Проект Исследование татарского этноса на территории Челно-Вершинского района численность культура традиции

Автор: Дюбченко Наталья Юльевна

Дата публикации: 20.11.2016

Номер материала: 3779

Прочие методические материалы
География
Без класса

ГБПОУ

«Сергиевский губернский техникум»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТАТАРСКОГО ЭТНОСА  НА ТЕРРИТОРИИ   ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКОГО  РАЙОНА: ЧИСЛЕННОСТЬ, ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА

  http://rtnasyri.ucoz.ru/l1003f.jpg                                                                 

Автор работы: 

Гибадуллина Румия Радиковна

Студентка 2 курса

ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»

Научный руководитель:

Дюбченко  Наталья Юльевна

Преподаватель   общеобразовательных и  профильных дисциплин  

ГБПОУ «Сергиевский губернский техникум»

 Содержание

Введение

3

Часть 1 Обзор литературы  по проблеме изменения численности татарского населения

1. 1 История заселения России татарами

5

1.2  Численность  татарского населения в России

5

1.3. Численность   татарского населения   в Самарской области  

7

1.4. Численность населения  Челно -Вершинского района

10

Часть 2 История образования татарских сел сельского поселения Краснояриха муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

11

2.1 Сельское поселение Краснояриха

12

2.2 Поселки  Малый  Нурлат, Новый  Нурлат, Советский  Нурлат,

Советское Иглайкино

13

2.3 Село Краснояриха

14

2.4 Село Шламка

18

2.5 Результаты проведения анкетирование  населения села Краснояриха

19

2.6 Анализ прогноза  изменения численности татарского населения в России

24

Часть 3 Культура и традиции татарского народа

26

2.6 Татарские праздники, обряды, обычаи

26

2.7 Татарская  национальная  кухня

29

Результаты  исследования

32

Список литературы

33

Введение

«Каждый народ - золотой фонд России»

         Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.  Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов и других.  [3]

        В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана постоянно растет  Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи. [7]

       По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты. [13]

        Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.  Это  отражение души нации, его национального  характера, самосознания. Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру.   [7]

      Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

        Любая культура умрет, если нет самого народа.   Сохраняя традиции народа,  мы сохраняем и сам народ. Татары, являясь частью населения Российской Федерации, как и другие народы страны, подчиняются общим тенденциям демографического развития населения.  Согласно прогнозу, численность татар, проживающих в России в 2025 году, может существенно изменяться.  Происходящие в России миграционные процессы будут активно влиять на изменение национального состава населения.  Обычаи, бытующие у татар, обряды, привычки, праздники как элемент культуры, традиционный образ жизни людей значительно влияли на устойчивость, положительность увеличения численности населения.  Культура и массовое образование резко осовременили облик татарской нации, стерев многие местные особенности и этнические детали. [22]

    Потомки городских татар быстрее приобщаются к другим культурам, а численность пожилых людей, воспитанных на народных ценностях, с каждым годом снижается.  Проведенные с учетом изменений последних лет исследования указывают, что в демографическом развитии татар, проживающих в России, сохранятся негативные тенденции: коэффициент рождаемости будет падать, продолжится процесс старения населения.   [22]

    Численность  татарского населения в Самарской области и Челно- Вершинском районе не так велика и необходимо приложить все усилия,  чтобы не допустить её снижения. Происходящие миграционные процессы будут активно влиять на изменение национального состава населения

  Цель работы:  изучить  изменение численности  татарского  населения  проживающего   на  территории  Челно - Вершинского  района его культуру и традиции  

Задачи

1. Используя статистические данные провести анализ  изменения численности татарского населения  в России, Самарской области,  Челно - Вершинском  районе

2. Изучить историю происхождения  татарских сел в Челно -Вершинском  районе

3. Провести анкетирование татарского населения в селе Краснояриха

4.  Определить  роль  сохранения  культуры, традиций, обычаев в  изменении численности населения татарского этноса.

Объект исследования: татарский этнос

Предмет  исследования:  количественные показатели численности населения, культура, традиции.

Методы: анализ литературных источников, работа с архивными документами, картографическим и статистическим материалом, анкетирование, опросы, интервью.

Гипотеза: мы предположили,  что на  сокращении численности татарского населения  могут оказать влияние такие факторы как,  утрата традиций  предшествующих поколений, связанная с распространенность больших семей, потеря социальной  ценности  брака, утрата традиций   раннего замужества, преданности  семейным узам, традиции  многодетности, межнациональные браки, разводы,  миграция.

Часть 1 Обзор литературы  по проблеме

изменения численности татарского населения

1. 1 История заселения России татарами

        В нач. XVIII в. численность татар, проживающих в России не превышала 500 000 чел. (источник не указан 760 дней). К кон. XIX в. эта численность увеличилась пятикратно. (источник не указан 760 дней) А в XX в. произошло удвоение численности татар. Причем прирост в разных группах был различным. Так численность волго-уральских татар возросла в 11,2 раза, тогда как сибирских — только в 3,3 раза. Во второй половине XIX в. среди татар начали интенсивно развиваться урбанизационные процессы. В XVIII — нач. XX вв. численность татар-горожан в Волго-Уральском регионе возросла более чем в 77 раз. Большая их часть проживала в таких крупных городах как Казань, Уфа, Оренбург, Самара, Симбирск, Саратов, Нижний Новгород, Кострома, Пенза, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Троицк и др.  [6]

    В 1920—30-х гг. абсолютное большинство татар проживало в РСФСР. Наиболее крупная по численности группа татар за пределами РСФСР проживала в Казахстане и Средней Азии 991,2 тыс. в 1926 г. и 129 тыс. в 1937 г.). К 1959 г. число татар в этом регионе возросло до 780 тыс., а к 1979 г. составило 1154 тыс. [6]

         Территория, которую в настоящее время занимает Самарская область, известна еще с 10 века. Она была освоена камскими булгарами, пришедшими сюда из приазовских степей и основавших на реке Волге государство под названием Волжская Булгария. Коренное население здесь состояло из разных племен: марийцев, мордвы, чуваш. В начале 13 века Волжская Булгария была захвачена татаро-монголами, основавшими в Поволжье Золотую Орду, которая существовала до конца15 века, пока не была окончательно разгромлена русскими войсками. В 1586 году в устье рек Самары и Волги была построена крепость для защиты русских переселенцев от набегов кочевников. Через нее проходил великий волжский торговый путь. Поселения татар застраивались по восточному обычаю: дома не выходят на улицу, а прячутся во дворах, за заборами, «шишеобразный» погреб, несколько амбаров. [1]

1.2   Изменение численности татарского населения в России

        Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке. [19]

       Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года).  Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский)казанский (средний) диалект и восточный (сибирскотатарский) [19]

C:\Users\Наталья\Desktop\1024px-Ареал_расселения_татар_в_России._По_данным_Всероссийской_переписи_населения_2010_года.png

Рис 1 Карта расселение татар в России

              В Татарстане проживает около 37,9 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Самый малонаселенный татарами регион — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек.  Ниже в таблице представлены  тридцать регионов России, по численности, проживающего там татарского населения (согласно переписи населения 2010)  Больше всего их проживает в Татарстане  - 53,15 % , меньше всего  в Краснодарском крае- 0,48%.   [18]

Таблица №2 Численность Татарского населения по регионам России

Регион

Общее число татар

    % от

населения

Регион

Общее число татар

% от

населения

Татарстан

2012571

53,15

Московская область

56202

0,79

Новосибирская область

24158

0,91

Волгоградская область

24557

0,94

Башкортостан

1009295

24,78

Саратовская область

52884

2,1

Тюменская область

239995

7,07

Нижегородская область

44103

1,33

Челябинская область

180913

5,2

Мордовия

43392

5,2

Оренбургская область

151492

7,45

Омская область

41870

2,12

Ульяновская область

149873

11.59

Кемеровская область

40229

1,46

Москва

149043

1,3

Марий Эл

38357

5,51

Свердловская область

143803

3,35

Кировская область

36457

2,72

Самарская область

126124

3,92

Красноярский край

34828

1,23

Пермский край

115544

4,38

Чувашия

34214

2,73

Ханты-Мансийский автономный округ

108899

7,1

Санкт-Петербург

30857

0,63

Удмуртия

98831

6,5

Ямало-Ненецкий автономный округ

28509

5,45

Пензенская область

86431

6,24

Краснодарский край

24840

0,48

Астраханская область

60523

5,99

1.3.  Численность   татарского населения   в Самарской области  

      Самарская область пятый по площади регион Поволжья, занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России. Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 3 205 858  чел. (2016). Плотность населения — 59,85 чел./км2 (2016). Городское население - 80,49 % (2015). В состав области входит 10 городских округов и 27 муниципальных районов. См. рис 2,3 [19]

http://mognovse.ru/mogno/913/912263/912263_html_568b46ac.png

Рис 2 Карта население Самарской области

Таблица № 2 Численность татарского населения в Самарской области

1959

%

1979

%

1989

%

2002

%

2014

%

74215

3,29 %

103605

3,35 %

115280

3,53 %

127931

3,95 %

126124

4,08 %

График изменения численности татарского населения в Самарской области

     На графике и в таблице №2 представлены данные  о численности татарского населения в Самарской области с 1959  года по  2014.   Из них видно, что численность    медленно,   но повышается.

      В самарской области   насчитывается 48 татарских населённых пунктов, 29 татарских школ, 36 мечетей (на 1996), медресе «Галия» (Самара). Работают татарский культурный центр «Туган тел» (Самара, Похвистнево, Сызрань), Исламский общественно-политический центр (Тольятти), молодёжная организация «Азатлык», женский клуб «Ак калфак». Издаются газеты «Бердәмлек» (Самара, с 1990), «Азан».   Радиопередачи на татарском языке станции «Радио-7 из Самары», радиопрограмма «Ак бәхет». [20] 

http://cs409017.vk.me/v409017151/690b/SwmFLKiuyXg.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\i.jpg

      15 татарских коллективов художественной самодеятельности, народный ансамбль «Ялкынлы яшьлек» (Самара), «Ялкын» (Тольятти), «Заман» (Камышлинский район) Камышлинский татаркий народный театр, фольклорный коллектив «Ак каен» коллективов художественной самодеятельности, народный ансамбль «Ялкынлы яшьлек» (Самара), «Ялкын» (Тольятти), «Яшьлек» (Камышлинский район) [20] 

http://samara-hotels.org/images/karta_samarskaya_oblast_po_rayonam.jpg

Рис 3 Административная карта Самарской области

      В Самарской области проживает татарского населения 127,9 тыс. чел., что составляет 3,95 % от населения области.   Татары компактно проживают в Елховском, Исаклинском, Камышлинском, Клявлинском, Кошкинском, Похвистневском, Шенталинском районах. [18]

Диаграмма №1Численность татарского населения по районам Самарской области

Вывод:   В Самарской области всего 27 районов, нами найдены данные только о 7 районах,  где проживает татарское население. Вероятнее всего в других численность настолько мала, что она нигде не указана.  Наибольшая численность татарского  населения  проживает в Камышлинском районе 81%, наименьшая в Клявлинском 5,37%

1.4.Численность населения Челно -Вершинского района

     Челно-Вершинский район расположен на севере Самарской области. Площадь - 1162,3 кв. км. Население – 17 тысяч человек. 53 населенных пункта. Административный центр – село Челно-Вершины. Расстояние до Самары – 185 км. До райцентра без пересадок можно поездом доехать из Москвы, Челябинска, Перми, Новосибирска, Стерлитамака, Краснодара, Сочи, Адлера, Казани и других городов. [21]   См. рис. 4

челно-вершинский район (1)

http://chversh.samgd.ru/upload/files/53000/53307/c26dd119a7316af867e70a860afd.jpg

Рис 4 Указатель и карта Челно-Вершинского района

   По данным переписи населения 2010 года самыми многочисленными национальностями в Челно- Вершинском  районе были русские -9 014 чел. (54,5 %), чуваши - 4 596 чел. (27,8 %), татары -2 097 чел. (12,7 %) и мордва-эрзяне - 621 чел. (3,8 %) см. таблицу 3 [21].

Таблица № 3 Изменение Численность населения Челно –Вершинского  района

2002

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

18 817

17 480

16 954

16 827

16 514

16 274

15 978

15 673

Из таблицы видно, что численность Челно-Вершинского района с 2002г по 2015г снизилась  почти на 3.000 человек. Доля татарского народа в районе  составляет 12,7%

Часть 2 История образования татарских сел сельского поселения Краснояриха

муниципального района Челно- Вершинский Самарской области

2.1 Сельское поселение Краснояриха

Сельское поселение Краснояриха расположено на юго-западе муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Общая площадь земель сельского поселения Краснояриха в установленных границах составляет 14114,0 га.

Сельское поселение Краснояриха, включает 10 населённых пунктов: село Краснояриха, село Шламка, поселки Воскресенка, Ибряйкино, Крыловка, Малый Нурлат, Новый Нурлат, Раздолье, Советский Нурлат, Советское Иглайкино. См. рис.

Численность населения – 1 382; Число хозяйств – 472; Детей – 273; Пенсионеров – 328

Сельское поселение Краснояриха граничит:

-         с сельским поселением Озерки муниципального района Челно-Вершинский;

-         с сельским поселением Русская Васильевка муниципального района Кошкинский;

-         с сельским поселением Шпановка муниципального района Кошкинский;

-         с Республикой Татарстан

Связь с областным центром осуществляется по автодороге федерального значения «Урал» (М-5) - 66 км и по автодороге местного значения «Челно-Вершины - Каменный Брод» через районный центр Челно-Вершины. [23]

C:\Users\Наталья\Desktop\Безымянный.png

Рис 5   Карта населенных пунктов поселения Краснояриха

 Таблица №4 Фото населенных пунктов поселения Краснояриха

Обелиск пос. Малый Нурлат

IMG_9845

Поворот на село

Река Шлама в

с. Красноярихе

Памятник

Неизвестному солдату

IMG_9901

Школа поселка Сов. Нурлат

IMG_9877

Школьный музей, татарская национальная утварь

IMG_0005

E:\Татары\Фото\Молельный дом пос. Воскресенка.jpgМолельный дом пос.Воскресенка

E:\Татары\Фото\мост через реку Шлама в Краснояриха.jpgМост через реку Шламу с.Краснояриха

E:\Татары\Фото\Обелиск с. Шламка.jpgобелиск с.Шламка

Школа с.Краснояриха

2.2 Поселки  Малый  Нурлат, Новый  Нурлат, Советский  Нурлат,

Советское Иглайкино

Дата, обстоятельства основания, толкование названия и его первые поселенцы.

Поселки Советский Нурлат, Малый Нурлат и Советское Иглайкино образованы в 1927 году. Первыми переселенцами были жители деревень Верхний Нурлат, Нижний Нурлат и Новое Иглайкино соседней ТАССР См. рис 6. [23]

  Выходцы из Нового Иглайкино назвали свой поселок Советское Иглайкино. В те годы была возможность переехать на свободные земли и заняться земледелием. Среди первых переселенцев были Усманов Муртаза Мустафинович (1887г.р.) со своей семьей, Мавлютов Хусаин Абдулович (1905г.р.), Мавлютов Фассах Салахович (1907г.р.), Усманов Исхак Гиреевич (1897г.р.), Сайфулин Губайдулла Сайфулович (1901г.р.) и многие другие

.http://maps.vlasenko.net/map/ru/samarskaya/chelno-vershinskij/malyj_nurlat.smtm100.jpg

Рис 6   Карта населенных пунктов Малый  Нурлат, Новый  Нурлат, Советский  Нурлат,  Советское Иглайкино

Постройка мечетей.

В 1987 году построили деревянную мечеть на денежные средства населения, имамом в которой был Хабибуллин Насыбулла Валиуллович. В 1992г. открылись 2 новые кирпичные мечети. В пос. Малый Нурлат имамом был Усманов Маслях Исхакович  (26.12.1926–21.04.2012). После Масляха Исхаковича имамом стал Усманов Ахметбизян Нургатович (1932г.р.).   [23]

 В пос. Советский Нурлат Имамом мечети был избран Хабибуллин Насыбулла      Валиуллович (24.01.1927–03.01.2006), председателем Совета религиозной организации «МАХАЛЯ – 446» и эти почетные и ответственные обязанности он исполнял до конца своей жизни, проповедовал односельчанам основы Ислама, прививал населению истинные основы мусульманской веры. В настоящее время имамом является Бикбаев Минхайдар Исмагилович (1940г.р.).

        Количество дворов – 139, Численность населения – 382, в том числе трудоспособное – 207 (из них 83 чел. проживает в селе, 124 чел. – за пределами села), пенсионеры – 78, учащиеся – 23.  Школа – 1 основная, почта – 1, СДК – 1 на 160 мест, библиотека – 1, магазин – 1, мечеть – 2. В настоящее время на территории поселков организаций нет, население в основном занимается подсобным хозяйством – выращивание и продажа картофеля, лука, разведение овец, гусей, кур, реализация молочной продукции, мяса, пчеловодство. Многие жители на заработки уезжают за пределы района. [23]

Поселок Новый  Нурлат

Поселок Новый Нурлат основан в 1921 году. Первыми переселенцами были жители деревни Нижний Нурлат соседней ТАССР. В те годы была возможность переехать на свободные земли и заняться земледелием. Среди первых переселенцев были Тямаев Набиулла Яруллович (1892г.р.), Мухаметзянов Сафиулла Габайдулович (1899г.р.).

Поселок Ибряйкино находится рядом с пос. Новый Нурлат был образован также в 1921г. Существует версия, что название поселка происходит от имени Ибрагим, в честь первого жителя Хайруллина Ибрагима, выходца из пос. Нижний Нурлат. [23]

Постройка мечетей. Здание пустующего магазина в 2000-х годах отремонтировали и переделали его под мечеть, имамом в которой был Мухаметзянов Мингата. В настоящее время имамом является Мухаметзянов Хамзя Ахметсафинович (1938г.р.).

 Новый Нурлат: количество дворов – 20, численность населения – 43 чел., из них трудоспособное – 20, пенсионеры – 16, учащиеся – 5, дошкольники – 2.  Ибряйкино – количество дворов – 10, численность населения – 14 чел., из них трудоспособное – 5, пенсионеры – 7, дети – 2.  Работы  в поселках нет. Трудоспособное население работает в основном в соседнем г. Нурлате и   Республике Татарстан или в г. Самара.  [23]

2.3 Село Краснояриха

        Село Краснояриха было основано в августе 1660 года. Помещица Талызина купила 12 семей крепостных крестьян из городов Галича и Рогачева и заселила на топкой от болот, поросшей дубовым лесом земле по правую сторону реки Шлама. Крутые красно-глинистые берега реки определили название села «Краснояриха».

       Накануне отмены крепостного права вся западная часть села пострадала от пожара. Но крестьяне не покинули уже полюбившихся им мест. Село было отстроено вновь, но уже дальше на восток, примерно так как оно расположено теперь.

       Эта небольшая деревня называлась селом, так как в ней была построена небольшая деревянная церковь с колокольней в виде каланчи. Напротив церкви находился пожарный сарай, где всегда был дежурный. [23]

        После смерти помещицы Талызиной её имение перешло в руки её наследника Бедряги, который жил в селе Зубовка. Это был очень жестокий человек. В маленьких топившихся «почёрному» избах, жили и работали на помещичьей земле крепостные крестьяне. Не делая выводов о причинах своей тяжёлой жизни, часто враждовали между собой. Но всегда, во все времена люди жили надеждой на лучшее. Не угасло стремление к свободе и у их потомков. За неприятие манифеста от 19 февраля 1861 года, мужчины всего села Красноярихи, были выпороты.

        Примерно около 1879 года, в селе появилась школа, которая была размещена в «казённом доме». Это была небольшая крестьянская изба. В школе в основном обучались мальчики более состоятельных крестьян. Девочек больше приучали к ведению домашнего хозяйства. Первым учителем этой школы был Дорофеев.

В 1880 году все земли села Краснояриха были сданы помещику Шихобалову, усадьба которого располагалась в хуторе «Привет». Перед первой русской революцией, была построена 4-х классная школа. В ней преподавала Скороходова Аграфена Семёновна. Она имела связь с Самарским революционным Советом. Вместе с передовыми людьми того времени она сумела поднять крестьян против царских порядков. Ими были разгромлены два помещичьих хутора Сазонова и Шихобалова. За это бунтарство последовала всеобщая порка, а Скороходова была сослана в Бестужевку, больше в село она не вернулась. Был назначен новый учитель, Казберов Пётр Михайлович. [23]

        Весной 1918 года совершилось переселение всех отрубников в один более компактный посёлок на левом берегу Шламы. Это происходило в одно из воскресений после посевной, поэтому новому посёлку дали название Воскресенка. После Октябрьской Революции в селе была построена новая 4-х классная школа, которую могли посещать все дети. Здесь работали уже четыре учителя.   В 1919 году в апреле в селе проходили бои Гражданской войны. Село было захвачено колчаковцами. Через несколько дней, творивших беспредел, колчаковцев из села выбили два отряда красноармейцев. Комиссара одного из отрядов схоронили на крутом обрывистом берегу Шламы.  [23]

Копия документа о численности села Краснояриха 1896г

C:\Users\Наталья\Documents\Scanned Documents\румия.jpeg

C:\Users\Наталья\Documents\Scanned Documents\румия2.jpeg

2.4 Село Шламка

       Шламка – село получило название по реке Шлама. Слово тюркского происхождения, видоизменённое от «Ташлама», что означает «Каменистая калинка». Село образовалось около 1662 года. Первыми жителями села были семьи приехавшие из-под Ярославля. Три семьи Петровых и семьи Стручковых. Впервые они поселились у реки Шлама на местечке «Красный Яр» - это примерно в двух километрах от теперешнего расположения села. Там до сих пор бьет родник и остались ямы из-под домов. Прежний посёлок весь выгорел и люди переселились на нынешнее место. [23]

       Местность совершенно отличалась от современной. Сейчас вокруг села можно увидеть только лесные полосы, леса вблизи нет. В годы основания села были непроходимые леса и болота. Крестьянам пришлось много приложить труда, чтобы отвоевать земли для пашни. [23]

        Сюда ссылались непокорные и провинившиеся перед барином крестьяне. В народе селение получило название «Барские выселки». Перед революцией 1905 года село выросло до 300 хозяйств. Земли стало не хватать. Из села уехали около 40 семей в Сибирь на постоянное место жительства по Столыпинской аграрной реформе. С 25.07.1995 года Шламке предоставлен статус волости на основании постановления Администрации

Челно -Вершинского района Самарской области №185.

Таблица № 5 Сводная таблица численности населения в поселении Краснояриха

Название населенного пункта

Происхождение названия

Всего численность население

Национальность

Село Краснояриха

Крутые красно-глинистые берега реки определили название села «Краснояриха»

276

Многонациональное

русские – 67%, татары – 31 %, чуваши – 2%.

Воскресенка

В  одно из воскресений после посевной, поэтому новому посёлку дали название Воскресенка

78

Многонациональное

Поселок Советский Нурлат

Слово Нурлат переводится от слова Нур «Луч, сияние»

104

В основном татарская национальность

Поселок Малый Нурлат

Связанно с численностью населения

76

В основном татарская национальность

Поселок Советское Иглайкино

Информация не найдена

44

Только татары

Село Шламка

Получило название по реке Шлама

422

Многонациональное

Поселок

Новый Нурлат

Название связанно с временем образования

54

Проживают только татары

Поселок Крыловка

Информация не найдена

43

Поселок многонациональный

Поселок Ибряйкино

Название  поселка происходит от имени Ибрагим, в честь первого жителя Хайруллина Ибрагима

23

Проживают только татары

Поселок Раздолье

Информация не найдена

62

Многонациональное

2.5 Результаты проведения анкетирование  жителей поселения Краснояриха

Было опрошено  35 семей с примерной численностью 118 человек, что составляет почти половину на селения села Краснояриха (в нем проживает 276 человек)

Вопрос №1. Укажите национальную принадлежность Вашей семьи

А)  однонациональная (чисто татарская)

Б)  смешанная (одна или несколько национальностей)

 Вывод  Опрос показал, что в селе большинство семей многонациональные.

Вопрос №2.    Сколько   всего людей  проживает   в вашей семье  из них

а) Дети до 14 лет

б) От 14 до 18 лет

в) Бабушки, дедушки  

г) Прабабушки, прадедушки

Вывод.  По численности преобладают дети до 14лет, и люди пенсионного возраста

Вопрос   №3

Количество  членов  Вашей семьи   по половому признаку   женский пол и мужской

По половому признаку преобладает в незначительной степени мужское население.

Вопрос   №4.   В  каком  поколении  проживает в Ваша семья  в  селе?

Вывод. По проживанию преобладают семьи 1  поколения.

Вопрос   №5  Члены вашей семьи являются коренными жителями села?  А)  Да   Б) Нет

 Вопрос   №6.   Есть в  вашей семье приезжие родственники, по женской  или  по мужской  линии  если да, то укажите откуда  они приехали  Страна, край область, район.

1. Из Сов.Нурлата (по женской линии)

2. Татарстан, Нурлатский район (по женской линии)

3. Казахстан, Тургайская область, Есильский район (по мужской линии) женская линия

4.Самарская область, Челно - Вершинский район с. Озерки (по женской линии)

5. Татарстан г. Менделеевск (по женской линии)

6. г. Самара (по мужской линии)

7.Казахстан, Каттакурган (по мужской линии)

8. Самарская область, Камышлинский район (по женской линии)

9. г. Самара (по мужской линии)

10. Татарстан Нурлатский район (по мужской линии)

11 Шентала Самарская область (по женской линии)

12 Сов. Иглайкино (по мужской линии)

13. Нурлат (по женской линии)

14. Елховский район (по мужской линии)

15 Татарстан, Аксубаевский район (по мужской линии)

16.Татарстан нурлатский район ( по мужской линии)

17.Кахахстан, г.Каттакурган (по женской линии)

18. Татарстан, Нурлат (по женской линии)

Вывод Большинство членов семей не являются коренными жителями и прибыли на проживание из республики Татарстан и Казахстана,   районов   Самарской   области  и  г. Самара ,   а также из поселков  Иглайкино, Нурлат, Шентала  

Вопрос   №7.    Какие национальные традиции и праздники соблюдаются в Вашей семье.

Ураза, Гаит, Сабантуй, Курбан байрам.

Вопрос   №8.   Какие  национальные вещи, утварь и др. хранятся в Вашей семье.

Тюбитейка,  платок.

Вопрос   №9.    Какие национальные блюда готовят в Вашей семье

Икмэк, Кыстыбый, Бэлеш, Эчпочмак, Губадия, Чельпэк , катлама, кош-теле, Чэк-чэк и другие

Вопрос   №10.    Какими языками владеете

Вывод. Опрошенные,   в равной  степени  владеют,   русским и татарским языком

Вопрос   №11.   Что означают имена  в вашей Семье

Дамир- настойчивый, Диана –божественная, Ленар –мощный, Замиля- спутница, Камиль-современный, Гульфия- похожая на цветок, Гумер- жувучий, Идрис- старательный, Альбина- белая, Рифат – достигший высшего положения, Ренат- идущий по прямой дороге, Райся- Руководитель, Дамир- настойчивый, Ирек-воля,

Нурсина – лучезарная душа, Талыгат- Красивый, Гульнара –цветок, Амина -надежная, Рузиля- счастливая, Расима- художница, Роза – Царица цветов, Румия-дочь византийки,  Алия- возвышенная, Ранис- утром рожденный,

Сакина- спокойная, Тимур-железный, Самир- собеседник, Салим- здоровый, Нургаян- лучезарная, Руслана- львица, Эмиль- страстный, Фаиль- работающий, Альфия- дружелюбная, Фарид-особенный, Гульсина- цветущая душа, Раиля- основоположница, Равиль- бог его друг, Ирек- вольный, Зинур- излучающий свет, Самина-дорогая

Вопрос  №12 Образование Членов Вашей семьи:  Высшее-11  среднее, 17 школа -16

   Вывод   Большинство  имеют Высшее и среднее образование

      Обучаясь в техникуме и приехав в Сергиевский район из Челно-Вершинского района,  мы выяснили,  что доля студентов из татарских семей  составляет 3% всего 19 человек.

Все они  также приехали из других районов и регионов, это можно назвать временной миграцией связанной с учебой.

     Вывод:  Всего было опрошено 35 семей. Преобладают однонациональные семьи 71%.  В семьях преобладают дети до 14 лет и люди пенсионного возраста 15 человек. По половому признаку преобладает незначительно мужское население 63 %.  Опрошенные  семьи в основном относят к 1 поколению, но есть семьи и третьего поколения. К коренным жителям относят небольшое количество людей  6, в большинстве это не коренные  жители села 31 человек.  В опрошенных семьях есть приезжие родственники из  Казахстана, г. Самара, Татарстана, Шенталинского и Елховского района Самарской области, г. Нурлат,  Села Советский Нурлат. Владеют в равной степени татарским  и русским языком

2.6 Анализ прогноза изменения численности татарского населения в России

        Согласно прогнозу, численность татар, проживающих в России в 2025 году, может изменяться.    Максимальную   численность  татары могут составить более  5 млн. 200 тыс. чел., по минимальную - 4 млн. 600 тыс. чел,    среднюю  около 5 млн. 67 тыс. чел., что почти на 500 тыс. меньше численности татар, зарегистрированной в стране по переписи 2002 года (5554,6 тыс. чел.)  [22]

       Прогноз численности татар до 2025 года по России показал нарастание демографического показателя по регионам страны. Так, из семи федеральных округов только в трех ожидается увеличение численности татар: Приволжском (+209,5 тыс. чел.), Центральном (+25,2 тыс. чел.), Южном (+14,4 тыс. чел.). В остальных число и доля татар будет неуклонно снижаться.  Прогноз показал, что в большинстве случаев в тех регионах, где в общей численности населения зафиксирована низкая доля татар, их абсолютная численность и доля будут непрерывно сокращаться. [22]

    Доля татар, родившихся в смешанных семьях, в 2005 г. составила 24%,  этот показатель к 2025 г. по Татарстану может дойти до 36%. Необходимо учитывать, что в смешанных браках многих малых народов с русскими большинство рожденных детей определялись русскими.

    Доля татар в Башкортостане, втором по величине регионе, непрерывно снижается. Согласно прогнозным данным, в Башкортостане в 2025 году будет проживать около 760 тыс. татар (13,6% татар РФ). Во всех субъектах Центрально-Черноземного экономического района ожидается высокий (Тамбовская обл. ? 130%) и очень высокий (Белгородская - 200%, Воронежская - 180%, Липецкая ? 180%, Курская ? 160%) процент увеличения численности татар. Это объясняется значительным миграционным потенциалом государств Восточной Европы. [22]

     Урбанизация татар и дальше будет происходить быстрыми темпами, причем местами их расселения все чаще будут выступать более крупные города. Прогнозируется существенный рост численности татар в наиболее крупных городах и регионах с относительно высоким уровнем жизни населения. Происходящие в России миграционные процессы будут активно влиять на изменение национального состава населения. Ожидается  рост миграционной значимости других стран, преимущественно на западе и юго-западе: СНГ и Балтии, а также из Центральной и Восточной Европы.  По суммарным прогнозным оценкам миграционный прирост татар России уже к началу 2016 г. снизится в два раза. [22]

    В целом факторами, определяющими благоприятные показатели численности  населения представителей татарской нации России в течение многих лет, служило следование традициям предшествующих поколений, распространенность больших семей, социальная ценность брака, традиции раннего замужества и преданность семейным узам, традиции многодетности и т.д. Обычаи, бытующие у татар, обряды, привычки, праздники как элемент культуры, традиционный образ жизни людей значительно влияли на устойчивость, положительность демографических тенденций. Среди них особо сильное воздействие на закрепление института татарской семьи и укрепление межэтнических отношений оказывали свадебные и религиозные ритуалы. [22]

     Культура и массовое образование резко осовременили облик татарской нации, стерев многие местные особенности и этнические детали. Потомки городских татар быстрее приобщаются к другим культурам, а численность пожилых людей, воспитанных на народных ценностях, с каждом годом снижается. Устойчивая высокая рождаемость татар, проявлявшаяся на протяжении всего XX века, нарушилась в конце XX - начале XXI вв. Наиболее сильно это нашло отражение в снижении рождаемости в межнациональных браках (русские - татары). [22]

    Как ожидается, на изменение численности татарского населения отрицательное воздействие окажут именно межнациональные браки, точнее, высокая их доля. Данная тенденция будет характерна как для городского, так и для сельского населения. Рост межэтнических браков способствует ускоренному протеканию ассимиляционных этнических процессов. Доля смешанных браков за последнее десятилетие среди татар росла особо быстрыми темпами. Согласно последним данным, более чем одна треть всех детей у татар рождаются в смешанных браках.  За последнее десятилетие у татар увеличилось количество разводов, а количество браков, наоборот, снизилось.

      Проведенные с учетом изменений последних лет исследования указывают, что в демографическом развитии татар, проживающих в России, сохранятся негативные тенденции: коэффициент рождаемости будет падать, продолжится процесс старения населения, усилится диспропорция между полово-возрастными группами. Этому способствует и исключение графы «национальность» из основных статистических таблиц и официальных документов. Но в то же время возможна и иная перспектива, связанная с дальнейшим укреплением тюрко-мусульманской идентичности у татар. [22]

Часть 3 Культура и традиции татарского народа

2.6 Татарские праздники, обряды, обычаи

      Татарстан – один из наиболее самобытных регионов Российской Федерации. Культура народа вызывает интерес как внутри страны, так и в мире. Несомненно, что существуют отдельные татарские праздники, которые являются уникальными. Как и культура всего этого народа, они представляют особый интерес. В России сложно ещё найти такой субъект, который так тщательно оберегал бы свою национальную память и передавал бы её из поколения в поколение. Татарские традиции берут своё начало в седой древности, переплетаясь с религией, они дают на выходе ту самую самобытную культуру. [1]

 Среди татарских праздников есть как мусульманские религиозные, так и народные национальные. Среди религиозных широко отмечаются Ураза-байрам, Курбан-байрам, среди национальных - Навруз, Джиен, Са.  У татар есть два слова означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете - праздник поста и Корбан гаете - праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм, что означает «весенняя красота», «весеннее торжество»   бантуй. 

         Сабанту́й (от тюрк. сабан (хабан) — плуг и туй — праздник) — татарский, башкирский и чувашский народный праздник, отмечаемый в настоящее время и остальными народами Поволжья.  Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).  Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева. [11]

        В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.

           Нардуган — древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21-22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. «Нар» — означал с монгольского языка «огонь, пламя, солнце», «дуган» («туган») — с тюркского языка «рожденный», что, возможно, означало начало пробуждения солнца, природы. [11]

     Нардуган - один из самых интернациональных. Башкиры и удмурты этот праздник называют "Нардуган", чуваши - "Нартукэн" и "Нартаван", эрзя "Нардава", мокша -"Нардван". Татары - мишары этот праздник называют "Раштуа". Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского "нар" (солнце) и татарского "туган" (рожденное).Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями. [17]     

Навруз Байрам - 21 марта, праздник весеннего равноденствия, ревнетюркский новый год. "Навруз" переводится как "Новый день". Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. Навруз – это один из самых любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи. [1]

          Рамадан  (Рамазан) (в тюркских языках более распространено название ураза) девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Пост в рамадан - одна из главных обязанностей каждого мусульманина. В течение всего светового дня (от восхода солнца и до заката) запрещено есть, пить, курить, вкушать удовольствия и предаваться развлечениям. Днем надо работать, молиться, читать Коран, заниматься благочестивым размышлениям и поступкам и благотворительностью. [17]

           Коран-байрам или праздник жертвоприношения - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря. Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера - лучшая жертва.

 Курбан Байрам - мусульманский праздник приношения даров.

Ураза Байрам - мусульманский праздник окончания священного поста "Ураза".

 Всемирный День родного языка - 21 февраля.

 Всемирный День коренных народов мира - 9 августа.

 День Республики Татарстан (День независимости) - 30 августа

Таблица  №6  Праздники, традиции и обычаи  

Праздник «Сабантуй»

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\i (1).jpg     

  Бой мешками с сеном верхом на бревне

с. Краснояриха представление себя на празднике

Скачки на лошадях

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\SDC10578.JPG

Праздник САБАН ТУЙ

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\SDC10566.JPG

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\Фото Краснояриха 071.jpg

Школа сохраняет традиции

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\Фото Краснояриха 186.jpg Карабканье по высокому столбу с привязанными наверху призами.

2.7 Татарская  национальная кухня

    Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней. Её своеобразие тесно связано с социально-экономическими, природными условиями жизни народа, особенностями его этнической истории. [1]

    Татарская кухня, как и кухни многих других народов, имеет древнее происхождение, а соответственно и свои особенности. Развитие народа, его исторические и духовные ценности, религия — все это одна уникальная культура, на основе которой складываются и кулинарные традиции. [11]

     Существует даже определение – если есть собственная национальная кухня, то это народ, если нет – это всего лишь часть какого-то народа. Татарская кухня не только самобытна и богата, но и очень полезна с точки зрения современной науки о питании. Основу татарской кулинарии до сих пор составляют мясные блюда, выпечка, а также супы и похлебки на крепком мясном бульоне.  

     Однако татарская национальная кухня развивалась не только на основе своих этнических традиций, большое воздействие на нее оказали кухни соседних народов — русских, хари, удмуртов и др., а также народов Средней Азии, особенно узбеков, таджиков. В татарскую кулинарию довольно рано проникли такие блюда, как плов, халва, шербет. Очень рано вошли в быт татарского народа и многие элементы русской национальной кухни. Вместе с тем кулинарные заимствования, расширение ассортимента продуктов не изменили основных этнических особенностей кухни татар, хотя и сделали ее более разнообразной. [17]

     Есть в татарской кухне и свои пищевые запреты. Так, по шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя - последние считались священными. Один из главных запретов касается вина и других алкогольных напитков. В Коране отмечается, что в вине, как в азартной игре, есть плохое и хорошее, но первого больше.

     Однако самыми любимыми для татар всегда оставались блюда из баранины.  Кроме мяса основу питания татар составляли молочные и кисломолочные продукты: блюда из заквашенного молока кобылиц и овец (кумыс, крут, катык и пр.).
Но, вероятно, самое большое разнообразие в татарской кухне по сей день существует в рецептуре выпечки из пресного, дрожжевого, сдобного, кислого, сладкого теста.
[11]

 Икмэк-  хлеб, символ благополучия и достатка  который раньше пекли впрок 2-3 раза в неделю.

Кыстыбый (или кузимяк), Одно из самых древних печеных блюд - представляющий собой сочень из пресного теста с начинкой из пшенной каши.

Бэлеш  (или бэлиш)   большой пирог из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранина, говядина, гусятина, утятина) с крупой или картофелем. Если бэлеш делали малого размера, то называли вак бэлеш.

Эчпочмак  (треугольник) и перемячи  лепешки из дрожжевого или пресного теста с различной начинкой. Перемячи бывают открытыми или закрытыми, жарятся во фритюре или пекутся в духовке.

Бэккэны  (или букэри)-  пирожки из дрожжевого и пресного теста Часто для начинки брали овощи (морковь, свекла), но особой популярностью пользовались пирожки с тыквенной начинкой с добавлением пшена или риса.

Губадия  круглый пирог с высокой многослойной начинкой, в которой всегда есть корт - красный сушеный творог.   Такой пирог подавали перед сладким.

Коймак  (или каймак, каймаг) - оладьи, из дрожжевого теста пекли  жарили их на углях, в печи   Готовые оладьи подавали к завтраку с растопленным маслом и обязательно в дни религиозных праздников (гает коймагы).

Кабартму  и юку - из крутого теста готовили (тонкую  лапшу  из пресного или сдобного теста), а также баурсак и юача, представляющие собой печеные во фритюре шарик из теста и маленький каравайчик.

Чельпэк , катлама, кош-теле ("птичьи язычки"), каклы- и катлы-паштеты (слоеный и открытый пироги) и, конечно же, чэк-чэк (или чек-чек, чак-чак).

Чэк-чэк - блюдо из слепленных медом мелких шариков или полосок сдобного теста, иногда с орехами - гордость татарской национальной кухни. Его подают как особое угощение на свадьбах, торжественных приемах.  Чак-чак по праву стал символом гостеприимства татарского народа.                                

   В связи с неравномерностью расселения татар и связанной с этим потерей национальных кулинарных традиций, появилось много новых блюд Более значительное место стали занимать овощи и фрукты, расширилась рыбные блюда, вошли в быт грибы, томаты и солёности. Сейчас на обеденном столе татарской семьи в городах наряду с национальными булгарскими блюдами можно увидеть весь спектр продукции мировой интернациональной кухни. Зато сельская местность осталось хранительницей традиционных блюд. [17]

Таблица №6   Блюда национальной кухни

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\Фото Краснояриха 076.jpg

Праздничное блюдо чак чак

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\Фото\SDC10553.JPG

Оч почмак

Кош теле

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\бэлеш.jpgБэлеш

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\губадия.jpgГубадия

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\баурсак.jpgБаурсак

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\костыбый.jpgКостыбый

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\E219D685-0E4E-455F-B9E5-9F8934A05CEB_mw1024_s_n.jpg

C:\Users\Наталья\Desktop\конкурсы 2015-16\Татары\тат\талкыш кэлеве и чай.jpgТалкыш кэлеве и чай

http://1000.menu/img/forum/35042/img_4686-jpg.27-03-2013-05-24-13.jpg

Чэк-чэк

http://mysql01.tatarstan.eu/images/stories/illustr/koymaklar_t.jpg

Коймак  

Бэккэны  

http://secret-woman.ru/wp-content/uploads/2012/11/233.jpg

Заключение

      Изучив литературные источники по проблеме исследования, мы проследили  изменение численности  татарского  населения  проживающего  в России, Самарской области,  Челно - Вершинском  районе.  Наибольшая доля населения  сосредоточена в центральной части России.  Изучив   историю происхождения  татарских сел в Челно –Вершинском,  которая  показала,  что не все села являются чисто татарскими. Результаты анкетирования   татарского населения в селе Краснояриха, тоже показали, что население не является коренным.    Прогноз    изменение численности татарского населения в России показал,  что  в  будущем может сокращаться численность татарского населения.   Выявили  что  роль  культуры, сохранение  традиций, обычаев существенно влияют на изменение   численности населения татарского этноса.  

     В ходе проведенного исследования наша гипотеза нашла подтверждение, что на  сокращении численности татарского населения  действительно влияют   утрата традиций, культуры, межнациональные браки, разводы,  миграция.

      Проведенные с учетом изменений последних лет исследования указывают, что в демографическом развитии татар, проживающих в России, сохранятся негативные тенденции: коэффициент рождаемости будет падать, продолжится процесс старения населения, усилится диспропорция между полово-возрастными группами. Этому способствует и исключение графы «национальность» из основных статистических таблиц и официальных документов. Но в то же время возможна и иная перспектива, связанная с дальнейшим укреплением тюрко-мусульманской идентичности у татар.

Список литературы и интернет источников

  1. Валеев Ф. Т. Поволжские татары: культура и быт. - Казань, 1992.
  2. Воробьев Н.И. Материальная культура поволжских татар. (Опыт этнографического исследования). – Казань, 2008.
  3. Газиз Г История татар. М., 1994.
  4. Исхаков Д. М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии) // Татары.  Наб. Челны: КАМАЗ, 1993. — С. 3—50.
  5. Каримуллин А.Г.Татары: этнос и этноним. Казань, 2009.
  6. Кузеев Р.Г.Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 2002.
  7. Мухамедова Р.Г. Татары–мишари. Историко-этнографическое исследование. – М.: Наука, 1972. Т
  8. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.
  9. Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 2004.
  10. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,2007.
  11. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. - Казань, Татарское книжное издательство, 1989.
  12. Шахно П. Волжские татары // Богатей. 2008. № 112.
  13. Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,2001.
  14. Результаты всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав. (2010). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  15.   Итоги: Самарастат Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013
  16. Википедия Свободная энциклопедия Татары [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org 
  17. Википедия свободная энциклопедия население Самарской области [Электронный ресурс]  https://ru.wikipedia.org 
  18. Академик Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]  http://dic.academic.ru/
  19. Википедия Свободная энциклопедия Челно-Вершинский район  [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org 
  20. FB.ru Татарские праздники. Культура Татарстана [Электронный ресурс]: http://fb.ru/

      22. Самарские татары. Татары к 2025г: демографический прогноз  [Электронный ресурс]:    http://samtatnews.ru/

23. Сайт Сельского поселения Краснояриха http://xn /[Электронный ресурс]: