Статья на тему: "Урало-Сибирская роспись"

Автор: Корх Ольга Юрьевна

Дата публикации: 15.03.2016

Номер материала: 541

Прочие методические материалы
Изобразительное искусство, Художественно-эстетическое развитие, Дополнительное образование
Без класса

Немного об Урало – Сибирской  росписи.

Добрый день, уважаемые читатели! В моей профессиональной деятельности главным направлением является возрождение и сохранение народных традиций декоративно прикладного искусства, приобщение детей к художественной культуре. В данной статье я хотела бы рассказать вам об одном из самобытнейших явлений русского народного творчества – декоративной Урало-Сибирской росписи.

Говоря о различных видах росписи, которые известны в наши дни, и задавая детям вопрос, какие из них им наиболее известны, чаще всего можно услышать следующие ответы: это Городецкая, Хохломская, Гжельская роспись, Дымковская. Об Урало-Сибирской росписи многие никогда  не слышали, и не только ученики, но и педагоги.

Зарождение Урало-Сибирской росписи как художественного промысла в культуре русского народа, относят примерно к 16-17 векам. Именно в это время происходил пик миграции русского населения на Урал, в особенности старообрядцев. Быстрее всего заселялись восточные районы Урала. И здесь с устройством быта и культуры на новом месте зарождается и формируется новый народный промысел. В исходном его формировании главным была северорусская основа. Её составляли выходцы из северных и поморских городов – Вологды, Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор, которые в 16-17 веках положили начало уральского крестьянства, близкого к культуре Русского Севера. Позже, в 17-19 веках, народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, а также центральных областей внесла свой вклад в становление художественных традиций уральской народной живописи, получившей в дальнейшем развитие в творчестве горно-заводских и сельских художников.

В это время на Урале складываются два направления росписи – роспись деревянных и металлических изделий. Роспись по дереву стала ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее крупных посёлках. Второе направление получило развитие в посёлках при металлургических демидовских заводах, и стало ремеслом городским. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища. В наши дни самую большую коллекцию расписных прялок можно увидеть в мастерской сибирского культурного центра Омской области.

Излюбленными мотивами художников  были народно-красочные букеты цветов и разнообразные орнаментальные композиции из стилизованных растительных элементов, благородство черного фона и необычайная прозрачность лакового покрытия способствовали широкому распространению тагильских, или, как тогда говорили, «сибирских» лаковых изделий.

Урало-Сибирская роспись – это одна из разновидностей свободно кистевой росписи. Выполняется она масляными красками. Как говорилось ранее, в Урало-Сибирской росписи, в основном, мы можем встретить растительные орнаменты: цветущие букеты, травки и веточки, ягодки, фрукты, виноград. Реже используются фигуры птиц, животных, человека. Геометрия встречается в качестве дополнения.

Одна из основных техник росписи – техника двойного мазка, когда на кисть берётся сразу две краски, и мазок получается двухцветным, цвета берутся густые, неразбавленные, создаётся ощущение объёма. Удобнее всего наносятся такие мазки плоской кистью.  Светлой краской обычно рисовали по наружному краю, тёмной – по внутреннему. Кроме того, для нее свойственна техника белильной разживки, когда роспись выполняется на тёмном фоне. Если роспись выполняется на светлом фоне, или деревянную основу оставляют как она есть, то в качестве разживки, как дополнение к цветам, используют темные веточки, травинки и осоку.

Вот как описывают Урало-Сибирскую роспись современные Омские художники:

       – Это роспись хитрая, иногда у художника получится хуже, чем у человека, который первый раз в жизни взял кисточку в руки.– С одной стороны выглядит наивно, но с другой, здесь есть глубина. Степень мастерства определить сложно. Что есть мастерство – тщательно выведенный или далеко не идеальный мазок? Нужно понимать, что основа традиционного искусства – идея, а средства её воплощения могут быть самыми разнообразными.

Именно поэтому я включила изучение этой росписи в свою рабочую программу для детей среднего школьного возраста. Дети прекрасно освоили новую технику и справились с заданием. На фото мои воспитанницы, учащиеся МАУДО Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» ЩМР МО творческого объединения «Роспись по дереву». Посмотрите, мы выбрали достаточно простую композицию из двух цветков и листьев. Наметили расположение большого и малого цветка, и свободными двойными кистевыми мазками создали объёмные лепестки, дополнили композицию листьями и в завершении темными веточками и осинками оживили наш букет, тем самым получили очень симпатичные расписные доски.

 Вот таким было наше знакомство с Урало-Сибирской росписью и её историей! Благодарю за внимание!

Немного об Урало – Сибирской  росписи.

Добрый день, уважаемые читатели! В моей профессиональной деятельности главным направлением является возрождение и сохранение народных традиций декоративно прикладного искусства, приобщение детей к художественной культуре. В данной статье я хотела бы рассказать вам об одном из самобытнейших явлений русского народного творчества – декоративной Урало-Сибирской росписи.

Говоря о различных видах росписи, которые известны в наши дни, и задавая детям вопрос, какие из них им наиболее известны, чаще всего можно услышать следующие ответы: это Городецкая, Хохломская, Гжельская роспись, Дымковская. Об Урало-Сибирской росписи многие никогда  не слышали, и не только ученики, но и педагоги.

Зарождение Урало-Сибирской росписи как художественного промысла в культуре русского народа, относят примерно к 16-17 векам. Именно в это время происходил пик миграции русского населения на Урал, в особенности старообрядцев. Быстрее всего заселялись восточные районы Урала. И здесь с устройством быта и культуры на новом месте зарождается и формируется новый народный промысел. В исходном его формировании главным была северорусская основа. Её составляли выходцы из северных и поморских городов – Вологды, Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор, которые в 16-17 веках положили начало уральского крестьянства, близкого к культуре Русского Севера. Позже, в 17-19 веках, народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, а также центральных областей внесла свой вклад в становление художественных традиций уральской народной живописи, получившей в дальнейшем развитие в творчестве горно-заводских и сельских художников.

В это время на Урале складываются два направления росписи – роспись деревянных и металлических изделий. Роспись по дереву стала ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее крупных посёлках. Второе направление получило развитие в посёлках при металлургических демидовских заводах, и стало ремеслом городским. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища. В наши дни самую большую коллекцию расписных прялок можно увидеть в мастерской сибирского культурного центра Омской области.

Излюбленными мотивами художников  были народно-красочные букеты цветов и разнообразные орнаментальные композиции из стилизованных растительных элементов, благородство черного фона и необычайная прозрачность лакового покрытия способствовали широкому распространению тагильских, или, как тогда говорили, «сибирских» лаковых изделий.

Урало-Сибирская роспись – это одна из разновидностей свободно кистевой росписи. Выполняется она масляными красками. Как говорилось ранее, в Урало-Сибирской росписи, в основном, мы можем встретить растительные орнаменты: цветущие букеты, травки и веточки, ягодки, фрукты, виноград. Реже используются фигуры птиц, животных, человека. Геометрия встречается в качестве дополнения.

Одна из основных техник росписи – техника двойного мазка, когда на кисть берётся сразу две краски, и мазок получается двухцветным, цвета берутся густые, неразбавленные, создаётся ощущение объёма. Удобнее всего наносятся такие мазки плоской кистью.  Светлой краской обычно рисовали по наружному краю, тёмной – по внутреннему. Кроме того, для нее свойственна техника белильной разживки, когда роспись выполняется на тёмном фоне. Если роспись выполняется на светлом фоне, или деревянную основу оставляют как она есть, то в качестве разживки, как дополнение к цветам, используют темные веточки, травинки и осоку.

Вот как описывают Урало-Сибирскую роспись современные Омские художники:

       – Это роспись хитрая, иногда у художника получится хуже, чем у человека, который первый раз в жизни взял кисточку в руки.– С одной стороны выглядит наивно, но с другой, здесь есть глубина. Степень мастерства определить сложно. Что есть мастерство – тщательно выведенный или далеко не идеальный мазок? Нужно понимать, что основа традиционного искусства – идея, а средства её воплощения могут быть самыми разнообразными.

Именно поэтому я включила изучение этой росписи в свою рабочую программу для детей среднего школьного возраста. Дети прекрасно освоили новую технику и справились с заданием. На фото мои воспитанницы, учащиеся МАУДО Центра творческого развития и гуманитарного образования «Романтик» ЩМР МО творческого объединения «Роспись по дереву». Посмотрите, мы выбрали достаточно простую композицию из двух цветков и листьев. Наметили расположение большого и малого цветка, и свободными двойными кистевыми мазками создали объёмные лепестки, дополнили композицию листьями и в завершении темными веточками и осинками оживили наш букет, тем самым получили очень симпатичные расписные доски.

 Вот таким было наше знакомство с Урало-Сибирской росписью и её историей! Благодарю за внимание!