Конспект занятия по теме: "Показ этюдов, сказки. Анализ показа"

Автор: Сулиманова Алия Сагидулловна

Дата публикации: 16.03.2016

Номер материала: 769

Конспекты
Музыка, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Дополнительное образование
6 Класс

Конспект занятия

Тема: «Показ этюдов, сказки. Анализ показа»

Дата проведения: 25.11.15

Время проведения:15.00

Возраст учащихся: 10-12 лет

Цель: проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над этюдами, сказки, закрепление на практике.

Задачи: 

образовательные: 

  • проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.
  •  снять мышечные и психологических зажимы; 
  •  формировать способности к импровизации;

развивающие: 

  •  развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению; 
  •  развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
  •  развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
  •  развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного

          общения, коммуникабельности 
воспитывающие: 

  •  воспитать умение работать в коллективе;
  •  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
  •  мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Оборудование: музыкальный центр, музыкальные инструменты, костюмы, реквизит к сказке

Ход занятия

               

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у Вас прекрасное настроение, и оно сохранится в течение всего занятия.

  1. Основная часть

Педагог:

Сегодня наше занятие начнётся с одной очень интересной игры по русской народной сказке «Колобок». В ходе игры мы не пойдём уже по изведанному пути, а поменяем предлагаемые обстоятельства сказки и даже изменим её сюжет. Например: «Лиса не съела Колобка. Почему? – Только открыла рот, как вдруг…». А дальше подключайте свою фантазию.

У нас есть волшебная корзинка, которая необходима нам для распределения между вами ролей. По правилам игры необходимо участникам игры разделится на пары и  подойти к корзинке, из которой вы должны извлечь листок бумаги с заданием. Таким образом, вы самостоятельно выберите для своей пары задание.

После показа этюда – анализ выполненного  задания; дополнительное творческое задание для каждой пары участников.    

Дети делятся на пары. В корзинке: творческие задания - этюды:

 «Диалог Бабы и Деда»,  «Диалог Колобка и Зайца»,  «Диалог Колобка и Волка», «Диалог Колобка и Медведя», «Диалог Колобка и Лисы».

Учащиеся готовятся

Педагог:

Договаривайтесь, кто из вас каким будет, имеется в виду черты характера героя. Решайте, будите ли вы добрыми или злыми, весёлыми или грустными, смелыми и решительными.

Даётся 5-7 минут для приготовления творческого задания.

Начинаем  диалог Бабы и Деда.  

Показ этюда. Анализ выполненной работы.

Дополнительное творческое задание: Дед трудолюбивый, а Баба ленивая. Задача Деда уговорить Бабу испечь Колобок, а задача Бабы – отказаться от этого.

Показ этюда - дополнительного задания.

Педагог:

Продолжаем диалог «Колобка и Зайца».

Показ этюда. Анализ выполненной работы.

Дополнительное творческое задание:  Колобок сочиняет песенку, Заяц мешает  ему, отвлекает, рассказывает что-то.

Показ этюда - дополнительного задания.

Педагог:

Продолжают нашу игру  дети, которые работали над диалогом  «Колобок и Волк».

Показ этюда. Анализ выполненной работы.

Дополнительное творческое задание: Колобок испуган, ему страшно, хочет возвращаться домой, а у Волка отличное настроение, ему очень весело.

Педагог:

Ребята ваша задача: с помощью жестов и мимики (прыжки, улыбка, хлопанье по плечу, в ладошки, втянуть голову в плечи) передать ваше настроение.

Показ этюда - дополнительного задания.

III.   Физминутка - «Хлопки»
Педагог предает хлопок. 
Задача учащихся— поймать и вернуть его педагогу. 
2 хлопка: 1-ый - поймали, 2-ой - отдали. 
От участников требуется внимание и соблюдение ритма. 
1. «Хлопки — ускорение»
2. «Хлопок-ответ»
3. «Хлопки хаотичные»
4. «Хлопки – внимание»

Педагог:

Продолжаем этюд.  «Диалог Колобка и Медведя».

Показ этюда. Анализ выполненной работы.

Дополнительное творческое задание: Медведь приближается к Колобку  и видит, что он крепко спит.    Задача Медведя  разбудить Колобка (движением, голосом).  

Показ этюда - дополнительного задания.

Педагог: «Диалог Колобок и Лиса».

Показ этюда. Анализ выполненной работы.

 

Дополнительное задание:  Лиса и Колобок  играют на музыкальных инструментах (мимика и жесты).

Показ этюда - дополнительного задания.

 Заключительная часть занятия - подведение итогов данного занятия.

      Оценка механизма показа этюдов, выбранного детьми. Характеристика выполненных детьми в парах дополнительных творческих работ. Уровень взаимопомощи и сотворчества. 

Педагог:        

Станславский К.С. сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем.» 

        Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Они могут придумать то, что взрослые никогда не догадаются. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому вам необходим тренинг для развития фантазии, в этом нам помогли этюды.

Рефлексия
           Спасибо вам ребята, что вы хорошо показывали этюды, у меня на столе стоят корзинки, рядом лежат веселая улыбка и грустная улыбка. Если вам понравилось сегодня на занятие, то выбираете веселую улыбку, если не понравилось, то грустную улыбку.


Учащиеся выбирают


            Подведем итоги, я смотрю, что больше всего улыбок веселых. Я рада, что занятие вам понравилось. Спасибо вам.

Практическая часть

Помощник режиссёра (сообщает из-за кулис): 1 минута до эфира!! 
Выглядывает, видит, что ведущей нет на месте. В панике ищет выход из ситуации, но тут вбегает опоздавшая ведущая, садится за стол. Судорожно ознакамливается со сводом новостей. 
Помощник режиссёра: 3 секунды, 2…1. Эфир! 

Звучит заставка «Новости» 
Ведущая случайно роняет лист, не успев ознакомится с текстом, пытается импровизировать! Но как только ей удалось поднять его, она уверенно и с улыбкой продолжает новости! 

Этюд «Новости» 
Этюд «Прогноз погоды» муз. заставка «Погода» 
Ведущая приглашает в студию жителя города «Магистраль», который даёт короткое интервью.
Этюд «Интервью»
Репортаж с города «Магистраль» 

Видео на экране. В это время на сценической площадке делается перестановка, убираются стулья. 
ВИДЕО на экране: 
Репортёр: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте уважаемые телезрители! Я веду свой репортаж с одной очень удивительной и необычной страны! Имя этой страны ЦВР «На Сумском». И как в любой другой стране, здесь очень много городов. Деятельность людей, живущих в этих городах совершенно различная, кто поёт, кто танцует, кто рисует! А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому «Магистраль». Я здесь не бывал, но наслышан! Так что предлагаю всё увидеть своими глазами! 

Открывает дверь.

Видео прекращается, в дверь заходит репортёр и оператор. 
В этот момент выходят «магистральцы» ,каждый занят своим делом: кто то читает, кто репетирует, кто пишет…итд. 

Этюд «Город Магистраль»

Репортёр: Вот мы на месте, говорят, это театральный город, посмотрите, каждый занят своим делом! А давайте спросим, чем они занимаются! 
Скажите, вы что то репетируете? 
Магистралец 1: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и.т.д.
Репортёр: Скажите пожалуйста, а чем ещё вы занимаетесь? 
Магистралец 2: Формы наших занятий совершенно разные: это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей, коллективное посещение и участие в мероприятиях Центра. 
Репортёр: А как давно вы живёте в этом городе? 
Магистралец 3: Мы здесь первый год! 
Магисталец 4: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и чему мы научились! 
Репортёр: А нам с вами можно? 
Все магистральцы: Конечно!! 

Уходят за кулисы

5. Ритмическая зарисовка «Хлоп-топ ритм»

Дети показывают часть ритмического тренинга в форме ритмического номера. От простого ритма к сложному, от одного человека к группе. 

«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
Ритмический тренинг – один из вариантов развития внимания. Он не только заставляет собирать внимание, а так же слух, чувство ритма, приучает слушать других, что помогает сплочению коллектива.

Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое. 
Итак, следующее упражнение называется «Хлопки». 

«Хлопки»
Педагог предает хлопок. 
Задача воспитанников — поймать и вернуть его педагогу. 
2 хлопка: 1-ый - поймали, 2-ой - отдали. 
От участников требуется внимание и соблюдение ритма. 
1. «Хлопки — ускорение»
2. «Хлопок-ответ»
3. «Хлопки хаотичные»
4. «Хлопки – внимание»

Педагог:
Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно, выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания. 
Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности ,чувство локтя, ощущения себя в коллективе. 

«Ходьба по сцене»
Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Тоже существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном.
Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актёру очень важно попасть в нужный темпоритм. Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних. 
Итак, начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» на «скорость»
Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).

«Коробка передач — 5 скоростей»
Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.
Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках. 

«Повтори движение»
А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, что бы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.

«Движение в предлагаемых обстоятельствах».
Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой досочке, через крапиву.…и.т.д.
А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств.

«Мостик»

И движемся с третьей, первой, второй, пятой, второй..и.т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу, так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать., что бы вы делали в таком положении.

«Воздух, жале, камень» 

Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю воздух – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные , жёсткие, желе- движения плавные, пружинистые.

«Пристройка»

Магистралец: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами! 

2 БЛОК - самостоятельная работа студийцев.

Педагог:
К.С. Станславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем.» 
Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что взрослые никогда не догадаются. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:

«Жизнь предметов» 
(муз. «Jazzbit»)
Ребята показывают собственные одиночные этюды на задание «Предмет». Все предметы находятся в одной комнате и с ними взаимодействует человек. (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина) 

Этюд «Спички»

«Животный мир» 
Показ собственных одиночных и групповых этюдов на тему «Животные». (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)

«Профессии» 
(муз.Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5»)
Показ самостоятельных этюдов на тему «Профессия» (художник, модель, рыбаки, стоматолог)
«Цвета» 
(«Begin-Ing» Boris Covac)
Показ самостоятельных этюдов на тему «Цвет» 

Выходит репортёр
Репортёр: Вот мы и побывали в чудном городе Магистраль. К сожалению, наше путешествие заканчивается, и я прощаюсь с вами, передаю слово Екатерине. Екатерина?
Екатерина: спасибо Николай. Уважаемые телезрители, надеюсь вы узнали много нового и не скучали! Наша программа подходит к концу! С вами была я – Екатерина Стиженова! До свидания! До новых встреч! 

Финальный номер «Маски» - Гимн актёра.
Пока затишье и пока,
Блестит во мраке капля света!
В огромном зале тишина,
Ещё не начался спектакль. 
И холодна пустая сцена!
И холодна пустая сцена!

Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!
Всё до последнего поклона!

Спектакль закончился, Пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал «вся жизнь-игра»,
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!
И засияла ярким светом!

Подведение итогов
Рефлексия