Конспект урока по литературе в 7 классе по теме: "Поэзия-свет?"

Автор: Чипышева Наталия Владимировна

Дата публикации: 21.11.2016

Номер материала: 4112

Презентации, Конспекты
Литература
7 Класс

Конспект урока по литературе в 7 классе

Разработала: студентка    заочного отделения 4 курса 415-075/5-1 группы

Чипышева Наталия Владимировна

Тема: Поэзия - свет?

Тип урока: Монографический урок знакомства с биографией поэта и изучения лирики с элементами творческой мастерской

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить  учащихся  с биографией и со стихотворением  В.Маяковского, разъяснить мир  его поэтических  образов, своеобразие  стиха, дать представление о футуризме, наметить перспективы последующего усвоения лирики поэта в старших классах, повторить и углубить знания в области литературного анализа.

2. Развивающие: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), формировать внимание к слову, развивать умение выделять главное, обогащать  речь.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных понимать и чувствовать поэзию как явление искусства.

Оборудование:

1) Литература. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П.

2) Мультимедийное оборудование: проектор + экран, ноутбук, колонки, доска, плакат.

3) Иллюстративный материал: видеоролик С. Бружиной, читает А. Гами, репродукция А.А.Дайнеки «Маяковский в РОСТА, 1941), аудиозапись стихотворения (читает О.Басилашвили).

Оформление доски:

ПОЭЗИЯ - СВЕТ?

Владимир Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Ход урока

План, t

Конспект

1. Организационный момент. Введение

t = 2 мин

Приветствие, проверка присутствующих.

У.: - Доброе утро, ребята! Посмотрите, какое солнечное сегодня утро (день)/Как жаль, что сегодня совсем не солнечное утро! Вы любите солнце?

Дети: - Да!

У.: - А какую пользу оно приносит людям?

Дети: - Согревает, участвует в процессе фотосинтеза, дает витамин Д, даёт бесплатную электроэнергию и т.п.

У.: - А как вы думаете, какую пользу людям может принести Слово?

Дети:- Словами мы общаемся, высказываем свои чувства, словом можно поддержать, порадовать, согреть.

У.: - Молодцы, ребята, так же как вы, поэт Владимир Маяковский понимал важное значение Слова и даже сравнивал труд Поэта с трудом Солнца. Давайте сегодня познакомимся с этим поэтом и с одним из его стихотворений.

2. Знакомство с краткой биографией поэта

t = 10 мин

У.: - Предлагаю вашему вниманию видеосюжет о Маяковском.

Видеосюжет (маяковский.avi)

У.: - Запишем в тетрадях: «Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)». Кто запомнил, какому направлению в искусстве принадлежали взгляды поэта?

Д.: - Футуризм!

У.: - Верно, запишите под диктовку: «Футуризм (от лат. futurum - будущее) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX века, провозглашавшее идеи бунта против норм общественной жизни, и традиционных форм искусства». (Презентация1)

У.: - На экране вы видите картины футуристов, а основными задачами в литературе были: заменить ямбы и хореи новыми стихотворными размерами, ввести новые слова (авторские неологизмы), упростить формы словосочетания, создать необычные сюжеты.

Каким вы себе представили поэта после полученной информации? Попробуйте описать его несколькими эпитетами.

Д.: - бунтующий, смелый, талантливый, необычный, творческий, экстравагантный, высокий и т.п.

У.: - Замечательно почувствовали поэта!

3. Подготовка к прослушиванию стихотворения

t = 2 мин

У.: - А теперь познакомимся со стихотворением «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и узнаем, каким поэт представляет себя САМ. Запишите название «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение  к  поэтическому труду,  выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы  рассказать   читателю,  какой должна быть настоящая поэзия.

У.: На что указывают слова «необычайное приключение»?

Д.: - На приключение, на что-то необычное, особенное, загадочное, таинственное, фантастическое.

У.: - А для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

Д.: - Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.

У.: - Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты. Послушайте внимательно.

4. Выразительное чтение стихотворения

t = 5 мин

(Аудиозапись1).

5. Беседа по стихотворению. Работа с лексикой.

t = 20 мин

У.: - Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

Д.: - Реальное: описание местности (деревня, природа, то, что солнце встаёт каждое утро и т.п), фантастическое: (отклик Солнца на слова Поэта, разговор)

У.: - Каким вы представляете поэта теперь?

Д.:  - Тружеником, устающим от своей работы, но живущим ею, имеющим большое значение в жизни общества и т.п.

У.:- Какие и насколько разные эмоции испытывает герой-поэт на протяжении стихотворения?

Д.: - Усталость от жары, раздражение, негодование, страх, смущение, успокоение, вдохновение, радость, гордость.

У.: - Какова главная мысль стихотворения? Можно ли её выразить строками из стихотворения?

Д.: - Главная мысль в том,  что каждый должен выполнять свою работу.

У.: - Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем  в  нем  композиционные  части. (Презентация 2)

Ребята, на слайде вы видите названия композиционный частей стихотворения. Расположите их в верной последовательности и запишите в тетрадь.

  1. Экспозиция.  «Обыденная    работа  поэта».

  2. Завязка  и  развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на   чай"».

  3. Кульминация.  «Шествие солнца. Разговор  поэта  со  светилом».

  4. Развязка.  «Поэтическое  кредо  поэта».

У.: - Давайте проанализируем мир поэтических приемов Маяковского, рассмотрев каждую из частей стихотворения. Это и будет следующим этапом нашего путешествия.

1. «Обыденная работа поэта».

У.: -  Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В  сто сорок солнц закат пылал»?

Д.: - Чтобы  ярче,  образнее  показать  изнуряющую жару июля. 

 У.: - Как называется такой прием в литературе? (ГИПЕРБОЛА). Запишите. Попробуйте объяснить речевой оборот  «жара плыла»?

Д.: - Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.

У.: - Как называется такой прием в литературе? (МЕТАФОРА). Запишите. С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»?

Д.: - Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.

У.: - Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон  всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...

Как вы себе   ее  представляете? (ответы детей)

У.: - Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка?

Д.: - Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная.

У.: -  Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? (ответы детей)

У.: -  Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»?

Д.: - Поэт не совсем  уверен,  но он  предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную                                                                                                                          «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление  о  мире: солнце  не уходит далеко, оно «ночует» на  краю деревни, чтобы наутро  «снова  мир  залить» своими лучами...

У.: - Очень  хорошо. Наступает  новое  утро. Изменилось  что-то  в  мире?  Нет, все то же, что и вчера. Чем  недоволен   поэт,  почему  он зол?  

Д.: - Поэта удручает обыденность, привычный  порядок   вещей. Никаких перемен!

2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».

У.: - Не кажется  ли вам,  что  начало  второй  части напоминает повествование? Что  предвещает  такое начало?

Д.: - «И так  однажды...» - это   начало  многих  занимательных  историй, легенд, сказок, случаев из жизни...

У.: -  Как поэт выражает свою злость?

Д.: - «Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх,  все  меркнет,  «бледнеет»  перед  раздраженным человеком...

  У.: -  Какие слова по отношению к солнцу употребляет автор?

Д.:                                   - Слазь!

                                       Дармоед!

                                       Довольно шляться!

                                      Неженка!....

                                      …Зашло бы

У.: -  Подумайте, почему поэт употребляет резкие и  несколько  грубоватые  слова, обращаясь  к солнцу? Как их называют еще? 

Д.: - Просторечные слова.

У.: -  Запишите. Справедливы ли такие слова?

Д.: - Наверное,  нет. Солнце - не  «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...

У.: -  Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему?

Д.: - Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»;  работа  утомительная,  монотонная,  но  долг  художника превыше усталости.

 У.: -  Слышит ли солнце поэта, отреагировало ли на его грубость? (ответы детей)

Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые, неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные.  

А  может  быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение?

Д.: - Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»

У.: -  Что это за слово? Как его называют? Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»? Запишите.

 Д.: - Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звуками [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!

 У.: -  Давайте вернемся к ряду слов: Сначала  -  повелительное   наклонение: «Слазь!»,   «довольно  шляться»,  «Погоди!», «послушай», а потом - «зашло бы». Интонация сменилась: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону. Реакция появилась? Что случилось? Как поэт передает свой испуг?

Д.: - Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».

3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

У.: -  Нарисуйте словами, как вы представляете  себе  «шествие  солнца»?   Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»?

Д.: - Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле»,   не  рассердившись  на  бранные  слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...

У.: -  Какое событие произошло с солнцем впервые?

Д.: - «Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».

У.: -  Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости». Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности?

Д.: - «Чаи гони, / гони, поэт, варенье».

У.: -  Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж, «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Какой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»?

Д.: - Наверное, чрезмерно увлекаться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное наклонение глагола имеет просторечное значение «давай».

 У.: - Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве?   Гостеприимен   ли   он?  

Д.: - Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи».

У.: - Но вспомним, кому как не Маяковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства? Может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства,  как,  впрочем, и  «чай»  и  «варенье»... Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? Из солнца струится «ясь» — свет, ясность (НЕОЛОГИЗМ).

    О чем и как ведут беседу поэт и солнце?

Д.: - Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» - о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.

У.: - Как поэт ощущает себя в присутствии солнца?  

Д.: - Он  уже  «на  ты»  со светилом, «дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».

       У.: - Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»?

Д.: -  Это слова из призыва  солнца  к  поэту:   будем  вместе встречать зарю,  воспевать свет, развеем серую скуку буден.

У.: - Верно. Поэт и солнце делают одно дело: Какое?

Д.: - Несут свет и добро людям. Солнце - животворной радостью своих лучей, поэт - светом своей поэзии.

Я буду солнце лить свое

а ты – свое

стихами.

4. «Поэтическое кредо поэта».

У.: - Давайте прочитаем  последнюю часть стихотворения самостоятельно. Составим два портрета при помощи синквейна. Напомню, «СИНКВЕЙН» - в переводе с французского – пятистишие.  Или еще по-другому: Слово переведенное в образ. На экране - схема, воспользуйтесь ей при работе (Слайд 2 в Презентации 2). 1 вариант - синквейн о Поэте, 2 вариант - о Солнце. Приготовьтесь прочитать получившийся текст.

У.: - Давайте озвучим, что у вас получилось?

Д. зачитывают синквейны (2 о Поэте и 2 о Солнце)

У.: - У нас получилось два замечательных образа: ПОЭТА И СОЛНЦА. Похожи они друг на друга? Чем?

Д.: - Оба трудятся, оба приносят пользу людям.

У.: - Зачитайте строки стихотворения, относящиеся и к солнцу, и к поэту? Как по-другому это можно назвать?

Д.: - Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

Кредо, позиция, мировоззрение.

Запишем. Выполняя каждый свою роль, и Солнце, и Поэт несут свет людям: солнце – своей теплотой, поэт – своей поэзией.

6. Обобщение

t = 4 мин

У.: - Так зачем нам, читателям, простым людям,  нужна поэзия?

Д.: - Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное, стихи делают нашу жизнь  духовно богаче,  зачаровывают  нас  созвучием рифм, чудной мелодией слов.

У.: -                           Светить всегда,

                                      светить везде...

«поэзия - солнце».  Но поэзия - это и каждодневный, нелегкий труд ума и души.  Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы,  но завет Маяковского  «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый. 

7. Подведение итогов

t = 1 мин

Я думаю, своим стихотворением Маковский словно дает нам завет: читатель, мечтай  о возвышенном, обращай свои взоры к небесам, стремись хоть чуть-чуть быть похожим на солнце, дарящее всем нам солнечный свет…

И я очень рада, что большинство из вас разделяет это мнение…

Спасибо за урок. И пусть всегда освещает ваш путь солнце поэзии.

8. Домашнее задание

t = 1 мин

Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить; сделать иллюстрации к стихотворению в тетради.

Список литературы:

1. Литература. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. «Просвещение», 2015.

2. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Интернет-ресурс http://literary_terms.academic.ru

3. Маяковский от А до Я. Интернет-ресурс http://arzamas.academy/materials/736.

4. Универсальные поурочные разработки по литературе. Золотарева И.В., Егорова Н.В. «ВАКО», 2014.