Сюжетно–ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников

Автор: Опарышева Екатерина Викторовна

Дата публикации: 28.02.2017

Номер материала: 6939

Скачать
Прочие методические материалы
Социально-коммуникативное развитие
Без класса

МДОУ  «Детский сад №8 «Сказка»

«Сюжетно – ролевая игра  

как  средство формирования социального опыта  старших дошкольников»

Опыт работы воспитателя  высшей  квалификационной категории                      Опарышевой  Екатерины Викторовны

г.Семенов  2016 г.

                                         Содержание

I. Теоретическая часть

1.1 Актуальность проблемы определения игры как ведущего вида деятельности дошкольников,  решение её в теории и практике дошкольного образования.

1.2 Сущность понятия сюжетно – ролевой игры старших дошкольников.

II. Практическая часть.

2.1 Цели, задачи, описание  особенностей  развития  игрового творчества старших дошкольников.

2.2 Мониторинг развития дошкольников  как субъектов игровой деятельности.

III. Условия оптимизации процесса развития игровой деятельности дошкольников.

 3.1  Особенности  развития  игрового творчества старших дошкольников, приемы руководства игрой;

3.2  Организация предметно – игровой среды как средства…;

3.3 Интегративный  подход к реализации  задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие »   (комплексно – тематическое планирование);

3.3 Взаимодействие с семьёй.

IV. Результативность, перспективы работы.

                               I. Теоретическая часть

1.1 Актуальность проблемы  определения игры как ведущего вида деятельности дошкольников,  решение её в теории и практике дошкольного образования.

Что же такое игра?  В науке существуют разные подходы к пониманию игры дошкольников как деятельности.   Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIXв. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин  полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин  трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».  

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра  является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что  ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого то  конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой    продуктивной деятельности.              Игра, с одной  стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является  ведущей   деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать  коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой  стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно  расширяющийся   жизненный опыт детей.   Многие из них (как сюжетно-ролевые игры)  в то же время способствуют нравственному воспитанию,  формированию  взаимоотношений и полноценного общения   со сверстниками и взрослыми.   Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения,  естественной средой  для общения.                                                                             Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

1.2 Сущность понятия   сюжетно – ролевой  игры старших  дошкольников

            В последние десятилетия  проблема детской игры находится в центре внимания многих исследований. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из жизни. Особенно это касается сюжетной игровой деятельности старших дошкольников.

            Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом.  Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры».  Игра, писал он , «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний» .При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные , хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.                

             Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Как указывает Л.И. Божович, именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого  и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность.   Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника»,  в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.  Появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.    Источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста, становятся режиссерская и образно – ролевая игра.  Примеры образно-ролевых игр описаны в работах Ж. Пиаже. Его дочь, наблюдавшая  старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю». – «Не говори со мной, я – церковь».

  Возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью.  

 Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 5-7 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.

             Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры.    Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется, ролевая игра  смыкается с играми с правилами.

                    Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. И, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.  Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В   старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.  

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

 В сюжетно – ролевой  игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятым или обесцененным.   Это  универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила выражения собственной точки зрения.  

        Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Дать пищу для развития сюжетно – ролевых игр – значит обогатить впечатления детей о социальном мире, вызвать интерес, желание стать участниками тех или иных событий.

           Более высокой ступенью сюжетно – ролевых игр является игра с макетами, которые способствуют развитию дошкольников: развитию сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре. Это  макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты («Зоопарк», «Дом», «Автогородок» и др.); макеты - карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих ее объектов («Улицы города», например). Игры с макетами  содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой  договор, стремятся к взаимопониманию.

Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками, стремительно развивается  его речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время накопления  воспитанниками  социального опыта,  время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

II. Практическая часть

Изучив методическую литературу по данной проблеме, мною была определена цель работы, задачи и методы работы, определены уровни развития  детей как субъектов игровой деятельности.

Цель и задачи:

Обогащение игрового опыта детей, способствующего  развитию дошкольника средствами игровой деятельности.

Реализация  поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих основных задач:

1.Обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;

2. Формирование  умений в построении игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: через передачу  в игре знакомых сказок, историй, через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет, через сложение новых творческих сюжетов;

3.Развитие умений   детей в проявлении  игрового  творчества: желание  вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки;  

4. Воспитание   дружеских взаимоотношений  дошкольников со сверстниками (умение согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, быть партнерами в игре).                                                       Прежде   чем планировать работу по формированию игровых действий, развитию сюжетно – ролевой игры , необходимо было выявить уровень развития в  игре  каждого ребенка. Для этого были выделены следующие критерии:

- Способности  организации  сюжетно – ролевой игры;

- Содержание игры дошкольников;

- Сформированность способов решения игровых задач;

- Взаимодействие дошкольников в игре.

Мониторинг развития дошкольников как субъектов игровой деятельности

 Критерии

Параметры оценки

Уровни развития

1.

   Организация  сюжетно – ролевой игры

1.1 Самостоятельно придумывает разнообразные игровые ситуации, проявляет инициативу.

1.2   Участвует в создании игровой  обстановки,  называет свою роль и роли других участников игры.

1.Игра преимущественно индивидуальна,  заинтересованность игрой  неустойчива.

Высокий

Средний

Низкий

2.

Содержание игры 

2.1 Игровые замыслы разнообразны, выступает с предложениями по организации и развитию игры, комбинирует знакомые и малознакомые события.

2.2  Охотно участвует в игре, разворачивает различные сюжеты  по мотивам    знакомых сказок, на бытовые и общественные темы.

2.3 Тяготеет  к шаблонным  игровым сюжетам и действиям, ролевой репертуар  беден.

Высокий

Средний

Низкий

3.

  Сформированность способов решения игровых задач

3.1 Ролевые способы решения игровых задач достаточно сформированы, легко их варьирует в зависимости от ситуации, ролевые действия эмоционально выразительные.

3.2 Ролевые способы решения игровых задач сформированы частично, ролевые действия разнообразны, но не выразительны.

3.3 Игры однообразны,  ролевые способы решения игровых задач  сформированы слабо, сосредоточен  на однообразных действиях с игрушками.

Высокий

Средний

Низкий

4.

 Взаимодействие дошкольников в игре

4.1  Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, наиболее характерно длительное взаимодействие; доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей.

4.2 Ролевая беседа менее сформирована , чаще вступает в кратковременное взаимодействие; прибегает к общепринятым  способам распределения ролей (считалки, жребий, очередность).

4.3  Наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом, часто оставляет общую игру  до ее завершения.

Высокий

Средний

Низкий

                В результате обследования выяснилось следующее:   16  % общего количества обследованных детей  близки к высокому уровню сформированности игровых проявлений. Эти дети проявляют в играх инициативу, у них разнообразные игровые интересы, часто выступают с предложениями по созданию игровой обстановки, фантазируют, комбинируют в игре реальное и фантастическое, активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах, мотивированы на проявление интереса к замыслам других детей, доброжелательны к сверстникам. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновременно открытостью по отношению к новым игрокам.

                 Наибольший процент (63%) – это дети со средним уровнем сформированности игровых умений, хотя часть их них тяготеет к высокому уровню. Дети охотно участвуют в играх, разворачивают сюжеты по мотивам любимых сказок, на бытовые, трудовые и общественные темы. В игре широко представлен речевой диалог, началу игры предшествует сговор, определяющий ее тему и какое-то игровое событие, свидетельствующее о появлении в игре замысла.В целом игра непродолжительна, так как способ построения сюжета – сюжетосложение – еще не освоен в полной мере.

                 И 21% (4чел.) – дети, характеризующиеся недостаточным развитием позиции субъекта игровой деятельности. Они преимущественно играют в сюжетно – ролевые игры с простым типичным  сюжетом, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Ролевой репертуар ограничен традиционными ролями, к тому же характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре, что приводит к «ритуализации» деятельности. То есть, позиция субъекта игровой деятельности этих детей выражена недостаточно, так как самостоятельность и творчество – минимальны.

Характеристика уровня  сформированности  игровых умений

2015 – 2016уч.г.

                                   

                                               

III. Условия оптимизации процесса развития игровой деятельности дошкольников.

3.1 Особенности  развития  игрового  творчества  у старших дошкольников.

           К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до четырех – шести человек, которые становятся устойчивыми по составу. Поэтому устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками.

           Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников  носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его  стороны действительности.  Тематика сюжетно – ролевых игр детей 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно – ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе  построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

           В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно – ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и прочее). Но с учетом особенностей современной социальной жизни в содержание игр дошкольников входят не просто магазины, а часто это «супермаркеты», вместо обычной парикмахерской в игре появляются «салоны красоты» с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью (посещение музеев, выставок, кинозалов, семейных путешествий, экскурсий и т.д.) и средств массовой информации в игровом репертуаре старшего дошкольника появляются новые игровые темы: «Музей», «Бюро услуг»,  магазин  «Книги», салон «Цветы», «Туристическое бюро» и другие. Основой  построения сюжета являются содержательные игры на социальные темы, требующие выделения отношений между людьми.

Развитие сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связано с переходом к сюжетосложению  как способу построения этой деятельности. Например, игра в «Семью» влечет за собой другие игры –  «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская» или «Салон красоты», «Театр», «путешествие» и др. Сюжетосложение основано на развертывании последовательно представленных целостных игровых ситуаций и включает их пошаговое планирование. Роль «подчиняется»  сюжету, происходят постепенное свертывание и сокращение условных игровых действий, их переход в план воображения. Поэтому игра становится все больше речевой деятельностью ребенка, в которую вплетаются условные игровые действия. Детей всё чаще привлекает продукт сюжетной игры – игровой сюжет. К тому же у старших дошкольников часто возникает стремление зафиксировать придуманный сюжет, поэтому в игру включаются рисование, создание карт игрового пространства.  

                   Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям того или иного человека, но и его отношению к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Чем сильнее он увлечен ролью, тем лучше может управлять своими поступками: моряки слушают своего капитана, подчиняются правилу: на мостик можно входить только с его разрешения, обучают «новичков», оказывают друг другу помощь, совместными усилиями «спасают потерпевших кораблекрушение» и т.д. Восхищаясь смелостью, мужеством летчиков, моряков, ребенок и сам стремится быть смелым, бесстрашным, организованным. И наоборот, выполняя роль сказочного кота (сказка «Кот, петух и лиса»)- чуткого, заботливого, доброго товарища -  шумный, драчливый ребенок становится мягче, ласковее.

             В старшую группу дети пришли с определенным запасом игровых умений: умели строить план – сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры, хорошо усвоили навыки коллективного общения. Уже ни у кого не было сомнения, что с товарищами играть интереснее, чем одному. Объединялись дети в играх на личных симпатиях друг к другу и интереса к тем или иным играм, и игровые группировки стали более устойчивыми. Игра приносила детям радость и удовлетворение.

           Однако в процессе игры я отмечала некоторую разобщенность мальчиков и девочек вследствие разной направленности их игровых интересов (девочек интересовали бытовые игры, мальчики  были склонны к военным, строительным сюжетам). Беспокоил и такой  факт: когда возникали игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдались разногласия из-за распределения ролей, способа реализации той или иной  конкретной роли, характера развития сюжета, способа выполнения игрового действия. Поэтому не упуская времени определила для себя ряд задач при руководстве играми старших дошкольников, по-моему мнению так необходимых на данном этапе. А именно,  формировать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать ее содержание, согласовывать свои действия с другими участниками; а также справедливо разрешать возникающие споры, помогать сверстникам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.

          В этой группе, в отличие  от предыдущего возраста, использовались в основном косвенные приемы педагогического воздействия: участие в организации предметно – игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры, создание игровых проблемных ситуаций. Особое внимание обращала на организационный период игры, именно в котором заключались большие воспитательные возможности и от которого во многом зависит дальнейшее ее развитие.  

           Так, в течение нескольких дней группа мальчиков играла в пароход. Сначала они его дружно строили, четко разделив между собой обязанности, и советовались  по всем вопросам со мной. Когда корабль был готов,  ребята распределили роли – капитана, помощника, радиста, матросов. Но дальше возникли разногласия. Капитан предлагал плыть за белыми медведями, его помощник хотел плавать по Волге, мнения других участников тоже разделились. Каждый предлагал свое, не желая выслушивать предложения товарища, и игра прекратилась. Чтобы сохранить  интерес к игре со стороны ее участников, я собрала их вместе и спросила, какой пароход они построили. Обратившись к капитану команды, уточнила, что пароход пассажирский. Показала  ребятам красивые фотографии пассажирских пароходов, рассказала о рейсах, которые они могут совершать. Некоторые ребята вспомнили, какие красивые пароходы они видели на Волге и Оке летом, когда ездили в Нижний Новгород. Во время беседы у детей уже складывается план дальнейшей игры: вместе наметили маршрут путешествия, выяснили, какие игрушки надо сделать (бинокль, рупор, компас). Во время беседы я побуждала каждого члена команды высказывать свое мнение. В конце беседы отметила, что команда дружная, выбрала интересный путь для плавания.

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникающие разногласия.

          Иногда я и сама становилась участником игры, брала на себя какую- нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую,  и в этой роли старалась незаметно руководить игрой, направлять её, будить воображение детей, в результате чего возникали новые эпизоды, о которых  ребята раньше не догадывались (например, в роли зрителя в театре спрашивала, где продают билеты, и таким образом наводила детей на мысль открыть кассу; как пассажир на теплоходе вдруг видела, что в море плавает какой - то неопознанный объект и т.д.)

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, мы предлагали мальчикам построить из крупного строительного материала дом для кукол, машину, детский городок, девочкам – помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединяло, сплачивало детей. Увлеченные общим замыслом они начинали дружелюбно относиться друг к другу, проявляли стремление помочь товарищу.

Мальчики были активны не только в сооружении каких-то построек, но и подключались к играм девочек, беря на себя роль папы или брата – строителя, шофера, начальника стройки, автомеханика. Дети могли длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно придумывая дальнейший ход игры.  Позднее мальчики вместе с девочками,  объединившись, создавали различные игровые  ситуации, сооружая  пароход, цирк, космический корабль, обыгрывали эти постройки. Теперь уже все вместе планировали, что им необходимо для игры, советовались между собой, как лучше сделать игрушку, договаривались, во что еще им можно поиграть.

Иногда, правда, игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное направление, поведение детей не соответствует роли: «воспитатель» груб с «детьми», «солдаты» недисциплинированны и не слушают командира. Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются его собственные недостатки, грубость, недисциплинированность. И в том и в другом случае стараюсь повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о том, как поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей работе, людям, что может случиться, если действовать  по – другому. Бывает, что просто использую свой пример, становясь участником игры.

Анализируя игры, я обращала внимание на самые интересные моменты, оценивала поведение детей. Чтобы помочь им в развитии сюжетов игр разной тематики, я применяла самые разнообразные методы и приемы: беседы о профессиях, показ иллюстраций, фотоальбомы о людях разных профессий, чтение художественной литературы. Рассказывала дошкольникам  об играх детей другой группы,  играх из  своего детства, давала ненавязчивые советы по развитию творчества в игре, совместно с ними мы разрабатывали и создавали  графические  изображения правил в игре и т.д. Новые впечатления поддерживают интерес детей к теме игры и обогащают ее содержание. Увлекательный замысел становится своеобразным стимулом к развитию любознательности, вызывает стремление понять смысл изображаемого.

Существенным фактором становления коллективных игр были рассказы самих воспитанников на темы: «Как мы играли?», «Как можно играть еще интереснее?», «Что такое путешествие?».

Постепенно дети в группе увлеклись сюжетной игрой, а игры продолжались одну – две недели. Мы увидели, что если дети увлеченно играют долгое время, то совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют им радость, удовольствие, дружеские чувства становятся привычными. При этом взаимоотношения в играх постепенно перешли и в повседневную жизнь: ребята стали более организованными. Более чуткими и внимательными к друг другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, стали больше помогать друг другу в выполнении заданий и разного рода поручений.

Подводя итог, хочу отметить,  что    постоянное руководство играми, неординарное   педагогическое воздействие и неравнодушие к проблеме,   начиная с младшего возраста, способствовало формированию у моих воспитанников таких положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность. А это, в свою очередь, послужит надежным фундаментом в формировании личности подрастающего гражданина своей  страны.                                                                                                                          

3.2   Предметно – развивающая  среда  как фактор  развития активности ребенка.

              Предметно – развивающая среда выступает как система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его развития (по В.А. Петровскому).   Предметно – пространственный  мир выполняет  во – первых, информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта, а во – вторых, побуждает ребенка к проявлению собственной активности. Наблюдения показали, что уровень развития игровой деятельности напрямую зависит от того, насколько правильно  пост роено детское игровое пространство.  

             При разработке игровой среды  группы ,  которая побуждала бы детей к активности,  экспериментированию, будила их фантазию, стремление к самостоятельности  мы старались, чтобы  игровое пространство  отвечало некоторым требованиям, имеющим специфику для детей старшего дошкольного возраста:

1. Более развивающий характер, т.е. функционально моделирует развитие игры и ребенка через игру. В состав игровой предметно – пространственной среды входят: свободное игровое пространство с возможностями реорганизации, современные игрушки, многофункциональное игровое оборудование, игровая атрибутика и материалы;

2. Измененный характер игры: сокращаются игровые действия и на первый план выходят игровые отношения. Поэтому меняется содержание материалов: вводится большое количество неоформленных предметов, преметов – заместителей, а обычные предметы для игры наделяются необычными или воображаемыми свойствами;

3. Взаимодействие детей со средой. Дети не только используют  готовую  предметно – игровую среду, но и активно вступают во взаимодействие с ней, изменяя и преобразуя ее в соответствии с зоной собственных игровых интересов и предпочтений.

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения  игровых центров:

- игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;

- игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;

- уголок ряженья  для организации игр по созданию образов;

- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

- сборно – разборные мягкие модули для моделирования игровых ситуаций.

При проектировании мы исходили из того, что все модули должны быть полифункциональны, легко трансформируемы самим ребенком, удобны и практичны в использовании, что позволяет обеспечить сменяемость «мира» впечатлений, чувств, эмоций ребенка и ориентировать его на деятельностный подход. Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре,  а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным  содержанием игровых уголков.

        Для нас предметная  игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.

3.3 Интегративный  подход к  реализации  задач образовательной области «Социализация»   (комплексно – тематическое планирование);

См. «Приложение

         

3.4 Взаимодействие с семьей

          Роль семьи в формировании личности ребенка является исходной, определяющей. Поэтому мы в своей деятельности по развитию игры дошкольников активно привлекали  и семью: изучали условия для  игры, созданные в семье, посещая семьи воспитанников, беседовали с родителями, предлагали  им заполнить анкеты. В результате анкетирования выяснилось, что родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят  детской игрой. На вопрос: «Имеется ли у ребенка место для игры?» - 63% родителей дали отрицательный ответ. А на вопрос: «Какие игры предпочитает ребенок?» - 68% ответов родителей были примерно одного содержания: «Занят куклами, машинами, компьютером, не мешает взрослым».

       Проанализировав обнаруженные недостатки, мы определили для себя план действий в отношении родителей с тем, чтобы помочь родителям понять значение игры в развитии ребенка – дошкольника. С родителями была проведена  серия  родительских  собраний  на тему «Игра – дело серьезное», практикумы «Сделай своими руками», организованы совместные досуги, «Вечера добрых встреч»  в рамках «Клуба для неравнодушных родителей»: «Игры наших  бабушек», «Мамина кукла», «Поиграем вместе» и др. Периодически в ДОУ проводятся различные конкурсы совместного детско – родительского творчества на тему «Чудеса своими руками».  Игрушки, сделанные руками родителей, дети приносят в детский сад, играют ими с большим увлечением и очень бережно относятся. На стенд для родителей помещаем  заметки и консультации, которые  призваны дать родителям необходимую педагогическую информацию, рекомендации по обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, по подбору игрушек, соответствующих возрасту и интересам детей и т.д. С целью ознакомления детей с трудом взрослых   неоднократно организовывались экскурсии на работу к родителям: в магазин, библиотеку, на пост ГАИ, в цех «Хохломы», медицинский кабинет и др., где взрослые рассказывают детям о своей профессии, подчеркивая при этом общественную значимость своего труда.

Большую помощь родители оказали нам в изготовлении игровых макетов, носящих сюжетно – ролевой характер (сюжетно – ролевая игра с мелкими игрушками): макет «Зоопарк», макет – модель «Дом – семья» (основание из картонной коробки, стены оклеены обоями), макет «Улицы города»  и др.).

      Семейный коллектив, где родители обеспокоены заботой о детях, их взаимоотношениях со сверстниками, их интересами и полезным времяпрепровождением – одно из необходимых условий полноценного развития ребенка – дошкольника.

IV. Результативность, перспективы работы.

 

По итогам проведенной работы по развитию игрового творчества старших дошкольников был проведен повторный   мониторинг развития дошкольников  как субъектов игровой деятельности. Его результаты показывают, что большинство детей  близки к высокому уровню сформированности игровых проявлений.  Эти  дети проявляют в играх инициативу, у них разнообразные игровые интересы, часто выступают с предложениями по созданию игровой обстановки, фантазируют, комбинируют в игре реальное и фантастическое, активны в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах, мотивированы на проявление интереса к замыслам других детей, доброжелательны  к сверстникам. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновременно открытостью по отношению к новым игрокам. В процентном отношении это выглядит так:

Сравним эти  результаты с  начальными:

Сводная диаграмма на начало и конец года

   

 

Таким образом, анализ результатов позволяет сделать выводы о необходимости  продолжения целенаправленной работы по формированию социального опыта воспитанников  посредством игры, оказывающей положительное влияние на  общее полноценное развитие ребенка -  дошкольника.   Через игру  у ребенка формируются личностные качества, определяются его интересы, отношение к действительности, взаимоотношения с окружающими его людьми. Именно игра – единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную активную позицию, получать и совершенствовать свой опыт  проживания в социальной действительности. Только она  социальна по своей природе.

Современным дошкольникам предстоит освоить новую, постоянно меняющуюся картину мира,  складывающуюся  в том числе и из экономики. Это от них потребуется осуществлять выбор, критически мыслить, ставить и решать проблемы, проявлять гибкость, а значит, более организованно и разумно строить свою жизнь. И вновь необходимо обратиться к сюжетно- ролевой игре.

          Поэтому перспективой своей дальнейшей работы со старшими дошкольниками планирую использование в практике новых игровых проектов, новых  форм сюжетно – ролевых игр, таких как «Банк» - современной игры для современных детей, сущность которой в обогащении игровой деятельности дошкольников экономическим содержанием.

 

Литература

1. Т.И. Бабаева, В.И.Логинова «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», раздел программы «Детство», 2007г.

2. Т.И.Бабаева  «Игра и дошкольник»,   2004г.

3. Л.А.Пенькова, И.В.Малышева «Развитие игровой активности дошкольников», М.,2010г.

4.О.В.Лещинская – Гурова  «Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения», Н.Н.,1999г.

 5.  Е.Е.Кравцова   «Разбуди в ребенке волшебника»  М., 1996г.

6. Т.Н. Доронова  «Играют взрослые и дети», М.,2006г.

7.  «Мониторинг в детском саду», СПб., 2011г.

                 

     

     

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP