Развитие творческого потенциала учащихся 5-7 классов на уроках музыки

Автор: Балашова Елена Евгеньевна

Дата публикации: 23.10.2016

Номер материала: 3056

Прочие методические материалы
Музыка, Художественно-эстетическое развитие
5, 6, 7 Классы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

«Развитие творческого потенциала учащихся

 5-7 классов на уроках музыки»

                                                                           

     

Выполнила

   Балашова Елена Евгеньевна

   учитель музыки ГБОУ СОШ № 29

                                                         г.Сызрани

Сызрань, 2016г.

   Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

   Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.  Ребенок школьного возраста, особенно среднего звена (5-7 классов), наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию и, следовательно, в этом возрасте легче вывить и развить творческий потенциал. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

   Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Идейные ресурсы современного образования также заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании.

  Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.  Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  Но, к сожалению, ныне существующая система образования не дает возможности наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.

  Вследствие несоответствия существующей системы образования и новых требований возникает ряд противоречий между:

• возросшей потребностью общества в творческой личности и недостаточной готовностью школы к реализации этого социального заказа;

• потребностью образовательных учреждений в обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся при помощи современных технических средств и недостаточным уровнем материально-технического оснащения школы для реализации практической деятельности;

• высоким педагогическим потенциалом культурологических методов в развитии творческих способностей учащихся и его недостаточным использованием для развития творческих способностей учащихся;

  • существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего, обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, его творческий потенциал, который может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов, развитии материально-технической базы учреждения.

  Эти противоречия привели к проблеме: Как развить творческий потенциал учащихся 5-7 классов на уроках музыки?

Цель работы:

разработать систему уроков с использованием современных образовательных технологий для развития творческой активности и выявления творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Проанализировать современные тенденции формирования творческой активности на уроках музыки, выявить и дифференцировать совокупность педагогических методов, определяющих эффективность обучения музыки;

2. Разработать методические приемы формирования творческой активности на уроках музыки;

3. Подобрать педагогический инструментарий для оценивания творческой активности учащихся на уроках музыки;

4.  Апробировать разработанную методическую модель и определить ее эффективность в формировании творческой активности на уроках музыки.

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:

  • высокий уровень познавательной активности;
  • повышение интереса к музыке;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах, музыкальных вечерах, концертах, музыкальных гостиных, праздниках, фестивалях.

   Измерить творческую активность, а соответственно выявить творческий потенциал предполагается при помощи наблюдения, различных  диагностических исследований.

  Процесс формирования личности ребенка и его потенциала может осуществляться лишь в процессе обучения. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • развитие творческих способностей личности;
  • расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;
  • овладение учащимися умственными и практическими умениями;
  • диагностика творческих способностей личности;
  • контроль знаний и умений со стороны учителя;
  • актуализация знаний, умений, творческих способностей личности.

   Как было сказано ранее, исходной предпосылкой для развития способностей у учащихся среднего звена (5-7 классов) служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии соответствующих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах (отсутствие должного внимания со стороны родителей и учителей, небольшая практика, поверхностные теоретические знания и т.д.). Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Ученик должен не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а добывать и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные. Проблема развития творческого потенциала - одна из самых насущных проблем системы народного образования, призванного давать человеку не только сумму базовых знаний, но и вооружить умением использовать их в современных условиях.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому моя задача как педагога – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно, активировав при этом свою индивидуальную творческую деятельность.

Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному процессу развития творческого потенциала. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».

Формированию творческих способностей могут помочь различные упражнения. Чтобы быть эффективными, они должны удовлетворять ряду требований. Упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявление в анализе промежуточных результатов.

Модель творчески активной личности мне представляется в виде учащегося:

   - с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;

- с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней

  мотивацией учения;

  - обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;

- умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;

- способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

- с богатым воображением;

- с развитой интуицией;

- воспринимающего неоднозначность вещей;

- с высокими эстетическими ценностями.

Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного, творческого учебного процесса. Успешное выполнение поставленных задач во многом зависит от понимания себя как педагога и своей самооценки. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педагога. Особое внимание следует уделять управлению своими эмоциями: противопоказан раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций.     Я как учитель должна заботиться о благоприятной самопрезентации, показать увлеченность предметом, широту эрудиции, силу характера, умение владеть собой, строить взаимоотношения с учащимися на основе взаимодоверия, взаимоуважения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, на утверждении их достоинств и создании  ситуации успеха.

Таким образом, можно сформулировать основные критерии и требования, которым должен соответствовать педагог, организующий развитие творческого потенциала школьников, в том числе 5-7 классов:

  • Доброжелателен и чуток;
  • Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных;
  • Имеет высокий уровень интеллекта;
  • Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби, широкий круг интересов и умений;
  • Имеет живой и активный характер, обладает чувством юмора, без склонности к сарказму;
  • Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • Имеет творческое мировоззрение;
  • Обладает целеустремленностью и настойчивостью;
  • Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Коммуникабельность.
  • Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности и развития творческого потенциала учащихся.

   Личность педагога может сыграть решающую роль в мотивации ребёнка к тому или иному виду творчества. Незаметное для самого ребёнка привлечение его к различным видам творческого процесса постепенно развивает личный интерес ученика к изучению музыки, расширению кругозора и эрудиции. Моя задача как  учителя на данном этапе заключается в разработке и применении наиболее продуктивных и целесообразных методик развития творческих навыков и способностей учащихся. Педагог должен видеть и понимать духовный мир, оценивать особенности психоэмоционального мировосприятия каждого ребёнка.

 В идеале я должна создать разработку каждого урока, предусматривая следующие особенности классного коллектива:

  1. Разный уровень развития творческих особенностей каждого ребёнка (положительные результаты приносит методика разделения учеников на группы исходя из возможностей их творческого потенциала)
  2. Подбор методик и видов занятий в зависимости  от основного типа творческого мировосприятия каждой группы (исполнительские, визуально-художественные, актёрские и т.д.)
  3. Чередование разных видов деятельности и создание условий мотивации каждого ребёнка в процессе развития творческого потенциала.

Наиболее продуктивным мотиватором любой деятельности школьников является игра, при этом я как учитель должна внимательно следить за тем, чтобы игровой азарт детей не превращался в губительную для коллективного духа конкуренцию. Организация простой игры на уроке не требует сложной подготовки и затрат: это может быть конкурс музыкальных кроссвордов, развивающая викторина, выставка рисунков-иллюстраций к различным музыкальным произведениям, сочинение или стихотворение на прослушанную инструментальную мелодию, подготовка вокальных выступлений и др. Особенности проведения такого занятия в рамках урока музыки зависит от самого педагога и степени подготовленности учащихся.

Как показывает практика, важную роль в мотивации творческой деятельности учащихся играет отметка как форма поощрения за труд. В процессе развития творческого потенциала ребёнка я думаю, необходимо отказаться от системы отметок как способа унификации и тарификации способностей учащихся. Я как педагог должна быть доброжелательна и дружелюбна по отношению ко всем детям независимо от уровня их успеваемости в школе. Поэтому когда я применяю на своём уроке методики развития творческого потенциала, иногда частично отказываюсь от системы поощрения отметками в пользу поощрения ребёнка (детей) другими способами: награждение «грамотой» (за лучший ответ, за регулярную подготовку, за самое лучшее исполнение разученной песни и т.д.)

Проведение таких уроков или элементов урока является важным компонентом в развитии творческого потенциала учеников. Учитель выступает исключительно как организатор благоприятствующих для этого условий. На практике это может выражаться в организации урока, в ходе которого группы учащихся выполняют различные виды деятельности, стимулирующие развитие творческих способностей. На уроке может быть проведена выставка рисунка на тему урока, организован конкурс творческих выступлений,  урока-концерта.

Для выявления творческого потенциала учащихся среднего звена можно выделить два основных подхода: индивидуальный и коллективный. В первом случае я как учитель акцентирую всё внимание на личности перспективного ученика (или нескольких учеников), во втором – обеспечиваю работу всего класса, предлагая каждому ребёнку развивающий комплекс занятий согласно его психоэмоциональным и познавательным характеристикам. Второй способ методически и организационно более сложный, так как требует от учителя более высокого уровня психологической подготовки и профессионализма.

   Все эти методики первичной работы с учащимися по определению их природных способностей и творческих задатков направлены  на составление наиболее полного психологического портрета каждого ученика.

Методика работы по развитию творческих потенциала учащихся 5-7 классов на уроке может базироваться на двух основных условиях. Это может быть создание целого урока или комплекса уроков, направленных на формирование творческого потенциала личности каждого ученика в классе. Второй, более простой, и практичный способ предусматривает использование комбинированных методик в самой системе урока, т.е. задача развития творческих способностей не является главной, абсолютной. Первый метод требует высокой психологической подготовки учителя и всех учеников, необходимого опыта и объёма знаний, второй же может системно использоваться на уроке, не требуя больших педагогических разработок и инноваций.

Для реализации любого проекта по развитию творческого потенциала учащихся на уроках музыки необходимо применение основных методик организации учебного познавательного процесса:

  • методика работы с предложенным музыкальным материалом;
  • работа с письменными заданиями различного типа;
  • работа с иллюстративным материалом и художественное творчество;
  • технические средства обучения (ТСО)

Каждая из перечисленных методик содержит множество разнообразных приёмов организации работы учеников на уроке по развитию творческих способностей и творческого потенциала учащихся.

На уроках музыки могут быть использованы следующие виды письменных заданий:

  • Различные типы тестов: закрытые, полуоткрытые и открытые, когда ученик сам дописывает правильные варианты ответов
  • Задания типа «Допишите по смыслу» и «Вставьте пропущенные слова», «Дайте определение понятию» или «Подберите к определению соответствующий термин»
  • Задания на построение логических цепочек: вставить недостающее звено, достроить логический ряд, определение личности, понятия или термина по описанию или примеру
  • Задания на определение логических пар и соотношение: «Соедините по смыслу», «Подберите соответствие», «Определите тождество понятий»
  • Составление из одного сложного слова нескольких мелких простых слов, решение шарад из слов
  • Заполнение таблиц
  • Разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов и т.д.

В целом, такие задания только косвенно входят в программу развития творческих способностей учащихся 5-7 классов, являясь основой для формирования новых навыков получения и усвоения знаний.

Неоценимыми «помощниками» в развитии творческого потенциала учащихся являются технические средства обучения.

Под техническими средствами обучения понимают различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.

В своей работе могу выделить  2 составляющие ТСО:

- технические устройства для обучения. Это устройства, механизирующие выполнение определенных педагогических функций в системе передачи и переработки учебной информации (хранение информации, воспроизведение ее в аудиовизуальной и звуковой форме, анализ и оценка ответов обучаемых, регламентация их действий и т.д.)

- учебно-информационные материалы для ТСО. Это специально отобранные, переработанные и оформленные на соответствующих носителях (флеш-носителях, бумажных, аудио- и видеодисках и др.) учебные материалы, доводимые до обучаемых с помощью технических устройств в соответствии с содержанием и целью решаемых учебных задач (сообщение учебной информации, закрепление и проверка знаний). 

  По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Таким образом, необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизульных средств могут воздействовать на различные органы чувств, является несомненной. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, тем самым способствует развитию творческого потенциала учащихся.        

Я  учитель музыки, а значит, личность творческая. И поэтому, в моих силах создать условия для того, чтобы природные творческие способности моих учеников не утрачивались по мере их взросления, а развивались, и в будущем нашли свое отражение в жизни каждого из них.

Стараюсь хвалить и поощрять ребят за каждое выступление, достижение. Предполагаю увеличить количество участников в творческом процессе с начала учебного процесса составившего 13 %, а к концу учебного года – до 20 %.

В результате работы по развитию творческого потенциала у ребят мы получили хороший результат: подготовили  с ребятами и провели четыре общешкольных музыкальных мероприятия- «Музыкальную гостиную», концерты, посвященные «Дню матери», «Дню Победы». Участвуя в различных музыкальных конкурсах городского, окружного, областного уровня, мы имеем новых дипломантов и лауреатов. Это позволяет убедиться в том, что все мои труды и старания не напрасны. Результативность применения новых образовательных технологий характеризуется следующими показателями: выросло качество знаний, повысился уровень обученности и воспитанности учащихся, увеличилось количество учащихся, принимающих участие в различных музыкальных мероприятиях, увеличилось число побед в творческих музыкальных  конкурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. – 301 с.
  2. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Г.И. Гайсина. - Москва: Издательство Прометей, 2002. – 316 с.
  3. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Текст. Учеб. Пособие / И.П. Калошина. Москва: Юнити-Дана, 2003. – 430 с.
  4. Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников /   A.M. Матюшкин. Москва: Педагогика, 1991. – 160 с.
  5. Педагогические технологии / Развитие творческих способностей учащихся : идея, сомнения, опыт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic1982.html. -
  6. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста. Открытый портал Психология личности.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.filolingvia.com/publ/39-1-0-434.  –
  7. Шарова О.М. Развитие творческих способностей школьников. Образовательный портал Страна мастеров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/1336. - Дата доступа: 12.06.2011 – 7.06.2011
  8. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности  / Е.Л. Яковлева. - Москва: «Флинта», 1997. – 224 с.