Рабочая программа по предмету "Музыка" 6 класс

Автор: Адобир Людмила Александровна

Дата публикации: 14.03.2016

Номер материала: 448

Рабочие программы
Музыка
6 Класс

F:\музыка 6 класс\скан 6 класс м0000.jpg

                                                                                       1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс предназначена для 6 класса МОУ Староалгашинской средней общеобразовательной школы. Она составлена на основе следующих документов:

-ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г),  а так же  в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 08 апреля 2015 года №1/15

-примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.),

-рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2013),

 в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Староалгашинскойсош

-Учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.

При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:

  • Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «ИСКУССТВО. Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2013);
  • Дневник музыкальных размышлений;
  • Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;
  • Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Цель изучения предмета: формирование музыкальной культуры учащихся  6 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Задачи:

-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и  формой в музыкальном искусстве.

Так же в программе предусмотрено углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.

Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
  • в формировании основ художественного мышления;
  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

1.1.         ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРЕДМЕТА

В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки». Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры, приёмы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чём смысл музыкальной гармонии? Мир, какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

I – слушание музыки,

II – выполнение проблемно-творческих заданий,

III – хоровое пение.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта:

  • учебника,
  • дневника музыкальных наблюдений,
  • нотных хрестоматий для учителя,
  • музыкальной фонохрестоматии.

Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

В содержании программы введен региональный компонент: музыкальная культура чувашского народа,  включённые в разные темы программы.

 

1.2.         МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Настоящая программа «Музыка 6 класс »  предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-х классах   35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 8; во II четверти – 8; в III четверти – 10; в IV четверти – 9;

1.3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

            В области предметных результатов:

- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

1.4. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ДОСТИЖЕНИЙ

Контроль осуществляется в следующих видах:

  •  входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  •  самостоятельная работа;
  •  устный опрос;
  • взаимоопрос;
  •  ритмический диктант;
  •  тест;
  •  музыкальные турниры;
  •  анализ музыкальных произведений;
  • музыкальные викторины;
  •  хоровой концерт;
  •  уроки – концерты;
  • творческие задания.

   Существует достаточно большой перечень форм творческих заданий, которые могут быть выполнены учащимися и соответствующим образом оценены учителем

1.Рефераты, доклады, творческие работы , творческие проекты , презентации и т.д. по специально заданным темам или по выбору учащегося. Критерий выполнения и оценивания:

-реферат (выполняется 1 раз в год как итоговая работа во 2 полугодии), объем от 15 до 20 листов: титульный лист, содержание, введение, 1 часть, 2 часть, заключение, используемая литература, интернет-ресурсы, так же портреты композиторов, картинки, рисунки, нотные примеры и т.д.);

-доклад (может выполняться 1 раз в четверть), объем – 3-4 листа;

-творческая работа  (может выполняться в виде книжки-раскладки, картинок, рисунков с текстом  и т.д по окончании изучения темы, о жизни композитора, об одном произведении, например), объем 1-2 листа;

-творческие проекты – объемная работа, может длиться какой-то определенный период, исходя из целей проекта, представление: в творческом виде: мини-концерт, ролевая игра, викторина, публичное выступление;

-презентация  (компьютерная) по желанию обучающихся. Свободно владеющих созданием презентации в программе Powerpoint по какой-то определенной теме.

Оценка «5» отлично – полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации, яркое и красочное представление, умение держаться на сцене, работать с теоретическим и музыкальным материалом, овладение способностью отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме, в пении – чистое интонирование и понимание воплощения музыкального образа, связная активная выразительная речь.

Оценка «4» хорошо – не совсем полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации не всегда выявляется, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, умение держаться на сцене,  способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме не всегда получается, пение – устойчивое, но не всегда чистое.

Оценка «3» удовлетворительно – слабое овладение темой выступления, нарушена логика рассказа или презентации, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, поверхностен, не обработан, умение держаться на сцене почти отсутствует,  способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме чаще всего не получается, пение – неустойчивое, забывает слова, невыразительная речь.

Оценка «2» не ставится, поскольку все выступления учащихся предварительно просматриваются. Проводится определенная работа по подготовке детей.

2.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

3.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

4.Ведение тетради по музыке, Дневника музыкальных наблюдений, работа с ритмическими и музыкальными  карточками и т.д

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

   Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

 Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

     Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

     Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

     Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

   Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

«3» (удовлетворит-ельно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

    Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетво-рительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

 При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категориям  несущественных ошибок относятся: незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный  результат

Удовлетворительный

 результат

Хороший

Результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака

 Дикция

Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных. Пропуск  согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

 Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох -  ускоренный, оптимальный.

Выдохсохраняетвдыхательнуюустановку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

2. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

     С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.

     Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.

     Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.

     Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?

     Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

     Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).

     Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.

Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).

Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики.

Тематика предмета

Общее количество уроков

Тема года: «В чем сила музыки?»

Тема первой четверти: «Тысяча миров музыки».

1. Музыка души.

1

2. Наш вечный спутник.

2

3. Искусство и фантазия.

3

4. Искусство – память человечества.

4

5. В чем сила музыки.

5

6. Волшебная сила музыки.

6

7. Музыка объединяет людей.

7

8. Мои музыкальные знания.

8

Тема второй четверти: «Как создается музыкальное произведение?»

1. Единство музыкального произведения.

9

2. «Вначале был ритм».

10

3. О чем рассказывает музыкальный ритм?

11

4. . О чем рассказывает музыкальный ритм? (продолжение)

12

5. Диалог метра и ритма.

13

6. От адажио к престо

14

7. От адажио к престо (продолжение).

15

8.Мои музыкальные знания.

16

Тема третьей четверти: «Мелодия и гармония».

1. Мелодия – душа музыки.

17

2. «Мелодией одной звучат печаль и радость».

18

3. Мелодия угадывает нас самих.

19

4. Что такое гармония в музыке?

20

5. Два начала гармонии.

21

6. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

22

7. Красочность музыкальной гармонии.

23

8. Мир образов полифонической фуги.

24

9. Философия фуги.

25

10. Мои музыкальные знания.

26

Тема четвертой четверти: « Музыкальные краски».

1. Какой бывает музыкальная фактура?

27

2. Пространство фактуры.

28

3. Тембры – музыкальные краски.

29

30

5. Громкость и тишина в музыке.

31

6. Тонкая палитра оттенков.

32

7. По законам красоты.

33

8.Подводим итоги.

34

9. Заключительный урок-концерт.

35

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ на 2015-2016 учебный год.6КЛАСС

№ урока

тема

тип

урока

к-во

час

основное содержание

виды учебной деятельности

планируемые результаты обучения

вид и форма конт-роля

домашнее задание

дата

личностные

мета-

предметные (УУД)

предметные

план

факт

Тема года: «В чём сила музыки»

Тема 1 четверти: «Тысяча миров музыки» (8 часов)

1

«Музыка души».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Постановка проблемы свя-занной с изуче-нием главной темы года.

Важнейшие аспекты эмо-ционального воздействия музыки на че-ловека.

Работа с  текстом учеб-ником.

Записывание  определений  в рабочую тетрадь.

Слушание произведения  и его анализ.

Вокально-хо-ровая работа, разучивание  песни.

Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека

( на личном примере)

Рассуждать об общности и различии вы-разительныхсредствму-зыки и изобразитель-ного искус-ства (П).

Осознавать  и рассказы-вать  о влиянии му-зыки на человека.

Устный опрос, анализ музык.

Произведения.

Сочинение «В чём сила музыки»,

§ 1, вопросы стр.6.

2

Наш вечный спутник.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Мир музыки ,сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Мир вещей и мир музыки

 ( соотнесение материального и духовного в жизни  челове-ка.)

Знакомство  с материалами  учебника, выделять главное.

Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения.

Хоровое  исполнение песни.

Выявлять возможность эмоциональ-ноговоздей-ствия  музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения  с позиции красоты и правды.   ( Р)

Осознавать и рассказы-вать о влия-нии музыки на человека.

Устный опрос,анализмузык.о произведения, взаимо-опрос

§2, вопросы стр.11.

3

Искусство и фантазия.

Урок  закрепления знаний

1

Реальность и фантазия  в жизни челове-ка.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере  валь-са – фантазия М.Глинки)

Работа с текстом учеб-ника.  

Выписывание  определений  в рабочую тетрадь.

Слушание му-зыки.

Вокально-хо-ровая работа.

Пропевание

по нотам.

Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия  музыки на человека.

Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений(П)

Осознавать интонационно – образ-ные, жанро-вые основы музыки как вида искус-ства.

Устный опрос,анализмузык.произведения, синк-вейн

§3, сообщение по жизни и творчеству М. Глинки.

4

Искусство–память человече-ства.

Урок обобщения и систе-матизации  знаний.

1

Возвращение к темам, сю-жетам  и об-разам в произ-ведениях ис-кусства разных времен.

Легенда  о лете и Мнемозине.

Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый за-мок» из форте-пианного цикла «Картинки  с выставки» М. Мусоргский).

Важнейшие эпохи в исто-рии культуры.

Знакомство с материалом учебника, от-веты  на воп-

росы.

Вокально-хороваяра-бота, разучи-вание песни.

Слушание произведения и его анализ.

Уважение к музыкальной культуре мира разных времён

Рассуждать о специфике  воплощения духовного опыта чело-века вис-кусстве (с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике).(П)

Анализиро-вать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении(П)

Осознавать значение искусства в жизни современно-го человека.

Наблюдать за развитием одного об-раза в му-зыке.

Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творчес-кое за-дание

§4, выписать новые слова, рисунок «Средневековье».

5

В чем сила музыки?

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Характер все-общего воз-действия  му-зыки  (на при-мере второй части Симфо-нии № 7  Л. Бетховена и Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера)

Слушание. Работа в рабочей тетради:  заполнение сравнительной  таблицы.

Выявлять воз-можностьэмоциональ-ного воздействия музыки  на человека.

Сравнивать музыкальное произведение разных жан-ров и стилей. (П)

Осознавать и рассказы-вать о влия-нии  музыки на человека

Устный опрос, анализ музык.

произведения

§5, письменно ответы на вопросы стр.25. (по выбору).

6

Волшеб-ная сила музыки.

Урок  закрепления знаний.

1

Роль музыки и музыкантов в эпоху Антич-ности.

Многоплано-вость худо-жественных смыслов в музыке оркест-ровогоноктюр-на «Сирены» К.Дебюсси

Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа  в ра-бочей тетра-ди.

Работа над песней. Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни. Слушание, определение композитора.

Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.(Р)

Восприни-мать и сопо-ставлятьху-дожественно-образное содержание музык.произ ведений (правдивое- ложное, красивое -уродливое).

Взаимоопрос, хоровой зачет

§6, вопросы стр.28.

7

Музыка объеди-няетлю-дей.

Комбини-рованный урок

1

1

Созидательная сила музыки

(на примере мифа о строи-тельстве г. Фивы).

Преобразую-щеевоздей-ствие музыки  

(на примере оды Пиндара).

Работа с тестами.  

Вокальная работа.

Разучивание новой песни, проявление личностногоотношенияпри их вос-приятии.

Продолжение  работы над произведениями Л. Бетхо-вена.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р)

Рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тест

§7, вопросы 1-2 стр.32., повторить муз.темы.

8

Мои музыкальные знания.

Заключи-тельный урок по теме «Тысяча миров музыки».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-щихся.

1

Взаимосвязь музыки с другими искус-ствами, как различными способами ху-дожественного познания мира.

Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.

Вокальная  деятельность.

Хоровое пе-ние.

Слушание произведения, определение   деятельности композитора.

Выражать эмоциональ-ноесодер-жание в музыкальныхпроизведени-ях и про-являтьличноеотношениепри их вос-приятии и исполнении.

Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.(П)

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Взаимо-опрос

-

Тема 2 четверти: «Как создается музыкальное произведение?» (8 часов)

9

Единство музыкального произведения.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

В чём прояв-ляютсятради-ции и нова-торство в му-зыкальном про-изведении.

Средства музыкальной выразительнос-ти, их роль в создании музы-кального про-изведения (на примере Антракта к третьему дей-ствию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера).

Творческое  задание по музыке  ком-позиторов

Слушание  и  анализ про-изведений.

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни.

Готовность к сотрудничеству с учителем и однокласс-никами.

Участвовать в коллективной беседе и ис-полнитель-скойдеятель-ности (П)

Понимать значение средств художественнойвырази-тельности в создании музыкаль-ногопроиз-ведения.

Владеть от-дельными специальными музык.терминами, отражающими знание средств му-зыкальной выразитель-ности.

Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица

§8, выписать новые слова, вопросы стр.38.

10

Вначале был ритм.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Многообраз-ныепроявле-ния ритма в окружающем мире.

 Ритм – изна-чальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свой-ства ритма. Жанровая спе-цифика музы-кальныхрит-мов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Вен-ского леса»).

Знакомство  с материалами  учебника, вы-делять глав-ное.

Слушать, во-спринимать, анализиро-ватьмузык.произведения.

Хоровое  исполнение песни.

Развитие по-знавательных интересов

Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств му-зыки и изо-бразительногоискусства(П).

Понимать значение средств ху-дожествен-ной вырази-тельности (метрорит-ма) в созда-нии музы-кальногопроизведе-ния.

Самостоятельная работа

§9, выписать новые слова, вопросы стр.45.

11

О чём рассказы-вает музыкальный ритм?

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах.

Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена).

Церемонная поступь, вы-раженная в му-зыке полонеза (на примере полонезаля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена).

Записывание  определений в рабочую тетрадь.

Слушание и работа над произведени-ем.

Учебно-познаватель-ный интерес, желание учиться

Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жан-ров и стилей.(П)

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки.

Устный опрос, анализ музык.произведения

§10.

12

О чём рассказы-вает

музыкальный ритм ? (продолжение).

Урок закрепления знаний.

1

Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа  в ра-бочейтет-ради.

Работа над песней.

Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни.

Слушание  и нахождение связи между худ.образами музыки и дру-гими видами искусств.

Хоровое пе-ние.

Учебно-познавательный интерес, желание учиться

Творчески интерпретировать содер-жаниемузык.произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки.

Дн. муз.размышлений стр.9, взаимоопрос

Напиши рассказ с картинкой о любом танце.

13

Диалог метра и ритма.

Комплексный урок.

1

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодейст-вия между метром и рит-мом в  «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприя-тия и анализ.  Вокально-хо-ровая работа, разучивание новой песни. Интонирова-ние.

Понимать характерные особенности музыкального языка и пере-давать их в эмоциональ-ном исполне-нии.

Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных отечествен-ных и зару-бежных ком-позиторов – Л.Бетховена, А.Хачатуряна.(П)

Восприни-мать разно-образие по смыслу рит-мические интонации при прослу-шиваниимузык.произведений.

Эссе на тему: «Ритм»

§ 11, вопросы стр.54.

14

От адажио к престо.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Основные темпы в му-зыке.

Зависимость музыкального темпа отхарактераму-зыкального произведения.

Медленные и величествен-ные темпы, как выразители уг-лубленных об-разов(на примере орган-ной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»).

Зажигательный народный та-нец Италии –тарантелла(на примере «Неа-политанской тарантеллы» Дж.Россини)

Творческая  работа над стихотворением  А. Город-ницкого.

Слушание и анализ музы-кальных  про-изведений.

Оценивание своего испол-нения песни.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры

Восприни-мать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха).(П)

Осознавать интоннационно-образ-ные, жан-ровые и стилевые основы музыки.

Устный опрос, анализ музык.о произведения, таблица «Днев-ник му-зыкаль-ных раз-мышле-ний», стр. 11

§12. Выписать новые слова.

15

От адажио к престо (продолжение).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся по теме.

1

Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридова)

Вокальная  деятельность.

Исполнение песни по выбору.  

Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших  во 2 четверти.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры.

Восприни-мать и срав-нивать музы-кальный язык в произведе-нияхразногосмыслового и эмоционального содержа-ния. (П)

Анализиро-вать приёмы взаимодейст-вия и разви-тия одного или несколь-ких образов в произведени-ях разных форм и жан-ров.

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Устный опрос.

Задание 4 в Муз.Дневнике. стр.59.Повторить правила, словарные слова, муз.темы.

16

Мои музыкальные знани.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-щихся.

1

Взаимосвязь музыки с другими искус-ствами, как различными способами ху-дожественного познания мира.

Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.

Вокальная  деятельность.

Хоровое пе-ние.

Слушание произведения, определение   деятельности композитора.

Выражать эмоциональ-ноесодер-жание в музыкальныхпроизведени-ях и про-являть личное отношение при их вос-приятии и исполнении.

Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.(П)

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Тест.

Тема 3 четверти: «Мелодия и гармония».

17

«Мелодия – душа музыки»

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Мелодия –важнейшее средство  му-зыкальной вы-разительности.

Мелодия как  синоним пре-красного.

Проникновен-ностьлири-ческой мело-дии в «Се-ренаде» Ф.Шуберта.

Знакомство  с материалом учебника, вы-делять глав-ное.

Слушать, вос-принимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения.  Вокальная  деятельность, разучивание новой песни.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры

Узнавать по характерным признакам   (интонации, мелодии) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт)(П)

Осознавать интонационно образные,жанровые и стилевые ос-новыму-зыки. Воспринимать харак-терныечер-ты  отдель-ныхкомпо-зиторов.

Устный опрос, анализ музык.произведения

§ 13, вопросы стр.65.

18

«Мелоди-ей одной звучат печаль и радость»

Урок закрепления знаний

1

Свет и радость в « Маленькой ночной сере-наде» В.А.Моцарта.

Разноплано-востьхудоже-ственныхобра-зов в творче-стве Моцарта.

Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта).

Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы.

Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта».

Слушание  и определение роли музыки в жизни человека.

Формирова-ниеэмоцио-нально-ценно-стногоот-ношения к творчеству выдающихся композиторов

Восприни-мать и соот-носить характерные черты  творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта).

Осозновать интонационно-образные ,жанровые и стилевые ос-новы музы-ки( с учетом критериев, представленных  в учеб-нике).

Восприни-мать и сравнивать различные по смыслу  музыкаль-ныеинто-нации при прослушивании музык.произвед.

Музыкальная викторина

§ 14, выписать новые слова. Вопрос 4 стр.72.

19

Мелодия «угадыва-ет» нас самих

Урок обобще-ния и систематизации знаний

1

Взаимодейст-виенациональ-ных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щел-кунчик» П.Чай-ковского.

Сила чувства,глубокаяэмо-циональность  мелодий П.Чайковского (на примере Па- де-де  из балета «Щелкунчик»).

Вокальная деятельность.

Интонирова-ние  вокализа.

Слушание и работа над произведени-ем.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры музыкальной культуры

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов  (П.Чайковс-кий)

Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые ос-новы музы-ки(с учетом критерии, представленных  в учеб-нике).

Восприни-мать и срав-нивать раз-личные по смыслу  му-зыкальные интонации .

Воспринимать харак-терныечер-ты твор-чества от-дельных оте-чественныхкомпозито-ров(П.Чай-ковский)

Хоровой зачет

§ 15, вопросы стр.75.

20

Что такое гармония в музыке?

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

Многознач-ность понятия гармонии.

Что такое гар-мония в музы-ке.

Покой и равно-весие  музы-кальнойгар-мониив

Прелюдии  домажор  из I тома «хорошо темперирован-ного клавира» И.С.Баха

Знакомство  с материалами  учебника, выделять главное.

Слушать, во-спринимать, анализиро-вать музы-кальные про-изведения.

Хоровое  исполнение песни.

Выявлять возможности эмоциональ-ноговоздей-ствия музыки на человека.

Оценивать  музыкальные произведения  с позиции правды и красоты.

 (Р)

Находить ас-социативные связи  между образами  му-зыки  и ИЗО.(П)

Интерпретировать вокаль-ную музыку в коллективной  музыкально- творческой деятельности.(Р)

Понимать значение средств ху-дожествен-ной выра-зительности(гармонии)в создании музыкаль-ногопроиз-ведения ( с учетом критериев представленных в учебнике).

Таблица «Днев-никму-зыкаль-ных размышлений», стр. 14 , Устный опрос

§16, нарисуй картинку к музыке И.С.Баха.

21

Два начала гармонии.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Гармония как единство про-тивоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музы-кальнойгар-монии   (взаи-модействияма-жора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов).  Игра «света» и «тени» в Сим-фонии №40 В.А.Моцарта.

Творческая  работа. Импровизация  на стихо-творение И. Чурдалева «В природе».  Слушать, ана-лизировать музыкальное  произведение. Хоровое пение.

Выявлять возможности эмоциональ-ного воз-действия му-зыки на человека.

Сравнивать  разнообраз-ныемелоди-ко- гармони-ческиеинто-нации музыки (П).

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку от-дельных ком-позиторов прошлого (В.А.Моцарта).(П)

Воспринимать  и осо-знаватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения.

Анализ музык.произведения, творчес-кое за-дание (рису-нок, стихотворение)

§17, вопросы стр.82.

22

Как могут проявляться выра-зительныевоз-можности гармонии?

Урок  закрепления знани.й

1

Гармония как важнейший фактор музы-кальной драма-тургии в опере Ж.Бизе «Кар-мен». Применение композитором метода «забе-гания  вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страс-ти в дальней-шем развитии оперы. Ладовый кон-траст между темами увер-тюры и темой роковой стра-сти.

Работа с текстом учеб-ника, поиск ответов  на вопросы.

Творческая работа: музы-кальнаявик-торина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни.

Эмоциональ-нооткли-каться на шедевры му-зыкальной культуры

Анализиро-вать приемы взаимодейст-вия несколь-ких образов в музыкальном произведении(П)

Сравнивать особенности музык.языка

(гармонии)  в произведени-ях,включаю-щихобразыразногосмыс-ловогосодер-жания. (П)

Восприни-мать  и осоз-наватьгар-монические особенности музыкаль-ногопроиз-ведения.

§ 18, выписать новые слова.

23

Красочность музыкальной гармонии.

Урок обо-бщения и систематизации знаний

1

Усиление кра-сочностиму-зыкальнойгар-монии в произ-ведениях, на-писанных на сказочно-фан-тастические сюжеты.

Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

Всегда ли гармонична музыкальная гармония.

Что такое дисгармония? Причины её возникновения.

Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы.

Работа  в рабочейтет-ради.

Вокальная деятельность: работа над песней.

Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни.

Слушание  и нахождение связи между художествен-ными  образа-ми музыки и другими вида-ми искусств.

Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

Устанавли-ватьассоци-ативные связи между худо-жественными образами му-зыки и визуальных искусств

(П)

Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композито-ров (Н.А. Римского-Корсакова).

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

§19, вопросы стр.89.

24

Мир образов полифонической музыки.

Урок изучения и первичного закрепле-ния  но-выхзна-ний

1

Смысл понятия полифония.

Выдающиеся композиторы-полифонисты.

Эмоциональ-ный строй полифоничес-кой музыки.

Полифоничес-кая музыка в храме.

Жанр канона; его отличи-тельныеосо-бенности.

Полифоничес-кий прием «имитация».

Творческая работа: кроссворд (жанры полифоничес-кой  музыки).

Вокальная деятельность: выражать  при исполнении песни свое личностное отношение.

Проявление интереса к художествен-ной деятель-ности

Анализиро-вать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве(с учётом крите-риев, пред-ставленных в учебнике.(П)

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт) (Р)

Осознавать значение искусства в жизни со-временного человека.

Восприни-матьхарак-терныечер-ты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт)

§20, рисунок+стихотворение по теме урока.

25

Филосо-фия фуги.

Урок  закрепления знаний.

1

Фуга как высшая форма полифоническихпроизведе-ний.

Интеллектуальный смысл жанра фуги.

Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах.

Органная токката и фуга ре минор.

Слушание: определить композитора по стилю.

Вокальная деятельность: разучивание народ.нор-вежск. песни.

Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гар-монии, поли-фоническим приёмам) му-зыку отдель-ных выдаю-щихся ком-позиторов прошлого (И.С.Бах)  (Р)

Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразительного искусства

(П)

Восприни-матьхарак-терные черты твор-чества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах)

§21, ответы на вопросы стр.98., подготовить творч. работу.

26

Мои музыкальные знания.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний уча-щихся.

1

Взаимосвязь музыки с другими искус-ствами, как различными способами ху-дожественного познания мира.

Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.

Вокальная  деятельность.

Хоровое пе-ние.

Слушание произведения, определение   деятельности композитора.

Выражать эмоциональ-ноесодер-жание в музыкальныхпроизведени-ях и про-являть личное отношение при их вос-приятии и исполнении.

Слушать, восприни-мать, анализиро-вать музыкальные произведения и их фраг-менты.(П)

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

Творческая работа.

Тема 4 четверти: «Музыкальные краски».

27

Какой бывает музыкальная фактура?

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

1

Фактура как способ изло-жения музыки. Различные варианты фак-турноговопло-щения.

Одноголосная фактура.  Мелодия с сопровождени-ем.

«Фактурный узор»: зри-тельное сход-ство фактур-ного рисунка в аккомпанемен-те с формой цветка сирени.

Творческое задание: музыкальная викторина.

Вокальная деятельность: разучивание немецкой  народной песни.  

Проявление эмоциональ-нойотзывчи-вости при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения

(П)

Находить ассоциатив-ные связи между худо-жественными образами му-зыки и изобразитель-ного искус-ства(П)

Исследовать разнообра-зие и специфику фактурных воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях

Хоровой зачет, синк-вейн.

§22, вопросы стр.105.

28

Пространство фактуры.

Урок  закрепления знаний.

1

Стремительное движение фи-гурационной фактуры в романсе С.Рах-манинова «Весенние воды».

Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

Работа  в рабочей  тетради: вы-писатьопре-деление.

Слушание и анализ музы-кальных про-изведений.

Вокальная  деятельность: разучивание новой  песни.

Рассуждать о яркости об-разов в музыке

Творчески интерпретировать содер-жание и форму му-зыкальных произведений в изобрази-тельной деятельности (Р)

Понимать значение средств художественнойвырази-тельности

(фактуры) в создании музык.произведения(с учетом кри-териев пред-ставленных в учебнике)

Устный опрос, анализ музык.произведения

§23, задание в Муз.Дневнике.

29

Тембры – музыкальные краски.

Урок изучения и первичного закрепления  новыхзна-ний.

1

Выражение настроений ок-ружающего ми-ра в музыке через тембры.

Характерность тембров скрип-ки; виолон-чели; флейты.

Творческая  работа: музыкальная   викторина.

Просмотр презентации «Композитор – сказочник».

Вокальная деятельность: хоровое пение.

Расширение представле-ний детей о собственных

познаватель-ныхвозмож-ностях.

Устанавли-вать внешние связи между звуками при-роды и зву-чаниямиму-зыкальныхтембров(Р)

.Исследо-вать разно-образие и специфику тембровых воплощений в музыкаль-ныхпроиз-ведениях.

Определять тембры при прослушивании инстру-ментальной музыки

Дневник музы-кальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык.произведения

§24, вопросы стр.117.

30

Соло и тутти.

Урок  закрепления знаний.

1

Сочетания тембров музыкальных инструментов.

Симфоничес-кий оркестр, его инстру-ментальные группы.

Работа с учебником, поиск ответов на постав-ленныевоп-росы.

Работа  в рабочейтет-ради.

Вокальная деятельность: работа над песней.

Творческоесамовыраже-ние в испол-нении песни.

Слушание  и нахождение связи между художествен-нымиобра-зами музыки и другими видами ис-кусств

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов

Выявлять круг музы-кальных об-разов в музыкальныхпроизведени-ях

Исследовать разнообра-зие и специфику тембровых воплощений в музык.произведениях

Анализ музык.о произведения, взаимоопрос

§25,

Кроссворд.

31

Громкость и тишина в музыке

Урок изучения и первичного закрепления  но-выхзна-ний

1

Выражение композиторами звуков приро-ды в музы-кальной дина-мике.

Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена.

Слушание музыкального произведения, работа в тет-ради -  «рисо-вание» музы-кальных ка-ртин, услы-шанных про-изведений.

Вокальная деятельность: работа над песней.

Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии

Анализиро-вать приёмы развития ху-дожествен-ного образа в музыкальном произведении

(П)

Устанавли-ватьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическимивопло-щениями.

Исследовать разнообразие и специ-фику дина-мических воплощений в музык.произведениях

Анализ музыкального произведения

§26, задание в Муз.Дневнике.

32

Тонкая палитра оттенков

Урок  закрепления знаний

1

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке.

Роль динами-ческихнюан-сов в создании образов лунной ночи.

Изобразительная роль ди-намики при характеристике музыкальных персонажей.

Слушание.

Творческая работа в группах: при-думать стихи к пьесе Сен- Санса «Ле-бедь», зари-совки вари-антов сцени-ческих кос-тюмов к балету Му-соргского.

Эмоциональ-ное и осмыс-ленное вос-приятие  со-держания художествен-ногопроиз-ведения.

Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведени-ях (П)

Воспринимать и выяв-лятьвнеш-ние связи между зву-ками при-роды и их музыкально-динамическими вопло-щениями.

Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем в произведении).

тест

§27, оформить таблицу оттенков.

33

По законам красоты

Урок обобще-ния и система-тизации знаний

1

Преобразу-ющее значение музыки.

Необходимость сохранения и укрепления ду-ховныхзап-росов человека.

Выражение в музыке правды, красоты и гар-монии.

Различный смысл выра-жений «слу-шать музыку» и «слышать музыку».

Устный опрос определений.

Слушание произведения, его воспри-ятия и анализ.  

Вокально-хороваяра-бота, разу-чивание но-вой песни.

Интонирова-ние.

Рассуждать о преобразую-щем влиянии музыки

Воспринимать и сопоста-влять худо-жественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глу-бинное-повер-хностное).Творчески ин-терпретиро-ватьсодер-жаниеизу-ченного мате-риала в слове, изобразитель-ной деятель-ности.

Оценивать музык.про-изведения с позиции красоты и правды

§28, вопросы стр. 143.

34

Подводим итоги.

 Урок – беседа.

1

Исследовательский  проект «Музыка чувашского народа».

Просмотр  исследовательского  проекта «Музыка чувашского народа».

Вокально-хоровая деятельность.

 Исполнение песен на родном языке.

Рассуждать о  сохранении и развитии чувашской культуры.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально  откликаться на содержание  услышанного.

Понимать  значение и место музыкальной   культуры чувашского народа в масштабах мировой музыкальной культуры

§29, Творческое задание по вопросам стр.151.

35

Заключи-тельный урок по теме года «Музыка-окно в звучащий мир».

Урок-концерт

1

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»;

«Музыка воспитывает в человеке доб-рое и светлое»;

«В чем причина долговечности искусства?»

Исполнение  песен по выбору учащихся.

Осознавать и рассказывать о влиянии му-зыки на чело-века. Выявлять возможности эмоционального воздейст-вия музыки на человека (на личном при-мере).

Оценивать музык.произ-ведения с позиции прав-ды и красоты

Понимать вы-разительные особенности муз.языка в произведени-ях разного эмоциональ-ного и смыслового содержания.

(П)

Урок-концерт

-

4. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности:

Стандарты второго поколения

1. ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки №1897 от 17.12.2010г),  а так же  в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. –  2-е изд. –  М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя

1.  Алеев, В.В. Музыка.  5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

2. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст]  / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст]  /  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. - М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. -  М.: Музыка,2011.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке  [текст] / Е.И.  Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная  литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

5. Прохорова, И.А. Советская музыкальная  литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

6.  Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.

7. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И.  Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных картинок с изображением музыкальных инструментов.

3. Сборник мультфильмов музыкальной направленности.

4. Сборники песен чувашских композиторов для 5-8 классов.

Технические средства обучения

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано).

Интернет-ресурсы:

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы :

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиаПаблишинг. 2007.

4. МузыкальныйБункер.DSMultimediaProductionLtd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998

15. Презентации по музыкальным и общеразвивающим темам.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»:

Личностные результаты УУД:

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека ( на личном примере).
  • Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов).
  • Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении.
  • Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
  • Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии.
  • Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  • Расширение представлений о собственных познавательных возможностях.