"Стоп - кадр"

Автор: Танклаева Светлана Таймуразовна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 689

Конспекты
Классный руководитель
Без класса

Конспект занятия на тему «Основы фотографирования».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: знакомство учащихся с правилами и приемами фотографирования.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей фотографии;
  • обучить основным приемам, правилам фотографирования.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • развивать умение работать с материалом, проводить сравнительный анализ.

Воспитательные:

  •  воспитывать интерес к фотосъемке.

План занятия:

  1. Вводно – мотивационная часть (5 минут).
  2. Основная часть занятия (35 минут)
  3. Рефлексия занятия (5 минуты).

Ход занятия:

  1. Вводно – мотивационная часть:

Педагог:  Добрый день ребята: Как правило,   у человека в жизни всегда бывают важные или значимые события. Назовите самые важные из них.

Ответы детей: День рождения, Новый год, 8 марта, школьные вечера, отдых, экскурсии…

Педагог: Что делают люди, чтобы  сохранить в памяти   значимые моменты жизни?

Ответы детей: Фотографируются, снимают видео…

Педагог: Как вы думаете, о чем может рассказать фотографический снимок?

Педагог: Чем, в таком случае, является фотография для людей, новых поколений?  (историческим документом). 

Сегодня на занятии мы узнаем, как сделать снимок, чтобы он был интересным, эффектным, интересным.

  1. Основанная часть занятия ( 35 минут).

Педагог: Для этого познакомимся с историей фотографии. Годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. Если не вдаваться в подробности, то французскому изобретателю Луи Дагеру в ходе некоторых экспериментов удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. С тех времен многое изменилось, в том  числе роль фотографий в нашей жизни. Сейчас любой желающий может взять в руки фотоаппарат и пойти фотографировать. Но чтобы получить действительно хорошие и качественные фотографии, надо знать некоторые правила, с которыми мы сегодня ознакомимся.

Педагог: какие же приемы, правила делают снимок эффектным, красивым?

  1. Золотое сечение.

Самые эффектные зоны находятся в точках  пересечения линий друг с другом (узел внимания – так называется эта точка). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра (Приложение 1).

Если расположить линию горизонта по одной из этих линий, то кадр будет смотреться гармоничней.

Линия горизонта на фото не должна быть непараллельной горизонтали на мониторе. «Заваленный горизонт»  является одной из самых детских ошибок фотографов (Приложение 2).

Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.

В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

  1. Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

  1. Перспектива, выделение пространством.

Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.

Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.

  1. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.

  1. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.

Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции.

Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста.

Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.

6. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только “вошёл” в кадр, а не “выходит” из него.

7. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

8. Человек на фоне достопримечательностей.

Человек в центре кадра

Это одна из самых распространенных ошибок, когда просьба «сфотографируйте меня на фоне воооон-той башни» воспринимается буквально. В итоге, ракурс выбирается такой, на котром человек почти полностью закрывает собой башню, а шпиль торчит у него из головы.      Вторая композиция построена по «правилу третей».

Человек слишком мелко

Еще одна ошибка при съемке кого-то на фоне чего-то — неверный выбор масштаба. Это происходит в том случае, если портретируемый уходит слишком далеко от точки съемки, отчего выглядит в кадре очень мелко, а иногда и вовсе теряется. Опять же давайте обратимся к примерам с человечком и Эйфелевой башней.

Не давайте портретируемому отходить от вас слишком далеко. Как правило, достаточно дистанции 3 метров. А еще лучше — оставьте человека стоять на месте и сами ищите такую точку съемки, с которой ракурс и масштаб будут оптимальными.

Задний план слишком мелко

Такая ошибка неизбежно возникает, когда объект заднего плана слишком далеко от нас. В итоге огромная Эйфелева башня выглядит как торчащая из горизонта спичка. Лучшим вариантом будет приблизиться вместе с портретируемым к объекту так, чтобы он в кадре был более крупным.

Итак, мы вывели формулу — как правильно фотографировать(ся) на фоне памятников, архитектурных сооружений и вообще любых крупных объектов.

Приблизиться к объекту (либо, наоборот, отдалиться от него) так, чтобы он имел приемлемый масштаб в кадре

Не давать человеку отходить слишком далеко, чтобы он не получился излишне мелким (не потерялся на фотографии)

Расположить объекты по линиям 1/3 и 2/3, желательно, чтобы объекты были чуть повернуты друг навстречу другу.

Следите за тем, чтобы к вам в кадр не попадали прохожие, туристы, фотографы (по крайней мере, на передний план).

9. Групповые фото.

1. Когда работаете с большой группой людей, скорее всего не получится контролировать каждого человека. Его позу, выражение лица и т.д. Единственное в чем следует убедиться – что все члены группы хорошо видны. Так же, бращайте внимание на общую композицию. Представьте себе, что вся группа это единый объект. И уже относительно этого выстраиваете свой снимок.

2. Как правило, следующий пример, это «формальные», деловые, документальные фотографии. Тогда, когда большую гуппу людей необходимо сфотографировать в полный рост. Единственный совет тут – все должны попасть в кадр и по возможности, постарайтесь, чтобы этот большой объект – «группа людей», смотрелся органично. Избегайте так называемой «лесенки», когда каждый правый явно выше предыдущего, высоких людей ставьте на второй план, и т.д.

3. Если возможно, ищите способ сделать фотографию «сверху вниз». Можно использовать балкон, лестницу, любое другое возвышение. Такой снимок будет сделать труднее, но этого того стоит. Вместо обычной, вы получите более интересную и привлекательную фотографию. Этот прием может пригодиться для свадебного фотографа.

4. Переходим к неформальным, дружеским снимкам. На следующем примере – самый простой и банальный способ сделать такую фотографию. Но если она получается здорово, почему бы и нет?

5. Фото в прыжке в последнее время встречаются очень часто, что не мешает им оставаться веселыми и интересными

Среди основных проблем встречаются:

Один или более фотографируемых обязательно будут смотреть в другом направлении или даже в разных направлениях;

Кто-то моргает;

Разное настроение у людей в группе (кто-то улыбается, кто-то серьезен, кто-то кривляется перед камерой и т.д.);

Группа расположена слишком далеко или, наоборот, не влезает в кадр целиком;

Чья-то голова прячется за широкой спиной впередистоящего.

Люди не любят, когда их заставляют ждать, так что заранее обдумайте как и в каких позах вы расположите людей и где будут границы кадра, а когда приступите к съемке, сделайте несколько дублирующих снимков. Это поможет избежать очень многих проблем.

Рассмотрим некоторые дополнительные средства и методы, которые позволяют внести в композицию кадра неповторимые акценты и получить необыкновенно интересные снимки.

Контраст.

Если девушку в белом платье Вы будете снимать на светлом фоне, то никакого шедевра у вас точно не получится. В фотографии необходим контраст. Светлые объекты снимают на темном фоне, и, наоборот, темные объекты – на светлом фоне. Снимая людей, следует избегать пестрого фона, а также желтого или коричневого фона.

Использование естественных рамок.

Естественные рамки позволяют акцентировать внимание именно на том объекте, который вы хотите выделить. В естественных условиях для этого часто используют деревья, ветки, камыш и т.д. Очень часто благодаря этому нехитрому приему удается получить исключительно интересные кадры.

Направляющие линии.

Направляющие линии также играют важную роль в построении композиции кадра.   Данный прием усиливает зрительное впечатление от фотографии, при этом позволяет создать композиционный баланс кадра.

Форма изгиба прибрежной полосы образует «змеевидную» линию, которая уводит взгляд к дальнему берегу, освеженному солнцем и далее к интересному по своей фактуре предгрозовому небу. Береза слева формирует передний план, заросли тростника формируют центр композиции. Как недостаток данной карточки следует рассматривать «слитность» кроны березы и крайней точки выступающего травяного мыла.

Обеспечение уравновешенности композиции всех элементов кадра – необходимое условие получения удачного снимка. Уравновешенный по композиции кадр – это правильное размещение объектов, цветовых элементов, света и тени, дополняющих друг друга так, чтобы фотография хорошо смотрелась и выглядела сбалансированной.

И в конце просто несколько практических советов для начинающих фотографов:

Ответственно подходите к процессу съемки. Выбирайте то, что хотите снять.

Снимайте много! Не бойтесь нажимать лишний раз кнопку затвора, неудачные кадры всегда можно удалить.

Смело удаляйте неудачные кадры. Хороший фотограф не тот, кто много снимает, а тот, кто много удаляет. Ведь чем больше «мусора» вы удалите, тем лучше будет результат.

Прежде чем нажать на кнопку затвора, посмотрите еще раз в видоискатель: не будет ли ваш кадр скучным и неинтересным. Если нет – смело снимайте.

Старайтесь не делать строго симметричных кадров – сдвиньте объект съемки хоть немного к левому или правому краю кадра.

При съемке портретов фокусируйтесь на глазах, это сделает ваш снимок более выразительным.

Следите за освещением кадра. Старайтесь не снимать против света или против солнца, разумеется кроме случаев, когда ваш кадр только выиграет от этого.

Иногда, нарушая правила, вы сможете получить более интересные и захватывающиеснимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы знаете.

Но прежде чем вы начнете нарушать правила, стоит для начала научиться их применять. Тогда вы будете экспериментировать осмысленно, улучшая композицию, а не просто ради эксперимента.

Практическая часть: учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает набор фотографий, задание найти фотографии, в которых нарушены правила.

  1. Рефлексия занятия (5 минут).

Подведение итогов занятия по критериям:

И – интерес,

П – полезность изучаемого  материала,

Пр – применимость полученных знаний,

Н – новизна,

О – открытие.

Список используемой литературы:

  1. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989.
  2.  Стахов А. Коды золотой пропорции.

Интернет – источники:

  1. Как фотографировать красиво http://www.foto-urok.ru
  2. Конспект занятия по фотографии «Остановись, мгновение»
  3. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie

Приложение 1

золотое сечение правило третей

правила композиции в фотографии

Приложение 2

P1110212

золотое сечение правило третей

P1110078

Правило третей
Правила композиции