Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 10 класса (105 часов)

Автор: Купрюнина Наталья Александровна

Дата публикации: 03.04.2017

Номер материала: 7432

Скачать
Рабочие программы
Литература
10 Класс

Пояснительная записка по литературе 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии со стандартом с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования  по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия №3».

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных часа в неделю, что составляет 105 учебных часов в год. 

В системе предметов общеобразовательной школы курс литературы представлен в предметной области «Филология». Назначение предмета «Литература» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •   воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 Для достижения поставленных целей в 10 классе необходимо решение следующих задач:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;
  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • освоение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Для обучения литературе в МБОУ «Гимназия №3» выбрана содержательная линия Программы по литературе  к учебнику для  10  класса общеобразовательной школы (авторы А. Н. Архангельский,  Д. П. Бак, М. А. Кучерская ). Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по литературе состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов литературы в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям гимназии и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по литературе в 10 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1) Литература ( Русская литература 19 века ). 10 класс. : учебник для  общеобразовательных учреждений : В 2 ч. / А. Н. Архангельский,  Д. П. Бак, М. А. Кучерская и др. :  под редакцией А. Н. Архангельского. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014.

      2) Беленькая Е.Э., Ланцева Е.А. «Обучающие тесты по литературе XIX века» к учебнику под ред. Архангельского А.Н.- М.: Дрофа, 2014.

      3) Крутецкая  В. А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс / В. А. Крутецкая. - СПб. : Литера, 2008.

 4)   Алексеева, Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам / Т. В. Алексеева. - СПб. : Паритет, 2013.

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:

1) Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 10 класс.- М.: Аркти; Белгород: Ранок, 2014.

2)  Полулях Н.С. Тетрадь для практических работ. Литература. 10 класс.- М.: Аркти; Белгород: Ранок, 2014.

         3)Контрольно – измерительные материалы. Литература: 10 класс/ Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011

4) Есин А. Б. Русская литература XIX века : задачи, тесты, полезные игры / А. Б. Есин. - М. : Флинта, 2011.

          5) Михайлова И. М. Литература. Тесты. 9-11 классы : учебно-метод. пособие для учителя / И. М. Михайлова. - М. : Дрофа, 2002.

          6)Сдаем Единый государственный экзамен. Литература / авт.-сост. С. А. Зинин, Э. А. Красновский, Л. Н. Гороховская. - М. : Дрофа, 2015.

 7) Алиева Л. Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка / Л. Ю. Алиева, Т. В. Торкунова. - М. : Айрис-Пресс, 2015.

     

 Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Литература» в 10 классе:

          1) Зинин, С. А. Методические рекомендации по использованию учебников: В. И. Сахаров, А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В. И. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С. А. Зинин. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

    2) Золотарёва, И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс : в 2 ч. / И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. - М. : Вако, 2003.

3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

4)  Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

5) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586 с.

6) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

7)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

8)Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

           9)Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература XIX – XX веков: программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007

         10) Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. – М.:Дрофа, 2004.

         11) Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс.- М.: ВАКО, 2014.

         12)Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого / В. Д. Войтушенко // Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. - С. 88-95.

        13) Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

         14) Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания         литературы в школе / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

   15) Белов, С. В. Федор Михайлович Достоевский : кн. для учителя / С. В. Белов. - М. : Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2010.

 16) Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

  17) Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.

  18)Современные образовательные технологии / Под  редакцией Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.

  19) Заир- Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

  20)Поливанова  К. А.  Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

  21)Асмолов А. Г., Семёнов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд  в следующее десятилетие . М.: НексПринт,  2010.

  22)Дистанционные образовательные  технологии : проектирование и реализация  учебных курсов  / Под  общей  редакцией  М. Б. Лебедевой . СПб.: БХВ- Петербург, 2010.

   23)Каплан, И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах : пособие для учителя / И. Е. Каплан. - М. : Просвещение, 1964.

   24)Крайванова, А. Р. Проблема личности писателя при работе над текстом литературного произведения в школе / А. Р. Крайванова // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984. - С. 40-46.

        25) Меркин, Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи : пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

        26) Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе : пособие для учителя / М. В. Теплинский. - Киев : Радяньска школа, 1985.

        27) Тургенев в школе : пособие для учителя / сост. Т. Ф. Курдюмова. - М. : Просвещение, 1981.

        28)Шапиро, Н. А. Опыты анализа художественного текста / Н. А. Шапиро. - М. : Издательство МЦНМО, 2008.

        29)Шпека, И. А. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах : из опыта работы / И. А. Шпека. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 4 (16)).

        30)Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века: хрестоматия литературных материалов : книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М. : Просвещение, 2012.

        31)Русские писатели. XIX век. Биографии : большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский, Э. Л. Безносое, В. А. Воропаев [и др.]. - М. : Дрофа, 2000.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература.

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». - Режим доступа : http://lit.lseptember.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. - Режим доступа : http://litera.edu.ru

ВibliоГид— книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. - Режим доступа : http://www.bibliogid.ru

  Kidsbook: библиотека детской литературы. - Режим доступа : http://kidsbook.narod.ru

  Виртуальный музей литературных героев. - Режим доступа : http://www.likt590.ru/project/museum/

   В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л. О. Красовской. -Режим доступа : http://skolakras.narod.ru

   Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. - Режим доступа : http://ruslit.ioso.ru

    Методика преподавания литературы. - Режим доступа : http://metlit.nm.ru

    Русская виртуальная библиотека. - Режим доступа : http://www.rvb.ru

    Стихия: классическая русская / советская поэзия. - Режим доступа : http://litera.ru/stixiya/

    Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: http://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. - Режим доступа : http://likhachev.lfond.spb.ru

Белинский Виссарион Григорьевич. - Режим доступа : http://www.belinskiy.net.ru

Гоголь Николай Васильевич. - Режим доступа : http://www.nikolaygogol.org.ru

Добролюбов Николай Александрович. - Режим доступа : http://www.dobrolyubov.net.ru

Достоевский Федор Михайлович. - Режим доступа : http://www.dostoevskiy.net.ru

Лев Толстой и «Ясная Поляна». - Режим доступа : http://www.tolstoy.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич. - Режим доступа : http://www.lermontow.org.ru

Островский Александр Николаевич. - Режим доступа : http://www.ostrovskiy.org.ru

Некрасов Николай Алексеевич. - Режим доступа : http://www.nekrasow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич. - Режим доступа : http://www.aleksandrpushkin.net.ru

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович. - Режим доступа : http://www.saltykov.net.ru

Толстой Лев Николаевич. - Режим доступа : http://www.levtoIstoy.org.ru

Тургенев Иван Сергеевич. - Режим доступа : http://www.turgenev.org.ru

Тютчев Федор Иванович. - Режим доступа : http://www.tutchev.net.ru

Чернышевский Николай Гаврилович. - Режим доступа : http://www.chernishevskiy.net.ru

Чехов Антон Павлович. - Режим доступа : http://www.antonchehov.org.ru

Основные формы контроля:

•        тестирование, проверяющее знание учащихся изученных теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творческого пути писателей;

•        сочинения (классные и домашние) по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, которые позволяют увидеть  сформированность у учащихся конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических,  а также навыков анализа, систематизации информации, умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа;  

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий: 

•        тестовая технология;

•        информационно-коммуникационная технология;

•        технология проблемного обучения;

•        интернет-ориентированные технологии;

•        исследовательский метод;

•        индивидуальное и дифференцированное обучение,

           

а также различных методов и форм обучения: 

•        словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление биографических справок, составление формально-логической модели).

•        наглядных: метод иллюстраций, метод демонстраций (показ видеофильмов, кинофильмов, фрагментов спектаклей, мультимедийных презентаций)

•        практических: словарная работа, различные виды пересказа, выразительное чтение, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX, XX в.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия; уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинение разных жанров на литературные темы

Содержание учебного предмета

В 2016-2017 учебном году на изучение программного материала в 10 классе учебным планом МБОУ «Гимназия № 3» отведено  105 часов. (3 часа в неделю).

Содержание тем учебного курса

Введение

(1ч)

Русская литература конца XVIII—XIX века — основа российской культурной традиции, формирующая представление о национальных идеалах и общечеловеческих принципах. Представление о золотом веке русской литературы, хронологические границы и духовно-нравственное содержание понятия.

Русская литература конца XVIII — начала XIX века

(2ч)

Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Кризис идеалов Просвещения. От культа разума к культу сердца. Зарождение европейского сентиментализма. «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (в отрывках). Особенности восприятия идей европейского сентиментализма в отечественной культуре. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как поворотный пункт в развитии отечественной литературы, образец русского сентиментализма и предвестие русского романтизма, национальное своеобразие; жанр исповеди; образ рассказчика (повторение). Русские писатели конца XVIII века и предромантическая эпоха. Ода А. Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие».

Общая характеристика творчества Г. Р. Державина. Философская и анакреонтическая лирика. Широта тематики. Стихотворения «Снигирь», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям». Ода «Бог». Басенное творчество И.А.Крылова («Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Лягушка и Вол»).

Ранний европейский романтизм и его влияние на русскую литературу.

Теория литературы: сентиментализм и романтизм в русской литературе, роль рассказчика в повествовательной прозе, отличие позиции автора от позиции рассказчика и позиции рассказчика от позиции героя.

Поэзия русского романтизма

(2ч)

              Общее представление о художественных идеях, основных создателях поэзии русского романтизма (обзор). Роль В. А. Жуковского в зарождении русского романтизма. Романтическое двоемирие, тема невыразимого, трагизм и несерьезность как сюжетные принципы баллады. Полемика о народности литературы, поэтический спор П. А. Каренина с В. А. Жуковским. Роль Жуковского в создании литературного общества «Арзамас». Жанры поэзии русского романтизма: элегия, дружеское послание. Элегия «Мой гений» и послание К. Н. Батюшкова «Мои Пенаты»: исповедь романтика, тоскующего по классическому идеалу.

В. А. Жуковский. Баллады «Светлана» (повторение), «Людмила», «Лесной царь», «Теон и Эсхин». Лирические стихотворения «Невыразимое», «Сельское кладбище» (повторение), «Певец во стане русских воинов».

К. Н. Батюшков. Послание «Мои Пенаты». Элегия «Мой гений» (повторение).

Теория литературы: жанр поэтического послания, романтическая элегия.

Русская литература и зрелый европейский романтизм

(1ч)

Принципы романтического историзма в романах Вальтера Скотта, местный колорит, национальная традиция. Один из исторических романов писателя на выбор учителя (в отрывках). Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (повторение). «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина. Романтическая личность и творчество Дж. Г. Байрона. «Стансы к Августе». Поэма «Шильонский узник». Байронизм и русская поэзия. Романтическая личность в русской литературе: образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (повторение).

Теория литературы: жанр исторического романа.

А. С. Пушкин

(5ч)

Личность писателя, основные периоды творчества, статус общенационального гения. Пушкин как объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирический герой Пушкина-романтика, лирика периода «южной ссылки». Пушкин и декабристы; Пушкин о Чацком. Преодоление байронизма в «южных поэмах» и расставание с романтизмом. Любовная лирика «Михайловского периода» и новый образ лирического героя; тема поэта и поэзии. Роль Болдинской осени 1830 года в творческой биографии Пушкина. Религиозно-философские мотивы в поздней лирике Пушкина.

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня» (повторение), «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Свободы сеятель пустынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк» (последние три — повторение), «Подражание Корану», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Я вас любил...» (повторение), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Поэту», «Пора, мой друг, пора...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэмы. «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник». Драма «Борис Годунов».

Теория литературы: маленькая трагедия, народная драма, стихотворная повесть.

Поэты пушкинской поры

(1ч)

 Отличие понятия «поэты пушкинской поры» от понятия «поэты пушкинской эпохи». Особая роль лирики в развитии русского романтизма. Пушкинская простота и безыскусственность как стилистическая норма. Идеалы гуманности в русской литературе золотого века. Предшественники Пушкина: Д. В. Давыдов («Современная песня»). Поэты, развивавшиеся обособленно от него: А. В. Кольцов («Песня пахаря», «Лес»). Наставники, ставшие литературными друзьями: П. А. Вяземский («Первый снег»). Представители следующего литературного поколения: Д. В. Веневитинов («Поэт»), А. И. Полежаев («Песнь погибающего пловца»). Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев («К временщику»). Собственно поэты пушкинской поры: А. А. Дельвиг («Не осенний частый дождичек...», «Вдохновение»), Е. А. Баратынский («Две доли», «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...» (повторение), «Последний поэт», «Пироскаф». Поэма «Эда»).

Теория литературы: поэтический цикл (на материале «Сумерек» Е. А. Баратынского); лирический сюжет.

Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.

Романтизм и натуральная школа

(5ч)

Поздние немецкие романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. «Золотой горшок». Социальная проза О. де Бальзака. «Отец Горио». Влияние французского натурализма на развитие реалистических тенденций в русской литературе. Тема денег в романтической и натуралистической прозе европейских писателей 1820—1830-х годов. «Последний романтик» Г. Гейне. Поэма «Германия. Зима» (отрывки).

Теория литературы: представление о реализме и натурализме как о литературных направлениях и творческих методах.

Н. В. Гоголь

(2ч)

               Гоголевский период в русской литературе. Противоречивая личность великого писателя. Религиозный идеал и социальная поэтика. Основные этапы творческого пути. Пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Влияние украинской народной культуры на картину мира, созданную в произведениях Гоголя. Внутренняя логика творческого пути писателя, основные этапы, связь с литературным процессом. Романтизм ранней гоголевской прозы («Вечера на хуторе близ Диканьки»), проблема рассказчика. Полярная картина мира в повестях цикла «Миргород»: величественное прошлое («Тарас Бульба») и ничтожная современность («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Романтизм и натурализм в художественном мире Гоголя. Гротеск в «Петербургских повестях». «Маленький человек» как религиозно-философская и социально-нравственная ка- тегория. Комедия «Ревизор»: философский подтекст и «ничтожный герой» (повторение).

«Тарас Бульба», «Мертвые души» (повторение). Речевая характеристика героев. Роль детали в поэтике Гоголя. Своеобразие гоголевского комизма. Особенности гоголевского лиризма.

Русская критика о поэме Гоголя «Мертвые души».

«Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: понятие о гротеске.

М. Ю. Лермонтов

(3ч)

Исторический и литературный фон 1830—1840-х годов.

Драматичная судьба лермонтовского поколения. Личность писателя. Лермонтов как наследник и как творческий оппонент Пушкина, продолжатель русской романтической традиции, «последний романтик». Романтический конфликт и трагизм романтического сознания в творчестве Лермонтова. Полярность образов и категорий как принцип лермонтовской поэтики. Лермонтов — создатель русской психологической прозы. Отказ от напряженного сюжета ради усиления психологического эффекта. Анализ рассказчика и самоанализ героя в романе «Герой нашего времени» (повторение). Особенности композиции, которые подчинены основной задаче — раскрыть «историю души человеческой». Нравственно-философские проблемы романа. Образ главного героя — портрет целого поколения. Роль рассказчика и характер повествования.

Стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Есть речи — значенье...», «На севере диком стоит одиноко...», «Они любили друг друга так долго...», «Тучи», «Молитва» («Я, Матерь Божия...»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»), «Валерик», «Нет, я не Байрон — я другой...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». Драма «Маскарад».

Поэма «Демон». Религиозно-философские мотивы, система художественных противоречий, автор и герой. Образ героини, тема страдания, греха и спасения. Связь с образом Демона в поэзии А. С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова «Мой демон» и замысел поэмы.

Теория литературы: понятие «поэзии мысли», психологизм, психологическая проза, религиозно-философские мотивы.

Русская литература 1840—1860-х годов и натуральная школа

(1ч)

Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В. Г. Белинский. «Письмо к Н. В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка» — в отрывках). Натурализм и романтизм.

Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в развитии русской прозы. А. И. Герцен. «Кто виноват?». Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».

Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.

М. Е. Салтыков-Щедрин

(2ч)

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

«История одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.

И. А. Гончаров

(10ч)

Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве Гончарова. Общая характеристика романной трилогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественного целого. Художественная картина мира, созданная писателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Место Гончарова в истории русского романа. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»).

Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург — два разных мира. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противо-стояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсолютной активности. Мотив испытания в «06-ломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.

И. А. Гончарова в оценке критики. Н.А.Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И.Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А.В.Дружинин. «Обломов». Роман И. А. Гончарова».

Теория литературы: понятие «картина мира».

И. С. Тургенев

(8ч)

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева «Записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» — главный вопрос тургеневских героев. Проблема художественного времени в прозе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романистика его эпохи (Г. Флобер. «Госпожа Бовари» — в отрывках). Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Проблема «отцов и детей» в художественном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления одной социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о творчестве Тургенева (Н. Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Базаров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени». Д. И. Писарев. «Базаров», «Реалисты». Н. Н. Страхов. «Отцы и дети». И. С. Тургенев».

Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «проза» / «поэзия» и «эпос» / «лирика».

А. Н. Островский

(5ч)

Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в создании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитянина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» драматургия Островского. Народная драма «Гроза». Драматургия и жанр романа. Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Роль Островского в развитии русской комедийной традиции, влияние Грибоедова. Речевые характеристики героев, народный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй половины XIX века (Г. Ибсен «Пер Гюнт» — в отрывках). А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» (обзор). Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» (обзор).

Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриархальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отражение русской действительности в пьесах драматурга.

Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролюбов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Теория литературы: авторская позиция в драматургии.

Н. А. Некрасов

(7ч)

Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов — редактор «Современника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы,народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лирический герой Некрасова. Лироэпические произведения.

Стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие— композиционный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней народного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди холопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.

Теория литературы: народность, новаторство.

Русская лирика второй половины XIX века

(1ч)

Кризис лирической поэзии в 1840-е годы: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданственного пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины века. Русская поэзия конца XIX столетия и приближение эпохи декаданса в европейской культуре. Религиозно-философские мотивы.

А. Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А. Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся). А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...». А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского...». К. К. Случевский (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С. Я. Надсон. «Друг мой, брат мой...». А. Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В. С. Соловьев. «Ех oriente lux».

Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: антологическая лирика.

Ф. И. Тютчев

(2ч)

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритмическое своеобразие лирики Тютчева.

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».

Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.

А. А. Фет

(2ч)

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.

Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода — осень — куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...».

Теория литературы: жанр ноктюрна.

Н. С. Лесков

(2ч)

Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение).

«Очарованный странник». Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

Теория литературы: понятие сказа.

Ф. М. Достоевский

(14ч)

Личность писателя. Ранний Достоевский и натуральная школа. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Идеи социализма и русская литература. Особенности романов Достоевского. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимодействия личности и социальной среды.

Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения героя от точки зрения автора, полифонизм. Достоевский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский реалистический роман (Ч. Диккенс. «Оливер Твист» — в отрывках).

«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога: образ Родиона Раскольникова, морально-философские проблемы романа «Преступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов добровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта героя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоевского. Сюжет романа и система персонажей. Преступление. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петербург Раскольникова. Идейный смысл романа.

Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.

JI. Н. Толстой

(18ч)

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX века как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалектика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».) Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX века.

«Война и мир». Роман-эпопея. Историческое повествование Толстого и традиция исторических романов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное построение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персонажей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толстого. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера.

Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея.

А. П. Чехов

(7ч)

Личность писателя, творческий путь: от журналистики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социальной философии. Русская литература конца XIX века и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражающая содержание современности. Человек в художественном мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драматургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени. (Гиде Мопассан. «Пышка» — фрагменты). Мастерство Чехова-драматурга.

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагическое и комическое в образах главных героев пьесы. Особенности сюжетного построения пьесы. Комическая ситуация. Смешное и трагическое в пьесе.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Значение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мастерство писателя.

Теория литературы: юмор; сатира, комизм, драматизм.

Заключительный урок- 1 час

Резервные уроки- 3 часа.

                                                   Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение- 1 час

Русская литература конца XVIII — начала XIX века - 2 часа

Поэзия русского романтизма- 2 часа

Русская литература и зрелый европейский романтизм- 1 час

А. С. Пушкин- 5 часов

Поэты пушкинской поры- 1 час

Европейская литературная ситуация конца 1820—1830-х годов.

Романтизм и натуральная школа- 5 часов

Н. В. Гоголь- 2 часа

М. Ю. Лермонтов- 3 часа

Русская литература 1840—1860-х годов и натуральная школа- 1 час

М. Е. Салтыков-Щедрин- 2 часа

И. А. Гончаров- 10 часов

И. С. Тургенев- 8 часов

А. Н. Островский- 5 часов

Н. А. Некрасов- 7 часов

Русская лирика второй половины XIX века- 1 час

Ф. И. Тютчев- 2 часа

А. А. Фет- 2 часа

Н. С. Лесков- 2 часа

Ф. М. Достоевский- 14 часов

JI. Н. Толстой- 18 часов

А. П. Чехов- 7 часов

 Заключительный урок- 1 час

Резервные уроки- 3 часа.

 

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP