Рабочая программа по литературе для 8 классов

Автор: Снегирева Наталья Яковлевна

Дата публикации: 19.11.2016

Номер материала: 3362

Рабочие программы
Литература
8 Класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предмтов№32»

Учитель русского языка и литературы Снегирева Н.Я.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы. Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. Содержание и структура программы соответствуют следующим документам:

  • Федеральный  Закон  «Об  образовании  в  Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Приказ  Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ.

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач: 

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений;
  • формирование УУД;
  • формирование проектных умений и навыков;
  • формирование базовых национальных ценностей;

формирование способности к рефлексии и самооценке. 

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в 8 классе общеобразовательной школы в соответствии с программой рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Количество сочинений,  часов развития речи, внеклассного чтения, сведений по теории литературы, произведений для заучивания наизусть  предусмотрено в соответствии с Протоколом  №1 от 29.08.2016 г. заседания кафедры гуманитарных дисциплин. 

В 8 Б классе обучается ребенок с ОВЗ Евстифеев Илья. С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и  психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа,  осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход  с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития, на основании  Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами». Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития (V- IX) классы / ж.Дефектология №3, 1993г. Во время обучения к этому ребенку осуществляется индивидуальный подход  с учетом его психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития. Согласно рекомендациям по работе с данными учащимися объяснение нового материала осуществляется  более подробно, неоднократное проговаривание инструкций к выполняемым заданиям, отводить больше времени на подготовку ответа.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.

2. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2010.

II. Литература для учителя

  1. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007
  3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2003.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н.Зубова. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. Ч.1 / автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  6. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  7. Читаем, думаем, спорим…: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 8 класс / Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2009.

Планируемые результаты изучения курса литературы 8 класса

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета (68 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Знать:

  • особенности жанров народной песни;
  • роль народной песни в развитии художественной литературы.

Уметь:

  • различать жанры народной песни;
  • выявлять характерные для песен и преданий художественные приемы;
  • выразительно читать;
  • пересказывать предания.

Владеть: понятиями  Устное народное творчество. Фольклор. Народная песня. Жанры народной песни. Предания.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Знать:

  • древнерусский текст в современном переводе;
  • особенности характера героя древнерусской литературы.

Уметь:

  • выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать героя древнерусской литературы;
  • выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Владеть: понятиями  Житие. Идеал человека.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 ч.)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XVIII века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Уметь::

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.;
  • характеризовать героя русской литературы XVIII в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина.

Владеть: понятиями  Классицизм. 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XIX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.;
  • характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм) ;
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии;
  • подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Крылова, К.Ф.Рылеева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Владеть: понятиями  Басня. Дума. Композиция. Сюжет. Герой. Характер героя. Пейзаж. Эпиграф. Поэма. Тема произведения. Идея произведения. Комедия. Ремарки. Персонаж. Монолог. Внесценический герой. Прототип. Герой-повествователь. Кульминация. Эпизод. Сатира. Подтекст. Эзопов язык. Контраст. Автор. Рассказчик. Лирика. Ритм. Рифма. Стихотворение. Изобразительно-выразительные средства. Системы стихосложения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно беРоссии...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя русской литературы XX века;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века;
  • характеризовать героя русской литературы XX века;
  • выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений русской литературы XX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • подобрать и обобщить дополнительный материал о биографии и творчестве И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, И.С.Шмелева, М.А.Осоргина, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева.

Владеть: понятиями  Портрет. Интерпретация. Поэма. Ирония. Фантастика. Псевдоним. Стихотворный размер. Строфа.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Знать:

  • текст литературного произведения;
  • особенности характера героя зарубежной литературы;
  • темы, образы и приемы изображения человека.

Уметь:

  • воспринимать текст литературного произведения;
  • выразительно читать фрагменты произведении зарубежной литературы;
  • выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы;
  • характеризовать героя зарубежной литературы;
  • выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека;
  • соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;
  • находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
  • формулировать вопросы по тексту произведения;
  • давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
  • давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм);
  • выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении;
  • составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения;
  • подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
  • подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
  • сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений;
  • делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя;
  • писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ;
  • конспектировать литературно-критическую статью;
  • писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии;
  • сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

Владеть: понятиями  Трагедия. Роман.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч.)


Тематическое планирование по дисциплине «Литература» 8 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Развитие речи,

ч.

Сочинений.

Наизусть

Внеклассное чтение, ч.

Теория литературы

Проекты

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

1

3

Из древнерусской литературы

2

2

1

4

Русская литература XVIII века

6

5

1

2

2

2

5

Русская литература XIX века

33

9

5

3

3

3

1

6

Русская литература XX века

17

8

3

4

2

1

1

7

Из зарубежной литературы

6

1

1

8

Подведение итогов

1

1

Итого

68

26

9

10

8

6

3

Тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия(урока)

Кол-во часов

Вид и форма

контроля знаний

Работа с обучающимися ОВЗ

Дата проведения

занятия

Планируемая

Фактическая

1

Введение

1

1.1

Вводный урок. Русская литература и история

1

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

6.09

2

Устное народное творчество

2

2.1

Устное народное творчество. Русские народные песни

1

Выразительное чтение

8.09

2.2

Предания как исторический жанр. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Пересказ с сохранением худ. особенностей

Пересказ

13.09

3

Из древнерусской литературы

2

3.1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Житие князя Александра Невского

1

Проектная работа

Житие

15.09

3.2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

1

Художественный пересказ

20.09

4

Русская литература XVIII века

6

4.1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». Т/л Классицизм

1

Анализ текста

Анализ текста

22.09

4.2

Анализ эпизода. Образование и воспитание в комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Вн/чт

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Вн/чт

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

27.09

4.3

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа

1

Наизусть

29.09

4.4

Крылов – поэт и мудрец

1

Вн/чт

Басни Крылова

Вн/чт

Басни Крылова

4.10

4.5

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе XVIII века»

1

Сочинение

Написание сочинения

6.10

4.6

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Т/л  Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей. Обучение выразительному чтению.

1

Наизусть

Заучивание стихотворного текста (отрывок)

11.10

5

Русская литература XIX века

33

5.1

А.С.Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября«. Их основные темы и мотив

1

Наизусть

Выразительное чтение

13.10

5.2

А.С.Пушкин и история

1

Конспект

Конспект

18.10

5.3

А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

1

Проектная работа

«Пугачев в Саранске»

 «Пугачев в Саранске»

20.10

5.4

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы. Т/л. Реализм

1

Ответы на вопросы

25.10

5.5

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности

1

Характеристика

27.10

5.6

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

Характеристика

8.11

5.7

Пугачев и народное восстание в романе

1

Подготовка к сочинению

10.11

5.8

Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Сочинение

Ответы на вопросы

15.11

5.9

А.С.Пушкина. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

1

Вн/чт

17.11

5.10

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Тест

22.11

5.11

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова

Пересказ

24.11

5.12

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Т/л. Романтическая поэма, герой

1

Наизусть

29.11

5.13

Особенности композиции поэмы «Мцыри»

1

Вн/чт

«Маскарад»

Вн/чт

«Маскарад»

1.12

5.14

Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Сочинение

Написание сочинения

6.12

5.15

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя

1

Пересказ

8.12

5.16

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания

1

Чтение сцен

13.12

5.17

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

1

Чтение сцен

15.12

5.18

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление

1

20.12

5.19

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

Написание сочинения

22.12

5.20

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

1

Чтение текста

27.12

5.21

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

1

Составление рассказа

29.12

5.22

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

Т/л. гипербола, гротеск, литер. пародия

1

Ответы на вопросы

5.23

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

Выразительное чтение эпизода

5.24

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Тест

5.25

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Составление характеристики

5.26

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»

1

Чтение текста текста

5.27

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала»

1

Характеристики

5.28

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

Ответы на вопросы

5.29

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

1

Наизусть

Выразит. Чтение лирич. произведения

5.30

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье

1

Вн/чт

«Крыжовник», «Человек в футляре»

Вн/чт

«Крыжовник» или «Человек в футляре»

5.31

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика

1

Стение рассказа

5.32

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Диспут «Что значит быть счастливым?»

1

Ответы на вопросы

5.33

Классное сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1

Сочинение

Написание сочинения

6

Русская литература XX века

17

6.1

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия»

1

Наизусть

Заучивание наизусть

6.2

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему. Т/л Драматическая поэма

1

Чтение поэмы

6.3

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

1

Характеристика Е.Пугачева

6.4

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение

Написание сочинения

6.5

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству

1

Ответы на вопросы

6.6

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник»; М.М.Зощенко. «История болезни»

1

Вн/чт А.Т.Аверченко «О шпаргалке»

Вн/чт А.Т.Аверченко «О шпаргалке»

6.7

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Чтение рассказа

6.8

Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина (на выбор)

1

Сочинение

Написание сочинения

6.9

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин»

1

Ответы на вопросы

6.10

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа

1

Наизусть

Выразит. чтение

6.11

Мастерство А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин»

1

Вн/чт

«Теркин на том свете»

Вн/чт

«Теркин (главы по выбору)»

6.12

A.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Ответы на вопросы

6.13

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Наизусть

Проектная работа

«Фронтовой альбом»

 «Фронтовой альбом»

6.14

B.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Чтение рассказа

6.15

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

1

Сочинение

Написание сочинения

6.16

Русские поэты о Родине, родной природе. Обучение выразительному чтению наизусть.

1

Наизусть

Чтение лирического произведения

6.17

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

1

7

Из зарубежной литературы

6

7.1

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

1

Ответы на вопросы

7.2

Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы

1

Наизусть

Анализ произведения

7.3

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство

1

Ответы на вопросы

7.4

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Общечеловеческий смысл комедии

1

Чтение сцен

7.5

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

7.6

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1

Вн/чт

Э.По «Золотой жук»

Вн/чт

Э.По «Золотой жук»

8

Подведение итогов

3

8.1

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1

Ответы на вопросы

Итого

68

В работе с учащимися  использую следующие виды контроля результатов обучения:

-                   текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

 -                   тематический контроль: заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Специфика этого вида контроля: 1)        ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;

 2)        при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

 3)        возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.

 -          итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.

 Методы и формы организации контроля:

устный опрос;

письменный опрос — заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ

а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант);

б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое);

в) сочинение;

г) изложение;

д) самостоятельная работа;

е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера).

ж)тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи и т. д.

Большое внимание на своих уроках я уделяю внимание контролю за формированием связной речи. На этапе текущего контроля использую следующие виды заданий:

а) творческий диктант,

б)свободный диктант.

Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:

1.      При письменной работе на уроке:

 а) Словарно-орфографическая работа. Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.

б) Словарный диктант «Проверь себя». Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель(выборочно или у каждого учащегося).

в) Графический диктант. Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы.

2.      При устной работе на уроке:

а) Работа по плану. На доске записывается план ответа, составленный преподавателем или учащимися под руководством преподавателя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал. Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.

3.      При письменной и устной работе на уроке:

а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера. Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме (примеры таблиц прилагаются).

б) Обучение самоанализу. Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей.