План-конспект урока по предмету: "Работа в материале" на тему "Русский народный костюм"

Автор: Мартус Татьяна Леонидовна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 622

Конспекты
Изобразительное искусство, Технология, Прочее
Без класса

План-конспект урока по предмету: «Работа в материале»

для 2 класса художественной школы

(возраст обучающихся 12-13 лет)

Тема урока: «Русский женский народный костюм»

Составила преподаватель художественного отделения муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №4» г. Ангарска – Мартус Татьяна Леонидовна

  1. Цели урока;

  • Обучающие: Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности. Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
  • Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.
  • Развивающие: Развивать интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.

Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма.

  1. Задачи

  • освоение детьми процесса декорирования изделия как творческого процесса, т.е. сочинительства нового с использованием накопленных знаний;
  • формирование практических навыков и приемов оформления произведения декоративно-прикладного искусства;
  • развивать творческую  активность, образное  мышление обучающихся;

  • совершенствовать навыки работы  аппликации тканью, создания декоративного панно;
  • вводить в словарь обучающихся новые слова и понятия, характеризующие русский костюм;
  • развивать навыки самостоятельной практической творческой деятельности, воплощения творческого замысла в соответствии с народными традициями. 

3. Вид и форма урока

Вид: интегрированный урок. 

Формы: беседа, практическое задание.

4. Материалы и оборудование:

Для преподавателя:  мультимедийная презентация «Русский народный женский костюм в произведениях художников», изображения русского народного костюма, рисунки деталей костюма.

Для обучающихся: эскизы и наброски русского народного женского костюма, ситцевые ткани разных рисунков и расцветок (желательно с мелким рисунком), двусторонний флизелин (клеящая основа), тесьма, ножницы, карандаш, ластик, утюг.

5. Ход урока

1. Организационный момент 

Проверка наличия материалов, необходимых для выполнения задания.

2. Проверка домашнего задания. 

Учащиеся должны были выполнить наброски русского женского костюма и его составных частей, которые помогут им на занятии.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме. Объявление темы и целей урока. 

Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

http://ruspravda.info/images/original/87000189_041_Horovod.jpg

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

         Как вы уже догадались, речь сегодня пойдёт о русском женском народном костюме.

   Русский народный костюм — это неотъемлемая часть культуры наших предков, дошедшая до нас через сотни лет. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.
  Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
  Условия исторического развития определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

http://i080.radikal.ru/1001/4d/5f0a9e68631e.jpg

Праздничная одежда, север России, 18-19 в.в.

   Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

   Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Состав ткани, популярные элементы вышивки, часто встречающиеся варианты отделки могут рассказать и о том, с какими краями лучше шла торговля на тот момент, и какие поверья бытовали в том или ином селении, и какого достатка был обладатель одежды, и экономическое состояние региона в целом

http://s002.radikal.ru/i199/1002/70/fa67c4a6b46c.jpg
Женская праздничная одежда, Рязанская губ., кон 19в.

Ткани, цвет, орнамент

   Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, позднее — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
  Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
  Постепенно  домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
  Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

http://cs1.livemaster.ru/storage/09/3f/31be94abf60a81f151dab2b92280--materialy-dlya-tvorchestva-amerikanskij-hlopok-russkie.jpg      http://cs606918.vk.me/v606918564/4544/U8vHTiIqQvQ.jpg

Русский народный крестьянский костюм         http://s017.radikal.ru/i443/1202/68/95eb80469a2f.jpg

Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

    В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

   Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей.

   Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме- сарафана, в южном- поневы.
  Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
 
 Предки наши считали, что рубаха не только греет человека, но и защищает от злых сил, обладает магической силой. Ворот, подол, рукава — это все отверстия рубашки. И вот, чтобы защитить эти уязвимые места от разной нечисти, болезней, сглаза, их покрывали вышивкой-оберегом. Традиционно рубашка была белой, льняной, поверх надевался сарафан, который плавно расширялся книзу. Спереди и по подолу украшали его вышивкой или цветной тканой полоской.

 Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом.      Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.Русский народный крестьянский костюм
hello_html_7e7e6a57.png

   В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

Русский народный крестьянский костюм

   По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины 

Русский народный крестьянский костюм http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/113.jpg

                                                    Передник                      

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/bd/90/74/bd90741583ad71e26fa719114766b8a9.jpg http://festival.1september.ru/articles/533121/img3.JPG

   Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. Любимому сарафану было посвящено много стихов. Вот, например, Полежаев писал:

«Мне наскучило, девице, одинёшенькой в светлице

Шить узоры серебром!

И без матушки родимой сарафанчик мой любимый

Я надела вечерком!

Сарафанчик, расстеганчик!»

В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу, придающий фигуре стройность.

http://b-1.ua/content/documents/8/774/images/Sarafan_nosili_i_muzhchiny_i_zhenshchiny.jpghttp://www.history-ryazan.ru/system/files/node_files/admin/374/no20_14.jpg

     Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).  Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» - защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог» и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы. 

   http://wuniver.com/TMP/12/Poyasa%20Gushinoy%20Olesy.jpg  http://i.flamber.ru/files/st5/1349551743/1429354269_g.jpg

   В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами.

  http://sunduchokruk.ru/images/75036636_12.jpg http://plyos.org/vistav/images/mavrina-01.jpg     http://www.mummidoll.ru/foto/12/img_0457_izm-e_razmera.jpg       

                                                                Епанечка

 http://rosdesign.com/design_materials3/img_materials3/kostum/forma12.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/15490/13223519.49/0_9dde0_a7ec1e22_orig

                                                                 Душегрея


  В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.

   Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала». Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».

http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/8/d/8/150212162242.gif  http://shkolazhizni.ru/img/content/i132/132452_or.jpg

                                                                                   Понёва

   По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола» В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.
Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста.     Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.

http://s15.radikal.ru/i188/1202/80/f2de9f136cbc.jpg      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/1903_ball_-_Princess_Olga_K._Orlova_(nee_princess_Beloselsky-Belozwersky).jpg   http://kai-i-gerda.ru/image/data/articl/16-1.jpg

Нагрудник
  Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники,  «сороки», разнообразные повязки и венцы.

                   http://40.media.tumblr.com/tumblr_meb9oqY6Ra1r9u5t4o1_500.jpg   http://www.ethnomuseum.ru/sites/default/files/styles/expo_gal_big_img/public/expogallery/2345.jpg?itok=8uri36Bj

           http://mtdata.ru/u33/photo4C4C/20859142366-0/original.jpeg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d04415b-86c3-44c8-97f6-d6dd460ab7b1/24_06.jpg

   На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

http://i.flamber.ru/files/st7/1349551743/1349552670_g.jpg

1. "Сорока" с рогатой "кичкой" -Тамбовская губ., 2 пол.19в. 
2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.

http://www.karakyli-shop.ru/upload/blok/golovnoy-ubor/golovnoy-ubor30.jpg

http://i.flamber.ru/files/st8/1349551743/1349552745_g.jpg

1. Кокошник-Костромская губ., пер.четв.19в. 
2. "Повойник с позатыльником"-Пензенская губ., кон.19в.

 Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
  Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

http://www.booksite.ru/localtxt/korot/kova/byt/126.gifhttp://traditionalrussiancostume.com/costumeinfo/IM/tn/fw07.png

             Коты                                                                    Поршни

http://www.pavelbers.com/p04.jpghttp://shkolazhizni.ru/img/content/i34/34830.gif

               Полусапожки                                                           Лапти

     Рабочей обувью служили поршни. Это, собственно, кусок кожи, собранный на ремешок, продетый в отверстия по краю куска. Их надевали с теплыми онучами и подвязывали к ноге веревочными или кожаными оборами.                          
  В конце XIX в. в  народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенная по цвету — юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.

http://ic.pics.livejournal.com/katani08/48808177/807918/807918_original.jpg http://ru3.anyfad.com/items/t1@9623b059-ba10-4255-9c9c-9ee860e2eb80/Pavlovoposadskiy-russkiy-platok.jpg

russian-native-costume-0004 (700x466, 112Kb)

   Сейчас мы с вами посмотрим презентацию: «Русский народный женский костюм в произведениях художников».

5. Основная часть урока.

Сегодня на уроке мы по вашим эскизам и наброскам выполним русский народный костюм в технике «аппликация из ткани», с использованием ситцевых тканей, тесьмы.

  1. На бумаге формата А-3 учащиеся выполняют эскиз русского народного женского костюма, используя домашние наработки. Фигура изображается обобщённо, т.к. нам важен костюм, и детали фигуры человека не должны отвлекать от поставленной перед детьми задачи. Преподаватель должен проследить, чтобы размер фигур был у всех одинаковым, т.к. работы потом будут компоноваться в панно.
  2. Подбираем гармоничные по цветовому звучанию ткани, для этого должен быть достаточно большой ассортимент тканей. Вырезаем детали из ткани, составляем аппликацию,
  3. Выкладываем аппликацию на двусторонний флизелин, при помощи утюга с отпаривателем приклеиваем к основе. Основа должна быть нейтрального цвета.
  4. Украшаем тесьмой.

 D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09212.JPG    D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09215.JPG

D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09219.JPG   D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09223.JPG

D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09221.JPG    D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09224.JPG

D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09218.JPG     D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\фото к уроку\DSC09227.JPG

Работы детей:

D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\русский костюм\фото\IMG_8236.JPG    D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\русский костюм\фото\IMG_8240.JPG

Богидаева Настя                                                     Попова Катя

D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\русский костюм\фото\IMG_8245.JPG   D:\НЕ УДОЛЯТЬ\Desktop\русский костюм\фото\IMG_8250.JPG

Черницына Катя                                                  Панно «Русские красавицы»

6. Подведение итогов. 

Законченные работы выставляем на «просмотр», закрепляем их на мольбертах. Преподаватель задаёт вопросы, проверяя усвоение детьми новых понятий.

  1. В чём сходство и различие между северным и южным комплектами русской одежды?  (Северорусский - сарафанный комплект, а южнорусский - понёвный (юбочный) комплект. Общее – вышитая рубаха.)
  2. Ребята, а где обычно располагается орнамент на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; посередине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах)
  3. Какие  головные уборы  были  названы? (Кокошник, венцы, кики)
  4. Итак, какие  элементы женской  одежды вы узнали? (Сарафан, понёва, рубаха, юбка, кокошник, венцы, кики)
  5. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах. (И.Аргунов, Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин)
  6. Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
  7. О чем вам может рассказать русский народный костюм

ВЕНЕЦ (КОРУНА) - девичий головной убор в виде короны, с зубцами по верхнему краю.

ДУШЕГРЕЯ - женская короткая одежда без рукавов, отороченная мехом, с застёжкой спереди, входившая в сарафанный комплекс.

ЕПАНЕЧКА -  женская кроткая распашная одежда на лямках, сзади украшенная складками, входившая в сарафанный комплекс.

ЗАПОН (ЗАНАВЕСКА) - длинный передник из двух полотнищ, входивший в понёвный комплекс.

КИЧКА (КИКА) - женский головной убор в виде шапочки с верхней частью в виде рогов или лопатки.

КОКОШНИК -  женский головной убор в виде высокой короны с скруглённым или заострённым верхом, украшенный жемчугом, бисером.

ЛАПТИ - старинная обувь, сплетённая из коры дерева.

НАВЕРШНИК – женская просторная одежда  рубашечного покроя, длиной до колена, с широкими рукавами.

ПАВА - название изображения птицы с пышным хвостом в народной вышивке.

ПЕРЕДНИК - прямоугольное узорчатое полотно, надевавшееся поверх юбки- понёвы.

ПОНЁВА - женская запашная юбка из двух полотнищ, не сшитая по бокам, из домотканой шерстяной ткани.

ПОЯС (КУШАК) - деталь одежды, служившая вместо кармана, а также оберегом.

РУБАХА - старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой.

САРАФАН - старинная женская одежда, кроившаяся из клиньев, на лямках, из холстяной или парчовой ткани, характерная для северных областей.

СОРОКА - старинный головной убор, характерный для южных областей, в виде мягкого чехла, с деталями, напоминавшими крылья и хвост птицы. Надевался поверх кички.

 Преподаватель побуждает обучающихся к анализу своих работ: «давайте выберем самые удачные работы», «почему вам понравилась именно они».

7. Выставление оценок. 

 Оценки может выставлять как сам преподаватель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке, так и ученики сами оценивать свою работу.

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по теме: «Русский народный костюм» в технике гуаши. Рекомендации учащимся посмотреть иллюстрации Валентины Гордеевой из книги «Русская народная одежда», издательства «Изобразительное искусство».
Москва, 1974.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, эскизы и наброски учащихся, работы учащихся из методического фонда работ школы, мультимедийная презентация.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии, фольклорный ансамбль Д.Покровского, Московский хор рожечников п/у Б.Ефремова, А.Варламов, Н.Цыганов – Красный сарафан, «Ходила младёшенька» - русская народная песня.

Литература:

  1. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.
  2. КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.
  3. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – классика, 2005.
  4. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.:     «Паритет», 2006.
  5.  Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины  Л., 1988.
  6. Исенко С. П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение.- М.: МГУК,
  7. Куфтин Б. А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. 1: Женская одежда: рубаха, понева, сарафан.- М., 1925.
  8. Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда ХIХ — начала XX в.// Русские: Историко-этнографический атлас...- М.: Искусство, 1967.
  9. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры.- М.: Искусство, 1983.
  10. Рабинович М. Г. Древняя одежда народов Восточной Европы.- М.: Искусство, 1986.
  11. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
  12. Русская народная одежда/ Под ред. Г. А. Храмцова.- М.: Изобразительное искусство   Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории.- Л.,1986.
  13. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Искусство,1987.

Источники из Интернета:

http://vk.com/russkij_kostjum

http://www.kulturologia.ru

http://www.liveinternet.ru