Художественные промыслы из природных материалов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Автор: Антонова Татьяна Анатольевна

Дата публикации: 01.07.2017

Номер материала: 8050

Скачать
Прочие методические материалы
Дополнительное образование
Без класса

Художественные промыслы из природных материалов на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Педагог дополнительного образования

                                                                                                             Антонова Т. А.

          Народное ремесло берёт начало ещё с древних времён. Как и народное искусство, оно  нередко зависело от  культурных,  политических и  религиозных убеждений. У разных народов в разных регионах и областях искусство и культура различались, следовательно, различались и их ремесла. Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов. Изделия считаются народным ремеслом, пока процесс их изготовления не ставится на массовое изготовления промышленного типа. Ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и  определённые навыки. Народное искусство соединяет    настоявшее с прошлым, сберегает национальные и  художественные ценности.  Художественные ремесла  и промыслы  являются одной из форм народного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе духовный, эстетический и  исторический  опыт народа, его духовную основу. Эффективным средством развития личности ребёнка является изучение народных промыслов. Включаясь в эту деятельность, ребёнок  приобщается к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, у него формируется  эстетический вкус, воспитывается  уважение и интерес к труду. На протяжении долгого времени народное искусство относилось в основном к сувенирной продукции. А ведь в произведениях  народных мастеров таятся  высокая материальная  и духовная  культура.   возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры Возрастает необходимость не только сохранять  и возрождать, но и  осваивать  и развивать традиционную народную  культуру.                                                                                 Теоретические аспекты народного искусства рассмотрены в трудах П.Г. Богатырева [1], Н.А. Горячевой [4], Ю. Дорожина [5], А. Зися [7], М.А. Ильина [8] и др.  И.Я. Богуславская [2] рассматривает современные проблемы развития народного творчества и декоративно-прикладного искусства. О проблемах развития народного творчества также рассказывается в статье М.А. Некрасовой [10]. Вопрос о природе народного искусства поднят у А.С. Канцедикаса [9].

          Научиться ремеслу может каждый ребёнок. Для дальнейшего изучения, возрождения, развития и сохранения,  народных художественных промыслов, основные положения и результаты могут быть использованы  в системе дополнительного  образования. Работая   в учреждении дополнительного образования детей, занимаюсь  развитием декоративно – прикладного творчества.                                                                                                                            На занятиях по народным художественным промыслам формируется эстетическое мироощущение, развивается художественный вкус, творческая активность, способность к художественному и образному мышлению,  преобразованию действительности, что даёт детям возможность погасить свои негативные эмоции, порождённые жизненными обстоятельствами.                 Занятия по художественной обработке кожи рекомендуется начинать с 9 лет, однако подготовительная работа может вестись и раньше. В период с 8 - 9  лет у детей идёт развитие личности, меняются интересы, для них важна  оценка результата деятельности. Особенность данного возраста  - непроизвольность памяти и мышления, его неустойчивостью, слабая  переключаемость внимания.

В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (М. Максимов, Р. Кэмпбэлл, У. Глассер, В.Сатир и др.).

  • Начинать разговор с похвалы.
  • Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом.
  • Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.
  • Предоставлять детям возможность сохранить престиж в  глазах других.
  • Не приказывать, а задавать вопросы.
  • Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
  • Создавать детям хорошую репутацию.
  • Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
  • Добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

На первых занятиях  по художественной обработке кожи мы изготавливаем простейшие изделия, пусть даже и в виде эскиза. Важно, чтобы первые работы детей получились. Для этого нужно тщательно спланировать поэтапное выполнение задания, проследить за изготовлением изделия. Усложнение заданий в дальнейшее, зависит от способностей и возраста учащихся. Если предыдущее задание не получилось, лучше попробовать повторить его в упрощённом варианте, но с повтором основных этапов выполнения.

Педагогу необходимо  также выявить вид мышления у детей (творческий или стандартный), и в дальнейшем, развивать творческие начала и у других, опираясь на учащихся с творческим типом мышления.

 Обучение  детей  по индивидуальному образовательному маршруту значительно облегчает изучение кожевенного ремесла. Оно даёт возможность растить художественно одарённую личность, поддерживает постоянный интерес к художественной обработке кожи. Позволяет создавать авторские, оригинальные работы. Поддерживает в коллективе благоприятный психологический микроклимат.

Таким образом,  от  грамотно спланированной и проведённой  работы по обучению детей художественной обработке кожи зависит  успех занятия, и, как результат,  раскрытие  творческого потенциала учащихся, создание авторских «эксклюзивных» изделий.

Литература

  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. – 544 с.                                                                                                                                             2. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 56 – 62.                                                                                                                                                                              3. Воронов А.А.Энциклопедия прикладного творчества.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.                                                                                                                                                 4.Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.                                                                                                                                            5. Дорожин Ю. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. В 2-х ч. - М.: Мозаика-синтез, 1995. – 80 с.                                   6. Ельников Д.П., Ханин М.Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1979.                                                                                                          7. Зись А. Виды искусства. - М., 2007. – 346 с.                                                                                            8.Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976. – 286 с.                                                                                                                                                           9. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). - М.: Искусство, 1977. – 87 с.                                                                          10.. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. – 312 с.

Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов

Страна талантов

Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Страна талантов

Олимпиады проводятся по всем общеобразовательным предметам.

Все победители олимпиад 2016-2017 учебного года получают дополнительные 5 баллов к результатам ЕГЭ
при поступлении в РГСУ.

Участникам

Страна талантов

Каждый участник получает именной диплом в печатном виде.

Победители получают именные дипломы, медали, блокноты, ручки и другие ценные призы.

Преподавателям

Страна талантов

Каждый преподаватель, чей участник стал победителем, и те преподаватели, которые заявили к участию 3 и более учеников, получают благодарственную грамоту в печатном виде.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 59547
выдано 08.10.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

© АНО ДО «Страна талантов», 2010-2017. Создание сайта - IT DEV GROUP