Формирование интонационных компонентов речи на музыкальных занятиях в ДОУ

Автор: Киреева Вера Ивановна

Дата публикации: 21.11.2016

Номер материала: 4077

Прочие методические материалы
Художественно-эстетическое развитие
Без класса

 «Формирование интонационной выразительности речи дошкольников»

     

      В настоящее время большое внимание уделяется взаимосвязи психологического  и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики.

      К интанацонному оформлению речи относится чёткость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, точное выражение мысли и эмоций.

Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской  речи, при подготовки к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх – драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

        Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонация включает в себя следующие компоненты: мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Работу по формированию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.

После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов.

Первый этап.

                                                  Мелодика.

 Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) и показа ее значимости можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»: «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты». (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: «Почему вы мне ничего не ответили?» (Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали»). «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?» («Да, конечно!» - ответят дети) «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.

Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки».

        Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.

Упражнение «Громко-тохо»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с

понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как

движется голос при произнесении повествовательных и

вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.

Почему с грибами осень?

Потому, что дождь и просинь.

Почему зима, как злюка?

Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников) 

Игра «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения

основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то

вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно

поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос

повышается), и вниз (голос понижается).

«Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д

Темп.

Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками.

При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, на музыкальных прослушивание композиций. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения, например, игры «Карусели», «Курочка и цыплята».

«Карусели»

Цель: учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал: длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

Упражнение «Муха-Цокотуха»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом

высказывания.

Послушай стихи и вспомни из какого произведения эти строки.

Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки(в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?

О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких -

медленно? Как ты думаешь почему?

Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений

темпа речи можно передать особенности происходящего события:

быстро или медленно совершаются действия в рассказе или

стихотворении.

П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».

Ритм.

Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т.д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.

Ямб - в стихосложении - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например: «Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь». Ямбом написан «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: «Буря мглою небо кроет,/ Вихри снежные крутя» (А.С. Пушкин).

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Упражнение «Постучи в дверь»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки

животные.

Описание. Логопед отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок

повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в

домике мышки (игрушки, картинки).

Упражнение «Послушай и повтори так же» (проигрывание в разных регистрах, разных темпах).

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал (необязателен). Картинки с животными.

Описание. Воспитатель:

Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца

стучат вот так:

/ / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой

силой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо,

вот так:

o oooooooo (Тихие удары всех пальцев по столу,

выполненные через разные промежутки времени.)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали

так:

/ - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

Игра «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических

структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние

птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и

принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с

цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу,

а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

Тембр.

Тембр речи – эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Следует учитывать, что анализ отдельных фраз более сложен, чем анализ фраз в контексте.

Также используются «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, подробное описание обстоятельств (что позволит ребенку ярко и четко представить себя на месте ее героев), но не содержать экспрессивно-эмоциональной лексики, которая могла бы послужить подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу». Приведем примеры «проблемных речевых историй».

«Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, и им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк!». (Радость.)

«Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшок с медом покачнулся, упал со стола на пол и разбился. А пчела улетела...». (Раздражение, гнев.)

После того как дошкольники с помощью карточек определят эмоциональную окраску фраз, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.

Упражнение «Слушаем и узнаем»

Цель. Различение тембра голоса на материале междометий.

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства:

грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с

изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные

эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку

рассмотреть картинки с изображением символов-масок,

изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.

Игра «Угадай, кто говорит»

Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

Описание. Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу

с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать

предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от

лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом)

и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос

принадлежит каждому члену семьи.

Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от

лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос

средней высоты тона, хриплый тембр).

На занятиях музыкой мы прослушиваем

«Плакса. Злючка. Резвужка»  Кабалевского,

Логическое ударение.

Фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.

 Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.

Например, педагог произносит фразу «Снегири клюют рябину» и организует ее анализ:

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.

- Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: «Снегири клюют рябину».

- Послушайте еще раз: «Снегири клюют рябину». Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

Как видно из этого примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Второй этап.

Основным средством синтеза всех приобретённых навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных экспрессией, и инсценировка сказок и рассказов.

Так, для закрепления различения мелодики повествовательных и вопросительных предложений, а также навыков темпо-ритмической организации речи, тембровой окраски можно использовать небольшие рассказы: «Медведь» (по Г. Виеру), «В гостях у королевы» (по С. Маршаку), «Сорока и медведь» (по Н. Сладкову).

Для автоматизации навыков дифференциации вопросительных и восклицательных предложений можно разыгрывать по ролям следующие диалоги и сюжеты: «Аист и лягушка» (по С. Михалкову), «Про красу и крысу» (по М. Годованец), «Лиса и петух» (по сказке С. Маршака «Теремок»), «Медведь и солнце» (по Н. Сладкову) и др.

Игры-драматизации осуществляются по традиционному плану: знакомство с содержанием текста, распределение ролей, подбор или изготовление оборудования и костюмов. При разучивании реплик в вопросно-ответной форме следует выявить, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц.

Присутствие зрителей во время инсценировок повышает мотивацию детей и вызывает желание сыграть лучше свою роль. Поэтому одна группа дошкольников показывает сценку, а вторая смотрит. Затем они меняются ролями.

Таким образом, работу по формированию интонационной выразительности речи необходимо проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Ребенок учится правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Организуя специальную речевую среду, необходимо создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах. Речь взрослых должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: «Академия», 1998. 400 с.
  2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: «Академия», 2008. 256 с.
  3. Кастерина Надежда Александровна. Семинар для педагогов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru
  4. Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=183

     <20.04.2010>