Абстракционизм, как направление нефигуративного искусства. Исследовательская работа творчества К. Малевича.

Автор: Тимошенко Елена Николаевна

Дата публикации: 29.06.2017

Номер материала: 8036

Скачать
Прочие методические материалы
Изобразительное искусство
Без класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №20»

Секция искусство

Загадка «Черного квадрата Казимира Малевича»

Исследовательская работа

                                                                             Автор:

Фархутдинова Анастасия

 ученица 6 класса

                                                                                                                                                                 

                                                                                Руководитель :

                                                                                Тимошенко Елена Николаевна,  

                                                                                 учитель ИЗО

Абакан, 2017г

Загадка черного квадрата Казимира Малевича

Содержание………………………………………………………………………2

Введение ………………………………………………………………….………3

Глава 1

  1. Что принято считать шедевром мирового искусства?..........................5 
    1.2    Теоретический анализ вопросов, связанных с художественным языком  авангардизма и супрематизма…………………………………………6
  1.  Философская концепция искусства Малевича……………………….9
  2. Десять  смыслов «Черного квадрата».....................................................11

Глава2

Исследование отношения учащихся к творчеству Казимира Малевича…15

Заключение ………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………..18

Приложение 1 «Черный квадрат» К. Малевича………………………………19

Приложение 2  Творческий путь Казимира Малевича «от импрессионизма к               авангардизму»………………………………………………………………………20

Приложение 3 Работы других художников в стиле «черный квадрат»………..26

Загадка черного квадрата Казимира Малевича

Введение

Очень часто можно услышать мнение, что вовсе необязательно учиться рисовать, достаточно  нарисовать черный квадрат и прославиться, как Малевич.  С одной стороны да, заманчиво – нарисовать квадрат большого труда не составит.  А с другой стороны – почему только Малевич смог прославится, нарисовав его.  Так и было решено изучить подробнее эту проблему. Понять почему художнику вообще пришла в голову мысль рисовать черный квадрат. И почему выражение «Черный квадрат Малевича» известно практически каждому.

Картина «Черный квадрат» - самая известная и загадочная работа российского художника- авангардиста Казимира Севериновича Малевича. Это оригинальное произведение абстрактного искусства было создано ещё в начале прошлого века, однако «черный квадрат» до сих пор будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Как нечто сакральное, как миф, как символ русского авангарда. Почему этот обычный с виду квадрат имеет столько смыслов и так уникален для нас в 21 столетии. В чем заключается феномен и загадка «Черного квадрата»?

Для ответа на эти вопросы было  решено изучить творчество художника.  Исследовать такое направление в живописи как авангардизм.

Актуальность выбранной темы продиктована самой жизнью. Люди, которых мы зовём художниками, скульпторами, зодчими, создают живопись, скульптуру, архитектуру, а мы называем все это «произведениями искусства». Какие творения являются произведениями искусства, а какие – нет? Вопрос не простой. Если внимательно рассмотреть репродукцию «Черного квадрата», что мы увидим - обыкновенный квадрат, закрашенный черной краской. По краям – белое поле. И всё. В чем же заслуга Малевича? В чем его достижение?

Казимир Малевич – имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его «Черный квадрат» концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности. Но есть и другие мнения. Есть люди, которые считают, что Малевич – величайший аферист всех времен и народов. Может, все просто, как в сказке про голого короля, один сказал, что «Черный квадрат» гениален, а все остальные, чтобы прослыть ценителями живописи, стали соглашаться. По данным статистики, «Черный квадрат» самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно упоминают в СМИ десятки раз, чего не происходит ни с одной другой картиной. Этой картине уже больше сотни  лет, а споры вокруг неё всё не умолкают. И если брать во внимание то влияние, которое несёт за собой черный квадрат на мировую культуру, вопросы, связанные с этим феноменом, требуют более детального рассмотрения. Все это заставляет нас обратиться к личности Казимира Малевича и рассмотреть результаты его творчества беспристрастно, внимательно и подробно.

Таким образом,  Объектом  исследования стало  творчество Казимира Малевича, предметом исследования – картина К. Малевича «Черный квадрат»

Гипотеза: «Чёрный квадрат» Казимира Малевича -  шедевр мирового искусства

Цель работы: выяснить является ли картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: шедевром мирового искусства или антишедевром.

В соответствии с целью исследования, были выделены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме, рассмотреть вопросы, связанные с художественным языком  авангардизма и супрематизма.
  2. Найти некоторые подходы на пути  к понимаю феномена авторского художественно-пластического языка К.Малевича, философской концепцией его искусства – великой утопии авангарда.
  3. Провести исследование мнения учащихся школы по вопросу отношения и понимания творчества Казимира Малевича.

Глава 1

1.1 Что принято считать шедевром мирового искусства? 
     Если верить словарям, то шедевр – это исключительное произведение искусства или мастерства, которое со временем не теряет художественной ценности и значения[2.С.820]. Шедевр является неповторимым и единственным в своем роде. В 
средние века шедевром назывались изделия, выполненные подмастерьями, мечтавшими впредь называться мастерами. 
При определении шедевра очень трудно уйти от субъективного отношения к предмету искусства. Всем известное выражение «о вкусах не спорят» дает, таким образом, простор восприятию каждого человека. Но произнося слово «шедевр», мы ставим клеймо высшего качества, претендующее на однозначное восхищение. Значит ли это, что шедевр – это нечто стоящее вне обычных критериев художественной ценности произведения искусства?

Абсолютно точного и бесспорного определения шедевру нет ни у одного автора. Как же можно понять, что данное произведение относится именно к уникальным, вечным и непревзойденным?

Очевидно, что шедевр – это произведение искусства, обладающее признаками свежести и новизны при простом (или достаточно простом) и понятном для большинства воплощении в сочетании с глубоким вкусом. Как правило, шедевр определятся большим количеством людей, которые так назовут данное произведение без специальных доказательств и обоснований. Главное, шедевр всегда выдерживает проверку временем, производя на почитателей то же впечатление, что и много веков назад. 

Шедевр – это продукт тонкого сочетания логики и эмоций Произведение, претендующее на звание шедевра, как правило, являет собой гармоничное сочетание математической логики, не дающей нарушить «симметрию», и эмоций, которые вкладывает в него автор. Не менее важен опыт и личные наработки творца. Знаменитый Веласкес, создававший шедевры живописи, говорил о своих произведениях: «Я писал картину два часа и …всю предшествующую жизнь». А Леонардо да Винчи, например, был весьма недоволен своей неповторимой «Моной Лизой», считая ее незавершенной. В восприятии произведения, как правило, огромную роль играет эмоциональный фон. «Я плакал перед этими работами, не от грусти, а от переполняющего меня восторга», - так говорил ценитель о работах итальянских мастеров живописи, размещенных в Лувре. Очевидно, что шедевр – это работа мастера, способная вызвать подобные эмоции.

Так можно ли назвать картину К. Малевича «Черный квадрат»(рис. 1) шедевром? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо подробнее изучить и творчество художника и те направления в которых он работал.

1.2 Теоретический анализ вопросов, связанных с художественным языком  авангардизма и супрематизма.

Казими́р Севери́нович Мале́вич  (1879-1935)  российский и советский художник - авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусствафилософ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. [6]  

  Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши. Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Белополья, а затем в Волчок. В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.
Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством "передвижников" Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец. Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять "эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон".
Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году. Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов "Золотое руно", где можно было увидеть новое французское искусство - работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование[4]  .
В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: "Желтая серия" представляла ангелов и святых (рис. 3), "Белая" – отдых (рис.4), "Красная" - бани, купальщиков и купальщиц (рис. 5). В том же году проходила третья выставка петербургской группы "Союз молодежи", где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, Гончаровой, Моргунова и Татлина. Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников "Бубновый валет" и организовали выставку "Ослиный хвост", на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.
В 1913 году Малевич вступил в "Союз молодежи" и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как "Женщина с ведрами", "Точильщик", "Лесоруб", "Утро после вьюги в деревне" и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом  (рис. 5) .
В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского "Союза молодежи" оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать "Первым всероссийским съездом футуристов". После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу "Победа над солнцем", и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников. "Победа над солнцем" была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.
В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.
После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов (рис.6).
На первой футуристической выставке "Трамвай В", которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы "Дама у афишного столба", "Авиатор", "Дама в трамвае" и "Англичанин в Москве" (рис. 7). Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.
А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.
39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый "Черный квадрат", были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась "0,10" (ноль десять). Малевич назвал их "новым беспредметным реализмом". Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре - "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В ней Казимир Малевич писал: «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма»
..

    В своём раннем творчестве, К.Малевич увлекался импрессионизмом, элементами модерна, сезанизма, кубизма, фовизма, символизма, - все это попытки внешнего заимствования чужих стилистических систем, которые можно рассматривать в качестве школьных упражнений начинающего художника.

     Как и во многих работах авангардистов, в картинах Малевича этого периода («Корова и скрипка» 1913, «Авиатор» 1914, «Англичанин в Москве» 1914)(рис.7)  зашифрованное, абсурдность произведений переходит порог возможности человеческого восприятия. Расшифровать их невозможно, потому что автор и не пытался ничего зашифровать. Автор надеялся «ошарашить», заинтересовать, рассмешить зрителя нелепостью. Подобные работы выходят за пределы возможностей зрительского восприятия и покидают область эстетического и область искусства. Эта проблема подробно рассмотрена Абрамом Молем в его книге «Теория информации и эстетического восприятия» [2.С.201]. Краткий вывод этого исследования состоит в том, что нам пытаются внушить безосновательное мнение, что у зрителей обязательно появится непреодолимое  желание разгадать неразрешимую в принципе загадку, спрятанную в картине. А такая загадка сделает картину безмерно притягательной, и в этом будет состоять победа художника и достоинства его творчества.

     Переход Малевича к супрематизму можно обозначить 1912 годом. В том же крестьянском цикле постепенно начинают преобладать тенденции, окрасившее в дальнейшем все собственно оригинальное творчество Малевича. «Жница» (1912), «Плотник» (на обороте - картина «Крестьянки в церкви», 1911) (1912), «Уборка урожая» (1912) (рис. 6) – эти работы уже избавляются от человеческого переживания и духовной наполненности. На первое место выходи формальный приём. Людей и природу заменяют персонажи, склеенные из «раскрашенных жестяных листов». Изображения все больше приобретают характерные черты условного знака, эмблемы, формулы условного обозначения, в конце концов – иероглифа. В своих теоретических работах Малевич многократно подчеркивает свое стремление приблизиться к условному знаку, к «китайскому иероглифу», а это неизбежно означает выход из области искусства в область информатики. То есть, по замыслу самого же Малевича, мы должны рассматривать его поиски не как творчество художника, а как работу дизайнера.

Наверное, и Архимед, и Пифагор рисовали квадрат намного раньше Малевича. И сейчас, и много лет назад были люди, которые закрашивали квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры разноцветными красками и ничуть не менее аккуратней, чем Малевич. И квадрат Малевича ничуть не квадратнее всех остальных квадратов. В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно не имеет никакого отношения собственно к изобразительному искусству, и считать Казимира Малевича великим художником никак не возможно. Малевич, совершенно очевидно, является великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации XX века.

Важнейший и, возможно, единственный результат творчества Казимира Малевича состоит в создании максимально простого изображения, которое может нести в себе очень важную информацию, и такая информация прочитывается мгновенно. Это очень очевидный факт, огромная заслуга и достойный результат усилий дизайнера Малевича, работающего в области информационного знака.

 Дмитрий Владимирович Сарабьянов и Александра Семеновна Шатских в своей работе «Казимир Малевич. Теория «Живопись» [2.С.201], считают, что если мы в одном размере, на одинаковых холстах, в одинаковых рамках, на одной стене выставочного зала и рядом расположим «Квадрат» Малевича, «Крест» Малевича, «Четыре квадрата» Малевича, «Круг» Малевича, дорожный знак «кирпич», означающий, что въезд запрещён, красный треугольник – дорожный знак «Уступи дорогу», белую стрелу в синем треугольнике – дорожный знак «Одностороннее движение» и т.д, мы вынуждены будем признать, что все это явление одного порядка. Эти изображения представляют или могут представлять закодированную информацию, предназначенную для моментального считывания. Именно такое качество просто необходимо для технологической цивилизации, в которой мы с вами существуем. При огромных скоростях современного движениях на дорогах, при огромных скоростях новейших технологических процессов необходимо для выживания иметь такую азбуку современных иероглифов. Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому осмыслениями человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Вспомните картину Малевича «Крестьянин-косарь»(рис. 9). Вот вам готовый дорожный знак «Осторожно, впереди сенокос». Промышленная графика, готовые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки – вот тот мир, куда органично вписывается квадрат Малевича и автодорожные знаки. И в таком своеобразном мире есть свои мастера, свои гении, свои выставки и свои теоретические исследования. Но это совершенно особый, свой мир. Невозможно сравнить между собой и экспонировать в одном выставочном зале живопись Рафаэля, торговые эмблемы и отделку салонов автомобилей.

  1. Философская концепция искусства Малевича.

     «…Всегда требуют, чтобы Искусство было понятно, но когда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…», - пишет Малевич.

     У широкой публики авангардное современное искусство не в почёте, впрочем, как и «непонятные» круги, квадраты и прочая «мазня» авангардистов начала XX века. К.Малевич считал, что в живописи не нужно никого копировать, в первую очередь идти от своего «Я», не игнорируя всего того опыта, что накопило человечество за все время существования. «Люди упрекали и упрекают беспредметное искусство в том, что оно им непонятно. Подобным образом люди упрекали и упрекают жизнь в том, что она не исполняет их ожиданий. Глупо упрекать существования в том, что оно не следует нашим идеям. Нам самим нужно приспосабливаться к жизни, а не ждать, что она будет приспосабливаться. Подобным образом нам самим нужно приспособить себя к восприятию абстрактного искусства,  а не ждать, что оно будет приспосабливаться к вашим умам».

     Часто говорят о «Черном квадрате» как о вырождении, деградации искусства и о Малевиче, как о наглеце, решившемся представить людям то, на что другие не решились. Попробуем разобраться.

     Во-первых, Малевич не первый подобное выставлял, но почему-то других не заметили и не запомнили. (Например – абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полог Билходом 1882 г. и называлось оно «Ночная драка в подвале») Черный прямоугольник (рис.10). Также художник Альфонс Алле на выставке Incoherent shows 1883 года выставляет картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре» представляющую собой белые прямоугольники (рис. 11). Затем были Серые, Зеленые и всякие разные еще прямоугольники.

     Во-вторых, авангард в процессе модернизации искусства поставил его (искусство) на боле высокую, осмысленную ступень уже и потому, что сделал теорию (до этого как бы отдельно и самостоятельно от искусства существовавшую с XVIII века, а до этого времен неосознаваемую как теория искусства вообще) неотъемлемой частью нового искусства, его оправданием и его законом. Стали появляться произведения, подтверждающие теорию нового искусства и «Черный квадрат» - одно из них.

     Исходя из собственной теории авангарда, в искусстве нет прогресса. И то состояние ступора. в каком было академическое и салонное искусство к началу XX века, подтверждало его застойное состояние. Если бы оно воспринималось обществом как прогрессивное, то вряд ли потребовалась бы столь масштабная модернизация искусства и общества, какая была в XX веке. При этом совершенно логично вытекает, что если нет прогресса в искусстве, то не может быть и регресса, не может быть дегенеративных произведений (а самое регрессивное для многих – это «Черный квадрат»), а все они, так или иначе, являются развитием. Развитие, как известно, может идти как назад, так и вперед, при этом не стоит давать оценок, - какой момент лучше? И все в жизни и искусстве тоже не так однозначно. И «Черный квадрат» есть то самое развитие вспять, его тупиковая точка, от которой искусство может идти в разных направлениях, что мы, и видим сегодня. Любое выдающееся произведение искусств логично. В нем все связано, логично вытекает одно из другого, один композиционный момент предполагает другой, цвет взаимосвязан гармонично, сюжет имеет свою логику. Логика произведения выступает как логика содержания, формы и их взаимосвязи. Изображение, лишенное логики, не соотносится с искусством. И обратная связь – наличие логических связей – бесспорный показатель принадлежности к искусству и Малевич дерзко представляет публике: НЕТ ограничений на художественную форму, пусть это будет хоть черный квадрат…

     «Черный квадрат» - это не картина, это реакция автора на происходящее в мире. Это была целая акция – показать символ предстоящего разрушения и пустоты. У Малевича таким символом стал « Черный квадрат».

     Есть ощущение, что «Черный квадрат» - промежуточная форма между математикой и эстетикой, настолько сильна его логика. И дело даже не в математической, геометрической форме квадрата. Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой форме. «Черный квадрат» – без сомнения это минимальная форма, ноль искусства (но не конец), от которого возможен отсчет и движение (как по числовой оси от нуля) как в одну, так и в другую сторону; как в сторону развития новой фигуративности от формального нуля, так и в отсчете новой абстрактности, развивающей новые абстрактные формы от простейшего квадрата.

     Изображение «Черного квадрата» является как реалистичным, так и абстрактным одновременно. Именно это и подтверждает, что мы имеем дело с универсальной, абсолютной форме, единой для изобразительности и в этом тоже момент гениальности этого полотна. Конечно, надо еще учитывать и известный посыл М.Дени, А. Матисса о том, что картина это раскрашенная плоскость и форма плоскости не может не учитываться и формировать изображения. Это еще одна из причин, почему квадрат, а не круг. Квадрат повторяет конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. А круг, треугольник уже будут давать зоны отсечения от рамы.

Так всё же, знаменитое полотно Казимира Малевича - это шарлатанство или зашифрованное философское послание?

1.4  Десять смыслов «Черного квадрата» [2.С.201].

1. "Черный квадрат" - это темный прямоугольник

Начнем с того, что "Черный квадрат" вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.


2. "Черный квадрат" - это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: "Гениально!" После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему "Черному квадрату".

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

3. "Черный квадрат" - это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

4. "Черный квадрат" - это бунт в искусстве 

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и "Черный супрематический квадрат" как его яркое воплощение. Термин "супрематизм" произошел от латинского suprem, что означает "доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи". Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт "чистого творчества". +

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.

5. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

6. «Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «черные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

7. «Черный квадрат» — это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

8. «Черный квадрат» — это вызов православию. Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы (рис. 2). Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».

9. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

10. «Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Так в чем же загадка «Черного квадрата»? Почему уже более ста лет эта картина будоражит умы людей?

 Форма квадрата конечно не случайна. Креативность квадрата, то, как он бьет по сознанию и подсознанию человека, несравнима ни с какими другими формами. В этом смысле квадрат есть универсальный знак, и не случайно из древности у разных народов солярные (т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат. Креативность квадрата на уровне восприятия ощущалась всегда. Леонардо да Винчи пишет: «…геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями». ( То есть речь опять о квадрате как абсолютной форме). Таким образом, и формой и содержанием «Черного квадрата» является черный квадрат как геометрическая фигура. И ничего больше.

«Черный квадрат» это этап в развитии мирового искусства. Он возник не случайно, не на пустом месте, в точное время, обусловленное общим уровнем искусства, культуры, философии, да всей жизни вообще. Именно поэтому он действительно аккумулирует в себе то, что перечисленного выше. Чем больше знаешь об истории искусства – тем больше видишь. Это неотъемлемый способ взгляда на предмет искусства у образованного человека. Так в чем же феномен, харизма «Черного квадрата»? Итак, в 1915 году Малевич, выставив «Черный Квадрат», заявил, что, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, при этом этот «шедевр» ставит простого человека «с улицы» в полный тупик, так как практически любой человек сам может нарисовать точно такой же «шедевр». Так что это, великий розыгрыш, шутка?

Харизма «Черного квадрата» в том, что слова Казимира Малевича о завершении им целого этапа мировой живописи – истинная, правда. А именно – целого этапа авангардисткой живописи. Как было сказано выше, история авангардизма – это история радикальных инноваций и поиска нового. Метафорически этот процесс был очень похож на то, как алхимики искали свой философский камень. Так авангардисты искали скрытую сущность того, чем действует искусство на людей. Он выбросил все – не нарисовал ничего. «Черный квадрат» означает отсутствие всего. Тем самым Малевич действительно сделал последний шаг в этом направлении отбрасывания и упрощения. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл. Авангардистская живопись завершила цикл своего исторического развития – с 1860 по 1915.

Глава 2 

Исследование отношения учащихся к творчеству Казимира Малевича.

2.1. Методы и результаты исследования

     Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №20» г. Абакана. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х – 9-х классов в количестве 12 человек, в возрасте от 12 до 15 лет

Цель исследования: изучить представления учащихся о творчестве Казимира Малевича.

     Для исследования была специально разработана анкета. В данной анкете все вопросы были разбиты на 2 блока: первый блок посвящен изучению интереса к творчеству К.Малевича, второй – восприятию «Черного квадрата». Ответы представлены в виде таблицы.

  

Таблица 1. Как вы воспринимаете творчество К.Малевича?

№ п/п

Варианты ответов

% от числа ответивших в средней школе

1

Это новаторство в изобразительном искусстве

20

2

Полная деградация

20

3

Мне он не интересен

50

4

Свой вариант ответа

Конструктивное понимание мира (2 чел.).

Таблица 2. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича это…_

№ п/п

Варианты ответов

% от числа ответивших в средней школе

1

Мрачное, но абсолютно непонятное откровение гениального художника

40

2

Символ, этап развития мирового искусства

10

3

Да я и сам так могу

25

4

Свой вариант ответа

10

Выводы по результатам.

     Таким образом, лишь 20% учащихся средней школы считают творчество К.Малевич новаторством в изобразительном искусстве. Для остальных оно либо неинтересно, либо считают деградацией искусства.

      На вопрос «Черный квадрат» это… шедевр или антишедевр

 10% учащихся средней школы ответили, что считают это произведение символом, этапом развития мирового искусств, 40% считают картину  непонятным откровением.

     25% учащихся средней школы ответили, что они и сами так смогут.

Свои варианты ответа дали 10% уч- ся. Они считают картину взносом в архитектуру, первыми шагами к современному дизайну, конструктивным пониманием мира.

 Но все-таки по 40% учащихся школы считают «Черный квадрат» мрачным и абсолютно непонятным откровением гениального художника. Почему же мы не понимаем абстрактное искусство? Почему мы не получаем от него радости? Почему наши глаза не видят его красоты, а наше сердце остается глухим к его зову?

Моё мнение , что абстрактные картины хороши тем, что в них нет единого фиксированного смысла. Они как бы не ограничены тем, что на них изображено, тем, что можно непосредственно увидеть глазами  за изображением, внутренним взором можно увидеть гораздо больше и смыслов там множество. Поэтому они погружают человека в размышления о смысле жизни. Один отмахнется и скажет, что он так сможет, мудрый  разглядит в этом квадрате уголь в шахте, выгоревшее окно после пожарища  или выгоревшую брешь в своей душе.  

     У нас сложились определенные представления о том, каким должно быть искусство, и абстракционизм не соответствует этим представлениям. Мы всегда смотрим на жизнь через призму определенных представлений о них.

     Некоторые люди, в том числе и учащиеся нашей школы, говорят, что не понимают беспредметное искусство, но понимают и любят искусство с предметами сюжета. На самом деле они не понимают искусства вообще. Они любят не искусство, не живопись как таковую. Они услаждаются предметами сюжета живописи. Абстрактная живопись – это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живопись или он видит предмет – сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в эпохе Возрождения, и в абстрактном искусстве.

Заключение.

     В моей работе был проведен теоретический анализ творчества Казимира Малевича; рассмотрены вопросы, связанные с художественным языком супрематизма, философской концепции искусства. Было проведено исследование отношения старшеклассников к творчеству К.Малевича.

     Проведённое мною теоретическое и эмпирическое исследование позволило установить: несмотря на то, что есть мнения о дегенеративном искусстве К.Малевича, его творчество выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности. Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств. Это стала знанием, с которым невозможно не согласиться, в котором стыдно сомневаться, и которое просто неприлично обсуждать. Сегодня, в начале XXI век, мы думаем: «Чем запомнился XX век?» Самыми страшными войнами. Бесчисленными революциями и военными переворотами. Сотни раз менялась мода. И только «Черный квадрат» Казимира Малевича остается неизменным  неразгаданным символом XX столетия. « Черный квадрат» Казимира Малевича был, с одной стороны, вызовом обществу, бунтом, протестом. Нарисовать квадрат, обвести его белой краской и заставить воспринимать как произведением искусства – конечно, это неслыханная дерзость. Это действительно был прорыв в новое искусство и новое время. На истечении столетия можно уверенно говорить о победе Малевича. Его творческие находки растворены в современном дизайне. Чайники Малевича, сконструированные еще в 1912 году, поразительно напоминают  «мулинексы» и «тефали». Тот же Малевич в начале 20-х годов сделал открытия, которые сегодня используют все рекламные фирмы, делая упор на чистый цвет и простую форму.

     То, что Малевич Художник с большой буквы, не надо оспаривать. Может быть, черное в квадрате- это наше сознание и жизнь, а то, что белое -так это то, что нам неведомо, то о чем человечество размышляет всю свою «квадратную» жизнь. Тот, у кого есть душа, не останется равнодушным от работ Малевича!!!

Об этой картине Малевича можно говорить вечно. В конце концов «Чёрный квадрат» - это всегда споры.

Такая его природа, такая его судьба.

Мы пришли к выводу, что наша гипотеза с небольшим перевесом, всё-таки подтвердилась.

По результатам анкеты, это несомненно гениальное произведение, а значит это ценнейший символ русской культуры, шедевр мирового искусства.

Список литературы

  1. Моль Абрам «Теория информации и эстетического восприятия» перевод с французского Б.А. Власюка, Ю.Ф. Кичатова М.: Мир, 1966. - 352 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН. Ин-т рус.яз.;Российскй фонд культуры. – М.: Азъ Ltd.,1992. 960с
  3. Шахматова Е.В. Метафизика «Черного квадрата» К.Малевича // «Дельфис» - №27(3) – 2001. Энциклопедия русской культуры. « Победа над Солнцем.»
  4. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361310 © AdMe.ru 
  5. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/807-malevich.html - Малевич. Картины , супрематизм, принципы черного квадрата
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малевич, Казимир Северинович

Приложение 1

«Черный квадрат К.С.Малевича»

http://mtdata.ru/u23/photoC0C7/20533461608-0/original.png#20533461608

http://mtdata.ru/u24/photo9CF0/20425753004-0/original.jpg#20425753004

                  Рис. 1 Репродукция картины К. Малевича «Чёрный квадрат»http://mtdata.ru/u25/photo9236/20979607306-0/original.jpg#20979607306

Рис. 2 Экспозиция выставки «0,10». Петербург. Декабрь 1915

Приложение 2

Творческий путь Казимира Малевича «от импрессионизма к авангардизму»

http://berthemorisot.org/upload1/file-admin/images/new10/Grant%20Wood-972728.jpg

Рис. 3.  К. Малевич «Яблони в цвету»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bdcfd040b7ed7fb64acaa7b4d95c540f-l&n=13рис. 4. К. Малевич «Церковь Румалевич»

Рис.5 Переход Малевича к супрематизму 1912 г. «Жница» (1912), «Плотник» L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\The-Reaper-On-Red.jpg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\p-LOO3SbkvSYUPa8LXwbsQ-article.jpgL:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\i (2).jpg

Рис. 6 К. Малевич антинемецкие плакаты в стиле русского лубка

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\look-vistula-is-near-poster-1914.jpg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\i.jpg

Рис. 7 Малевич  «Корова и скрипка» 1913, «Авиатор» 1914, «Англичанин в Москве» 1914

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\thumb_20194_article_middle.jpeg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\7190-preview.jpg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\000005.jpg

Рис.8 Футуризм, как лучизм в картинах К. Малевича

«Лесоруб», «Женщина с ведрами», Точильщик

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\i (5).jpg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\33.jpg

L:\Тимошенко Е Н\моя\для уроков\2015-16 уч. год\ноу 2016 шк№20 такие разные куклы\A41489.jpg

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP