Методический материал по литературе: "Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения"

Автор: Козленкова Елена Петровна

Дата публикации: 16.04.2017

Номер материала: 7590

Скачать
Прочие методические материалы
Литература
Без класса

Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми персонажами.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому ставлю задачу – интенсивно совершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 90-100 слов в минуту.

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.

Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения использую игровой материал.

“Последний слог в слове за тобой”

Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко… (- ни, - зы, - тик)

“Цепочка слогов”

Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: Мама пошла в мага… (зин)

Таня учит уро…. (ки)

Птицы вьют гнёз … (да)

“Эхо”

Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Например: школа – шко, дорога – ро.

Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивает возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

“А-а-а!” - плачет ребёнок;

“У-у-у!” - воет волк, гудит паровоз;

“Р-р-р!” - рычит собака;

“З-з-з!” - звенит комар;

“Пять слов”

Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

“Запрещённый звук”

Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.

“Звук заблудился”

Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово.

На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.

“Найди лишнюю букву”

На доске записывается несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.

По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком.

“Полубуковка”

Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.

“Не проморгай”

Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.

“Свяжи варежки”

На доске вразброс прикреплены бумажные варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить “Я связал варежки с буквой “Н”.

Одной из важнейших задач является обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог-слияние, дети могут читать любой слог. В данной работе использую следующие игры:

“Четвёртый лишний”

На доске записываются несколько слогов-слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Вызванный ученик находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее.

ВА, ВА, ВА, ва.

ву, ву, ВУ, ву.

“Выбирай любую букву”

Учитель выставляет карточки гласных букв на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе. Вызванный ученик берёт карточку, подставляет её к гласной и читает слог.

От чтения слогов переходим к чтению слов и предложений. В методике обучения грамоте существуют разные точки зрения по поводу многоразового чтения одного и того же текста и чтения множества текстов однократно. Я считаю, что без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. При многоразовом чтении ребёнок привыкает к графическому облику слов и учится охватывать всё слово. Предложенные игры дают возможность дополнительно прочитывать слова из учебника, а так же дополнительные слова, не предусмотренные словарём “Азбуки”. Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях.

“Помоги слову найти последнюю букву”

Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО

З

ГЛА

М

СТО

К

ГРИ

Н

“Составь предложение”

На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение.

“Кто здесь живёт?”

На доске вразброс прикреплены карточки с названиями животных и их жилья. Дети читают названия жилья и соединяют это слово с соответствующим названием животного.

Берлога – медведь

Нора – лиса

Дупло – белка

На каждом уроке чтения использую слоговые таблицы, их в моей копилке несколько разных видов. На начальном этапе учимся читать слоги, затем при помощи таблиц вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.

“С кочки на кочку”

Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.

“Договори слово”

Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набираются из слогов из кассы букв.

“Найди слог”

Учитель спрашивает: “Какой слог находится между слогами НИ и НЯ?” Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.

“Думай, не опаздывай”

К доске выходят два ученика. Первый из них показывает какой-нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (3 хлопка в ладоши), должен набрать слоги и буквы, которые могут быть продолжением слова. Класс хором прочитывает названное слово.

Очень важно в период обучения чтению развивать способность видеть как можно больше букв. На первых уроках чтения ученик видит одну букву и соотносит её со звуком. Затем взгляд ученика схватывает две-три буквы, а потом целые слова. Предлагаю дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов, слов.

“Читатель – молния”

На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

“Глаз – фотограф”

На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.

“Буквенные пирамиды”

Учитель пишет на доске слоги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается таким образом, что столбик приобретает вид пирамиды.

Вдоль вертикальной линии печатными буквами записываются слова. Расстояние увеличивается.

Во 2-4-х классах навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы:

  1. для сознательного чтения (логические упражнения и игры по составлению слов);
  2. для формирования правильности чтения (упражнения направленные на развитие внимания, памяти);
  3. для развития беглости чтения (упражнения для расширения поля зрения и активизации органов речи);
  4. для развития выразительности чтения;

 Предлагаю подборку упражнений, используемую на данном этапе.

Что общего в словах и чем они различаются?

мел-мель, мал-мял, мыл-мил

Назови одним словом.

чиж, грач, сова, ласточка, стриж

картофель, свёкла, капуста, лук

Найди слово в слове.

гроза, газета, ярмарка, поднос, шутка

Раздели слова на группы.

корова, шкаф, стул, коза, диван, овца

Опиши предмет (показать рисунок и убрать)

Повтори скороговорку, предложение, текст.

Заучивание четверостиший.

Назови по порядку.

беда

буря

плач

несчастье

вьюга

рёв

горе

позёмка

слёзы

печаль

метель

рыдания

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Загадки

Цель: Развитие образного и логического мышления.

1) Заворчал живой замок,

Жду ответа,

Лег у двери поперек. (Собака)

2) Гуляю по свету                        

Найдешь ответ -

Меня и нет. (Загадка)

3) На ночь два оконца,

4) Не море, не земля,

Сами закрываются, Корабли не плавают

А с восходом солнца

А ходить нельзя. (болото)

Сами закрываются. (Глаза)

5) Сидит на окошке кошка

6) Два гуся - впереди одного гуся.

Хвост как у кошки,

Два гуся - позади одного гуся

Лапы как у кошки,

и один гусь посередине

Усы как у кошки

Сколько всего гусей? (Три)

А не кошка. (Кот)

7) У семерых братьев по

8) Два отца и два сына

одной сестрице

нашли три апельсина

много ли всех. (восемь)

каждому досталось по

елому. Как? (Дед, отец, сын)

9) Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

10) Что делал слон когда

присел на поле он

Инструкция: Детей нужно разделить на 2 команды. Загадки читает ведущий. За правильный ответ команде набавляется 1 балл. В конце игры подсчитывается количество баллов, у какой команды их больше та и победила.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.

4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.ма как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

1.Тест «Логическое мышление»

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция:

В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.

1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).

2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).

3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)

4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).

5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).

6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).

7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).

После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

2.Тест на логическое мышление.

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция.

Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

3. Игра «Пословицы»

Цель игры: развитие образного и логического мышления.

Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

1) Дело мастера боится.

2) Всякий мастер на свой лад.

3) На все руки мастер.

4) Без труда и в саду нет плода.

5) Картошка поспела - берись

6) Без труда и в саду нет плода.

7) Картошка поспела - берись за дело.

8) Каков уход таков и плод.

9) Больше дела меньше слов.

10)Всякий человек у дела познается.

11) Глаза боятся руки делают.

12) Без труда нет добра.

13) Терпение и труд все перетрут.

14) Дом без крыши, что без окон.

15) Хлеб питает тело, а книга питает разум.

16) Где ученье - там уменье.

17) Ученье - свет, а неученье - тьма.

18) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

19) Сделал дело, гуляй смело.

20) Хороша ложка к обеду.

4. «Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие логического мышления и речи.

Инструкция: Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами

5.Лишняя игрушка.

Цель: Развитие смысловых операций анализа, слитеза и классификации.

Инструкция: Дети и экспериментатор приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делятся на две подгруппы. 1-ая подгруппа на 2-3 мин. Выходит из комнаты. 2-ая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех что принесли. При этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья из другого. Например с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и посоветовавшись, берет «Лишнюю игрушку» - ту которая по их мнению, не подходит. Если ребята легко справляются с 3 игрушками их число можно увеличить до 4-5, но не более семи. Игрушки можно заменить картинками.

6.«Исключение лишнего слова»

Цель: развитие операций мышления (выявление сходства и различий в объектах, определение понятий).

Инструкция: Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее слово» надо исключить. Нужно как можно больше найти вариантов исключающие «лишнего слова». Возможны варианты комбинаций слов.

1) «собака», «помидор», «солнце»

2) «вода», «вечер», «стекло»

3) «машина», «лошадь», «заяц»

4) «корова», «тигр», «коза»

5) «стул», «печь», «квартира»

6) «дуб», «ясень», «сирень»

7) «чемодан», «кошелек», «тележка»

Относительно каждого варианта необходимо получить 4-5 и более ответов.

7. Поиск предмета по заданным признакам

Цель: развитие логического мышления.

Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.

Самый активный ребенок давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.

Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, преподаватель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Воспитательное воздействие игровой деятельности общепризнанно. Отечественная педагогика стремится использовать богатейший арсенал детских игр, воспитывающих действенность, активность личностных качеств школьников, их самостоятельность и инициативность.

1. К.Чуковский “Федорино горе”.

Из букв составьте слова.

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

2. Н. Носов “Затейники”.

Найди слова в строчках

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

3. Творчество А.С.Пушкина.

Восстанови слова, поставь в них гласные буквы.

Вчр

Кблк

Крвл

Птнк

Птн

4. П.Ершов “Конек- горбунок”.

Какие буквы, слог, слово лишние.

А у р о ы

Ма ра ла ны та

Ку на ды ти ло

Данило, Гаврило, Степан, Иван.

5. “Садко”.

Составь из букв слова новые слова:

Новогородский

6. Такие задания могут быть использованы при формировании темы урока самими учащимися . Ребята с первых минут урока будут заинтересованы новым произведением и вовлечены в учебное творчество.

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

8. Соедини половинки слов.

Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)

Сегодня на уроки мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

9. Восстанови слова, в которых пропущены гласные буквы.

Србрн кптц (Серебряное копытце)

Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

10. Прочти подчеркнутые буквы (каждая вторая буква).

“бкраткща пнжеуомжситдмарнньо и тяирзко”

(Как неожиданно и ярко”).

Также игры можно проводить на уроках с использованием изученного текста.

11. “Найди лишнее”. (сказки А.Пушкина и В.Жуковского).

Князь, волна, лебедь, петушок, белка.

Иван-царевич, Кощей Бесмертный, царь Додон, Марья- царевна.

12. “Узнай сказку”.

- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”

Музыкант невеста мать сестра

Кобылица царь братья

Королевич царевна царица богатыри

13. Игра “Слово”.

Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.

М.М Зощенко “Золотые слова” - “волшебные” слова

А.П. Платонов “Еще мама” - ласковые слова для мамы.

15. Игра “Путаница”.

К рассказу М. Пришвина “Выскочка”.

- На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова, восстановив порядок слогов.

Ки-зуб, ки- уш, ком-ко-леч, ка-лай, ка-со-бач.

Опиши Вьюшку по получившимся опорным словам.

16. Анаграммы “Звери”.

Игра проводится при изучении рассказа Е.Чарушина “Кабан”.

- Буквы в словах поменялись местами. Расположите буквы в нужной последовательности, прочти слова : а у г я р, д е м ь е в д, и л в к о, е л ь н о, а к а н б.

17. Игра “Заколдованные слова”.

На доске записаны слова, в которые вставлен лишний слог. Нужно “расколдовать” слово, прочитав правильно.

Коножиртс, икчотсал, гереб.

Из какого рассказа эти слова? (В.Астафьев “Стрижонок Скрип”).

18. Игра “Эстафета”.

(П.Бажов “Серебряное копытце”).

Какой характер у Даренки? (Коковани?)

Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.

Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое мнение.

Цель преподавателя заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался запомнить даже мелочи. Для реализации своей цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала.

Интеллектуальные игры имеют контролирующий, творческий и обучающий характер. Они позволяют развивать логическое мышление у учащихся, способствуют обнаружению пробелов в знаниях, заинтересовать учащихся новым материалом, побуждают учащихся искать дополнительные источники по определенным темам. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию творческих способностей у учащихся.

Интеллектуальные игры имеют различные формы проведения.

1.Тесты – это способ понимания текста художественного произведения, они способствуют привлечению внимания к таким мелочам, которые ускользают от внимания при чтении и изучении. Этот способ проверки знаний широко используется при поступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний.

Тесты очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с тестами формируются у учащихся постепенно. Учащиеся знают, что им надо сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования.

Новая программа по литературе предусматривает работу на уроках в специальных рабочих тетрадях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь даны не только тесты, но и литературные викторины, которые тоже входят в интеллектуальные игры.

2.Литературные викторины не требуют специальной подготовки, однако и беглого чтения недостаточно. Викторины включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на  связи литературы с другими видами искусства.

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP