Художественное вырезание из бумаги

Автор: Шишкина Наталья Александровна

Дата публикации: 18.04.2017

Номер материала: 7620

Скачать
Прочие методические материалы
Технология
Без класса

Художественное вырезание из бумаги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4

Художественное вырезание - это уникальный вид искусства………………..4

Из истории искусства вырезания………………………………………………5

О симметрии……………………………………………………………………..8

Вытынанка в художественном образовании детей…………………………..9

Технология изготовления бумажных кружев

(изделий из белой и цветной бумаги)…………………………………………13

Заключение……………………………………………………………….……..15

Список использованных  источников……………………………..………….17

Художественное вырезание из бумаги.

«То, что я услышал, я забыл.

                                                                              То, что я увидел, я помню.

                                                                            То, что я сделал, я знаю.» 

Китайское изречение

Актуальность работы: в наш век цифровых технологий, люди все чаще и чаще свое свободное время проводят сидя у экрана монитора, а в качестве подарка предпочитают покупные сувениры. А ведь так приятно сделать подарок своими руками! И нужно для этого совсем немного – кусочек обычной бумаги, которая в наших руках может стать «волшебной».

Цель: доказать, что при помощи обычной бумаги, можно сделать свой досуг увлекательным, разнообразным, творческим. Декоративно-прикладное творчество является средством воспитания у нас эстетического вкуса, развивает мышление и воображение.

Задачи работы:

1. получить дополнительные знания об  истории искусства вырезания;

2. познакомиться с технологией изготовления бумажных кружев;

3. проанализировать собранную информацию и сделать вывод.

Гипотеза: предположим, что изготовление поделок из бумаги интересно для взрослых и детей. Они легки в изготовлении, красивы и разнообразны, не требуют больших денежных затрат, могут быть отличной альтернативой готовых покупных подарков.

Введение

Вытынанка- удивительное волшебство вырезания из белой и цветной бумаги. В Китае, седьмого века, зародились первые шедевры, и с начала ХХ века декоративно-прикладное искусство приобрело популярность в России и близ лежащих странах. Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров. Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье. В настоящее время этот вид искусства, некогда забытый, вновь становится популярным. Это ажурное вырезание из бумаги. В  Китае это называется  – цзянь чжи, в Украине – витинанка, в Белоруссии – выцинанка. Считается, что это был один из самых распространенных видов творчества в древнем мире, и, в частности, в древней Руси. Практически каждый из нас в детстве вырезал снежинки – это тоже разновидность вытынанки. А овладев этой техникой, можно делать очень много красивых вещей – создавать картины, открытки, настоящие шедевры!

Художественное вырезание - это уникальный вид искусства.

Вырезание предусматривает: развитие художественно-конструктивных способностей; нестандартного мышления; творческой индивидуальности у ребенка. Это помогает детям не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми, с окружающим миром. Художественное творчество постепенно привело к возникновению особого художественного, эстетического сознания. Термин «эстетика» происходит от древнегреческого «aisthetikos» («эйсетикос» - «чувствующий, чувственный»). В современном значении он вводится в научный обиход немецким философом Александром Г. Баумгартеном (1714-1762) как «наука об объектах чувственного восприятия». Эстетика по Баумгартену связана с суждениями вкуса и представляет собой познание прекрасного. В современном научном представлении – эта наука о художественном восприятии и художественной деятельности. Искусство, то есть художественное творчество, есть высшее возбуждение жизненной энергии.

Эстетическое восприятие, как и художественная деятельность, есть высшее возбуждение духовных сил, и требует внутренней духовной работы.

Из истории искусства вырезания

Это довольно старое искусство, которое не выделялось исследователями, как самостоятельное, и не попадало в поле серьёзного научного анализа. Техника и технология вырезания возникли ещё в древности, задолго до изобретения бумаги. Вырезали из кожи животных и рыб, из бересты. Об этом свидетельствуют не только находки в курганах, но и современные бытовые предметы народов Севера и Востока страны. Бумага, как ещё один новый материал, годный для этой техники, появилась в Китае, в начале первого тысячелетия. Темы вырезок китайских художников были связаны с мифологией, их работы настолько искусны, что сложные композиции порой напоминают рисунки пером. В Японии вырезали пейзажи, растения или изображения животных. В Индии и Турции – фигуры людей для театров теней. С развитием производства бумаги и ее быстрым распространением стала «странствовать» и бумажная вырезка. Покорив многие страны, она прижилась настолько, что её считают своим исконным ремеслом многие народы. Но везде имеется в виду одно и тоже: разнообразные узоры, портреты, орнаменты и сюжетные миниатюры вырезанные ножницами или резцами из листа бумаги.

В Германии резные узоры использовали для украшения книжных обложек мебели, а в Англии больше было распространено вырезание силуэтов. С XVIII века в среде знати стал распространяться «силуэт», по имени Этьена де Силуэта – королевского контролёра над финансами при французском дворе (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). В некоторой недосказанности и заключается большая притягательная сила силуэта.

В конце XIX века и, особенно в первой половине XX века, ажурные узоры из бумаги прочно вошли в интерьер крестьянского жилища Восточной Европы, их можно было увидеть практически в любом доме. В крестьянском интерьере они были связаны с жизнью народа, его верованиями, представлениями о мире и являлись наиболее доступными формами художественного творчества.

 Народные мастера не могли не оценить по-своему интересный, легкий в обработке, со своими характерными особенностями, материал, тем более, когда он стал доступным. Ею украшали стены в доме, окна, мебель, иконы и др. Вырезали занавески, салфетки, цветы, ленточные кружева, головные уборы, рождественские звезды, абажуры для лампы. Образы для вырезанок часто брались из ткачества, вышивки, керамики, резьбы и несли символический смысл. Рушниками, вырезанными из бумаги, украшали образа. В бедной крестьянской хате тканый или вышитый рушник висел только на праздник, а когда праздничные дни проходили, его заменяли бумажным. «Фиранки» (занавески) на окна крепились сверху. Беленькими бумажными салфетками украшали полки для посуды, этажерки. В тоже время непрочный материал и легкость изготовления вырезок обусловили особенное отношение к ним. Бумажные кружева не берегли как, например, полотенца с богатым орнаментом, которые передавали из поколения в поколение. Перед праздниками, обычно к Пасхе, когда мыли, чистили, белили жилье, старые вытынанки меняли на новые, потому что за год бумага желтела, пылилась и успевала приобрести непривлекательный вид, а, следовательно, хранить ее не имело смысла. Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественные особенности этого вида народного творчества. Они могли быть и веселые, пестрые, излишне яркие, и строгие, сдержанные, часто встречались натуралистические композиции. Мотивы декора вытынанки разнообразны: в одном случае - это переработка того, что давно используется в других видах народного творчества (ткачество, вышивка, роспись и т.д.), в другом - вольная трактовка сюжета («как рука поведёт»). Узоры вытынанок подразделяются на геометрические, растительные, зооморфные и представляют собой синтез символов, образов и понятий далёкого прошлого, выраженных в условных и обобщённых формах.

  В истории нашей культуры достаточно много видов народного декоративно-прикладного творчества, в свое время достаточно популярных, а сегодня на новом уровне приобщенных в современные культурные процессы. Как оказалось, традиционные художественные ремёсла – совсем не «архаика» или музейное достояние, а очень современное явление, которое при умелом, бережном, кропотливом подходе органично и естественно включается в наш современный быт.

Сегодня мы наблюдаем стремительный взлёт вытынанки, который буквально за десятилетие вывел её в ряд наиболее популярных видов современного народного искусства. При этом заметно изменился характер вытынанки – от достаточно простых, скромных в художественных отношений изделий, к высоко декоративным произведениям станкового характера. Нельзя не отметить при этом, что отношения к вытынанке как к виду народного искусства не совсем однозначные. Когда литовские, украинские, польские, словацкие исследователи давно определили надлежащее место вытынанки в культуре своих народов, то исследователи русского народного искусства относятся к ней достаточно скептически. По-видимому, это можно пояснить, как слабой распространенностью вытынанки в русской народной культуре, да и не особо выгодным сравнением ее с глубоко традиционными видами народного искусства (роспись, ткачество, резьба по дереву…). В итоге сегодня вытынанку можно считать популярным видом современного народного художественного творчества.

Вытынанка – экспонат разнообразных выставок современного народного искусства, в этом направлении проводятся разнообразные конкурсы, устраиваются семинары-практикумы и мастер-классы. Существует два метода вырезания — ножницами и ножом. Сформировалось нескольких четко выраженных направлений в вырезании. В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах — как «бумажная картинка», «бумажный цветок», «вырезка из бумаги», «вырезка ножницами», «силуэтное вырезание», «вытынанка» и т.д.

 Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием. В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, украшения на окна и многое другое. Очень много работ, выполненных в данной технике, можно встретить в канун новогодних праздников. Это всем известные снежинки, которые люди размещают на окнах.

О симметрии

В зависимости от особенностей складывания бумаги и получаемого узора вытынанки можно разделить на три группы:

- с зеркальной осью симметрии – узор зеркально повторяется слева и справа относительно оси симметрии;

- с использованием переносной симметрии, т.е. вырезанный узор повторяется через определённое расстояние вдоль оси переноса, иногда такие узоры называют ленточными или раппортными;

- с центральной осью симметрии, для которых характерно совмещение узора при повороте его вокруг центра.

Бумага сама по себе податливая, что позволяет ее складывать, и, в то же время, упругая и достаточно жёсткая, чтоб не сминаться при разрезании. Отсюда первая особенность вырезки: чёткие, ровные линии среза – контуров или любых прорезей. Отсутствие размытости, полутонов, игры света и тени позволяют охватить взглядом всю картину целиком, независимо от сложности сюжета. В ней все детали равнозначны, поэтому в достижении красоты важнейшую роль играет соблюдение ритма и гармонии в соотношениях плоскости бумаги и прорезей.

Другая, очень важная сторона своеобразия художественных вырезок заключается в их двойственности: с одной стороны – это плоское изображение, без глубины и перспективы, а с другой – оторванность, отдалённость от фона скульптурную независимость, поскольку даже будучи наклеенной на подложку, вырезка всё же визуально приподнимается над поверхностью, хоть и не набольшую.

Вытынанка в художественном образовании детей

Вырезание в обязательном порядке входит в процесс художественного образования детей. Педагоги и преподаватели оценили образовательные и воспитательные возможности этой техники для детского творчества. Процесс вырезания воспитывает у детей художественный вкус. Основная задача при знакомстве учащихся с этим видом декоративно-прикладного искусства, научить, используя разнообразные вариативные  способы вырезания, создавать из простого листа бумаги выразительные творческие композиции.

 Сегодня, когда в обществе заметно растёт интерес к традиционной художественной культуре, очень важно закладывать фундамент этого интереса у детей – потенциальных преемников давних традиций. Пусть они не все станут мастерами, уроки прекрасного, полученные благодаря наследию народа, никогда не забудутся. Богатые достижения современных мастеров вытынанки, – неисчерпаемый источник, который питает искусство ажурной вырезки из бумаги. Как же через вытынанку можно повлиять на художественное и эстетическое развитие детей. Благодаря своей выразительности, доступности материала и простоте изготовления художественное вырезание из бумаги служит важным фактором художественно-эстетического воспитания учащихся. То, что было заложено в детстве, даёт свои ростки и спустя много-много лет. Поэтому обратим внимание на использование вытынанки, как средства воспитания учащихся.

Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста видит смысл не в конечном результате, а в самом процессе, и для него более важным является не то, как изображается, а то, что изображается. Он не может заранее продумать и предусмотреть ход прорезей и складываний, чтобы получить определенный рисунок. Ребенка завораживает сам акт сотворения из каких-то простых прорезанных дырочек волшебного и неповторимого узора. И весь процесс превращается в ожидание чуда. Рисунок вытынанки образуется из простых по форме дырочек – этого требуют особенности используемого материала (бумаги), инструмента (ножниц) и специфическая традиция. Ребенок же сам по себе избегает сложного изображения. Форма упрощается, обобщается и изображение превращается в характерный символический знак. Именно в этом большая субъективная ценность детской вытынанки. Помимо этого ребёнку недостаточно качеств одного материала. Как и в жизни ничего не встречается в чистом виде, так и в детском творчестве возможно сочетание различных изобразительных средств и материалов.

 Эклектика в детской изобразительной деятельности явление необходимое и полностью положительное. Именно через употребление разнообразных материалов идёт отбор и вырабатывается вкус. К тому же кропотливостью и усидчивостью отличается редкий ребенок. И поэтому для изображения задуманного просыпается фантазия и в ход идут разные материалы, которые помогают при минимальном напряжении достигнуть максимальной выразительности. Здесь вытынанка становиться изобразительным средством. Поэтому можно и дорисовать карандашом, можно подставить кусочек цветной бумаги снизу. Можно наклеить вытынанку на бумагу, можно на ткань, можно на окно или на стеклянную баночку (а потом налить в баночку воды, насыпать мелких обрезков фольги, закрыть плотно крышкой и посмотреть, что получится?... красота!!!). Всё можно. Попробовал, ощутил и тут начинается творчество, разыгрывается фантазия. В рамках того, что можно реализовать, ей всё разрешено. И это придает работам детей еще большую эмоциональную и индивидуальную выразительность.

В случае работы с детьми вытынанку можно разделить на два типа (по характеру её использования на занятиях): изобразительную и прикладную.

Изобразительная может быть самостоятельной работой, отображать конкретный предмет, человека, архитектуру, животное.

В каждой местности бумажная вырезка приобрела стилистические и местные особенности, характерные мировосприятию людей, которые там жили.

Самые распространённые свойства:

- принцип многоразового складывания (это значит, что лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);

- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (т.е. даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);

- относительная монохромность (используется обычно, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);

- симметричность изображения (как следствие многоразовых складываний); виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;

- декоративность (что обусловлено стилизацией, необходимой при обобщении формы (см. второй принцип) и симметричностью (предыдущий принцип).

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вытынанку поднять за один уголок, она

поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком ажурную салфетку.

Прикладная вытынанка используется как часть поделки, украшения предмета, оформления рисунка или другой детской работы. Так, например, узкой полоской бумажных кружев можно оформить батик, или превратить бумагу в морозный рисунок на окне. При этом между двумя типами необязательно проводить грань. Они могут дополнять один другого, а в каждом из них может находиться другой. Так или иначе, но ребенок наполняет смыслом свою работу. Технология, последовательность действий превращаются в сюжет сказки или рассказ. И, когда изменяется действие в сказке, может и измениться и композиция, а другой раз и само произведение.

Доступность и лёгкость в исполнении делают вытынанку удобной в использовании при работе с детьми. Она расширяет и углубляет соприкосновения и взаимоотношения ребенка с миром. Именно вытынанка является одним из первых видов искусства, через который можно привить ребенку уважение к традициям. Посредством её знакомить с культурой и другими видами ремесла: росписью, ткачеством, вышивкой, народными костюмами, гончарством, резьбой по дереву. На уроке композиция прикладная учащиеся развивают свои художественные возможности и эстетический вкус. При изучении вытынанки отрабатывается владение основными художественными приёмами и принципами – композицией, стилизацией, колористикой и др. Обучение ведётся «от простого к сложному». Младшие школьники осваивают разные виды вырезок, способы вырезания, стилизацию изображений и одновременно знакомятся с древней символикой, могут вырезать фиранки, салфетки, силуэты животных, птиц и цветов, композиции на сказочную тему. Старшие, имея опыт в мастерстве, лучше владея карандашом и ножницами, изучая литературу (народные песни, сказки, предания), вырезают тематические, орнаментальные композиции в которых каждая вырезка, силуэт, имеет символическое значение («Дерево Жизни», «Рушник», праздники, обряды, архитектура).

Этапы работы над разработкой тематической композиции:

- сбор иллюстративного материала, изучение литературы по теме,

творческая переработка соответственно выбранной теме;

- практическая работа над иллюстративным материалом (зарисовки изображений, их стилизация, работа над эскизами композиции;

- выполнение композиции в технике вытынанка.

В коллективной работе очень интересно получается работа по

созданию тканого покрывала: каждый ребенок создаёт отдельный рапорт из

вытынанки и цветного фона, потом все детали складываются в одно большое

покрывало. Салфетки и снежинки, разноцветные розетки на вырезанные занавески на окна, сделанные собственными руками помогают ребенку почувствовать личную ценность. Ребенок видит, как он создаёт красоту.

Так через приобщение к народному искусству, а в данном случае к одному из его видов – вытынанке – мы знакомим ребенка с символическим опытом человечества.

Технология изготовления бумажных кружев

(изделий из белой и цветной бумаги)

 Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Материалы и инструменты,  используемые в технике:

Для того чтобы появилась ажурная бумажная картинка нужен лист белой, черной или цветной бумаги, картон, схемы или фантазии, ножницы: маникюрные ножницы с острыми кончиками (для прорезания мелких деталей), парикмахерские ножницы (для крупных работ), канцелярский нож, скальпель или бритва (для надрезов), пробойники, они выдавливают кружочки, игла, картон или специальный коврик  для резки, чтобы не прорезать поверхность стола, скотч, разные виды клея.  

В начале урока всегда проводится повторение правил безопасности при работе с  острыми режущими предметами.

Этапы выполнения работы:

- подбор шаблонов для вытынанки (можно скачать из интернета), распечатать (или обвести карандашом) на листах А4;

- вырезать маникюрными ножницами или канцелярским ножом темные элементы в выбранном рисунке (шаблоне);

- проявить фантазию и сделать поделку.

Принцип вырезания вытынанок несложен. Нужно осторожно проколоть бумагу в одном месте и от него начать вырезать рисунок-узор. Готовую поделку лучше подклеить на картон или плотную бумагу, чтобы изделие хранилось дольше или для того, чтобы его можно было застеклить. Подклеивать лучше клейстером или клеем, не оставляющим следов.

Примерные темы для занятий с детьми на уроке композиция прикладная:

1. Закладки.

2. «Сосульки».

3. «Птички из ладошки».

4. «Курочка Ряба».

5. «Котик».

6. «Лошадка».

7. Сказка «Заюшкина избушка».

8. Украшения на окно.

9. «Пасхальные яйца».

10. «Петушки».

11. «Собачки».

12. «Бабочки».

Заключение

Мастера вырезания больше внимания стали уделять тематическим

композициям. Это декоративные панно, посвященные народным праздникам,

художественным ремеслам, архитектурным памятникам старины и многое

другое. Уникальную, даже экстравагантную «жизнь» нашла вытынанка в

декорациях театральных постановок.

Искусство бумажных вырезок совершенствуются, становятся богаче и

разнообразнее, в них широко используются богатое наследие народного

изобразительного искусства, его символы служат для отображения современных реалий, обретают новую ценность. За последнее время заново сформировалось искусство бумажных вырезок, близкое к графике, отвечающее новым условиям жизни. Это картины и открытки, экслибрисы и книжные иллюстрации.

Следует отметить, что вытынанка находится на новом витке своего развития, становясь не менее популярной, чем вышивка, ткачество, керамика и другие виды декоративно-прикладного искусства. В настоящее время большое количество художников, среди них такие мастера как Кэлвин Николлс, Эмма Ван Лист, Хелен Масселвайт, Сью Блэквелл, Карэн Бит Вайле и просто любители во всем мире занимаются вырезанием из бумаги, ведь бумага, по-прежнему, самый доступный и очень податливый материал.

Бумага обладает особой магией. Это очень просто и интересный материал. Из бумаги действительно можно творить чудеса. Это такой благодатный материал для творчества. И один из способов творить из бумаги - это художественное вырезание из бумаги. По большому счету это целое искусство со своими законами.

Таким образом, вытынанка может найти применении в оформлении интерьера и любого декора и просто быть творческой работой. Простые по форме, лаконичные по содержанию, локальные и контрастные по цвету художественные формы, выходящие из-под ножниц и ножей современных

художников – вырезальщиков, обращены не на поиски какой-то новой эпатажной красоты, но более – в глубь – к основам этнического «искусства», его корням. Современные эксперименты в области орнаментов, символов, различных систем симметрии, объёмов обобщённых пятен возвращают нас в детство человечества, в эпоху формирования образов мира и всей знаковой системы.

        Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась. Изготовление поделок из бумаги интересно для взрослых и детей. Они легки в изготовлении, красивы и разнообразны, не требуют больших денежных затрат, могут быть отличной альтернативой готовых покупных подарков.

Именно вытынанка является одним из первых видов искусства, через который можно привить ребенку уважение к традициям. Очень важно закладывать фундамент этого интереса у детей – потенциальных преемников давних традиций. Пусть они не все станут мастерами, уроки прекрасного, полученные благодаря наследию народа, никогда не забудутся.

Список использованных  источников

     1.Бабурина В.В., Н.А. Сухая. Моя выцинанка. – Минск, 2014. 100 с.

  1. Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. М.: Москва , 1970. 184 с.
  2. Дадашова P.H.  Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников. - Ростов-на-Дону, 2003. 90 с.  
  3. 6Дадашова P.H. Резные открытки – СПб.: Питер, 2014. 30 с.

     5. Дадашова P.H. Резные сувениры – СПб.: Питер, 2014. 30 с.

     6.  Коваленко В.И. Искусство вытинанки. – Минск, 2007. 118 с.

     7.  Сахута Е. М. Белорусская вытинанка. - Минск, 2008. 127 с.

Интернет-ресурсы:

1. Горбунова Наталья Николаевна «Бумажное кружево» [Электронный ресурс]: http://www.ctv.by/новости/вытинанки

2. Страна Мастеров  [Электронный ресурс]:  http://stranamasterov.ru/

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP