Конспект открытого занятия на тему: "Роль аксессуаров в композиции костюма. Сумки"

Автор: Колесова Галина Васильевна

Дата публикации: 15.03.2017

Номер материала: 7150

Скачать
Конспекты
Дополнительное образование
Без класса

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в детско – юношеском объединении «Студия моды «Вопреки» г.о. Самара Колесовой Галины Васильевны, педагога дополнительного образования

Форма: групповое занятие-практикум.

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике).

Продолжительность: 2 академических часа.

Дата проведения: 27.02.2015 г.

Возрастная категория: учащиеся старшего школьного возраста (4 год обучения).

Место проведения: Мастерская Студии моды «Вопреки» МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара, каб. № 18

Тема занятия: «Роль аксессуаров в композиции костюма. Сумки».

Цель: «Приобретение учащимися знаний о роли аксессуаров в композиции костюма, истории появления сумок».

Задачи:

Учебные задачи:

  • изучение назначения и видов аксессуаров, их значения и  роли в композиции костюма;
  • закрепление знаний о рисунке, эскизе, чертеже;
  • получение навыков построения лекал, шаблонов;
  • закрепление знаний о работе с кожей;
  • изучение технологии изготовления сумки и навыков по ее созданию.

Развивающие задачи:

  • развитие в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей (интересов, склонностей, способностей);
  • развитие мотивации к познанию, развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • развитие восприятия: зрительно-слухового, тактильного.
  • развитие коммуникативных компетентностей: умение учащегося общаться и работать в коллективе.

Воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся: усвоение морально-этических норм, формирование адекватного поведения в типичных ситуациях (поведение на подиуме, сцене, во время зрелищных мероприятий);
  • выработка ценностных ориентаций: организованности, обязательности;
  • воспитание практичной личности, способной самостоятельно решать свои жизненные ситуации и делать правильный выбор поступков.

Этапы занятия

Организационный этап (2 минуты).

Подготовительный этап (3 минуты).

Основной этап: теория (5 минут) и практика (55минут).

Контрольно - конкурсный этап (15 минут).

Итоговый этап (10 минут) включает в себя три этапа: итогово - аналитический, рефлексивный и информационный.

Содержание образовательной деятельности и результат занятия на каждом этапе

Организационный этап

Содержание этапа: подготовка учащихся к учебной работе, организация начала занятия, знакомство учащихся с темой, целями и задачами занятия.

                Результат: создание психологического настроя, активизация внимания. Комфортная доброжелательная психологическая обстановка. Осмыслены учебные, развивающие и воспитательные задачи.

Подготовительный этап

Содержание этапа: Уточнение теоретических знаний для решения задач занятия. 

                Результат: Уточнены ранее приобретенные знания о роли аксессуаров в композиции костюма и видах аксессуаров. Закреплены знания о художественном дизайн-проектировании. Закреплены знания о работе с кожей, трикотажем, мехом, тканью.

Основной этап. Теория.

Содержание этапа. Изучение теории темы: «Роль аксессуаров в композиции костюма. Сумки».

                Результат: Приобретены знания о назначении и ценности аксессуаров в общем стиле одежды, с обувью и головным убором.        Приобретены знания об аксессуарах, об истории появления сумок, о психологическом аспекте выбора сумок. Приобретены знания о дизайн - проектировании молодежной сумки

Основной этап. Практика.

Содержание этапа. Самостоятельная коллективная работа учащихся: работа над созданием объемно-пространственного эскиза сумки. Предварительный эскиз помогает воплотить задуманное.

Подготовка конкурса «Самая гармоничная сумка».

        Результат: Приобретены знания и умения:

  • выполнять различные способы обработки швов на кожаных изделиях,
  • выполнять присоединение молнии, присоединения ручки, пряжки.

Приобретены коммуникативные компетентностности, необходимые учащимся в коллективном проектировании, в различных жизненных ситуациях.

