Конспект занятия на тему: "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Автор: Танклаева Светлана Таймуразовна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 704

Конспекты
Музыка, Речевое развитие, Дополнительное образование, Классный руководитель
Без класса

Конспект занятия на тему

 «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

Составитель:

Танклаева Светлана Таймуразовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДТ г.о.г . Выкса

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто

(Сократ)

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучить правильному произношению скороговорок.
  2. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивающие:

  1. Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
  2. Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  1. Формировать речевую культуру.
  2. Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.

Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Форма занятия: практикум

 Методы:  

  • наглядные  –  наглядно - иллюстративный,  личностный показ;
  • словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • практические  –  упражнения, практические задания;

Оборудование: фортепиано, зеркало, пробка, носовой платок, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.

План занятия:

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1.         Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:  – 3 мин

2.        Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.

3.  Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.

4. Работа   над  исполнением песни:  - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.

5. «- прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание   мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.

6. «Простая песенка», муз.и сл. К. Ситник - пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:  – 4 мин.

Ход занятия:

I.        Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.

Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.

Вопрос ученику: Что же это за инструмент?...

Человеческий голос.

Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  Голос – это не игрушка.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить  физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок).

 Всё, что мы с вами перечислили это называется?...

Артикуляционный аппарат.

Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? …Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.

Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

 Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».

Вопрос ученику: - Объясните,  а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

2. Распевание. Использование вокальных упражнений:

А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудногорезонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре -  «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).

Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли  («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).

  • На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
  • Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По восходящему и нисходящему  хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
  • Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
  • До-ре-до;  до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
  • Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Скороговорка"Буду бить я в барабан".(сидя )

"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен".Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.

Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3.Элементы артикуляционной  гимнастики В. В. Емельянова.

Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? –  Развиваем   мышцы лица, артикуляционный  аппарат.

А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба

Купол сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

Ощутите точки две:

В животе и в голове.

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться.

Вдох короткий, как испуг,

И струной тяните звук.

Если вы наверх идете,

Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,

Хоть и нечем заорать.

Если ж вниз идете вы,

Не теряйте «головы».

Не рычите, словно зверь,

«Открывайте» мягко дверь.

Что такое звук прикрыть,

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Надо к «е» прибавить «и»,

«А», где «о», а «о», где «у»,

Но не в глотке, а во лбу.

И со лба до живота

Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

4. Работа   над  исполнением песни «Людоед» - муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова - контрастные эмоции, аккомпанемент.

Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.

5.   «Маленький кораблик», муз.и сл. В. Колесникова:

- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;

-  мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;

-  исполняет  песню под фонограмму «-».

6. «Простая песенка», муз.и сл. К. Ситник:

- ученица показывает мелодию песни a kap.;

- исполняет  песню под фонограмму «-».

III.        Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику:  Получилось – ли у нас приблизиться к образцу?  В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

Список используемой литературы:

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. –  № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.

7.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.

8. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.

Интернет источники:

  1. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-vokalu-s-detmi-5-7-let.htm
  2. http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vokalu-264735.html

Используемая нотная литература:

1.        Сборник песен на Детской эстрадной танцевальной волне.  В. Чистяков. Изд-во «Композитор»,  С-П, 1999.        

Приложение №1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

 Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

•        восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

•        улучшают дренажную функцию бронхов,

•        положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

•        повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

•        улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.