Особенности работы с детьми дошкольного возраста при обучении искусству хореографии в дополнительном образовании

Автор: Чермянинова Наталия Александровна

Дата публикации: 31.03.2017

Номер материала: 7408

Скачать
Прочие методические материалы
Дополнительное образование
Без класса

Чермянинова Наталия Александровна,

педагог дополнительного образования,

1 кв.категория.

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования – Центр детского творчества

Железнодорожный район г. Екатеринбург.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста при обучении искусству хореографии в дополнительном образовании.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Обучение искусству хореографии – процесс длительный, требующих многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. И здесь на помощь ребенку приходит педагог-хореограф, который вводит маленького человека в мир музыки и танца. Работая педагогом дополнительного образования в объединении «Танцующие человечки» и  основываясь на собственном опыте ,хочется  выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками:

 – активно применять принцип наглядности – показ движений;

 – речь педагога – образная, эмоционально-выразительная;

– объяснения – краткие, точные, ясные;

– форма организации урока – игровая;

– избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока;

– прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины;

 – избегать чрезмерных физических нагрузок.

 Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Каким бы не был результат,  важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Перед хореографом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные – устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6- летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок методически грамотно исполнял упражнения на занятиях в танцевальном зале. Богатство и разнообразие получаемой информации на занятиях хореографией становится мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется.  Можно сказать, что правильно организованная двигательная деятельность способствует формированию личности ребенка. Он приобретает такие качества как самостоятельность и активность. И в этом главная цель наших занятий в объединении «Танцующие человечки». Начальный процесс обучения танцу строится на активном взаимодействии педагога и детей. Отдельным моментом хочется сказать об образе педагога на занятии. Опрятность во внешнем виде, соответствие формы одежды хореографа должны подкрепляться чистотой, ясностью и грамотностью произношения слов, активностью в ведении урока. На протяжении всего занятия я рекомендую играть  и выполнять движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, следует обращать свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. Активность ребенка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором упражнение выполнялось лучше, исправляя возможные ошибки, на которые указывает педагог. Помня о том, что дети этого возраста не защищены и ранимы, нужно избегать окриков и одергиваний, даже если у них что-то не получается. Главным здесь становится закрепление положительного опыта. Ребенок очень отзывчив на похвалу, высшая награда для него – демонстрация выполнения упражнения перед другими детьми. Необходимо помнить, что я, как педагог несу ответственность за формирование самооценки ребенка. Поэтому я, исходя из своего педагогического опыта, рекомендую в конце занятия подводить итоги и проводить самоанализ и самооценку. Пусть каждый обучающийся сам поставит себе оценку за занятие и скажет что получилось, а что нет. И ещё в конце каждого занятия необходимо чтобы ребёнок похвалил и себя и других обучающихся. Можно хором всем вместе сказать простые слова: «Я сегодня молодец! Ты сегодня- молодец!» От простого к сложному  – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное, учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения. Музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка, чувство ритма, гармонический слух, ощущения музыкальной формы, память. Движения, органически связанные с танцами, с их характером (содержанием), способствуют целостному их восприятию. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому они благотворно влияют и на физическое развитие детей. Значительное место в работе с детьми дошкольного возраста занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, перепрыгивать через ручеек). Я рекомендую во время партерной гимнастики рассказывать сказку и вставлять в неё выполнение упражнений. «Мостик», «берёзка», «самолётик» уже станут не просто упражнениями партерной гимнастики, а превратятся в элементы волшебного рассказа. При систематической работе детьми усваиваются разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше, у них появляется стремление исполнять движение лучше, выразительнее, правильнее. При серьезном, продуманном отношении музыкально- двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и пляскам, но наравне с ними сами являются средством музыкально- эстетического воспитания.   Подводя итоги, мне бы хотелось сделать следующие выводы: педагог-хореограф, прежде всего, должен стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает новыми впечатлениями. Занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития дошкольников. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У ребят улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Ребенок начинает чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Дети следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от педагога, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на подготовку ребят. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в хореографическом зале. Овладение детьми основами хореографического искусства – тонкое дело. Продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант.

 Список литературы 1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Физкультура и спорт, 2008.– 220 с. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Санкт-Петербург, 2006. – 392 с. 3. Дергунов Н.И. Дошкольный возраст. – М.: Академия, 2005. – 245с. 4. Дубровицкая С. Подвижные игры для детей от 3 до 7лет. // журнал «Мой Малыш» 5. Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. – М.: Глобус, 2009. 6. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. – 1986. – №1. 7. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошколь- ников. – СПб.: Питер, 2004. – 192с. 8. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореогра- фическом коллективе: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с. 9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб- ное пособие для студентов учреждений среднего профессионального об- разования. – М.: Владос, – 2003. – 256 с. 10. Руднева С. Д. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972. – 327 с. 11. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 496 с. 12. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз, 2004. – 340 с

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP