Проект по истории на тему: "Древнейшие виды письменности"

Автор: Зацепилина Татьяна Витальевна

Дата публикации: 24.03.2017

Номер материала: 7264

Скачать
Прочие методические материалы
История
5 Класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Орган местного самоуправления «Управление образования города        

Каменска-Уральского»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

        

Предмет «История»

Древнейшие виды письменности

Исполнитель:

Майорова

Арина Александровна,

учащаяся 5 «В» класса

Руководитель:

Зацепилина

Татьяна Витальевна,

учитель истории

г. Каменск-Уральский

2017

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………...3

Глава  1. История возникновения письменности……………………………5

1.1. А как читать?..............................................................................................12

1.2. А на чём писать?........................................................................................14

Глава 2. Исследовательская часть. Изучение музеев письменности, анализ их работы их вклад в изучение истории письменности, отзывы посетителей………………………………………………………………….21

2.1.Социологический опрос среди учащихся……………………………..28

Заключение…………………………………………………………………..29

Список литературы………………………………………………………….31

Приложение…………………………………………………………………….

Приложение 1.  Узелковое письмо………………………………………...32

Приложение 2.  Пиктография………………………………………………33

Приложение 3.  Древнефиникийские и греческие буквы…………………34

Приложение 4.  Иероглифы………………………………………………..36

Приложение 5.  Древние алфавиты………………………………………..37

Приложение 6.  Глаголица………………………………………………….38

Введение

        Никак не получается у меня научить младших братьев писать буквы. Рисует они только палочки и крючочки. Ничего в таком письме понять не могу. И стала я думать: «А как же люди писали раньше? Как они жили без письменности? Кто придумал буквы?» Решила я исследовать эту тему. Хочу узнать историю возникновения письменности. Расследовать, как обходились без письма. Наверное, стоит изучить умные книги. Они могут знать многие тайны. Обязательно загляну в Интернет. Спрошу у взрослых, что они об этом знают. Понаблюдаю за своими братьями.

А что такое «письменность»? Письменность - это великое достижение человечества, имеющее длинную историю становления. Этот процесс длился тысячелетиями.

Как вы думаете: Можно ли представить себе жизнь без компьютера или телевизора?   «Достаточно затруднительно, но можно»,- наверное, скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора и компьютера; к ним домой не приходили социальные сети, форумы, театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, то спросите об этом дома.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности!  Тогда должны исчезнуть все книги, журналы, библиотеки, почтовые отделения, трудно придумать, как различать билеты на автобус, поезд и самолёты и т.д.   Сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность.

Проблема: Какую роль, ценность и значение имеют письменные памятники?

Объект исследования: письменность.

Предмет исследования: древние виды письменности.

Цель работы: определить  роль  древней письменность для дальнейшего развития письма в мире.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу о древнейших видах письменности.
  2. Предоставить материалы в виде исследовательской работы.
  3. Провести мастер – класс с учащимися, эмитирующий древнейшую письменность.

Считаем тему актуальной для себя лично, так как на уроках истории мы изучали различные виды письменности, и нам захотелось узнать об этой теме подробнее. Изученную информацию можно использовать в учебном процессе на уроках истории.

В ходе исследования использовались следующие методы: работа с информационными  источниками (Интернет, СМИ, книги); систематизация  и анализ информации из информационных   источников об объекте исследования.


Глава 1. История возникновения письменности.

Как бы жили мы без книг

 Мы дружны с печатным словом,

 Если б не было его,

 Ни о старом, ни о новом

 Мы не знали б ничего!

 Ты представь себе на миг,

 Как бы жили мы без книг?

 Что бы делал ученик,

 Если не было бы книг,

 Если б всё исчезло разом,

 Что писалось для детей:

 От волшебных добрых сказок

 До весёлых повестей?..

 Ты хотел развеять скуку,

 На вопрос найти ответ.

 Протянул за книжкой руку,

 А её на полке нет!

 Нет твоей любимой книжки -

 «Чипполино», например,

 И сбежали, как мальчишки,

 Робинзон и Гулливер.

 Нет, нельзя себе представить,

 Чтоб такой момент возник

 И тебя могли оставить

 Все герои детских книг.

 От бесстрашного Гавроша

 До Тимура и до Кроша -

 Сколько их, друзей ребят,

 Тех, что нам добра хотят!

 Книге смелой, книге честной,

 Пусть немного в ней страниц,

 В целом мире, как известно,

 Нет и не было границ.

 Ей открыты все дороги,

 И на всех материках

 Говорит она на многих

 Самых разных языках.

 И она в любые страны

 Через все века пройдёт,

 Как великие романы

 «Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

 Слава нашей книге детской!

 Переплывшей все моря!

 И особенно российской -

 Начиная с Букваря!

С. Михалков

        Какие замечательные слова написал Сергей Михалков «…Если б не было его (печатного слова), ни о старом, ни о новом мы не знали б ничего!» А как же жили раньше люди без книг? Но чтоб появились книги, нужно было сначала научиться писать.

И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

  Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Эти письменные знаки совсем не похожи на современные. Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

Такое письмо, передающее основное содержание мысли при помощи упрощенного, схематического рисунка или серии рисунков, в традиционной классификации называется пиктографическим. А может ли один человек изобрести такую письменность? По плечу ли эта задача даже умному и талантливому человеку? Ведь Гайавата – легендарная личность. А в легендах возможны преувеличения.

Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии, в переводе с греческого это слово означает “земля между реками”, поэтому часто Месопотамию ещё называют Междуречьем. На плодородных землях между реками Тигр и Евфрат возникли поселения древнейшего народа – шумеров. В древних городах шумеров Ур и Урук жили до 50 тысяч человек в каждом. Города были возведены вокруг огромных, сложенных из глиняных кирпичей храмов, которые называли зиккуратами.

         Именно здесь появился первый вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.История возникновения письменности

 

                                                                                     

                           

Древние египтяне создали иероглифическую письменность примерно в 3100 г. до н.э. и пользовались ею в течение 3500 лет. Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. Но поскольку рисунками довольно трудно было передать значение сложных понятий, египтяне стали обозначать их группой предметов. К примеру, воин с луком и стрелой, обозначал целую армию. В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков.

В книге И.К .Кузьмичева описаны типы «пещерных» рисунков, которые обнаруживаются на индоевропейской территории с древнейших времен и которые не только информативны, но и эстетичны.История возникновения письменности

Рисунок 2.  Знаки Идеографического письма

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисуночного письма.

Первый настоящий алфавит был, вероятно, создан в 15 веке ханаанеями – народом, жившим на территории нынешней Сирии. Он состоял из 32 букв. Финикийцы сократили число букв в ханаанейском алфавите до 22, этот алфавит распространился по всей территории Средиземноморья. От него произошли греческий, латинский, арабский и еврейский алфавиты. Английский алфавит ничем не отличается от латинского. В древнем латинском алфавите было 23 буквы.

История возникновения письменности

Рисунок 3. Древний латинский алфавит

После распада Римской империи латинский алфавит сохранился в измененной форме во многих странах Европы. Жители большинства европейских стран до сих пор пользуются латинским алфавитом. В настоящее время это самый распространенный алфавит в мире.

1.1 А как читать?

Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.

 В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.

         Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало. В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.http://overgraph.ru/images/1151472_kak-bylo-napisano-pervoe-pismo-kipling.jpg

Рисунок 4.  Рисуночное письмо Таффи

Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.

         И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.

         Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

Следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, то есть не передает звучания слов. Она представляет собой набор изображений предметов, событий или каких-либо действий. Пиктографическое письмо известно с эпохи неолита, этнографически лучше всего засвидетельствовано у племён Северной Америки, Меланезии, Африки. К примеру, с помощью пиктографии можно было запечатлеть успехи на охоте, передать соплеменникам предостережение о воинственных соседях или рассказать о природных явлениях, характерных для определенного времени года или определенной местности. Однако она не связана с каким-либо конкретным языком и не годится для записи речи. Впрочем, рисуночное письмо в современном мире используется достаточно широко. К примеру, дорожный знак, на котором изображена вилка и нож, означает не что иное, как то, что поблизости находится какое-нибудь предприятие общественного питания. Но, так или иначе, предметное письмо не подходит для обозначения сложных понятий, поэтому сегодня оно используется скорее в символическом плане.

1.2. А на чём писать?

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.Рычажные весы

Рисунок 5. Египетский папирус

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой.

“Создателями” авторучки можно считать древних египтян. Среди сокровищ Тутанхамона ученые обнаружили медную ручку со вставленной в неё свинцовой заостренной трубочкой. Внутри трубочки находилась тростинка. Её заполняли темной жидкостью, которая просачивалась по волокнам стебля и накапливалась на заостренном конце. При письме оставался четкий след на папирусе.

Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал, сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов.

http://www.dublenki.ru/upload/iblock/897/89715d3b34196d550a7864328f448393.jpg

Рисунок 6. Изготовление пергамента в Древнем мире

В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён. Этому материалу была суждена долгая жизнь.

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.http://book.uraic.ru/forum1/download/file.php?id=262&sid=6d10e51fb995868bc284ee7b05100eb4

Рисунок 7. Книга, созданная из пергамента

Массовое производство пергамент началось в г.Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений. 

http://wiki.ru/upload/iblock/38c/38c540abb0892b5c662c84f59e4f9198.jpg

Рисунок 8 Древнеегипетская книга лента

А ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток.http://www.krasfun.ru/images/2015/7/7b51f_foto-022.jpg

Рисунок 9.  Древнеассирийская книга - плитка        

Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневию.  Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/127/148908/img11.jpg

Рисунок 10. Древнерусская берестяная книга

Для письма русичи  использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах. А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появилась книга.

Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

Летописи - это первые исторические сочинения на Руси. Первое собрание летописей было составлено в 11 веке киевским монахом Нестором. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и его первых князьях.

Ни деревянные планки, ни листья, ни кожа, ни ткани, ни папирус не были, конечно, тем писчим материалом, который отвечал бы всем необходимым требованиям. Некоторые из них были дешевы, общедоступны, и этим почти полностью исчерпывались все их преимущества. О камне и металле говорить не приходится. Пергамент же, как известно, был слишком дорог: для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. А книг требовались тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее. Им стала бумага.

 Трудно ответить без оговорок на вопрос: где, когда и кем изобретена бумага?

Считается, что это сделал китайский ученный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушится на солнце. А подсказала Цай Луню этот способ обыкновенная оса. По преданию, Чай - Лун родился в Южном Китае. В 75 году нашей эры он поступил на службу к императору Хо, а в 89 году был назначен начальником императорского арсенала.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной на ней благодарностью императора.

Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Долгое время книги были рукописными. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

В средние века книги неспешно и тщательно переписывали в монастырях, копируя буквы и рисунки. Современный способ книгопечатания изобрел в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Первая русская печатная книга- “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года Иваном Фёдоровым.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/162/186341/img14.jpg

Рисунок 11. Первая печатная книга «Апостол»

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер “Таймс” - лондонской газеты.

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.

 

Глава 2.  Исследовательская часть. Изучение музеев письменности, анализ их работы,  их вклад в изучение истории письменности, отзывы посетителей

«Музей – грандиозная памятная

книга человечества»

                                                                                                  Л.В. Луначарский

Некоторые скажут: кому нужны музеи? Кто туда ходит сейчас, в эпоху Интернета и Dolby-кинотеатров? Бытует мнение, что музей — это всего лишь склад ненужных вещей и бесполезной информации. Но сегодня музеи не просто вместилища экспонатов, это научные центры, где изучается история и технические стороны культуры,  искусства, которые вносят неоценимый вклад в развитие науки в целом.

Именно анализ музеев письменности я выбрала для исследовательской части своей работы. Я хочу рассказать о самых известных музеях, так как в миру современных технологий мы всё реже их помещаем и даже не догадываемся и их существовании. Так же я хочу проанализировать отзывы о музеях с которыми я Вас познакомлю.

 Современный музей каллиграфии — это первый музей в России, посвящённый искусству письма. Его называют жемчужиной искусства.

Современный музей каллиграфии

Недавно он был официально принят в коллективные члены Международного совета музеев (ICOM)

Единственный в мире музей каллиграфии «Современный музей каллиграфии» ко многому обязывает. Музей XXI века — это международный культурно-образовательный центр.

Искусству красивого письма посвящены целые экспозиции в крупнейших музеях мира. Но только в Современном музее каллиграфии в Сокольниках это утончённое искусство является основным направлением работы.

Экспозиция музея включает уникальные образцы письма, среди его экспонатов — мировые шедевры, созданные признанными мастерами каллиграфии. В музее представлены изысканные образцы славянского и европейского письма, утончённые работы еврейской и арабской школ каллиграфии, строгие формы классической японской каллиграфии, примеры древней китайской письменности, раскрывающие историю возникновения искусства каллиграфии и отражающие новые грани изобразительного искусства; отечественные и зарубежные книги по искусству каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы прошлого и настоящего.

Например, в музее хранится рукописная Конституция Российской Федерации.

Современный музей каллиграфии – это не просто музей. Это международный культурно-образовательный центр, на базе которого проводятся уникальные выставки, экскурсии и мастер-классы.

Множество людей мечтает об утончённом красивом и ровном почерке. Современному человеку проще напечатать текст на компьютере, чем изящно написать от руки.

Это особенно актуально для школьников, которые порой даже не представляют, каким красивым и завораживающим может быть каллиграфическое письмо.

Именно поэтому я приглашаю всех желающих в Национальную школу искусства красивого письма, открытую на базе данного музея.

Открытие Современного музея каллиграфии, пополнившего собой многоликую палитру музеев Москвы, стало, безусловно, ярким событием в культурной жизни всей страны, а сам он явился жемчужиной искусства.

Отзывы посетителей о музее:

 Наши четвероклассники ходили сегодня в этот музей на экскурсию и мастер-класс. Впечатления самые приятные. …..Музей частный и экспозиция в нем непостоянная. Например, главный муфтий России дал музею на год великолепно изданное рукописное издание Корана, или в музее хранится список Торы под честное слово, что никто, включая работников музея, не будет прикасаться к нему руками (иудаизм это запрещает).

Периодически демонстрируются произведения различных художников-каллиграфов, как российских, так и зарубежных. Оказывается, каллиграфия - это не просто умение красиво писать буквы, а отдельный вид искусства, как живопись, например. Именно на это и делал акцент экскурсовод. Рассказали нашим детям и о русском алфавите, как он менялся со временем, а также о различных материалах, на которых пишут каллиграфы. В общем, не смотря на довольно сложный материал, детям было интересно!»

 Работы разнообразные: представлена каллиграфия Тибета, Китая, Монголии, арабская и еврейская, японская и корейская, даже работы норвежцев. И конечно же наших земляков, Украины и Белоруссии. Около работ висят большие лупы – при желании нюансы можно рассмотреть подробно. В течение всего дня работают мастер-классы. Есть посложнее для профессионалов, есть рассчитанные на любителя. В киоске можно приобрести специальные кисти и настоящую бумагу для каллиграфии, а также много разнообразных изданий.

 Во французском городе Фижаке находится музей, посвященный разнообразным типам письма, существовавшим в разные эпохи у разных народов Земли, он называется Музей Шампольона и письменности мира

Музей, посвящённый Ж.-Ф. Шампольону, был создан в родовом доме отца египтолога в Фижаке. Он был открыт 19 декабря 1986 года в присутствии Президента Республики Франсуа Миттерана и Постоянного секретаря французской Академии древних письменностей и литературы Жана Лекляна. В 2007 году музей, после двух лет ремонтно-восстановительных работ по расширению своей площади, вновь открылся. Это единственный музей не только во Франции, но и во всей Европе, посвящённый как египтологии, так и истории обществ и письменностей мира.

                                    Музей Шампольона и письменности мира

Отзывы посетителей о музее:

- С удовольствием ознакомилась с такой версией прочтения Розеттского камня, много необычного и странного. Думаю, что буду изучать этот вопрос некоторое время. 

- Открытие Ж.Ф. Шампольона — результат огромного труда, труда напряженного и титанического, а не случайная улыбка судьбы. Если ему и повезло, то повезло заслуженно, ибо этот замечательный ученый всю свою жизнь, всего себя посвятил изучению Древнего Египта. Бог письма Тот именно ему доверил подготовить ключи, чтобы через чтение Розеттского камня открыть двери в сокровищницу древнеегипетской письменности. Открыть, а не взломать их...

Музей истории русской письменности им. О. Н. Трубачева находится на улице 8-ой Воздушной Армии города Волгограда. Он был открыт в 2009 году, и получил имя известного филолога, который всю свою жизнь посвятил изучению этимологии русского языка – Олега Николаевича Трубачева.

                        http://www.ipastalingrad.ru/images/stories/litov.jpg

           http://www.ipastalingrad.ru/images/phocagallery/photogallery/IPA/partners/muzei/thumbs/phoca_thumb_l_p1040787.jpg

Кроме создания экспозиций работникам музея, следовало еще придумать способ трансформации языка, как, в основном, звукового явления, в зрительно-осязательную форму.

http://www.russia-open.com/files/3403/2.png

Основная выставка посвящена историческому развитию письменности в России. Она состоит их трех больших разделов. Первый этап – это предыстория появления русского языка. Здесь помимо реальных фактов приводятся разнообразные мифы и необоснованные выводы из тех или иных событий. Второй раздел содержит информацию о появлении русского языка во времена Кирилла и Мефодия, и дальнейшую историю его преобразования в нынешнюю форму. Третья экспозиция самая интересная. Ее создатели взяли на себя смелость заглянуть в будущее и сделать предположение о том, какие изменения ожидают наш язык в будущем.

Одно из высказываний Олега Трубачева сообщало нам, что в знании родного языка заключается духовная зрелость каждого человека, а так же сила всей нации. Экскурсии в этом музее как раз и направлены на увеличение багажа знаний о родном языке.

Отзывы посетителей о музее:

- Один из любимейших музеев в России. Обожаю историю письменности Руси. В музее популярно всё объясняется. Каждый, кто считает себя настоящим русским, обязан посетить его. Обязательно зайду туда ещё, когда приеду в Волгоград.

- Сегодня пятиклассники посетили Музей истории русской письменности имени О. Н. Трубачева. Учащимся была предоставлена уникальная возможность поучаствовать в мастер-классе по рукописной книге, а также посетить выставочную экспозицию.  Но это еще не все: гости музея имели возможность даже узнать о предполагаемом будущем русского языка. В целом люди, не занимающиеся филологией, благодаря экскурсии смогут значительно улучшить свои знания о русской письменности.

Многие дети говорили о том, что им не понравилось, потому, что нельзя бегать, прыгать, трогать руками экспонаты, негде сесть, громко говорить….

Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.  Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма. Именно в музеях хранятся данные бесценные памятники Проведённый анализ вышеуказанных музеев и отзывов и них позволяет мне сделать вывод о том, что большинство людей  живо интересуются историей нашей письменности, а нелюбовь к посещениям музейных залов некоторые дети объясняют тем, что «нельзя трогать экспонаты», «громко говорить», «бегать», «негде сесть», «нельзя есть» и т.п.  Я полагаю, что и эта немногочисленная группа ребят со временем приобщится к культурному времяпрепровождению, ведь только есть, громко говорить  и бегать им надоест.

2.1. Социологический опрос среди учащихся

Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет?

Ответы учащихся:

-Конечно нет- 60%

-А почему бы и нет-40 %

Вывод: Газеты, книги стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.

 Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? 

Ответы учащихся:

-Люди больше бы общались 40%

-Не возможно всю информацию и знания передавать только устно 60%

Вывод: Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу. Речь не могла служить единственным средством общения.

         Так почему возникла необходимость появления письменности?

 Ответы учащихся:

-Для сохранения информации 100 %

Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.  Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.

Заключение

            С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? И еще одна загадка. В раннем возрасте мы спрашивают своих родителей, почему звезду назвали звездой, солнце — солнцем, а маму — мамой. И все, говорящие на русском языке, пользуются именно этими словами, когда говорят о звездах, о солнце, о своей маме. На других языках эти слова звучат по-иному, иногда созвучно русским словам, и мы можем догадаться, о чем идет речь, а иногда звучат совсем неузнаваемо. Как возник у каждого народа его родной язык? Узнать это очень трудно. Существуют только различные догадки и предположения. Несколько легче ответить на другой вопрос: как и когда возникла у того или другого народа своя письменность.

Данный проект задевает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египет (иероглифика), Месопотамия (клинопись) и Хеттское царство (рисуночное письмо), т. к. на примере этих государств есть возможность рассмотреть три основные системы письменности. При этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней все знакомы на примере родного языка.

Какое большое значение имеет изобретение письменности для человечества. На письменности строится вся мировая культура. Знания не теряются во времени, а передаются из поколения в поколения. Доходят до нас через века и тысячелетия.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь

И.А. Бунин

Список литературы

1.Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003.

2. Волоцкая З.М., Молошная Т.Н., Николаева Т.М. Опыт описания русского языка в его письменной форме. М., 1964.

3. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Нижний Новгород, 1997.

4. Сказка Редьярда Киплинга

5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

6. Сайт музея каллиграфии       http://www.calligraphy-museum.com

7. Сайт Арчи.ру  http://archi.ru/world/4574/muzei-pismennosti-i-ee-deshifrovki

8 . Волгоград портал

Приложение 1.  

Узелковое письмо:

 

http://www.studfiles.ru/html/2706/1102/html_LWBRtvakzo.6Tqf/htmlconvd-R7CBAy_html_2dfd12f.jpghttp://slavyanskaya-kultura.ru/images/1(595).jpg

                                 

                                     

                                  Приложение 2.

 Пиктография:


https://hsto.org/files/ca8/a4f/df2/ca8a4fdf207c45799ddd8007e4f32d4d.jpg

 

Приложение 3.  

http://www.blyo.ru/image/45182_1.jpeg

hello_html_6dbc0431.png

                                               

                                                     Идеография:

http://langust22.narod.ru/photo63.jpg


                                       

Приложение 4.  

Иероглифы

http://zolotoyolymp.ru/foto12.png?i=5737&k=ieroglifi-tatu-s-perevodom-foto

 

                                               

Приложение 5.  

Древние алфавиты

https://otvet.imgsmail.ru/download/172522121_1f4e4d078ae8261baae92f3a429fc36c_800.jpg

                                     Приложение 6.  

Глаголица

Глаголица

                           

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP