Исследовательская работа "В поисках истины: Сергей Труфанов в истории России"

Автор: Сонина Марина Анатольевна

Дата публикации: 14.03.2017

Номер материала: 7134

Скачать
Прочие методические материалы
История
10 Класс

Исследовательская работа по истории  

«В поисках истины: Сергей Труфанов в истории России»

Автор: Сонина Марина Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей категории  МОУ СШ № 54 Советского района Волгограда

Введение

Илиодор - заметная фигура в общественно-политической жизни России начала XX в. ( Приложение 1). Его имя было хорошо известно в дореволюционном Царицыне. Деятельностью его интересовались московское охранное отделение, полиция, министерство внутренних дел, к нему приезжал епископ Гермоген и Григорий Распутин, паломники из Самары и Тифлиса, о нем почти ежедневно писали газеты. Илиодора можно поставить в один ряд с такими известными именами как Распутин, Толстой, Столыпин, о которых современники высказывались также неоднозначно.

Цель работы: исследование противоречивой личности Сергея Труфанова (Илиодора).

Задачи: 1. Основываясь на воспоминаниях и характеристиках современников, показать двуличность иеромонаха Илиодора.

2. На основе архивных материалов и публикаций выявить двойственность  высказываний Сергея Труфанова (Илиодора) по отношению к современникам и событиям дореволюционной России.

Объект исследования: личность Сергея Труфанова (Илиодора)

Предмет исследования – объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на формирование личности Илиодора.

Актуальность темы: Потребность в более глубоком изучении процессов, происходивших в дореволюционной России вызвана тем, что в этот период закладываются противоречия в российском обществе, сыгравшие важнейшую роль в ходе дальнейшего развития страны и по сей день вызывающие интерес историков и политиков.

Гипотеза: сложный, кризисный и противоречивый исторический контекст, характерный для переходных периодов, оказывает влияние на личность, закладывая в нее противоречия и создавая почву для непредсказуемых поступков.

На вопрос «Кем был Илиодор?» пытались ответить многие исследователи, его деятельность описана в монографиях и журналах, в воспоминаниях современников. Меня заинтересовала противоречивая личность царицынского иеромонаха, в которой переплелись любовь и ненависть, дружба и враждебность, смиренность и бунтарство. Редко когда об одном и том же человеке высказываются так неоднозначно. Его называли святым и авантюристом, лжечерносотенцем, расстригой, человеком с могучей волей, карьеристом и проходимцем. Несомненно, он был харизматической личностью.

Сперва иеромонах с крайне правыми взглядами, затем расстрига с крайне левыми и, наконец, эмигрант, окончивший свою жизнь швейцаром в одной из американских гостиниц. Однако не биография этого человека представляет собой самую важную ценность для исследования, а те народные чаяния, которые очень точно ловил и воплощал "смиренный инок", действиями которого всегда руководили два поводыря – "политическая целесообразность и крайний конформизм". [4]

Для составления более полного представления об Илиодоре я посетила Свято-Духов мужской монастырь( Приложение 13) , где встретилась с дежурным по канцелярии Дионисием, который помог в подборе литературы и рассказал о пребывании Илиодора в монастыре. Меня интересовало отношение современной церкви к личности Илиодора. Как оказалось, официальная церковь не считает его святым и относится к нему примерно так же, как к Григорию Распутину.

Но основная работа по составлению исторического портрета Илиодора была проведена в фондах ГАВО и по материалам печати.

Глава 1. Илиодор глазами современников

             Среди студентов С.-Петербургской Духовной Академии был монах Иллиодор,  который, по воспоминаниям современников, отличался духовной пылкостью и повышенной ревностью, умением произносить «пылкие проповеди».  (Приложение 14).  Так высказывался епископ Феофан ( по описаниям биографа Феофана Епифания (А.А.Чернова ).  И вот с этим монахом пришлось Владыке Феофану немало помучится… [9]      Сам иеромонах был подчеркнуто аскетичен. Его келья состояла из трех небольших комнат с весьма скромной обстановкой: стол, два стула, лежанка, книги. Конечно, он никогда не называл имен своих благодетелей, предпочитая говорить о всенародной любви к его делу.                  

Илиодор именовал себя "верноподданным работником-миссионером" [10], хотя сведения  современников о нем весьма не однозначны.

Огромный, мордатый, скуластый, с маленькими глазками Илиодор напоминал скорее волжского разбойника, чем благочестивого священника. Но епископ Гермоген ( Приложение 4) любовался грубым обличьем монаха-воина. [2]

Духовные власти перед Илиодором терялись и отступали, и «женственный юноша» с могучей волей, присваивал себе все новые и новые полномочия. [2]

        Илиодор познакомился с Г.Распутиным в Петербурге, когда "старец" жил на квартире у генеральши Лохтиной, которой он «очень понравился своей послушливостью». Отец Григорий приказал ему сказать проповедь на какую-то тему и тот беспрекословно исполнил». Г.Распутин вспоминал: "Он меня встречал с толпами народа, говорил про меня проповедь о моей жизни. Я жил с ним дружно и делился с ним своими впечатлениями. [8]    Практически вся российская пресса рассказывает о чудачествах Илиодора и гостившего у него в ноябре 1909 г. Григория Распутина, высматривавших с аэроплана очкариков и интеллигентов и после приземления мазавших их краской. А позже Илиодор вспоминал о блудных похождениях Распутина по мятущимся  царицынкам?  якобы для исцеления бесноватых. Но зная, что для царицынского бунтаря цель якобы оправдывала средства, к этим «откровениям» нужно относится осторожно.[7]  Когда было совершено покушение на Григория Распутина, против Илиодора было возбуждено уголовное дело. Хотя сам Илиодор не принимал непосредственного участия в покушении, царицынка Хиония (Пелагея) Гусева принадлежала к сторонникам Илиодора, а сам иеромонах объяснил это тем, что собирался подшутить над старцем.( Приложение 2).

        Сам Распутин, во время посещения Царицына,  восхвалял Илиодора, удивляясь, что «в таком развратном городе, как Царицын» имеется «такая чистота, как Илиодор». [7]

         По свидетельствам В. Шульгина Илиодор в своих  речах заявлял, что  «По грехам нашим дал нам Бог Царя слабого!» (Приложение 3).

        Поэтесса серебряного века Зинаида Гиппиус, весьма критически отзывавшаяся о клириках своего времени, писала об Илиодоре: «Этот удивительный человек, почти юноша, с нежным, красивым, женственным лицом, но с могучей волей, где бы он ни появился, сразу привлекает к себе толпы народные. Его страстные, вдохновенные речи о Боге, о любви к царю и отечеству производят на массы глубокое впечатление и возжигают в них жажду подвига». [26]

        С 1908 года неистовый монах жил в Царицыне, где саратовский епископ Гермоген (Долганев) назначил его епархиальным миссионером, и обличал всех подряд: евреев, революционеров, православных епископов, писателей-декадентов, а также премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина.

        Хорошо знавший Столыпина октябрист А. И. Гучков так характеризует Илиодора: «Более опасной фигурой являлся тогда в этой области Илиодор, у которого шла борьба с самим правительством Столыпина. Столыпин старался его отстранить подальше от престола. Это была все спекуляция на больных сторонах царской души.  [2]

        Заместитель Столыпина П.Г.Курлов вспоминал: «Я увидел высокого, худощавого инока с горевшими, безумными глазами… Дальнейший разговор с явным маньяком я считал излишним… Мне было ясно, что иеромонах Илиодор – тип появившегося в последние годы духовного карьериста, не останавливающегося в целях популярности среди народа ни перед какими средствами, и что всякая надежда воздействовать на него разумным путем являлась совершенно тщетною». [27]

        Известно также отрицательное отношение П.Столыпина к  Илиодору.  (Приложение 4).

           По степени своей известности он мог поспорить с кем угодно, хоть с самим Толстым – если не во всей России, то в определенных кругах.

       Отношения с Л.Н. Толстым  можно назвать односторонними нападками со стороны Илиодора.  Сам Лев Николаевич потерял терпение только к концу своей жизни.

         В Ясной Поляне восьмидесятилетний Толстой писал вещие строки одного из последних в своей жизни художественных произведений: «Илиодор встал во весь свой высокий рост и, не понимая в первую минуту, где он и что с ним, подошел к алтарю и, услыхав пение, опомнился настолько, что вспомнил, чего от него ждут и что надо делать. И он начал делать то, что надо было делать, и что он так часто делал. ….И выходило то, что совершение таинства было тоже действие во имя славы людской». [2]

Удивляет отношение народа к иеромонаху. Во время двадцатидневной осады монастыря правительственными войсками, где Илиодор скрывался от властей, народ готов был вступить в бой за своего кумира, нес туда продукты: хлеб, огурцы, капусту, воду. Во время осады умирает один горожанин, попавший под влияние Илиодора. ( Прилжение 16). Лишь с большим трудом удалось избежать кровопролития. Но Распутин и Николай II прощают его!!!, а императрица дарит иеромонаху 30000 образков и крестиков для раздачи в народе. [8] А благодарности от Илиодора не последовало. Когда он рассорился с Распутиным, стал совершать нападки на царскую семью, чем вызвал гнев Святейшего Синода. Против него было вновь возбуждено уголовное дело. (Приложение 5).

      Многочисленные скитания бунтаря связаны с революционерами, которых он люто ненавидел, а при необходимости с легкостью принимал их помощь, и писателями, на данный момент нужными.

      Архиепископ Американский Евдоким рассказывает, что в побеге за рубеж расстриге помогал Керенский, нарядив Илиодора в женское платье. Оказывал содействие в этом побеге и А.М. Горький, на даче которого останавливался беглец. [7]

       После революции бунтарь бежит в Москву, где угодничает перед новой властью. Затем, некоторое время скрывается в Быковском районе, куда началось целое паломничество верующих из г. Николаевск, считавших Илиодора чудотворцем и целителем.

     В это время деятельностью Илиодора заинтересовался В.И. Ленин. В кратких сводках ВЧК, отправляемых в Москву, содержался даже особый параграф, посвященный Труфанову.

        Таким образом, мы видим, что характеристики Илиодора очень противоречивы: от "духовного карьериста" до удивительного человека с могучей волей. Фигура еще более яркая и необузданная, чем Распутин. У В.И. Ленина  имя  Илиодора  превращается в нарицательное,  как символ черносотенца.  Народ его боготворит, власти пытаются избавиться от его влияния. Как бы то ни было, он представлял собой прекрасного организатора и популиста, владеющего энергией масс.

Даже после освобождения из Флорищевой пустыни и снятия с него сана Илиодора не оставляли без внимания, опасаясь его влияния на народ. (Приложения 6, 7).

Глава 2.

Илиодор: «во имя славы людской»

           Находясь в должности царицынского иеромонаха, Илиодор имел огромное влияние на прихожан. На богослужения, особенно праздничные, приходили до десяти тысяч православных. (Приложение 17). Как рассказывали очевидцы служений Илиодора, на его акафистах в руках людей горели мириады свечей, и храм напоминал звездное небо. Самодеятельный художник написал огромные картины на темы из истории России: “Русь идет”, “Николай II”, “Государыня и наследники”, “Смерть Сусанина”, “Минин”, портреты других императоров, которые устанавливались на специальные носилки. На торжествах, они словно плыли по воздуху, иллюстрируя проповеди Илиодора. [8] (Приложение18).  Илиодор  имел влияние даже на разбойников Вор-горы (Дар-горы).

Как писал позже Илиодор в своих воспоминаниях: «Я использовал разные аллегории, чтобы произвести на людей впечатление. Один раз я соорудил дракона, воспользовавшись идеей троянского коня, я поместил маленьких детей, одетых демонами, и проповедовал, что из этого мерзкого рта выходили демоны разрухи, голода и смерти». [8]  Этот дракон, или «гидра революции», как назвал ее Илиодор, был сожжен им 15 августа 1911 г. Всякий раз после проповеди Илиодор пронзал это чучело копьем и отсекал ему голову. В овраге у монастыря гидру обвинили в семи смертных грехах и сожгли. После состоялось угощение из колбасы, кваса, конфет и винограда – столы накрывали на 900 человек. [9]  

        Своеобразным был у него и посох — в виде кулака, сжимавшего крест. Из кадров кинохроники стало известно о существовании еще одного посоха, в навершении которого была вырезана фигура голубя. (Приложение 19).        О себе иеромонах говорил: «Я - революционер. Таким революционером был и Христос. Таким революционером, бунтовщиком, разбойником и я желаю быть. Я - ученик Христов. Хочу подражать ему». [8]                      

        Если сначала он выступал против революционеров, обличал их, то позже он резко меняет свое отношение к революционным событиям в России и участвует в левом движении, предлагая свои услуги большевикам. Известно его письмо В.И. Ленину (Приложение 8), где он советует вместе вести русскую массу к политической коммуне через религиозную общину, заявляя. что «другими путями идти будет слишком болезненно. » [1]

 Когда в июле 1911 г. в Царицын приехал Распутин, Илиодор в своей проповеди назвал его: «Наш брат во Христе Григорий Ефимович, великий человек…». ( Приложение 20). [15]    Однако через несколько лет в своем письме из Флорищевой пустыни Илиодор писал, что отрекся от Распутина, особо подчеркнув: «Несмотря на то, что он, Распутин, трижды обещал мне скорый епископский сан и бриллиантовую панагию, изобличаю его» [25]  В конце жизни, уже заграницей, Илиодор сочиняет книгу о Распутине “Святой черт”, в которой довольно нелестно отзывается о Распутине. [1] (Приложение 21). 

 Гнусная, клеветническая книга Труфанова пришлась по душе многим революционерам и активно использовалась в агитационной работе всех антирусских партий. Сам Труфанов-Илиодор поступил на службу в ЧК. Предложение стать чекистом, по словам того же Труфанова, сделал ему сам Дзержинский, который привлекал его к выполнению самых “деликатных” (а значит, самых грязных и кровавых) поручений.[9]

В 1911 г. Илиодор просит выделить во владение монастыря площадь для устройства богадельни и миссионерской школы, но Дума ему отказывает. Тогда Илиодор решает привлечь к себе внимание и  27 сентября начинает рыть катакомбы. Он сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан.  Илиодор обвиняет газетчиков в клевете за  распускание слухов о якобы планируемой им продаже мест для захоронения под землей. По словам иеромонаха : «Я сказал себе: «Если не могу бороться с ним ( с Распутиным) над землей, я попробую бороться с ним под землей». Подземные ходы пригодились Илиодору  во время его неоднократных побегов из Царицына. [7] (Приложение 22 ).

Сторонники иеромонаха разгуливают по Царицыну, водрузив на древко скрещенные копье и топор. Потеряв поддержку распутина, Илиодор, вооружившись секирой и револьвером, едет в Москву, чтобы восстановить свое влияние среди знати. [7]

        По России ходили слухи, что его выдвинут кандидатом в депутаты Государственной думы от крайне правых. Экстравагантный иеромонах начал создавать собственный культ: «Есть неопровержимые факты, что я, живя среди вас, творил чудеса: исцелял больных, предсказывал события за целые годы вперед и как по книге читал сокровенные мысли, ваши вожделения…».   [19]    Однако в других источниках читаем,  что «он вёл борьбу против Государственной думы и вообще нового режима, введённого, по словам иеромонаха, "подкупленными евреями вельможами и министрами". Громил "жидов и интеллигентов, богатеев и чиновников, скрывающих от царя народные нужды", ругал мусульман и лютеран, журналистов и драматургов, оскорблял гласных Думы. [2]

Интересен и текст его листовок на эту тематику (Приложение 9)

        В конце своей жизни он извинился за свои неоднократные антисемитские высказывания: «Народ израильский… на тебя я больше всех нападал. Крови твоей я никогда не жаждал, но людей против тебя настраивал…» [9]

        Известно и его неоднозначное отношение к Л.Н. Толстому, которого он называл богохульником, вероотступником, "духовным разбойником", чей портрет он повесил в монастыре для оплевывания:  паломники, проходя мимо портрета Толстого, в него плевали. [3]  8 ноября 1911 г. в речи он публично заявил: "Главным врагом Церкви православной и всего русского народа является великий яснополянский безбожник и развратитель, окаянный граф Лев Толстой…" и назвал "позором для всей России" выставку в Историческом музее, посвященную писателю.  Однако в 1912 г. его отношение к Л.Толстому меняется и он просит у писателя прощения: «Прости меня, священный прах великого, равного Христу, Старца, великолепного и блистательного Льва, без меры я издевался над тобой… тайный разум мой соглашался с тобой почти во всем твоем вероучении, но явно разум, наполненный учителями смесью из истины и лжи, восставал на тебя и вынуждал меня бить тебя». [1]

Известно также, что позже в 1917-1921 гг. толстовцы, илиодоровцы, обновленцы и другие сектанты, которые ранее были непримиримыми противниками, вели совместную деятельность, организовав сельскохозяйственную религиозную коммуну [6]

Отношения духовных и светских властей с Илиодором складывались столь же неровно, сколь и с графом Толстым. Когда Синод запретил иноку литературную(!) деятельность,  Илиодор не подчинился этому решению.

Резкие слова звучали из его уст в адрес гласных городской думы за отказ предоставить монастырю дополнительную землю,  редакторов местных газет за публикацию вредных, с его точки зрения, материалов.

        В январе 1912 г. состоялось и было приведено в исполнение постановление Синода о заточении Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Оттуда он пишет письма, сначала призывающие народ просить за него о помиловании, затем – обличающие Синод (Приложение 10).

        Илиодор понимает, что церковная карьера его окончена. И в течение полугода из ревнителя православия он превращается в его неутомимого критика. Илиодор резко высказывается в адрес русской Церкови и её иерархов (Приложение 11). В ноябре 1912 г. он обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев, отрекается от веры в православную церковь. (Приложение 12, 23).

        Так сложилась совершенно парадоксальная, едва ли абсурдная ситуация, демонстрирующая трагизм и невероятную, доходящую до разрыва, степень напряженности духовной жизни в России начала века. С одной стороны, Лев Толстой, нападающий на Столыпина за политику подавления революционного движения и критикующий Синод, с другой стороны -  Илиодор, поносящий Столыпина за потворство революции и также критикующий Синод, но по другим причинам и направлениям, в итоге все это приводило к одному – раскачиванию русского корабля.

        Таким образом, мы видим, что противоречия в русском обществе накладывали отпечаток и на личность  Илиодора, сначала борющегося против революции, а затем пишущего письмо Ленину, и желающего примкнуть к революционерам,  Илиодора - священника, произносящего пламенные проповеди и вероотступника,  отрекающегося от Церкви. Гонителя Л.Толстого и раскаивающегося его почитателя,  сначала друга Распутина, затем его обличителя. Противоречивые отношения к людям и событиям в России сопровождают Илиодора на протяжении всей его жизни.


 

Заключение

Так кто же такой Илиодор? Гордый инок, или «юноша с женственным лицом», духовный карьерист или монах, умеющий произносить пылкие проповеди, верноподданный работник-миссионер или бунтарь? Однозначный  ответ вряд ли можно дать.

Однако становится понятно, что это был мастер провокаций, неординарный человек, харизматическая личность, который умело мог использовать свои способности. Илиодор был публичным человеком, его имя было известно многим, его действия не оставались незамеченными.

Вот Илиодор в "Почаевских листках" выпускает воззвания "Люди, освобождайтесь от жидов". Вот устраивает грандиозные "крестные ходы", в которых участвуют более тысячи человек, несущих громадные исторические полотна "Русь идет", "Николай II", "Государыня и наследники", "Смерть Сусанина", "Минин" и т.п. Вот сжигает "гидру революции", а потом угощает народ колбасой, квасом, конфетами и виноградом... Все эти примеры свидетельствуют о недобрых процессах, происходящих в Православии, в котором с начала ХХ века появилась тенденция к политизации, превращению крестных ходов в демонстрации, а молитв – в манифестации.

Как правило, бытует мнение о Илиодоре (Труфанове) как талантливом авантюристе и беспринципном человеке. Но в определенном отношении это была цельная натура, поставившая во главу своей деятельности политическую целесообразность и крайний конформизм. Так на Волыни он был антисемитом, в Царицыне — защитником угнетенных низов и социального дна. Он всегда прекрасно чувствовал и передавал господствующее в мире настроение. Его человеческой природе было свойственно плыть по течению, а не бороться с потоком, встать во главе беснующейся по любому поводу толпы, а не остановить безумие массы. Соблазн людской славы был тем самым, что мучило и влекло, чему служил всю жизнь Илиодор. Людская слава  становится для него жизненным стимулом, допингом, целью. Своей популярности он не стыдился, но ею упивался и, как ни была она велика, ему все казалось мало.

Как сказали бы мы сегодня, Илиодор умело организовывал свои PR-кампании и акции, так что у него могли бы поучиться и наши публично известные современники.

        

Библиография

  1. Булюлина Е.В., Гарскова И.В.// Отечественные архивы. 2005.№ 4.
  2. Варламов А. Илиодор: исторический очерк. 2006. № 10.
  3. Гарскова И. История Илиодора, священника и бунтаря// Отчий край, 2007. № 3.С.
  4. Зайцев А. Религиозная мысль в русской периодике третьего квартала 2006 г. // Континент, 2006. № 130.
  5. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
  6. Редькина О.Ю. Илиодор в Советской  России: 1918-1821 гг// Стрежень: научный ежегодник. Вып. 1. Аолгоград: Государственное учреждение «Издатель» 2000. С. 164-168.
  7. Святые обители – Набережные Челны. Новости МИРА. – 2008,

304 с.

  1. Сергей Иванов, игумен Елисей (Фомкин). Свято-Духов мужской монастырь в Истории Царицына – Сталинграда- Волгограда. Волгоград. Изд. ВГИПК РО 2007.
  2. Солженицын А.В. Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках.— Paris: YMCA-Press,,Узел I: Август Четырнадцатого. Глава 70, 1983., 546 с.
  3. Хижий М. История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов) // «Альфа и Омега» № 2/ 46. 2006.
  4.  ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д. 205. Л. 357.
  5. Ф.6.Оп.1. Д.206. Л. 213-217
  6.  ГАВО Ф.6.Оп.1.Д.206. Л.382.
  7. . ГАВО Ф.6. Оп.1.Д.272. Л. 162.
  8.  ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д.272. Л. 338, 330-340-341.
  9.  ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д. 273.
  10. ГАВО.Ф.6.Оп.1. Д. 304. Л. 175.
  11. ГАВО.Ф.6.Оп.1. Д.304. Л. 193.
  12. ГАВО.Ф.6.О.п.1. Д. 304 Л. 232
  13. ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д. 304. Л.234.
  14.  ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д. 304. Л. 237-237, 243.
  15.  ГАВО. Ф.6. Оп.1.Д. 330. Л. 7.
  16.  ГАВО. Ф.122. Оп.1.Д. 543. Л.1.
  17.  ГАВО. Ф.Р-37. Оп.2. Д. 10. Л. 54-54 об.
  18.  Ru/wikip

Приложение 1

Илиодор, иеромонах (в миру Сергей Труфанов) — из донских казаков. Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии, получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). После окончания академии он поступил в Почаевскую лавру, а в 1908 г. переведен в Царицын. В 1911 г. направлен в один из монастырей Тульской епархии, но не подчинился этому распоряжению. В январе 1912 г. состоялось постановление Синода о заточении его во Флорищеву пустынь. По прошению расстрижен, уехал на Дон, женился, стал злейшим врагом православия, создателем изуверской секты. Через Г. Распутина пытался выйти на царскую семью. В одной из проповедей непочтительно отозвался о царской семье, за что был привлечен к дознанию, бежал за границу. В 1917 г. вышла его книга о Распутине (с которым он дружил, а затем поссорился) «Святой чорт».

Конец жизни провел в США. По одним сведениям - служил швейцаром в гостинице, по другим – работал таксистом. [26]

Приложение 2    

                    Воспоминания личного секретаря Григория Распутина

       Однажды утром мы провожали Распутина  с  одной  попойки  в  "Вилле  Родэ" домой.  На  Каменноостровском  проспекте  были  брошены  несколько   больших поленьев дров перед нашим автомобилем с целью вызвать катастрофу. К счастью, шофер обладал достаточным присутствием духа и свернул машину в сторону.   Покушавшиеся   бежали.   Мы   позвали находившегося поблизости городового, который нагнал и  арестовал  одного  из покушавшихся  крестьян. Арестованный назвал всех своих сообщников. Все они были простыми крестьянами из Царицына, главной цитадели Илиодора. Он их подговорил к покушению, но они не намеревались лишить жизни старца, а лишь подшутить над ним. [2]

Приложение 3

Воспоминания Василия Шульгина о Илиодоре

        Василий Шульгин, неплохо знакомый с Илиодором, описывал в своих воспоминаниях следующую сцену, имевшую место в Русском собрании: «За длинным столом, накрытым зеленым сукном с золотой бахромой, на двух противоположных узких концах сидели председатель и иеромонах Илиодор. Речь шла о современном положении. Сильно критиковали слабость власти. Илиодор слушал язвительные замечания по адресу правительства и что надо было бы сделать, и вдруг, не попросив слова у председателя, заговорил:

– Слушаю я, слушаю вас и вижу. Не то вы предлагаете, что надо. Предки наши говорили: «По грехам нашим послал нам Господь царя Грозного. А я говорю: «По грехам нашим дал нам Бог Царя слабого!»

И вот что надо сделать – как подниму я всю черную Волынь мою и как приведу ее сюда, в город сей – столицу, Санкт-Петербург враг именитый, и как наведем мы здесь порядок, тогда будет, как надо»[2]

Приложение 4

 

Из воспоминаний Столынина о Илиодоре

        Столыпин писал  государю: «Сегодня я узнал, что иеромонах Илиодор приезжает завтра в Петербург. Я считаю направление проповедей Илиодора последствием слабости Синода и Церкви и доказательством отсутствия церковной дисциплины. Но при наличии факта, возвеличивания себя монахом превыше царя, поставления себя вне и выше государства, возмущения народа против властей, суда и собственности, я первый нашел, что, если правительство не остановит этого явления, то это будет проявлением того, что в России опаснее всего – проявлением слабости. Поэтому я, Ваше Величество, неоднократно заявлял, что за действия по отношению к Илиодору, в период его открытого возмущения против Синода и даже Вашей царской воли, ответственен исключительно я».

Это замечательное письмо можно считать своего рода символом веры государственного человека, в нем сказался весь Столыпин с готовностью взять на себя всю полноту ответственности, но в Царском Селе его слова не были услышаны. Пренебрегший мнением Синода касательно нарушившего обет послушания монаха и мнением Столыпина касательно смены обер-прокурора, чья отставка в мае того же 1911 года была воспринята в обществе как наказание за противодействие Илиодору, Государь совершил одну из самых крупных ошибок своего царствовании. [11]

Приложение 5

Из теста протокола следствия против С.М.Труфанова (Илиодора)

Против Илиодора возбуждается дело, ведётся  следствие в Новочеркасской судебной палате. Во время следствия было установлено следующее:

 ": а) возлагать хулу  на славимого в Единосущной  Троице  Бога и на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и ПрисноДеву Марию,  говоря, что Иисус Христос не Сын Божий, а обыкновенный человек, родившийся от плотской связи плотника из Назарета Иосифа с Марией, умерший  впоследствии  на  кресте  и не воскресший, что  Духа Святого не существует, что Матерь Божья простая  женщина, имевшая, кроме Иисуса Христа, других детей и

б) поносил православную Церковь, её  догматы, установления и обряды, утверждая, что православная вера - колдовство, священники - колдуны, дурачащие людей, что таинств нет, а они выдуманы мракобесами, что в православной церкви случилась мерзость и запустение и что  в ней нет Христа, Святейший же правительствующий Синод называл "Свинодом";

во 2-х, с целью возбудить между теми же своими посетителями неуважение к ныне Царствующему Государю Императору, Государыне Императрице и Наследнику Цесаревичу, позволял себе в присутствии этих свидетелей произносить следующие оскорбительные для высочайших особ выражения: "На престоле у нас лежит кобель:   Государь император - мужичишка, пьяница, табачник, дурак, а Императрица  -  распутная женщина. Наследник родился от Гришки Распутина; государством правит  не Государь, а Саблер и Гришка Распутин".[2]

Приложение 6

Послание к царицынской пастве преосвященного Алексия епископа Саратовского и царицынского по поводу лжеучения иеромонаха Илиодора.

«Изд-во Царицын, типография общества трезвости. 1912 г.»

Илиодор, пользуясь вашей беззаветною ему преданностью, хочет отторгнуть вас от единения с своей матерью Православной церковью.

Иеромонах Илиодор, не считает себя виновным. Но одно неповиновение иерархической  власти делает его уже  виновным  перед богом. Илиодор сравнивает себя с  св. Николаем Чудотворцем. Но он забывает, что св. Николая восстановила в сан сама Пресвятая богородица. Божья матерь еще никому не открыла праведность Илиодора. Какое же здесь может быть сравнение? Это новое кощунство гордого инока. [13]

Приложение 7

 

Из донесения начальнику Воронежского жандармского полицейского управления ж/д 24 декабря 1912 г. Телеграмма. Секретно.

        «Определением Святейшего Синода 17 декабря 1912 г. утверждено лишение Владимирской епархиального  начальства лишении  иеромонаха Илиодора  священного сана монашеского звания» Будучи освобожденным из Флорищевой  Пустыни Илиодор выезжает сегодня через Москву Новочеркасск.         Наблюдите его недопущение  Царицын. В случае упорства, согласно 415 ст. 9 тома подлежит задержанию, высылкой в Сибирь навсегда. . (Помощник начальника Саратовской губернии Жандармского управления в царицынском уезде ) подписана Белицкий.

Совершенно секретно « в организации покушения на жизнь Распутина в период прибывания Труфанова около  Царицына едва ли возможно» Ротмистр Тарасов. [14]


Приложение 8

Письмо С.М. Труфанова (Илиодора)

Председателю СНК РСФСР В.И. Ленину с предложением о сотрудничестве

16 июня 1921 г.

Совершенно секретно

Вход[ящий] № 5404

Глубокоуважаемый товарищ - брат Владимир Ильич!

С тех пор, как я вышел из рядов попов-мракобесов, я в течение девяти лет мечтал о церковной революции. В нынешнем году (на Пасху) церковная революция началась в Царицыне. Народ, осуществляя свои державные права, избрал и поставил меня патриархом Живой христовой церкви. Но дело пошло не так, как я предполагал, ибо оно начато не так, как должно.

Революция началась без санкции центральной Советской власти. Чтоб поправить дело и двинуть его по более правильному пути, я обращаюсь к Вам и кратко поясняю следующее: церковная революция имеет целью разрушить поповское царство, отнять у народных масс искаженное христианство и утвердить их религиозное сознание на основах истинного христианства или религии человечности. А все эти достижения церковной революции должны привести к одному: к примирению народных масс с коммунистическим устройством жизни.

Вести русскую массу к политической коммуне нужно через религиозную общину. Другими путями идти будет слишком болезненно.

Как Вы, Владимир Ильич, смотрите на это? Признаете ли Вы, какое [-либо] значение за церковной революцией в деле достижения русским народом идеалов социальной революции? Если Вы интересуетесь затронутым мною вопросом, то не нужно ли будет приехать мне к Вам в Москву и лично побеседовать с Вами об этом, по моему мнению, весьма важном деле?

Прошу Вас, ответить мне и написать мне краткое письмо о своем желании видеть меня и говорить со мной о церковной русской революции.

Остаюсь преданный Вам, ваш брат-товарищ-гражданин

Сергей Михайлович Труфанов (патриарх Илиодор) [25]

Приложение 9

Текст листовок, которые клеили на домах Последователи Илиодора:

"Братцы! Не сдавайте Руси врагу лютому! Мощной грудью кликните: "Прочь жидовское царство! Долой красные знамена! Долой красную жидовскую свободу! Долой красное жидовское равенство и братство! Да здравствует один на Руси батюшка-царь наш православный, царь самодержавный!" [2]

Приложение10  

Из письма Илиодора в Синод

«Вы лишились мудрого правителя, великого проповедника, истинного провозвестника правды христовой, верного служителя алтаря. Ваш батюшка в заточении! Неправда мира сего победила правду Христову! Илиодор страдает за святейшую правду, над ним издеваются и всячески попирают. Можно ли это снести? Нет и нет! Разве вы забыли своего батюшку? Бойтесь. Как бы за свое равнодушие не лишили вас предки своего покровительства! Посылайте царю, синоду телеграммы. Будет гнать полиция: стойте и молитесь. Помните, что вы боритесь за правду!» [18].

         

Приложение 11

Высказывание Илиодора о православной Церкви

        «Я не допущу, чтобы меня помиловали. Милуют только преступников, а я не преступник. Теперь я все узнал и уже никто не убедит меня в противном, что под золотыми шапками дорогими я у них увидел дешевые головы, помышляющие только о земном, под звездами и орденами я нашел у них сердце, полное зависти, злобы, корысти, ненависти, братоубийства».

 Вам нужна моя ряса, возьмите ее, но знайте, когда моя месть вам примет стихийные размеры, тогда я силою непобедимой разорву прекрасные ваши мантии, шелковые рясы, как разрывает пантера жертву свою.

Бриллианты ваши и драгоценные камни, за которые вы продаете Христа и счастье русского народа, от духа правды рассыплются, как рассыплется пыль и древесные листья в осеннее время, а звезды ваши, которыми вы так гордитесь, померкнут. Бог вам судья! [19]

Приложение12

Святейшему Синоду из Флорищевой пустыни. 20 ноября 1912 г.

«Пришел конец и тому делу, которое в продолжении всего года так волновало Русскую церковь и можно сказать, что Россию. Срок увещевания меня кончается, 15 ноября минуло. Вы же, не покаялись в своем тяжелом грехе и сана с меня не сняли. Заявляю: Дорога в Царицын уже не существует для меня,  хотя бы вы и пожелали ее открыть. А сан снять с меня вы по-видимому затрудняетесь. Я помогу вам сделать это. Я отрекаюсь от вашего бога, отрекаюсь от вашей веры, от вашей         церкви, отрекаюсь от вас. Как от архиереев. Если бы действительно, Христос воскрес, если бы он был жив и пребывал в церкви. То тогда бы вы никогда не могли совершить того. Что вы сделали. Вы под своими широкими мантиями скрыли «Святого черта» Григория Распутина.

Страдалица провославная церковь. Не бросай в меня грязью, не плюй на меня, не считай продажным человеком. Искренне служил я богу в Русской церкви, искренне безропотно и отрекаюся от нее. И отрекся именно потому, что раньше  безкорыстно искренне ему служил.

Я выплюнул изо рта пуговку, которую мне некогда положили в рот вместо леденца (с 234)

Члены Синода! Все, что написано в этом «Отречении», написано мною решительно, сознательно и безповоротно. (подпись кровью)» [21]

Приложение 13

Приложение 14

Илиодор после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии

Приложение 15

Епископ Гермоген

Приложение 16

Илиодор с последователями у могилы человека, умершего во время осады

Приложение 17

Выступление иеромонаха перед народом

Приложение 18

Празднование дня святого Александра Невского в Монастыре

Приложение 19

Илиодор во внутреннем дворе монастыря

Приложение 20

Григорий Распутин, епископ Гермоген и Илиодор.

Приложение 21

Приложение 22

Илиодор с последователями во время рытья пещер

Приложение 23

        

Илиодор после расстрижения.

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP