Проведение обряда "Проводы льда"

Автор: Главатских Надежда Николаевна

Дата публикации: 21.11.2016

Номер материала: 3976

Прочие методические материалы
Дополнительное образование
8 Класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Юскинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

Обряд «Йо келян» (Проводы льда)

Место бытования обряда: село Чепца Кезского района

Национальная принадлежность обряда: северные удмурты

Юски, 2016

История возникновения обряда «Проводы льда» (Йо келян)

       Еще в далекие времена, на заре земледелия, когда человек был бессилен в борьбе с природой и полностью зависел от неё, древний земледелец стал прибегать к различным способам, которые, по его мнению, могли обеспечить хорошие результаты труда: совершал магические обряды, устраивал жертвоприношения в честь богов, пользовался различными предметами и гаданиями, чтобы предсказать будущий урожай.

      Корни таких культов кроются в бессилии первобытного земледельца перед природой. Особая земледельческая религия – развитые аграрные культы – возникают, по – видимому, только тогда, когда оформляется её социальный носитель – сельская община.

       По своему идейному содержанию земледельческая религия  - это обычно культ божеств, связанных с земледелием: культ покровителя плодородия, божеств грозы и дождя, земли и духов растительности.

       У удмуртов это выражалось в почитании Инмара (божество небес), Куазя (божестов погоды), Гудыри – мумы (мать грома, грозы), Вумурта (божество реки), Воршуда (покровитель рода и семьи), умерших предков [1].

       Весь сложный языческий комплекс представлений о мире и человеке воплотился в сложных циклах обрядовых действиях.

        Обряд – это соединение слова, магического  действия, пения, танца. От обычных действий человека отличается тем, что обрядовые действия часто имеют символический характер.

     В обрядах разных народов проявляются близкие идеи (почитание предков, животных, преклонение перед стихией), но выражены эти идеи своеобразно.

      Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение обрядов тесно связанно с хозяйственной необходимостью человека [8 ].

      Также важное значение имели календарно-обрядовые праздники, которые связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов и др.).

      Аграрный культ – это система религиозно-магических обрядов и представлений,  связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам.      

      Цель  таких ритуальных действий состояла в стремлении обеспечить благополучие крестьянской семьи, зависевшее от хозяйственных  занятий.

          Целостный комплекс аграрных культов складывается с появлением развитой сельской общины. Такие культы являются порождением и своеобразным отражением такого общественного образования, каким является сельская община, для которой характерна двойственность и совмещение черт архаической и классовой формаций. Эта двойственность присуща и земледельческой религии. С одной стороны, носителем и оформителем аграрных культов является вся деревня или даже объединение деревень, а с другой – многие земледельческие обряды отправляются уже отдельной семьей и не затрагивают всю деревню, которая быстро дробилась на обособленные, все более отходящие друг от друга хозяйственные единицы.

     Значительное  количество таких праздников в году объясняется тем, что тяжелый  крестьянский труд требовал длительного  отдыха. Кроме того, праздничное  время использовалось для выполнения общественных дел, необходимых для  стабилизации отношений между членами  общины. То есть обряды и ритуалы  жили параллельно с реалистическим восприятием мира.

        Таким образом, традиционным занятием для удмуртов было земледелие. Поэтому и цикл календарных праздников связан с природной стихией. Гуляния удмурты устраивали в конце долгой и трудной зимы, с поворотом солнца на весну. Это были «пӧртмаськон» — ряженье, «йӧ келян» — проводы льда, «гуждор» — проталина, «гершыд» — праздник плуга и другие (цикл крестьянских праздников земледельцев, связанных с сельским хозяйством). Обходя всю деревню, ходили из дома в дом, потешая себя и хозяев ряженые. Устраивались различные состязания в силе и ловкости. Популярными были скачки на лошадях.

Время и место проведения 

(проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием — вскрытием реки).

        В дополнительных источниках  мы нашли следующую информацию: «До праздника «Гырыны потон» проводили «Йӧ келян». Обряд встречи весны проводили в период вскрытия рек ото льда на берегу ближайшей реки. В день проведения обряда рано утром мылись в бане, готовили праздничные кушанья. Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки: выпечку, вино или брагу. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой - куриськоном, обращались к Богу воды (Ву кузёлы), чтобы река унесла вместе со льдом все старые невзгоды и болезни. Так бросали в реку кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков. После «угощения» реки, начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки (Ву кузё) с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом провожая лёд [ 6 ].

     

Характеристика мест бытования обряда

  «Йо келян» (проводы льда) было незаурядным событием годового природного цикла в жизни северных крестьян. Реки и водный транспорт были основным средством сообщения в условиях типичного для севера бездорожья.

     В целях сохранения необходимой влаги было характерно обращение непосредственно к природным силам, водным источникам. Наглядным примером является один из первых обрядов в период вскрытия рек – проводы льда (йо келян), характерный для северных удмуртов. Вся деревня идет к

реке, празднично одевшись и прихватив причитающиеся обрядовые блюда и напитки. После жертвоприношения начинается взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения – умилостивление рек (куасьмылысьтэм мумыос – никогда не засыхающие матери-реки, визыл бызись ю-шур мумыос – плавно текущие праматери рек - речушек [5. C. 9, 10]),  а позднее – духа реки (Ву кузё, вумурт) с пожеланиями поить водами людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора.

     Обычай бесермян провожать лед близок по структуре обряду удмуртов. Рассматривая его у северных удмуртов, Н.Г.Первухин писал, что это один из дней выхода на посев, но, возможно, прежде был самостоятельным. Еще Г.Е. Верещагин заметил, что проводы льда проходят вскоре или на следующий день после выхода на пашню; сопровождаются молением у реки и обращением к речке. Проводы льда с жертвоприношением, разжиганием костров и весельем были у закамских и у завятских удмуртов. С жертвоприношением, весельем и песнями на берегу провожали лёд соседи бесермян - чепецкие татары. Можно предположить, что у бесермян, как и у северных удмуртов, обряд входил в комплекс, связанный с выходом на посев, и проводился в последний день, когда жители деревни собирались на берегу. [3].

      До 40 – х годов данный обряд проводили и в селе Юски Кезского района, но был он чуть другим: жители села шли на реку Юс (Юшур) освобождать водяную мельницу ото льда, т.к. другой мельницы в селе не было.  [Приложение 2].

      Также этот обряд проводили и в деревне Уд – Лем Дебесского района. Но здесь тоже проводили на свой лад: на реку ходили не утром, а уже вечером после работы, веселились не у реки, а шли в деревенский клуб. Там разговаривали по душам, пели песни [Приложение 4].

     Обряд «Йо келян» бытует и в наши дни в селе Чепца Кезского района. Каждый год участники ансамбля «Зарни шеп» идут к реке Чепца в праздничной одежде, поют песни, просят у реки, чтобы год был хорошим, чтобы лёд ушел полностью [Приложение 3].

Участники обряда: количество, роли

Женщины, мужчины в количестве 15 – 20 человек. Старейшина, который молится у реки, прося для всех хороший год.

Особенности одежды участников обряда, реквизита

   Праздничная одежда удмуртов изготовлялась из домотканины, выполненной в технике узорного ткачества с использованием из тонкой отбеленной домотканины, украшалась вышивкой шелковыми нитями.

Последовательность обрядовых действий, смысловая нагрузка обрядовых действий

     Ранним утром один из жителей села, которого называли Илля бабай, совершал обход села, будил жителей, исполняя обрядовую песню - крезь:

Йо келян крезь    

Зарни шунды, пе, жужалоз,

Калыкъеслы шуд ваез.

Э-э, соку калыкъес иземысь султозы.

Султэлэ, вырзелэ, эшъесы,

Сайкатэлэ ти калыкез.

Вералэ ти солы

Зарни визьмо кылбуръестэс.

Йодур чигем, йо кошке.

Бадь куар учкем, бадь потэм.

Э-ха, турын жужам, сяська учкем уг, э-э.  

Перевод

Золотое солнце, дескать, взойдет,

Народу счастье принесет.

Э-э, тогда народ проснется.

Вставайте, поднимайтесь, друзья,

Пробудите вы народ.

Скажите вы ему

Золотые, умные слова.

Лед у берега обломился, лед идет.

Ивовые листочки распустились, ива выросла.

Э-ха, трава взошла, цветы распустились ведь, э-э.

      Песня представляет собой пример импровизированного пения на заданную обрядовую мелодию [5. С.238 ].

      Вместе с ним к реке спускались мужчины, каждый из которых нес с собой колотушку - чалпа. Чалпа - своеобразный деревянный молоток длиной 30-40 см, изготовленный из части ствола с суком. Сук служил рукояткой. Каждый мужчина - участник обряда - готовил чалпа себе сам из ели или пихты и хранил до следующего раза.  На реке обычно стояла мельница. Чтобы льдом её не разрушило, мужчины вместе с мельником разбивали лёд буграми, ломами.

     Вслед за мужчинами к реке спускались женщины с выпечкой (хлеб, шаньги) и пивом. Мужчины постукивали по бокам бревна под аккомпанимент крезя, исполняемого женщинами. Каждая хозяйка расставляет обрядовые блюда и напитки  на скатерти, постланной на мосту.  Старейшина от каждого каравая отрезает горбушку и опускает ее в реку с молитвой-заклинанием:

Йо келян куриськон

Остэ, Инмаре, Кылдысинэ, Квазе, Дурга воршудэ, Чупчи мумые, Пызеп мумые!

Одиг кылысь – ымысь карыськыса, зеч бускелен лыктим ярдурад нянен, сурен, кумышкаен.

Чупчи, Пызеп, Юшур мумыос! Капчи ардэс, шуддэс – бурдэс котьмарын сетэ калыктылы!

Квасьмылысьтэм мумыос! Ву борсяд келялэ котьмар чердэс! Зеч животмес зеч выжытъя шур – гоп вамен, вумуртэ! Зеч ке выжытъяд – утид – тыныд но шедез – мылез.

Визыл бызись Юшур мумыос, нюрдэс сетэ турынлы – юлы! Турнам турынмы зеч животмылы сиыны мед яралоз! Юмы – няньмы сиыны – юыны калыкен мед яралоз!

Сябась, Чупчи – Пызеп мумыос! [1. С.325].

    Так приносятся в жертву кусочки всех блюд, выливается в реку часть напитков. Каждый участник просил про себя: «Нянь мед далтоз!» (Пусть хлеб уродится!). Пожилые жители могли произносить мольбы о дожде, урожае, скоте и вслух.

     После жертвоприношения начинается взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту [8].

Список источников литературы:

1. Владыкин В.Е. «Религиозно – мифологическая картина мира удмуртов», Ижевск, «Удмуртия», 1994

2. Владыкина Т.Г. «Ингур», Ижевск «Просвещение», 2004

3. Владыкина Т.Г. «Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря»,  Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2011.

4. Первухин Н.Г. «Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда», Вятка, 1888–1890. Эскиз III.

5. Попова Е. В. «Календарные обряды бесермян», Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004.

Интернет – ресурсы:

6. vorshud.unatlib.ru

7.   http://multiurok.ru/natakor/files/istoriia-udmurtskogho-obriada-stsienarii-prazdnika-io-kielian.html 

8. http://womanadvice.ru/kak-voznikli-obryady#ixzz3zGomSkfZ

Информанты (респонденты):

Мосова Манефа Александровна, с.Юски Кезского района

Поздеева Мария Аркадьевна, с.Чепца Кезского района

Игнатьева Юлия Николаевна, с.Юски Кезского района (в прошлом д.Уд – Лем Дебесского района)

Приложение 1

Сценарий

    Ранним утром один из жителей села, которого называли Илля бабай, совершал обход села, будил жителей, исполняя обрядовую песню - крезь:

Йо келян крезь    

Зарни шунды, пе, жужалоз,

Калыкъеслы шуд ваез.

Э-э, соку калыкъес иземысь султозы.

Султэлэ, вырзелэ, эшъесы,

Сайкатэлэ ти калыкез.

Вералэ ти солы

Зарни визьмо кылбуръестэс.

Йодур чигем, йо кошке.

Бадь куар учкем, бадь потэм.

Э-ха, турын жужам, сяська учкем уг, э-э.  

Перевод

Золотое солнце, дескать, взойдет,

Народу счастье принесет.

Э-э, тогда народ проснется.

Вставайте, поднимайтесь, друзья,

Пробудите вы народ.

Скажите вы ему

Золотые, умные слова.

Лед у берега обломился, лед идет.

Ивовые листочки распустились, ива выросла.

Э-ха, трава взошла, цветы распустились ведь, э-э.

      Вместе с ним к реке спускаются мужчины, каждый из которых нес с собой колотушку - чалпа. Чалпа - своеобразный деревянный молоток длиной 30-40 см, изготовленный из части ствола с суком.

      На  сцене  декорация мельницы на  реке. Рядом  вид реки (полотно).

Чтобы льдом её не разрушило, мужчины вместе с мельником разбивают лёд буграми, ломами.   Вслед за мужчинами к реке спускаются женщины с выпечкой (хлеб, шаньги) и пивом. Каждая хозяйка расставляет обрядовые блюда и напитки  на скатерти, постланной на мосту.  Старейшина от каждого каравая отрезает горбушку и опускает ее в реку с молитвой-заклинанием:

Йо келян куриськон

Остэ, Инмаре, Кылдысинэ, Квазе, Дурга воршудэ, Чупчи мумые, Пызеп мумые!

Одиг кылысь – ымысь карыськыса, зеч бускелен лыктим ярдурад нянен, сурен, кумышкаен.

Чупчи, Пызеп, Юшур мумыос! Капчи ардэс, шуддэс – бурдэс котьмарын сетэ калыктылы!

Квасьмылысьтэм мумыос! Ву борсяд келялэ котьмар чердэс! Зеч животмес зеч выжытъя шур – гоп вамен, вумуртэ! Зеч ке выжытъяд – утид – тыныд но шедез – мылез.

Визыл бызись Юшур мумыос, нюрдэс сетэ турынлы – юлы! Турнам турынмы зеч животмылы сиыны мед яралоз! Юмы – няньмы сиыны – юыны калыкен мед яралоз!

Сябась, Чупчи – Пызеп мумыос!

    Так приносятся в жертву кусочки всех блюд, выливается в реку часть напитков. Каждый участник просил про себя: «Нянь мед далтоз!» (Пусть хлеб уродится!). Пожилые жители могли произносить мольбы о дожде, урожае, скоте и вслух.

     После окончания работы один из них кричит:  «Айда играть и веселиться!»  (Ойдолэ йо келялом! Ойдолэ  шудом но кырзалом!)

     

     

   

Приложение 2

      Из рассказа М.А.Мосовой:

«Весной мы, мальчишки и девчонки, радовались приходу тепла: не надо было одеваться тепло (мало у кого были валенки и тёплые вещи); на лугах появлялась зелень (есть тоже было нечего). Но больше всего радовались сходу льда на реке Юс (Юшур), потому что приводили в движение водяную мельницу (водяные мельницы были у каждой деревни, других мельниц не было). Появлялась надежда на оставшийся с осени хлеб.

      Вечером мужчины сговаривались, кто с чем пойдёт колоть лёд вокруг мельничного колеса, а женщины готовили съестные припасы, выпечку, кумышку (приготовленную впрок для этого случая).

       Утром всё население гурьбой шло к реке Юс с радостными возгласами: «Йо келян мыниськом!» («Лёд провожать идём!»). Подойдя к реке, все молились про себя (наверное, о том, чтобы год был удачным, хорошим), выпивали по стопке кумышки и начинали колоть лёд ломами, баграми, топорами.

      Когда мельничное колесо освобождалось от льдин, все радостно кричали: «Кошкиз, кошкиз!» («Ушёл лёд, ушёл!»).

      После этого долго еще стояли, провожая глазами, огромные ледяные глыбы, ели, пили кумышку.

      Мы, ребятишки, играли, веселились до вечера вокруг костра».

Респондент: Мосова Манефа Александровна, 81 год, жительница с.Юски Кезского района, очевидец обряда «Йо келян».

Время записи - 06.02.2016 год.

Место записи – с.Юски Кезского района.

Приложение 3

Из рассказа М.А.Поздеевой:

        «До праздника «Гырыны потон» проводили «Йо келян». Проводили этот обряд весной, когда начинался ледоход. Вода в жизни удмуртского народа имела очень большое значение.  Удмуртский народ  всегда волновался об улучшении своего быта, своей жизни. Также почитали, и в то же время, боялись природных стихий.  Еще от своей мамы я слышала, что обряд проводов льда (Йо келян) они проводили у реки Чепца (Чупчи шур). Вся деревня отправлялась к реке. Все шли в приподнятом настроении, в нарядной, праздничной одежде. Каждая семья приносила с собой в узелках кушанье: выпечку разную (шаньги, пирожки, каравай хлеба – кто что мог), брагу, пиво, кумышку.

Старики шли к реке и молились. Обращались с куриськоном к богу воды (Ву кузёлы). Говорили спасибо реке, просили, чтобы река не держала зла на крестьян, просили у реки всё хорошее: чтобы было много воды, чтобы  трава уродилась, чтобы скотина не болела. Также просили, чтобы лёд на берегу  не оставался, весь уходил. Была такая примета: если лёд останется на берегу, год будет тяжёлым.

После того, как старики молились, в воду на лапку ели бросали  кусочки выпечки (шаньги тиялтыса кушто), брагу, пиво, кумышку выливали в реку. Это всё предназначалось водяному (Ву кузёлы).

После всего начинали угощаться, начиналось «застолье». Садились вместе все родственники (бече выжыос чош пуксе).

Дальше – играли, пели, танцевали. Прыгали через костёр (специально разжигали костёр). Всё это продолжалось до вечера.

После возвращения в деревню водили хороводы ещё на улице, потчевали друг друга пивом, брагой (кто что выносил). Песни пели разные.  

         Обряд Йо келян сохранился и бытует в наши дни, проводится  в селе Чепца. Мы, участники ансамбля «Зарни шеп», каждый год идём на реку Чепца (Чупчи шур) и проводим обряд «Йо келян».

         Мария Аркадьевна придумали песню для этого обряда:

Шунды пиштэ, тулыс вуэ.

Чупчи шурмы но сайка.

Люкен – люкен йоос кошко,

Озьы ик аръес ортчо.

Ойдо, эшъес, люкаськоме,

Дэмен васьком шур дуре.

Зеч кылъес но ой, вераса

Йо келялом кырзаса.

Перевод:

Ярко светит солнце, весна идёт.

Просыпается наша река Чепца.

Как льдинки плывут по реке,

Так и годы мчатся вперед.

Давайте, друзья, спустимся к реке,

Добрыми словами и песнями проводим ледоход.

Респондент: Поздеева Мария Аркадьевна, 74 года, жительница с. Чепца, Кезского района, участница обряда «Йо келян».

Время записи - 08.02.2016 год.

Место записи – с.Чепца Кезского района.

Приложение 4

Из рассказа Ю.Н.Игнатьевой:

      «Мы жили в деревне Уд-Лем Дебесского района. Река Чепца протекала недалеко от деревни. Обряд «Йо келян» я знаю еще с детства, когда во время ледохода на реку Чепца (Чупчи шур) ходили наши родители. Мы, дети, спускались к реке вместе с ними. Но в таинство обряда мы не были посвящены. Помню, что всех угощали выпечкой. Потом веселились, плясали.

     Повзрослев, мы, молодежь, продолжили этот обычай. Но  проводили его уже на свой лад: в деревне на первом месте всегда была работа. Тем более работа на ферме не терпит прогулов.

      С наступлением весны, как только услышим от односельчан: «Йо вырзе ни!» (Лёд на реке уже тронулся!), сразу шли к мосту. Собирались около 15-20 человек. одежду надевали повседневную (А родители ходили к реке в домотканой, праздничной одежде. Тогда и не было другой…) Спускались к реке после трудового дня, вечером. Брали с собой обязательно хлеб и воду, чтобы умилостивить Ву кузё (Бога реки). Среди нас обязательно был человек, который старше нас. Брал с собой молитвенник и читал молитвы: о здоровье, о благополучии, о живности. Он подходил к реке и молился вслух, а мы молились каждый про себя. Просили «вань куректонъёсмы, бордонъёсмы мед кошкозы та йоэн» (все печали и горести чтобы ушли вместе со льдом), «кызьы та йо кошке, озьы ик уродэз но ваньмыз мед кошкоз» (как этот лёд уходит, так и всё плохое чтобы ушло).

      После этого на лёд выливали воду, которую принесли с собой, а хлеб аккуратно бросали в воду – Ву кузёлы (Богу воды).

      На реке не веселились, а шли в сельский клуб: говорили по душам, пели песни. Долго не засиживались – ведь утром рано надо идти на ферму!

     Так продолжалось до выхода на пенсию. Затем я переехала к дочке в село Юски Кезского района. А если бы жила еще в своей деревне Уд – Лем, то и сейчас, наверное, проводили бы обряд «Йо келян»…

Респондент: Игнатьева Юлия Николаевна, 85 лет, нынешняя жительница с.Юски Кезского района, в прошлом жительница д.Уд – Лем Дебесского района.

Время записи: 10.02.2016 г.

Место записи: с.Юски Кезского района.