Сценарий конкурса "Музыкальные старты"

Автор: Щеглова Валентина Анатольевна

Дата публикации: 27.06.2016

Номер материала: 2387

Прочие методические материалы
Музыка
4 Класс

Управление культуры Брянской городской администрации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»

Сценарий конкурса «Музыкальные старты»

Методическая  разработка              преподавателей теоретических дисциплин Щегловой Валентины Анатольевны,                      Звонниковой Натальи Эдвардовны

1. Название и формы проведения мероприятия.

               Методическая разработка включает описание сценария конкурса «Музыкальные старты». Форма проведения  мероприятия состоит из семи конкурсных заданий. Каждое задание оценивается членами жюри.

2.Объяснительная записка (задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления).

            Конкурс «Музыкальные старты» проводится  в зале ДШИ № 2 ежегодно в канун  Нового Года в декабре месяце (в воскресный день) уже в течение 6-ти лет. Мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса ДШИ, когда дети уже получили  начальные  исполнительские навыки по специальности, знания в курсе сольфеджио, слушания музыки  и музыкальной литературы. Участники конкурса делятся на команды (3 или 4), между которыми происходит соревнование в выполнении конкурсных заданий. Очень важно, что во  время подобного состязания дети не только проверяют свои знания, но и учатся показывать их в нестандартной ситуации, что важно для их будущей взрослой жизни. Так же они учатся добиваться цели и конкурировать, сплачиваться в команду, переживать дух соперничества и бороться за победу.  

           Конкурс «Музыкальные старты» преследует следующие цели:

1. Формирование у учащихся коммуникативных навыков.

2. Повышение самооценки, сплочения группы, профилактика конфликтов.

3.Овладение навыками исполнительского общения, смелость публичного выступления.

            В процессе проведения конкурсного мероприятия ставятся и решаются следующие задачи:

1. Формирование познавательной активности детей. 

2.Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия. 

3. Развитие образного мышления. 

4.Развитие творческих способностей, стремления личности к творчеству, оригинальности, самовыражению.

5. Воспитание чувства товарищества  и мотивации к совместной деятельности.

6. Воспитание умения бесконфликтного взаимодействия.

7. Создание положительной психологической атмосферы.  

       Именно в этот возрастной период развивается способность творчески подходить к решению задач, искать аналогии в смежных или даже противоположных областях знаний, раскрывать свой внутренний мир различными художественными средствами.

        К  методам проведения и приёмам, создающим ситуации успеха, относятся: диалог ведущего и участников, ответы на блиц вопросы, упражнения в виде игровых заданий, тестирование, поощрение по итогам конкурса.

3.Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).

Для конкурса подготавливаются и используются: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат, карточки -  пазлы (задания №№2, 7), распечатка тестов, ключи к тестам (задание №3), нотное пособие: мелодия и аккорды (задания №№4 - 6)

Практические задания к конкурсу «Музыкальные старты»

 Задание 1. «Устная разминка».

Задания с одной ошибкой:

 Дайте однозначный ответ  («да» или «нет») о правильности суждения. Если это суждение считаете ошибочным, дайте правильный ответ:      

 а) Римские цифры нужны для записи телефонов и интервалов,

б) Знак «V» означает, что нужно играть громко,

в) Тетрахорд – это часть гаммы. Есть три тетрахорда: верхний, средний и нижний.

Задания с двумя ошибками:

Дайте однозначный ответ («да» или «нет») о правильности суждения. Если это суждение считаете  неверным, дайте правильный ответ, исправив две ошибки:

а) Тональность  нужно определять по размеру и  самому первому звуку в произведении,

б) «Бемоль» - это знак, который повышает ноту на целый тон,

в) Трезвучие – это интервал, в котором три звука, расположенных по высоте.

Ключи к заданию 1. – см. приложение» №1.

Задание 2. «Путаница в словах».

Прочитайте правильно слова, имеющие отношение к теории музыки:

а) ДРОККА, АКИТОН, РИНОМ, ДИЛОМЕЯ, РАКЕБ;

б) НОТУЛОП, РТАКВА, МИРТ, ВАЛТЕРИН, АМИРП;

в) РЕМИЗАР, МАГМА, АУЗАП, ГАЛЕТО, ЗЕИД.

Ключи к заданию 2. – см. приложение №1.

Задание 3. «Тестирование».

Выбери правильную букву ответа:

  1. Сколько ступеней в септиме?

а) шесть        б) семь      в) пять

2. В какой интервал обращается большая секста?

а) ч3              б) м2           в) м3

3. Какие интервалы бывают чистыми?

а) примы       б) септимы    в) квинты

4. Каков правильный порядок диезов в тональностях?

а) фа, до, ре, соль, ля, ми, си;

б) си, ми, ля, ре, соль, до, фа;

в) фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

5. Как найти параллельный мажор к данной минорной тональности?

а) построить малую терцию вверх от тоники,

б) построить малую терцию вниз от тоники,

в) отсчитать три звука вверх от тоники.

6. Что называется тоникой?

а) устойчивый звук    б) I ступень    в) главный устойчивый звук

7. Из каких интервалов состоит секстаккорд?

а) секста+ кварта    б) терция + секста    в) терция+ кварта

8. Каков правильный порядок бемолей в тональностях?

а) си, ми, ре, ля, соль, до, фа,

б) си, ми, ля, ре, соль, до, фа,

в) фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

9.Что такое трезвучие?

а)  это три звука, взятые вместе,

б) это три звука, взятые по очереди,

в) это три звука, взятые через один.

10. Какой ритм называется пунктирным?

а) восьмая и две шестнадцатых в группе,

б) четыре шестнадцатых в группе,

в) восьмая с точкой и шестнадцатая в группе.

11. Как называется лад, в котором повышены VI  и  VII ступени?

а) натуральный мажор  б) мелодический минор    в) натуральный минор

12. Из каких интервалов состоит квартсекстаккорд?

а) кварта + секста   б) кварта+ терция   в) терция + кварта

Ключи к заданию 3. – см. приложение №1.

Задание 4. «Чтение с листа» (нотные примеры смотреть в приложении №2).     Ключи к заданию № 4 – см.  приложение №3.                                                              

Задание 5. «Подбор аккомпанемента» (нотные примеры см. в приложении №2) Ключи к заданию №5 – см.  приложение №3.  В качестве нотного примера предлагается вариант мелодии украинской народной песни из сборника Г. Фридкина «Музыкальные диктанты» № 256.

  Задание 6. «Исправить ошибки» (Угадай мелодию, исправь ошибки). Нотные примеры смотреть в приложении №2. В качестве нотного примера предлагается мелодия песни Л. Бекмана на слова    Р. Кудашёвой «В лесу родилась ёлочка».

 Задание 7. «Сложить мелодию» (нотные примеры см. в приложении №2). Ключи к заданию №7 – см.  приложение №2. В качестве нотного примера предлагается фрагмент мелодии  С. Рахманинова «Итальянская полька».

4.Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).

             В подготовительном периоде к конкурсу должны быть задействованы все участники процесса: и учащиеся, и преподаватели.

             Проводя предварительную беседу на уроке в классе, преподавателям необходимо:

1. прорекламировать предстоящий конкурс, сохранив интригу мероприятия и  сделав акцент на познавательно-игровые задания;  

2. организовать явку учащихся на конкурс в выходной день, дать учащимся понять необходимость и важность проведения данного мероприятия, ответственность за участие в конкурсе.

            Поскольку в  «Музыкальных стартах» обычно участвует сразу несколько команд, подготовку к конкурсу можно начать уже заранее, дав учащимся задание придумать лозунг, девиз команды, выбрать капитана. Подобная творческая задача уже с самого начала заинтересует учащихся.

            Чёткое распределение поручений среди преподавателей для подготовки к конкурсу обсуждается на совещании отдела. Ведущему конкурса необходимо: продумать техническое обеспечение конкурса, музыкальное оформление, тексты сценария, подготовить вопросы к заданию №1, организовать сладкие поощрительные призы. Ответственный за конкурс должен: подготовить зал, распечатку и материал к конкурсным заданиям для участников конкурса, тексты грамот для награждения победителей; оказывать техническую помощь ведущему конкурса. Членам жюри необходимо заранее ознакомиться с критериями подсчёта баллов при оценивании всех заданий.

5.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

          Главное, что бы при составлении сценария «Музыкальных стартов» прослеживалась общая идея мероприятия и конечная цель. Разнородное смешение конкурсов интересно детям не будет. А вот поэтапно разделенная общая программа, которую связывает что-то общее, способна захватить многих участников конкурса.

ПЛАН

Конкурса  «Музыкальные старты»

           В конкурсе участвуют учащиеся 4 классов всех преподавателей  теоретического отдела. В начале конкурса учащиеся делятся на  3 команды, в каждой команде выбирается капитан и девиз. Участникам конкурса представляются  ведущие конкурса и жюри (из преподавателей отдела).

       На конкурс представлено 7 заданий, каждое задание оценивается жюри, которое объявляет промежуточный и итоговый  результат участникам конкурса.

    Задание 1. «Устная разминка»:

          Каждой команде задаётся по 2 вопроса, в которых нужно исправить по  1 -2 ошибке в определениях или правилах. Жюри присуждает:

 по 2 балла - за каждый правильный полный ответ;

 по 1 баллу - если исправлены не все ошибки;

 0 баллов – нет ответа (право ответа передаётся другой команде).

  Максимальное количество баллов по заданию – 4 балла.

      Задание 2. «Путаница в словах»:

        Каждой команде выдаётся по 5 карточек, в которых надо составить по 5 слов (определений). В данных словах могут быть перепутаны буквы или слова читаться с конца. Жюри присуждает по 2 балла за каждую карточку и 1 балл команде за скорость выполнения.

      Максимальное количество баллов по заданию – 10 (11) баллов.

    Задание 3. «Тестирование»:

      Каждой команде выдаётся по три  одинаковых  листа с тестами, которые  совместно по подгруппам пишут участники команды, капитан пишет тесты самостоятельно. Тестирование включает 12 вопросов.

      Максимальное количество баллов по одному заданию – 13 баллов.

 Одновременно подводятся итоги тестирования капитанов команды.

 Жюри подсчитывает и суммирует все баллы.

    Задание 4. «Чтение с листа»:

     Командир выбирает тональность и номер ответа. Каждая команда должна спеть с листа мелодию. Жюри оценивает каждую команду по пятибалльной системе.

      Задание 5. «Подбор аккомпанемента»:

    Команда подбирает предложенные аккорды  к заданию №4,  вписывает аккорды  и подписывает их обозначения. Далее любой участник из команды играет мелодию с аккомпанементом. Жюри присуждает:

    по 1 баллу за каждый правильный такт;

    по  3 балла за правильные обозначения аккордов;

    оценивает игру мелодии с аккомпанементом по пятибалльной системе.                  

 Жюри подсчитывает и суммирует все баллы.

      Задание 6. «Исправить ошибки»:      

   Команда должна угадать  известную записанную мелодию, исправить в ней  ошибки после двух проигрываний.

    Максимальное количество баллов по заданию - 10 баллов за все исправленные ошибки плюс 1 балл команде, которая раньше всех правильно угадает название мелодии.

Задание 7. «Сложить мелодию»:

      Участникам команды после 4 проигрываний  на фортепиано надо сложить мелодию (пазлы). Жюри присуждает за каждый правильный такт по 1 баллу.

     Максимальное количество баллов по заданию - 8 баллов.

       Время на подготовку каждого задания:

   Задание 1 – блиц - опрос

   Задание 2 – 5 минут

   Задание 3 – 10 минут

   Задание 4 -  1 минута

   Задание 5 -  5 минут

   Задание 6  - 10 – 15 минут

   Задание 7  - 10 минут

     В конце конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов по каждой команде  и определяет команду победителя. Также подводятся итоги по номинации «Лучший командир» и «Самый активный участник конкурса». Все участники -  победители конкурса награждаются грамотами и призами.

       Ответственные за подготовку музыкального материала к заданиям конкурса – все преподаватели теоретического отдела. Место проведения – зал ДШИ №2.

      Режиссёр-постановщик, фотограф и ведущая конкурса – Звонникова Н.Э.

      План разработан и составлен завотделом  Щегловой В.А. совместно с преподавателями отдела.

6.Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетный части, ссылки на авторов и названия источников с указание страниц.

Сценарий мероприятия «Музыкальные старты»

Участники мероприятия собираются в зале школы. На сцене – наряженная, сверкающая огоньками ёлка. Звучит весёлая новогодняя музыка.

Ведущая:

Ребята, здравствуйте! Сегодня мы проводим с вами необычный урок  по сольфеджио. Скоро Новый год! А в канун наступающего года мы всегда ждём приятных сюрпризов, розыгрышей, подарков. Вот и наше сегодняшнее мероприятие скорее будет напоминать «новогодний мешок» конкурсов, загадок, соревнований и, конечно, подарков.

 Для начала давайте проведём новогоднюю  разминку (ведущий начинает стихи, дети  заканчивают в рифму):

 У меня игра для вас - я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте, хором  в рифму отвечайте.

За окошком снег идёт, скоро праздник – (дети) Новый год! 

Мягко светятся иголки, хвойный дух идёт – от ёлки.

В танце кружатся фигурки - зайки, лыжницы, снегурки.

  На витрине в магазине – апельсин, он ярко…синий. (Ведущая: Где же вы видели синий апельсин? Рифма  верна не всегда, будьте внимательны!)

Белоус и краснонос под ветвями – Дед Мороз.

Накормил коней  ковбой свежей травкой …голубой. (Кто-то продолжает рифму, но уже есть и правильные ответы.)

Ты на друга посмотри, сколько глаз у друга…два! 

Пропала туфелька, что делать? Есть лишь одна, а нужно... девять? (Дети поправляют ведущую – две).

 (Подобное начало помогает  детям адаптироваться в  непривычной обстановке, снять напряжение,  улыбнуться соседу. Это позволит  быстрее организовать  в команды  учащихся, не знакомых друг с другом, создать позитивное настроение и доброжелательное  отношение к  жюри).

Ведущая: Молодцы! Вы быстро научились давать правильные ответы. Вот теперь вы точно готовы к соревнованиям. Только задания в них будут сложнее. А оценивать их выполнение будет жюри.

Представляю членов нашего жюри:

1.________________              2._________________               3._______________

Ведущая:    Сейчас я попрошу вас дать название своей команде, придумать девиз, выбрать капитана. (Капитан озвучивает  название команды, команда вместе читает девиз).

За отлично придуманные названия команды и боевой  девиз каждая из команд получает по 2 балла. (Команда, которая первой справилась с этим заданием,  первой  начнёт следующий конкурс)

Задание 1. «Устная разминка».

Ведущая: Ребята, вы хорошо знаете термины, которые встречаются в музыке? Тогда вам нужно максимально быстро дать правильный ответ на два вопроса.  Те, кто знает ответ,  поднимают руку, а капитан выбирает, кто будет отвечать.

Жюри присуждает: по 2 балла за каждый правильный ответ; по 1 баллу, если исправлены не все ошибки; 0 баллов - нет ответа (право ответа передаётся другой команде). Максимальное количество баллов по заданию – 4 .

Задание 2. «Путаница в словах».

Ведущая: Все команды  хорошо  справились с первым заданием. Следующее задание тоже будет связано с музыкальными терминами. Каждая команда получает по 5 карточек, в которых надо правильно прочитать слова -  музыкальные определения.  Будьте внимательны! Слоги или буквы в словах могут быть перепутаны, или слово написано необычным способом.

Жюри присуждает по 2 балла за каждое правильное слово и 1 балл команде за скорость выполнения. Максимальное количество – 10 (11) баллов.

Прошу жюри огласить промежуточный результат  по 2-м заданиям.

Задание3. « Тестирование».

Ведущая: Сейчас каждая команда получит листки с тестами. На каждый из 12-ти вопросов  даются 3 варианта ответов. Нужно выбрать и отметить правильный вариант ответа. Вопросы  на всех листах – одинаковые. Команды работают по 2-3 человека над каждым листом, капитан пишет тесты самостоятельно.

Максимальное количество баллов по этому заданию – 13. Одновременно подводятся итоги тестирования капитанов. Жюри  подсчитывает  баллы и зачитывает промежуточные результаты состязаний.

(Звучит  негромкая  фоновая  музыка – таймер. Время  выполнения  самого объёмного  задания – 10 минут).

Задание 4. «Чтение с листа».

Ведущая: Ребята! Кто скажет, что означает слово «сольфеджио»? Да, это пение по нотам. И следующее задание  проверит, как вы сможете чисто пропеть  ансамблем (командой) незнакомую мелодию, т. е. прочитать с листа. Сейчас вы получите листок с записанной мелодией. Мелодия для всех команд – одна, но тональности  для пения – разные. Командир вытягивает жетон с названием тональности и  очерёдностью ответа.

Как на уроке, пение оценивается по пяти - бальной системе.

Задание5. « Подбор аккомпанемента»

Ведущая: Следующее задание №5 является продолжением работы над мелодией из задания №4. Вам нужно правильно вписать аккорды аккомпанемента в каждый такт под мелодией, затем подписать их обозначения (функции) – T, S, D. Посоветовавшись, команда выбирает того, кто сыграет  эту мелодию с аккомпанементом.

Жюри присуждает по 1-му баллу за каждый правильно подписанный аккорд, по 3 балла за правильные обозначения аккордов и оценивает игру мелодии с аккомпанементом по пяти - бальной системе.

Жюри подсчитывает баллы за задание и суммирует все баллы за 5 заданий. И так, дорогие друзья, после пяти заданий лидирует команда ___________, на втором месте команда__________, третье место занимает команда_________.

Задание 6. « Исправить ошибки». (Угадай мелодию, исправь ошибки)

Ведущая: Ребята! Сейчас вам предстоит угадать известную  мелодию, записанную нотами. Потом посмотрите внимательно на нотную запись и исправьте в ней 10 ошибок. Два проигрывания мелодии помогут вам справиться с заданием.

За все исправленные ошибки команда получает максимально 10 баллов, плюс 1 балл прибавляется той команде, которая первой угадает название мелодии.

Молодцы! Конечно, новогоднюю песню « В лесу родилась ёлочка» знают и поют все. А кто скажет, как давно была написана эта песня и кто её авторы? Это очень давняя история, ей более ста лет.

Aвтор стихов — Раиса Кудашёва, учительница, библиотекарь и поэт. Она сочиняла стихи, сказки, песенки для детей. Стихотворение «Ёлка» было написано в 1903 году и опубликовано в рождественском номере детского журнала «Малютка». А через несколько лет  Р. Кудашёва случайно услышала в поезде, как песенку на её стихи поёт маленькая девочка. Музыку написал музыкант-любитель Леонид  Бекман   (агроном по профессии) в 1905 г. для своей  маленькой дочки.  С тех пор уже 110 лет песня «В лесу родилась ёлочка» звучит на детских новогодних праздниках.

Ребята, а вы знаете слова этой новогодней песни?  Давайте споём её вместе. (Звучит музыкальное сопровождение песни, дети поют вместе с ведущей).
Задание 7. « Сложи мелодию».

 Ведущая: Вы все знаете, как важно и как непросто писать музыкальные диктанты. Написание диктантов развивает музыкальный слух, память, а умение писать диктанты говорит о способностях музыканта, о его таланте. Сейчас вам предстоит командой написать диктант, а точнее, сложить правильно по тактам  уже записанную мелодию (пазлы). Четыре раза эта мелодия будет сыграна, прежде чем вы дадите правильный вариант записи. За каждый правильный такт жюри присуждает по 1  баллу. Максимальное количество баллов по заданию – 8 баллов.

Пока жюри подсчитывает общее количество баллов и определяет победителей, предлагаю немного отдохнуть под знакомую новогоднюю музыку, можно потанцевать (звучит мелодия песни композитора Е. Крылатова «Три белых коня»).

Жюри объявляет команду - победителя и команды, занявшие 2-е и 3-е места. Также подводятся итоги по номинациям «Лучший командир», «Самый активный участник конкурса». Победители конкурса награждаются грамотами, все участники – сладкими призами за участие.

Ведущая: Дорогие ребята! Вам понравился новогодний «урок сольфеджио»? Впереди у вас новогодние каникулы, путешествия, отдых.

Вас, конечно, ждут  сюрпризы, карнавалы, звонкий смех. Поздравляем с Новым годом, с новым счастьем – сразу  всех!!!

7.Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятия, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.).

         При подготовке и проведении конкурса, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

 2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, аудиозаписи.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы на конкурсе  должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

        Конкурс-эстафету следует продумать. Главное – не переусердствовать с количеством заданий, дети не должны устать, иначе конкурса-праздника не получится. Сценарий «Музыкальных стартов»  должен иметь определенный хронометраж. Следует посчитать, сколько времени у ребят уйдет на прохождение каждого этапа, и, уже исходя из этого, брать количество заданий. Для учащихся среднего возраста это примерно полтора часа.

         В план конкурса «Музыкальные старты» включён хронометраж на подготовку каждого задания, который отслеживается членами жюри.

        Еще одна важная особенность – наличие приза в конце. За старания все учащиеся должны получит вещественные поощрения. Это могут быть почетные грамоты, дипломы для победителей, призы для самых активных участников конкурса, капитанов команд.  Так же, каждый участник за работу на конкурсе должен получить сладкий приз.

9.Список литературы.

  1. Амазарян А.,  Даниленко Г., Романова М. «Записная книжка» по сольфеджио для новичков. Издательство «Гармония», Санкт-Петербург, 2005 год.
  2. Амазарян А.,  Даниленко Г. «Мои любимые песни», выпуск 1. Издательство «Люмьер», Санкт-Петербург, 2006 год.
  3. Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2006 год.
  4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах». Москва, 1999 год.
  5. Вендрова Т., Пигаева И. «Воспитание музыкой». Издательство «Просвещение», Москва, 1991 год.
  6. Выготский Л. С. Психология искусства. Издательство «Педагогика», Москва, 1987 год.
  7. Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке». Издательство «Просвещение», Москва, 1977 год.
  8. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.  Издательство «Владос»,  Москва, 2000 год.
  9. Кабалевский Д. «Про трёх китов и про многое другое». Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год.
  10. Картавцева М. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. Москва, 1989 год.
  11. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1990 год.
  12. Клёнов А. «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
  13. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство «Музыка», Москва, 1982 год.
  14. Лёхина Л. «Аккордовые сказки для больших и маленьких». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.
  15. Лёхина Л. «Ладовые сказки, тональные подсказки». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.  
  16. Лёхина Л. «Путешествие в страну интервалов». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.
  17. Медушевский В., Огановская О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
  18. Первозванская Т. «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей» часть I, II. Учебник сказка.
  19. Сведения из Википедии (Интернет-ресурсы).
  20. Столова Е., Кельх Э. «Музыкальный детектив». Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2006 год.
  21. Червоная М. «Интервалы мы поём» Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 2004 год.
  22. Фридкин Г. «Музыкальные диктанты». Издательство «Музыка», Москва, 1981 год.

Приложение №1

         Ключи – ответы к заданиям конкурса  « Музыкальные старты»

Задание 1. «Устная разминка».

                                  Вопросы с одной ошибкой.
1.Высказывание неверно. Римские цифры нужны для записи ступеней.

2. Высказывание неверно. Знак «V» обозначает окончание фразы или нужно взять дыхание.

3. Высказывание неверно. Есть два тетрахорда гаммы – верхний и нижний.

                                   Вопросы с двумя ошибками.

 1.Высказывание неверно. Тональность в произведении определяется по знакам при ключе и последнему звуку.

2. Высказывание неверно. Знак «бемоль» понижает ноту на ½ тона.

3. Высказывание неверно. Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных через один ( по терциям).

Задание 2. « Путаница в словах».

1. дрокка-  АККОРД      2.нотулап – ПОЛУТОН  3. ремзар – РАЗМЕР

   акитон- ТОНИКА          ртаква    - КВАРТА           магма -  ГАММА

    рином- МИНОР            мирт      - РИТМ                  аузап  - ПАУЗА

   диломея – МЕЛОДИЯ   валтерин - ИНТЕРВАЛ     галето  - ЛЕГАТО

     ракеб- БЕКАР               амирп  -   ПРИМА              зеид – ДИЕЗ

Задание 3. «Тестирование».

1. б)   2.в)   3.а), в)   4.в)   5. а)   6. б)   7.в)    8.б)   9.в)   10.в)  11.б)  12.б)

 

                   

Приложение №2 (нотные  примеры к заданиям 4, 5, 6, 7)

                                                 

                          Приложение №3 (ключи к заданиям 5, 6, 7)

Приложение №4:

     «Строгое» жюри конкурса «Музыкальные старты» :

                                            Работа в командах:

               

«Музыкальные старты» - 2014

Каждый чувствует себя победителем:

Аннотация

       "Музыкальные старты" - увлекательный конкурс по сольфеджио для учащихся 4-х классов Детской школы искусств. Конкурсные задания составлены в рамках программы по сольфеджио и теории музыки: знание музыкальных правил и определений, чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии, устный диктант. Однако формы представленных заданий позволяют превратить стандартный урок сольфеджио в увлекательную командную игру, понятную и близкую детской психологии.

         Показывая свои знания в игровой форме, участники "Музыкальных стартов" сплачиваются в команду, переживают дух соперничества, борются за победу. Важно то, что играя, дети проявляют свои  умения и знания в нестандартной ситуации, что пригодится им в будущей взрослой жизни.

        В процессе проведения конкурсного мероприятия ставится и решается ряд важных педагогических задач, а также следующие целевые установки: овладение учащимися навыками исполнительского общения, смелостью публичного выступления, повышения самооценки и профилактика конфликтов. Проводимый в канун зимних каникул, конкурс, наполненный музыкой, загадками, весёлыми стихами, призами позволяет трактовать его как "музыкальную встречу"  наступающего Нового года.