Контрольно - конкурсный этап. (Промежуточная аттестация)

Содержание этапа: Проведение конкурса «Самая гармоничная сумка». Мини - выставка работ в коллективе, самоконтроль качества. Защита коллективных проектов. Выявление наиболее удачных работ.

Результат: Подведены итоги конкурса. Выявлены наиболее интересные и творческие работы в различных номинациях (эскиз, готовое изделие). Проводится коррекционная работа по исправлению ошибок допущенных в работе – практическое выполнение и коллективное участие в оценки выполненной работы помогают улучшить результативность усвоения темы.

Итоговый этап. Анализ занятия:

- итогово-аналитический этап

Содержание этапа: Анкетирование. Оценка успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели, оценка результатов педагогического взаимодействия: формирование компетентности, состоящей из знаний, умений и способностей, приобретенных на уроке учащимися.

- рефлексивный этап

Содержание этапа: мобилизация учащихся на самооценку занятия, создание благоприятных условий для проведения самооценки собственной деятельности учащихся на занятии, достижений и просчетов.

- информационный

Содержание этапа: изложение методов и способов работы с учебным материалом, представленным на занятии,  о перспективах следующих занятий.

Результат трех последних этапов: наблюдается положительная динамика развития умений и навыков учащихся Подведение итогов образовательной деятельности (по каждому учащемуся): отметить решение учебных, развивающих и воспитательных задач каждым учащимся. Установка на успешное формирование способности самостоятельно решать проблемы в проектировании, используя приобретенные знания, умения, навыки и коммуникативные компетентности.

 

Образовательные технологии:

Инновационные методы работы, используемые на занятии, направлены на воспитание творческой активности и инициативы учащихся. Для достижения запланированных результатов на уроке используются педагогические технологии развивающего, компетентностно - ориентированного образования, технологии творческой деятельности.

Учебное занятие проводится с использованием следующих инновационных образовательных технологий:

- аудиторное обучение:

– практические занятия: социальный контакт учащихся с педагогом и эффект от их прямого общения;

- традиционно - привычные для обучающихся методы;

- интерактивное образовательное пространство, в котором каждый учащийся может проверить свою позицию, выбор или реакцию других учащихся, получить незамедлительную обратную связь с преподавателем относительно правильности ответа, обозначенной позиции, алгоритма решения;

метод свёрнутых информационных структур – выполнение учебного задания путем самостоятельного завершения учащимися формирования системы знаний по дисциплине «конструктивное моделирование одежды»;

- тренинг – обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных профессиональных компетенций;

контекстное обучение – мотивация к усвоению знаний путём выявления связей между теорией и её применением на практике;

электронное обучение – работа в системе Интернет в процессе аудиторных заданий и при выполнении внеаудиторных самостоятельных заданий, просмотр видеопрезентаций, просмотр фрагментов показов моды с коллекциями, включающими аксессуары - сумки;

- методы работы (словесные, наглядные, практические):

- лекция о назначении и ценности аксессуаров в общем стиле одежды, с обувью и головным убором, об аксессуарах, об истории появления сумок, о психологическом аспекте выбора сумок и дизайн - проектировании молодежной сумки;

  • просмотр иллюстраций и фотографий работ;
  • рассказ педагога, сопровождающийся показом способов обработки швов на кожаных изделиях, присоединения молнии, присоединения ручки, пряжки, дизайнерского оформления изделия (показ, демонстрация);
  • самостоятельное изучение дидактических раздаточных материалов о видах сумок, их предназначении, характерных особенностях;
  • практическое задание по изготовлению деталей молодежной сумки (клинчики, клапан, донышки, различные способы обработки швов, способы обработки молнии, прикрепление ручек, пряжек);
  • практическая работа с кожей по созданию молодежной сумки;
  • упражнения: практическое задание по созданию дизайнерского оформления сумки (выбор материала, дополнительных материалов для индивидуального оформления);
  • разбор поисковых вариантов оформления изделия и их совместное обсуждение;
  • наглядный инструктаж;
  • демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;
  • самостоятельная практическая работа непосредственная работа над созданием объемно-пространственного эскиза сумки (коллективная или индивидуальная – по выбору учащихся);
  • подготовка и проведение конкурса творческих работ «Самая гармоничная молодежная сумка».

Обеспечение образовательного процесса на каждом этапе:

Организационный этап

Проектор, компьютер, программное обеспечение (электронные ресурсы), музыкальное оформление. 

Подготовительный этап

Дидактический раздаточный материал:        Учебные пособия для учащихся.

Наглядные пособия: выставочные работы, образцы, фотографии слайды, рисунки, эскизы, работ и педагога 

Основной этап. Теория.

Дидактический раздаточный материал: Учебные пособия: материалы к занятию «Роль аксессуаров в композиции костюма. Сумки». Набор дидактических раздаточных материалов.

Основной этап. Практика.

Дидактический раздаточный материал: Набор лекал, клинчики, клапаны, донышки.

Учебные пособия: Наглядные пособия: фото, слайды, видеофильмы, готовые образцы, оборудование, манекены, ткань, бумага схемы, образцы, инструменты и материалы.

Контрольно - конкурсный этап (Промежуточная аттестация).

Готовые работы. Выставочное оборудование.

Итоговый этап. 

Анкета.

        Колесова Г.В., педагог ДО

МБУ ДО «ЦВО «Творчество»

г.о. Самара


Приложение 1.

Материалы к занятию по теме:

«Роль аксессуаров в композиции костюма. Сумки.»

Аксессуары

Аксессуар (от фр. accesoire - принадлежность чего-либо, сопутствующее чему-либо) - второстепенная деталь произведения.

В композиции костюма аксессуары - сумки, перчатки, пояса, очки, зонты, бижутерия и прочее - выполняют роль не только дополнительных деталей, но и участвуют в создании общего стиля костюма. Кроме того, аксессуары живут в моде особой жизнью. С одной стороны, они обязаны «подстраиваться» к стилю одежды, с другой - у них есть собственная «внутренняя» мода, которая не всегда совпадает с идеями художников по костюму.

Иногда одни силуэты в обуви и аксессуарах задерживаются дольше того направления, которое уже сменилось в одежде, другие их опережают, прогнозируя перспективные тенденции в зарождающейся моде.

Очарование моды всегда соткано из множества мелких деталей, подбор которых должен быть обусловлен грамотностью в вопросах культуры одежды. Чувство стиля, меры и реальное отношение к окружающему миру помогают дизайнеру добиться образной завершенности целостного ансамбля: одновременно сегодняшнего - актуального, элегантного, комфортного и завтрашнего живого, динамичного, образного и всегда привлекательного.

Новый век диктует свои правила жизни, поведения, общения, мышления. Жизнь меняется с калейдоскопической быстротой. Современному человеку, изменчивому и мобильному, очень важно иметь соответствующий имидж, который должен выделять человека на общем фоне, и способствовать его личному и профессиональному успеху. Примета нового стиля мышления - личная оригинальность и неповторимость каждого человека. Только вещи - одежда, обувь, дополнения - без их гармоничного сочетания больше не интересуют потребителя.

Потенциального потребителя скорее интересует возможность казаться разным в зависимости от настроения или определенной ситуации, а этого можно достичь с помощью определенных сочетаний вещей, будь то головные уборы, одежда, украшение или очки. Вместе с новыми сочетаниями вещей человек интуитивно примеряет на себя новые образ, манеры поведения, роли. Это естественная потребность.

Дизайнеру необходимо обладать комплексным, синтетическим мышлением, остро чувствовать гармонию. Например, проектируя очки, нельзя забывать об украшениях, макияже, прическе, головном уборе.

Сумки, пояса, перчатки выполняют не только утилитарную функцию, но и, сочетаясь с одеждой и обувью, придают ансамблю одежды законченный вид.

К одежде, по конструкции сложной и перегруженной деталями, подбираются аксессуары простые по форме и декору, к более аскетичной одежде должны быть подобраны более сложные формы и декор сумок и поясов.

Сумки

Сумки, как любые другие произведения дизайна одежды, рассказывают нам не только об уровне технического прогресса, но и об образе жизни и психологии различных социальных групп.

По мнению психологов, о характере женщины может рассказать ее сумка:

- Маленькая, туго набитая сумочка в соседстве с пластиковым пакетом говорит о слабом воображении хозяйки.

- Большие сумки носят дамы, склонные к пессимизму.

- Яркие сумки предпочитают легкомысленные, но наделенные фантазией женщины.

- Старая, изношенная, грязная или разорванная сумка в руках элегантной, аккуратно одетой дамы - признак полного отсутствия логики или наличия множества проблем при внешнем благополучии.

Появление сумки связано с необходимостью носить с собой различные мелкие предметы, которые не должны связывать рук. Например, римские граждане в складках тоги имели специальный карман, так называемый синус, куда они клали деньги и другие предметы.

А женщины Древней Греции использовали маленькие изящные мешочки-кисеты, которые в XIX в., в эпоху увлечения классическим костюмом, послужили прототипом женской сумочки.

У африканских народов сумкам придавалось магическое значение. Так, у туарегов Сахары сумки - амулеты-обереги, в которых хранятся заклинания на все случаи нелегкой жизни кочевника.

В Европе сумками начинают пользоваться с XI в. в виде маленьких сумок-кошельков, прикрепленных к поясу, в которые знатные дамы и кавалеры клали мелкие разменные монеты для раздачи милостыни.

Эти сумки получили название I'aumoniere (монетник). Сумки-кисеты (для табака) были принадлежностью мужского костюма. В зависимости от ранга и имущественного состояния их владельца эти сумки делали из простого полотна, мягкой козьей кожи, замши, сукна, парчи, богато украшали вышивкой, жемчугом, разноцветными бусами и т.д.

В XIII в. наряду с подвесными сумками появляются и ручные, в основном плоские квадратной или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура, которые служили футлярами для молитвенников. Сумки расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали маленькими бубенчиками и кистями.

До XV в. сумками пользовались преимущественно купцы и менялы. Непременным атрибутом их костюма был большой поясной кошель. Такие сумки-кошели были известны и на Руси.

http://photo.qip.ru/photo/semkov/322898/xlarge/80644277.jpg

В XV в. роль сумки в костюме меняется. Начинают различать женские и мужские сумки. Сумка становится предметом, популярным во всех слоях общества. Женщины носят сумки в виде мягких кошельков, расшитых шелком, подвешенных на длинном шнуре или цепочке к поясу.

Мужские сумки изготовляли из грубой кожи, их крепили к поясу кожаными петлями, сзади на сумке имелась петля, в которую вставлялся кинжал.

Во Франции в XIV и XV вв. мешочек для денег был принадлежностью туалета придворных. Мода поздней готики предусматривала целые коллекции мешочков разных размеров, которые носили на поясе, при этом находящиеся в них монеты звенели. Кроме того, к поясу прикрепляли связку ключей, маленький складной нож и флакончик для духов. Мешочки, прикрепленные к поясу, сохранились и в эпоху Ренессанса.

В начале XVI в. появились сумки с рамочными замками, конструкции которых сохранились до наших дней.

В XVII в. в Европе в связи с появлением карманов в мужской и женской одежде мужчины перестали носить сумки, прикрепленные к поясу.

В XVIII в. маркизой де Помпадур была изобретена дамская сумочка под названием «ридикюль» (от фр. reticule - дамская сумка или сетка). Это была мягкая сумочка из бархата и кружева, богато украшенная.

Вошедший в моду в середине XVIII в. ридикюль к началу XIX в. был просто незаменим, поскольку узкие «античные» платья того времени не предусматривали карманов и прятать всякие дамские мелочи (а также любовные письма) было некуда.

Для прогулок и визитов появляются ридикюли, выполненные из дорогих мехов, вышитые серебром или золотом или сделанные целиком из серебряной или золотой кольчужной сетки. Их носили в руках, прикрепляли к поясу, вешали на шею.

Ридикюль был моден вплоть до XIX в. В начале XIX в. в моду входят жесткие сумочки. Жесткая дамская сумка, которой постепенно возвращается ее старинное название «ридикюль», становится лидером среди сумок.

В 1930-х гг. в моду вошли простые, объемные и прочные сумки из кожи и слово «ридикюль» выходит из употребления, приобретая некий оттенок нелепости, хотя в настоящее время во многих магазинах, бутиках, на выставках можно встретить наименование «ридикюль» в перечне кожгалантерейных изделий.

В массовом сознании образ преуспевающего человека всегда ассоциировался с определенными вещами. Среди сумок к таким вещам долгое время относился портфель как символ респектабельности.

В конце 1970-х гг. в моду вошел кейс (второе название которого - дипломат) - элегантный твердый чемоданчик, ставший непременным спутником стильного мужчины, а некогда солидный портфель превратился в сумку-портфель для школьников младших классов.

http://media2.fanparty.ru/fanclubs/sumki/gallery/1043514_sumki.pnghttp://previews.123rf.com/images/m_woodhouse/m_woodhouse1205/m_woodhouse120500004/13484878-Set-of-Vintage-Suitcases-for-design-and-scrapbook-in-vector-Stock-Vector.jpg

Сегодня кейс снова возвращает утраченные позиции, преобразившись в популярный портфель-планшет, отличающийся от классического портфеля более рациональной, жесткой конструкцией и отстегивающимся длинным ремнем.

Устройство планшета ограничивается несколькими внутренними отделениями с молниями и без них, со специальными кармашками для ручек и визиток. Кроме того, существуют модели с карманом-футляром для мобильного телефона. Такие портфели бывают двух видов - вертикальные и горизонтальные.

Менее консервативный вариант портфеля - сумка-портфель, который является современным трансформером, плавно превращаясь в миниатюрный чемодан, крышка которого снабжена эластичными ремнями.

http://www.playing-field.ru/img/2015/052114/3705988

По-прежнему конкурентоспособным остается кейс с номерным замком. Модели кейсов условно можно подразделить на повседневные (для бумаг и канцелярских принадлежностей) и командировочные, в которых предусмотрены небольшие чехлы для одежды.

Характерной особенностью в современном дизайне сумок является их многофункциональность и способность к трансформации, т.е. выполнению нескольких предназначений. На передний план выступают новые концепции формообразования: универсальные сумки-трансформеры, сумка-кейс жесткой конструкции с мобильной системой отстегивающихся карманов или сумка-кейс, снабженная механизмом, способным превращаться в раскладной этюдник.

Ассортимент женских сумок намного разнообразнее, чем мужских. Это сумки деловые, хозяйственные, театральные, пляжные, выходные, косметички.

Литература:

  1. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI в.») Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
  2. Композиция костюма: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова и др. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.
  3. Сивотялова О., Андреева Р. Изделия из кожи – СПб : Регата , Издательский дом «Лит-ра»,2000-192 с.
  4. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из кожи –Ярославль; «Академия развития»,1999-160 с
  5. Синеглазова М. Кожа М. Культура и традиции,2000.
  6. Шахова Н.В., Дмитриева Н.А. Кожаная пластика М.: ООО Издательство «АСТ», 2003-78с.
  7. Филиппова С.Н. Изделия из кожи  М.ООО Издательство «АСТ»,2003-78 с.
  8. Страхов И.П. Химия и технология кожи и меха М.: «Легкая индустрия» , 1979-504 с
  9. . Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры , украшения М.: Издательский «Дом МСП», 2000-96 с.  .
  10. Кильпе М.В. Композиция- М.: «МГХПУ им. С.Г.Строганова», 1996.

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP