Открытый урок по литературе. Добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор: Ефимова Анастасия Владимировна

Дата публикации: 19.11.2016

Номер материала: 3179

Конспекты
Литература
11 Класс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»

Конспект открытого урока

по литературе

«Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1 курс

Разработал:    преподаватель

 русского языка и литературы

Ефимова А.В.

                                           Реутов

                                             2016

Предмет:   русский язык и литература

Курс:  1 курс

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление , урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Мультимедийный проектор, презентация Power Point, портрет писателя, роман “Мастер и Маргарита”.

… что бы делало твое добро,
если бы не существовало зла,
и как бы выглядела земля,
если бы с нее исчезли тени?
М. Булгаков

Технологии, использованные на уроке: групповая технология, технология проблемного обучения, ИКТ.

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом этапе урока  ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

Учитель:

“Михаил Булгаков – человек трудной, трагической судьбы. Он представитель той части русской интеллигенции, которая в сложные тридцатые годы была “содрана” с тела нашей культуры”. (Презентация. Слайд 1.)

Краткие сообщения учащихся (по темам, данным за несколько дней до урока) раскрывают историю создания романа “Мастер и Маргарита”, дают библиографию по творчеству писателя, характеризуют литературных предшественников героев Булгакова. Класс узнает о книгах, в которых получили свое развитие образы дьявола, Христа, Понтия Пилата: о “Библии”, “Фаусте” Гете, “Манфреде” Байрона, “Демоне” Лермонтова, “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Гоголя и др. В сообщениях рассказывается об изображении Христа на полотнах Н. Ге, Л. да Винчи, Н. Крамского, С. Дали.

Звучит музыка из оперы Ш. Гуно “Фауст”.

Учитель намечает основные направления обсуждения романа Булгакова: “Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетаются античная эпоха, фантастика, современность. Мы выделим при анализе романа три линии: Воланд и его свита, Иешуа и Понтий Пилат, Мастер и Маргарита.

Фронтальный опрос.

К каким вечным темам обращается в своем романе М. Булгаков?

– Любовь (Мастер и Маргарита);
– добро и зло (Воланд и Иешуа);
– жизнь и смерть (Иешуа, Берлиоз);
– нравственный выбор (Маргарита);
– преступление и наказание (Фрида, Пилат);
– художник и власть...

Воланд и его свита.

(Слайд 3–8.)

(Вопросы для беседы с учащимися.)

– Почему к образу дьявола, сатаны, демона люди обращаются многие века?
– Каков Воланд у Булгакова? Как писателем осмысливается тема зла? Что мы прочитали о Воланде на его лице?
– Почему Воланд появляется на балу в длинной, грязной, заплатанной на левом плече рубашке? Почему Булгаков награждает его ревматизмом?
– Кого и за что наказывает Воланд?
– Кто наказан им до крови? Какой недостаток, с точки зрения Воланда, самый страшный?
– Хотелось ли вам остановить Воланда? Почему?
– Как он относится к людям во время представления в Варьете? Злораден ли он по отношению к ним?
– Как ведет себя по отношению к Мастеру и Маргарите? Почему?
– Какова его свита? Расскажите, какими вы увидели ее участников.
– Почему Воланд все время в тени, а на виду его свита?
– Каково же осмысление темы зла у Булгакова? Можно ли в этом мире обойтись без зла, без Воланда?

Вывод: Воланд – это не столько зло, сколько возмездие за подлость, жестокость, лживость, жадность, доносительство. (Слайд 14–19.)

Иешуа и Пнтий  Пилат.

(Слайд 9–11.) 

(Вопросы для беседы с учащимися.)

Учитель:
– Почему Пилат, разговаривая с Иешуа, угадал, что Иуда зажег светильник?

Ученик:

Пилат говорит о канонах иудейского судопроизводства: “Когда кого-нибудь обвиняют в “соблазне”, к нему подсылают двух свидетелей, которых прячут за перегородкой, стараются зазвать подсудимого в смежную комнату, откуда оба свидетеля могли бы расслышать его, не будучи замечены. Около него зажигают две свечи, чтобы точно установить, что свидетели его видят”. Иуда из Кириафа при скрытых в своем доме свидетелях намеренно провоцирует Иешуа Га-Ноцри на высказывания, которые могут быть расценены как нарушение закона об оскорблении кесаря. Поэтому после слов о том, что “человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”, уже содержащих состав преступления, Га-Ноцри тут же арестовывают прятавшиеся в помещении стражники.

