и способность  мысленно слышать, представлять ритм и другие элементы.

Существуют различные способы работы над музыкальным диктантом, позволяющие педагогу активно формировать слух, корректировать восприятие учеников. Это первоначальная запись только ритма, с последующей записью мелодии по памяти и обязательным сравнением с мелодией прозвучавшего диктанта. Также полезна запись по памяти любых запомнившихся мелодий, с дальнейшей гармонизацией мелодий, их обработок или транспонирования по памяти. Такие задания целенаправленно расширяют и развивают интонационный запас ученика, позволяют не только вспомнить музыкальный материал, но и осознать свой слуховой опыт. Для эффективного развития памяти, мышления, творческой инициативы полезно играть диктанты с сопровождением, но записывать нотами только мелодию. Увлекательной и интересной оказывается запись музыкального диктанта по моделям-карточкам, из которых можно складывать различные мелодии.

Упражнения на фортепиано - очень эффективная работа на уроках сольфеджио. Разрешение интервалов и аккордов, игра секвенций на их основе и интервальных и аккордовых последовательностей позволяют ученикам практически освоить элементы музыкального языка и систему гармонических функций в контексте различных синтаксических структур, простейших принципов голосоведения. Играя последовательность на фортепиано и добиваясь необходимого характера звучания, полезно также пропевать один из голосов, играя остальные голоса на фортепиано.

3.применяя принцип единства обучения и воспитания, использовать метод осознанности обучения и развития мышления и самостоятельности.

С давних времен перед педагогами-музыкантами стоял вопрос о том, как при обучении музыке развивать музыкальное мышление учащихся. В разные века эта задача решалась по-разному, более или менее удачно, и каждый век, каждая эпоха выдвигала свои методики преподавания. Еще со времен Аммоса Коменского в практику преподавания вошли два основных метода обучения, которые до сих пор не потеряли своего значения и повсеместно используются и сейчас, в том числе, и в музыкальной практике. Это сообщающий метод и метод обучения на примерах.

Теоретическому изложению различных новых методов обучения, основанных на глубоком изучении психофизиологических процессов развития детей, посвящены работы преподавателя ДМШ Московской области Хитрик И.И. и преподавателя ДМШ №45 г. Москвы Фальковского Б.М.. В них показывается возможность сенсорно-моторного (или образно-логического) метода обучения на примерах в начальных классах музыкальной школы, раскрываются возможности программированного обучения и использования в учебном процессе технических средств, исследуется метод обучения по моделям, в основе которого любая мелодия может быть представлена как соединение нескольких уже известных учащимся моделей или их вариантов.

В тех же работах  подчеркивается, что проблемный метод обучения имеет широкие возможности для воспитания у учащихся способности самостоятельного мышления. Большое значение в воспитательном процессе учащихся играют организованные на базе ДШИ концерты, лектории различного уровня с участием учеников школы, которые расширяют свой кругозор, мышление, воспитывают волю, характер, дисциплину и ответственность, повышают их самооценку в целом, а также выполняют задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся.

В моей педагогической концепции сочетаются черты различных методов обучения в пределах раздела, темы курса или урока. Разработка моих собственных приёмов обучения заключается в том, каким способом преподносится учащимся новый материал, какова общая направленность всех приёмов.

Аналитические задания, проводимые на теоретических занятиях в курсе сольфеджио и музыкальной литературы, направлены на оценку общего характера музыкального образа. Моя роль как педагога - помочь ученикам точно сформулировать свое представление о музыкальном образе, а далее, определив характер музыки, необходимо совместно искать ответ на вопрос о средствах, которыми этот характер создается.

4.опираясь на тесную связь со всеми музыкальными дисциплинами, развивать слух на лучших образцах классической и современной музыкальной литературы, на народных песнях.

Музыкальный слух развивается не только на уроках сольфеджио. Он развивается в процессе всей практической музыкальной деятельности. Не случайно в детской музыкальной школе учебный план комплексный: сюда входит и специальность, и сольфеджио, и музыкальная литература, и хор, и ансамбли, которые всесторонне развивают музыкальные способности и музыкальный слух.

В идеале педагог-теоретик должен быть для ученика «носителем» музыкального языка, а не только правил музыкальной «грамматики». Обучение наиболее эффективно, если строится не на отвлеченных схемах, а на материале реальной, живой музыки. Задача педагога - показать ученикам богатство проявлений музыкальности на материале произведений разных эпох, стилей и жанров.

Заинтересовать ученика, раскрыть его душу можно только на основе разнообразной, живой и талантливой музыки, не замыкаясь на традиционном учебном репертуаре. При этом я сначала даю пережить ученикам музыкальные впечатления, а затем осознать их в теоретических понятиях. Вырабатывая в учениках в совместной работе настойчивость и целеустремленность, мы учимся разбираться в строении музыкального языка, осваивать его словарь и логику, углублять и уточнять свои представления о музыке.

Самое главное богатство любого музыканта - знание музыки. Стремясь выучить наизусть и проанализировать как можно больше музыкальных произведений при вдумчивом подходе, я стремлюсь с учениками найти ответы на все вопросы и получить живое представление о музыкальной логике. При этом ценится по-настоящему только то, что найдено учениками самостоятельно, ибо все, что подается как готовая истина, быстро забывается. И только то, что ученики нашли самостоятельно, открыли в музыке и в себе, навсегда останется с ними, определит индивидуальность каждого.

5.неуклонное стремление к самосовершенствованию, неудовлетворённость уже достигнутым.

За годы работы у каждого преподавателя складывается свой педагогический опыт и стиль работы, направленный на всестороннее развитие творческих способностей учащихся. Немаловажную роль в этом играют методические исследования, труды, разработки и рекомендации преподавателей и методистов, таких, например, как С.М. Мальцева, Г.И. Шатковского, Е.В. Давыдовой, М.Т. Картавцевой, А.В. Барабошкиной, В.П. Середы, И.Е. Домогацкой, Е.Б. Лисянской и других. В своей педагогической работе я стремлюсь вдумчиво отобрать все самое ценное и необходимое из большого наследия методических работ, а также синтезировать различные современные методики преподавания, активно апробируя их на собственном опыте и практикуя в музыкально-педагогической деятельности. Так, разработанные пособия преподавателей Государственного музыкального училища им. Гнесиных (П.С. Синяева, В.П. Середа, Т.Л. Адеркас) «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки» и «Интонационные упражнения в курсе сольфеджио», а также ритмические и ступеневые таблицы являются базовым материалом для подготовки учащихся к поступлению в музыкальное училище.

Необходимо также отметить, что в своей работе как преподаватель я всегда стараюсь быть личным примером для детей. Принимая участие в различных (совместно с учащимися) мероприятиях, анализируя опыт их проведения, достигнутые удачи и успехи, стремлюсь найти пути и возможности для собственного самосовершенствования, саморазвития.

Поскольку основной формой теоретических занятий являются групповые уроки по сольфеджио и музыкальной литературе, в классе одновременно присутствует до десяти человек, каждый из которых обладает своими особенностями и требует различных методов (приемов) работы. Поэтому самое главное в работе по музыкально-теоретическим предметам - умение провести полноценный урок, отличающийся высоким качеством. Активное целенаправленное внимание учащегося не может быть бесконечным. Одна из важнейших задач педагога - дозировка, умение использовать лучшие моменты урока, когда внимание свежо и активно. Как отмечает опытный старейший педагог Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Е.В. Давыдова в своей методической разработке «надо умело использовать различные формы работы для того, чтобы не утомить целенаправленное внимание учащихся, дать отдых их нервной системе. При этом всегда ставить перед учащимися определенную цель, объяснять, что они делают, показывать, как данный навык используется во всей их музыкальной деятельности».

Преподаватель-методист ГМУ им. Гнесиных В.П. Середа отмечает такую эффективную форму занятий, в ходе которых ученики самостоятельно находят ответы на вопросы о содержании музыки или определяют характер выразительных средств. Организация такого занятия предполагает разделение учебной группы на несколько команд, каждая из которых ищет свой вариант ответа на поставленный вопрос. Сопоставление мнений разных команд дает педагогу материал, позволяющий судить о глубине знаний учеников, их вкусах и склонностях, а также о том, чего они не знают и не понимают. Данная организация урока является хорошим стимулом к развитию учащихся в целом, а командный принцип соперничества способствует появлению здоровой конкуренции, сплочённости учащихся в группе.

        Обобщая вышеизложенное, перспективу своей музыкально-педагогической деятельности вижу:

  1. в разработке подхода преемственности в системе музыкального образования детей на уроке сольфеджио;
  2. в развитии творческих способностей детей через синтез различных видов музыкальной деятельности;
  3. в целенаправленном использовании традиций национальной музыкальной культуры на уроках и внеклассных мероприятиях.

III.Заключение.

В заключении хочу отметить следующее. Слух каждого музыканта также индивидуален, как его лицо и характер, и восприятие музыки у каждого из нас различно. Очень важно, обмениваясь с учениками суждениями о музыке, обогащать и уточнять их представления о содержании произведений, усовершенствовать слух. Наряду с общим развитием учеников, углубленное знакомство с культурными ценностями (литература, поэзия, живопись и другие виды искусства) будет отражать способность понимать музыку, слушать в ней не только звуки, аккорды и ритмы, но и отражение живой реальности.

Анализируя жизненно важные педагогические принципы, необходимо выделить следующие моменты:

- неделимую связь обучения музыканта с воспитанием в нём человека-гражданина, безграничную и бескорыстную преданность своему делу;

- неиссякаемую тягу к познанию, неистощимую любознательность и приобретение на этой основе глубочайшей культуры.

 Как отмечает Д.  Кирнарская, по последним исследованиям американских психологов любой вид искусства - катализатор всех остальных дарований и развивает мозг в целом. Психологическая наука уже доказала, что люди, имеющие музыкальное образование, во всех направлениях мыслят эффективнее.

Занятия теоретическими дисциплинами оправдывают себя, если полученные знания и практические навыки служат ключом к пониманию исполнительской и творческой практики учеников, помогают понять творческий опыт больших музыкантов. Именно эти причины и побудили меня создать данную педагогическую концепцию.

IV.Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Беленко Н. Пояснительная записка к программе по музыкальной литературе. Москва, 2005 год.
  2. Бернстайн Л. «Концерты для молодёжи». Издательство «Советский композитор», Ленинград, 1991 год.
  3. Биркенгоф А. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио». Издательство «Музыка», Москва, 1990 год.
  4. Благой Д., Гольденвейзер Е. В классе А.Б. Гольденвейзера: сборник статей. Издательство «Музыка», Москва, 1986 год.
  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах». Москва, 1999 год.
  6. Вендрова Т., Пигаева И. «Воспитание музыкой». Издательство «Просвещение», Москва, 1991 год.
  7. Вопросы методики воспитания слуха: Сб. статей под ред. А. Л. Островского. Ленинград, 1967 год.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Издательство «Педагогика», Москва, 1987 год.
  9. Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке». Издательство «Просвещение», Москва, 1977 год.
  10. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. Издательство «Музыка», Москва, 1986.
  11. Давыдова Е. Сольфеджио для 4-го класса ДМШ. Методическое пособие. Издательство «Музыка», Москва, 1978 год.
  12. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.  Издательство «Владос»,  Москва, 2000 год.
  13. Кабалевский Д. «Про трёх китов и про многое другое». Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год.
  14. Картавцева М. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. Москва, 1989 год.
  15. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1990 год.
  16. Клёнов А. «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
  17. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство «Музыка», Москва, 1982 год.
  18. Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. Москва, 1988 год.
  19. Медушевский В., Огановская О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
  20. Оганова Т. Методическая записка по вопросам преподавания музыкальной литературы. Москва, 2000 год.
  21. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. Издательство  «Престо», Москва, 2005 год.
  22. Россихина В. «Беседы о классической музыке». Издательство «Просвещение», Москва, 1980 год.
  23. Синяева Л. «Развитие гармонического слуха». Москва, 1995 год.
  24. Синяева Л. «Интонационные упражнения в курсе сольфеджио». Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ, училищ искусств и ДМШ. Москва, 1989 год.
  25. Смирнов М. «Эмоциональный мир музыки». Издательство «Музыка», Москва, 1990 год.
  26. Царёва Н. «Слушание музыки» Методическое пособие. Издательство «Росмэн», Москва, 2002 год.
  27. Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. «Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Издательство «Пресс-соло», Москва, 1998 год.

Аннотация  -

общая характеристика представленных материалов

(актуальность, проблематика, цель, задачи, адресат, условия реализации, содержание в общем виде)

         Данные методические рекомендации были представлены в форме защиты авторской педагогической концепции в рамках проводимого областного конкурса «Педагог года – 2003». Методические рекомендации «Моя педагогическая концепция» были разработаны на основе положений к областному конкурсу «Педагог года – 2003» и включали следующие аргументированные объяснения:

  1. Цели и задачи педагогической концепции, которые реализуются в учебном процессе и отражают достижения обучающихся.
  2. Характеристику обучающихся, которым адресована педагогическая концепция (что развивается в ребёнке,  какие умения и навыки, как учитываются индивидуальные особенности детей и какой результат достигается).
  3. Характеристику учебно-воспитательного процесса – методы и характер деятельности.
  4. Обоснованы предусмотренные педагогической концепцией формы организации занятий и их эффективность в достижении поставленной цели.
  5. Определена причина, побудившая создать авторскую педагогическую концепцию.
  6. Раскрыта результативность педагогической концепции.
  7. Дан краткий комментарий к литературе, используемой для составления концепции, позволяющий увидеть методическую основу, широту профессиональных и общекультурных интересов.

         Учитывая актуальность избранной темы, работа была обновлена и отредактирована в 2015 году к Брянскому областному конкурсу методических работ «К вершинам педагогического мастерства».

Примерная структура методических рекомендаций:

  1. Вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, даётся краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказывать работа, указывается адрес.
  2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, преподаватели дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, даётся описание перспективы результатов использования рекомендаций.
  3.  Заключение. Здесь излагаются краткие, чёткие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
  4. Список использованной и рекомендуемой литературы. Список литературы даётся в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
  5. Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы – конспекты занятий и т.п.).