Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Зн@йки"

Автор: Заякина Татьяна Валентиновна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 728

Рабочие программы
Изобразительное искусство, Познавательное развитие, Прочее, Дополнительное образование
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Классы

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  -

Центр детского творчества

Программа рассмотрена и                

допущена к реализации решением Методического совета МБОУ ДОД - ЦДТ«Надежда»        

протокол от_______________№___

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД – ЦДТ «Надежда»

___________________/Т.Г. Хисамова

приказ №_____ от «___» _____ 2015г.

«Зн@йки»

дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности

для детей от 10 до 17 лет

срок реализации – 3 года

 

Составитель: Татаренкова Галина Евграфовна,

методист,1 квалификационная категория.

Екатеринбург, 2015

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Зн@йки» относится к программам технической направленности, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.        Программа является модифицированной, разработана на основе авторской программы «Программа организации дополнительного образования детей по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми» Лариной Т.Ю., личного опыта авторов – составителей.

 Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
  3.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792 - р).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41).
  6. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции
  7. развития дополнительного образования детей; (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р).
  8. Закон РФ «О защите прав ребёнка»;
  9.  Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  10. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  11. Устав МБУ ДО - ЦДТ.

Новизна программы в том, что решая самые различные

воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный , предполагаемый результат, программа ставит перед собой

педагогическую цель — непрерывный рост личности обучающихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами  компьютерной графики.

Актуальность программы

В современных условиях образовательная деятельность в области информационных технологий является чрезвычайно востребованной.
В связи с этим в Свердловской области была начата разработка проекта концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015 - 2020 годы. Губернатор Свердловской области Е.Куйвашев курирует эту программу.
По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Важно поддержать, заинтересовать ребенка через занятия в различных технических кружках. Решение поставленных задач наше учреждение обеспечивается за счет реализации программ технической направленности.

Компьютерная графика - это одно из самых популярных направлений использования компьютера в современном мире. Знания, полученные при изучении образовательной программы, обучающиеся смогут использовать при создании графических объектов в своей учебной и повседневной жизни. Программа также направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений и навыков в области компьютерной графики, освоение, которой невозможно без знаний и умений, приобретенных при изучении других дисциплин, прослеживаются межпредметные связи с информатикой, математикой, черчением, изобразительной деятельностью и физическим воспитанием.

 Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы “«Зн@йка» определена тем, что она ориентирована  на развитие творческих способностей обучающихся; знания, творческие умения и навыки, помогут эффективнее и естественнее влиться в среду информационного современного общества, в окружающую действительность. Расширенный кругозор позволит быть, и более уверено чувствовать себя в информационно-насыщенном мире. Кроме того, педагогическая целесообразность программы  видится в формировании чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании  проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных творческих работ в коллективном графическом процессе, с другой стороны. В работе по программе принципиально важным является превращение полученных знаний в собственный опыт.

Цель программы:

создание условий для интеллектуального развития обучающихся, посредством вовлечения их в образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий, обучение основам компьютерной графики и развитие у обучаемых навыков применения графических редакторов.

Задачи:

-расширять знания, полученные на уроках информатики (раздел компьютерная графика) и изобразительного искусства;

-способствовать систематизации полученных знаний по основам компьютерной графики;

 -развивать интерес к компьютерной графике и дизайну;

 -развивать коммуникативные и организаторские способности обучающихся;        

 -воспитывать социальную активность личности обучающегося.

Цель 1 года обучения (по программе GIMP 2):

 – сформировать первоначальное представление по обработке изображений в графическом редакторе для решения творческих задач.

Задачи 1 года обучения (по программе GIMP 2):

  • расширять представления о возможностях компьютера в областях его применения;
  • сформировать базовые знания и навыки для создания и обработки компьютерной графики;
  • развивать у обучаемых интеллектуальных способностей и познавательных интересов;
  • развивать художественный вкус;
  • формировать творческий подход к поставленной задаче;
  • воспитывать аккуратность и терпение.

Цель 2 года обучения (по программе Corel Draw)

 – создание и обработка графических изображений, а также развитие творческого пространственного мышления с учетом художественного построения графики.

Задачи 2 обучения (по программе Corel Draw)

  • расширять знания в области композиции, дизайна и формообразования;
  • развивать стремление к самообразованию;
  • развивать творческое и композиционное мышление;
  • развивать моторику руки, зрительную память и глазомер;
  • воспитывать умение планировать свою работу;
  • воспитывать умственные и волевые усилия.

Цель 3 год обучения (по программе 3D MAX)

 -  сформировать практические навыки работы в программе и развивать пространственное мышление.

Задачи 3 года обучения (по программе 3D MAX)

  • формировать умения ориентироваться в трехмерном пространстве;
  • формировать умения создавать простые трехмерные модели;
  • развивать креативность, воображение и творческое мышление;
  • развивать у обучаемых чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии и воображения;
  • воспитывать собранность, аккуратность, умение планировать свою работу;
  • воспитывать трудолюбие, инициативность и настойчивость в преодолении трудностей.

Отличительные особенности данной программы в том, что она выстроена в логике трёх уровней, которые распределяются по 3 годам обучения.

Обучение идет по трем видам графических редакторов, от простой программы к сложной – 3d MAX.

 Возраст обучающихся: 10-17 лет. В это время происходит развитие мировоззрения и философского мышления, а также формируется система теоретических знаний. Подросток, не игнорируя ученье, придает большое значение  общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь полученными знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Чувство взрослости способствует самопознанию подростка определению своего отношения к себе, людям и окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность подростка, которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Для этого возраста характерна общественно-полезная деятельность в различных её формах: общественно-организационная, учебная, производственно-трудовая. Это позволяет обучить детей работе с компьютером, компьютерной графикой и дизайном.

Срок реализации: 3 года обучения. 1 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). 2 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). 3 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Формы и режим занятий: обучение проходит в форме занятий, включающих в себя теоретическую и практические части. Большая часть времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу обучающихся. Все задания носят творческий характер. На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности.

Принципы и методы обучения.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • принцип научности и доступности предполагает использование в ходе занятий достоверной научной информации, терминов, доступных для понимания обучающихся, построение занятий с учётом уровня подготовленности детей;
  • принцип последовательности и системности обучения направлен на преемственность знаний, комплексность в их усвоении, учебный материал располагается таким образом, чтобы изучение каждой новой темы курса опиралось на знания, усвоенные в процессе изучения предыдущего материала;
  • принцип опоры на познавательный интерес – в основе занятий актуальные запросы обучающихся;
  • принцип практической направленности – связь учебного материала с практической деятельностью обучающихся.
  • принцип здоровье сбережения - каждое занятие сопровождается  подвижной игрой или физкультминуткой.

Методы обучения:

При обучении используются следующие методы обучения: cловесно-фронтальный метод. В свое время классическая педагогика осознала недостаточность словесного образования, но в совокупности с другими методами он является незаменимым.

Рассказ. Характерный признак – яркое, занимательное, эмоциональное повествование без вопросов. Основная дидактическая функция – передача конкретных сведений. Логика рассуждений здесь нестрогая: аналогии, примеры. Обратная связь – только по степени внимания. Подходящие темы: интерфейс GIMP 2, рабочее пространство программы Corel Draw X3.

Лекция. Черты данного метода: емкость, логичность, сложность. Подходящие темы: рисунок мелом и углем, предметы интерьера, понятие объектов в программе Corel Draw X3  и т. д. Дидактическая функция – передача знаний, сведений. Логика рассуждений преимущественно дедуктивная, строгая. Обратная связь – слабая и обычно отсроченная (нужно время на обдумывание).

Беседа. Особенность метода беседы – система управляющих вопросов, ведущих обучаемого к заранее намеченной педагогом цели. Обычно обсуждаются наиболее важные вопросы до и после практики. Дидактическая функция – упорядочение знаний.

Наглядные (предметные) методы. Предметным методом в контексте компьютерной графике является наблюдение за работой педагога.

 Рассмотрим основные из них:

Иллюстрация. В информатике иллюстрировать можно все в силу знаковой информации. Полезно иллюстрировать прежде всего то, что «не видно». Например, на плакате или доске можно изобразить модель рисование, простых объектов, создание собственного изображения, создание трехмерных геометрических примитивов и т.д.

Плакат с  разработкой логотипа показывает схему объекта, но создание логотипа передается при этом словесно. Здесь иллюстрации сопровождают словесный метод.

Демонстрация. Педагог может демонстрировать образец деятельности за компьютером. Но и обучающийся может демонстрировать свои результаты педагогу или товарищу.

Важная особенность компьютерной демонстрации - это динамичность и управляемость наглядными образами.

Практические (деятельностные) методы. Поскольку практика в рассматриваемом отношении сопоставляется не с теорией, а со словом и наблюдением, имеется в виду именно деятельность обучающегося. Компьютерная графика органично соединяет три источника знаний: слово, наблюдение и деятельность. Например, прослушав лекцию (слово) и понаблюдав за действиями педагога за компьютером (предметный метод), обучающийся начинает практическую деятельность. Методы здесь дополняют друг друга.

На теоретических занятиях применяются различные формы обучения: лекции, беседы, устные и письменные опросы, консультации по предстоящим практическим занятиям. На лекциях основное внимание уделяется активизации обучающихся.

На практических занятиях в компьютерном классе обучение направлено на продуктивную самостоятельную деятельность и применяются следующие формы обучения:

Лабораторная работа и индивидуальный практикум.  Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными. Его характерные черты: разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность. Функция педагога сводится к координации использования технических и программных средств, к индивидуальным консультациям. Организация учебного процесса подчинена достижению обучающимися конкретного практического результата.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате реализации программы обучающиеся приобретают необходимые знания при работе с растровой и векторной графикой, а также научатся создавать и редактировать графические рисунки и использовать их в различных сферах своей деятельности. Образовательная программа «Зн@йки» способствует формированию эстетической культуры и развития творческого мышления обучающихся.

Личностные результаты освоения курса:

  •  формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области компьютерной графики;
  • овладение различными приёмами и техниками компьютерной графики;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных графических задач;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
  • формирование изобразительных умений и навыков;

Предметные результаты.

Ознакомление обучающихся с графическими объектами, научить выбирать и использовать основные инструменты графического редактора для создания и обработки простейших изображений, а также стимулировать деятельность, направленную на самостоятельное творческое познание окружающего мира.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями  с информатикой, математикой, черчением, изобразительной деятельностью и физическим воспитанием.

Кроме этого, метапредметными результатами  является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении практических работ;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану.
  • учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
  • добывать новые знания и самостоятельно выполнять творческие задания.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • уметь донести свою позицию и идею до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной форме;
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

К концу первого года обучения обучающиеся будут

знать: 

  • назначение и возможности программы GIMP 2;
  • назначение инструментов, панелей, палитр

уметь:

  • следовать требованиям техники безопасности;
  • создавать графические документы, сохранять документы в различных форматах;
  • изменять размеры изображений;
  • использовать инструмент «Текст» для ввода текста и редактировать его;
  • применять возможности программы GIMP 2 для создания фотоколлажей.

К концу второго года обучения обучающиеся будут

знать:

  • область применения компьютерной графики;
  • графический интерфейс и основные инструменты графического редактора Corel Draw и применять полученные знания на практике

уметь:

  • следовать требованиям техники безопасности;
  • выполнять основные операции с графическим изображением в среде Corel Draw;
  • создавать простейшие рисунки из кривых;
  • создавать простой и фигурный текст;
  • самостоятельно создавать изображения, используя полученные знания и навыки работы в графическом редакторе.

К концу третьего года обучения обучающиеся будут

 знать:

  • графический интерфейс и основные инструменты графического редактора 3D Studio Max

уметь:

  • следовать требованиям техники безопасности;
  • создавать и моделировать из примитивов;
  • создавать простейшие трехмерные объекты;
  • создавать и применять материалы к объекту;
  • самостоятельно создавать сцену в программе трехмерного моделирования и анимации 3D Studio Max

Содержательные принципы построения занятий как занятий творчества:

- создание у обучающихся целостного представления о компьютерной графике;

- сочетание теоретической и практической творческой деятельности обучающихся;

- тематическое построение занятий.

Здоровьесберегающие принципы.

 Каждое занятие сопровождается либо подвижной игрой, либо физкультпаузой, либо физкультминуткой.

Формы  подведения итогов реализации образовательной программы:

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью и развитием каждого обучающегося в процессе занятий;
  • промежуточный – учебные занятия, практические и творческие работы позволяют следить за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих устремлений;
  • итоговый – открытые занятия, тесты и практические задания

        Программа предусматривает использование следующих методов диагностики:

Диагностические исследования:

  • Первичная диагностика в начале учебного года (выявляет исходный уровень по основным исследуемым характеристикам). Проводится педагогом по рекомендации психолога, который даёт соответствующие тесты и делает заключение по результатам этих тестов; диагностика реализации образовательной программы проводится педагогом.
  • Контрольная диагностика в конце учебного года (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят у детей), проводится аналогично первой.

Программа «Зн@йки» адресована педагогом дополнительного образования детей.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего

Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

2

2

4

Знакомство со структурой редактора GIMP, инструментами и их возможностями. (Интерфейс)

2

4

6

Инструменты рисования программы GIMP 2

2

2

4

Рисование – кисть и карандаш

1

3

4

Рисование - фигуры

0,5

1,5

2

Рисование простых объектов

0,5

3,5

4

Создание пользовательской кисти

0,5

3,5

4

Творческое задание

-

2

2

Создание пользовательского градиента

1

3

4

Карандашный набросок

0,5

5,5

6

Творческое задание

-

2

2

Рисунок мелом и углем

0,5

5,5

6

Работа со слоями

0,5

1,5

2

Инструменты выделения в графической программе GIMP 2

0,5

1,5

2

Творческое задание

-

2

2

Создание поздравительной открытки

-

2

2

Технология совмещения фотографий

0,5

5,5

6

Работа с быстрой маской

0,5

3,5

4

Создание коллажа. Работа со слоями

0,5

1,5

2

Технология создания бесшовного узора

0,5

3,5

4

Контрольное задание. Создание бесшовного узора

-

2

2

Тоновая и цветовая коррекция изображений.

0,5

1,5

2

Работа с фильтрами:

Корректирующие фильтры и фильтры эффектов

0,5

1,5

2

Создание спецэффектов с помощью фильтров

0,5

5,5

6

Создать в графическом редакторе GIMP 2 поздравительную открытку

-

2

2

Применение «специальных эффектов» к тексту

0,5

5,5

6

Архивная кисть и панель «История»

0,5

1,5

2

Трансформация

0,5

1,5

2

Творческое задание: создание поздравительной открытки

-

2

2

Редактирование изображений: слои, лассо, выделение

0,5

1,5

2

Создание в графическом редакторе GIMP 2 рекламных носителей

1

5

6

Разработка и создание логотипа

0,5

1,5

2

Повтори изображение

0,5

1,5

2

Создание плаката на свободную тему

-

2

2

Рисование – инструмент перо

1

5

6

Портрет в технике карандашный набросок

-

2

2

37.

Творческое задание

-

2

2

38.

Создание рамки

-

2

2

39.

Создание Puzzle

-

2

2

40.

Создание поздравительной открытки – День Победы

-

2

2

41.

Использование инструментов ретуширования и коррекции изображений

1, 5

6,5

8

42.

Рисование животных в графическом редакторе GIMP 2

0,5

3,5

4

43.

Разработка и создание интерьера

0,5

3,5

4

44.

Итого:

22,5

121,5

144

Содержание первого года обучения

  1. Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе.

Теория: Знакомство с образовательной программой. Определение и основные задачи компьютерной графики. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

Практика: Знакомство с программой GIMP 2.

  1. Знакомство со структурой редактора GIMP, инструментами и их возможностями. (Интерфейс).Теория: Рабочий лист и окно программы GIMP 2. Особенности меню. Практика: Работа с интерфейсом.
  2. Инструменты рисования программы GIMP 2.

Теория: Познакомить обучающихся с панелью инструментов.

Практика: Последовательное наложение прозрачных слоев краски один на другой. Переход цвета из слабого в более насыщенный. Переход одного цвета в другой. Рисунок в технике одноцветной акварели. Создание цветного изображения.

  1.  Рисование – кисть и карандаш.

Теория: Познакомить обучающихся с традиционными инструментами рисования. Практика: Упражнения в графической программе GIMP 2.

  1. Рисование – фигуры.

Теория: Научить рисовать и редактировать геометрические фигуры

Практика: Упражнения – создание геометрических фигур и линий

  1.  Рисование простых объектов

Теория: Научить рисовать простые объекты, используя инструменты рисования программы GIMP 2

Практика: Создание трилистника с помощью панели инструментов

  1.  Создание пользовательской кисти

Теория: Познакомить обучающихся с инструментом «Кисть» и ее характеристиками. Практика: Создание звездного неба.

  1.  Создание творческой работы при помощи панели инструментов

Практика: Создать рисунок на свободную тему, используя геометрические фигуры

  1. Создание пользовательского градиента

Теория: Градиент и технология его использования.

Практика: Разделители для WEB-страниц. Создать радугу, используя инструмент Градиент.

  1.  Создание рисунка при помощи инструмента градиент

Теория: Познакомить и научить создавать карандашный набросок в графической программе GIMP 2

Практика: Создание рисунка в технике карандашный набросок

  1.  Творческое задание

Практика: Создать рисунок в технике карандашный набросок

  1.  Рисунок мелом и углем

Теория: Научить рисовать мелом и углем в графической программе GIMP 2 . Практика: Создание рисунка мелом и углем

  1.  Работа со слоями в программе GIMP 2

Теория: Научить работать со слоями GIMP 2

Практика: Упражнения - перетаскивание слоя в другое изображение. Слияние и объединение слоев.

  1.  Инструменты выделения в графической программе GIMP 2

Теория: Научить работать с инструментами выделения

Практика: Создание коллажа с помощью инструментов выделения

  1.  Создание творческой работы на изученную тему

Практика: Создание коллажа на свободную тему

  1. Создание поздравительной открытки

Практика: Поздравительная открытка «День Матери»

  1.  Технология совмещения фотографий

Теория: Научить совмещать фотографии в одну

Практика: Упражнения – работа со слой - масками.

  1.  Работа с быстрой маской

Теория: Научить работать с быстрой маской

Практика: Создать изображение, полученное слиянием двух фотографий

  1.  Создание коллажа. Работа со слоями

Теория: Научить работать со слоями и их режимами

Практика: Создать новое изображение, пользуясь готовыми рисунками

  1.  Технология создания бесшовного узора

Теория: Научить  создавать бесшовный узор

Практика: Создать из фрагмента бесшовный узор

  1.  Контрольное задание. Создание бесшовного узора.

Практика: Создание бесшовного узора

  1. Тоновая и цветовая коррекция изображений

Теория: Познакомить обучающихся с тоновой и цветовой коррекцией изображений

Практика: Упражнения в графическом редакторе GIMP 2

  1. Работа с фильтрами: Корректирующие фильтры и фильтры эффектов.Теория: Фильтр и корректирующие фильтры – это?

Практика: Упражнения в графическом редакторе GIMP 2

  1. Создание спецэффектов с помощью фильтров

Теория: Научить использовать фильтры для создания спецэффектов

Практика: Создание спецэффектов

  1. Создать в графическом редакторе GIMP 2 поздравительную открытку. Практика: Поздравительная открытка «С Новым Годом»
  2. Применение «специальных эффектов» к тексту

Теория: Ввод, форматирование и редактирование текста

Практика: Упражнения в графическом редакторе GIMP 2

  1. Архивная кисть и панель «История»

Теория: Познакомить обучающихся с архивной кистью и панелью «История». Практика: Создание работы при помощи кисти

  1. Трансформация

Теория: Познакомить с трансформацией изображений

Практика: Изменение первоначального вида изображения

  1. Творческое задание: создание поздравительной открытки

Практика: Поздравительная открытка на 23 февраля

  1.   Редактирование изображений: слои, лассо, выделение

Теория: Научить редактировать изображение по образцу

Практика: Редактирование изображения

  1.  Создание в графическом редакторе GIMP 2 рекламных носителей

Теория: Научить рисовать в графическом редакторе рекламные носители.

Практика: Создание рекламных носителей - визитки; плакат; листовка; штендер; пакет

  1. Разработка и создание логотипа

Теория: Научить создавать графический знак

Практика: Создание логотипа

  1. Повтори изображение

Теория: Научить точно повторить изображение

Практика: Создание копии по данному изображению

  1. Создание плаката на свободную тему

Практика: Создание плаката

  1. Рисование – инструмент перо

Теория: Научить создавать контуры при помощи инструмента перо

Практика: Вычерчивание прямой или дугообразной линии от одной опорной точки до другой

  1. Портрет в технике карандашный набросок

Теория: Научить обучающихся создавать портрет в графическом редакторе GIMP 2 в технике карандашный набросок.

Практика: Создание портрета

  1. Творческое задание

Практика: Создать рисунок на тему «Кино», используя полученные знания

  1. Создание собственной рамки

Теория: Научить создавать рамки для коллажей

Практика: Создание рамки

  1. Создание Puzzle. Практика: Создать Puzzle
  2. Создание поздравительной открытки – День Победы

Практика: Создание открытки

  1. Использование инструментов ретуширования и коррекции изображений

Теория: Научить использовать инструменты ретуширования и коррекции изображений. Практика: Ретуширование изображений

  1. Рисование животных в графическом редакторе GIMP 2

Теория: Научить рисовать животных инструментами графического редактора GIMP 2Практика: Упражнения - животные

  1. Разработка и создание интерьера

Теория: Научить создавать интерьер, применяя все полученные знания.Практика: Создание интерьера.

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего

Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

2

2

4

Рабочее пространство программы Corel Draw X3

2

2

4

Понятие объектов в программе Corel Draw X3

1

1

2

Работа с цветом в Corel Draw X3

2

2

4

Редактирование объектов

1

3

4

Кисти и их применение

1

3

4

Модификации объектов

2

4

6

Работа с кривыми линиями

2

4

6

Работа с инструментами

1

3

4

День Матери

-

2

2

Творческое задание

-

2

2

Работа с текстом в программе Corel Draw X3

1

5

6

Трансформация и выравнивание объектов

1

5

6

Творческое задание

-

4

4

Создание собственного изображения

-

4

4

Эффекты CorelDraw. Интерактивная заливка и прозрачность

1

3

4

Работа в Corel Draw X3 с растровым изображением

2

2

4

Создание изображения

1

3

4

Творческое задание

-

2

2

Создание коллажа

1

1

2

Рисунок куклы с помощью графического редактора Corel Draw X3

1

3

4

Создание плаката

1

3

4

Поздравительная открытка

-

2

2

Весенние цветы

1

3

4

Поздравительная открытка

-

2

2

Веселые буквы

1

3

4

Узоры в программе Corel Draw X3

1

3

4

Рисунок змеи

1

3

4

Рисунок насекомого

1

3

4

Рисунок на свободную тему

1

3

4

Рисунок иконки конверта

1

3

4

Этапы макетирования

2

6

8

Поздравительная открытка

-

2

2

Интерьер кафе

2

6

8

Создание макета

1

3

4

Творческое задание

-

4

4

Итого:

35

109

144

Содержание второго года обучения

  1. Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

Теория: Знакомство с образовательной программой. Определение и основные задачи компьютерной графики. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе.Практика: Знакомство с программой Corel Draw X3

  1. Рабочее пространство программы Corel Draw X3

Теория: Рабочий лист и окно программы Corel Draw X3. Особенности меню. Практика: Работа с интерфейсом

  1. Понятие объектов в программе Corel Draw X3

Теория:  Понятие объектов в Corel Draw X3: простые формы. Размеры объектов. Инструмент указатель.

Практика: создание простых форм

  1. Работа с цветом в Corel Draw X3

Теория:  Цвет в электронном виде

Практика: Упражнения используя разные цветовые оттенки.

  1. Редактирование объектов в Corel Draw X3

Теория:  Научить обучающихся редактировать созданные объекты

Практика: Построение плаката с образцами геометрических примитивов

  1. Кисти и их применение в Corel Draw X3

Теория: Познакомить и научить работать с инструментом «Кисть»

Практика:  создание творческой работы при помощи инструмента кисть.

  1. Модификации объектов в Corel Draw X3

Теория:  Автоматическое искажение объектов, предложенных программой Corel Draw X3

Практика: Создание изображения при помощью искожения

  1. Работа с кривыми линиями

Теория: Инструменты, создающие кривые линии

Практика: Создание объектов кривыми линиями

  1. Работа с инструментами в Corel Draw X3

Теория: Научить работать с инструментами для создания изображения. Практика: Создание простого рисунка

  1. Создание поздравительной открытки

Практика: Создание поздравительной открытки на День Матери

  1. Творческое задание

Практика: Создать в графическом редакторе Corel Draw X3 рисунок на свободную тему

  1. Работа с текстом в программе Corel Draw X3

Теория: Изучить методы создания текста в программе Corel Draw X3

Практика: Создание текста  

  1. Трансформация и выравнивание объектов

Теория: Научить трансформировать и выравнивать объекты

Практика: Создать изображение с эффектом перспективы

  1. Творческое задание

Практика: Создание календаря в графическом редакторе Corel Draw X3

  1. Создание собственного изображения

Практика: Создание изображения на свободную тему

  1. Эффекты Corel Draw XS . Интерактивная заливка и прозрачность

Теория: Освоить технологию работы с инструментами

Практика: Стилизованный рисунок домика

  1. Работа в Corel Draw X3 с растровым изображением

Теория:  Научить работать с растровыми изображениями

Практика: Создание макета

  1. Создание творческой работы изученным инструментами

Теория: Научить создавать композицию

Практика: Рисунок карандаша и листка бумаги

  1. Творческое задание

Практика: Создание рисунка на свободную тему

  1. Создание коллажа

Теория: Изучить технологию создания коллажа

Практика: Создать новое изображение, пользуясь готовыми рисунками

  1. Рисунок куклы с помощью графического редактора Corel Draw X3.   Теория: Научить рисовать куклу в графическом редакторе

Практика: Кукла

  1. Разработка и создание плаката

Теория: Технология рисования плаката. Практика: Создание плаката

  1. Поздравительная открытка

Практика: Поздравительная открытка на 23 февраля

  1. Весенние цветы

Теория: Научить рисовать цветы в графическом редакторе Corel Draw X3. Практика: Рисунок цветов

  1. Поздравительная открытка

Практика: Создание открытки с 8 Мартом.

  1. Веселые буквы

Теория: Научить создавать «необычные» буквы

Практика: Веселые буквы

  1. Узоры в программе Corel Draw X3

Теория: Научить создавать декоративные узоры

Практика: Декоративные узоры

  1. Рисунок змеи

Теория: Научить простыми формами рисовать змею

Практика: Змея

  1. Рисунок насекомого

Теория: Научить простыми формами рисовать божью коровку

Практика: Божья коровка

  1. Рисунок на свободную тему

Практика: Создать рисунок на свободную тему

  1. Рисунок иконки конверта

Теория: Научить рисовать конверт

Практика: Рисунок конверта

  1. Этапы макетирования

Теория: Познакомить и научить рисовать макет

Практика: Разработка визиток и логотипа фирмы

  1. Поздравительная открытка

Практика: Создание поздравительной открытки «С Днем Победы»

  1. Интерьер кафе

Теория: Научить создать рекламный плакат

Практика: Создание стилизованного изображения кафе  

  1. Создание макета

Теория: Правила создания рекламных макетов

Практика: Создать макет туристической фирмы

  1.  Создание творческой работы  уже изученным материалом.

Практика: Создать рисунок на свободную тему

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Всего

Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

2

2

4

Интерфейс программы 3D MAX

2

2

4

Моделирование фруктов и овощей

2

4

6

Создание трехмерных геометрических примитивов

2

4

6

Основы установки света

1

3

4

Создание композиции из геометрических примитивов

2

4

6

Трансформации

2

2

4

Клонирование объектов и использование массивов

1

3

4

Булевы (логические операции)

1

3

4

Сплайновое моделирование

1

3

4

Тела вращения

1

3

4

Творческое задание

-

4

4

Мягкая мебель

2

6

8

Посуда

2

4

6

Материалы и редактор материалов

2

4

6

Творческое задание

-

4

4

Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3D MAX.

1

5

6

Творческое задание

1

5

6

Создание интерьера бассейна

1

5

6

Анимация камеры

1

3

4

Создание поверхности

1

3

4

Предметы интерьера

2

6

8

Творческое задание

-

4

4

Создание интерьера кафе

2

6

              8

Создание интерьера

-

6

              6

Творческое задание

1

7

8

Итоговое занятие

2

4

6

Итого:

35

109

144

Содержание третьего года обучения

  1.  Введение в предмет. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

Теория: Знакомство с образовательной программой. Определение и основные задачи компьютерной графики. Правила техники безопасности и охрана труда в компьютерном классе

Практика: Знакомство с программой 3D MAX

  1. Интерфейс программы 3D MAX

Теория: Рабочий лист и окно программы 3D MAX. Особенности меню.

Практика: Работа с документом

  1. Моделирование фруктов и овощей

Теория: Научить создавать форму и применять к нему материал

Практика: Создание форм

  1. Создание трехмерных геометрических примитивов.

Теория: Познакомить с принципами создания и модификации объектов

Практика: Создать сцену из простых объектов

  1. Основы установки света

Теория: Научить создавать освещение для объекта

Практика: Установка света

  1. Создание композиции из геометрических примитивов

Теория: Научить создавать композицию из геометрических примитивов

Практика: Композиция из трехмерных геометрических примитивов

  1. Трансформации

Теория: Познакомить обучающихся с основными видами трансформации

Практика: Искажение изображения

  1. Клонирование объектов и использование массивов

Теория: Научить работать с копиями

Практика: Создание копии предлагаемого изображения

  1. Булевы (логические) операции

Теория: Познакомить с логическими операциями

Практика: Выполнение логических операций в графической программе 3D MAX

  1. Сплайновое моделирование

Теория: Научить применять сплайновое моделирование

Практика: Создание простых объектов

  1. Тела вращения

Теория: Познакомить обучающихся с новым способом создания объектов – телами вращения

Практика: Создание объектов с вращением

  1. Творческое задание

Практика: Создание композиции уже изученным материалом

  1. Мягкая мебель

Теория: Знакомство с модификаторами

Практика: Создание мягкой мебели

  1. Посуда

Теория: Научить создавать в графическом редакторе посуду

Практика: Создание посуды

  1. Материалы и редактор материалов

Теория: Текстуры материалов

Практика: Упражнения

  1. Творческое задание

Практика: Создать композицию объектов, используя ранее полученные знания

  1. Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3D MAX.

Теория: Научить создавать трехмерную сцену

Практика: Создание проекта

  1. Творческое задание

Практика: Создание композиции

  1. Создание интерьера бассейна

Теория: Освоить технологию создания двумерных форм и применения модификаторов

Практика: Интерьер бассейна

  1. Анимация камеры

Теория: Познакомить и научить создавать простую анимацию в 3DSMax

Практика: Создание анимации

  1. Создание поверхности

Теория: Познакомить обучающихся с модификатором Surface

Практика: Моделирование ложки

  1. Предметы интерьера

Теория: Научить создавать в графическом редакторе предметы интерьера

Практика: Предметы интерьера

  1. Творческое задание

Практика: Создание композиции

  1. Создание интерьера кафе

Теория: Освоить технику создания интерьера

Практика: Интерьер

  1. Создание интерьера

Практика: Создание интерьера на свободную тему

  1. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за учебный год

Практика: Создание композиции на свободную тему

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Помещение:

  • учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
  • компьютер, проектор, локальная сеть
  • оборудование (столы, стулья, лампы, доска, шкафы, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий).

Конспекты учебных занятий

Материалы: простые и цветные карандаши, бумага формат А4;

Дидактический материал:

  • Наглядно-иллюстративный материал: рисунки, иллюстрации.
  • Дидактический, раздаточный материал: шаблоны, трафареты и т.д.
  • Учебные и методические пособия

Рабочие станции должны иметь следующую конфигурацию:

Минимальная

Рекомендуемая

Процессор

Частота не менее 1.8ГГц

Частота не менее 1.8ГГц

Оперативная память

1024Мб

2Гб

Жесткий диск

200Гб

320Гб

Видеокарта

256Мб встроенная

512Мб не встроенная

Сетевая карта

Пропускная способность 100Мбит

Пропускная способность 100Мбит

Монитор

Диагональ 17 дюймов

Диагональ 17 дюймов

Требуемое программное обеспечение:

Операционное

MS Windows 7 / MS Windows 8

Прикладное

MSOffice 2010

GIMP2

Специальное

Архиваторы

Файловый менеджер

Прокси-сервер

Программы мониторинга локальной сети.

 Интернет-ресурсы:

Литература для детей и педагога

  1. Айсманн К. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop. – М.: 2006
  2. Дедков В. AdobePhotoshop. Настольная книга мастера. - М., 2001
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. – М,. 2005
  4. Кларк Т.М. Фильтры для Photoshop 8. Спецэффекты и дизайн. – М., СПб.,1999
  5. Корриган Дж. Компьютерная графика. – М, 1995
  6. Кэплин С. Секреты создания спецэффектов в Photoshop. Руководство дизайнера, 3-е изд. - М.:2006
  7. Кэплин С. Хитрости и секреты в Photoshop 7. - М.: 2007
  8. Мануйлов В.Г. Ретуширование и обработка цифровых изображений в AdobePhotoshop. Информатика в школе. Приложение к журналу « Информатика и образование». №7 - 2006
  9. Панкратова Т. Photoshop 7: учебный курс (+CD). - СПб.: Питер, 2003
  10.  Петров В.Л. CorelDraw 9. Руководство пользователя  примерами. ЛБЗ – БИНОМ. 2000
  11. Петров М.Н. Компьютерная графика: учебник для вузов (+CD). – СПб : Питер, 2006
  12. Приемы обработки изображений в AdobePhotoshop: сборник упражнений: учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2009
  13.  Скотт Келби. Хитрости и секреты работы в PhotoshopCS (+ CD). – Диалектика - Вильямс, 2006
  14. Сыркин Ю.И. краткое учебное пособие по курсу 3 dsmax. – СПб., 2012
  15. Тайц А.М., Тайц А.А. AdobePhotoshop 7. – СПб., 2002
  16. Тайц А.М., Тайц А.А. CorelDraw11.- СПб., 2003
  17. Топорков С.С. AdobePhotoshopCSпримерах. - СПб., 2005
  18. Шикин Е.В. Начала компьютерной графики. – М., 1993
  19.  Официальный учебный курс AdobePhotoshop СS. - М., 2006
  20.  Уроки Photoshoponline [электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ photoshop.demiart.ru
  21.  Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ – Бином. 2002

Литература для детей и родителей.

  1.  Дукин А., Пожидаев А. Самоучитель Visual Basic 2010 СПб.: БХВ-Петербург, 2010. –554 c.
  2. 2.Мозговой М. В. Занимательное программирование: Самоучитель. — СПб.: Питер, 2005. — 208 с.
  3. Шилов В.В. Удивительная история информатики и автоматики. НЦ ЭНАС, 2013. – 216 с.
  4. Юркова Т.А. Паскаль для школьников. СПб.: Питер, 2010. — 256 с.