Учитель:
Почему Иуда предал?

Ученик:
“У него есть одна страсть, прокуратор. Страсть к деньгам”, – говорит Афраний. Деньги нужны, чтобы увести Низу от опостылевшего ей мужа.

Учитель:

– Каковы литературные предшественники Иешуа? Откуда взят этот сюжет?
– Где мы уже встречались с темой Христа и почему к ней многие века обращаются гении?
– Каков же этот образ у Булгакова? Прочитать, как изображен портрет Иешуа.
– Перед вами бог или человек? Каков он? Во имя чего живет? Каковы его жизненные принципы?
– Иешуа проповедует всепрощение. Он утверждает, что злых людей нет на свете. А как думаете вы? Согласны лью вы с Иешуа? А как думает Булгаков?
– Как и когда идея Иешуа терпит беду? Принимает ли Левий Матвей идею всепрощения?
– Что сталкивает Булгаков, ставя рядом Понтия Пилата и Иешуа?
– Кто из них сильнее Понтий Пилат или Иешуа?
– Почему опытный воин был храбр на поле боя и труслив здесь? Чего он боится?
– О чем Понтий Пилат хочет спросить Иешуа?
– Почему у Понтия Пилата возникает мысль о бессмертии и почему она его так пугает?
– Зачем он убивает Иуду? Зачем зовет Ловия Матвея к себе? Почему Булгаков меняет здесь библейский сюжет?

Учитель:
Почему, не желая гибели бродячего философа и не веря в его виновность, Понтий Пилат все-таки подписывает смертный приговор?

Ученик:
Из страха погубить карьеру, утратить власть.

Учитель:
Согласны ли вы с мыслью М. Булгакова, что трусость – самый страшный порок?

Ученик:
Трусость – самый страшный порок, потому что она лишает человека внутренней свободы.

Учитель:
Почему Пилата пугает бессмертие?

Ученик:
Он останется в памяти людей не подвигами, не мудрой политикой, а трусом и предателем.

Учитель:
“В статье “Пилат” Брокгауза и Эфрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где “он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении”. Какой сон снится Пилату в течение двух тысяч лет?

Зачитать стр. 837.

– Тема совести – одна из важнейших тем в романе. Совесть мучит Фриду...

Пересказ истории Фриды.

Учитель:
Совесть приводит к потребности покаяния. В христианской традиции тема греха, совести и покаяния связана с притчами, которые рассказывает Христос. Мысль о необходимости поисков потерянного (овцы, драхмы, заблудшего сына) звучит трижды. Можно все потерять, но, вновь обретя потерянное, радуешься вдвойне: “Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Евангелие от Луки, 15; 10).

Фрида выстрадала свое прощение, но получила его еще и потому, что за нее попросила Маргарита. Совесть будит в человеке милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Мастер и Маргарита.

(Слайд 12–13.)

(Вопросы для беседы с учащимися.)

– Каков он, главный герой романа? Почему первоначально он должен был быть похож на Гоголя и на Булгакова? Почему у Мастера нет имени и фамилии?
– Почему он не причисляет себя к писателям?
– Что он любит, чем живет?
– Почему сжигает рукопись? Почему уходит в сумасшедший дом?
– Как в жизнь Мастера приходит любовь? Что его поразило в глазах Маргариты? Почему в романе нет ее портрета? Какие художественные средства использует Булгаков для создания ее образа?
– По какой философии живут Мастер и Маргарита – Иешуа или Воланда? Считают ли они необходимым возмездие?
– Почему они отказываются от предложения Азазелло убить Латунского? Почему в романе возникает история с Фридой?
– Почему Маргарита просит простить Понтия Пилата?
– Почему у Булгакова Мастер не достоин света, а только покоя? Каким показывает покой Булгаков?
– В романе победила справедливость, но победила не на земле, а на небе. Какая мысль в этом заключена?

Учитель: (Слайд 20–24.)

Первоначально, по Библии, люди знали только добро, но Бог избегал духовного насилия над человеком, поэтому нам дана свобода выбора. Чтобы его сделать, надо сравнить свет и тьму. 

– Назовите в романе моменты, проявления добра и зла.

Ученик:

– Просьба оторвать Бенгальскому голову и мольба о помиловании.
– Маргарита громит квартиры литераторов и успокаивает мальчика.
– Предательство Иуды и преданность Левия Матвея.
– Казнь Иешуа и прощение Пилата...

Учитель:
Почему в романе добро и зло уравновешены?

Ответы учащихся.
– Мы привыкли к тому, что добро и зло противостоят. М Булгаков (обращение к портрету) думает иначе. Исследователи полагают, что отношение к христианству в разные годы жизни у писателя было различным.
– В “Мастере и Маргарите” М.. Булгаков уравновешивает добро и зло (см. эпиграф).

Учитель:
– Согласны ли вы с тем, что добро и зло не противостоят друг другу, а дополняют друг друга?

Ученик:
– Мне бы хотелось, чтобы добрых поступков было больше. Что торжествует в современном мире: добро или зло?

– Самое большое зло – терроризм.

Учитель:
– Да, пока нам совестно за происходящее, у человечества есть шанс спастись. Каждый день, как мы убедились, совершаются дурные поступки, но и добрым делам есть место в нашей жизни: “..люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те, ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны…ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца. . . ”.

Ежедневно каждый из нас совершает “нечто” со знаком минус и “нечто” со знаком плюс. Мне кажется, главное заключается в том, чтобы зло не перевесило.
Связь темы и эпиграфа держится на том, что классические произведения помогают каждому из нас понять свои поступки и совершить свой выбор между добром и злом. И, может быть, не согласиться с М. Булгаковым, что добру нечего делать без зла.
Современное прочтение классики, на мой взгляд, заключается в том, чтобы из вечных проблем выбрать наиболее актуальные для настоящего времени.

– О каких проблемах сегодня на уроке шла речь?

Ученик:

– Личность и толпа.
– Какую жизненную позицию занять: активную или пассивную.
– Есть ли у человечества будущее или, забыв о чувстве нравственной ответственности, оно деградирует и само себя уничтожит...

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на  предыдущем уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно? 

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №1, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

http://festival.1september.ru/articles/569363/01.gif

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра (возвращаемся к эпиграфам).

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №2  представляет презентацию и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Домашнее задание.

– в связи с тем, что наверняка не все согласны с прозвучавшими выводами, а также не все успели высказаться – письменный ответ на вопрос “В чем, на мой взгляд, состоит современность романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”?

Каждый словесник знает, что наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, и вообще из текста, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение - является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы. Очень важно, чтобы ученики учились правильному пониманию заложенной в каждом тексте информации. Это понимание во многом зависит от грамотно выстроенного диалога с текстом, опоры на авторскую точку зрения, внимания к деталям.

Предлагаемая разработка урока литературы - реализация деятельностного подхода в обучении: самостоятельный поиск, работа в группах, участие в дискуссии - простые приемы, формирующие ключевые компетенции.

Тема занятия: Добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Возраст учащихся: 16-17 лет, 11 класс

Учебный предмет: литература

Цели урока:

Основная цель занятия - рассмотреть решение означенной проблемы в произведении, осознать её принципиальную важность для понимания идейно-художественного своеобразия романа, понимания авторского замысла и анализа этапов его воплощения.

Задачи урока: 

  • образовательная: проверить и закрепить знание текста, понять идейно-тематическое содержание;
  • воспитательная: осознать противостояние добра и зла в жизни как проблему, сделать шаг к определению собственной нравственной позиции;
  • развивающая: обучение аналитическому мышлению, навыки общения в определённом культурном контексте.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

  • рассмотреть уже известные эпизоды романа в новом аспекте, характеризовать главных героев романа, сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора;
  • участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию художественным текстом, определять круг проблем, касающихся конкретной темы.
  • увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе

Комментарии  к занятию:

Данный урок - приблизительно 3-й - 4-й в цикле уроков по изучению романа "Мастер и Маргарита". На первых уроках, посвящённых изучению произведения, получена информация о замысле и истории создания романа, о его связи с биографией Булгакова, рассмотрена система образов романа, основные сюжетные линии и особенности композиции. Таким образом, к предлагаемому уроку ученики приходят с определёнными знаниями не только текста, но и о тексте.

Поскольку проблема добра и зла - одна из ключевых в романе, урок по обсуждению этой проблемы можно считать кульминационным в изучении романа в целом. В результате проведения занятия идейное содержание произведения должно стать доступным пониманию учащихся. На уроке неизбежно будут востребованы знания ребят из области философии, истории, религии, может быть, культурологии.

Словарь занятия: Добро и зло как философские категории, диалектика, система образов, проблематика, авторская позиция, милосердие, борьба и взаимодействие, нравственный выбор, идея произведения.

Вопросы занятия (дискуссионные):

а) Есть ли борьба добра и зла в романе?

б) Чего в мире больше по Булгакову?

в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?

3. Работа в группах

Для деления на группы используем интерактивный тест. Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара. Общее задание: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?

Вопросы интерактивного теста: 

  1. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд)
  2. "Беда в том. Что ты слишком замкнут и потерял веру в людей"
  3.  (Иешуа)
  4. ":Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать" (Понтий Пилат)
  5. "Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу" (Азазело)
  6. "Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления:" (Мастер)
  7. "И интереснее всего в этом вранье то, что оно - враньё от первого до последнего слова" (Воланд)
  8. "Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я" Мастер
  9. "Я легкомысленный человек" (Маргарита)
  10. "Среди гостей будут различные: Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице" (Коровьев)
  11. " Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)

Четыре группы: 1. Понтий Пилат 2. Мастер и Маргарита 3. Воланд и его свита 4. Иешуа

После обсуждения вопросов теста (кратко, быстро, точно) группы получают задание: они должны, ориентируясь на записанные на доске слова-ассоциации, доказать принадлежность своих героев к злым или добрым силам, для этого они должны вспомнить конкретные ситуации, эпизоды, в которых они проявляли качества, обозначенные словами-ассоциациями.

4. Выступление групп: для эффективной работы нужно заранее оговорить время подготовки и время выступления каждой группы.

После выступления учитель предлагает вопросы для обсуждения (см. вопросы занятия).

5. Дискуссия

6. Подведение итогов: Выводы формулирует после дискуссии учитель, желательно выводы записать в тетрадь.

Выводы:

Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми:Симпатии писателя не на стороне Воланда.

Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.

Критерии для выставления положительной оценки: 

  • Ответы на вопросы повторительного характера
  • Активная работа на этапе мотивации
  • Аргументированные высказывания на этапе мозгового штурма
  • Активное участие при выступлении групп
  • Активное участие в дискуссии

(Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом).

Домашнее задание: Дайте письменный ответ на следующий вопрос "Происходит ли, на ваш взгляд, в романе скрытый диалог между Воландом и Иешуа?"

Ход урока:

I. Организационный момент  

II. Вступительное слово учителя:

- Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая его путь к истине.

Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. «Мастер и Маргарита» - есть лирико – философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном  творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, прорывом к свету и добру.

Роман Булгакова рассказывает о борьбе добра и зла.

- Сегодня мы поговорим о добре и зле, а также о проблеме нравственного выбора, которая стоит перед героями романа.

III Основная часть урока.

1. Работа с эпиграфом:

- Обратимся к словам М.Ю.Лермонтов, которые являются эпиграфом к уроку.

(эпиграф проецируется на доске).

- В чем смысл этого высказывания? Как бы вы ответили на вопросы, поставленные  поэтом?

 (Учащиеся, как правило, затрудняются сразу ответить на этот вопрос).

 Учитель: - Ребята, мы вновь вернёмся к эпиграфу в конце урока и попробуем найти ответ.

2. Слово учителя:

- В одной книге автор описывает события 20 –х годов прошлого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за неё. 

Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

3. Аналитическая беседа.

Учитель:

- Каким мы видим Пилата в изображении Булгакова? Что это за человек?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст.

 - Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим произведением он даже похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами у Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.

- Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы проста поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Есть у него существо, к которому он очень привязан – это верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Учитель делает вывод:

- Трудно не согласиться с определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Он живёт по своим законам: формула «раб подчиняется господину» незыблема.

- Но вот появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

-Кто он? Что вы можете рассказать о нём?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст.

- Этот человек Иешуа Га – Ноцри . Он философ – бродяга. Иешуа не боится возражать прокуратору. У него своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

- В невиновности этого человека прокуратор убедился сразу, и у него даже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и отправит на остров. Но это оказалось невозможно. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но бродяга не хочет отказываться от своей истины. Он говорит: «Всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости, а там не нужна никакая власть».

Учитель:

- Что помешало прокуратору спасти Иешуа?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст

- Страх, малодушие. Из – за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру Пилат идёт против своих убеждений, против совести, человечности. Иешуа казнён.

Учитель:

- Почему же мучается прокуратор?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст

- Прокуратор мучается, потому что его могущество оказалось мнимым. Он трус. Его мучает совесть. Он понимает. Что Иешуа прав.

Учитель:

В евангельской легенде заложены истины, которые, будучи забытыми, напомнят о себе в нравственной деградации общества.

- Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст.

- Герои и времена, в них описанные, как будто бы разные, суть одна. Трудно сказать добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. В мире, который окружает Мастера, царствует зависть, вражда, недоверие к инакомыслящим людям.

Учитель:

- И вот появляется Воланд и его свита. Кто он и какова цель его прибытия в Москву?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст

- Воланд – это художественно переосмысленный образ Сатаны. Его цель– посмотреть, изменились ли люди за 2 тысячи лет.  

- Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Силы, которая реально борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и его помощники – это судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по его заслугам.

- Воланд появляется  в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лицемеров, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед пре-исподней.

- Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочисленны.

Учитель:

- Совершенно верно. Однако не следует забывать, что Воланд – сатана. И сколько бы добра он ни сделал, он остаётся дьяволом (он продолжает оставаться дьяволом).

- И всё же, каковы его взаимоотношения со светлыми силами?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст

- Булгаков переворачивает все представления о добре и зле. В романе зло не подчиняется добру. Эти силы равноправны. Это ярко проявляется в эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинения Мастера …. и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем».

 Иешуа просит Воланда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношения между добром  и злом в романе.

- По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. Воланд испытывает людей, расставляет ловушки, но он всегда даёт искушенным выбрать между добром  и злом, даёт шанс использовать добрую волю.

Учитель:

- Вернёмся к эпиграфу. Как соотносятся добро и зло в романе?

Предполагаемые ответы учеников, с опорой на текст

- Воланд – дьявол, и кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает – и это одна из загадок романа.

- Воланд – исполнитель «грязной работы». Делает то, что не может делать Бог. Бог должен прощать людей, а сатана, устанавливая справедливость, наказывать.

- Человек внутренне свободен, при любых внешних обстоятельствах он может поступать так, как находит для себя единственно возможным.

- В романе эти понятия равноправны. У героев всегда есть выбор между добром и злом, они сами выбирают, на чью сторону встать. Последнее слово остаётся за ними. Думаю, именно так решается проблема нравственного выбора в романе. Человек сам делает свой выбор и отвечает за него.

IV Обобщение материала.

1. Заключительное слово учителя:

- Играя на земле роль бога масти, Воланд наказывает настоящее зло, и изредка дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он не враг того бога, которому подвластны недоступные для Мастера области света. Воланд обладает властью над землёй, со всей его несправедливостью и злом, не в силах решить, когда обрываться человеческой жизни. Вечное стремление человека к добру неодолимо. Олицетворение добра и любви – Иисус Христос – жив в душах людей.

2. Проверочный тест 

- Итогом нашей работы над романом будет проверочный тест.

( Вопросы теста предложены ребятам на компьютере. После выполнения работы дается ключ к ответам, с помощью мультимедийного проектора, каждый оценивает свою работу (можно использовать взаимопроверку), либо компьютер оценивает).  Приложение 2.

V Выставление оценок.

За урок ребята могут получить две оценки: за устные ответы, за презентацию, за тест.

Воланд  - то вечное зло, которое необходимо для установления, существования на земле добра и вечной справедливости.

Вспомним эпиграф романа из Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Иешуа проповедует милосердие и всепрощение. Он верит в человечество и говорит, что нельзя на зло отвечать злом. 

Маргарита борется за любовь. В ее душе поселилась ненависть к гонителям Мастера, но не исчезло милосердие. И как это ни странно, именно силы зла были у Булгакова наделены правом вершить справедливость, то есть жестоко наказывать за зло и щедро награждать за добро.