Рабочая программа по литературе по программе Меркина, Чалмаева и др. для 11 класса

Автор: Афлетунова Ольга Владимировна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 732

Рабочие программы
Литература
11 Класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

«Рекомендовано»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 50      

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор  МОУ СОШ № 50

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  литературе

 

Ступень обучения (класс) среднее полное общее образование, 11 класс

 

Количество часов 102               Уровень  базовый

 

Учитель    Афлетунова Ольга Владимировна, 1 квалификационная категория

Программа разработана на основе  Примерной  программы основного общего и среднего полного общего образования по литературе                                   (базовый уровень) и в соответствии с концепцией  курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы: авторы-составители: Г.С.Меркин, В.А. Чалмаев, С.А.Зинин - 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово», 2009

                                                                                                                                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                      педагогического совета

                                                                                      протокол № ____

                                                                                      от «__ »_______2015 г. Комсомольск-на-Амуре

                                                                                                   2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка

            Рабочая программа  по литературе  для 11 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3,6 ст.28;

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 N 241, 30.08.2010 № 889, 03.06. 2011 N 1994, 01.02. 2012 N 74;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями

4. Учебного плана МОУ СОШ № 50 на 2015-2016 учебный год.

5. Примерной  программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и в соответствии с концепцией  курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы: авторы-составители: Г.С.Меркин, В.А. Чалмаев, С.А.Зинин - 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово», 2009.   

Рабочая программа ориентирована на использование учебника   Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч.- М.: ООО»ТИД «Русское слово -РС», 2008. 

        Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета  определяется сущностью литературы как феномена  культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. 

 Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.

        В содержательном отношении предлагаемый историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте.  

        В соответствии со Стандартом образования были внесены следующие изменения:

- Включено обзорное изучение новокрестьянской поэзии, творчества Н.Клюева. (См. «Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии»)

- Изучение темы «Сатирическая и юмористическая литература конца XIX-XX века» даётся обзорно во введении «Традиции русского  реализма и их развитие в литературе XX   века».

- Произведения зарубежной литературы 20 в. предложены для самостоятельного изучения.

- Включено изучение произведений дальневосточных писателей и произведений писателей о Дальнем Востоке.

В курсе литературы изучаются следующие  основные теоретико-литературные понятия:

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Художественный образ.
  3. Содержание и форма.
  4. Художественный вымысел. Фантастика.
  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX –XX веков.
  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  7. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.  Характер. Тип. Лирический герой.  Система образов.
  8. Деталь. Символ.
  9. Психологизм. Народность.  Историзм.
  10. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  11. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория
  12. Стиль.
  13. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  14. Литературная критика.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознание, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение.
  3. Различные виды пересказа.
  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения  с учетом мнения оппонента.
  9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 11 классе отводится  102 часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Формы контроля знаний:                   

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по литературе, являются:

  • система коммуникативно-творческих работ («Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Читательская конференция»,
  • «Самостоятельный анализ произведения»),
  • сочинения проблемного характера,
  • создание рецензии, сообщений, докладов, рефератов, презентаций,
  • тестовые работы.

  Межпредметные связи:

  • отображение в литературе исторической эпохи
  • исторический процесс и его художественное осмысление
  • литература и искусство
  • литература в контексте «массовой культуры»

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных классных сочинений - 5

2) контрольных домашних сочинений - 4

3) контрольных работ -1

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей.
  2. Сравнение, сопоставление, классификация.
  3. Самостоятельное выполнение различных творческих работ.
  4. Способность устно и письменно передавать содержание  текста в сжатом или развернутом виде.
  5. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
  6. Владение монологической и диалогической  речью, умение перефразировать  мысль, выбор и использование выразительных средств, языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
  7. Составление плана, тезисов, конспекта.
  8. Подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  9. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  10. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел,

тема

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

 контрольные работы, творческие обучающие работы (сочинения)  

Русская литература XX века

 

1

  Введение

1

2

Писатели-реалисты начала XX века

18

текущий

1.Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина.

2. Обучающий ответ на вопрос по пьесе М.Горького

3. Контрольное сочинение по творчеству А.И.Куприна.

3

Серебряный век русской поэзии

1

4

Символизм и русские поэты-символисты

11

текущий,

1.Обучающий анализ стихотворения

2.Контрольная работа по творчеству Блока

5

Преодолевшие символизм

7

6

«Короли смеха из журнала «Сатирикон»

1

7

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

19

текущий

итоговый

1.Контрольное (домашнее) сочинение. Анализ стихотворения Маяковского.

2. Контрольное сочинение по  лирике С.Есенина.

8

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

17

текущий

итоговый

1.Контрольное (домашнее) сочинение по произведениям писателей 30-40-х гг.

2. Обучающий анализ эпизода.

3. Контрольное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон»

9

У литературной карты России

17

текущий

итоговый

1. Контрольное сочинение. Анализ эпизода

2. Контрольное (домашнее) сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

10

Литература периода Великой Отечественной войны

4

итоговый

1. Контрольное (домашнее) сочинение «Человек на войне»

11

Литературный процесс 50-80-х годов

3

12

У литературной карты России

1

13

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

2

Итого

102

Основное содержание курса

Русская литература XX века

В в е д е н и е

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство  целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии и «расколотой лиры » (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка»  как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох» переживших свое время.

Русская литература начала XX века

«Ностальгия по неизвестному » как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденции культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернисгские искания к литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н.Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

П и с а т е л и- р е а л и с т ы  н а ч а л а XX века

И.А БУНИН

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово»,  «Седое небо чадо мной...», «Христос воскрес!Опить с зарею...» и др. по выбору.

    Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта  с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин ил Caн-Франциско», «Легкое дыхание». « Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывшних» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной » цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем Мотивы ускользающей красоты, преодоление тайн и нерушимых ценностей. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.         

 

М. ГОРЬКИЙ

Рассказ «Старуха Илергиль» и др. по выбору.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека и горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

    Повесть «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма ».

    Пьеса «На дне».

Филоеофско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза: принцип полилога и полифонии в драме.

 

А.И.КУПРИН

Повести: «Олеся», «Поединок».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.II. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

 

У литературной карты России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.II. Чиныгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я, Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.II. Чапыгина и   С.Н.Сергеева-Ценского

«Серебряный век» русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и русские поэты- символисты

Предснмволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К.Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов- символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной    выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов. К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, Белый,  С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. БРЮСОВ.

Стихотворения: «Камещик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и дрю по выбору. 

 В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. БАЛЬМОНТ. 

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.

И.Ф. АННЕНСКИЙ.

 Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», « Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

А.А. БЛОК

Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе.,.», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...». «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати ».

 

Преодолевшие символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян »). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов- кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ЧХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н С. ГУМИЛЕВ

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившимся трамваи», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза даль- чих странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

 А.А. АХМАТОВА

Стихотворения: «Песни последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», « Высокомерьем дух твои помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики Л.Л. Ахмаговой. Тема творчества и размышления омоете художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.Л. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

 

М.И. ЦВЕТАЕВА

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано..».«Кто создан из камня, кто создан из глины»,  «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…»,  «Куст», «Рассвет на рельсах, «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое - птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

 

«Короли смеха из журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Л. Аверченко, II. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода ( «Дюжина ножей в спичу революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

У литературной карты России

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.Л. Волошина, В.К. Арсепьева — по выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» Б.В. Розанова, «Окаянные дни» И.Л. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен- бурга, «Плачи» A.M. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛКФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Конармия » И. Бабеля, «Донские рассказы » М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Г. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и К. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества » в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы: «Облика в штанах», «Про это», «Во весь голое» ( вступление).

Бунтарский пафос «Облака и штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-комиозиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта- гражданина.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью... » , «Над темной прядью нсрслссиц... », «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова»,«Шаганэ ты моя, IIIаганэ...», «Не жалею, не лову, не плачу...», «Русь советская » и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.Л. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.Л. Есенина. Богатство поэтической речи, на- родно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».

 Поэзия «русского бунта»  и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

 

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение и литературе и искусстве. ( ложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической  ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, Л. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. М.Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» Л. Малышкипа и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» Л. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг И. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективилиции в литературе. Трагическая судьба Н.Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма Л. Твард овского «страна Муравия » и роман М. Шолохова «Поднятая целина ».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно- историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» pусской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И.Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева.

«Парижская нота» русской поэзии 30-х голов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавско:о, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ.

Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой..», «На розвальнях, уложенных соломой…» «Эпиграмма », «За гремучую доблесть грядущих веков... » и др.

Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку -волкодаву ». Xудожественное мастерство поэта.

А.Н. ТОЛСТОЙ.

Роман «Петр Первый». 

Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и про- тивников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

 

М А. ШОЛОХОВ

Роман - эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

 

У литературной карты России

Обзор творчества С.Н. Маркова, Б. В. Шергина, А. А. Прокофьева — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного (Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.

М.А. БУЛГАКОВ

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой, Взaимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав, (Сатирическая «дьяволиада» М.Л. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Выть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гсфсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.А. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть и философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе В.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

 

А.П ПЛАТОНОВ

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» - по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя - мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, теме! детства в прозе А.П. Платонова. (Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». (Смысл трагического финала повести «Котлован », философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

В В. НАБОКОВ

Роман «Машенька»

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Танина и тип «героя компромисса». (Своеобразие сю- жетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (Л. 7одетой, 11. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Г. Долматовского, Л. Суркова, Л.Фатьянова, К. Симонова. «Моабитскне тетради» Мусы Джалидя.

Жанр поэмы в литературной летописи во/ипи («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма Л. Твардовского «Василий 'Гер- кип» как вершинное произведение времен воины. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца ».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевою, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном лаве те...», «() сущем», «Дробится рваны// цо/соль монумента...», «Я лнаю, никако/t моей вины...», «Памчтн матери к «Я сам дознаюсь, доищусь...*, «II нем хочешь человечество вини...* и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной .мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма - исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.

Н А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться..», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции   Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

   

Литературный процесс 50 — 80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60—70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В.М. ШУКШИН

Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

 

Н.М. РУБЦОВ

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны... », «В горнице », «Душа хранит» и др.

Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

 

В.П. АСТАФЬЕВ

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

В.Г. РАСПУТИН

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у... ».

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.

 

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский).Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повест и. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повест и.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. (Символичность финала рассказа и его названия. 

У литературной карты России

Обзор творчества В.Т. Шалимова, Е.И. Носова, Б.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц- арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийпость» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. При- гов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела (блока)

Тема урока

Количество часов

Диагностика

(текущий и итоговый контроль)

план

факт

1

Введение.

Введение. Русская литература ХХ века. Сложность и самобытность русской литературы, отражение в ней драматических коллизий истории.

1

2

 Писатели-реалисты начала

20 века

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. Философская и психологическая насыщенность  лирики.

1

3

«Антоновские яблоки» Поэтика «остывших» усадьб и лирических воспоминаний.  

1

4

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ нового человека.

1

5

«Легкое дыхание». Мотивы ускользающей красоты, преодоление суетного в стихии вечности.

1

6

«Чистый понедельник» Тема России.

1

7

Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина.

1

Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина.

8

 

Анализ сочинений.  

М.Горький. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

9

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».

1

10

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

1

11

Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы.

1

12

Сложность и неоднозначность авторской позиции.

1

13

Р.Р. Обучающий ответ на вопрос по пьесе М.Горького

1

Обучающий ответ на вопрос по пьесе М.Горького

14

 

А.И.Куприн. Жизненный и творческий путь. Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

15

Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком.

1

16

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие музыкальной организации повествования.

1

17

Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.Куприна

1

Контрольное сочинение по творчеству А.Куприна

18

 

Анализ сочинений, работа над ошибками.

Л.Н.Андреев. «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Андреева.

1

19

«Иуда Искариот». Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя.

1

20

Серебряный век русской поэзии

«Серебряный век» русской поэзии. Истоки, сущность, хронологические границы. Основные направления поэзии начала ХХ века.

1

21

Символизм и русские поэты-символисты

Символизм. В.Я.Брюсов как идеолог русского символизма.

1

22

К Д. Бальмонт. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта.

1

23

И.Ф.Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики Анненского. Глубина лирического самоанализа.

1

24

Р.Р. Урок выразительного чтения стихотворений поэтов «серебряного века»

1

25

Р.Р. Обучающий анализ стихотворения

Обучающий анализ стихотворения

26

 

А.А.Блок. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

27

Стихи Блока о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен»

1

28

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение музыкальных стихий в поэме.

1

29

Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.

1

30

Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати»

1

31

Р.Р Контрольная работа по творчеству А.Блока.

1

Контрольная работа по творчеству А.Блока.

32

Преодолевшие символизм

Анализ работ. Н.С.Гумилев – поэт, путешественник, воин.

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

1

33

 

А.А.Ахматова. Психологическая глубина и яркость любовной лирики Ахматовой.

1

34

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России.

1

35

Поэма «Реквием». Единство личной темы и образа страдающего народа.

1

36

 

М.Цветаева. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Поэзия Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

37

Тема Родины. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой.

1

38

Р/Р Урок выразительного чтения.

1

39

 «Короли смеха из журнала «Сатирикон»

А.Аверченко. Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Аверченко. Основные темы и мотивы.

1

40

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны». М.Шолохов «Донские рассказы».

1

41

 

ХКК ГОС А.Фадеев «Разгром». Тема Родины и революции в романе.

1

42

ХКК ГОС А.Фадеев «Разгром». Тема Родины и революции в романе.

1

43

Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». Развенчание идеи «социального рая на земле».

1

44

Утверждение ценности человеческой «единицы».

1

45

Юмористические рассказы 20-ых годов. М.Зощенко.

1

46

 

В.Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

47

Тема «художник и революция» и ее образное воплощение в лирике В.В.Маяковского.

1

48

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях «О дряни», «Прозаседавшиеся» и в пьесах В.Маяковского.

1

49

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

50

Новаторство поэта в области художественной формы.

1

51

Р/Р Обучающий анализ стихотворения Маяковского.

1

Контрольное (домашнее) сочинение.  Анализ стихотворения Маяковского.

(по выбору учащихся)

52

Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта.

1

53

 

С.А.Есенин. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта

1

54

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-ых годов.

1

55

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

56

Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты поэзии Есенина.

1

57

Р.Р Контрольное сочинение по лирике С.Есенина.

1

Контрольное сочинение по лирике С.Есенина

58

Р.Р Контрольное сочинение по лирике С.Есенина.

1

Контрольное сочинение по лирике С.Есенина

59

Литературный процесс

30-40-ых гг.

Анализ сочинений. Литературный процесс 30-40-ых гг. и его отражение в литературе.

1

60

Человеческий и творческий подвиг Н.Островского. Уникальность образа П.Корчагина.

1

61

Тема коллективизации в литературе.  Трагическая судьба Н.Клюева и поэтов «крестьянской купницы»

1

62

Тема коллективизации в литературе. Роман Шолохова «Поднятая целина»

1

63

О.Э.Мандельштам.  Стихотворения. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике поэта. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву».

1

64

Роман «Петр  Первый» Основные этапы становления исторической личности.

1

65

Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований.

1

66

Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.  

1

Контрольное (домашнее) сочинение по произведениям писателей 30-40-х гг. (по выбору учащихся)

67

М.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность.

Картины жизни донского казачества.

1

68

Идея Дома и святости семейного очага.

1

69

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

1

70

Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

1

71

Сложность, противоречивость пути Г.Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.

1

72

Р.Р Обучающий анализ эпизода

1

Обучающий анализ эпизода

73

Художественное своеобразие романа М.Шолохова «Тихий Дон»

1

74

Р.Р. Контрольное сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

1

Контрольное сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

75

Р,р. Контрольное сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

1

Контрольное сочинение по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

76

У литературной карты России

Анализ сочинений, работа над ошибками.

М.А.Булгаков. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии»

1

77

Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты.

1

78

Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море истории.

1

79

Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей в «Белой гвардии». Трагедия Руссой интеллигенции как основной пафос романа.

1

80

«Мастер и Маргарита» как роман-лабиринт.

Философская проблематика романа.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

81

Р.Р. Контрольное сочинение. Анализ эпизода.

1

Контрольное сочинение. Анализ эпизода.

82

Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.

1

83

Анализ сочинений. Сатирическая «дьяволиада» в романе.

1