Опыт работы на тему: "Развитие мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда"

Автор: Жихарева Ольга Сергеевна

Дата публикации: 17.10.2016

Номер материала: 3013

Прочие методические материалы
Изобразительное искусство, Художественно-эстетическое развитие
Без класса

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №4

ОПЫТ  РАБОТЫ

Тема: «Развитие мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда»

Выполнена

воспитателем

 Жихаревой Ольгой Сергеевной

Ефремов    2016г 

Введение

Проблема формирования умений подготовки руки к школе у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых к школьной готовности детей.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. К 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. И.М. Сеченов утверждал, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мыслительными изменениями в процессе сективного взаимодействия со средой. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования А.А. Сеченова, В.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления детей. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Согласно данным психологов и физиологов, у  многих детей старшего дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Пальцы детей малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Одним из  наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста являются занятия ручным и художественным трудом. Художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полученные и эстетически значимые предметы и вещи. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.

Это определило тему моей работы - «Развитие мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда».

Строя свою работу, я поставила перед собой задачи:

  • определить виды ручного и художественного труда, в наибольшей степени позволяющие осуществлять разнообразные действия кистями и пальцами рук, их зрительно-моторную координацию;
  • определить и органично вписать в педагогический процесс формы организации ручного и художественного труда, направленные на развитие мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста;
  • определить этапы развития мелкой моторики кисти руки в процессе совершения разнообразных движений и определить его особенности у детей дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда;
  • разработать серию заданий, учитывающая этапы развития мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда и определена их последовательность в предъявлении детям;
  • подобрать методы и приемы руководства ручным и художественным трудом, акцентирующие работу по развитию мелкой моторики кисти руки;
  • учитывать темп индивидуального продвижения каждого ребенка в развитии мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда.

          В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

           Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным  и художественным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

             Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Новизна и отличительная особенность моей работы по развитию мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.


Глава 1. Теоретические основы развития моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда

1.1. Исследование проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов

Исследование проблемы развития мелкой моторики кисти руки происходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка, моторики руки. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как «специфический человеческий орган» [55, с. 60].

Еще в глубокой древности была замечена ярко выраженная энергоемкость кистей рук. Известно, что по сравнению с другими частями тела кисти рук человека обладают хорошо развитой системой соответствия, которая поддерживает необходимый и достаточный уровень здоровья [10, с. 49]. 

В конце ΙΧΧ века появляется стройная концепция унаследования характеристик ручной умелости человеком в рамках исследований психофизической школы. В этот же период появляется исследование И. М. Сеченова, подвергающее критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он утверждал, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мыслительными изменениями в процессе сективного взаимодействия со средой. Эта концепция не потеряла своего значения и сегодня [53, с. 27]. Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистякова показали, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинетического чувства положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган [32, с. 109].

Из анализа психолого-педагогической литературы следует: моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [52, с. 19]. 

Вопросом изучения закономерностей развития мелкой моторики у дошкольников занимались Т.Н.Андриевская, Г.В.Беззубцева, О.В.Бачина, М.М.Кольцова, Н.Ф. Коробова. По  умелости детской руки специалисты  на основе современных исследований делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. Начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют  три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов  энергии (и для самих мышц и  для других органов). Если ребёнок  трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать [6,40].

        Уже в раннем детстве, как выявил Ф. Н. Шемякин, двигательные функции руки развиваются в единстве с ее сенсорными функциями. На протяжении раннего и дошкольного детства интенсивно развивается проприоцептивная чувствительность, играющая важную роль в регуляции движения. Вместе с тем развивается и тактильная чувствительность, позволяющая ребенку все более точно приурочивать моторные функции к предметным условиям действия. Глаз (как орган зрения, анализатор), выступающий в начале роли лишь инициатора движений, начинает принимать все более деятельное участие в управлении ими по ходу действия. В результате работы всех этих афферентных систем у ребенка складываются образы осуществляемых им движений, а так же условий, в которых они должны быть выполнены. В полной мере это относится к овладению ребенком орудийными действиями.

Поскольку человеческие орудия и способы их употребления имеют общественное происхождение, они предстоят перед ребенком как объекты усвоения, как то, чем он должен владеть в процессе развития. Овладение орудийными операциями представляет собой длительный и сложный процесс. Цитируется по [34, с. 51]. Исследования А. В. Запорожца показали динамику развития орудийных действий. Движения руки ребенка, вследствие образования соответствующих кинестетическо – тактильно – зрительных связей, все более точно приурочиваются к местоположению, размеру, весу и форме предмета. Такое приурочивание первоначально осуществляется с помощью тактильно – кинетической афферентации. На этой стадии ребенок видоизменяет положение кисти и пальцев, сообразуясь со свойствами предметов лишь тогда, когда соприкасается с ними.

В дальнейшем все возрастающую роль в хватательных движениях приобретает зрительная сигнализация. Теперь задолго до того, как видимый предмет будет схвачен, кисть и пальцы ребенка принимают положение, соответствующие особенностям этого предмета. Позднее сложившиеся системы движений связываются с обозначающими их словами и начинают совершаться по словесной инструкции даже в отсутствие предметных условий. Таким образом происходит развитие первых произвольных движений ребенка в процессе ручных операций, совершаемых с окружающими предметами.

Поскольку понятия «произвольные движения» и «ручные операции» часто не различаются, а такое неразличение делает приведенное выше положение тавтологическим, А.В. Запорожецем внесено разъяснение. Под «движениями» следует понимать изменение отдельных звеньев руки относительно друг друга и прилегающих частей тела (сгибание, разгибание, приведение, отведение, ротация и т.д.). В отличие от этого «операции»  характеризуются  движениями руки как  естественного  орудия  в  отношении внешнего предмета (различные формы  захватывания предмета, его отстранение, перемещение в пространстве, деформация и т. д.). Хотя конкретная операция может осуществляться с помощью лишь соответствующих движений руки,  однако между самими операциями нет однозначных отношений и одна и та же операция может производиться путем различных и даже противоположных по характеру движений. Таким образом, влияния на произвольные движения предметных условий деятельности (в частности, применяемых в ней естественных и искусственных орудий) опосредовано характером и внутренней механикой операций, в состав которых эти движения входят. Практика ручных операций вместе с практикой перемещения в пространстве приходит не только к образованию частных сенсорных комплексов, отражающих особенности отдельных моторных актов и специальных условий их осуществления, но и к формированию «сенсорных тезисов» несравненно большей широты и степени обобщенности, в основе которых лежат сложнейшие системы межанализаторных связей. При этом координация движений понимается как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами – превращение его в управляемую систему [34, с. 51].

Старший дошкольный возраст – это тот возрастной период, когда у ребенка осуществляется активная смена деятельности, не только при работе с какими-либо предметами или действиями, но и сопоставление процесса мышления с процессом действия, а также способность управлять своими действиями. Л.Павловой указывается, что «в этот возрастной период продолжается активное овладение собственным телом, координацией движений и действий. Помимо общей двигательной активности и освоения действий идет развитие тонких движений руки» [45, с. 27]. Зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за движением кисти руки, посылая сигнал об этом в центр головного мозга, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Дети с инертным процессом возбуждения с трудом выполняют равномерные движения, переходят от быстрого темпа к медленному и наоборот. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработки ее динамических функций, что в дошкольном возрасте сформировано не в полной мере. Таким образом, характер выполнения индивидом различных двигательных актов отражает функциональное состояние и зрелость моторной зоны коры головного мозга.

Сенсомоторная координация рук обеспечивается следующими механизмами. Чувствительность пальцев. Она дает возможность узнавать предмет, определять его признаки, приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами. Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивает их качества, дает возможность планировать захват предмета и действия с ним. Регуляция тонуса и сокращения мышц дает возможность выполнять точные и быстрые движения. Двигательная память позволяет автоматизировать навыки.

Между шестью и десятью годами окончательного анатомического созревания двигательных механизмов у детей совершенствуются координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В течение всей жизни ребенок продолжает пополнять свой психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации. В совершении движений центральная нервная система осуществляет ряд непрерывных координаций. Поскольку координация является центральным звеном движений, она обеспечивает точность, соразмерность и плавность выполнения движений. Координация движения формируется постепенно. Темп движения зависит от индивидуальных особенностей личности. Умение быстро переходить от одного темпа к другому связанно с подвижностью нервных процессов [18, с.29].

1.2. Средства развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Специалистами, занимающимися проблемами развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, предлагается для этого ряд средств.

Т.В.Фадеева, Л.П.Савина, С.О.Ермакова, М.С.Воронцова, И.Светлова считают, что эффективным средством для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики», «Улей», «Капустка», «Домик», «Замок», «Пять пальцев», «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку». В старших группах - «Прикосновение», «Лепим добрую и нежную руку». Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением: «Что такое большой палец?», «Большой палец встречает большой палец»  [21, 52, 59].

 Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, М.П. Денисовой, М.Ю. Кистяковской указывается, что формирование  навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами, ниткопись. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться [54, с. 59].

Изобразительная деятельность, как считает И.А. Грошенков, требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет ребенка подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями [60, с.154].

М. Монтессори, И.С. Лопухина, А.С. Герасимова как средство развития мелкой моторики кисти руки предлагаются игровые упражнения с дидактическими пособиями. К их числу относится множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек, которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками [62, 33].

Результаты исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, В.Т.Кудрявцева, Н.Н.Поддьякова, Н.В. Ветлугиной, Е. А. Флериной и др. показали, что одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста является ручной и художественный труд. Ручной и  художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта [15, 34, 49].

Художественно – трудовая деятельность представляет собой синтез трудового воспитания и художественной трудовой деятельности, является продолжением изобразительной деятельности. Вся работа на занятиях ручным и художественным трудом носит целенаправленный характер. Обучение этому виду деятельности предусматривает различные виды ручного и художественного труда:

  • работа с природными материалами: дети учатся путем соединения различных материалов (желудей, шишек, листьев, плодов липы, ясеня, хвои сосны и ели, скорлупы грецкого ореха, сухой травы изготавливают поделки, которые в дальнейшем дарят родителям, друзьям, которыми украшают помещение группы;
  • работа с тканью и нитками:  дети упражняются в изготовлении аппликации из ткани, изготавливают из ниток закладки, кисточки для кукольных головных уборов, делают бантики, плетут косички;
  • работа с бумагой, оригами, плетение: дети путем вырезания, складывания, склеивания, закручивания, конструирования из бумаги создают интересные игрушки, поделки для игры с водой, ветром, оформления помещения к праздникам.

Все эти задания способствуют формированию психических функций: внимания, воображения, мышления, стимулируют развитие речи, дифференцируют движения рук и пальцев, нормализуют взаимодействие речи и деятельности [25, с. 7].

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор,  вплести их между надрезов основной части коврика. Это регулирует силу мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги. Это развивает координацию, дифференцированность и согласованность движений пальцев и кисти рук [62, с.190].

