Роль концертмейстера на занятиях ритмики в дополнительном образовании

Автор: Рогозникова Татьяна Сергеевна

Дата публикации: 31.03.2017

Номер материала: 7407

Скачать
Прочие методические материалы
Дополнительное образование
Без класса

     

Рогозникова Татьяна Сергеевна,

концертмейстер,

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования – Центр детского творчества

Железнодорожный район г. Екатеринбург.

Роль концертмейстера на занятиях ритмики

в дополнительном образовании .

Дошкольный возраст – это первоначальное время становления личности, формирование самосознания и индивидуальности ребенка. Задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движение. Именно в этом возрасте дети  обладают большими потенциальными возможностями для восприятия и понимания окружающего мира. Поскольку с самого раннего возраста дети испытывают потребность в движении, то занятия  ритмикой будут целесообразными для эмоционального и физического развития.

На занятиях в объединении « Ритмика» с детьми дошкольного возраста работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети развиваются не только физически, но и музыкально.

Классическая музыка является одним из главных средств воспитания духовных и нравственных качеств обучающихся. Музыкальное оформление является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие культуры  детей.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыкальные произведения, доносит ее содержание до детей. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей и их эстетического воспитания. 

Характер музыки, темп, динамика

Музыкально-ритмические занятия в объединении «Ритмика» являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует прежде всего на чувства ребенка, вызывает определённые настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

В соответствии с характером музыки, то весёлым, живым, бодрым, решительным, волевым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными. Изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения.

Совместно с педагогом ритмики, мне как концертмейстеру следует тщательно подбирать такой музыкальный материал, который рисуют яркие образы, близкие и понятные детям и легко поддаются отражению в движении.

При подборе музыкального материала необходимо самой знать, как исполняется  то или иное упражнение, чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте.

Играя, я четко осознаю, что не являюсь  самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Характер музыки создаётся целым комплексом музыкально- выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения.  Для обучащиюхся  дошкольного возраста  удобны для движения следующие темпы: быстро, довольно быстро, умеренно, не торопливо. На конкретных примерах концертмейстер совместно с хореографом может показать обучающимся  что в быстром темпе легче и удобно двигаться, выполняя лёгкие и мелкие движения, а в более медленном темпе – более крупные, широкие, плавные.

Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда пьеса исполняется с некоторым ускорением или замедлением.

С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика- сила, или громкость звучания. Поначалу обучающимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.

 С большим удовольствием дети исполняют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии

         Вся работа на занятии строится на коллективной работе, но при этом занятия должны проходить таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность проявить свои индивидуальные качества.

Во время исполнения музыкального материала я учитываю разные физические способности детей. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения.

     Задачи, которые я, как концертмейстер, ставила перед собой при подготовке к занятиям:

–   понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности на занятии ритмики – как подчиненную методическим и функциональным задачам;

 –  иметь ясное представление обо всех основных движениях предмета ритмики, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запомнить достаточно большие его фрагменты;

 –  владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы  выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;

   – иметь представление о методике преподавания предмета ритмики;

 –  владеть обширным музыкальным репертуаром;

–  быть активным сотрудником, союзником и помощником педагога, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;

–  содействовать развитию музыкальных представлений педагога и детей, воспитанию хорошего музыкального вкуса.

Исходя из собственного многолетнего опыта работы при подборе материала для музыкального оформления занятия, я руководствовалась следующими принципами:

 –  музыкальные произведения обладают свойством квадратности;

 –  для каждого упражнения был подобран музыкальный материал с определенным ритмическим рисунком и в определенном темпе;

 –  наличие вступления для каждого упражнения (любое вступление  имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, вступление определяет темп всего упражнения);

 –  были учтены темповые, метрические и метро-ритмические особенности упражнений.

  Используемая методическая литература:

  1. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.
  2. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
  3. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.

 

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP