Методическая разработка на тему: "Лоскутная мозаика"

Автор: Мартус Татьяна Леонидовна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 691

Прочие методические материалы
Изобразительное искусство, Технология, Прочее
Без класса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №4»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Лоскутная мозаика»

       

По предмету «Работа в материале»

Для учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ

                                       Автор-составитель: Мартус Татьяна Леонидовна,

                                                                                      преподаватель МБУДО

                                                                            «Детская школа искусств№4»

Ангарск 2016 г.

Введение. История развития лоскутного шитья.

        Лоскутное шитье – искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.

        Употребляют также термины:

«пэчворк» - в переводе с английского – одеяло, покрывало, из разноцветных лоскутов  и

«квилт» - с английского «стеганое одеяло».

        Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем «переселенцы» занесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие. Однако можно предположить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью.

        В России лоскутное шитье стало активно развиваться в  XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были полезны и красивы. Лоскутные одеяла, коврики – кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани также как расписные прялки, резные туеса, вышивка наполняли быт и радовали глаз людей.

        Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

         Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В тоже время в некоторых областях традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие изделия  сочетали в себе практичность и декоративность.

        Иногда мастерицы специально подбирали лоскуты по цвету и форме, чтобы получить тот или иной орнамент. Орнаменты традиционных одеял, как правило, составлялись из простых геометрических элементов не совсем правильных форм. Излюбленные мотивы традиционных лоскутных одеял на Руси «мельница», «колодец», «изба», «звезда», «русский квадрат».

        Лоскутные одеяла для крепости простегивали на специальных деревянных рамах – пялах. Стежку вели вручную редкими стежками по линиям швов.

        Такие лоскутные одеяла согревали не только, тело, но и душу, вызывали приятные воспоминания (ведь каждый лоскуток с чем- то связан). Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков в наследство и на память. В них они передавали тепло своих рук, красоту души, память поколений. С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. Создаются творческие объединения. В городе Иваново каждые два года проводятся Всероссийская выставка-конкурс «Лоскутная мозаика России».

Пояснительная записка

Методическая разработка «Лоскутная мозаика» является частью программы «Декоративно-прикладная композиция», составленная мной в 2006 году и реализуемая в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного  образования «Детская школа искусств №4» г.Ангарска. Этот вид декоративно-прикладной работы включён в программу потому, что он не предусмотрен в типовых учебных программах по композиции, но очень важен,  так как  приобщает детей к народному искусству, учит понимать связь художественной и утилитарной функций декоративно-прикладного произведения.

Итогом освоения  «лоскутной мозаики» является участие учащихся в выставках различного уровня:  в городском конкурсе «Байкал. Природа. Творчество», в городской выставке «Тихая жизнь вещей», в выставке работ учащихся художественного отделения в Выставочном зале    г.Усолья-Сибирского, в муниципальной выставке «Творчество народных умельцев», в Международном конкурсе «Красота божьего мира». А самое главное дети,  освоив эту технику, приобретают навык самостоятельной, творческой работы, приобщаются к народному декоративно-прикладному искусству, знакомятся с художественными промыслами России, тем самым, соединяя связь поколений, продолжая традиции русских мастеров лоскутного шитья.

Поскольку целью занятий не является освоение технологии «лоскутного шитья» как таковой, учащиеся выполняют задания в технике «лоскутной мозаики». Отличие состоит в том, что для сборки изделия применяется клеевая ткань, а не швейная машинка, что значительно сокращает время работы, даёт возможность уделить больше внимания «художественности» произведения.

Разработка предназначена для учащихся 3-4 классов ДХШ и художественных отделений школ искусств. Возраст 13-14 лет. Учащиеся осваивают технику «лоскутной мозаики» в течение нескольких занятий. Общее количество часов на освоение – 24ч.

Цели:

  1.  Обучающая – расширять познания учащихся в области народных промыслов России, учить понимать и любить красоту народного творчества, научить создавать своими руками оригинальные изделия декоративно-прикладного искусства.
  2. Развивающая – прививать интерес к истории России, приобщать к традициям своего народа. Усвоить образно-эмоциональную окраску народных промыслов, связь прикладного искусства с природой и бытом человека.
  3. Воспитательная - воспитывать  любовь к прошлому России, особому восприятию духовных ценностей, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Задачи:

  1.  Передать красочность, жизнерадостность и самобытность декоративного произведения через создание  панно в технике лоскутной мозаики.
  2. Выполнить творческую работу – эскиз панно на основе стилизованных орнаментов.
  3. Выполнить панно в материале, гармонизированное по цвету, в определенном колорите.

Структура занятий: комбинированная.

Форма организации работы: ознакомление, определение, сравнительный анализ, самостоятельная работа.

Методические принципы: принцип последовательности,  наглядности и доступности, принцип приобщения детей к историческому прошлому своего народа через традиции быта, сохранившиеся по сей день, принцип изложения материала  « от простого к сложному».

Методы и приемы обучения.

  1. Беседа, рассказ преподавателя.
  2. Наглядные методы:

а)  демонстрация готовых изделий в технике лоскутной мозаики

б)  иллюстрации из альбомов и книг

в)  показ работ учащихся из методического фонда

  1. Практические методы работы: зарисовки, работа с тканью.

Методическое  обеспечение.

  1. Показ готовых изделий в технике лоскутная мозаика. Демонстрация служит наглядным пособием к теме урока, развивает  интерес к народным промыслам, к своим родовым корням, к прошлому родины.
  2. Иллюстрации из альбомов, книг даёт более полное представление  о технике лоскутного шитья.

Музыкальный ряд: выступление учащихся фольклорного отдела школы с произведениями  народного пения, записи русской народной музыки .

Оформление: работы из методического фонда, творческие работы преподавателя.

Принадлежности и материалы:  картон, бумага А-3, чернографитный  карандаш, ластик, линейка, шариковая ручка, угольник, утюг, флизелин, марля, гладильная доска, хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь(с мелким узором).

План работы над темой «Лоскутное шитье»

  1.  Выполнение эскизов модулей (8 час.)

Зарисовать традиционные для лоскутного шитья  шаблоны-квадраты. Выполнить декоративную разбивку модуля-квадрата, его тоновое решение. Варианты композиции внутри квадрата-модуля: а) соединение геометрических фигур разной формы  и размера,  б)  одинаковой формы  и размера, в)  одинаковой формы, но разного размера.

  1. Выполнение эскизов орнаментальной  композиции (4 час.)

Составить орнаментальное панно на сетчатой основе. Для составления композиции  использовать распечатанные на ксероксе модули-шаблоны.

В лоскутном шитье орнамент геометрический играет ведущую роль. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

  1. Цветовое решение орнаментальной композиции (4 час.)

Провести поиск самостоятельного цветового решения,  применяя законы цветоведения. Использовать типы цветовых гармоний на основе цветового круга. Необходимо добиваться, чтобы каждый цвет, в сочетании с другими цветами не выпадал, а создавал общее впечатление основной цветовой гаммы. Фон должен быть подчинён ведущему цвету композиции. Обдумывая цветовое решение необходимо определить основной цвет, и искать многообразие его оттенков.

  1. Выполнение работы в материале (8 час.)

   В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань.Наиболее используемые  в лоскутном творчестве  ткани - с мелким растительным рисунком, заполняющим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие, как

клетка и  полоска, могут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно. Лучше всего использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, лен, сатин.

 Раскроить ткань (выкроить лоскутные детали мотива), составить общую композицию панно  (собрать лоскутные детали на основу), закрепить  модули на основе путём пропаривания ткани через марлю, окантовать панно декоративной лентой. Оформить готовую композицию в раму.

Ход работы практического задания

  1. Выполнить шаблон орнамента.
  2. Начертить на картоне все отличающиеся детали и вырезать их.
  3. Пронумеровать детали, написать на них количество деталей.
  4. Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз. Наложить на ткань шаблон, обвести ручкой.
  5. Выкроить все детали.

Наложить все детали на флизелин. Если готовый блок соответствует задуманному решению – приклеить детали, отпаривая их через марлю утюгом. Если нет, то заменять цвет, форму деталей, их расположение до тех пор, пока не реализуется замысел.

Подведение итогов

  1. Приколоть орнаментальные блоки на планшет.
  2. Дать высказаться учащимся, чтобы они сами отметили лучшую композицию, чтобы нашли свои ошибки в исполнении.
  3. В заключении преподаватель в целом оценивает работу учащихся, обращая внимание на лучшие работы, анализируя их достоинства и недостатки.

Заключение:

В результате работы над панно учащиеся:  

- Закрепили  правила построения геометрических орнаментов.

- Научились создавать единую орнаментальную композицию, используя отдельные блоки-шаблоны.

- Продолжили  развитие  умений гармоничного  сочетания цветов.

- Приобрели навык создания панно в технике «лоскутной мозаики».

- Закрепили  навыки в работе над единым замыслом, начиная с деталей и вариантов композиций, заканчивая изготовлением панно в материале.

Список используемой литературы:

  1. М.С. Игнаткина-Балыгина.
    «Русский лоскут» г. Москва, 2008г.
  2. Журнал «Чудесные мгновения», г. Москва, 2009, 2010 гг.
  3. И.Ю. Муханова.
    «Лоскутные узоры» г. Москва, 2002г.
  4. И. Иттен
    «Искусство цвета» г. Москва, 2001г.
  5. Н.Ю.Косьянковская.
    «Композиция и цветоведение в лоскутном шитье» г. Москва, 2010г.
  6. Л.В. Банакина.
    «Лоскутное шитье: Техника, Приемы, Изделия» г. Москва, 2010г.
  7. С. Эдди.
    «Цвет в квилтинге и пэчворке» г. Москва, 2007г.
  8. Костикова И. Ю.

«Школа лоскутной техники» г. Москва, 1997г.

  1. Максимова М. В., Кузьмина М. А.

«Лоскутики» г. Москва, 1998г.

  1.  Муханова И. Ю.

«Лоскутное шитьё» г. Минск, 1998г.

     

Шаблоны блоков

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6023.JPG                      D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6025.JPG

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6043.JPG                  D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6027.JPG

Блоки в материале

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6064.JPG                 D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6080.JPG                    D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6083.JPG

 D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6082.JPG                 D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6081.JPG                D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6084.JPG

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6085.JPG                D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6086.JPG            D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6087.JPG

                                                                D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6088.JPG

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6057.JPG    D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6058.JPG  D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6059.JPG

  D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6061.JPG    D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6060.JPG   D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6062.JPG

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6063.JPG   D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\P1220037.JPG    D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\P1220036.JPG

                        D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\пэчворк.jpg                     D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\След улитки в материале.JPG

Работы учащихся

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\P1220041.JPG           D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\PC050210.JPG

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\P4110010.JPG      D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\P1220032.JPG

Работы преподавателя

D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6089.JPG

                                         

                                                           

 D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\PA240183.JPG         D:\Художественное отделение фото\мтл\пэчворк\IMG_6077.JPG