Методическая разработка внеклассного занятия на тему: "Живое слово Н.В.Гоголя"

Автор: Галицына Татьяна Георгиевна

Дата публикации: 27.06.2017

Номер материала: 8031

Скачать
Прочие методические материалы
Литература
Без класса

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Г(О)Б  ПОУ «ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая  разработка  

открытого внеклассного занятия

в форме конференции

«ЖИВОЕ

СЛОВО

 Н.В. ГОГОЛЯ»

 дисциплина:  ЛИТЕРАТУРА

специальности: 23.02.03.,35.02.07.,13.02.11.,35.02.08.курс  1-2  

СОСТАВИТЕЛЬ :     Т.Г.  ГАЛИЦЫНА,

 преподаватель  русского языка и литературы

                                                         ЗАДОНСК  2016г.

УТВЕРЖДЕНО:

Методическим  советом

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

Протокол №

Дата

Председатель МС:…………

                                  Е.А.Позднякова  

             РАССМОТРЕНО:

 ЦМК общеобразовательных,  общих гуманитарных и социальных дисциплин  Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум »

Протокол №

Дата        

ПредседательЦМК……………..

                                 Т.Н.Аксёнова

Составитель:Т.Г.Галицына, преподаватель русского языка и литературы высшей категории

Рецензент: Н.И. Калуженова ,старший методист  техникума

        

                                             г. Задонск-  2017 г.

Аннотация

Конференция- это такой вид деятельности на внеаудиторном занятии, когда  студенты имеют возможность представить свои проекты, чтобы показать уникальность личности Н.В. Гоголя, а преподавательсоздаёт условия для осмысления многогранности таланта писателя,доносит до современного читателя особенности его творчества. Данное мероприятие проводится 1 апреля в день рождения Н.В. Гоголя.

На занятии применяетсяличностно-ориентированный подход: создание ситуацииуспеха и выбора, педагогическая поддержка, доступность  и наглядность. Это способствует развитию самореализации обучающихся

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (Пояснительная записка)

1.Основная часть

1.1. Вступительное слово преподавателя «Верный наш спутник  Н.В.Гоголь»

1.2. Проекты студентов:

-Что произошло с носом майора Ковалёва?

-Добро и зло в сборнике повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

-Петербург в творчестве Н.В. Гоголя

-Герои «Мёртвых душ»

- Инсценирование - «СУД над героями»

- Н.В. Гоголь и музыка

-Н.В.Гоголь и театр

-Загадки и тайны Гоголя

1.3. Викторина

Заключение (заключительное слово преподавателя)

Список использованной литературы

 Приложения:

Приложение 1: самоанализ занятия,

Приложение 2:рецензия на методическую разработку,

Приложение3: презентация к мероприятию.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках предметной недели проводится мероприятие, посвященное великому русскому писателю Н.В. Гоголю.1 апреля -208 лет со дня  его рождения. Но книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей,как и много лет  назад. Его имя с уважением произносят во всех странах мира. Студенты-участники 1 курсов по специальностям 35.02.07. Механизация сельского хозяйства,

13.02.11.Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования,

35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 заранее совместно с преподавателем готовят материал о жизни и творчестве писателя, подбирают иллюстрированный материал к теме, репетируют инсценировку по поэме «Мертвые души». Все это содействует развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствует навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; способствует развитию устной речи студентов. А использование мультимедийной аппаратуры вызывает особый интерес к теме мероприятия.Этот материал  внеклассного занятиярекомендую  также использовать  и классным руководителям для проведения  классных часов .

Цель:

расширить и углубить знания по творчеству  Н.В.Гоголя, приобщая к литературному наследию писателя, а также формировать интерес к его произведениям;

Задачи:

- развитие  познавательных способностей и творческого потенциала студентов;

-воспитание любви  к литературе;

-создание психологически комфортных условий для продуктивной деятельности студентов;

активизация  самостоятельной познавательной деятельности;

Методы:

-поисковый,

-метод самостоятельной индивидуальной работы,

-метод опережающего обучения,

-метод мотивации интереса к изучению творчества писателя.

Оснащение внеклассного занятия:

-выставка книг Н.В.Гоголя,

-высказывания современников о писателе,

-аудиозапись опер Римского-Корсакова «Майская ночь», «Сорочинскаяярмарка» и П.И.Чайковского «Черевички»;

- видеозапись фрагментов  фильмов;

-презентация «Живое слово Гоголя»;

-проектор, экран,

-эпиграф к мероприятию.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.«Верный наш спутник Н.В. ГОГОЛЬ»(слайд 1)

Однажды я услышала фразу: «А-а, скучный писатель-этот Гоголь…»                                               А я так не считаю. Не случайно его называют царем русского смеха. Можно вернуться к Гоголю в любое время, не обязательно для экзамена, а для себя, для души. Ведь затронутые в его произведение проблемы актуальны и сегодня для взрослого и молодого человека.                                                                                                                                                                              Мечта и вера находится в смехе писателя над тем, что кажется ему недостойным человека, принадлежащим-его. Знание жизни для писателя заключается не в количестве поездок по России. Он стремился понять жизнь, он думает, ищет, понимание рождается не так просто. Он выразил себя в прозе, драматургии, критике, журналистике. Один художник изобразил его так: «Тревожный, выпытывающий взгляд, острый профиль, утративший юношескую округлость черт, беспокойный жест-таков Гоголь на фоне полупустынных улиц Петербурга».Наверно, именно таким и бывает человек в момент прозрения, когда открывается ему то, что может изменить его отношение к жизни и к самому себе.  Поэтому в наших проблемах поможет разобраться могучий, удивительный гоголевский смех. В мире Гоголяестественные человеческие отношения-это дружба, взаимопомощь-противоположны лицемерию, чинопочитанию, корыстолюбию. Там, где есть дружба, нет места фальши, обману и эгоизму.ВЕДУЩИЕ:

Слайд 2. « Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек… который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших.» ( И. С. Тургенев )

Слайд 3.«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России.»( Н. Г. Чернышевский)

Слайд 4.  Н. В. Гоголь родился в семье помещика Гоголя – Яновского близ Полтавы. Когда ему шел 11-й год, в г. Нежине открылось новое учебное заведение - гимназия высших наук. В ней учился будущий писатель – сатирик.

Слайд 5. Гоголь обладал необыкновенным талантом рассказчика. Вечером, после обхода воспитателей, гимназисты собирались на его кровати и с упоением слушали интересные истории, смешные случаи из жизни гимназии.

Слайд 6.  Н. В. Гоголь организовал в гимназии драмкружок. Неподражаемо сыграл роль госпожи Простаковойв комедии Фонвизина « Недоросль ». Известный актер Щепкин, видевший этот спектакль, сказал : « Подобного комика не видел, подобного комика и не увижу ».

Слайд 7. После окончания гимназии Гоголь приехал в Петербург. Мечтал лично познакомиться с любимым поэтом А. С. Пушкиным, произведениями которого зачитывался в гимназии. Через несколько дней нерешительно постучал в дом Пушкина. Но преданный слуга Пушкина Никита не пустил его, оберегая хозяина.  Знакомство с Пушкиным состоялось в 1831 году. Началась дружба двух талантливых людей. Гоголь писал : « Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».

Слайд 8.  Гоголь служил чиновником в Петербурге. Служба в канцелярии была для будущего писателя своеобразной школой жизни, без которой он не мог бы написать комедию « Ревизор », поэму « Мертвые души », «Петербургские повести ».

Слайд 9.

Раскроем бережно страницы любимых гоголевских книг.

И лиц знакомых вереницы возникнут перед нами вмиг.

Вновь повстречаем Хлестакова, и Бульба встанет, как живой,

И Чичиков проедет снова булыжной, тряской мостовой.

А там, над Невскою сторонкой метет метель, метет метель.

Там пробежит чиновник робкий, пугливо кутаясь в шинель.

Там Вия страшного угрозы, там старого Панька рассказ,

И гоголевский смех сквозь слезы услышим вновь в который раз!

Сверкнет замашисто и бойко народа меткое словцо,

И птица тройка, птица тройка дорожным грянет бубенцом.

Зачитывался им Белинский, и Пушкин, словно брат, любил.

Его могучий исполинский талант взращен Россией был.

Родной Россией, где свобода звала к свержению оков

Страной великого народа, Россией пушкинских стихов.

10. « Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропастькакие смушки! » - Так начал он и с чуть заметной лукавой усмешкой в глазах прочел он всю « Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ».  Что это – веселый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю страничку и веселый анекдот становится грустной повестью, которая кончается так : «Скучно на этом свете, господа».  Пушкин был потрясен. « Как написана повесть! Какой свежий, свободный, великолепный язык, какие неожиданные меткие сравнения!» Но больше всего радовался Пушкин тому, что растет на Руси новый писатель, который так искусно, так чудесно владеет своим оружием – словом.

1.2.ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ

Что произошло с носом майора Ковалева?(слайд11)

 Известно, что читатели проявляют огромный интерес к литературе тайн и фантастики. Повесть Н.В. Гоголя «Нос» относится к таким произведениям, изучение которых невозможно без моментов «внезапности», без фантастики. Как сказал английский драматург Б. Шоу «Фантастика-это то, что не возможно; то, что не может произойти и тем не менее не происходит». Поэтому, в фантастическом произведении  описывается не то, чего вообще не может быть, а то, что совершается вопреки нашим представлениям о невозможности происходящего.Если вспомнитьначало повести «Нос»:          «Март 25 число случилось в Петербурге необыкновенно странныепроисшествия. Оказывается, исчезает нос с лица героя майора Ковалева, и при этом остается «место совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин». Его отрезал Иван Яковлевич , но этого не могло случиться, ведь цирюльник брил Ковалева за два дня  до того, как тот остался без носа. Иван Яковлевич ни при  чём. Чепуха какая-то! И мне захотелось разобраться в этой «совершенной чепухе», так как много непонятного и странного. Ведь писатель что-то скрывает и не говорит прямо. Например, с кем разговаривает  Ковалёв в соборе со своим носом или статским советником ? По-моему с носом. Просто нос переодевается, чтобы его не узнали. Да и Гоголь пишет его фамилию с маленькой буквы, чтобы сбить нас с толку. Возмущаться Ковалёв не мог, так как кое-кто главнее его по чину;

                                                              9

 просто так к нему не обратишься, а только как к «милостливому государю». Да и нос не хочет вступать в контакт с собственным хозяином. Он на него обиделся, ведь два раза в неделю Иван Яковлевич брал его в дурно пахнущие пальцы. Как же мстит нос своему хозяину ? Сначала он прячется в хлебе, потом переодевается статским советником. Он хочет ухать в Ригу. Вот в этот момент его перехватывает полицейский. А слухи по городу – это тоже месть носа своему хозяину. И жители уже интересуются носом майора , а не им самим, у которого исчез нос. Да и никто не замечает, что у Ковалёва нет носа. Но вот нос оказался на своём месте. А в жизни майора всё по-прежнему и он даже этому рад. В конце повести он обращается к читателю: «…где же не бывает несообразностей?». Значит он есть везде. Казалось бы, Гоголь оставил нас с носом, то есть так и не мог разгадать тайну. Но зато он обратил внимание на другую загадку: на тайну человеческой жизни, человеческого лица не майора, а человека. Когда он не обращает внимание на потерю собственного лица и переживает только потерю одной его части, тогда становится одновременно и смешным, и жалким. Наверное, поэтому повесть Гоголя читать и весело, и грустно.

ДОБРО И ЗЛО В СБОРНИКЕ ПОВЕСТЕЙ Н.В.ГОГОЛЯ

« ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»(слайд12)

Хочу остановиться на рассказе «Сорочинская ярмарка». Всем известно , что ярмарка –народный

                                                        10

праздник . Все веселятся ,радуются .Но людям что-то мешает спокойно торговать , потому что зло рядом .Народ называет это место проклятым . Появляется  сам чёрт в озере зла ; он такой несчастный ,с горя пьёт ,так как был изгнан из ада . Ему нужны деньги, поэтому он закладывает  свитку, свитку потом и совсем исчезает. Но зло не исчезло. Ведь осталось его свитка , обладатели её не получили счастье, а одни убытки. Только одному удалось избавиться: изрубил её на кусочки и разбросал. Распознать зло порой бывает очень трудно .Антиподом зла является добро . Например, эпизод, когда всё-таки приходит чудо: панночка , утопленница обещает любую награду , если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы. Не случайно обращается к нему с просьбой о помощи . Он добр, отзывчив на чужую беду чистый душой человек способен распознать зло, как бы оно ни маскировалось «внутри у неё виднелось что-то чёрное ,а у других светилось». Когда он бросается на девушку, на лице её сверкает злобная радость-злорадство. А Вакула!  Он побеждает чёрта, так как силён и физически, и духовно .И знает ,что со злом надо бороться словом Божьим и святым крестом .Награда ему за честную его душу-особая. Во  дворе он увидел девушку, изображавшую Пречистую Деву с Божественными Младенцами на руках. Глядя на неё, кузнец испытывает обновление души. Все эти размышления Гоголя о добре и зле имеют огромное значение:1.Добро и Зло часто соседствуют в душе одного человека.2.Чтобы распознать Зло, надо самому быть душевно  чистым и чутким.3.Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости.4.Через постижение красоты человек поднимается к Добру. Я думаю, мы должны  эти  размышления великого писателя взять себе на заметку.

 ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ (слайд 13-20)

http://cs4121.vkontakte.ru/u19833520/99315358/x_21ce0f72.jpg

Современный Санкт- Петербург - символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту

великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку». Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные

творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург. (В России известно множество мест, изображённых в литературных центральных ролей принадлежит Петербургу.) Здесь переплетаются любовь и ненависть, восторг и проклятие, но нет только одного – равнодушия. Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом. Создавая его образ, он вкладывает в него свою душу, все свои идеалы и помыслы. Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге. Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается. Его цвет контрастирует от чёрного к белому, иногда создавая плавные переходы оранжевых, сиреневых или голубых тонов. Перемены добавляет капризная погода с мокрым снегопадом в мае и холодным ливнем в декабре, с июньскими звёздными ночами, январскими оттепелями, мартовскими солнечными днями.

Целью моего выступления является изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. Хотелось  выяснить, каким видел Н.В.Гоголь этот город, и что способствовало формированию именно такой точки зрения великого писателя; определить, что волновало его, и чем был Петербург для Н.В.Гоголя.

Обоснование выбора темы сообщения: В своё время я читал произведения Н.В.Гоголя, и мне было интересно видение Петербурга глазами Н.В.Гоголя. В Петербурге я никогда не был, но красота и самобытность города поразили во время просмотра на уроке видеофрагментов о  современном Петербурге. У меня возникло желание сравнить восприятия этого города мною и писателем XIX века. Для этого я  изучал образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. При чтении его произведений я понял, что раньше многого не замечал в них. У него мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета. Они олицетворяются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия. Если Н.В.Гоголь даёт им душу, чтобы насмеяться над ними, то у людей он с такой же целью душу отнимает. На протяжении своей жизни в Петербурге Н.В.Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники его не понимают. Писателя преследовали сплошные жизненные неудачи. В кружке аристократов Н.В.Гоголь был не свой, служебная карьера не сложилась, усилия стать актёром или художником закончились провалом, с профессорством не получилось. Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя явился переломным моментом. Он два раза покидал этот город, уезжая в Гамбург и Рим, спасаясь от непонятной тоски. Петербург разбил сердце писателя, и ирония в его произведениях воспринимается как средство самозащиты. Он много пережил в большом северном городе.Каков же Петербург в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»? Темой Невского проспекта открывается первая из петербургских повестей. Её страницы, посвящённые главной улице города, играют роль пролога ко всему циклу. Н.В.Гоголь ласково называет этот проспект красавицей столицы. Но эта красавица весьма обманчива и мало кому приносила счастье. Здесь описывается своеобразный ироничный гимн Невскому проспекту, который является просто выставкой человеческого достатка в жизни, где «пахнет одним гуляньем», где процветает «жадность и корысть» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Столица дворянской России, отражением которой является Невский проспект, с внешней стороны – выставка роскоши, модного великолепия и пышности, ослепляющая бедного мечтателя вроде Пискарёва. Но за блестящим фасадом дворянской монархии скрывается глубокий общественный упадок. Блеск и красота – обман. Не случайно повесть открывается описанием Невского проспекта и всей сменяющейся на нём пёстрой вереницы лиц разного возраста и состояния. Красавец-проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров». В

многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается, как в зеркале, жизнь всего огромного города. Невский проспект - не просто место, где разворачивается действие, это герой, меняющий свой облик в разное время суток. Сопоставление начальной и финальной частей повести «Невский проспект» заставляет задуматься вот над чем: если «улица-красавица» столицы, которая «составляет всё» для Петербурга, «лжёт во всякое время», что же тогда весь город ? Особую роль в петербургских произведениях писателя играет время сумерек. Именно в неверном и заманчивом свете ламп всё как-то искажается или, наоборот, приобретает истинные качества. Определить  город Гоголя  можно прилагательными: таинственный, неустойчивый, переменный, меняющийся, двоящийся, зыбкий, обманчивый и так далее. Панорама Невского проспекта- картины его жизни в разные часы – с утра до вечера. Красавец-проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров». В многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается, как в зеркале, жизнь всего огромного города. Однако красота шумного проспекта призрачна и обманчива. Утром здесь «пахнет горячими хлебами» и «нищие собираются у дверей кондитерских». Ломовой извозчик тащит «красный гроб бедняка». Вечером «будочник… карабкается… зажигать фонарь» и дома начинают «мерцать обманчивым светом». Если дневной свет приглушает характер проспекта, если люди, мелькающие на нём в течение дня, затмевают собственный облик города, то вечером он – сам по себе: «оживает и начинает шевелиться». Люди не так заметны в сумерках и ночью – более явственны их тени: «длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста». Таким образом, Н.В.Гоголь представляет образ Петербурга и глазами местных художников: «земля снегов», «всё мокро, гладко, ровно, серо, туманно», «тихое искусство», «маленькая комната», «голые стены», «нищая старуха», «пыль», «стены, запачканные красками, с растворённым окном, сквозькоторое мелькает бледная Нева и бедные рыбаки в красных рубашках», «серенький мутный колорит»…Это петербургские живописцы – кроткие, застенчивые. Для Пискарёва нет волшебного света ночного Невского проспекта. Его путь освещает обманчивый свет одинокого уличного фонаря. Н.В.Гоголь характеризует комнату, куда попадает Пискарёв «отвратительным приютом, где основал своё жилище жалкий разврат, порождённый мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». В ней царит «неприятный беспорядок, … голые стены и окна» затянуты серой паутиной.

Обитатели же этого жилища поражают «изношенностью» своих лиц. Сам город превращается в его переживаниях в мистические видения, что подтверждает абсурдность мира. «Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми  казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу…».Город становится как будто живым.   «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящемвиде», - восклицает Н.В.Гоголь. Эту фразу можно считать главной для всех петербургских повестей. Картина каждодневной жизни Невского проспекта служит  введением ко всем повестям и позволяет писателю с самого начала выдвинуть на первый план центральную для всего цикла тему Петербурга, тесно связанную с темой настоящего и будущего России.   Каков Петербург  в комедии «Ревизор»?Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Хотя действие происходит в небольшом провинциальном городке, о столице здесь упоминается постоянно. Этот город выглядит уже более реально. В нём нет той сказочности. Это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают всё. Хлестаков едет из Петербурга, и этим уже привлечены обитатели маленького городка, так как столица – это их мечта. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге – Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном городе, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-то невероятной роскоши, не всегда преувеличивает, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. «…Житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо. .Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не город с танцующими собаками, а столица с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Хлестаков – идеал для всех героев комедии. В нём воплощается характерная для петербургского общества болезнь – «лёгкость в мыслях необыкновенная», ужасающая в

своей широте рассеянность  человека на всё и вся. Очень интересна застольная речь Хлестакова, где  враньё перекликается среальностью. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал. «Эх, Петербург! Что за жизнь, право!» - восторгается Хлестаков. Его описание столицы полностью соответствует представлению о ней уездных чиновников. Они слушают, открыв рот. Н.В. Гоголь не приводит конкретных описаний столицы. Но образ Хлестакова весь пропитан особенностями жизни этого города. Именно петербургский дух, которым веяло от Хлестакова, заставил этих чиновников поверить в его «ревизорство», словно сам этот большой обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на пути в Саратовскую область. Петербург в мечтах столичного чиновника – это город, где у него много денег и высокий чин, где он богато живёт, все его боятся и почитают. В болтовне Хлестакова, в воспоминаниях Осипа и в мечтах городничего с его семейством подлинные детали мешаются с выдумками и иллюзиями.  Именно из Петербурга со страхом ожидают приезд настоящего ревизора. Столица – не просто более высокая инстанция, это мир иной, запредельный. Чего ждут от него? Наверное, возмездия, справедливости, угрозы, расправы или благодеяния.

           ГЕРОИ«МЁРТВЫХ ДУШ»(слайд 21-27)

Гоголь был убеждён, что самое действенное средство преобразования

общества – осмеяние пороков, которые мешают дальнейшему развитию.Книга «Мертвые души» наводит на грустные раздумья  о судьбе России и её народа. Перед нами представлены персонажи поэмы как мертвые души : Собакевич, Ноздрёв ,Плюшкин, Манилов ,Коробочка. Это люди, которые утратили человеческие качества: доброту, отзывчивость, живой интерес к жизни , любовь к окружающим.  Автор смеется над мертвецами и уродами своего времени.За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда неразрывны.  Чего стоит хотя бы прокурор! Его левый глаз постоянно подмигивал, как будто говорил: « Пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что – то скажу…». Но он и в другой комнате ничего не скажет, потому что духовно мертв. В своей среде он был серьезным человеком. Этому способствовали «черные густые брови» и молчаливость. При мысли о нем уже не смехом, а печалью светятся глаза читателя.   С сарказмом рисует Гоголь и Собакевича. Каждый стул в его доме, «казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича».   Еще один, не менее интересный герой – Манилов.Он в минуту недоумения то выпускает дым «очень тонкою струею», то в состоянии растерянности – «через носовые ноздри».   Когда Чичиков уехал, Манилов курил трубку «до самого ужина», надеясь с ее помощью уяснить, что же все-таки означала эта странная история с мертвыми. Все это, конечно, смешно, карикатурно. Но перед нами «образованный» помещик, лучший из пяти, изображенных в поэме. В смехе Гоголя – снова слезы.   В Коробочке поражает ее непробиваемая душевная косность, безграничная степень нравственного одичания. Чичиков приезжает к ней мокрым от дождя и мокрым уезжает, потому что старушка не раз заставляла его потеть, прежде чем они порешили дело.   Но Коробочка не единственная в своем роде. Людей этой породы, замечает автор, можно сыскать и в высшем свете. Смешное под пером Гоголя опять становится печальным. Помещика Ноздрева автор ядовито называет «историческим», «видимым», «многосторонним». Но стоит только вдуматься в переносный смысл этих определений – и «другим светом осветится лицо». «Исторические» люди, подобные Ноздреву, совсем не нужны России, их «многосторонность» направлена во вред себе и другим. «Горазд он, как видно , на всё» - говорит о нем Чичиков. Тут и смех, и слезы. Всего можно ожидать от ноздревых, и этим они страшны в гораздо большей степени, чем смешны. Характеристику помещиков Гоголь начинает «сахарным» Маниловым, а заканчивает «заплатанным» Плюшкиным. «Эхва! А вить хозяин- то я», - не без лукавства говорит он Чичикову, который было принял его за ключницу. Перед нами действительно «хозяин», и не сразу поймешь: смешно это или трогательно. Если за «мертвых душ»Собакевич назначил баснословную цену, а Коробочка едва не уморила «господина средней руки», то Плюшкин, повинуясь своей

нетерпеливой, всепожирающей алчности, уступает их по самой низкой цене.(сценка - СУД над героями)

СУД НАД ГЕРОЯМИ «МЕРТВЫХ ДУШ»

Секретарь. Встать, суд идет!

Судья.  Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

•        Манилов – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;

•        Коробочка – в жадности и косности;

•        Ноздрев – в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, в лживости и мошенничестве;

•        Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии;

•        Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в “прореху на человечестве”, в том, что он потерял человеческий облик.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания каждого из этих помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения.

Помещик Манилов, вам предоставляется  слово.

Манилов.Я-уважаемый отец семейства, имею на попечении двух отроков, верный супруг и старинный владелец  Маниловки  родового имения в 200 душ. Хоть и не имею блестящего образования,но без ложной скромности скажу: слуга отечества. Имею дом, чудесную беседку под названием «Храм уединённого размышления, в котором я предаюсь отрадным мечтаниям.

Защитник. Позвольте, о чем же вы мечтаете?

Манилов.   Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том ,чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост ,на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки ,а на них бы сидели купцы и продавали разные товары ,нужные для крестьян

Обвинитель. Но ведь это только в мечтах! А на деле? Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой зелени . А сколько умерло крестьян от голода, от болезней?

Защитник. Я протестую! Люди  умирали и умирать будут, при чем же здесь господин Манилов? Лучше ответьте на вопрос: много ли вы читаете?

Манилов.   Я отвечу на этот вопрос с превеликим удовольствием!  Я очень много читаю, проглядываю “Сына Отечества” и, заметьте, с превеликим удовольствием.

Обвинитель. А как вы объясните тот факт, что закладка в книге два года покоится на четырнадцатой странице?

Манилов. Да, вы знаете, семейные заботы, размышления о судьбе Отечества – все это занимает много времени.

Судья. А как вы объясните показания свидетеля N: “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое”! – и отойдешь подальше, если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертную?”

Манилов. Господин N? Не понимаю... очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу. Но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Не понимаю, господи…

Судья. А ещё о вас говорят: «Человек так себе, ни то ни сё, не в городе Богдан, ни в селе Селифан»

Манилов. Это, кажется, из пословицы… как же изволите понимать такое изречение? Не пойму, такое глумление…

Судья. Успокойтесь, господин Манилов. Успокойтесь. Присаживайтесь, подсудимый.

Секретарь. Суд продолжается, господа!

Судья. Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.

Коробочка. Я старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик где полно всякой домашней утвари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук , и свекла. А за огородами избы моих крестьян, их у меня 80 душ.

Судья. Вы торгуете?

Коробочка. Торгую понемногу.  И салом, и крестьянами, коли бог пошлет.

Судья. Вопросы к подсудимой имеются?

Защитник. Какие вопросы? И так ясно, что хорошая хозяйка.

Обвинитель. У меня вопрос : как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое в наш просвещенный век?

Судья А свидетель Чичиков называет Вас «крепкоголовой », «дубинноголовой », « проклятой старухой».

Коробочка. С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу на ночь вспоминать о господине Чичикове. Ведь он, несмотря на то ,что почтенный с виду человек , затеял покупать у меня мертвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг – продешевлю... Вот, видно, и недовольным он остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну да бог с  ним, с бессовестным, я свое взяла,  кончено. А вы, господин судья, сало свиное не покупаете?

Судья. Садитесь, подсудимая, садитесь. Прошу, господин Ноздрев,  расскажите о себе суду.

Ноздрев. Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять... А ярмарки... люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил...

Судья.  Ваше семейное положение: женаты, дети есть?

Ноздрев. Был когда-то женат, да жена умерла, царство ей небесное. А дети, да что дети? Не до них, брат. Тут жизнь такая … шумит, бурлит. Истории всякие. Да и нянька у детей есть, эх, смазлива, черт! А вот псарня, доложу я вам, братцы… это что-то. Ваше превосходительство, хочешь, я тебе щенка подарю? А лучше давай поменяемся на твою трубку. А, договорились?

Судья. Благодарю покорно. Вы лучше скажите: за что вас называют “историческим человеком”?

Ноздрев. А это оттого, что я все время попадаю в истории.

Чичиков. Позвольте добавить, господин судья. Весьма неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей  истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон...

Ноздрев.  Нет, брат, ты скажи, скажи. Суду будет интересно узнать об этом, свинья ты эдакая.

Чичиков. Прошу прощения, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрева. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без

вмешательства властей, жандармов. Такой, право дело, бесшабашный кутила и плут.

Ноздрев. Ах ты жук! Сам торгует мертвыми душами, а я плут! Я вам такую историю  поведую  про него ,пальчики оближите.

Судья. Милостивый государь, прошу соблюдать приличия. С нас достаточно ваших историй. Прошу пригласить в зал суда помещика Собакевича. Слушаем , расскажите о себе как живете ,чем занимаетесь.

Собакевич.  Владенья у меня добрые. Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, я простор люблю. Свой двор, дом - век простоит. Приятелей у меня нет. Да и какая от них польза, от приятелей-то?

Защитник. У господина Собакевича все на века. Не только постройки – березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!

Судья. Чем вы занимаетесь?

Собакевич.  Когда как . В основном охотой. Мишек люблю бить – слабость, извините.

Судья. Ваша цель в жизни?

Собакевич. Сытно поесть. Осетринку,  поросенка с хреном, бараний бок с кашей - эх! Уважаю.

Обвинитель. “Бок с кашей!” Обжорство – вот его цель, смысл и суть жизни.

Судья. Как вы относитесь к губернатору?

Собакевич. Сам разбойник и рожа воровская.

Обвинитель. Да вы же грубиян!

Защитник. Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

Обвинитель. Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет – они же его собственность.

Секретарь. Суд продолжается.

Судья. Помещик Плюшкин, вам слово. Барыня, я же звал Плюшки…Прошу прощения, господин Плюшкин.

Плюшкин. Что вам сказать, господа? Был женат и семьянин. Соседи заезжали сытно пообедать, поучиться, как надо хозяйствовать. А сейчас беднею я. Грабители в разорение вводят. Хотя бы Прошка, вот эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

Защитник. Хочу сказать о том, что господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.

Обвинитель. Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?

Судья. А сколько у вас душ?

Плюшкин. С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в бегах которые.

Обвинитель. От такого убежишь!

Секретарь. Слово господину судье.

Судья. Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческого начала, на что и обратил внимание господин Гоголь: “один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого”.

В Манилове есть хотя бы что-то человеческое ,например его беспомощный порыв к духовной жизни .

У  крепко головой Коробочки , нет даже и намека на какую -то духовную жизнь.

У Ноздрева ,наглого озорника ,нечистоплотного в мыслях и поступках,полностью отсутствуют принципы нравственности .

 Собакевич – кулак, своего не упустит, но груб и жесток, в нем проступает что-то зверское.

 И ,наконец ,перед нами предстает Плюшкин – “прореха на человечестве”, помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения и находится на грани психического распада .Эти ничтожные люди ,к сожалению не составляют исключения . Они обычные ,типичные для нашей среды. То обстоятельство ,что они душевладельцы , лишает помещиков человеческого в них .Как мы ,просвещенные люди,не замечаем ужасов порабощения одного человека другим!

Суд приговорил этих помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Фамилии Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина быть именами нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

ВЕДУЩИЙ

 Гоголь вовсе  не идеализирует народ. Он видит его темноту и забитость и не прячет своей горькой иронической улыбки. Однако великий писатель понимал, что одна и та же почва- самодержавно – крепостнический строй – поражает  и ловких, пронырливых аферистов типа Чичикова. и обманутых простофиль – Селифанов, Митяев, Петрушек… По – разному и с различных позиций, всей душой любя свой народ, веря в него, смеется он над хапугами, мошенниками и над их несчастными жертвами.»Никто лучше его не изображал русской жизни и русского общества»-говорил критик Дмитрий Писарев.

  Н.В.ГОГОЛЬ и ТЕАТР(слайд 28-33)

  Гоголь на всю жизнь сохранил почти физическое осязание особого запаха кулис и память о  суете перед первым выходом на сцену. Он прочувствовал и оценил значение партнёрства на сцене, вкусил радость от общения со зрителями и испытал сладостно-томящее состояние от их аплодисментов, боль и разочарование, когда публика что-то не принимала. Ещё не берясь за перо, он знал цену краткой и точной реплике и характерному монологу, где каждое слово сочно и выверено.  Он оценил язык сцены – прямой, безо всяких посредников разговор с публикой. Он знал: здесь ничего не объяснишь, если не донесёшь до зрителя себя, свою любовь к роли, своё

понимание характера. Гоголь рано понял: в театре нет мелочей. Всякое пренебрежение мелочью, деталью способно привести к провалу. Именно это знание театра, законов драматургии привело многие его произведения не только к читателю, но и к зрителю.

Театр – это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру, – утверждал писатель.

  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :

Каковы  истоки любви Н.В. Гоголя к театру?Откуда же у этого юноши из провинции такая безграничная любовь к театру?

Интерес к сцене ,театральной деятельности пришел к Гоголю с детства.

  Родился в  Васильевке, в имении родителей. А культурный центр этого края–Кибинцы,где существовал домашний театр богатого вельможи Троицкого, для которого отец  В.А.Гоголь-Яновский писал комедии. В них Гоголь играл вместе с родителями.

 Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные. Гоголь был прекрасным  актером: играл так хорошо, что его друзья были уверены, что он поступил на сцену. Его роль Простаковой  в комедии «Недоросль» вызывала всеобщий хохот. Ему говорили ,что даже актёрам императорских театров до него очень далеко. Однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет. Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.В другой раз Гоголь пытается сыграть

 роль старика-скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригибал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

 Н.В.Гоголь-драматург «Ни я сам ,ни сотоварищи мои…не думали ,что мне придётся быть писателем комическим и сатирическим.Работая над повестями,Гоголь пробовал  свои силы и вдраматургии.Театр представлялся ему великой силой,имеющей исключительное значение в общественном воспитании.

  В середине 30-х годов Гоголь работает почти одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женитьба»

В середине 1835 года он начал готовить ее к постановке, но увлекся новым замыслом. Это был «Ревизор». Пьеса эта «во всей истории русского и мирового театра… вознеслась как одна из самых высоких, недосягаемых вершин».

Драматургия Н.В.Гоголя сегодня.Невозможно переоценить то влияние, которое Н.В. Гоголь оказал на русскую и на мировую литературу.

•        Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей.

•        Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя (Городничий, Хлестаков, Чичиков, Плюшкин…).

•        К гоголевскому творчеству обращались и обращаются отечественные и зарубежные театры, кинематографы.

•        Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени.

•        Он открыл миру «всю Русь», не только смешные, печальные, драматические стороны, но и героические.

 Н.В.ГОГОЛЬ и  МУЗЫКА(слайд 34-39)

005007009

Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт, прежде всего, что он, ЧЕЛОВЕК, прекрасен, рождён для того, чтобы быть прекрасным. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном.

Многие страницы истории отечественной музыки связаны с именем великого писателя.

 Изучая немало музыкальных и литературоведческих материалов, я  пополнил свои знания и побольше узнал о том, как произведения обрели свою вторую жизнь в музыке.  Работа с творческим наследием Н.В. Гоголя очень необычна и увлекательна.  Открывая «нового» Гоголя на уроках  в музыкальной школе ,я понял , как много композиторов обращалось к его творчеству.

Цель моего  выступления – показать, какое значение оказало творчество Н.В. Гоголя на музыкальную культуру отечественного и зарубежного искусства.  Объект исследования – жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Предмет исследования – влияние Н.В. Гоголя на музыкальную культуру отечественного и зарубежного искусства. Использовал в ходе работы исследовательские методы: Анализ литературы по теме; Сравнение и обобщение материалов. В ходе работы было использовано много источников, чтобы раскрыть тему.

« …Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен, как Гоголь для России»,–говорил  Н.Г. Чернышевский  Каковы же истоки…любви к музыке?…….  Отец  Гоголя – Василий Афанасьевич – был многосторонне одаренным человеком: поэтом, драматургом, режиссером, актером и, по всей видимости, незаурядным музыкантом, поэтому в организованном им

театре выполнял обязанности дирижера. Здесь-то будущий писатель сблизился с миром театра и музыки, пристрастился к народным песням и сказкам в исполнении странствующих кобзарей. Детские музыкальные впечатления остались на всю жизнь и во многом предопределили характер творчества Гоголя.  Он  один из редких литераторов своего времени, который писал о музыке.много рассуждал  о ней, особенно, о различных музыкальных жанрах и формах, о сущности музыки, как рода искусства. Его проза, поэтика, его видение мира, выраженное в литературных произведениях – органично  музыкальны. Писатель подчеркивал дивную способность музыки поражать, возбуждать, вызывать душевные волнения, «страсть и смятение души».

 Повести Гоголя привлекают композиторов всех времен, прежде всего выражением величайшей любви к народу, глубокой правдой изображения жизни. Но есть еще одно свойство у Гоголя, необычайно притягательное для музыкантов. Щедрое насыщение произведений песенным материалом объяснилось не только безграничной любовью писателя к народному творчеству, глубоким знанием  музыкальной культуры, но и прирожденным чутьем музыканта – драматурга. Песни и описания музыкальных и танцевальных сцен Гоголь органично включает в литературную ткань своих повестей, причем музыкальный материал безукоризненно верно соотнесен с настроением и переживаниями персонажей (например, песня Левка из «Майской ночи», песня Параски из «Сорочинской ярмарки»).Творчество Гоголя послужило материалом для создания выдающихся музыкальных произведений таких авторов как

  Модест Петрович Мусоргский - он пристально всматривался в гоголевские образы, вслушивался в живые разговорные и песенные интонации народа.

  Его  опера  «Сорочинская  ярмарка»  написана на гоголевский сюжет.

  Пётр Ильич Чайковский– егообращение к творчеству Гоголя обнаружило новые грани   композиторского таланта.

 Опера «Черевички» –одно из самых любимых его произведений.

 Николай Андреевич Римский Корсаков  хорошо знал и любил повести Гоголя, которые использовал для своих опер.

  Опера «Ночь перед Рождеством» была названа им «быль –колядка». В ней, как и у Гоголя, высказан главный мотив народной поэзии: ум  и смелость человека побеждают силы фантастического мира.

 Композиторы 20 века ,вдохновляемые творчеством Гоголя, создают свои произведения

Дм.Дм.Шостакович- его тема обличения духовного ничтожества «существователей»,тупого мещанства зазвучала  в полный голос.

 Опера «Нос» - это   очень смелая по замыслу опера.  Родион Константинович Щедрин : «Мне  хотелось  средствами музыки прочитать поющую прозу Гоголя……»  . Ярким событием  музыкальной жизни 70х годов была  постановка на сцене Большого театра  его   оперы« Мёртвые души».

Андрей Павлович Петров

Балет-диптих «Невский проспект»

 Н.В.Гоголь говорил: «…найти только прежде ключ к своей собственной душе, когда  же найдёшь, тогда этим же ключом отопрёшь души всех» .

 Действительно, Музыка воспитывает тонкость, эмоциональность, способность к сопереживанию. Она помогает познать свою собственную душу. А также она сохраняет для потомков нравственные и эстетические ценности мировой культуры.

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ  Н.В.ГОГОЛЯ (ведущие- слайд 40)

1.Имя Гоголя, его жизнь и творчество окутаны  множеством загадок и тайн. Вот свеча на столе- она оплавлена. И это не случайно. Гоголь любил

приступать к работе поздним вечером, который является вершиной  таинственного и чудесного. Это время высших философских откровений, пик  неизведанного. Его произведения можно назвать бессмертными: на пороге 21 век, а гоголевские герои интересны нам и привлекательны для нас!

2. Действительно, Н.В.Гоголь – одна из самых загадочных личностей русской литературы 19 века. Существует множество интересных фактов о его жизни: например, в его карманах всегда лежали сладости. Как ни странно,  но это всего лишь сахар-рафинад. Когда он жил в гостинице, там подавали сахар к чаю, и он его собирал, прятал, а потом грыз за работой или за разговором. А ещё он любил готовить и угощать друзей галушками и варениками. Один из его любимых напитков было козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем - моголем и часто, смеясь, говорил:» Гоголь любит гоголь-моголь»( мы привыкли готовить  его на основе яиц ).

C:\Users\Admin\Desktop\1024 (1).jpgC:\Users\Admin\Desktop\1456339736_gogol-foto.jpg

1.4. ВИКТОРИНА(слайд 41-43)

                               1.Когда родился Н.В.Гоголь ? ( 1 апреля 18090года )

2.Какие вам известны пьесы Гоголя ? («Ревизор», «Женитьба», «Игроки»)

3.Как звали главных героев повестей Гоголя «Шинель» и «Нос»?                   (Акакий Акакиевич Башмачник, майор Ковалев )

4.Какое произведение Гоголя  напоминает вам картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану? (повесть «Тарас Бульба»)

5.Кто из русских композиторов написал оперу по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка»? ( Мусоргский)

6.На сюжет какого произведения написал оперу «Черевички» Чайковский?(«Ночь перед Рождеством»).

7.На сюжет какого произведения написал оперу Н.А.Римский-Корсаков ?

                                                                                  («Майская ночь»)

8.Какой эпиграф взял Гоголь в комедии «Ревизор» («На зеркало неча…»)

9.Кому из его героев принадлежат слова : «Чему смеетесь.?»(Городничему )

10.Во что была завернута новая шинель Акакия Акакиевича.?

А) в газету ; б)в портянку ; в) в носовой платок(+); г) в старую шинель

11.Как звали двух поссорившихся героев повести?

                                                                           (Иван Иванович и Иван Никифорович)

 12. Назовите имена двух сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий)   13.Перечислите очень страшные повести?

 ( «Страшная месть», «Вий», «Вечер накануне…») 14. Как звали Собакевича?

            А ) Павел Иванович; б) Михаил Семенович(+);  в) Герман Юрьевич;

            г)  ЗуфарМинбаевич

 15.Назовите имя Коробочки?

                             а) Домна Платоновна; б) Настасья Петровна(+);

в) Настасья Филипповна; Г) Елизавета Сергеевна;

 16.С чем Гоголь сравнивает лица Собакевича и его жены?

 а) с картошкой и репой; б)самоваром и чайником;

в)огурцом и тыквой(+);г) редькой хвостом вверх и хвостом вниз;

17.Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова?

а)Маленькой сушеной рыбкой; б) Заплесневелым сухарем от кулича(+);

в) Слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель.

2. Заключение

               (заключительное слово преподавателя)

  (слайд 44)

Гоголь так глубоко исследовал человеческую психологию, что его герои продолжают жить и сегодня. В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему именно помещики поэмы «Мертвые души» стали нарицательными. И сегодня праздного фантазера, мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем Маниловым; лгуна, хвастуна, дебошира – Ноздревым; скрягу – Плюшкиным.Но не они – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые душевные слова: «И какой же русский не любит быстрой езды». Пусть же всегда в наших юных душах, как напутствие звучат Гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом…». Мы надеемся, что встреча с Гоголем не пройдет для нас всех  бесследно. Не зря Тургенев утверждал в свое время: «Семена, посеянные Гоголем, безмолвно зреют теперь во многих умах, во многих дарованиях…».А Белинский писал: «Все сочинения Гоголя посвящены исключительно изображению мира русской жизни».Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года.Горевала вся Москва,Петербург и вся Россия,узнав,что осталась без Гоголя.

-Кого хоронят?- проходившие мимо люди.-Генерала хоронят!

Вот так посмертно он удостоился звания генерала. Сегодня мы со -прикоснулись с творчеством великого писателя. Полюбить и оценить его талант помогут вам его книги, которые продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей как и много лет назад. Его имя с уважением произносят во всех странах мира.

ЧИТАЙТЕ, ДЕРЗАЙТЕ, ЛЮБИТЕ!

Список использованной литературы

1.П.К. Боголепов,  Н.П. Верховская Тропа к  Гоголю.  Книга-справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.-М.:Дет. лит., 1976.-352 с.,

2.Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2001.- 688с. (Школа классики)/ 

3. С.И. Машинский Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей.- 2-е изд.-М.6 Просвещение,1979.-432с. 

4. Ю.А Раков Петербург – город литературных героев: Учебное пособие по курсу «Краеведение». 2-е изд. – СПб.:  Химиздат, 1999.-136 с., ил. 

5.Аудиозапись опер Римского-Корсакова «Майская ночь», «Сорочинская  ярмарка» и П.И. Чайковского «Черевички»;

6.С.А.Зинин,В.И.Сахаров. Учебник  Литература ч.1Изд. «Русское слово»2016г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

САМОАНАЛИЗ

В рамках предметной недели было проведено внеклассные занятия «Живое слово Гоголя» в форме конференции. Этот материал может быть полезен преподавателям литературы, классным руководителямтворчески провести внеклассное  мероприятие, посвященное жизни и творчеству Н.В.Гоголя.

 Мероприятие направлено на расширение кругозора студентов в области изучения творчества Гоголя. Содержание мероприятия доступно и интересно, так как использовались средства наглядности (книжная выставка, презентация), смена видов деятельности (выступления с докладами, инсценирование, викторина).Выбранная мною форма конференции позволяет поддерживать активность и самостоятельность участников, создавать доброжелательную атмосферу. Цели внеклассного занятия были достигнуты, о чём свидетельствуют общий настрой во время его проведения и высказывания студентов после мероприятия. При подготовке к нему учитывались индивидуальные особенности студентов была организованна большая предварительная работа (подбор материала о творчестве писателя ,подготовка презентации, фрагментов к/ф ,поиск заданий для викторины, оформление литературной гостиной).Для создания необходимой обстановки использован кабинет с мультимедийным оборудованием. Эмоциональному восприятию материала способствует художественное и музыкальное оформление, а компьютерная презентация позволяет эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал. Вся работа была направлена на развитие речи при представлении студентами своего проекта , творческих способностей при участии в инсценировании (суд над героями мёртвых душ), познавательной деятельности, выразительного чтения, умения проявлять инициативу . На протяжении всей конференции студенты были активны, проявляли интерес к данному мероприятию и закрепляли знания о творчестве Н.В.Гоголя . Данный сценарий можно использовать при организации работы  литературного кружка, при проведении предметной недели.

Я считаю, что цели и задачи внеаудиторного занятия реализованы полностью. Оно проведено на интеллектуальном подъёме в атмосфере сотрудничества.

Преподаватель   Т.Г.Галицына

приложение 2

Рецензия

на внеаудиторное занятие  по литературе «Живое слово Н.В.Гоголя» преподавателя Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум» Галицыной Т.Г.

Внеаудиторное занятие разработано для студентов 1-2 курсов по специальностям  35.02.07. Механизация сельского хозяйства,13.02.11.Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования,35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в рамках предметной недели. Преподавателем сформированы цели и задачи, учитывались знания и умения (обучающиеся должны знать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творчества писателя; должны уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности для создания связанного текста с учетом норм русского литературного языка и для определения своей оценки литературных произведений.Внеклассное занятие направлено на умение организовывать собственную деятельность, принимать решения в разных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск необходимой информации, работать в команде. Структура занятия способствует реализации целей и отражает логическую последовательность, взаимосвязь этапов занятия. Рационально подобрано содержание выступлений. Продуманность этапов и оснащенности занятия позволяет студентам освоить более наглядно материал, который излагается доступно для понимания и восприятия. В подготовке и проведении внеклассного занятия задействованы студенты 1-2 курсов технического профиля, которые подбирали необходимый материал и выступали на конференции с докладами, работали над созданием презентации, подбором музыки и вопросов для викторины, консультируясь при этом с преподавателем. Методическая разработка внеаудиторного занятия рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии общеобразовательных, общегуманитарных и социальных дисциплин, рекомендована преподавателям литературы и классным руководителям.

Старший методист

 техникума                        Н.И. Калуженова

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP