Учебно-методические рекомендации к обучению технике декупажа на уроках изобразительного искусства обучающихся на специальности "Изобразительное искусство"

Автор: Кальманова Юлия Юрьевна

Дата публикации: 07.08.2016

Номер материала: 2485

Прочие методические материалы
Изобразительное искусство
Без класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств «Квинта» г. Пензы

Декоративно-прикладное искусство

Учебно-методические рекомендации

к обучению технике декупажа на уроках изобразительного искусства обучающихся на специальности «Изобразительное искусство»

Кальманова Ю.Ю.

Пенза, 2015

Пояснительная записка……………………………………………………3

История возникновения декупажа…………………….…………………5

Материалы для декупажа…………………………….…………………..9

Основные этапы работы ……………………………...………………....12

Виды художественных технологий декупажа………………………....20

Декупаж по ткани………………………………………………………...24

«Обратный» декупаж на стекле………………………………………….26

Декупаж на дереве…………………………………………………..……30

3D или объемный декупаж……………………………………………….35

Художественный декупаж……………………………………………….40

Декупаж на свече………………………………………………………….43

Перечень учебно-методического обеспечения…………………………44

Библиографический список………………………………………………45

Пояснительная записка

Формирование творческой личности возможно только посредством гармоничного развития его потенциальных возможностей. Совершенствование современного содержания художественно-эстетического образования, направленного на всестороннее и гармоническое воспитание личности.

Художественно-творческие способности - это те особенности психики человека, от которых зависит успешное, творческое выполнение какой - либо деятельности - художественной, музыкальной, литературной и т.д.

К ведущим свойствам художественно-творческих способностей относятся:

1.        Свойства художественно – творческого воображения и особого мышления

2.        Свойства зрительной памяти

3.        Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

4.        Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Для успешного творческого занятия изобразительным искусством необходимо: чувство пропорции, композиции, чувство колорита и светотени, образная и цветовая память, особые качества двигательного аппарата руки.

Под художественно-творческой деятельностью, мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире или чувстве, отражающее новое отношение к действительности.

Успешная художественно- творческая деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей.

 Способности - это психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.

Способности человека подразделяются на специальные и общие.

Общими называют такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека (сообразительность, находчивость, критичность). Они развиваются в процессе жизни. Специальные способности - это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественная, музыкальная, математическая).

Художественные способности - способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане (способность продуцировать идею произведения искусства как "свой мир", который вызовет отклик у зрителя, слушателя, читателя), так и в техническом (умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности и навыки, делающие эти средства эффективными).

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности, одной из них является декупаж.

 Декупаж — техника, происходящая от французского глагола decouper – разрезать.

Это одно из интересных, ныне популярных и востребованных направлений декоративно-прикладного искусства.

Мастера декупажа работают в старинной традиции и сохраняют в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Однако в наше время существует огромное количество различных материалов: моделирующие, пасты, лаки глянцевые, матовые, кракелюрные, лаки с тройным блеском, декоративные и объемные контуры, акриловые краски с различными эффектами и т.д.

Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем - Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Денди Бруммел, Матисс и Пикассо.

Декупаж это не только любительское хобби, в наше время к нему часто обращаются  профессиональные художники.

В данной технике современные художники выполняют декор мебели,  объемные панно, декоративные элементы, декор стекла, свечей, аксессуаров, посуды, предметов быта и т.д.

 Современному мастеру по декупажу предоставлен огромный выбор различных материалов, продолжающих пополняться и совершенствоваться. Художник, работающий в этой технике свободен в осуществлении своих творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое и необычное.

Сегодня декупаж переживает небывалое возрождение во всем мире. Активную работу по пропаганде декупажа ведут  Национальные Гильдии Декупажа в Америке, Южной Африке, Австралии, Италии, Англии и Японии.

Применения декупажа  в творчестве и дизайне на современном уровне достаточно актуально.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕКУПАЖА

Слово decoupage происходит от французского глагола decouper - разрезать. Декупаж имеет длинную и очаровательную историю, которая ведет нас в прошлое через разнообразие стилей и стран.

Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем можно назвать следующие имена Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Денди Бруммел, Матисс и Пикассо.

Еще в 12-ом веке, китайские крестьяне создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи.

Считается, что китайский опыт в "экспериментах" с ножницами, переняли кочевники Восточной Сибири, где китайскую цветную бумагу cutout, использовали для украшения предметов и стен курганов (могил) Сибирских кочевников, которые относятся к временам до Рождества Христова.

Немецкие и польские ремесленники также использовали бумажные вырезки для художественного оформления мебели в течение несколько столетий.

Польские женщины и дети, в частности, развили огромный навык со свернутыми цветными листами бумагами (из журналов и газет), которые они вручную вырезали и складывали в геометрические формы, стилизуя под птиц, животных и цветы. Однако, это не конец истории развития декупажа.

Дальневосточное искусство лаковой росписи 17-ого столетия, примененное, главным образом для отделки мебели, и считается родоначальником современного искусства декупаж.

Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, украсили фешенебельные европейские дома, и мода на них не проходила. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока.

В результате, Венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера (так называемые, depentore) начали производить поддельные лаковые вещи, чтобы не отставать от запросов покупателей. И вещи, выполненные в данной технике, были известны как laccacontrafatta (lacca - лак, contrafatta-подделки).

Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и гравюр самых знаменитых художников. Затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. В результате получалась прекрасная мебель и предметы искусства, которые называли objectd'art, которые были очень похожи на настоящие популярные вещи, привезенные купцами из Китая и Японии.

Параллельно, богатая знать приглашала самых знаменитых живописцев, что бы они раскрасили мебель, стены и потолки.
Цены на objectd'art и работы маститых живописцев, были очень высоки, и большинство людей не могли себе позволить приобрести работы знатных мастеров.

Как альтернатива objectd'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались рисунки художников "одного дня", из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.
Вещи, украшенные таким образом, получили альтернативное термину objectd'art название - l'artedelpovero , что означает искусство бедняков (l'arte - искусство, povero - бедный человек).
(Следует заметить, что сейчас это "искусство бедняков" на аукционах продается за астрономические цены!)

В течение 18-ого и 19-ого столетий эта художественная форма процветала в Европе. Она проникла даже в здание суда Луи XV.

Аристократки пошли дальше, нежели мастера краснодеревщики, - вырезанными из настоящих живописных полотен деталями они стали украшать шкатулки, болванки для париков, обклеивали ширмы и всякие туалетные принадлежности, уделяя этому занятию многие часы.

Работы Boucher, Watteau, Fragonard, Redoute, Pillement и многих других выдающихся художников нашли свою липкую смерть в нежных ручках аристократок. Даже сейчас можно найти много великолепных примеров этой прекрасной вырезки, окраски и дизайна на антикварных бюро, шифоньерах и подобных деталях меблировки.
Для иллюстрации популярности этой художественной формы, необходимо упомянуть о некоей госпоже Мэри Деланей, что жила в Англии с 1700 г. до 1788 г.

Эта очаровательная, остроумная и талантливая женщина была наперсницей Короля Джорджа III и Королевы Шарлотты. Среди ее близких друзей были Уильям Хогарт, Джонатан Свифт и сэр Джозеф Банки.

Удивительно, что в возрасте 71 года, Мэри начала создавать изящное и ботанически точное воспроизведение растений и цветов, нарезая прекрасную бумагу и вручную расписывая ее. Она работала над своей " бумажной мозаикой "(как она сама назвала свой проект) до 88 лет, пока ей не пришлось уступить терпящему неудачу зрению. Сегодня эту превосходную работу можно увидеть в Британском Музее.

Подобно госпоже Деланей, много знатных дам Англии 18-ого века были настоящими знатоками ножниц и были поглощены искусством декорирования вырезанными из бумаги cutout изображениями под лаком.

Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning.

В 1760 году некий Лондонский издатель по имени Роберт Сейер, выпустил большую популярную книгу под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (TheLadiesAmusementorTheArtofJapanningMadeEasy).

Книга содержала 1500 иллюстраций работ художников и ремесленников, а это особенно нравилось праздным леди, которые любили красить, "вырезать и вставлять" очаровательные рисунки. Книга также содержала пять страниц инструкций по тому, как красить, приклеивать, лакировать и полировать cutouts.

Этим инструкциям предшествовали наставления читателю, с советами по комбинации изображений при декорировании. Например; " Если та вещь, которую Вы украшаете, по сути своей европейская", то автор настоятельно просит не помещать на нее "ничего экзотического или нелепого…Мы видели бабочку, поддерживающую слона и вещи, одинаково абсурдные ".

В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме.

Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentinecards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.

Многие Викторианские мастера учили своих учеников украшать различные предметы, применяя кусочки декоративной бумаги. Произведения были не столь тонки и опытны, но эти недостатки восполнялись сентиментальным обаянием.

Сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире. Активную работу по пропаганде декупажа ведут Гильдии в Америке, Южной Африке, Австралии, Италии, Англии и Японии.

Первая Национальная Гильдия Декупажа была основана в США в 1972 году, и именно она несет ответственность за популяризацию этого очаровательного и красивого искусства в его самой прекрасной форме.

В наиболее традиционной методике применяется 30-40 слоев лака, которые доводятся полированием до красивого гладкого блеска. Однако,cutouts может также помещаться под стекло или, наоборот приподнят, чтобы создать трехмерное изображение.

Кроме того, существуют два направления, которые разнятся по типу бумажных картинок. Одни мастера искусства декупаж вырезают мотивы из полноцветных салфеток, а другие, предпочитают черно-белые изображения мотивов, которые после наклеивания на поверхность, раскрашивают цветными красками.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕКУПАЖА

1. Объект декорирования

Здесь главное для художника на чем-то остановиться. Вариантов множество. Очень «просится» декупаж на различные предметы мебели и интерьера.

Можно «обновлять» старую мебель, декорировать необычные бутыли, сделать красивую шкатулку для рукоделия из крепкой обувной коробки. 

Конечно, декупаж очень красиво смотрится на деревянной поверхности и часто украшает интерьер кухни: деревянные бочонки для соли и сахара, разделочные доски, хлебницы и т.д. 


ПодносыРамкиКоробочкиИзделия из ткани
Рис. 1.14 Изделия для декупажа

2. Салфетки для декупажа

Салфеток для декупажа очень много - самых разных цветов, мотивов и тем. Вот некоторые из них:

Маргаритка Пчелки-друзьяМедвежата
РакушкиЕльРомантическая роза
ПарижСафариПриветствия

Рис. 1.15. Салфетки для декупажа

3. Специальные ножницы для декупажа

Лучше использовать небольшие заостренные ножницы с закругленными концами, такими ножницами удобно вырезать небольшие детали из тонкого материала, в данном случае из салфетки.


Ажурные ножницыНожницы для декупажа

Рис. 1.16 Ножницы для декупажа

4. Кисточки для декупажа

Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2см, ей удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины.

 Кисть для декупажа 16 ммКисть для декупажа 10 ммКисть для декупажа (набор)

Рис. 1.17. Кисточки для декупажа.

5. Клей для декупажа

Классические правила декупажа предполагают сначала приклеивание салфетки, для чего пользуются специальным клеем для салфеток (затем аппликацию можно дополнительно обрабатывать краскам с различными эффектами и т.д. после чего поверхность покрывают защитным лаком. Но, в принципе, если не собираетесь обрабатывать салфетку (раскрашивать, делать специальные эффекты), то можно воспользоваться клеящими свойствами самого лака или особой бесцветной краски PatioPaint, которой пользуются для уличных работ.

Также можно использовать специальный состав для приклеивания салфеток путем проглаживания. Необходимо нанести состав на декорируемую поверхность (плоскую, поскольку предполагается приглаживать к ней салфетку утюгом, идеально использовать на бумаге, дереве и подобных поверхностях), оставить на некоторое время, чтобы состав чуть-чуть подсох, затем приложить салфетку и лист бумаги, через который прогладить еще влажную поверхность не слишком горячим утюгом так, чтобы не оставалось никаких складочек и аппликация хорошо закрепилась.

Клей для салфеток предлагается в двух видах — емкости 59 и 236 мл.

Клей для декупажа

Рис. 1.18. Клей по декупажу.

Бесцветная акриловая краска PatioPaintна водной основе может заменить клей для салфеток, и тогда работа не будет бояться влаги, солнечного света и прочих капризов природы, даже если она не покрыта лаком.

Клей для декупажа

Рис.1.19. Акриловая основа по декупажу

6. Лак для декупажа.

Можно использовать глянцевый, матовый лак, лак с тройным блеском и с сильным глянцевым блеском, на основе акрила, в зависимости от того, какого эффекта нужно добиться. А есть специальный глянцевый лак на водной основе для того, чтобы вещь можно было использовать на улице. Лаки не желтеют со временем, не пахнут, на поверхности декорируемых предметов не остается следов от кисти.

Клей для декупажаhttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/decoupage_22_prw.gifРис. 1.20 Глянцевые, матовые лакиАлмазный блеск для декупажа



Рис. 1.21 Изделие с использованием глянцевого лака.

Если покрыть объект несколькими слоями лака "TripleGloss" (Тройной глянец), создается впечатление, что он сделан из фарфора.

Для декупажа могут использоваться следующие материалы: 

Акриловые краски. Они быстро сохнут, легко накладываются, не растворяются в воде после высыхания, имеют широкую цветовую гамму (110 базовых оттенков) и различные эффекты (с блестками, металлическим эффектом, глянцевые, т.д. и т.п.)


Глянцевая краскаhttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/38005210_prw.jpghttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/38001100_prw.jpghttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/38620100_prw.jpg

Рис. 1.22. Акриловые краски.

Лаки с разными свойствами

Одноэтапный кракелюрный лак на акриловой основе  (этот лак после высыхания трескается, создавая эффект "под старину"), двухэтапный кракелюрный набор (Antik I, Antik II, лак с блестками, радужный лак, патинирующие лаки и краски на разных основах (масло и акрил)).

Одношаговый кракелюрАнтик 1Антик 2Лак с блесткамиhttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/38006100_prw.jpghttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/38601100_prw.jpg

Рис.1.23. Лаки с разными свойствами

Вспомогательные материалы для обработки поверхности: шкурка для обработки шероховатостей деревянной поверхности, грунтовка и т.п., (если требуется).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ

Декупаж достаточно разнообразен. Заключающийся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования, дает нам огромные возможности для создания украшений. Рассмотрим последовательность создания работы в технике декупажа.

1. Идея. На этом этапе зарождается проект будущей работы. Выбираются объекты декорирования, материалы и инструменты.

2. Предварительная обработка. На этой стадии проводится обработка поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

3. Вырезание узора. Сначала необходимо отделить от салфетки верхний тонкий красочный слой. Именно он и требуется в процессе работы. Вырезать нужно аккуратно, острыми ножницами. Если рисунок слишком мелкий и тонкий для вырезания, то вырезаем только крупные элементы, а мелкие подрисовываем тонкой кисточкой.

http://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/decoupage_35_prw.gifhttp://www.arshobby.ru/ideas/decoupage/pics/decoupage_36_prw.gif

Рис.1.1 Вырезание узора

4. Приклеивание. Мотив из салфетки приложить на оформляемую поверхность и плоской кисточкой приклеить, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь, салфетка начинает растягиваться, поэтому действовать надо очень осторожно, расправляя кисточкой все складочки и пузырьки.  Приклеивание следует начинать от центра мотива.

5. Работа красками. Если в работе предусматривается роспись красками, то дорисовываем все необходимые элементы, делаем работу завершенной. 

6. Покрытие лаком. Когда работа покрашена и обклеена, ее надо покрыть не менее чем двумя слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

7. Дополнительная обработка. Некоторые поверхности требуют дополнительной обработки. Если рисунок нанесен на текстиль, то необходимо покрыть несколькими слоями лака. После высыхания ткань с рисунком можно осторожно прогладить теплым утюгом через тряпочку.

Как создается декупаж

В качестве базовой заготовки выбран поднос. На этапе предварительной подготовки поверхность подноса нужно покрыть грунтовкой.

Рис 1.2.  Выбор изделия для декупажа

Грунтуем поднос


Вырезаем салфетки 2Вырезаем салфетки 1

Рис. 1.3.  Выбор рисунков на салфетках и вырезание

Затем выбор рисунков на салфетках, их вырезание и разделение на слои.
Во многих случаях рисунки на салфетках достаточно небольшие и удобнее пользоваться ножницами с лезвиями небольшой длины, что бы точно представлять себе до какого места пойдет вырез на салфетке.

Во многих случаях рисунки на салфетках достаточно небольшие и удобнее пользоваться ножницами с лезвиями небольшой длины, что бы точно представлять себе до какого места пойдет вырез на салфетке.


Вырезаем салфетки 3Вырезаем салфетки 4

Рис.1.4. Детали для работы над декупажем

Для композиции было использовано два вида салфеток. Эти салфетки выполнены в схожей цветовой гамме и отлично дополняют друг друга небольшими деталями

Не забывайте, что салфетка состоит из трех слоев, а работать нужно только с цветным слоем.

Отделяем слои салфеток 1Отделяем слои салфеток 2

Рис. 1.5. Разделить салфетки на слои

Теперь выкладываем отдельные элементы композиции на поднос, прикидывая положение разных персонажей и предметов.


Выкладываем композицию 1Выкладываем композицию 2

Рис. 1.6. Выложить отдельные элементы композиции

Затем,  приклеиваем большие элементы композиции. Начинать нужно с центра каждого элемента и, разглаживая кистью салфетку, переходя к его краям.

Приклеиваем элементы салфеток 1Приклеиваем элементы салфеток 2 

Рис. 1.7.Приклеить большие элементы композиции

У нижнего повара, в результате неосторожного движения кистью, пострадали все элементы, находящиеся ниже головы. В подобном случае, воспользовавшись макетным или цанговым ножом, можно аккуратно отделить пострадавший элемент и вырезать элемент заново.

Ошибка 1Ошибка 2

Рис. 1.8. Доработка элементов композиции

Закончив создание основной композиции на дне подноса, нужно вырезать из салфеток несколько полосок с красными квадратиками, которые будут проходить по стыку дна подноса с внутренней поверхностью длинных боковых стенок.

Готовим орнаментПриклеиваем орнамент

Рис. 1.9 Создание дополнительных мотивов.



Окрашиваем боковые стенкиПриклеиваем орнамент на внешнюю часть боковых стенок

Рис. 1.10. Короткие боковые стенки покрашены акриловой краской.


Окрашиваем торцы подносаДополнительное украшение дна подноса

Рис. 1.11. Декорирование подноса.

На дне подноса объемной краской "PaperEffects" можно нанести  надпись "Арс Хобби". Особенность этой краски в том, что она не расплывается, подсыхая, а хранит ту форму, в которой она была нанесена.

Боковые грани подноса покрыты
а криловым золотистым металликом "AllPurposepaint" цвета "венецианское золото".

Готовый поднос покрыт аэрозольным матовым лаком.
Покрываем лаком подносГотовый поднос 2

Рис.1.12 Готовый поднос покрыт аэрозольным матовым лаком.

Итак, вот что получилось:

Готовый поднос 1
        Рис. 1.13 Готовое изделие

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕКУПАЖА

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии.

Виды декупажа:

1. Декупаж на ткани.

2. "Обратный»декупаж на стекле.

3.Декупаж на дереве.

4. 3-D или объемный декупаж.

ДЕКУПАЖ НА ТКАНИ

Рис. 1.24

Рис.1.25

Материалы для работы в технике декупаж на ткани:

1. Очистить ткань от пыли, загрунтовать поверхность при помощи белой акриловой краски. Грунтовка акрилом полезна в том случае, если ткань цветная или содержит какой-либо оттенок. К тому же, на белом фоне рисунок у салфетки будет смотреться четче и ярче.

  Инструменты и материалы для работы

Рис. 1.26Вырезаем мотив

Рис. 1.27

 2.  У салфетки отделить только верхний слой с изображением, вырезать нужные части рисунка и приложить к декорируемой основе. После того, как все части салфеточной аппликации готовы, приступайте к приклеиванию рисунка.

Нанесение клея на основу

Рис. 1.28

3. В процессе приклеивания важно все делать постепенно и аккуратно.

Клей  будет наноситься непосредственно на ткань. Лучше всего поделить общий рисунок на некоторое количество частей, так как клей достаточно быстро подсыхает и обработать большую поверхность одинаково хорошо за один раз вряд ли удастся..

 

Рис. 1.29Декупаж на абажуре

4. Завершение работы сводится к фиксации результата.

После того, как все части аппликации успешно приклеены к основе, можно зафиксировать полученный результат при помощи специального лака для декупажа или любым отделочным лаком. Закрепите салфеточный узор матовым универсальным аэрозольный лаком для фиксации готовых работ.

  Выравнивание и загиб края

Рис.1.30

5.Поставьте подсохший после отделки абажур на место и включите  свет.

Абажур готов!

Рис.1.31

5. Декупаж на свече.

Декупаж на ткани мало чем отличается от обычного декупажа, например на стекле или на деревянной поверхности. Основное отличие состоит в том, что ткань при намокании может заметно провиснуть. Поэтому важно, чтобы она была хорошо натянута на основу или специальную рамку, применяемую во время работы. Если нужно нанести декупажный рисунок на ткань, подверженную стирке, для этого потребуется специальный термо-клей.

«ОБРАТНЫЙ» ДЕКУПАЖ НА СТЕКЛЕ

Рис 1.32

Рис 1.33.

Материалы для работы в технике декупажа на стекле.

 

 1.  Очистите тарелку от пыли и обезжирьте обратную сторону спиртосодержащим раствором.

От салфетки отделите только тот слой, который содержит рисунок. Вырежете нужные части рисунка и примерьте к декорируемой основе. После того, как все части салфеточной аппликации готовы, приступите к приклеиванию рисунка. Главное, не перепутать стороны: у тарелки и у салфетки. Правило такое: тарелку декорируйте с тыльной стороны, салфетку приклеивайте лицом вниз.

 Главное, не ошибиться со стороной

Рис.1.35

2.Приклеивание аппликаций - процесс деликатный.

Нанесите клей на основу. В процессе приклеивания важно все делать постепенно и аккуратно, разглаживая неровности тонкой бумаги салфетки и выпуская пузырьки воздуха. При необходимости, сверху по приклеенной салфетке можно еще раз пройтись клеем для лучшего сцепления. Но если мочить клеем салфетку слишком долго, она может порваться.

Обработка клеем

Рис. 1.36

3. После того, как салфетка зафиксируется на декорируемой поверхности, нужно смыть излишки клея с тех частей стеклянной тарелки, где нет рисунка салфетки.

Если  в работе использовался клей ПВА, то убрать его излишки можно бумажным полотенцем, слегка смоченным в воде. Клей ПВА производится на водной основе, поэтому, данный процесс  можете осуществить без труда как сразу, так и через некоторое время, клей легко поддастся стиранию. При использовании других видов клея, лучше этот процесс не откладывать, иначе есть риск не оттереть клей от основы.

Удаление излишков клея

Рис. 1.37

4. Завершение работы сводится к фиксации результата.

После того, как аппликация успешно приклеена к основе и просушена, можно зафиксировать полученный результат. Для этого можно воспользоваться специальными лаками для декупажа или любыми жидкими отделочными лаками. Воспользуйтесь обыкновенным глянцевым акриловым лаком на водной основе, покрыв им обратную сторону тарелки, ограниченную кругом.

Процесс вырезания салфеточных аппликаций - дело тонкое, в каждом случае подход должен быть индивидуальным. Для одной дизайнерской задумки вырезать рисунок лучше по контуру, для другой - оставляя немного фона. Обычно для декорирования стеклянной поверхности стараются  вырезать рисунок по самому контуру, завершенная работа будет смотреться более изящно.                                              Рис. 1.39

Фиксация лаком

Рис. 1.38Декупаж на стекле

В процессе декупажа на стекле можно столкнуться с такой проблемой, как потеря яркости и контрастности рисунка салфетки. Это происходит потому, что клей делает основу салфетки немного прозрачной. Так, если выбранный мотив содержал пастельные тона и нежные цветовые переходы, картинка после наклеивания изменится, цвета как будто выцветут на глазах. Выход из такой ситуации есть. Однако подходит он лишь в том случае, если вы приклеивали салфетку лицевой стороной вниз. Нужно взять декорируемую поверхность с приклеенной декупажной салфеткой и закрасить акриловой краской (лучше всего белого цвета) всю бумажную поверхность.

ДЕКУПАЖ НА ДЕРЕВЕ

Рис. 1.40                                 Рис. 1.41

 Нанести на поверхность столешницы изящного белого столика букеты роз. Получится вполне достойный предмет мебели в стиле "Шебби-шик".

Материалы для работы в технике декупаж на дереве:

 

Цветочный декор с применением техники Декупаж

Рис.1.42

1.Перед началом работы очистите влажной тряпкой поверхность столешницы от пыли и возможных загрязнений, можно протереть спиртосодержащим раствором.

После того, как поверхность подготовлена, можно приступать к ее декорированию. Выберете цветочный мотив из бумажных салфеток или декупажных карт. Очень удобно, если выбранный цветочный орнамент можно будет легко вырезать ножницами по контуру. Если изображение содержит множество мелких деталей, можно вырезать рисунок"с припуском", т.е. с частью фона.

 Выбор цветочного сюжета

Рис.1.43

2.Размещение букетов на декорируемой поверхности столешницы, добиваясь наилучшего результата раскладки. После того, как используете клей ПВА или специальный клей-лак для декупажа, изменить приклеенную композицию без повреждения картинок не получится. Это можно сделать только в случае применения многоразового аэрозольного клея для декупажа.

 Можно использовать любой из предложенных ниже вариантов приклеивания изображений:

  • Клей наносится на декорируемую поверхность, затем изображение прикладывается и разглаживается (салфеточная техника);
  • Клей наносится на изнаночную сторону картинки (декупажные карты, тутовая бумага), изображение прикладывается и разглаживается;
  • Картинка прикладывается к основе, сверху на изображение наносится клей (салфеточная техника).
  • В случае использования клей-лака, повторное нанесения этого средства поверх подсохшей картинки надежно закрепит готовую работу.

 Использование клея для декупажа

Рис.1.44

3. После того, как все части цветочной композиции приклеены на свои места, необходимо закрепить работу.

Закрепление работы сводится к ее фиксации  при помощи нанесения обыкновенного прозрачного акрилового покрывного лака.  Можно также воспользоваться любыми отделочными аэрозольными лаками для достижения равномерного покрытия.

Для стиля "Шебби-шик"лучше всего подойдет матовый лак, который в отличие от глянцевого, не создаст эффекта новизны.

 Цветы заняли свое место на столешнице

Рис.1.45

Если добавить изделию золотистый налет старины, следует воспользоваться специально предназначенными для этого лаками. В этом случае понадобиться"Патинирующий лак", "Лак для придания картинам старого вида". На вид эти лаки имеют оттенок от золотистого до темно-бордового.
Если же описанного в первом пункте состаривания недостаточно, можно создать на лакированном покрытии эффект кракле, то есть сетку мелких трещинок. Такие трещинки легко получаются при использовании, так называемых, двухкомпонентных лаков для кракелюра от одного производителя.

3D ИЛИ ОБЪЕМНЫЙ ДЕКУПАЖ

Рис. 1.46                                                          Рис. 1.47

 Существуют специальные средства для объемной техники - это лак придающий объем или паста для создания объема PotchPlus 3-D Effekt (от Kreul).
Прозрачный лак на акриловой основе предназначен для получения объемного лакового покрытия. Наносится непосредственно из бутылочки с тонким наконечником. После высыхания (6-12 часов) лак становится блестящим и делает мотив объемным. Он прозрачен и водостоек.
ИзображениеИзображение Рис.1.48 Лаки, придающие объем.


Возможны еще несколько способов применения такого средства:

1)Наклеить салфетку или декупажную карту, а сверху нанести объемный лак, не только обрисовывая элементы, но и закрашивая внутри них, создавая объем. Т.е. если хотите сделать объемной "круглую "ягодку , то  необходимо добиться того, чтобы выдавленный из тюбика лак приобрел форму полусферы. Учитывайте, что при высыхании лак немного оседает. В результате будет выпуклая лаковая поверхность.
ИзображениеИзображение

Рис. 1.49 Декупажные карты


Можно приклеить второй слой салфетки (на котором еще видны контуры от рисунка) и таким же способом покрыть объемным средством, а после высыхания на эту объемную поверхность приклеить цветной слой салфетки. В результате будет другой эффект – не рельефный лак, а рельефный рисунок .

2) Второй способ с использованием пасты для моделирования (или соленого теста).
Вырезать мотив из салфетки, отделить цветной слой. Раскатать пласт из модельной массы, по размеру соответствующий мотиву, и приклеить на него салфетку. По контуру рисунка срезать ножом (скальпелем или чем еще) лишнюю массу и очень аккуратно  начнем выгибать придавая объемность, продавливаем рельефы. Сушим естественно, не ускоряя процесс. После высыхания можно подрисовать акрилом, подкрасить бока и прикрепить на задуманное место.
Изображение
Рис.1.50. Объемный декупаж  с помощью пасты для моделирования


Паста для моделирования на основе глины. (глина), например белая «Das» фирмы Fila (Италия).
Изображение

Рис. 1.51. Паста для моделирования на основе глины«Das» фирмы Fila (Италия).


Паста для моделирования изготовлена из натуральных компонентов. Мягкая, при лепке для придания формы можно использовать стеки, шпатели и другие инструменты. Паста имеет свойство засыхать на воздухе (1 см/сут.), поэтому неиспользованную пасту необходимо герметично закрыть. После застывания приобретает вид белой керамики, которую при желании можно раскрасить либо покрыть лаком.

.
Изображение

Рис 1.52 «Cernit» брикет.


Работать нужно чистыми руками на обезжиренной поверхности.
Все цвета (цвета бывают разные, даже есть прозрачные массы) великолепно смешиваются друг с другом. Гладкость придается пальцами, смоченными в холодной воде. Требует обжига: нагреть печь до 100-130*С, поместить объект на 5-30мин в зависимости от размера. Перед обжигом следует охладить объект.
«Cernit» сильно твердеет. Его можно сверлить и обрабатывать.
ИзображениеИзображение

Рис.1.53.Пластик самоотверждающийся. (обычный и облегченный).


Для моделирования детьми и профессиональными скульпторами. Законченная модель отвердевает на воздухе за 24 ч. Возможно вносить изменения в модель в течение 2 ч после начала моделирования. Пластик легко обрабатывается резцом после высыхания.



Изображение

Рис.1.54 Пластик для моделирования

3) Третий способ. Понадобится лак спрей и салфетка.
Салфетку положить на гладкую поверхность (пластик, стекло) и, не расслаивая, сбрызнуть лаком с одной стороны, слои слипнутся, дать высохнуть, сбрызнуть с другой стороны и так несколько раз, но каждый следующий только после высыхания предыдущего. До тех пор, пока салфетка не будет выглядеть как прорезиненная. После этого вырезать мотив и придать ему объем, выдавливая аккуратно с обратной стороны и делая его выпуклым. Приклеить мотивы и покрываем лаком.
4) Понадобится несколько одинаковых мотивов из салфеток или специальная декупажная карта, двухсторонний скотч и, например, картон.
Изображение Рис. 1.55 Объемный декупаж

Вырезать и приклеить выбранный мотив. Потом на картон приклеить то, что будет чуть поближе и вырезать, приклеить на изначальную картинку точно попадая в контур. Далее приклеить на картон то, что будет еще ближе, вырезать и приклеить на основную картинку и так слой за слоем получаем объем.
Вот пример специальной 3D декупажной карты:
Изображение

Рис.1.56 Декупажная карта 3 D

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕКУПАЖ

Художественный декупаж - это определенный вид в декупажа, в котором вырезанная фигура из салфетки или декупажной карты сливается с фоном декорируемого объекта.
В работе выполненной в такой технике практически невозможно угадать границу перехода от салфетки к фону.
Этот вид декупажа очень красивый и гармоничный.
В этой технике также можно выделить такую типологию:
1) С продолжением цвета.
2) С воссозданием среды.
3) С тенями.
С продолжением цвета.
Для смешения вырезанной фигуры с фоном используются те же цвета, что и на фрагменте. Это можно выполнить с помощью акриловых красок, замедлителя для акрила или же пастелью. Часто эту технику называют цветной дымкой.
Изображение

Рис. 1.59.  Художественный декупаж с  продолжением цвета.


С воссозданием среды.
Данная техника подразумевает под собой включение вырезанных объектов в естественную среду в которой бы они могли находится. Например, растения и кустарники, цветы можно разместить на зеленом фоне - лужайке. Фигуры людей в помещении и т.д... Т.е. фон создается от руки.
Изображение

Рис. 1.60. Художественный декупаж с воссозданием среды
С тенями.
Для того, чтобы передать большую глубину и трехмерность объекту необходимо его затенить.
Это может быть сделано до приклеивания бумаги. Нужно наметить карандашом границы объекта. Чтобы получить приятный эффект следует использовать разбавленные цвета серой, коричневой, черной и серо-зеленой гаммы.
Следует начинать с более разбавленного цвета затемняя (не равномерно в некоторых местах) к фигуре, что увеличивает эффект глубины. [11]
Изображение

Рис.1.61.  Художественный декупаж с тенями.

ДЕКУПАЖ НА СВЕЧЕ

Рис. 1.62

Материалы для работы в технике декупаж на свече:
Белая свеча без декора, декупажная салфетка, контуры, контурная паста с глиттерами, металлическая ложка, огонь (газовая плита, зажигалка)

Рис. 1.63

1.Вырезать изображение.

Декорировать в салфеточной технике  можно обыкновенную свечу, придавая ей загадочный восточный вид. Для основного узора нужна декупажная салфетка с изображением китайского дракона.
Вырезать салфеточный мотив, оставить только верхний бумажный слой с рисунком.

Рис. 1.64

2. Создать композицию.

Для начала работы с воском лучше всего выбрать толстую свечу светлого оттенка. Работать удобно с небольшими изображениями, вплавляя их в свечу постепенно, один за другим. Свеча оказалась довольно изящной, поэтому можно просто обернуть ее одним куском салфетки, красочным рисунком наружу.
На стыках края бумаги подрезать, согласуясь с рисунком, нижнюю часть подогнуть.

Рис.1.65

3. Нагреть ложку и приложить к свече.

Зажечь огонь (зажигалки или газовой плиты), нагреть металлическую ложку в течение пары минут. Выпуклой стороной горячей ложки провести по бумажному изображению, под которым начнет плавиться воск. От поверхности свечи даже может пойти пар.
Снова нагреть ложку и повторять процесс, двигаясь по салфеточному мотиву дальше. Декоративный рисунок на глазах вплавляется в свечу, на поверхности образуется новый восковой слой.

Рис. 1.66

4.Декорирование свечи с помощью контуров для свечи.

Воск застывает довольно быстро, поэтому  практически сразу получаем готовую работу. Однако, в процессе вплавления тонкой салфеточной бумаги в поверхность свечи светлые участки изображения могут слегка пожухнуть.
Чтобы придать изображению яркий декоративный вид, используем контуры для свечей.

Рис 1.67

Нужно нанести краску на потускневший орнамент, стараясь повторить контуры или поддержать общий стиль. Контурная паста застывает не сразу, поэтому оставляем готовую работу подсыхать на пару часов.

Рис. 1.68

Для  продолжения декора  можно использовать китайские иероглифы. Иероглиф наносится также при помощи объёмной контурной краски.

Рис.1.69


После вырезания нужно оставить у салфетки только верхний слой с рисунком. Приклеивать рисунок лучше всего на белый или светлый фон, тогда мотив будет ярким и красивым.

Для декупажа на свечах можно использовать также и специально предназначенный для этого прозрачный клей для декупажа на свечах.

В процессе нагревания ложки может появиться копоть на металлической поверхности ложки. Чтобы при плавления воска не загрязнить салфеточный мотив, нужно периодически проверять нижнюю часть ложки и протирать при необходимости тряпкой.
Обязательно нужно соблюдать технику безопасности при работе с огнем и горячими предметами.
Перед началом работы с объёмными контурами их нужно хорошенько встряхнуть, а затем выдавить несколько капель состава на бумагу. Лишняя влага выйдет и можно приступать к декору.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Предмет для декорирования
  2. Салфетки или декупажные карты
  3. Клей для декупажа
  4. Ножницы
  5. Клеенка
  6. Кисти
  7. Контуры для декупажа
  8. Лак декупажный
  9. Краски
  10. Примеры готовых работ
  11. Дидактический комплекс

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Патриция Черутти «Декупаж. Декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров.»2008 г.
  2. Хильда Стокс «Объемный декупаж. Проекты для начинающих», 2007 г.
  3. Ольга Вешкина «Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества».  Эксмо, 2008 г.
  4. Рима Айдиете. «Магия декупажа». Эксмо, 2010 г.
  5. Барбара Алдрованди. «Декупаж. Приёмы. Материалы. Техники».Контэнт, 2011 г.
  6. А. Зайцева. «Декупаж по стеклу и керамике».Эксмо, 2010 г.
  7. Н. Н. Севостьянова. «Декупаж. Лучшие советы».АСТ, Астрель, 2011 г.
  8. Светлана Юсель.  «Декупаж. Самая полная энциклопедия».АСТ-Пресс Книга, 2011 г.