Использование ИКТ в МХК

Автор: Нечаева Светлана Николаевна

Дата публикации: 17.03.2016

Номер материала: 945

Прочие методические материалы
Мировая художественная культура
Без класса

Использование ИКТ в преподавании курса мировой

художественной культуры в средней школе.

Актуальные вопросы по теме и ответы на них.

1.Дайте определение следующим понятиям:

1.1 - информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

1.2 – интеграция

Целостный характер мира искусства является объектом изучения курса «Мировая художественная культура», который включает в свое содержание несколько дисциплин художественного цикла. Это дает возможность выхода на интеграцию предметов, объединение нескольких областей знания в единое целое на основе общего интегрированного подхода.

Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы.

1.3 - интегрированная педагогическая технология

Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим перед педагогом стоит задача формирования духовного мира подростка силой воздействия различных искусств в их комплексе, основ эстетического воспитания, нравственной позиции и, конечно, создания условий для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке и во внеклассных занятиях, развитие у детей способности полноценно и цельно воспринимать художественную культуру в своей дальнейшей жизни.

1.4 - игровая педагогическая технология

В помощь педагогической науке выступает медиаобразование как направление, которое и занимается проблемами образования и воспитания при помощи средств медиа, т.е. средств массовой коммуникации. Как отмечал один из первых исследователей социокультурного аспекта медиаобразования А.В. Шариков, в мировой практике наполнение термина «медиаобразование», впервые определенного ЮНЕСКО в начале 1970-х годов. Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так, завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в доме - музее, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию».

1.5 - личностно-ориентированный подход к обучению

Подход к преподаванию МХК – личностно-ориентированный. Его сторонники исходят из понимания мировой художественной культуры как уникального педагогического средства развития личности ученика, становления его ключевых компетенций. Искусствоведческая информация в контексте этого подхода – лишь вспомогательный материал для развития ребенка, а учебники и УМК – базовые инструменты организации самостоятельной продуктивной деятельности учеников, способствующей их творческому становлению и формированию мировосприятия.

1.6 - компетентность учителя

Учитель как источник информации, ранее лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняются со своих привычных позиций. Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключает учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций – функции организатора обучающегося взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления.

1.7 - компетентностный подход к обучению

Будить и поддерживать образовательную инициативу учащихся.

Создавать необходимые условия учащимся для самостоятельного учения (и научения) в широкой информационно-образовательной среде.

Оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений.

Осуществлять корректировку успешности процесса учения и научения и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата.

1.8 - деятельностный подход к обучению

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

1.9 - информационное поле системы образования

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

1.10 - образовательная область

Культурологический, целостный подход соответствует целостности, синкретичности детского мышления (это особенно важно в младшей школе), его установке на глубокое переживание миров, древних цивилизаций культурных артефактов, мифов, которые развертываются перед ним на уроках МХК.

1.11 – медиаобразование

Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как например, математика, физика, география и т.п.

1.12 – медиаразработки

Опыт работы в школе показывает то, что учителю приходится постоянно уделять внимание не только художественно-творческой деятельности подростков (творческие работы по пройденному материалу в виде сочинений, докладов, коллективных творческих работ), но и медиаразработкам с учащимися на уроках информационных технологий. При таком подходе смысл понятия «преподавание» трактуется как вид педагогического взаимодействия, и в качестве элементов оно включает все действия учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, имеющего целью образование, воспитание и развитие личности и состоящего из планирования, организации, стимулирования и контроля учебного процесса.

1.13 - индивидуальная форма учебной деятельности

Спецификой содержания преподавания мировой художественной культуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.

В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:

- непосредственное знакомство с художественными произведениями;

- приобретение необходимых искусствоведческих знаний;

- собственная художественно-творческая деятельность.

2. Перечислите основные типы информационно-куммуникативных педагогических технологий.

Типы информационно-коммуникационных педагогических технологий:

1)        электронные учебники;

2)        электронные энциклопедии;

3)        электронные справочники;

4)        электронные каталоги: рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.п.;

5)        электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий);

6)        обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов;

7)        моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)

8)        электронные тренажеры;

9)        электронные тесты.

3. Перечислите необходимые условия перехода к индивидуальным формам учебной деятельности.

Для детского восприятия мира в целом и культурных феноменов в частности характерны:

        целостность, синкретичность мышления. Ребенок воспринимает произведение искусства целостно, как единство, не расчленяя его на составные элементы;

        конкретность и мифологичность;

        деятельное отношение;

        установка на изучение мира, потребность в ежедневных открытиях («как?», «зачем?», «что это значит?», «как это делается?», «для чего?» и т.п.):

        ориентированность на проживание изучаемого материала по модели «здесь и сейчас», а не на отстраненные размышления по его поводу.

