Рабочая программа по литературе для 6 класса

Автор: Ковалева Светлана Сергеевна

Дата публикации: 19.11.2016

Номер материала: 3203

Рабочие программы
Литература
6 Класс

 МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1

 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района

РАССМОТРЕНА                                                           СОГЛАСОВАНА                                      УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                        

на заседании МО                                                          зам. директора по УВР                                  Директор школы

учителей гуманитарного цикла      

                 _______________                                                      ____________________                                         ______________

  Ковалева С. С.                                                                         Ковалева С. С.                                               Савкин Л. И.          

«___» ___________20___ г.                                             «___»__________ 20 __ г.                            «__»__________20___г.

                                                                                                                                                Приказ № ______

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету «Литература» для 6 «А» класса

ФИО учителя: Ковалева Светлана Сергеевна

 

2016 - 2017  учебный год


  Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2016). 

Программа адресована обучающимся 6 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс литературы на уровне основного общего образования. 

Литература как учебный предмет входит в предметную область «Русский язык  и литература».

В учебном плане школы на изучение предмета «Литература» выделено 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель) (2 ч. в неделю из федерального компонента + 1 ч. в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений).

Срок реализации данной программы - 1 год.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  •  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  •  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  •  овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования. определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание учебного предмета «Литература»

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни. 

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов XIX  века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой – повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ….».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Тематическое планирование

по литературе

        предмет

Класс 6 «А»

Количество часов – 105 часов, в неделю 3 часа

      классных письменных ответов на проблемный вопрос -  8

      домашних письменных ответов на проблемный вопрос -  5

      тестирований  - 1 (итоговое)

      проектов – 17

Планирование составлено на основе: Рабочие программы. Литература. 5-9 классы.  Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. – М. Просвещение, 2016.

         программа        

                        

Учебник: Полухина В. П.  Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,           В. И.  Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.

                        название, автор, издательство, год издания

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата

Коррек-тировка

Планируемые предметные результаты обучения

Универсальные

учебные действия

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Введение (1ч)

1.

Художественное произведение, автор, герои. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся.

1

2.09

Научиться находить в учебнике необходимый для занятий материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять композиционно-сюжетные особенности произведения.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать  обобщения.

Устное народное творчество  (4 ч.)

2.

Обрядовый фольклор. Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового обряда: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Обрядовые песни в актерском исполнении.

Проект: Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен. Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.

1

5.09

Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи,  выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать  речь для регуляции своих действий, устанавливать  причинно-следственные связи.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

3.

Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.  Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность, прямой и переносный смысл. Многообразие тем пословиц и поговорок.

1

6.09

Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической речью.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать  и регулировать свою деятельность.

Познавательные: выбирать  наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий. 

4.

Вн. чт. Загадки. Загадка как малый жанр фольклора. Разнообразие загадок. Метафоричность и иносказательный смысл. Афористичность загадок. 

1

9.09

Научиться составлять план устного высказывания.

Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической речью.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: уметь  устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

5.

РР. Урок – посиделки «Русский фольклор». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. 

Домашняя контрольная работа        (№ 1): 

1. В чем красота и мудрость русских обрядов?

2. Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?

3. Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысл?

1

12.09

Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Личностные: формирование ценностного отношения к наследию устного народного творчества.

Коммуникативные: ответы на проблемные вопросы на основе произведений устного народного творчества, аргументация своей точки зрения.

Регулятивные: планировать алгоритм ответа.

Познавательные: высказывать свое мнения о прочитанном, делать выводы, перерабатывать информацию.

Из древнерусской литературы (1 ч.)

6.

Русская летопись (Из «Повести временных лет», «Сказание о Белгородском киселе»). Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актерском исполнении. 

1

13.09

Научиться владеть: изученной терминологий по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов, выделять мораль сказки.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.  

Коммуникативные: уметь моделировать монологические высказывания, аргументировать свою позицию и координировать  ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: планировать алгоритм ответа, осознавать  качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: уметь  выделять и формулировать познавательную цель.

Из литературы XVIII века (1 ч.)

7.

Русские басни.

И. И. Дмитриев. «Муха». Краткий рассказ о баснописце. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Развитие понятий об аллегории и морали. Особенности литературного языка XVIII столетия. Басня в актерском исполнении. 

1

16.09

Научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория», «мораль».

 

 

Личностные: формирование исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Коммуникативные: уметь выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное.

Регулятивные: уметь  выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: уметь искать  и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Из литературы XIX века (49 ч.)

8.

И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Краткий рассказ о писателе – баснописце. Роль самообразования в формировании его личности. Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актерском исполнении.

1

19.09

Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор).

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Регулятивные: анализировать  стихотворений текст.

Познавательные: извлекать  необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

9.

И. А. Крылов. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня в актерском исполнении. 

1

20.09

Научиться: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявлять способы самообразования.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Регулятивные: анализировать  стихотворений текст.

Познавательные: извлекать  необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть  и определять  объекты в соответствии с содержанием.

10.

И. А. Крылов. «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня в актерском исполнении. 

Проект: Составление под руководством учителя сценария литературной композиции «Басни И. А. Крылова» и ее постановка на школьной сцене.

1

23.09

Научиться: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявлять способы самообразования, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Регулятивные: анализировать  стихотворений текст.

Познавательные: извлекать  необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть  и определять объекты в соответствии с содержанием.

11.

Р. р. Русские басни. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

  

Домашняя контрольная работа (№2): 

Какие человеческие пороки осуждает           И. А. Крылов в своих баснях?

1

26.09

Научиться самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. Коммуникативные: формируют навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритму).

12.

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина.

Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.  «Чувства добрые» в стихотворении.  Жанр стихотворного послания, его художественные особенности. Стихотворение в актерском исполнении.

1

27.09

Научиться находить в поэтических текстах тропы, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. 

Коммуникативные: обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение, делать анализ текста.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность посредством речевых действий. 

Познавательные: объяснять особенности стихотворной речи, слышать  ритм стихотворного текста, синтезировать  полученную информацию для составления аргументированного ответа. 

13.

А. С. Пушкин. «Узник». «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитеза в стихотворении. Народно – поэтический колорит стихотворения. Стихотворение в актерском исполнении. 

1

30.09

Научиться анализировать стихотворный текст.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Регулятивные: анализировать  стихотворений текст.

Познавательные: извлекать  необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

14.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».  Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Стихотворение в актерском исполнении.

1

3.10

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

 

Личностные: владеть элементами анализа текста; формировать познавательный интерес, навыки сопоставления. 

Коммуникативные: использовать  адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Регулятивные: развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учиться анализировать текст, навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.

Познавательные: синтезировать  полученную информацию для составления ответа.

15.

Вн. чт.  А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина.   Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть в стихотворении «Зимняя дорога». Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути в стихотворениях о дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов.

1

4.10

Обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 

Коммуникативные: использовать  адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; сотрудничать  в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы; строить  монологические высказывания, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учиться анализировать текст, развивать навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.

Познавательные: синтезировать  полученную информацию для составления ответа.

16.

Р. р. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.   Двусложные размеры стиха.  Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Домашняя контрольная работа (№3): Какие «чувства добрые» пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?

1

7.10

Научиться определять двусложные размеры стиха.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. Коммуникативные: формировать  навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формируют умения работать по алгоритму).

17.

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский – старший и Троекуров. История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков. Фрагменты романа в актерском исполнении.

1

10.10

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

18.

«Дубровский»: бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе. 

1

11.10

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

19.

«Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. 

1

14.10

Научиться характеризовать героев повести.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. 

Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

20.

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Дубровского. Его протест против беззакония и несправедливости. 

1

17.10

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать  свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. 

Регулятивные: оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

21.

«Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.

Проект:  Инсценирование под руководством учителя фрагмента романа «Дубровский и постановка самодеятельного спектакля.

1

18.10

Научиться понимать смысл произведения и видеть главное, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, понимать прочитанное.

Регулятивные: осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

22-23.

«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения (№1):

1. В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

2. Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?

3. Почему Маша Троекурова не приняла освобождение из рук Дубровского?

4. Какими способами в романе выражается авторское отношение к героям?

2

21.10-24.10

Научится правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Личностные: формирование у учащихся исследовательской деятельности, приёмов самодиагностики. 

Коммуникативные: делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала.

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа.

24.

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка»: сюжет и герои. Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Особенности сюжета и система героев повести. Фрагменты повести в актерском исполнении.

1

25.10

Научиться определять особенности повествования.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

25.

«Барышня – крестьянка»: особенности композиции повести. Прием антитезы в сюжетно – композиционной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции повети.

Проект: Подготовка читательской конференции «”Повести Белкина”                     А. С. Пушкина». Составление коллективных докладов для урока - конференции.

1

28.10

Научиться понимать смысл произведения и видеть главное, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, понимать прочитанное.

Регулятивные: осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

26.

Вн. чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои. Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильм на сюжеты повестей.

1

11.11

Научиться характеризовать героев повести, выявлять проблемы повести.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. 

Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

27.

М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества).

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации. Стихотворение в актерском исполнении.

1

14.11

Научиться анализировать текст стихотворения.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа.

28.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе.  Стихотворение в актерском исполнении.

 

Проект: Составление сценария мультфильма или диафильма по мотивам баллады «Три пальмы» (устное иллюстрирование кадров, написание текстовых подписей к кадрам и подбор музыкального сопровождения).

1

15.11

Научиться анализировать текст стихотворения, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебнику.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

29.

М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный прием стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества. Стихотворение в актерском исполнении.

1

18.11

Научиться анализировать текст стихотворения.

Личностные: формирование у учащихся готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Познавательные: осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

30.

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества. Стихотворения в актерском исполнении.

Проект: Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

1

21.11

Научиться анализировать текст стихотворения, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Познавательные: осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

31 – 32.

РР. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова. 

Классное сочинение (№2): Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)?

2

22.11

Научиться определять двусложные размеры стиха.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритму).

33.

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика.

1

25.11

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Познавательные: строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

34.

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей.

1

28.11

Научиться составлять характеристику героев.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

35.

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: картины природы. Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла «Записки охотника» и живописным полотнам русских художников)».

1

29.11

Научиться определять роль изображения природы в рассказе.

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе по алгоритму.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

36.

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов. 

1

2.12

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Познавательные: строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

37.

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…».  Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам и душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей. Стихотворение в актерском исполнении.

1

5.12

Научиться анализировать прозаический текст.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

38.

Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева. Стихотворение в актерском исполнении.

1

6.12

Научиться анализировать прозаический текст.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

39.

Ф. И. Тютчев. «Листья».  Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском исполнении. 

1

9.12

Научиться анализировать прозаический текст.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

40.

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».   Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Стихотворение в актёрском исполнении

1

12.12

Научиться определять черты пейзажной лирики.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

41.

А. А. Фет. «Ещё

майская ночь». Переплетение

и взаимодействие тем природы

и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском исполнении.

1

13.12

Научиться определять черты пейзажной лирики.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

42.

А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...».

Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актёрском исполнении. 

Проект:  Конкурс на лучшее выразительное чтение стихов      Ф. И. Тютчева. А. А. Фета

1

16.12

Научиться анализировать прозаический текст, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

43.

РР.  Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики      Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

19.12

Научиться анализировать прозаический текст.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное; делать анализ текста, используя полученные знания; строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; применять метод информационного поиска.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; синтезировать полученную информацию для составления ответа.

44.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Картины подневольного труда. Величие народа — созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Стихотворение в актёрском исполнении.

1

20.12

Научиться определять тему и идею стихотворения, анализировать поэтический текст.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

45.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления о строфе.

1

23.12

Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

46.

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Классная контрольная работа (№3):

1. Какие состояния природы любит изображать Ф. И. Тютчев в своих стихах?

2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А. А. Фета? 

1

26.12

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности Коммуникативные: формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Регулятивные: планировать алгоритм ответа.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

47.

Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Развитие понятия о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

1

27.12

Научиться аргументировать свой ответ.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

48.

«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Проект:  Составление электронного альбома «Герои сказа „Левша" в иллюстрациях».

1

09.01

Научиться определять особенности языка сказа, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся навыков мотивации к самосовершенствованию, взаимодействия в группе по алгоритму.  

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

49.

РР. «Левша».  Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос и написание классного сочинения (№4):

1. О чём мечтает автор-повествователь в стихотворении «Железная дорога»?

2. В чём неоднозначность авторского отношения к главному герою сказа «Левша»?

3. Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении «Железная дорога» и сказе «Левша»?

1

10.01

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности Коммуникативные: формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Регулятивные: планировать алгоритм ответа.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

50.

Вн. чт.  Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и

герои рассказа. Нравственные

проблемы в рассказе и пути их решения.

1

13.01

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Познавательные: строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

51.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе.

1

16.01

Научиться составлять характеристику героев.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа.

52.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации.

Проект: Составление инсценировки по рассказам писателя и её постановка на школьной сцене (под руководством учителя).

1

17.01

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы,  выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму.

Коммуникативные: делать анализ текста, используя полученные знания.

Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала.

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа.

53.

Вн. чт.  А. П. Чехов. Рассказы. Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. Сюжеты и герои. Способы выражения комического. 

1

20.01

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Познавательные: строить сообщения исследовательского характера в устной форме.

54.

Родная природа в

стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая

мгла...». Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Лирика как род литературы. Стихотворение в актёрском исполнении.

1

23.01

Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа.

55.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском исполнении.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах художников и романсах композиторов».

1

24.01

Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста, определять особенности пейзажной лирики, выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

56.

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег...». Подготовка к домашнему  сочинению (№4) («Каков образ русской природы в стихах русских поэтов, полотнах русских художников и романсах русских композиторов?»). Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в актёрском исполнении. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников. 

1

27.01

Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста, сопоставления его с особенностями романсов.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно - следственные связи.

Познавательные: осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Из литературы XX  века (26 ч.)

57.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н.И. Пирогов.

1

30.01

Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа, составлять устную и письменную характеристику героя.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию. 

Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

58.

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.

1

31.01

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

59.

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Краткий рассказ о писателе. Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Фрагменты повести в актёрском исполнении.

1

3.02

Научиться определять жанрово-композиционные особенности рассказа.

Личностные: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 

Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное.

Регулятивные: анализировать текст.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

60.

«Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

1

6.02

Научиться выразительно читать текст по ролям, анализировать образы главных героев.

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму. 

Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

61.

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Краткий рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе. Сказка в актёрском исполнении.

1

7.02

Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, определять идейное своеобразие рассказа.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе по алгоритму.

Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: выполнять учебные задания, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

62.

Вн. чт. А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Их внутренний мир, доброта и милосердие.

1

10.02

Научиться выявлять способы выражения авторской позиции в рассказах.

Личностные: формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию. 

Коммуникативные