Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Автор: Григорьева Елена Владимировна

Дата публикации: 14.03.2016

Номер материала: 356

Прочие методические материалы
Музыка, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие
Без класса, 1 Класс

Григорьева Елена Владимировна

Музыкальный руководитель,

МДОУ ДС №9 «Семицветик»,

г. Серпухов

«Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития  детей. Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора дети смотрят диснеевские мультфильмы, героями современных ребят становятся персонажи иностранных фильмов, музыка, звучащая из динамиков, отличается от традиционной русской музыки, на новогодних праздниках появляются люди-пауки и бетманы, сам Новый год наступает с приходом иностранца Санта Клауса. Очень жаль, что на второй план ушли замечательные мультфильмы советского периода, чудесные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло.

        Однако, именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, к душе ребёнка и лежать в основе развития его личности. Духовность необходимо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». Нельзя построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

 С давних времён человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь – это живое отражение той жизни. Такой календарь складывался веками, он включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. Слово «Русь» происходит от «русло»-углубление, по которому течёт вода (на Руси протекало множество больших и малых рек, по берегам которых селились наши предки). А ещё Русью называли светлое место, где солнышко живёт. Народная жизнь – это семейно-общественные традиции, поклонение труду и радость праздников. Складывались традиции под влиянием образа жизни. У славян традиции полны земным человеческим чувствам: добродушием, хлебосольством, гостеприимством и т.д.  Здесь присутствует уважение к матери, старшим, труду, здоровому образу жизни и т.д. Наши предки жили среди природы и были близко связаны с ней. Именно это единство человека с природой выражалось в народной традиции обращаться к ней за помощью в горе и делиться с ней радостью. Фантазии народа населили окружающий мир таинственными силами, поэтому обряды приобретали в глазах предков особый смысл: они появлялись в связи с потребностью повлиять на природу, чтобы она даровала им успех в хозяйстве, оберегала от зла. В основе обряда – ритуальные песни и танцы, которые особо выделяются в играх и хороводах. Обрядовые действия  передавались в закличках, приговорках, величальных песнях, в них чувствуется постоянное стремление к свету, добру, миру. Солнышко называется красным, земля – кормилицей, хлеб – батюшкой. Они представлялись нашим предкам живыми существами. Славяне верили, что слово обладает неповторимой силой воздействия на природу: народ воспевал красоту родной земли, с нежностью обращался к реченьке быстрой, травушке шелковой, берёзке белой и т.д. Обряды помогали прикоснуться к красоте обычной жизни.

Народный календарь-основа традиций и праздников, основной элемент культуры славян. Предки вели счет времени по сезонам, связанным порядком работ на земле. Время измерялось не цифрами, а событиями. Праздник -памятное событие в жизни народа, день веселья (слово «праздник» означает «не занятый делами, свободный от работы день», выходной)

Язычество (многобожие) после крещения Руси не ушло из жизни народа, народные и православные праздники прочно соединены в народном сознании, разделить их очень сложно. Православные праздники отмечали в память религиозного события или святого. Народные праздники начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, лесу.

Древнейшие праздники славян были связаны с солнцем: два главных праздника было у земледельцев. Праздники Коляда и Купала названы в честь древних божеств. Они разделяли год на две равные части и были основой праздников: Коляда – отмечал зимний солнцеворот, Купала – летний. Языческий символ солнца -это круг. Одним из видов почитания солнца являлся хоровод, который всегда был общим и обязательным на торжестве. Хоровод (круг) – общий обрядовый танец с песнями, объединяющий всех в замкнутое пространство, его нельзя было разбить.

Предметом поклонения была земля, её почитали как мать, за неё славянин готов был жизнь отдать. Народ чтил защитников, в их честь слагали песни, былины, сказки.

Каждый уголок Русской земли имеет неповторимые традиции, обозначенные национальными чертами, но всюду выполняет одинаковую роль – духовно сплачивает людей в своей культуре.

Детям доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Русские народные песни незаменимы в работе над протяжным пением, хорошей дикцией, они обладают художественно – воспитательной ценностью; формируют художественный вкус ребёнка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (травушка-муравушка, зимушка-зима). Дети проявляют интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с удовольствием поют  песни «Во кузнице», «Блины», «Валенки» и другие. Эти песни хороши тем, что они сюжетные, их можно инсценировать.

«Ледяная гора выросла в сторонке…»

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски, хороводным, переменным, топающим шагом, ковырялочка, присядка и т.д. После усвоения этих движений, приступаем к разучиванию более сложной пляски - «Кадриль».

Кроме песен и плясок разучиваем игры с пением, хороводы, потешки, прибаутки. Яркие образы вызывают у детей желание двигаться. Многие потешки можно перенести в разряд игры.

Детям очень нравятся занятия, на которых мы играем на шумовых русских народных музыкальных инструментах. Мне очень повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубны, колотушки, румба, бубенцы). Стараюсь знакомить детей с русскими народными сказками, где добро побеждает зло. На новогоднем празднике была сделана постановка по русской народной сказке «Морозко». Всё  получилось замечательно, потому что все дети очень любят сказки и с удовольствием исполняли роли сказочных персонажей.

В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали Святки, от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками  ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песни – колядки. В ответ колядующих  полагалось угощать.

Следующий большой праздник – масленица. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда появилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Масленица - рубеж старого и нового года, начало весны.

Знакомлю детей с названиями масленичной недели, рассказываю ребятам какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, что блин – это знак богатства. Праздник проводим на улице, с играми, хороводами, угощением блинами и сжиганием масленицы.

Праздник  - Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – берёзка, поэтому ей посвящается основная часть праздника. Дети с радостью играют в народные игры, поют песни о берёзке.

Таким образом все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Воспитывая детей на русских народных традициях, можно надеяться, что нынешнее поколение не утратит связь с историей прошлых лет. Русская песня, русское поэтическое слово станет близким детям, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребёнка дошкольника.

Список литературы:

1.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320с.

2.Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-синтез,2014. – 70с.