        активное присвоение всего, что соприкасается с ним, богатый личный опыт, соединенный с опытом социокультурной микросреды ребенка и ещё не засоренный культурно-эстетическими шаблонами (этот опыт редко оказывается востребованным в педагогической практике).

4. Укажите основные пункты организации работы учащихся над проектом.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих опорных пунктах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

1) Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

5. Чем отличаются понятия, используемые в педагогике, «методика» и «технология»?

Понятие «методика обучения» связано с представлением о совокупности приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.

6. Какие задачи решает работа над презентацией?

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

- дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;

- акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

- систематизация материала;

- использование и создание иллюстрированного материала;

- создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей.

7. Какие требования предъявляются к «развивающим» учебным материалам?

Требования к «развивающим» учебным материалам:

- отбор учебного содержания для всех типов учебных материалов осуществляется с учетом возможности организации экспериментальной работы с материалами; создание условий для предложения учащимися собственных (различных) точек зрения, версий, гипотез и их обоснования; организации экспериментов, исследований, проектных работ;

- конструирование учебного материала в логике проблемного обучения, прежде всего, за счет приоритета проблемных познавательных задач, способствующих обучению способам решать этих задач в нестандартных жизненных ситуациях;

- междисциплинарный характер учебных материалов – интеграция содержания учебных предметов для интенсификации образовательного процесса, формирования целостных представлений о человеке и окружающем его мире, рассмотрения ключевых проблем с междисциплинарных позиций;

- возможность разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе его возможностей и склонностей;

- открытый характер учебных материалов – возможность быстрой замены устаревающей информации, оптимальное сочетание свободы педагога и учащегося с регламентацией образовательного процесса;

избыточность информации, необходимой для организации образовательного процесса, что позволяет педагогу и учащимся самостоятельно осуществлять выбор необходимых сведений;

стимулирование обращений ученика к иным (внешкольным) источникам информации и способам организации деятельности, не выступающих в качестве «нормативных».

8. Опишите алгоритм действий по составлению  рабочей учебной программы по предмету МХК.

Алгоритм действий по составлению рабочей учебной программы по предмету «Мировая художественная культура» предполагает:

. Выбор основной учебной программы в составе учебно-методического комплекта – предметной линии. Это решение является стратегическим и определяет перспективу обучения школьников. Определение учебно-методического комплекта по предмету осуществляется в соответствии с миссией общеобразовательного учреждения на основе анализа образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом требуется учитывать объем учебного времени, отведенного на изучение МХК в учебном плане школы (лицея, гимназии), а также наличие условий, необходимых для реализации учебной программы (кадрового, материально-технического обеспечения и др.). Особенно необходимо учитывать эти требования при отборе (разработке) рабочих учебных программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

. Конкретизация содержания рабочей учебной программы и требований к уровню подготовки обучающихся по классам, разделам и темам. При этом учителю необходимо сформулировать предметное содержание вариативной части учебной программы, в том числе региональный (национально-региональный) и школьный компонент. Учителю также следует продумать систему реализации межпредметных и внутрипредметных тематических связей. Это позволяет отразить в содержании рабочей учебной программы особенности условий общеобразовательного учреждения и избежать дублирования учебного материала.

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сужающей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл образовательного стандарта заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми аспектами, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

9. Укажите автора первой программы по МХК. Актуальны ли ее принципы в наши дни. Почему?

Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» (автор – Д.Б. Кабалевский) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор – Б.М. Неменский). Своеобразие самой первой программы МХК, созданной Л.М. Предтеченской, заключалось в том, что она поставила перед педагогом не только задачу «изучения» искусства. В фокусе внимания педагога оказывалась личность ученика, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Принципы, положенные Л.М. Предтеченской в основу предмета, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Теория прогресса мало приемлема для искусства, и ценность художественных произведений для современного человека не зависит от времени их создания: Толстой не «хуже» Шекспира, а Прокофьев не «отменяет» Моцарта. Произведения разных видов искусства, отобранные для изучения в курсе «МХК», целесообразно оценить с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. Первоначальный вариант программы во многом отвечал этим требованиям. Он предлагал неспешное погружение, работу с тщательно отобранными памятниками художественной культуры того периода, который устанавливал диалогические отношения с предшествующими культурными эпохами.

11. УМК, используемый Вами в преподавании предмета МХК.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый уровень), 10 кл., Владос, 2012

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый уровень), 11 кл., Владос, 2013