Рабочая программа по робототехнике (ускоренный курс)

Автор: Ларенков Валерий Васильевич

Дата публикации: 06.10.2016

Номер материала: 2914

Рабочие программы
Дополнительное образование
Без класса

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования администрации  муниципального образования

«Гусевский городской округ»

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр дополнительного образования детей

«Детско-юношеский спортивно-творческий центр»

238050 г. Гусев Калининградской области, ул. З. Космодемьянской, 27

телефон / факс 8(40143) 3-43-28     e-mail gusev-centr@rambler.ru   сайт  http://дюстц.рф/

   

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________    

«        »  ____________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Робототехника»

(технической направленности)

для детей 10 – 15 лет

Ускоренный курс 72 часа

Программу составил:

Ларенков Валерий Васильевич

Педагог дополнительного    образования

                                                                                                 

     

г. Гусев

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

        Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

        На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab,  NXT-G. Данная программа реализуется в технической направленности.

Прогнозируемые результаты

К концу курса обучающиеся должны:

- обучающиеся овладеют знаниями, навыками и умениями технических приемов и технологий для их использования в творческой деятельности и в выборе будущей профессии.

- смогут применить творческие возможности в области техники, обусловленные личностным потенциалом ребенка;

- научатся свободно владеть специфическими понятиями, атрибутами, терминами; 
-  сформируется эмоционально - волевое отношение к познанию, постоянное стремление к активной деятельности (трудолюбие); 
-  выработается бережное отношение к технологической среде и окружающей природе 

 - сформируется представление о будущем профессиональном выборе; 

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с конструктором, пластмассой и др.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; собирать узлы и целые конструкции, пользуясь инструкционными чертежами и схемами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая моторика рук и глазомер;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УСКОРЕННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Самоподго-товка

В том числе:

теоретические

практические

         Раздел 1. Вводное занятие        2                            2                  -

1.1

Вводное занятие (в том числе техника безопасности). Знакомство. Обсуждение плана работы.

       2

-

  2

-

Раздел 2. Робототехника для

 начинающих, базовый уровень                           8                                           4                  4

2.1

Основы робототехники.

2

-

1

1

2.2

Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

2

-

1

1

2.3

Органы управления и дисплей NXT.

2

-

1

1

2.4

Изучение состава конструктора NXT 2.0

2

-

1

1

Раздел 3. Технология NXT.                                    8                                          4                          4

3.1

О технологии NXT. Установка батарей.  Главное меню. NXT - «мозг» робота MINDSTORMS.

2

-

 1

1

3.2

Сенсор цвета и цветная подсветка. Сенсор нажатия. Ультразвуковой сенсор.

4

-

1

3

3.3

Интерактивные сервомоторы. Использование  Bluetooth как системы связи.

2

-

1

1

Раздел 4. Знакомство с конструктором.    8                                          2                   8

4.1

Твой конструктор (состав, возможности).

2

-

0,5

1,5

4.2

Основные детали (название и назначение).  

2

-

0,5

1,5

4.3

Датчики (назначение, единицы измерения).

2

-

0,5

1,5

4.4

Двигатели.

2

-

0,5

1,5

Раздел 5. Начало работы с                                     8                                          2                   6

 конструктором.          

5.1

Включение-выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, меню.

2

-

1

1

5.2

Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT

2

-

-

2

5.3

Мотор. Датчик освещенности. Датчик звука. Датчик касания.  Ультразвуковой датчик.

2

-

1

1

5.4

Структура меню NXT. Снятие показаний с датчиков (view).

2

-

-

2

Раздел 6. Программное обеспечение            8        2                  6

 NXT

6.1

Палитра программирования. Контроллер. Редактор звука. Редактор изображения.

2

-

-

2

6.2

Дистанционное управление. Установка связи с NXT.  USB. BT. Загрузка программы.  Запуск программы на NXT. Память NXT: просмотр и очистка.

2

-

1

1

6.3

Структура языка программирования NXT-G.

2

1

1

6.4

Моя первая программа (составление простых программ на движение).

2

-

2

Раздел 7. Первая модель.           8        2                  6

7.1

Сборка модели по технологическим картам. Первую модель собираем ShooterBot

4

         

        1

       

        3

7.2

Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ).

4

        1

       3

Раздел 8. Модели с датчиками.                    10                                        1                    9

6.4

Сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам

10

1

9

Раздел 9. Составление программ                         10                                        5                    5

9.1

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

2

1

1

9.2

Основы программирования. Программные блоки.

2

1

1

9.3

Определение роботом расстояния до препятствия. Обнаружение препятствия с помощью датчика касания.

2

1

1

9.4

Использование дисплея NXT.

2

1

1

9.5

Движение вперед, назад, с ускорением. Движение вдоль линии.

2

1

1

Раздел 11. Итоговое занятие.           2        2                 -

10.1

Анализ выполненной работы. Коллективное обсуждение качества изготовленных моделей. Подведение итогов.

2

        2

       -

Раздел 12. Каникулярный период                       32                  32        -                  -

11.1

Самостоятельное изучение книги « Робототехника для детей и родителей » С.А.Филиппов, изд. «НАУКА» 2013г. Используя ресурсы интернета подобрать понравившуюся модель робота для дальнейшей сборки,  написать к нему программу. Написание программ под конкретную модель робота на выбор, для последующей обкатки её на реальной модели.

32

32

-

-

Итого часов:

104

32

26

46


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УСКОРЕННОГО КУРСА

№ п/п

Тема

Основное содержание

Основные формы

работы

 

Средства обучения и воспитания

Форма подведения итогов

                                                                                 Раздел 1. Вводное занятие.

1.

Вводное занятие

Знакомство с каждым учеником, его интересами и увлечениями. Инструктаж по технике безопасности и нормам САНПиН при работе за компьютером. Обсуждение плана работы.

Закрепление новых знаний и способов действий

Словесный (беседа, объяснение), практический (демонстрация, изучение), наглядный (ознакомление с таблицами по ТБ), самоконтроль.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Раздел 2.

Робототехника для начинающих, базовый уровень

2.

3.

4.

5.

Основы робототехники.

Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

Органы управления и дисплей NXT.

Изучение состава конструктора NXT 2.0

Получим представление о микропроцессорном блоке NXT, являющимся мозгом конструктора LEGO Mindstorms. Целью занятия является подготовка NXT к дальнейшей работе.

Начнем рассмотрение датчиков NXT c датчика касания. Рассмотрим его параметры и применение. Ультразвуковой датчик. Конструкция, характеристики и особенности применения.

Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды.

Сервомотор NXT. Датчики от NXT.

Мы рассмотрим также часто встречающиеся проблемы при работе с NXT и способы их устранения.

Темой этого занятия станет ультразвуковой датчик. Вы познакомитесь с его конструкцией, характеристиками и особенностями применения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Словесный (обсуждение, объяснение, рекомендация, совет), практический (выполнение самостоятельной практической работы,

Словесный(обсуждение, объяснение, рекомендация, совет), практический (выполнение самостоятельной практической работы,

Практическая работа

Практическая работа

Раздел 3. Технология NXT.

                                   

6.

7.

8.

9.

О технологии NXT. Установка батарей.  Главное меню. NXT - «мозг» робота MINDSTORMS.

Сенсор цвета и цветная подсветка. Сенсор нажатия. Ультразвуковой сенсор.

 

Интерактивные сервомоторы. Использование  Bluetooth как системы связи.

Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды.

Темой этих занятия станет ультразвуковой датчик, датчик света или освещённости, датчик звука, датчик нажатия.

 Изучение устройства сервомоторов, принцип работы. Изучение и использование  Bluetooth как системы связи. Знакомство с конструкцией, характеристиками и особенностями применения.

Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Практический (выполнение самостоятельной практической работы)

Практический (выполнение самостоятельной практической работы)

Практическая работа

Практическая работа

Раздел 4. Знакомство с конструктором. 

10.

11.

12.

13.

Твой конструктор (состав, возможности).

Микрокомпьютер NXT. чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth и USB подключений

Основные детали (название и назначение)

Датчики (назначение, единицы измерения).

Двигатели. Аккумулятор (зарядка, использование).

Важным преимуществом NXT является наличие графического дисплея, который можно использовать в NXT-G программах. Для вывода текстовой или графической информации можно использовать блок дисплей. На этом занятии учащиеся научится не только выводить информацию на дисплей, но и создавать простейшую анимацию.

Органы управления и дисплей NXT. Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды. Мы попробуем запрограммировать простую модель, используя встроенный в NXT редактор.

Изучение возможностей и параметров датчиков.

Изучение возможностей двигателей в составе сервоприводов

 

Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Практический (выполнение самостоятельной практической работы)

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Раздел 5. Начало работы с конструктором. 

   

14.

15.

16.

17.

Включение-выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, меню.

Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT

Мотор. Датчик освещенности. Датчик звука. Датчик касания.  Ультразвуковой датчик.

Структура меню NXT. Снятие показаний с датчиков (view).

Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды.

Изучение портов, подключение, прокладка кабелей.

Начнем рассмотрение датчиков NXT c датчика касания. Рассмотрим его параметры и применение. Ультразвуковой датчик. Конструкция, характеристики и особенности применения.

Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды. Мы попробуем запрограммировать простую модель, используя встроенный в NXT редактор.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Практический (выполнение самостоятельной практической работы)

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

                                                                                   Раздел 6.  Программное обеспечение NXT

18.

19.

20.

21.

Интерфейс программного обеспечения. Палитра программирования. Панель настроек. Контроллер. Редактор звука. Редактор изображения.

Дистанционное управление. Установка связи с NXT.  USB. Запуск программы на NXT. Память NXT: просмотр и очистка.

Структура языка программирования NXT-G.

Моя первая программа (составление простых программ на движение).

Предметом данного занятия является работа с NXT, его меню и основные команды. Мы попробуем запрограммировать простую модель, используя встроенный в NXT редактор.

Первый программный блок, изучаемый в рамках данного курса - это блок звук. С его помощью NXT может проигрывать звуковые файлы или мелодии. Учащиеся получат первые навыки по написанию, загрузке и выполнению программ, диагностике и управлению NXT. А также самостоятельно попробуют запрограммировать и сыграть на NXT какую-нибудь мелодию.

Познакомимся  с основным средством для программирования роботов на основе NXT, ее интерфейсом, основными инструментами и командами.

Материал занятия даст  общее представление о принципах программирования роботов на языке NXT-G, о тех кирпичиках - программных блоках, из которых строятся программы графической среды Mindstorms Edu NXT.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

                                                                                     

                                                                                            Раздел 7.  Первая модель.

22.

23.

24.25.

Сборка моделей по технологическим картам. Первую модель собираем ShooterBot

Составление простой программы для созданных моделей

Самостоятельная сборка моделей.

Обучающимся предстоит освоить управление роботом с помощью блока движение. Будем программировать робота на движение змейкой или по спирали.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

                                                                                    Раздел 8.  Модели с датчиками.

26.

27.

28.

29.

30.

Сборка различных роботов на основе базовых моделей.

Робот – исследователь

Робот – сумоист

Робот – следующий по линии

Робот - охранник

Составление программ для собранных роботов

Подсоединение, работа, настройка датчиков. Виды и типы существующих датчиков

Ультразвуковой датчик. Конструкция, характеристики и особенности применения.

Датчик цвета (освещённости). Познакомимся с его конструкцией, характеристиками и особенностями применения.

Познакомимся с роботом, снабженным ультразвуковым локатором - датчиком, с помощью которого можно определять расстояния до предметов. В программе за это будет отвечать блок "жди расстояния".

Пробуем менять задания роботам по нашим требованиям

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

 

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Соревнования между однотипными роботами.

                                                                                    Раздел 9.  Составление программ.

31.

32.

33.

 34.

35.

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

Основы программирования. Программные блоки.

Повторение действий.

Определение роботом расстояния до препятствия. Обнаружение препятствия с помощью датчика касания.

Использование ультразвукового датчика.

Движение вперед, назад, с ускорением. Движение вдоль линии.

Соревнования: учитывая, что при конструировании робота из данного набора  существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ предложенных  в инструкции и описании конструктора.

Теперь мы попробуем снабдить нашего робота зрением, для чего воспользуемся датчиком касания. Обнаружение препятствия с помощью датчика касания.

Мы научим робота определять препятствия спереди и сзади с помощью двух датчиков - датчика касания и ультразвукового датчика. Определение роботом расстояния до препятствия.

Научим робота двигаться вдоль линии, совершая повороты по кривой.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности, практическая работа.

Словесный (беседа, объяснение, характеристика), практический (демонстрация, эксперимент), наглядный (лабораторное оборудование, контроль и самоконтроль.

Фронтальная беседа  по пройденному материалу.

Практическая работа

Соревнования между однотипными роботами.

                                                                                                             

                                                                                         Раздел 10 .  Итоговое занятие.

 36.

Анализ выполненной работы за год. Коллективное обсуждение качества изготовленных моделей, отбор лучших на итоговую выставку. Подведение итогов.

Анализ выполненной работы за год. Коллективное обсуждение качества изготовленных роботизированных моделей, отбор лучших на итоговую выставку. Подведение итогов.

Учебное занятие по контролю и оценке

Словесный (рассказ, обсуждение)

«Наши лучшие работы», анализ и самоанализ работ, творческий отчет.

Раздел 8. Каникулярный период

37.

Самостоятельное изучение книги « Робототехника для детей и родителей » С.А.Филиппов, изд. «НАУКА» 2013г. Используя ресурсы интернета подобрать понравившуюся модель робота для дальнейшей сборки,  написать к нему программу. Написание программ под конкретную модель робота на выбор, для последующей обкатки её на реальной модели.

Анализ выполненной работы за изученный курс. Самоанализ.

Самоконтроль

 

Самоконтроль


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ

  Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

-   электронные учебники;

- экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике);

- видео ролики;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;

- мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии;

По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

       При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы: 

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий); 

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

 - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); 

-   стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);

  В программе предусмотрены три уровня освоения программы: 
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности; 

углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности; 

профессионально-ориентированный – предусматривающий достижение высокого уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования.

      Успешность реализации программы в значительной степени зависит от материально-технического обеспечения:

-  помещение – учебный класс-лаборатория не менее 50 м2 инвентарь для уборки, огнетушитель;

- техническое обеспечение – персональные компьютеры (ноутбуки) с программным обеспечением NXT2.0, EV3. Наборы конструкторов Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547(9797), EV-3, ресурсные наборы.  Методическая литература, чертежи, схемы сборок.        

                                       

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Наименование мероприятия

Срок проведения

Государственно-общественные формы работы

1.

Выбор родительского комитета.

Традиционные формы работы

2.

Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением».

3.

Интерактивные формы работы

4.

Анкетирование родителей на выявление запросов

5.

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

6.

Посещение на дому

По мере необходимости в течение учебного периода

7.

Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка»

По отдельному плану организации

8.

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Просветительская работа

9.

Разработка буклета о работе творческого объединения

В любой время на усмотрение педагога

10.

Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей

В течение учебного периода.

11.

Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы)

В течение учебного периода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                         ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
  5. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
  7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Литература для педагогов:

  1. Аляев Ю.А. Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.-2002. [электронный ресурс] (http://www.booksgid.com/programmer/3714algoritmizacija-i-jazyki.html).
  2. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. -М.: МПСИ, 2006. - 312с.
  3. Бишоп О. Настольная книга разработчика роботов. - К.: "МК-Пресс", СПб.: "КОРОНА-ВЕК", 2010. [электронный ресурс] http://smps.h18.ru/robot.html
  4. Вортников С.А. «РОБОТОТЕХНИКА» Издательство МГТУ. «Информационные устройства робототехнических систем».
  5. Ермолаева М.В.  Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 304с.
  6. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» метод.пособие, Под ред. А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.
  7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. МИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с. [электронный ресурс] (http://www.studfiles.ru)
  9. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.
  10.  Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.
  11.  Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.
  12.  Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 512с.
  13.  М. Предко «123 эксперимента по робототехнике» / М. Предко; пер. с англ. В. П. Попова. - М.: НТ Пресс, 2007. [электронный ресурс] http://smps.h18.ru/robot.html
  14.  Симонович С. «Занимательное программирование Visual Basic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – М.: «АСТ-Пресс Книга», 2001. [электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/711098/
  15.  Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т./ Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. –  Т.2. -456с.
  16.  Филипов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.
  17.  Юревич Е.И. Основы робототехники. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. [электронный ресурс]  http://smps.h18.ru/robot.html
  18. http://edurobots.ru/
  19. http://www.mindstorms.su/
  20. http://www.prorobot.ru/lego.php
  21. http://www.servodroid.ru/
  22. educatalog.ru - каталог образовательных сайтов

Литература для детей:

  1. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.
  2. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» методическое пособие, под ред. А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.
  3. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.
  4. http://edurobots.ru/
  5. http://www.mindstorms.su/
  6. http://www.prorobot.ru/lego.php
  7. http://www.servodroid.ru/
  8. educatalog.ru - каталог образовательных сайтов