В исследовании З.А. Богатеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Воспитатель организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняют их назначение, знакомятся с образцами вышивок [11, с.4].

В ручном художественном труде существуют общественно сложившиеся способы употребления орудий, или, иначе говоря, орудийные операции, отличаются рядом специфических особенностей. Исследования Н. А. Бернштейна показали, что орудийные операции – это сложные динамические системы, в которых движения орудия в отношении обрабатываемого материала составляет ведущее звено, подчиняющее себе обслуживающие его движения руки. Поскольку человеческие орудия и способы их употребления имеют общественное происхождение, они предстоят перед ребенком как объекты усвоения, как то, чем он должен овладеть в процессе развития. Как показано в исследованиях А.Е.Туровской, освоение орудийных операций длительный и сложный процесс. Овладение предметными манипуляциями создает у ребенка необходимую основу для усвоения их словесных заменителей и придает последним более точное и определенное значение [9, 43,34]. В тоже время вербализация, озвучивание манипуляций, способствует их дальнейшей дифференциации  и позволяет в последствии, вызывать второсигнально, что является уже признаком относительно высокого уровня произвольности. Описанные формы манипулирования предметами ребенок усваивает путем подражания и в результате собственной практики. Т.О.Гиневской указывается, что уровень овладения орудийными операциями зависит не только от возраста ребенка, но в первую очередь от накопленного им практического опыта, что позволяет выделить конкретные стадии:

  • предварительного овладения операцией;
  • практического овладения операцией;
  • совершенствования операции.

Одну из наиболее важных черт психологической характеристики процесса автоматизации выделил Е. В. Гурьянов. Он первым указал на то, что в ходе формирования сложных навыков разрозненные ранее задачи объединяются в одну общую задачу, а разрозненные ране действия, каждое из которых совершалось по особому поводу, объединяются в единую систему действий, совершаемых по единичному поводу. Как показали дальнейшие исследования специфики формирования орудийной операции, усовершенствование навыка в процессе автоматизации заключается в высшем синтезе, объединении входящих в его состав двигательных компонентов на основе отражения наиболее существенных условий выполняемого действия. Выход ребенка на стадию автоматизации действий свидетельствует о высоком уровне развития мелкой моторики кисти руки [34, с.52].

1.3. Педагогические условия развития мелкой моторики кисти руки у детей в процессе ручного и художественного труда

Анализ работ Н.Ф.Коробовой,  И. А. Лыковой и др. позволяет выявить ряд педагогических условий, способствующих развитию мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда [6,34].

Первым условием является определение видов ручного и художественного труда, в наибольшей степени позволяющих осуществлять разнообразные действия кистями и пальцами рук, их зрительно-моторную координацию. Анализ исследований И. А. Лыковой, Т.И. Тарабариной, Л.В. Куцаковой, Л.А. Парамоновой и др. позволил отнести к их числу оригами, плетение из бумажных полос, выполнение поделок из природного материала, выполнение поделок из ткани [31,34].

Работа с бумагой, оригами, плетение способствуют развитию точных движений пальцев и кистей рук. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок и условные обозначения. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Работая с бумагой, ребенку необходимо точно совмещать стороны и углы заготовок, регулировать силу нажима пальцев, координировать движения двух рук [48].

Обучение умению изготавливать предметы и игрушки из природного материала (желудей, каштанов, шишек, скорлупы грецких орехов) и из использованных предметов (коробок, катушек и пр.) тесно связано с конструированием. Л.А.Парамонова обосновывает целесообразность такой работы с целью формирования навыков конструирования, разрабатывает методику обучения этим умениям, направленную на формирование у детей творчества. Особое внимание, по ее мнению, следует уделять приемам обучения «от общего к частному», то есть показывать детям не способ изготовления какого-либо конкретного предмета, а общие способы соединения деталей, продумывания их сочетания и взаиморасположения. Такой подход позволяет получить более высокий результат: дети приобретают не отдельные умения, а общие навыки конструирования, их деятельность принимает творческий характер. Обучая детей изготовлению игрушек из природного материала, педагог знакомит их со способами соединения деталей будущего изделия, рассматривает готовые образцы, а также предлагает найти сходство шишки, ореха и др. с каким-либо предметом. Свое предложение изготовить веселую поделку воспитатель обыгрывает, вызывая заинтересованность ребят [12, с.4]. Работа над поделками  из природного и бросового материла требует от ребенка точных действий, и если в начале бывает так, что при изготовлении игрушки требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, гибкость и точность в выполнении нужных действий. Обычно в начале работы дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и повторив его. После повтора нужных действий и дублирование способа изготовления образца, дети усваивают последовательность и сам ход действий, а также способы изготовления. Дети могут разделить процесс изготовления игрушки на несколько этапов и смастерить поделку в повторе за взрослым или по собственному замыслу [1, с.5].

 Большой интерес проявляют дети к работе с использованием ткани. Они уже владеют ножницами, имеют опыт работы с бумагой, что уже в какой-то мере способствует овладению приемами работы с тканью. Эта работа привлекает ребят своей новизной благодаря использованию ткани различной фактуры, что делает изготовленный предмет более ярким, красочным, необычным. Детям предлагается ткань разной фактуры, расцветки, а также шаблоны, лекала, пользуясь которыми ребята получают контуры будущих предметов. Чем больше становится опыт детей, тем более сложные работы они выполняют: увеличивается число деталей, расширяется ассортимент тканей, увеличивается количество совершаемых детьми ручных операций, повышаются требования к точности и аккуратности их выполнения. В процессе работы ребенок упражняется в различных видах захвата деталей и инструментов, дифференциации и координации движения рук и пальцев. Выполненные работы могут стать подарками для родных и сверстников, украшением кукольного уголка, персонажами кукольного театра [12, с.4].

В процессе обучения ручному и художественному труду совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились три формы организации обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Как отмечается С.А.Козловой, фронтальные занятия являются основными в условиях современного дошкольного учреждения. Обучение на занятиях по ручному и художественному труду должно акцентировать внимание детей на способы совершения ручных движений и операций.  Достоинствами данной формы обучения являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения [26, с.248]. В результате систематического руководства педагога, ориентирующего и направляющего действия дошкольников, у них формируются обобщенные умения контролировать и корректировать свои действия, осуществлять их планово, адекватно переносить свой прошлый опыт и знания в новые условия, действовать точно и согласованно. Успешность обучения ручному и художественному труду в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются дети. Кроме того, детей следует обучать рациональным и продуманным приемам работы [22, с.25].

Групповая форма обучения ручному и художественному труду предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития мелкой моторики кисти руки. Как раз на оборот, в каждой подгруппе должны быть дети с разным уровнем развития, тогда «сильные» могут стать «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения. Индивидуальная форма организации ручного и художественного труда заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития мелкой моторики кисти руки. Занимаясь с детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. С каждым ребенком в группе педагог периодически проводит индивидуальные занятия контрольно – диагностического характера, чтобы выявить его уровень развития мелкой моторики кисти руки, вовремя определить пробелы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для дальнейшего обучения детей. Для такого занятия можно подбирать несколько вариантов аналогичных заданий, выполнять которые будут все одновременно [26, с.249].

Для развития мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда необходимо учитывать этапы формирования произвольного движения, выделенные Н. А. Берштейном: 1 этап - выявление двигательной задачи, т.е. создание образа того, что должно быть произведено; 2 этап - программирование решения задачи, т.е. определения цели и содержания движения, а также средств из имеющихся у индивида в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу; 3 этап - фактическое выполнение движения: человек преодолевает избыточную свободу своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. В соответствии с этими этапами в процессе организации ручного и художественного труда выстраивался алгоритм действий детей. Сначала их ориентировали на правильное выполнение действий и опреаций, демонстрируя положение рук при хвате инструментов и материалов, направление движений кисти и пальцев руки; в случае, если движение или операция были сложными, организовывались предварительные формообразующие движения в воздухе (без использования материалов или инструментов); затем при помощи вопросов помогали программировать порядок выполнения движений и операций; на этапе самостоятельного выполнения действия контролировали правильность действий [9].

Анализ образовательных программ и методических пособий (Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду, Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников и др.) позволил отобрать виды заданий, в процессе выполнения которых осуществляется развитие мелкой моторики кисти руки. Для развития точности движений могут быть использованы задания: плетение ковриков из бумажных полос, работа с бросовым и природным материалом. Для развития плавности движений эффективным будет выполнение оригами, изготовление поделок из бумаги и картона. Для развития зрительно-моторной координации необходимо использовать работу с тканью, изготовление поделок в стиле папье – маше [27,34].

В процессе проведения ручного и художественного труда должны быть использованы методы и приёмы, акцентирующие внимание детей на технике движения кисти руки и пальцев, разогревающие и готовящие руку ребенка к работе. К ним относятся: пальчиковая гимнастика, сопровождаемая стихами, дидактические игры и упражнения. Методы, используемые при проведении ручного и художественного труда,  органично сочетаются с приемами, разогревающими кисть руки и готовящими ее к работе. Таким приемом являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Помимо этого, обязательно должны использоваться приемы мотивации к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику); обсуждения правил пользования орудием труда, комментирования способа выполнения действий, совместных (или «пассивных») действий - рука ребенка в руке педагога; вопросов к детям, направленных на уточнение последовательности действия в целом и характера выполнения каждой операции; выполнения работы небольшими частями; физкультурно-оздоровительных пауз; приемов самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки [8, 44, 19].

Как показывают исследования Н. П. Сакулиной, Е. Ф. Рыбалко, И. А. Лыковой и др., способности к художественной деятельности у разных детей проявляется по-разному, с большими индивидуальными различиями. Это должно учитываться в построении развивающей работы с детьми [51,34]. Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и развитие мелкой моторики кисти руки происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они могли повторить движение и получить результат; другие не могут перенести зрительно – воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестезически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение индивидуально. Некоторые  же дети осваивают произвольные движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение, и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так и этак, а ничего не получается. Развитие мелкой моторики кисти рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течении длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно [27, с.99].

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда

2.1.1. Выявление уровня развития мелкой моторики кисти руки у детей средней группы детского сада

      Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Целью моей исследовательской работы является определение эффективности развития мелкой моторики кисти руки у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного  труда. Диагностику проводила по следующим критериям:

Задание 1. (По М.М.Кольцовой)

Цель: выявление уровня развития кинестетического праксиса (системы произвольных действий)

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после предварительного показа. При выполнении сложных фигурок первый раз помогаем ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Задание 2. (Тест Н.И. Озерецкого “Кулак - ребро - ладонь”).

Цель: выявление уровня развития сформированности координации движений.

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

Задание 3. (Диагностическая методика Г.С. Швайко)

Детям предлагаются по очереди игрушки и предметы различных промыслов: филимоновские, дымковские, богородские, городецкие, полхов - майданские, куклы - стригушки, куклы- скрутки, тряпичная кукла, а так же белгородские игрушки. Ребенок должен назвать: вид народного искусства. Предлагались дополнительные уточняющие вопросы к детям: какие мастера выполнили игрушку? Какой росписью расписана игрушка? Из какого материала сделана игрушка? Как с ней можно играть?

Задание 4. (По М.М.Кольцовой)

Цель: выявление уровня развития сформированности «содружества» обеих рук в работе.

«Вырезание ножницами»

«Сгибание листа бумаги пополам»

Оценка результатов

  1. мелкая моторика развита на низком уровне
  2.  не достаточно развита мелкая моторика
  3. средний уровень развития
  4. достаточно развита мелкая моторика
  5. высокий уровень развития.

На первом этапе эксперимента мною были протестированы 19 детей при помощи методики диагностики развития мелкой моторики.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

- беседы, игры, художественное слово;

- специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

- выставки, изготовление подарков.

Результаты исследования представлены в таблице № 1

Таблица 1. Результаты входящей (констатирующей) диагностики

 уровня развития мелкой моторики средней группы детей дошкольного возраста.

Фамилия, имя ребёнка

Возраст детей

 

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений

руки

Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).

Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)

Имеет представление о матери-

але, из которого сделана поделка

Владеет приемами работы с различными материалами

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

 

 

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

итог

1

Матвей К.

1

1

2

2

3

1

3

2

1

1

2

2

Аня Г.

2

2

2

4

4

3

3

3

3

3

3

3

Максим В.

2

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

4

Дима

3

3

2

4

4

3

4

4

4

3

3

5

Полина

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

6

Максим Ан.

2

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

7

Матвей С.

1

1

2

2

3

1

3

2

1

1

2

8

Арсений

3

3

3

4

3

4

3

4

4

3

3

9

Лиза

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

10

Алиса

3

3

4

3

4

3

4

3

3

4

3

11

Руслан

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1

12

Даша Б.

1

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

13

Егор

3

3

3

3

4

3

4

4

4

4

4

14

Даша К.

1

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

15

Миша О.

3

3

4

3

4

4

4

4

4

4

4

16

Миша З.

1

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

17

Эля

1

1

2

2

3

1

3

2

1

1

2

18

Аня К.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

19

Ярослав

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1-низкий, 2- не достаточно, 3-средний, 4-достаточно, 5-высокий уровень развития.

В рамках проведения констатирующей диагностики уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста было выявлено, что 15,8% -  детей исследуемой группы на этапе входящей (констатирующей) диагностики показали низкий уровень развития, не могут выполнить все параметры оценки: Лиза, Руслан и Ярослав  не смогли найти нужный набор движений (перебирали пальцы, помогали другой рукой, ошибались), воспроизводили позу только правого указательного пальца, левого – игнорировали не могут самостоятельно определять последовательность выполнения действий, самостоятельно выполнить работу по замыслу.

Не достаточно – 42,1% детей: Матвей К, Даша Б., Матвей С. Миша З.  не владеют навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека), не смогли воспроизвести позу, заданную на другой руке; неправильно располагали позу в пространстве, воспроизводил позу зеркально не проявляют особого интереса к практической деятельности. Нарушена точность движений у Максима А., Эли, Даши К., дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

26,3% детей исследуемой группы: Алисы, Полины, Димы, Ани Г., Арсения выявлен средний уровень развития мелкой моторики – дети испытывают затруднения по всем параметрам оценки. Движения рук частично дополняют друг друга. Точность движений может нарушаться. Дети в целом повторяют движения воспитателя,  выполняют действия по образцу,  упускают отдельные элементы или нарушают их последовательность.  (см. Таблицу 1).

Достаточный – 15,8% детей: Аня К., Егор, Миша О. затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

       Количественный анализ показал:

На высоком уровне – нет;

На достаточном – 3 ребенка

На среднем уровне -  восемь детей;

На недостаточном – 5 детей

На низком уровне – 3 ребенка .

                                                                                                                           

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы по развитию мелкой моторики кисти руки у детей средней группы детского сада.

2.2. Организация ручного и художественного труда, направленного на развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

Формирующий этап я проводила поэтапно. В подготовительной части были определены, а в основной реализованы условия развития мелкой моторики кисти руки у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного и художественного труда.

Определила виды ручного и художественного труда, в наибольшей степени позволяющих осуществлять разнообразные действия кистями и пальцами рук, их зрительно-моторную координацию. Среди многочисленных видов ручного и художественного труда, я отобрала следующие: изготовление поделок из разных видов бумаги, работа с пластилином, выполнение поделок из природного материала, работа с тканью.

При работе с пластилином дети осваивают пластическую форму изображения. Это требует развития определенных движений руки. Дети постепенно овладевают скатыванием, сплющиванием, вдавливанием, размазыванием. В это время ребенок действует ладонями и пальцами рук. Концы пальцев наиболее тонко ощущают поверхность формы, все её углубления, вмятины. Поэтому всё большее участие в данной работе  принимают пальцы.

Дети с интересом работают с пластилином, потом используют поделки в своих играх.

Так же положительное влияние на развитие мелкой моторики  кисти руки оказывают и такие действия с бумагой, как сминание, разрывание и обрывание, склеивание. Работа с бумагой  доставляет детям удовольствие, поскольку легко поддается обработке. Я предложила  детям различные сорта бумаги, что помогло сформировать представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, следовательно, с ней можно по — разному действовать. При этом дети  узнавали не только свойства бумаги, но учились согласовывать свои действия и усилия. Например, путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Были подобраны задания: аппликация из рваной бумаги «Кап-кап дождик», аппликация «Валентинки»,  «Открытка для мамы», конструирование из бумаги и салфеток «Красивый букет» и т.д.

Способствует развитию мелкой моторики кисти руки у детей и работа с разнообразными природными материалами. Обучая детей изготовлению игрушек из природного материала, я знакомила их со способами соединения деталей будущего изделия, организовывала рассматривание готовых образцов. Работа над поделками  из природного и бросового материала развивает у детей точность действий, гибкость пальцев, и хватательные умения. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности. Я подобрала следующие задания: «Золотая рыбка» -аппликация из сухих листьев, «Ежиха с ежатами»-используем семена подсолнуха и пластилин, «Веточка вербы» и т.д.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является работа с тканью. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе  изготовления простейших кукол, наклеивания ткани на картон, накручивания и завязывания ниток. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз. Были подобраны такие задания, как кукла «Колокольчик», «Дельфин» аппликация из резаных ниток, Рыбка» Аппликация из ткани (цветные ленты)

На основе разработанных заданий был составлен перспективный план работы (см. Таблицу №2).

Таблица №2. Перспективный план организации

художественного и ручного труда в средней группе.

Подготовительный

Цель: подготовить детей к развитию мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда.

Основной.

Цель: развитие мелкой моторики кисти руки в процессе ручного и художественного труда во второй младшей группе.

Формы работы:

1. Коллективные:

  • беседы;
  • чтение х/л;
  • игры и упражнения.

2. Индивидуальные:

  • беседа;
  • рассматривание иллюстраций;
  • игры и упражнения

Формы работы:

1.Коллективные:

  • организованная деятельность детей (ОДД);
  • подгрупповые.

2. Индивидуальные

1. разучивание потешки «Дождик, дождик пуще лей! »

НОД:

Тема: аппликация из рваной бумаги «Кап-кап дождик»

1. Рассматривание русской народной игрушки Матрешка

2. Игра с грецким орехом

Индивидуальная:

Тема: «Матрешка»-плоскостная игрушка из пластиковой соломки

1.Рассматривание альбома « Насекомые»

2. Знакомство со стихотворением «Божья коровка».

3.Разучивание пальчиковой игры «Цветочек».  

НОД:

Тема: аппликация с использованием пластилина «Божья коровка»

1.Чтение стихотворения «Подсолнух»

2. Упражнение с платочками

Подгрупповая:

Тема: «Подсолнух»-из семян подсолнуха с использованием заготовок лепестков и пластилина

1.Рассматривание иллюстраций «Золотая рыбка»

2.Дидактическая игра поймай рыбку (игры с водой)

Индивидуальная:

Тема: «Золотая рыбка» -аппликация из сухих листьев

1.Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»,

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад»,

3.Загадки об осени и беседы на темы: «Здравствуй осень золотая!»

НОД:

Тема: «Осенний ковер»

1.Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами».

2.Отгадывание загадок о еже.

3. Прослушивание песни «Бедный ёжик»

Подгрупповая:

Тема: «Ежиха с ежатами» - используем семена подсолнуха и пластилин.

1. Чтение сказки «Три медведя»

2. Упражнение с прищепкой.

НОД:

Тема: «Миски для трех медведей»

1.Рассматоивание иллюстраций о зайцах.

2. Упражнения с горохом и фасолью.

Индивидуальная:

Тема: «Зайчик»-из яичной скорлупы

1Рассматривание иллюстраций о новом годе.

2.Заучивание стихов, загадок и песен.

НОД:

Тема: «Рукавичка Деда Мороза»

1.Беседа Новом годе.

2. Упражнение с пробками.

3. Рассматривание иллюстраций «Новогодняя елочка»

Подгрупповая:

Тема: «Елка из цветного картона»

1 Рассматривание иллюстраций на тему «Куклы наших предков».

2. игры с куклами из ткани.

НОД:

Тема: кукла «Колокольчик»

1.Беседа о Рождестве.

2. Рассматривание иллюстраций «Рождество»

3. Заучивание колядок.

Подгрупповая:

Тема: аппликация с использованием пластилина « Рождественские колокольчики»

1.Беседа о дне Валентина

2. Игра «Чет и нечет»

НОД:

Тема: аппликация «Валентинки»  

1.Беседа о наступающем празднике Дне защитников Отечества.

2.Разучить стихотворения о папе, об армии.

3.Рассмотреть картины и иллюстраций на данную тему.

НОД:

Тема: «Подарок любимому папе»

1.Загадки о морских животных.

2. Упражнение «Усложненный барабанщик»

Индивидуальная:

Тема: «Дельфин» аппликация из резаных ниток

1.Беседа о мамином празднике.

2. Упражнение «Скворечник».

НОД:

Тема: «Открытка для мамы»

1.Беседа по теме: «кто живет в воде»

2. Упражнение «Барабанщик»

Подгрупповая:

Тема: «Рыбка» Аппликация из ткани (цветные ленты)

Беседа на тему: «Твои любимые цветы»

2. Чтение сказки «Цветик – семи – цветик»

НОД:

Тема: конструирование из цветной бумаги «Цветы из ладошек»

1.Чтение стихотворения А. Фет «Уж верба вся пушистая…»

2.Рассматривание презентации  «Верба-любимое дерево на Руси»

НОД:

Тема:  «Веточка вербы»

1. Беседа о домашней птице.

2. Упражнение «Намотай Катушку».

3. загадки о домашней птице.

Индивидуальная:

Тема: аппликация из рваной бумаги «Курочка ряба»

1.Беседа о весне.

2. Упражнения со спичками, счётными палочками.

Подгрупповая:

Тема: аппликация из риса «Тучка и дождик»

1.Беседа на тему: «Твои любимые цветы»

2. Подвижные игры с мячами.

НОД:

Тема: конструирование из бумаги и салфеток «Красивый букет»

1. беседа о первоцветах

2. Упражнение «Стол»

Индивидуальная:

Тема: аппликация из пластилина «Мать – и – мачеха»

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, использовались следующие формы работы с детьми направленные на развитие мелкой моторики кисти руки:

  • групповая (фронтальная);
  •  по подгруппам;
  • индивидуальная.

Работа по развитию мелкой моторики кисти руки заключалась в проведении занятий по ручному и художественному труду. Для развития точности движений были использованы задания: «Кап-кап дождик» (см. Приложение №2), «Божья коровка» (см. Приложение № 3), ««Цветы из ладошек» (см. Приложение № 11). Для развития плавности движений эффективными были: «Осенний ковер» (см. Приложение № 4), «Миски для трех медведей» (см. Приложение №5). Для развития зрительно-моторной координации использовали такие задания, как «Веточка вербы» (м. Приложение № 10), «Красивый букет» (см. Приложение № 9),  кукла «Колокольчик» (см. Приложение №7), «Рукавичка Деда Мороза» (см. Приложение № 6).

Занятия проводились два раза в месяц, длительностью пятнадцать минут и были дополнены индивидуальной работой, которая проводилась во второй половине дня.

Работа по развитию мелкой моторики кисти руки проходила не только в рамках занятий, но и в предварительной индивидуальной работе до занятий. Она заключалась в подборе игр и упражнений, предназначенных для разминки и разогрева пальцев и кистей рук, рассматривании предметов, игрушек, иллюстраций, чтении художественной литературы.

Например, при проведении упражнения с пробками имело своей целью развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы. Я предлагала детям взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеть их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». Упражнение с платочками тренировало в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно. Берём небольшой носовой платок (платок должен быть детским, маленьким!) за уголок и целиком вбираем его в ладошку, используя пальцы одной руки. Другая рука не помогает! Упражнение выполняем сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно 2 платка обеими руками одновременно.

В коллективной работе использовала разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции — «Тучка и дождик», «Рыбка», «« Рождественские колокольчики», «Ежиха с ежатами», «Подсолнух». Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину, декорации к играм, украсить группу,  что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учила детей общаться друг с другом и с взрослыми. При выполнении коллективных работ по развитию мелкой моторики кисти руки осуществлялось и нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим товарищам при создании работы.

Построение работы в процессе организации ручного и художественного труда для развития мелкой моторики кисти руки соответствовало этапам формирования произвольного движения. В начале детей ориентировала на правильное выполнение действий и операций, демонстрируя положение рук при хвате инструментов и материалов, направление движений кисти и пальцев руки; в случае, если движение или операция были сложными, организовывались предварительные формообразующие движения в воздухе (без использования материалов или инструментов); затем при помощи вопросов помогала программировать порядок выполнения движений и операций; на этапе самостоятельного выполнения действия контролировала правильность действий.

При обучении детей действиям в каждом конкретном задании  учитывала этапы формирования произвольного движения.

На первом этапе организовывалось восприятие детей (наблюдение за действиями взрослого), в процессе которой происходила оценка двигательной ситуации, выявление двигательной задачи, т.е. создание образа того, что должно быть сделано. Например, при организации занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» вначале детям предлагала сравнить лоскуты ткани по форме (круглый, треугольный, квадратный), каким захватом удобнее ее удерживать. Затем берем лоскут белой ткани размером перегибаем по диагонали. В центр лоскута закладываем вату и формируем из нее голову для нашей куклы и закрепляем нитью. Концы нити связывают двойным узлом. Диагонали лоскута расправляем, половинки лоскута накладываем друг на друга. Кончик лоскута примерно 1-1,5 см длиной подгибают внутрь под диагональ. Края ткани скручиваем внутрь под диагональ, закрепляем несколькими плотными витками нити. Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягиваем посередине. Далее круги разрезаем посередине и закрепляем несколькими плотными витками нити на заготовке. На голову повязываем платочек. При этом каждая операция (захват, завязывании узлов, характер закручивания – всей кистью или только пальцами) демонстрировались по отдельности, с паузами между каждой операцией. Это позволяло создать у детей наглядный образ предстоящего действия.

На втором этапе педагогом стимулировалось программирование решения двигательной задачи детьми. Для этого детям задавались вопросы, направленные на уточнение последовательности действия в целом и характера выполнения каждой операции. Например, «Какой формы лоскут надо взять в начале, «Что надо сделать сначала», «Как ты  будешь разрезать круг», «какой круг надо взять первым» и т.п.

На третьем этапе детьми производилось фактическое выполнение движения (в сравнении с предложенным образцом). Я контролировала качество выполнения каждой операции, в случае необходимости корректировала действия ребенка.

При работе по развитию мелкой моторики кисти руки в заданиях по ручному и художественному труду учитывались индивидуальные особенности детей. Так,  Ярослав, Матвей К. испытывали значительные затруднения в соотносящих действиях с определенным мышечным тонусом; их руки и пальцы были слабыми, нуждались в сопряженных действиях с педагогом. В совместной деятельности с детьми было организовано задание «Рыбка». У детей вызвало большие затруднения  приклеивание ленты к шаблону не выдерживали расстояние между лентами, не достаточно прижимали ленту к картону, что приводило к многочисленным ошибочным пробам; задание проходило в медленном темпе. После обучения и сопряженного действия моими руками и ребенка ситуация несколько улучшилась. Поощрение каждого правильного выбора детей, акцентирование их успехов позволило поддержать интерес к деятельности, желание  использовать поделку для оформления группы. У Даши К. имелись трудности в освоении пинцетного захвата и соотносящих действиях. Для преодоления данных недостатков ей предложила  задание создать «Зайчика»-  из чичной скорлуры. Для тренировки пинцетного захвата девочка брала фрагменты скорлупы и наклеивала их на заготоаку. Ребенку напоминалось, как захватывать мелкие предметы, проводилась дополнительная разминка пальцев. Для повышения точности движений Дашу просила сначала показать пальцем точки, на которые она приклеит нос и глазки, и лишь затем выполнять действие.

На момент завершения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Их пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, лучше растягиваться в разные стороны.

По мере осуществления работы в ручных действиях детей отмечались изменения. Так, Эля, Аня Г. Руслан стали увереннее держать ножницы, рассуждать, стали более усидчивы; Матвей С., Дима, Егор, Даша Б., Полина, Арсений стали более выносливы, терпеливы, внимательны, начали ответственнее относиться к заданиям.

Более конкретно результаты формирующей работы были оценены на контрольном этапе исследования.

Ребенок пятого года жизни интенсивно развивается. В результате сенсорной работы, проделанной на предыдущем этапе, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складывается представление о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов исследования проводится на контрольном этапе исследования.

Повторное диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводилось по тем же методикам, что и контрольное, результаты которого представлены в табл. … и наглядно на рис.

Таблица 3. Результаты контрольной диагностики

 уровня развития мелкой моторики средней группы

Фамилия, имя ребёнка

Возраст детей

 

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений

руки

Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).

Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)

Имеет представление о матери-

але, из которого сделана поделка

Владеет приемами работы с различными материалами

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

 

 

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

итог

1

Матвей К.

2

2

2

3

3

2

3

2

3

2

2

2

Аня Г.

4

4

3

5

5

4

4

4

4

4

4

3

Максим В.

3

3

3

4

3

3

4

4

4

4

4

4

Дима

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

5

Полина

4

4

4

5

3

4

4

4

4

4

4

6

Максим Ан.

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

7

Матвей С.

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

8

Арсений

4

4

4

4

3

4

5

4

5

4

4

9

Лиза

3

2

2

3

2

2

4

3

3

4

3

10

Алиса

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

11

Руслан

2

2

2

3

4

3

3

4

3

3

3

12

Даша Б.

2

2

2

2

4

3

4

2

3

3

3

13

Егор

5

5

4

5

4

5

5

4

5

5

5

14

Даша К.

3

2

3

4

4

3

4

3

3

4

3

15

Миша О.

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

16

Миша З.

3

3

3

4

4

3

3

3

4

3

3

17

Эля

2

2

2

3

4

2

3

2

3

2

3

18

Аня К.

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

19

Ярослав

1

1

2

3

5

2

3

2

3

3

2

1-низкий, 2- не достаточно, 3-средний, 4-достаточно, 5-высокий уровень развития.

В рамках проведения контрольной диагностики уровня развития мелкой моторики кисти руки у детей среднего дошкольного возраста было выявлено, что на низком уровне развития детей нет.

Не достаточно – 10,6% детей: Матвей К., Ярослав  движения рук стали более скоординированными; дети стали выполнять действия по образцу воспитателя, хотя продолжают упускать отдельные элементы в в некоторых заданиях.

36,8 % детей исследуемой группы выявлен средний уровень развития мелкой моторики – дети испытывают затруднения по всем параметрам оценки (см. Таблицу 2).

Достаточный – 36,8% детей: у Алисы, Димы, Арсения затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Полина, Максим А., Максим В. затрудняются в определении материала из которого сделана поделка, кисти рук имеют не достаточную подвижность и гибкость.

15,8% детей показали высокий уровень развития мелкой моторики кисти руки. Точность движений может нарушаться незначительно. Дети в целом повторяют движения воспитателя в выполнении действия по образцу, однако упускают незначительные элементы.

       Количественный анализ показал:

На высоком уровне – 3 ребенка;

На достаточном – 7 детей;

На среднем уровне -  7 детей;

На недостаточном – 2 ребенка;

На низком уровне – нет .

                                                                                                                                     

Результаты сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного этапов опытно – экспериментальной работы по развитию мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста показали следующую картину (см. Таблицу №4 «Результаты сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного обследования уровня развития мелкой моторики кисти руки у детей средней группы»).

Таблица №4. Результаты сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного обследования

уровня развития мелкой моторики кисти руки у детей средней группы

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Высокий уровень:

О% детей.

Высокий уровень:

15,8% детей показали высокий уровень развития мелкой моторики кисти руки. Точность движений может нарушаться незначительно. Дети в целом повторяют движения воспитателя в выполнении действия по образцу, однако упускают незначительные элементы.

Достаточный:

15,8% детей: Аня К., Егор, Миша О. затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Достаточный – 36,8% детей: у Алисы, Димы, Арсения затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Полина, Максим А., Максим В. затрудняются в определении материала из которого сделана поделка, кисти рук имеют не достаточную подвижность и гибкость.

Средний уровень:

26,3% детей исследуемой группы: Алисы, Полины, Димы, Ани Г., Арсения выявлен средний уровень развития мелкой моторики – дети испытывают затруднения по всем параметрам оценки. Движения рук частично дополняют друг друга. Точность движений может нарушаться. Дети в целом повторяют движения воспитателя,  выполняют действия по образцу,  упускают отдельные элементы или нарушают их последовательность.

Средний уровень:

36,8 % детей исследуемой группы выявлен средний уровень развития мелкой моторики – дети испытывают затруднения по всем параметрам оценки.

Не д