Рабочая программа по литературе

Автор: Гарифянова Элена Фаниловна

Дата публикации: 10.04.2017

Номер материала: 7518

Скачать
Рабочие программы
Литература
10 Класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ялгыз- Нарат  муниципального района

 Татышлинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено                       Согласовано:                              Утверждено:

На заседании ШМО          Зам. Директора по УВР            Директор школы:

                                                          Протокол №_____             Байбатырова Л.М                       Султанов Р.Р.

       «   »_______ 2014г            «    _»______ 2014г                     Приказ № ___ « ____»

Рабочая программа учебного предмета

«Литература» 10 класс                                                    

                                                                                                                                    Разработана:

                            Учителем русского языка и литературы

                                                                                                                                                                          Гарифяновой Эленой Фаниловной

2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) образования (2004),

Базисного учебного плана , Программы среднего (полного) образования В.Г.Маранцмана, Е.К.Маранцмана , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе, Положения образовательного учреждения о рабочих программах. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

  Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

 Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи. Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы – 40-90-е гг. ХIХ века. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства.

Содержание образовательной программы

№П/П

Название раздела, темы урока.

Кол-во часов

Контрольных

уроков

Уроков развития

речи

                                                                                           Русская литература первой половины XIX века (12 ч.)

    1

Русская литература XIX века – вершина гуманизма мировой литературы.

   1

    2

Русское искусство на переломе от поэзии к прозе. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX века.

   1

    3

Свобода и закон в лирике А.С.Пушкина.

   1

    4

Поэзия и любовь в творчестве А. С. Пушкина.

   1

    5

Смысл жизни человека и его путь в бессмертие в лирике А.С.Пушкина.

   1

    6

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек.

   1

    7

Поэт и светское общество в лирике М.Ю.Лермонтова.

   1

    8

Любовь и одиночество в лирике М.Ю.Лермонтова.

   1

    9

Война и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

   1

   10

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».

   1

   11

Н.В.Гоголь.

«Петербургские повести». Блеск и нищета столицы в повести «Портрет».

   1

   12

РР. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

   1

1 (сочинение)

                                                                   Зарубежная литература первой половины XIX века (2 ч.)

    13

Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века. П.Мериме. Новелла «Кармен».

    1

    14

И.-В.Гете. «Фауст»- трагедия на все времена.

    1

                                                                    Русская литература второй половины XIX века (81 ч.)

    15

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

    1

    16

«Колумб Замоскворечья».

А.Н.Островский– первооткрыватель нового пласта русской жизни.

    1

    17

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.

    1

    18

Законы «темного царства». Дикой и Кабаниха.

    1

    19

   20

Протест и покаяние Катерины.

«Гроза» в оценке русской критики.

    1

   1

1(дом. сочин.)

   21

Драматургическое мастерство А.Н.Островского. Драма «Бесприданница» Основной конфликт.

Тема романтического сердца и жестокого мира в драме «Бесприданница».

   1

   22

Урок-зачет по творчеству А.Н.Островского.

   1

   1(зачет)

   23

Серьезное искусство и тихая жизнь И.А.Гончарова.

   1

   24

«Однако… любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова.

   1

   25

Два типа любви в романе И. А. Гончарова.

   1

   26

Обломов и Штольц.

   1

   27

Художественное своеобразие стиля романа И. А. Гончарова «Обломов».

   1

   28

РР. Сочинение на тему: «Почему Обломов предпочел сон пробуждению?»

 (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

   1

1 (сочинение)

   29

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

   1

   30

И.С.Тургенев. Трагедии любви «Первая любовь», «Вешние воды».

   1

   31

Романы И.С.Тургенева о «лишних людях». Обзор романов «Рудин», «Дворянское гнездо».

   1

   32

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе.

   1

   33

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова.

   1

   34

Базаров в кругу друзей и родных.

   1

   35

Базаров и Одинцова.

   1

   36

Е.В.Базаров перед лицом смерти.

   1

   37

РР. Сочинение проблемного характера по роману

И. С. Тургенева «Отцы и дети».

   1

1 (сочинение)

   38

Ф.И.Тютчев. Человек перед лицом всемогущей природы и алогизмов истории.

   1

   39

Ф.И.Тютчев. Стихи поэзии и любви.

   1

   40

А.А.Фет. Этапы биографии и творчества поэта.

   1

   41

Искусство и жизнь в поэзии Фета.

   1

   42

Душа человека и природа в лирике А.А.Фета.

   1

   43

Контрольная работа.

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

   1

1(анализ стих-ния)

   44

РР. Сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

   1

1(сочинение)

   45

А.К.Толстой. Романтическая лирика.

   1

   46

Фольклорные мотивы в лирике А.К.Толстого.

   1

   47

Парадоксы истории и быта в творчестве А.К.Толстого.

   1

   48

Драматическая трилогия А.К.Толстого– нравственный суд над историей.

   1

   49

Развитие действия в трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович».

   1

   50

Сценическая история пьесы А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Урок-проект

   1

1 (проект)

   51

Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Н.А. Некрасова.

   1

   52

Н.А.Некрасов-поэт-гражданин.

   1  

   53

«Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова.

   1  

   54

Замысел и композиция поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

   1  

   55

Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Счастливые и потерянные люди в поэме.

   1  

   56

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Вера автора в русский народ.

   1  

   57

РР. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

   1  

1(сочинение)

   58

Тестирование по творчеству Н.А. Некрасова.

   1  

1 (тест)

   59

«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф.М.Достоевского.

   1  

   60

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».«Город пышный, город бедный…».

В Петербурге Достоевского.

   1

   61

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорбленных».

   1

   62

Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. Причины преступления Раскольникова.

   1

   63

«Демоны» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники».

   1

   64

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. Правда Сони Мармеладовой.

   1

   65

«Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича».

   1

   66

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Смысл эпилога романа.

   1

   67

РР. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

   1

1 (сочинение)

   68

Урок защиты проектов по творчеству Ф.М.Достоевского.

   1

1 (проект)

   69

М.Е.Салтыков-Щедрин. Чиновник и писатель-сатирик.

   1

   70

М.Е.Салтыков-Щедрин. Замысел и композиция «Истории одного города».

 

   1

   71

Личность Н.С.Лескова. Поиск «призвания» в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

   1

   72

Народный герой в повести Н.С.Лескова «Человек на часах».

   1

   73

«Страницы великой жизни» (жизнь и творчество Л.Н.Толстого).

   1

   74

Проектная деятельность. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

   1

1 (проект)

   75

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

   1

   76

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г».

   1

   77

Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.

   1

 78-79

Именины у Ростовых.

Болконские. Лысые горы. «Мысль семейная».

   2

  80

Взлеты и падения  мирной жизни.

   1

  81

«Дорога чести» князя Андрея Болконского.

   1

  82

«Взлеты и падения» Пьера Безухова.

   1

  83

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого. Войны честолюбий и война народная (1805-1807 гг).

   1

 84-85

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе.

Кутузов и Наполеон в романе.

   2

  86

Народ – творец истории. «Мысль народная» в романе «Война и мир».

   1

  87

Эпилог романа. Мировое значение творчества Толстого.

   1

  88

РР. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

   1

1 (сочинение)

  89

Путь художника от Антоши Чехонте до А.П.Чехова.

Чехов и мир обывателей («Человек в футляре», «Попрыгунья», «Ионыч»).

   1

  90

Идейно-художественное своеобразие рассказов «Палата№6», «Крыжовник», «О любви».

   1

  91

А.П.Чехов. Свет надежд: «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста».

   1

  92

Комедия «Вишневый сад». Замысел Чехова и спектакль МХТ.

   1

 

  93

Слова и поступки героев в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

   1

  94

Система образов и главный образ пьесы. «Вся Россия – наш сад».

   1

  95

РР. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

   1

1

(сочинение)

                                                                          Зарубежная литература второй половины XIX века (5 ч.)

  96

Развитие реализма в зарубежной литературе.

   1

  97

О.Бальзак. Губительная сила денег в повести «Гобсек».

   1

  98

Г.Флобер. Роман «Госпожа Бовари».

   1

  99

«Грустные пейзажи» П.Верлена: «Закаты», «Сентиментальная прогулка», «Осенняя песня», «Благословение».

   1

  100

А.Рембо. «Ma Boheme»

(«Моя цыганщина»).

   1

Литература народов России (2 ч.)

101-102

Жизнь и творчество М.Джалиля. Цикл стихотворений «Последняя песня».

Анализ стихотворения «Прости, Родина!».

   2

103

Итоговая работа по произведениям второй половины XIX в. Защита проектов.

   1

1 (проект)

104-105

Резервные часы

   2

Итого:

105

         7

        9

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,  телевидение, ресурсы Интернета).

Современные педагогические технологии, используемые для достижения требуемых результатов обучения: личностно-ориентированные образовательные технологии, технология педагогического общения, технология педагогики сотрудничества, информационные технологии, технология проектов, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология.

Виды контроля

   Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста  к тому или иному  роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

 - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания  произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа  с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и др.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

- защита проектов.

Учебно-тематическое планирование

Тема и тип урока

Кол-во

ча-сов

Элементы содержа-ния

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Виды контроля

Дата

План

Факт

1

Русская литература XIX века-вершина гуманизма мировой литературы. Вводный

    1

Основные темы и пробле-мы, получив-шие развитие в русской литерату-ре 19 в. Связь художественной литерату-ры с общест-венными события-ми эпохи. Русская литерату-ра в контексте мировой культуры.

Составление тезисного плана или конспекта учителя

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 19 в; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи, русская литература в контексте мировой культуры.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя

Тезисный план или конспект лекции

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века (11 ч.)

2

Русское искусство на переломе от поэзии к прозе. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX века. Урок-лекция

   1

Основные законо-мерности историко-литературного процесса; сведения о пушкин-ском и гоголев-ском периодах его развития.Формирование реализма как новой ступени познания и худ. освоения мира и человека.

Основные темы и проблемы русской литерату-ры XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обраще-ние к народу в поисках нравственного идеала, «правед-ничест-во», борьба с соц. несправедливостью и угнетениечеловека).

Составление тезисного плана или конспекта учителя; работа со словарем литературоведческих понятий

Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя

Работа со словарем, запись лекции

3

Свобода и закон в лирике А.С.Пушкина. Урок-практикум

  1

Жизнь и творчест-во поэта.

Основные этапы эволюции темы свободы в творчест-ве поэта.

Стихотво-рения «Свободы сеятель пустын-ный…», «Воль-ность», «Погасло дневное свети-ло…», «Клевет-никам России».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений

Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве поэта.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворение с литературным направлением; выступать с сообщением на литературную тему.

Выразительное чтение стихотворений;

индивидуальное сообщение о

влиянии декабристских идей на творчество Пушкина. Ответы на проблемные вопросы: какую эволюцию претерпели вольнолюбивые мотивы в лирике

А. С. Пушкина; как в творчестве поэта сочетаются элегический и одический романтизм

4

Поэзия и любовь в творчестве

А. С. Пушкина.

Урок-практикум

    1

Особен-ности любовной лирики Пушкина.

Стихотворения «Муза», «Талис-ман», «Что в имени тебе моем…».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений

Знать особенности любовной лирики Пушкина.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выступать с сообщением на литературную тему.

Выразительное чтение стихотворений;

выявление характерных особенностей лирического героя.

5

Смысл жизни человека и его путь в бессмертие в лирике А.С.Пушкина.

Урок-практикум

  1

«Вечные темы» в лирике Пушкина Стихотво-рения «Подражания Корану», «Элегия»

(«Безум-ных лет угасшее веселье», «Вновь я посетил».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений

Знать какое воплощение получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ.

6

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек. Урок-семинар

  1

Идейно-художественные особенности поэмы. Своеобразие конфлик-та, жанра и компози-ции произведения. Способы выраже-ния авторской позиции. Роль художественной символи-ки.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров; выразительное чтение эпизодов поэмы

Знать идейно-художественные особенности поэмы; понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики

Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы учащихся на проблемные вопросы: в чем смысл представленного в произведении Пушкина контраста «медного всадника» и «маленького человека»; разрешим ли конфликт частного лица и державной власти?

7

Поэт и светское общество в лирике М.Ю.Лермонтова.

Урок-практикум

  1

Жизнь и творчест-во поэта.

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Своеобразие его художественного мира.

Стихотво-рения «Моно-лог», «Как часто, пестрою толпою окру-жен…», «Я видел раз ее в веселом вихре бала…».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ стихотворений.

Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира.

Уметь анализировать и

интерпретировать стихотворения, выразительно их читать.

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ.

8

Любовь и одиночество в лирике М.Ю.Лермонтова.

Урок-практикум

 1

Основные положе-ния пушкин-ской и лермон-товской концеп-ции любви и их отраже-ние в художественном творчест-ве поэтов.

Стихотворения «Молит-ва» («Я, Матерь Божия, ныне с молит-вою…»), «Они любили друг друга…», «Выхожу один я на доро-гу…».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений, заучивание наизусть.

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Уметь анализировать и интерпретировать   стихотворения, находить нужную информацию в источниках разного типа.

Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; ответы

учащихся на проблемные вопросы: способен ли лирический герой Лермонтова сказать при расставании: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим…»? в чем причина трагического одиночества Лермонтова?

 9

Война и природа в лирике М.Ю.Лермонтова. Комбинированный урок

  1

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Своеобразие его художественного мира. Стихотворения «Вале-рик», «Сон» («В полднев-ный жар в долине Дагеста-на…»).

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений.

Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира.

Уметь анализировать и

интерпретировать стихотворения, выразительно их читать.

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ; чтение наизусть;

ответы учащихся на проблемные вопросы: в чем заключается своеобразие художествен-ного мира Лермонтова; какое воплощение нашли в его творчестве романтические и реалистические традиции?

10

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».

Урок

усвоения

новых

знаний

  1

Идейно-художественные особенности поэмы.

Своеобразие конфлик-та, жанра и компози-ции произведения.

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста поэмы.

Знать идейно-художественные особенности поэмы; понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики.

Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы учащихся на проблемный вопрос: Почему Демон не смог возродиться к добру и свету?

11      

Н.В.Гоголь.

«Петербургские повести». Блеск и нищета столицы в повести «Портрет». Урок-семинар

  1

Характерные черты образа Петербурга в повести. Проблема человека и среды.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров; краткий пересказ отдельных эпизодов

Знать содержание повести, характерные черты образа Петербурга.

Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; Уметь анализировать и интерпретировать текст повести

Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы: в чем заключается своеобразие Петербурга

Н.В.Гоголя? Как в облике города сочетаются трагедийность и комизм, лирика и сатира?

12

РР. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Урок развития речи

   1

Сочине-ние по произведениям русской литерату-ры первой половины XIX в.

Написание сочинений разных жанров

Уметь определить основную мысль в соответствии с заданной темой;

аргументированно объяснить выбор жанра  сочинения

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

                                                                        ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (2ч.)

13

Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века. П.Мериме. Новелла «Кармен». Комбинированный урок

   1

Основные темы и пробле-мы, получив-шие развитие в зарубеж-ной литерату-ре 19 в. Связь художественной литерату-ры с общест-венными события-ми эпохи.  Факты жизни и творчест-ва П.Мери-ме.

Идейно-художественное своеобра-зие новеллы. Особенности проблематики; понятие «романтический герой».

Составление тезисного плана или конспекта учителя; работа со словарем литературоведческих понятий.

Анализ новеллы.

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в зарубежной литературе 19 в; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи; знать факты жизни и творчества П.Мериме; идейно-художественное своеобразие новеллы, особенности проблематики; понятие «романтический герой».

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; анализировать прозаическое произведение.

Составление тезисного плана.

Творческий пересказ эпизодов новеллы от лица Кармен.

14

И.-В.Гете. «Фауст»- трагедия на все времена. Урок

усвоения

новых

знаний

   1

Слово о писателе.

Характерные особенности писатель-ской манеры Гете.

Философ-ский смысл трагедии.

Сообщения учащихся о личности Гете.

Анализ трагедии.

Знать факты жизни и творчества Гете; характерные особенности писательской манеры Гете, содержание трагедии «Фауст».

Понимать философский смысл трагедии.

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Ответы учащихся по проблемному вопросу: Почему Фауст обращается к Мефистофелю, и помог ли ему «дух отрицанья, дух сомненья» обрести смысл жизни?

                                                            РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (81 ч.)

15

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Урок-лекция

  1

Русская литерату-ра второй половины 19 века.

Особенности русской литературной критики этого периода.

Составление тезисного плана или лекции учителя

Знать основные темы и проблемы, особенности русской литературной критики этого периода. Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу

Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы

16

«Колумб Замоскворечья».

А.Н.Островский– первооткрыватель нового пласта русской жизни.

 Урок-лекция

1

Основные этапы творческого пути Остров-ского.

А.Н.Ост-ровский– первоот-крыватель нового пласта русской жизни. Формирование нацио-нального театра.

Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; индивидуальное сообщение на тему «Создание русского национального театра»; сравнительный анализ текста пьес с фрагментами из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам произведений Островского

Знать основные этапы творческого пути Островского. Уметь составлять тезисный план, выступать с сообщением на заданную тему.

Тезисный план или конспект лекции учителя

17

Драма «Гроза».

Идейно-художественное своеобразие.

Урок усвоения новых знаний

1

История создания пьесы «Гроза», особенности характе-ров персона-жей пьесы, роль пейзажа в драме.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; осмысление внутреннего конфликта, выразительное чтение монологов.

Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.

Уметь анализировать драматическое произведение.

Выборочный пересказ; комментирован-ное чтение; анализ драмы; ответы на проблемные вопросы: почему произведения

А.Н.Островского критик

Н.А.Добролюбов назвал «пьесами жизни»? в чем, по вашему мнению, заключаются истоки самодурства как социального и психологическо-го явления?

18

Законы «темного царства». Дикой и Кабаниха.

Урок-беседа

  1

Нравст-венные устои и быт купечест-ва. Особенности характе-ров персона-жей; основные этапы развития внутрен-него конфлик-та Катерины

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; осмысление внутреннего конфликта, выразительное чтение монологов.

Знать особенности характеров персонажей; основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц в пьесе, участвующих в конфликте. Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, выразительно читать диалоги и монологи

Выразительное чтение; инсценирование; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы: что превалирует в поступках Катерины – «ум» или «сердце»? почему возникает в ее монологах образ вольной птицы?

19

Протест и покаяние Катерины.

Урок-беседа

1

Основные этапы развития внутрен-него конфлик-та КатериныРоль женщины в семье. Различ-ные сценичес-кие интерпре-тации роли Катерины

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; осмысление  конфликта.

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, различные сценические интерпретации роли Катерины.

Уметь читать по ролям различные эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Чтение по ролям; анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Сценические интерпретации роли Катерины»; ответы на проблемные вопросы: что значит антитеза понятий «воля» - «неволя» для героев пьесы «Гроза»? как расценивать покаяние Катерины: как ее смирение или как победу над ложью, над своим грехом?

20

«Гроза» в оценке русской критики.

Урок-семинар

  1

«Гроза» в оценке русской критики.

Сравнительный анализ статей Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы».

Знать содержание критических статей.

Уметь составлять план и конспект критической статьи.

Конспект статьи Н.А.Добролюбо-ва «Луч света в темном царстве»; ответы на проблемный вопрос: почему у Добролюбова и Писарева, критиков, принадлежащих к одному демократическому лагерю, возникли столь разные трактовки образа Катерины?

21

Драматургическое мастерство

А.Н.Островского Драма «Бесприданница» Основной конфликт.

Тема романтического сердца и жестокого

мира в драме «Бесприданница».

 Урок-семинар

  1

Особенности символи-ки пьесы, жанровое своеобра-зие.

Общечеловеческая проблематика пьесы.

Анализ текста пьесы, сообщение о символике имен и фамилий в пьесах Островского

Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие, общечеловеческую проблематику пьесы.

Уметь  аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

Анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Символика имен и фамилий в пьесах Островского»;  ответы на проблемный вопрос: в чем своеобразие жанра пьесы Островского? Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы.

22

Урок-зачет по творчеству А.Н.Островского.

Урок-зачет

  1

Контроль ЗУН учащихся

Письменный зачет по пьесам Островского

Знать содержание пьес Островского, особенности проблематики, конфликта.

Уметь анализировать драматическое произведение.

Зачет.

Домашнее сочинение по пьесам Островского

23

Серьезное искусство и тихая жизнь И.А.Гончарова.

Урок-портрет

  1

Основные этапы жизни и творчест-ва Гончаро-ва.

Составление литературного монтажа о жизни и творчестве Гончарова

Знать основные этапы жизни и творчества Гончарова. Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации.

Литературный монтаж

24

«Однако… любопытно бы знать, отчего я …такой?» Один день из жизни Обломова.

Урок-семинар

  1

Особенности проблематики романа «Обло-мов».

Чтение и полноценное восприятие художественного текста;  краткий пересказ 1 части романа, комментированное чтение главы «Сон Обломова».

Знать особенности проблематики романа.

Уметь отбирать материал для краткого пересказа.

Краткий пересказ, комментированное чтение; установление ассоциативных связей между текстом романа и художественным фильмом

Н. Михалкова; ответы на проблемные вопросы: какую роль в жизни Обломова сыграла его «малая Родина»? почему невозможно сохранить в первозданности этот патриархально-идиллический мир?

25

Два типа любви в романе И. А. Гончарова. Урок-беседа

  1

«Рацио-нальный» и «сердеч-ный» типы любви в романе. «Испыта-ние любо-вью» героев. Роль женщины в семье и общест-венной жизни.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; сравнительный анализ женских образов

Знать, какое отражение получили в романе «рациональный» и «сердечный» типы любви. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.

Комментированное чтение, сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: с какой целью русские писатели подвергают своих героев «испытанию любовью»;  какой тип любви – рациональный или сердечный предпочел Обломов и почему?

26

Обломов и Штольц. Урок-беседа

  1

Характерные особенности героев романа.

Обломов как типичес-кий герой русской литерату-ры.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; сравнительный анализ Обломова и Штольца

Знать характерные особенности героев романа. Понимать, почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.

Комментированное чтение, конспект мини-лекции учителя «Роман «Обломов» в зеркале русской критики»; ответы на проблемные вопросы: что лежит в основе дружбы Обломова и Штольца; почему Щтольцу так и не удалось «зажечь внутренний свет» в душе Ильи Ильича; смог ли Гончаров сделать Штольца идеальным героем?

27

Художественное своеобразие стиля романа И. А. Гончарова «Обломов».

 Урок-беседа

  1

Особенности стиля романа. Роль художественной детали и стилевых особенностей в контексте всего романа. Язык художественного произведения.

Анализ особенностей стиля произведения Гончарова по заранее составленному плану

Знать особенности стиля романа. Уметь объяснять роль художественной детали и стилевых особенностей в контексте всего романа.

Конспект мини-лекции; ответы на проблемные вопросы: в чем заключается своеобразие стиля романа

И. А. Гончарова «Обломов»; как художественные детали помогают понять отношение автора к героям произведения?

28

РР. Сочинение на тему: «Почему Обломов предпочел сон пробуждению?» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Урок развития речи

  1

Сочине-ние.

Написание сочинения

Уметь определить основную мысль в соответствии с заданной темой; аргументированно объяснить выбор жанра  сочинения.

Текст сочинения

29

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

Урок-экскурсия

  1

Жизнен-ный и творчес-кий путь Тургенева

Создание сценария заочной экскурсии

Уметь найти информацию в источниках различного типа и выступить с сообщением на заданную тему.

Видеопрезента-ция заочной экскурсии, выступление экскурсоводов.

30

И.С.Тургенев.

Трагедии любви «Первая любовь», «Вешние воды».

Урок-семинар

  1

Особенности проблематики прозаического произведения.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; сравнительный анализ.

Знать содержание произведений, особенности проблематики.

Уметь анализировать прозаическое произведение.

Анализ произведений.

31

Романы И.С.Тургенева о «лишних людях». Обзор романов «Рудин», «Дворянское гнездо». Урок-обзор

  1

Расцвет русского романа. Аналити-ческий характер русской прозы, ее социаль-ная острота и философ-ская глубина.

«Лишние люди» в романах

Тургенева

Составление тезисного плана или конспекта учителя.

Знать определение понятия «лишние люди».

Уметь давать общую характеристику произведениям.

Запись лекции.

32

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Урок усвоения новых знаний

  1

История создания романа, прототи-пы главных героев произведения.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выборочный пересказ отдельных эпизодов, связанных с изображением дворян Кирсановых.

Знать историю создания романа, прототипы главных героев произведения.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, осуществлять устное словесное рисование.

Выборочный пересказ как результат групповой работы; анализ текста; устное словесное рисование; ответы на вопросы репродуктивного и проблемного характера: с какой целью писатель вводит в роман рассказ о семейной истории Кирсановых? Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представителями дворянского общества?

33

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова.

 Урок-беседа

  1

Причины и сущность конфлик-та между Базаро-вым и Павлом Петрови-чем.

Толкова-ние понятия «ниги-лизм», в чем заключается сила и слабость нигилиз-ма Базарова.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выборочный пересказ отдельных эпизодов, связанных с изображением конфликта отцов и детей.

Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем; толкование понятия «нигилизм», в чем заключается сила и слабость нигилизма Базарова.

Уметь сравнивать героев-антагонистов.

Выборочный пересказ; анализ текста; комментированное чтение; ответы на проблемные вопросы: согласны ли вы с мнением Тургенева, что Базаров «побивает отцов справа и слева»? почему словесный поединок перерастает в дуэль между уездным аристократом и столичным нигилистом? В чем особенность этой дуэли?

34

Базаров в кругу друзей и родных.

Урок-беседа

  1

Особенности взаимоотношений Базарова с родителями и друзьями.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выборочный пересказ отдельных эпизодов.

Знать особенности взаимоотношений Базарова с родителями и друзьями.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, осуществлять устное словесное рисование.

Выборочный пересказ; анализ текста; комментированное чтение; ответы на проблемные вопросы: в чем, по мнению Тургенева,  заключается сила и слабость нигилизма? Почему, сталкиваясь со стихией жизни, теория не выдерживает испытания на прочность?

35

Базаров и Одинцова. Урок-беседа

  1

«Испыта-ние любо-вью» героев романа. Роль женщины в семье и общест-венной жизни.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выборочный пересказ отдельных эпизодов.

Знать, как герои романа проходят испытание любовью.

почему главный герой обречен на трагическое одиночество. Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказа.

Выборочный и краткий  пересказ; анализ текста; комментированное чтение.

36

Е.В.Базаров перед лицом смерти.

Урок-семинар

  1

«Испыта-ние смертью» героев романа.

Смысл финаль-ной сцены.

Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти.

Составление конспекта мини-лекции учителя «Базаров в оценке русской критики».

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смерти, в чем заключается смысл финальной сцены.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

Анализ текста; комментированное чтение; конспект мини-лекции учителя «Базаров в оценке русской критики». Почему герой романа обречен на одиночество не только в лагере отцов, но и в стане детей; в чем причина трагедии Базарова?

37

РР.

Сочинение проблемного характера по роману

И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Урок развития речи

  1

Сочине-ние проблем-ного характера

Письменный ответ на вопрос проблемного характера: «В чем вы видите причины одиночества Базарова: в реальных общественных условиях жизни или в нем самом?».

Уметь писать сочинение, давать ответ на проблемный вопрос.

Текст письменного ответа на проблемный вопрос.

38

Ф.И.Тютчев. Человек перед лицом всемогущей природы и алогизмов истории. Комбинированный урок

  1

Основные этапы творчес-кой биогра-фии Тютчева, мотивы его лирики.

Натурфи-лософ-ская лирика

Тютчева. Стихотворения «Silenti-um!», «Не то, что мните вы, приро-да…», «Умом Россию не понять», «Природа-сфинкс», «Тени сизые смеси-лись…».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений.

Знать основные этапы творческой биографии Тютчева, мотивы его лирики.

Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева.

Выразительное чтение; тезисный план доклада о жизни и творчестве

Ф. И. Тютчева. Ответы на проблемные вопросы: почему поэзию Тютчева

называют философской; как пейзажная лирика поэта помогает понять «душу и язык» природы?

39

Ф.И.Тютчев. Стихи поэзии и любви.

Урок-практикум

  1

Эволюция темы любви в творчест-ве Тютчева.

Стихотворения «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предуга-дать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое»), «Послед-няя любовь».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; составление плана сообщения о «Денисьевском цикле» Тютчева.

Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви.

Уметь сравнивать стихотворения Тютчева, Пушкина и Лермонтова, посвященные теме любви.

Выразительное чтение; индивидуальное сообщение о «Денисьевском цикле». Ответы на проблемные вопросы: в чем причина трагедии героини цикла – в любопытстве толпы, «вломившейся в святилище любви», или в жестокости тирана ее души, в муках неразделенного чувства?

40

А.А.Фет. Этапы биографии и творчества поэта.

Урок-портрет

   1

Основные этапы творчес-кой биогра-фии Фета, мотивы его лирики.

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; запись тезисов лекции учителя.

Знать основные этапы творческой биографии Фета, мотивы его лирики. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Фета.

Запись тезисов лекции учителя о творчестве Фета; выраз. чтение стихот. Ответы на проблемные вопросы: принимаете ли вы позицию Фета, твердившего о тайне поэтического слова, о его интуитивности; согласны ли вы с определением критика Писарева, называвшего Фета «микроскопическим поэтиком», «маленьким лириком»?

41

Искусство и жизнь в поэзии Фета.

Урок-практикум

  1

«Вечные» темы русской поэзии в творчест-ве Фета.

Стихотворения «Сияла ночь…», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Одним толчком согнать ладью живую».

Чтение и полноценное восприятие текста; выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений.

Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Фета.

        

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы: почему свою позицию Фет определял  как «служение чистой красоте»; в чем заключается своеобразие эпитетов и метафор Фета, создающих неповторимую

музыкальность стихов.